году было установлено преподобному местное празднование в Спасо- Суморине монастыре и составлена служба для отправления в обители его. В 1795 году начинается строительство новой каменной церкви Вознесения Господня. Для этого разобрали прежнюю ветхую церковь и на освободившемся месте стали копать фундаментные рвы. Во время работ, 2 сентября 1796 года, обретают мощи, по шитой надписи на парамане схимы опознанные как мощи преподобного Феодосия. После освидетельствования 12 ноября того же года они были внесены при колокольном звоне всех церквей г. Тотьмы в монастырскую церковь Иоанна Златоуста, а после Божественной литургии — в собор Спаса Преображения, где они были поставлены в стенную нишу и запечатаны . По специально составленному церемониалу, присланному по указу Святейшего Синода от епископа Вологодского и Устюжского Арсения, мощи были вновь обследованы. Наконец, мощи святого обрели покой в Вознесенском соборе монастыря, где с 31 декабря 1798 года стояли открыто , напротив чудотворной Тотемской-Суморинской иконы Божией Матери. Так свершилась официальная церковная канонизация преподобного Феодосия Тотемского. В 1919 году, в связи с кощунственными вскрытиями святых мощей, были вскрыты и мощи преподобного Феодосия, после того долгое время хранившиеся в запасниках Вологодского музея. В 1988-1994 годах они находились в Лазаревской церкви г. Вологды, а 12—15 сентября 1994 г. состоялось торжественное перенесение мощей преподобного Феодосия в Троицкий храм г. Тотьмы, где они помещены в раку. Спасо-Суморин монастырь осквернен и полуразрушен. Хочется верить, что святой Феодосии все-таки обретет покой — уже навсегда— в созданной им обители. ПРЕПОДОБНЫЙ ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ стал продолжателем монашеского делания преподобного Феодосия. В конце XVI — начале XVII века он подвизался при Спасо-Преображенской церкви на речке Тиксне. Но в отличие от Феодосия, он не создал своего монастыря, оставаясь отшельником-аскетом. По свидетельству жития, преподобный Вассиан происходил из крестьян деревни Бурцеве Спасо-Преображенского Стрелицкого прихода

http://pravicon.com/info-3497

Преподобный Феодосий Тотемский почил в основанном им Спасо-Суморином монастыре в 1568 году. Его мощи были обретены при перестройке собора в 1768 году, началось общерусское почитание святого, и запустевший к тому времени монастырь вновь стал процветать. После революции и закрытия монастыря мощи преподобного были переданы в краеведческий музей. В 1988 году они были возвращены Церкви и хранились в Вологде, а в 1994 году вернулись в Тотьму и находятся теперь в действующем Рождественском храме, где угоднику можно поклониться в любой день. Рака с мощами преподобного Феодосия Тотемского в действующем храме Рождества Христова Тотемская земля дала Церкви еще двух святых: Христа ради юродивых Андрея и Максима Тотемских, современные мозаичные иконы которых можно увидеть на стенах Успенского и Воскресенского храмов. Местные туристические службы предлагают паломникам включить в свой маршрут также село Погорелово в 60 км от Тотьмы, где был погребен преподобный Вассиан Тиксненский (на месте могилы стоит поклонный крест), и село Погост со святым источником. Можно также посетить Музей церковной старины: в недействующем Успенском храме показывают деревянную скульптуру, иконы и предметы церковного обихода из храмов Тотемского уезда. О земном Официальные сайты анонсируют в тишайшей Тотьме два ресторана, пяток кафе и три гостиницы. Мы же не успели воспользоваться всем этим великолепием, а купили еды в малюсеньком гастрономе и отправились обратно в Вологду, откуда приехали тем же утром. На осмотр Тотьмы и небольшое путешествие по реке Сухоне (которое очень советуем при благоприятной погоде повторить, договорившись с любым местным лодочником) нам хватило одного дня. В русле Сухоны, кстати, лежит огромный камень Лось: можно взобраться на него и оценить на взгляд, мог ли Петр I на нем разместиться со всей своей свитой, как гласит легенда. Мы до русла и Лося не доехали, удовлетворившись бесконечным отражением неба и храмов в тихой реке, – а значит, вы можете увидеть в Тотьме больше нас. Остатки декора и росписей во Входо-Иерусалимской церкви

http://pravmir.ru/zachem-ehat-v-totmu-ti...

