Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ВАССИАН РЯБОВСКИЙ (ок. 1441 - 1509), Угличский, Рябовский чудотворец, прп. (пам. 12 февр., 11 июня, 21 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВЕДАСТ († ок. 540), еп. Атребатский (Аррасский), свт. (пам. зап. 6 февр., перенесение мощей 5 окт., в диоцезе Аррас также 6 апр. с октавой) ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВЕНИАМИН Ильич Благонадеждин (1880-1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН Ксенофонтович Владимирский (1892-1937), диак. сщмч., (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН (Воскресенский Василий Константинович; 1871-1931), еп. Тутаевский (Романовский), вик. Ярославской еп., сщмч. (пам. 15 янв., 22 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЕНИАМИН (Казанский Василий Павлович; 1873-1922), митр. Петроградский и Гдовский, сщмч. (пам. 31 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Самарских святых и в Соборе С.-Петербургских святых) ВЕНИАМИН Иванович Фаминцев (1873-1938), прот., сщмч. (пам. 1 марта., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЕНИАМИН (Зыков Василий Иосифович;1870-1937), архидиак., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН (Кононов Василий Васильевич; 1869-1928), архим., прмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_37.html

Смирился и виновник скорбей преподобного, Волоколамский князь Феодор: пред смертью он испросил прощение у святого игумена и завещал в обиженную им обитель Иосифову село свое Буйгород. Подобно тому как преподобный Сергий не раз умиротворял враждующих князей, и преподобный Иосиф явился миротворцем, когда возникло неудовольствие между братьями: Московским великим князем Василием и Дмитровским князем Юрием. Раздраженный великий князь уже хотел заключить брата в темницу, но Юрий вовремя узнал о том и скрылся в обители преподобного Иосифа. Святой старец не мог сам, по болезни, поехать в Москву и послал к великому князю двух своих учеников ходатайствовать за Юрия. Великий князь внял сему ходатайству и примирился с братом. Чувствуя изнеможение пред своею кончиною, преподобный Иосиф призвал братию и велел им избрать себе игумена. С великою скорбью братия исполнили его волю: избран был Даниил, впоследствии митрополит всея Руси. Преподобный Иосиф скончался 9 сентября 1515 года. Мощи его почивают под спудом в соборном храме основанного им монастыря. Житие его писано двумя учениками его – Досифеем Топорковым и Саввою Черным, епископом Крутицким. Память его празднуется 9 сентября повсеместно по определению собора 1591 года. Писания преподобного Иосифа по большей части находятся в тесной связи с обстоятельствами его жизни: так же ревность о славе Божией и вечном благе своих братий, которая одушевляла его во всех делах, открывается и в сочинениях праведника. Преподобный Иосиф одарен был твердой памятью; при светлом уме, при опытности в духовной жизни он обладал обширными сведениями. Главное из творения его – шестнадцать Слов против еретиков жидовствующих, известное под общим наименованием «Просветитель». Сверх того преподобный Иосиф оставил после себя много посланий, писанных им во время борьбы с еретиками по поводу спора со святым Серапионом и для назидания разных лиц в жизни духовной 15 . В обители преподобного Иосифа образовалось много великих подвижников. Некоторые из них возведены были на кафедры святительские: непосредственный преемник Иосифа, Даниил, был после митрополитом. Ростовский архиепископ Вассиан II, брат Иосифа; епископы Смоленский – Савва Слепушкин, Коломенский – Вассиан Топорков, Тверской – Акакий, Крутицкие – Савва Черный, Нифонт и другие были постриженниками и учениками богомудрого игумена Волоколамского. Из простых иноков замечательны по своей жизни Герасим Черный и Кассиан Босой, пришедшие с Иосифом из

