Василисса, муч. Егип., с Иулианом и др. ок. 285 года. 8 янв. Василисса, муч. Никомидийская ок. 309 года. 3 сент. Василисса св., жена мученика Мелитинского Евдоксия комита. 6 сент. Василий, еписк. Херсонский, муч. в начале 4 века. 7 марта. Василий, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Василий, еписк. Амасийский, муч. Никомидийский. 322г. при Ликинии. 20 апр. Василий, пресв. Анкирский, муч. при Иулиане. 22 марта. Василий Анкирский, муч. Кесарийский при Иулиане. 1 янв. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, ум. 379.      1 и 30 янв. Василий, еписк. Парийский, исповедник при Льве Исаврянине. 12 апр. Василий, Стефан, два Григория, Иоанн и др. мучч. Цареградские при Копрониме, в 707 году. 28 ноября. Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, исповедник при Льве Армянине. 28 февр. Василий Новый, преп. Цареградский, ум. 944. 26 марта. Василий преп., живший в гробнице. В субб. с. Василий, преп. Печерский, ум. 1091, с Феодором. 11 авг. Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские 13 века. 3 июля. Василий блаженный, юродивый Московский, ум. 1552. 2 авг. Василла дев., муч. Римская, ок. 253 г., с Евненией. 24 дек. Василько, князь Ростовский, умерщвленный татарами Батыя, позже 1238 года. 4 марта. Васой, из 42 мучч. Амморейских, пострад. от Сарацин ум. ок. 840 года. 6 марта. Васса, мученица Геллеспонтская, и чада ее: Феогний, Агапий и Пист, мучч. Едесские при Максимиане. 21 авг. Вассиан, еп. Лавлийский, ум. ок. 409. 10 июня. Вассиан, преп., Цареградский, ум. ок. 450. 10 окт. Васс, Евсевий и др., мучч. Никомидийские в 303 году. 20 янв. Вата монах, муч. Персидский в 4 веке. 1 мая. Вахтисий, муч. Персидский, с Симеоном. 18 мая. Вафусий пресв., из 26 мучч. Готфских в 4 веке. 26 марта. Вендимиан, или Вендиан, преп. Вифинский, учен. преп. Авксентия, прест. в начале 6 в. 1 февр. Венедикт преп., Римлянин, ум. 543. 11 марта. Венедим, муч. Афинский, с Ираклием и Павлином. 18 мая. Вениамин, из 12 патриархов. В нед. Праотец. Вениамин диакон, муч. Персидский, пострадавший при Вараране, ок. 421 года. 13 окт. и 31 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В понедельник 29 октября состоялось двенадцатое заседание. Отцы Собора рассмотрели конфликт вокруг Эфесской кафедры 1003 . Епископом этого крупного города был Стефан, удаливший с этой кафедры Вассиана. Последний обратился с жалобой к императору Маркиану, который передал рассмотрение этого, по всей видимости, запутанного дела Собору. Вот каким образом представлял ход событий Вассиан. Когда он был пресвитером в Эфесе, его епископ Мемнон, завидовавший ему, силой поставил его епископом Эвазы, чтобы удалить его из города. Вассиан не поехал на место своего нового служения. Василий, преемник Мемнона, признавая, что над Вассианом совершено было насилие, поставил в Эвазу другого епископа. По кончине Василия он, по его словам, был возведен на Эфесскую кафедру несколькими епископами с согласия духовенства и народа. Таким образом, он отправлял свое архиерейское служение в течение четырех лет. Стефан же оспаривал такую версию событий. По его словам, Вассиан совершенно незаконно завладел Эфесской кафедрой, а позднее был изгнан с нее решением церковного суда. Что же касается самого Стефана, то он был возведен на Эфесскую кафедру надлежащим образом, сорока епископами с одобрения духовенства и народа Эфеса. По поводу перехода Вассиана, бывшего уже епископом, на Эфесскую кафедру, ссылались на 16 и 17 правила Антиохийского Собора, которые в сборнике правил, бывшем в ходу в то время, значились под номерами 95 и 96 1004 . Императорские представители заявили, что, по их мнению, ни Вассиан, ни Стефан не были законными епископами и что следовало, таким образом, избрать нового епископа Эфесского. Тогда епископы диоцеза Асии начали настаивать на том, чтобы избрание и хиротония состоялись в эфесской провинции, в соответствии с обычаем, восходящим к истокам христианства. Константинопольское духовенство со свой стороны стало отстаивать прерогативы своей кафедры в этом отношении. Епископы, враждебно настроенные в отношении вмешательства Константинополя в дела диоцеза Асии, стали кричать: «Да соблюдаются каноны!» Со своей стороны константинопольское духовенство в следующих словах выразило свои собственные требования: «Да соблюдаются решения 150 святых отцов! Да не утрачиваются привилегии Константинополя! Да будет хиротония совершена здесь архиепископом, по обычаю!» 1005