Мир этот пройдет мимо нас, и слава его исчезнет; а придет Господь с небесными силами, и поставит каждого на суд, и каждому воздаст по делам его. Помни, что можешь завтра же увидеть, как разверзутся небеса, сойдут ангелы, и ты станешь пред страшным судилищем и будешь давать отчет в твоей жизни в делах, словах и мыслях. Позаботься же о себе, вспомни грехи свои, вспомни о суде. Помни, что ты человек смертный, немощный и подверженный страстям. Помни, что ты живешь в жизни печальной, погубившей многих добрых и злых, умных и неумных, богатых и бедных. Помни, что ты человек слабый, не могший вынести труда ни одного дня, ни бдения нощного. Вспомни, сколько ты грешил пред Богом с юности своей. Вспомни, что день и ночь борешься ты с грехом, как со львом. Подумай, сколько было людей после Адама, и все прошли без следа. Прославились на небе и на земле лишь те, которые жили по заповедям Божиим. Что в этом мире не ложь? Все полно болезни и страха. Рождение наше – со страстями, и смерть страшна. А что будет по смерти – неизвестно. Все пути наши – печальны. Плоть наша – неумирима. Здоровая воюет, немощная печалит нас, не давай ей хлеба – ослабеет. Кто в этой жизни прожил без скорби? Кто не пил соленой воды и не хлебал волны морской? Кто не стонал? Сколько обманутых жизнью! Подумай, что скоро-скоро оставишь ты все видимое – и эту землю, и это небо, и этих людей. Подумай, как ничтожен ты телом и душой. Малая скорбь треплет тебя, малое слово громит тебя, малая болезнь, как огонь, обжигает тебя и ввергает в скорбь. Каждое веселье света оканчивается печалью. Ныне играют свадьбу, завтра плачут над мертвецом. Ныне растем, завтра гнием. Ныне рождают, завтра погребаются. Ныне радость, завтра слезы. Ныне богат, завтра нагой. Ныне знатен, завтра кипит червями. Содрогнемся и вострепещем. Что с нами будет, не знаем. Покаемся теперь: после смерти нет покаяния. Что сделаем здесь, то и найдем там; что посеем, то и пожнем. Придет и не минует. Придет Божий меч на нас и не обойдет никого. Оставит человек все и пойдет один, нищий и нагой, беспомощный, несмелый, неготовый; и ведут его, как осужденного, в места страха и трепета, где не смех, а плач, не пища, а туга, где страх и трепет грешникам, беда великая, слезы необъяснимые, печаль неописанная, вздыхание непрерывающееся, огонь неугасимый, червь неусыпающий, тьма без света, Судия страшный. Вытвердим себе все это, не минуем же сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наставляй бесчинных, утешай малодушных, служи больным, принимай странных, храни братолюбие. С искренними в вере имей мир, удаляйся еретика. Читай завещанные книги и отнюдь не читай запрещенных. Ищи небесного и не жаждай земных благ: под ними растянута сеть, увязнешь, как птица. Пребудь в нищете на земле, чтобы быть богатым на небе. Пребудь в алчбе и жажде на земле, и на небе насытишься бесконечной радости. Таись здесь, и явишься там. Пока во плоти, не прекращай подвига; день за день подвизайся для спасения. Не отлагай до времени. Пред смертию не приходит вестник. Поработи тело, и освобождай душу. Не давай льготы телу: плоть действует во льготе. Предавай себя здесь труду, чтобы там радоваться. Жизнь эта – торг. Не почивай прежде покоя вечного; не насыщайся благ земных, прежде вечных. Слушание бесполезных повестей пусть будет для тебя горечью, а чтение повестей святых и Писания божественного – сотом медовым... Страх Божий пусть отворяет и затворяет уста твои. Когда надобно, смотри; когда надобно, говори; спрашивают – отвечай, неспрашиваемый – молчи, чтобы подстрекаемый дерзостью язык не уязвил кого. Беседуй с лицом веселым, чтобы весело было и разговаривающему с тобою. Разговаривая с бедняком, не оскорби его: кто обижает нищего, оскорбляет Создателя. Не стыдись кланяться всякому, как созданному по образу Божию. Старшего летами постарайся почтить; с равными встречайся мирно; младших принимай с любовью; пред почтенными не ленись стоять. Алчущего накорми, жаждущего напои, как повелел Господь, нагого одень, странного введи в дом, больного посети, дойди до темницы и узнай беду тамошних, чего требуют, подай, поскорби, вздохни и прослезись с ними; вспомни, что многие из них страждут за один какой-нибудь грех , а мы постоянно грешим и, однако, живем счастливо. Ищи человека, боящегося Бога и служащего Ему всей душой, и к нему прилепись душою и телом. Если нашел ты человека, будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному. Следуй ему