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пафнутиева монастыря. Первый из них – строгий постник – жил впоследствии вне обители в затворе, занимаясь молитвою и рукоделием. Одним из главных его занятий было списывание книг. Кассиан Босой ни летом, ни зимою не носил обуви, не знал меховой одежды; он так изнурил себя постом, что преподобный Иосиф находил нужным умерять его подвиги. Иосифов Волоцкой , или Волоколамский, Успенский 2-го класса (с 1764 г.) монастырь находится в Московской губернии Волоколамского уезда, в восемнадцати верстах к северовостоку от Волоколамска, на равнине между речками Сестрою и Сестругою, на левом берегу речки Спировки. Основан в 1479 г. В нижнем соборном храме обители его погребены князья Волоколамские, Иоанн и Феодор Борисовичи, митрополит Даниил и Феодосий, архиепископ Новгородский, скончавшийся в 1566 году. В монастыре находится икона Богоматери, именуемая Волоколамскою и явившаяся в 1667 году; празднество ей совершается 3 марта. Чтобы познакомить читателей с творениями преподобного Иосифа, предлагаем здесь из его «Просветителя» несколько душеполезных наставлений. «Прежде всего, – говорит Преподобный, – возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всем умом твоим и крепостию; пусть не отлучает тебя от любви Божией ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни грядущее. Пусть все правила и привычки твои будут угодными Богу... Мало говори и много размышляй; не будь дерзок в слове, не излишествуй в беседе, не будь дерзок в смехе, украшайся стыдливостию. Трудись руками своими, благодари за все, терпелив будь в скорби, охраняй сердце от гордости и худых помышлений. Не засматривайся на жизнь ленивых, а ревнуй житию святых; радуйся успехам добродетельных, но не завидуй. Плачь о согрешающих, но не осуждай их, – есть Судия, Который воздаст каждому по делам его. Не оправдывай себя, а признавай себя грешником пред Богом и людьми. Не беседуй льстиво; не клевещи ни на кого и не слушай клеветы. Не гневайся напрасно и не думай о мести, чтобы платить злом за зло. Пусть укоряют тебя, но ты не укоряй; пусть бьют тебя, но ты не бей; пусть обижают тебя, но ты не обижай. Остерегайся бесед женских и вина: то и другое отуманивает и умных. Совершая заповеди Господа, не будь печален, а жди награды от Бога и ищи жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афанасий брестский муч., 5 сент. Афанасий высоцкий, 12 сент. Афанасий высоцкий другий, 12 сент. Афанасий печерский затворник, 28 авг. Афанасий череповский, 5 июля. Афанасий ученик Александра свирского . Барловской иконы Божией Матери, 23 дек. Бидзин князь грузинский муч., 18 сент. Благодатное небо – иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7. Благоуханный цвет – иконы Божией Матери, 15 ноября. Блаженное чрево – иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 10 мая. Боян , князь болгарский, 28 мар. Варлаам кавказский, 19 июля. Варлаам шенкунский, 19 июня. Варнава , основатель Варнавинской пустыни, 11 июня. Варсонофий печерский преп., 28 авг. Варсонофий тверский преп., 2 мар. Василид пр., 18 апр. Василий , мангазейский муч., 23 марта. Василий мирожский, 4 мая. Василий новгородский архиепископ, 10 февр. Василий рязанский епископ, 12 апр. Василий , еп. захолмский, 29 апр. Васса псковская преп., 19 мар. Вассиан пертоминский, 12 июня. Вассиан тиксненский, 12 сент. Вассиан основатель Рябовой пустыни. Вассиан крестимировский у Белого моря. Вениамин печерский, 28 авг. Ветран , еп. скифский, 20 апр. Взыграние – иконы Божией Матери, 7 нояб. Взыскание погибших – иконы Божией Матери, 5 февр. Византийской иконы Божией Матери, 7 апр. Вифлеемской иконы Божией Матери, 15 авг. Владимир новгородский, 4 окт. Владислав , кн. сербский, 24 сент. Владимир , князь сербский, 22 мая. Влахернской иконы Божией Матери, 15 авг. Вододательницы иконы Божией Матери, окт. 11. Воспитание иконы Божией Матери, 5 мар. Всех скорбящих радости , 24 окт. Вутиванской иконы Божией Матери, 2 мая. Венской иконы Божией Матери, 15 февр. Гавриил , патр. сербский, 30 авг. Гавриил лесновский, 15 янв. Гавриил младенец, 20 апр. Гаенатской иконы Божией Матери, 15 авг. Галактион преп. вологодский, 24 сент. Галактион белозерский, 12 янв. Геннадий важеозерский, 9 февр. Геннадий новгородский архиепископ, 4 дек. Геннадий печерский, препод., 28 авг. Георгий святоторец грузин., 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«Не смеем, – заключил собор, – отдать церковного стяжания: оно принадлежит Богу и неприкосновенно» 14 . И самодержец, слово которого было законом, добровольно подчинился решению собора. Вскоре после того преподобный Иосиф подвергся огорчениям в собственном своем монастыре. Главной причиной этих беспокойств был князь Волоколамский Феодор Борисович. Он начал делать различные притеснения Иосифову монастырю, который принадлежал тогда, вместе с владениями Волоцкого князя, к епархии Новгородской; чтобы избавиться от обид, преподобный Иосиф решился, по примеру некоторых других обителей, перейти под непосредственное покровительство великого князя и митрополита. Однако же он хотел прежде известить о том своего владыку, Новгородского Серапиона, и просить его на то благословения, но посланный им старец Игнатий не достиг Новгорода по случаю свирепствовавшей там моровой язвы. Тогда, вынужденный крайностью, Иосиф послал в Москву почетных старцев к митрополиту просить его ходатайства пред великим князем о принятии его обители в свое покровительство. Иосиф надеялся, что по миновании морового поветрия испросит себе прощение у святителя Серапиона, с которым до сего времени был в дружественных отношениях. В 1507 году желание его было исполнено и он получил от великого князя несудимую грамоту. Но этот переход Иосифа из Новгородской епархии в область митрополита оскорбил владыку Новгородского: архиепископ Серапион подверг Иосифа церковному запрещению за то, что он без ведома и воли своего архипастыря уклонился из паствы его, а великий князь, приняв запретительную грамоту Серапиона за личное себе оскорбление, объявил владыку лишенным кафедры и подверг тяжкому заключению в Москве, в Андрониевом монастыре. На соборе 1509 года обвинили Серапиона за неправильное отлучение Иосифа, который желал, но не мог получить благословение своего архипастыря, а Иосифу выдали разрешительную грамоту. Спустя несколько времени двое богоугодных мужей, святитель и игумен, примирились, и прежняя любовь водворилась между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она была основана преподобным Иосифом в 1479 году. Первый деревянный храм ее был освящен во имя Успения Богоматери. Под руководством преподобного Иосифа братия подвизалась усердно на поприще иноческой жизни. Все время было посвящено или молитве, или трудам телесным. Пища была самая простая; все носили худые одежды, обувь из лыка, терпели зной и холод с благодушием; не было между ними смеха и празднословия, но видны были постоянные слезы сокрушения сердечного. В келлиях своих братия ничего не имели, кроме икон, книг божественных и худых одежд, а потому у дверей келлий не было и запоров. Кроме обыкновенного правила монашеского, иной полагал еще по тысяче, другой – по две и по три тысячи поклонов в день. Для большего самоумерщвления иной носил железную броню, другой – тяжелые вериги, третий – острую власяницу. Большая часть ночи проходила в молитве. Сну предавались на короткое время, иной сидя, иной стоя, – и все такие подвиги предпринимались не самовольно, но с благословения настоятеля. Женскому полу и детям запрещен был вход в обитель, и правило это соблюдалось так строго, что когда мать преподобного, уже тогда старица-инокиня, пожелала видеть сына и, остановившись за два поприща от обители его, послала сказать ему о том, то преподобный отвечал ей чрез посланных, что она не может видеть лица его в сей жизни; и смиренная старица послушалась строгого слова сына своего и ушла в свою обитель. На соборе 1503 года державный великий князь Иоанн отобрав после покорения Новгорода владычные и монастырские вотчины того края, изъявил желание, чтобы были отобраны в казну имения и прочих монастырей русских. Замечательно, что того желали и пустынники Белоозерские –Паисий Ярославов 13 , ученик его, преподобный Нил Сорский , и многие пустынные старцы, полагавшие, что неприлично монастырям владеть селами: чернецы должны жить в пустынях и кормиться рукоделием. Но преподобный Иосиф находил необходимым, как для благолепия церковного, так и для поддержания монашеской жизни в сословиях более образованных, чтобы монахи пользовались некоторым довольством и владели недвижимым имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Побывав в послушаниях несколько лет, прилагая труды к трудам, в молчании и смерти стараясь услужить каждому из братии и всех ценя выше себя, Вассиан приобрел немалую опытность в жизни духовной и, ревнуя о высшем совершенстве, стал просить настоятеля и духовного отца своего Ферапонта отпустить его на уединение и безмолвие. Рассудительный и опытный Ферапонт не стал удерживать его в обители и согласился дать ему свое благословение на выход из нее. Придя на Тиксну, Вассиан прежде всего направился к храму Христа Спасителя и, войдя на церковную паперть, повергся пред святыми иконами, со слезами прося благословения Божия для спасения своей души потрудиться ему на том месте в уединении и безмолвии. Потом, он пошел к настоятелю церкви священнику Нестору Андрееву и просил как его, так и весь церковный притч и прихожан уступить ему немного места для построения малой кельи на церковном погосте неподалеку от храма Божия, на что те согласились беспрекословно. Крестьяне же ближайших селений изъявили даже желание построить труднику и саму келью, что вскоре действительно и исполнили, поставив ее в 20 саженях от церкви. Все то время, пока келья строилась, Вассиан неисходно днем и ночью пребывал на церковной паперти в посте и молитве. Когда постройка кельи кончилась, он просил священника освятить ее с молебствием Пресвятой Троице пред иконой, принесенной им с собой из монастыря, и поселился в ней в 1594 году. Тридцать лет подвизался преподобный в своем затворе, но подробности его подвигов остались неизвестны не только нам, а и современникам, ибо он старался скрывать их. И лишь после его преставления все узнали, какими страшными тяжестями преподобный удручал себя столько лет. Неизвестно, даже, сколько было всех лет его жизни, кроме только одного, что достигнув преклонных лет, он предугадал свою кончину, пригласил своего духовника старца Ферапонта, причастился от него Святых Тайн, простился с ним и в радости предал Богу чистую свою душу 12 сентября 1624 года при Михаиле Феодоровиче, в пятый год патриаршества Филарета. Тело преподобного при множестве народа было предано земле в 10 саженях от церкви.