во всем, внимая словам его, делай приятное ему. Монастыри и дома святых пусть будут для тебя пристанищем; прибегай к ним, прими в них участие и утешь их в нищете их. Если есть у тебя нужное для них, принеси им: ты отдашь это в руки Божии. Пойми, чего требует Царь Небесный от твари Своей? Малой и легкой милости. Подай же малость – и получишь вечное; подай немногое – и возвратят во сто раз. Милующий убогого дает заем Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В церкви во имя Афанасия Афонского покоятся мощи блаженного Афанасия младшего под спудом. В тот же день. Преподобный Вассиан Тиксненский В деревне Бурцево Тотемского уезда жил крестьянин Василий. Кроме обыкновенных трудов земледельческих, он занимался еще портным мастерством и каждый год, окончивши полевые работы, уходил на несколько времени в окрестные волости и селения для заработков. Это занятие весьма много способствовало как безбедному содержанию его семейства – жены и двух сыновей, – так и собственному его развитию и образованию. Наделенный от природы блестящими способностями и по ремеслу своему переходя из селения в селение, постоянно встречаясь и обращаясь с новыми лицами, он и не учась грамоте, мог научиться многому, только следя и наблюдая за теми, где жил и работал. Кроме того, он был весьма усерден в божественной службе, во все воскресенья и праздничные дни постоянно ходил в церковь , внимательно слушал, что в ней поют и читают, любил беседовать о законе Божием и о спасении души с людьми знающими и набожными, и таким образом круг его понятий все более и более расширялся; назначение человека, его обязанности к Богу, ближнему и самому себе сделались для него ясными и понятными. Наконец, он решился совершенно оставить мир. Зная, что встретит себе противодействие со стороны жены и детей и что ему трудно будет устоять против их слез и рыданий, он, не сказав им ничего о своем намерении, тайно ночью вышел из своего дома, не взявши с собою ничего, и пошел искать себе места, удобного для спасения. Он пришел в Тотемский Спасо-Суморин монастырь, основанный преподобным Феодосием, постриженником Прилуцкого Димитриева монастыря, и здесь, приняв монашество с именем Вассиана, года два провел в подвигах послушания. Ревнуя о духовном совершенстве, по благословению своего настоятеля он пришел на Тиксну к церквам Христа Спасителя и святителя Николая, находившимся на крутой возвышенности между реками Тиксной и Вопрой вблизи озера Семенкова, и, войдя на церковную паперть, повергся пред святыми иконами, со слезами прося благословения Божия для спасения души своей потрудиться ему на том месте в уединении и безмолвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2038 . Софрониев – Успенский, мужской, ныне погост Успенский, Мо­сковской губ., Звенигородского у., в 9 вер. к юго-зап. от Звенигорода. О нем известно только, что до упразднения сво­его был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 190. 2039 . Спаса – Нерукотворенного – Образа – Тиксненский, мужской, ныне погост Тиксненский-Преображенский, Вологодской губ., Тотемского у., Погореловской волости, в 52 вер. к юго-зап. от Тотьмы и в 1 вер. от дер. Погореловой, при рч. Тиксне. Основание ему положил преп. Вассиан, принявший иночество в Спасо-Суморине мон. и уда­лившийся для безмолвия на р. Тиксну, где поселился при церквах Спаса и св. Ни­колая, в 1594 г. Здесь он подвизался до 1624 г., когда и скончался 12 сент., в каковой день и чтится его память. Мощи преподобного, проявившие чудо во время морового поветрия в 1647 г., по­коятся в приходской церкви. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 366; Ратшин, 78; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 143, 288. 2040 . Спасо – Васильевский, муж­ской, совсем уничтоженный, в гор. Овруче, Волынской губ. История его не­известна, но следует полагать, что он уже существовал в XVI ст., так как в 1614 г. передан с угодьями в ве­дение Почаевского архимандрита Петрония. Не одно ли это и тоже, что и м-рь Клинецкий? “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 448, CLXXV. 2041 . Спасов – Преображенский, что на Андрианове горе, или Ан­дреянова пустынь, мужской, со­всем уничтоженный, Орловской губ., Брянского у., в бывшей Подымской во­лости. Существование его делается извест­ным с 1687 г., когда в нем был строитель старец Измаил, да белый дьякон и дьячек; за монастырем со­стояла земля в пустоши, что была дер. Килаева, на р. Муще, в пустоши Коклюшина на р. Гуще, а под м-рем монастыр. слободка с 8 двор. крестьян и бобылей. У Строева в Брянском у. показана Андреянова пустынь со строи­телем Варлаамом 1715 г. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 926; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, Книги дозорн., переписн. и проч., 21 . 2042 . Спасо – Вышеостровская или Вашеостровская, мужская пу­стынь, совсем уничтоженная, на острове Выш-озера, Олонецкой губ., Петрозавод­ского у., верстах в 60 к сев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

•  Преподобный родился в царствование Иоанна Грозного. Жабынская Введенская пустынь (Макарьевская пустынь) была им основана после принятия схимы. Расположилась она в 5 верстах от г. Белева при впадении р. Жабынки в Оку. Некогда Белев был центром Белевского княжества, потом уездным городом, ныне районный центр Тульской обл. (Тульская епархия).  •  В 1895 г. освящен был храм во имя прп. Макария, мощи которого почивают здесь под спудом. Преподобный Вассиан Тиксненский (+ 1624) Память его празднуется 12 сент. в день преставления Прп. Вассиан происходил из Вологодской области. Он был крестьянин и в то же время портной, и семья его жила в достатке. Ремесло его доставило ему много знакомств. Он был неграмотен, но любил слушать беседы и чтение о духовном и отличался светлым от природы умом и чутким сердцем.  Убедившись в суетности мира сего, он стал думать, как бы его оставить. Ночью, тайно, он ушел из дому и отправился искать место, где бы он мог совершать свое спасение. На пути своем он дошел до реки  Тиксны, до места, где на берегу ее стояли две церкви. Там он и остановился отдохнуть. Место это произвело на него впечатление своей красотой. Так он дошел до  Тотемского монастыря прп. Феодосия (память его 28 янв.), где и принял постриг с наречением еще имени Вассиан.  Настоятель долго испытывал его смирение и послушание и наконец благословил ему отшельничество на берегу Тиксны. Со слезами простился с ним преподобный и умолял его посещать его и руководить им. Священник и прихожане тиксненских церквей приняли отшельника с радостью, соорудили ему келью, и он затворился в ней, выходя лишь в церковь: он не пропускал ни одного богослужения. Никто не знал его подвигов, кроме его настоятеля. Все ночи проводил он, не смыкая глаз, в коленопреклоненной молитве. На себе носил он тяжелые вериги и железный колпак. С мирянами, приходившими к нему за советами, он говорил через столь маленькое окошечко, что не мог их видеть. А к себе он не впускал никого.  Так прожил он 30 лет и 12 сентября 1624 г. скончался с радостными слезами и со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Потом он пошел к настоятелю церкви и просил как его, так и весь церковный причт и прихожан уступить ему немного места для построения малой келлии на церковном погосте неподалеку от храма Божия, на что те и согласились беспрекословно; крестьяне же ближайших селений изъявили даже желание построить труднику и самую келлию, что вскоре действительно и исполнили, поставив ее в 20 саженях от церкви. Все то время, пока келлия строилась, Вассиан неисходно днем и ночью пребывал на церковной паперти в посте и молитве. Когда постройка келлии кончилась, он просил священника освятить ее с молебствием Пресвятой Троице пред иконою, принесенною им с собою, и поселился в ней в 1594 году. Возрадовался подвижник, достигши исполнения своего заветного желания; светлым чертогом и царским жилищем показалась ему малая и тесная его келлия, в которой он и стал подвизаться в посте и молитве, выходя в храм к каждой церковной службе и совершая в келлии пред иконою Святой Троицы полное иноческое правило. Питался он только тем, что иногда приносили ему добрые люди. Чтобы не нарушать своего уединения, он никого не принимал к себе, кроме одного только духовника; если же приходили к нему или для духовной беседы, или с подаянием, то он принимал приносимое и беседовал с приходящими чрез оконце своей келлии. Постелью ему служил голый пол, но часто он не позволял себе и того, все ночи стоя на молитве и изнуряя себя множеством поклонов и коленопреклонений. Но и такая трудная и суровая жизнь казалась ему еще недостаточною и слабою, и когда один раз посетил его духовник Ферапонт, то он просил у него благословения для большего умерщвления плоти возложить на себя вериги и с его разрешения надел на свои плечи цепи, на чресла – железный широкий обруч, на руки и ноги – оковы, покрыв их своею монашескою одеждою, а на голову надел тяжелую железную шапку, закрытую иноческим куколем. Облекшись весь в железо, как воин в броню, блаженный Вассиан предался еще большим подвигам, стараясь до конца умертвить в себе ветхого человека, очищая и обновляя дух страданиями грешной плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