http://pravicon.com/info-1960

ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕОРГИЙ Яковлевич Извеков (1874-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских ) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Владимирович Русинов (1871-1937), свящ., сщмч. (в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник ИОАНН Яковлевич Васильев (1886-1942), свящ., сщмч. (пам. 4 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские

http://pravenc.ru/rubrics/122342.html

Время местной канонизации святого неизвестно. Первое из совершившихся у его гроба чудес датируется 1647 г. В том году на Тиксне случилось моровое поветрие, от к-рого гибли люди и скот. После доклада тотемского воеводы стольника А. Болонина царь Алексей Михайлович повелел «весь Тиксну кругом завалить лесом и обсечь со все стороны и стражи поставить, чтобы никто из веси тоя никуда не шел бы». Тотемские купцы послали царю челобитную, в к-рой просили снять карантин. Алексей Михайлович отправил в Тиксну дворянина И. Акинегрова. Прибыв на место, Акинегров обнаружил в Спасском храме гробы с умершими от эпидемии людьми, при нем скончалось сразу 9 чел. Расспросив у настоятеля храма о подвижнике, чьи мощи почивали в стоявшей рядом часовне, Акинегров повелел всем жителям Тиксны собраться в часовне и служить молебен В. Т., после чего мор прекратился. С этого времени, по-видимому, можно говорить о начале почитания В. Т. как преподобного. В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) его память отмечена под 12 нояб. 28 февр. 1694 г. иером. Спасо-Суморина мон-ря Протасий получил благословение Великоустюжского и Тотемского еп. Александра на строительство над гробом В. Т. храма во имя Св. Троицы и на устройство мон-ря - «братию собирать, кто изволит по обещанию, постригать и все учинить по монастырскому чину» (РИБ. Т. 12. Стб. 1120-1123). Так возникла Тиксненская Спасская пуст., просуществовавшая менее половины столетия (упразднена ранее 1764 - Зверинский. Т. 3. 2039. С. 162; нек-рые исследователи, в частности архиеп. Амвросий (Орнатский) , Е. Е. Голубинский , неправомерно считали В. Т. основателем пустыни). Троицкая ц. не сохранилась. Храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, близ к-рого подвизался В. Т., в сер. 90-х гг. XX в. находился на реставрации. Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) , и в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, установленный в 1918 г. (празднуется в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).

http://pravenc.ru/text/149903.html

Тотемского уезда. В миру его звали Василием. Как и все, крестьянствовал, а в зимнее время ходил по окрестным деревням и портняжничал. Уже в молодости имел желание уйти в монастырь и послужить Богу в иноческом чине. Но, уступая просьбам родителей, Василий женился и имел в этом браке двух сыновей. Позднее, после смерти родителей и по согласию с родными, он ушел в Спасо-Суморин монастырь. Поселившись в обители, Василий упросил настоятеля строителя иеромонаха Ферапонта облечь его в монашество. После испытаний и назидательного слова преподобный Ферапонт постриг Василия и нарек его Вассианом. Основным послушанием новоначального инока стал труд в монастырской поварне и пекарне, выполняемый им со смирением. Видя это, Ферапонт благословил молодого инока на особый вид подвижничества — ношение вериг. С ними Вассиан не расставался целых тринадцать лет, нося железный обруч вместо пояса, на плечах — цепь, на голове, под монашеским куколем,— железную шапку . В этом преподобный Вассиан сроднился со святыми юродивыми и подвижниками благочестия. Желая усилить свои духовные подвиги, он, благословившись у своего настоятеля и духовника Ферапонта, в 1594 году уходит на Тиксненский погост. Там, близ приходских церквей Спаса Преображения и Святителя Николая, он попросил себе место под келию у настоятеля иерея Нестора Андреева с причтом . В течение тридцати лет (с 1594 по 1624 годы) преподобный Вассиан подвизался на одном месте, в небольшой деревянной келий с волоковым оконцем, в двадцати саженях от Спасо-Преображенской церкви. Здесь подвиги его стали суровее: ночами старец стоял на молитве, прерывая ее лишь для краткого отдыха на голом полу . Одна из описей погоста начала XVII века сообщает: «...в келье трудник черноризец Васьян». Под словом «трудник» в то время подразумевался человек, безвозмездно трудившийся на церковь, подвижник. Незадолго до своей кончины преподобный принял образ великой схимы от своего духовного отца иеромонаха Ферапонта. Скончался он 12 сентября (25 сентября н. ст.) 1624 года.

http://pravicon.com/info-3497

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010