126 .  Зосима Ворбозомский, основатель упраздненного Благовещенского монастыря, который находился в 20-ти верстах к югу от Белозерска, на острове озера Ворбозомского, живший – неизвестно когда, но если справедливо то, что был учеником Корнилия Комельского 346 , то во второй третьей четверти XVI beka, ибо Корнилий скончался в 1537-м году. Когда причислен к лику местных святых, остается неизвестным, по в одной из церквей его бывшего монастыря, теперешнего прихода, построенной в 1809-м году, есть придел его имени 347 . В библиотеке Московской Дух. Академии есть рукопись, – фундамент. 35, написанная в 1592-м году монахом «Благовещения пресвятые Богородицы Ворбозомского острова из Заволжия, от страны Белозерскиа» (подпись на л. 235). Так как монастырь не называется Зосиминым, то с вероятностью нужно думать, что в 1592-м году преп. Зосима был еще жив. 127–137. «В Новгородском Софийском соборе почитаются святыми многие тамошние епископы и архиепископы, как-то: Иоаким († 1030), Лука 348 († ок. 1060), Герман († 1095), Аркадий († 1163), Григорий 349 († 1193), Мартирий († 1199), Антоний († 1232), Василий († 1352), Симеон († 1421), Геннадий († 1505) и Пимин († 1571)» 350 . XVII века: 138 .  Антоний Леохновскин, основатель упраздненного Антовиева Леохновского монастыря, который находился в Новгородском уезде Новгородской губернии, скончавшийся 17-го Октября (14-го Сентября?) 1611-го года. О начале местного празднования (12-го Июля) ничего не может быть сказано. В церкви его бывшего монастыря один из приделов посвящен его имени 351 . 139 .  Трифон Вятский, основатель Трифонова Успенского монастыря, который находится в городе Вятке, скончавшийся 8-го Октября 1612-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 140 .  Вассиан Тиксненский, основатель упраздненной Тиксненской Спаса Нерукотворенеого пустыни, которая находилась в Тотемском уезде Вологодской губернии, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1624-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

40) Преподобный Онуфрий, строитель бывшего Катромского Николасвского монастыря при Катромском озере. Мощи его тамо под спудом; но когда скончался, неизвестно. 41) Преподобный Филипп, игумен, основавший в 1447 году Спасо-Казанский монастырь на р. Сухоне. Мощи его там на погосте под спудом. Память Ноября 15. В Тотемском уезде: 42) Преподобный Феодосий, игумен Спасо-Суморина монастыря, преставился 1568 г. января 28. Мощи его обретены в 1796 году и почивают открыто в сем монастыре. Память января 28. 43) Преподобный Вассиан, пустынник, на Тиксне реке, основатель бывшей Тиксеснской пустыни, преставился 1633 г. Сентября 12. Мощи его под спудом в Тиксненской приходской церкви. Память 12 Сентября. 44 и 45) Преподебные Григорий и Кассиан, Авнежские чудотворцы, основатели монастыря бывшего Авнежского в Авнежских волостях. Они убиенны Татарами и Вятчанами в 1392 году, июня 15. Мощи их под спудом в Авнежской приходской церкви. Память июня 15. 46) Блаженный Максим, священник Тотемский, юродствовал 45 лет, преставился в 1650 г. января 16. Мощи его в городской церкви, что у варниц. Почитание его началось с 1715 года. Мощи его под спудом. Память января 16. 47) Блаженный Андрей, Тотемский юродивый, уроженец Устья Толшемского, ученик преп. Стефана Галицкого, скончался 1674 года Октября 10, будучи 35 лет и 4 месяцов от рождения, а юродствовал 10 лет. Погребен в Тотемской Воскресенской градской церкви. Мощи его под спудом и почитаются издавна. Память 10 Октября. 48) Преподобный Агапит, основатель бывшего Маркушевского монастыря на речке Маркуше; убиее в 1584 году, мая 21. Мощи его под спудом в приходской Маркушевской церкви. Память мая 21. В Вельском уезде: 49) Праведный Прокопий, Устьянский. Когда жил и скончался, неизвестно. А мощи его открыто почивают в Усьянской приходской церкви. Они свидтен. Память июля 8 4 . В Никольском уезде: 50) Преподобный Тихон, основатель Крестогорской Тихоновой пустыни при реке Вохне. Жил около половины XVII столетия. Мощи его там под спудом. В г. Устюге и Устюжском уезде:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010