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Борьба между м. Даниилом и Вассианом из-за положения при дворе составляет, только один самый незначительный сравнительно с другими, едва уловимый эпизод, который по отношению к другим более серьезным предлогам вполне справедливо может быть назван только подготовительным. При развитии борьбы он совершенно стушевывается. Более серьезными мотивами для борьбы между Даниилом и Вассианом и его сторонниками послужил все тот же издавна спорный вопрос из-за вотчинных прав монастырей. Не смотря на неблагоприятную перемену, происшедшую вследствие удаления митр. Варлаама и вступления на его место Даниила, Вассиан продолжал работать над занимавшим его вопросом. Одним из самых важных источников откуда черпали свои доводы защитники вотчинных прав, монастырей, служила Кормчая книга. Это обстоятельство побудило Вассиан обратиться к изучению ее. Внимательное изучение Кормчей книги привело его к разного рода затруднениям. Он увидел там некоторые, как ему казалось противоречия в отношении занимавшего его вопроса. Одни канонические правила и толкования их предоставляли монастырям право владения вотчинами, тогда как другими канонами это право отрицалось 346 . Для разрешения мучивших его противоречий он еще глубже вник в изучение правил и убедился в невозможности примирения их. Тогда у него явилась мысль составить новый сборник правил, в котором бы не было противоречий. Понимая хорошо всю важность предпринимаемого дела, Вассиан испросил на свой труд благословение представителя церкви. С этою целью он отправился к митр. Варлааму и всему освященному собору духовных властей и сделал заявление, что «в святых правилах есть супротивное Евангелию и Апостолу и святых отец жительству», но что он «не смеет положить того на свою душу» и просит святительского благословения написать новое собрание правил. Варлаам, человек вполне симпатизировавший идеям князя-пустынника, дал свое благословение на труд Вассиана 347 . Принципом, на почве которого должны были произойти примирения встречающихся в правилах Кормчей противоречий, Вассиан поставил согласие их с евангелием и апостолом и с другими правилами, согласными в свою очередь с духом евангельского и апостольского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Здесь он являлся более или менее самостоятельным человеком и мог давать то или другое направление всей современной ему церковной жизни. Сделавшись главою русской церкви, Даниил принципом своей административной иерархической деятельности поставил – проводить на высшие церковные иерархические должности людей своего направления. Такой образ действий вполне естествен и понятен в положении каждого человека. Внимание великого князя к митр. Даниилу и его расположение к людям иосифского направления как нельзя более гармонировали и содействовали известной цели Даниила видеть на высших церковных постах «своих» людей. И действительно, митрополиту удавалось в значительной степени осущестелять свою церковно-административную программу. Так, не далее как месяц спустя по вступлении своем на митрополичий престол, Даниил назначает на епископскую кафедру в Тверь архимандрита Возмицкого (находившегося вблизи и под юрисдикцию Волоколамского монастыря) монастыря Акакия, брата пр. Иосифа Волоцкого 329 . В 1525 году Коломенским епископом сделан был, несомненно благодаря влиянию митрополита, Вассиан Топорков 330 , племянник Иосифа Волоцкого 331 . Вассиан Топорков за все время святительства Даниила был самыми преданнейшим его другом и служил ему постоянною поддержкою правою рукою 332 . Во всех выдающихся чем-либо обстоятельствах современной государственной и церковной жизни мы встречаем м. Даниила и Вассиана всегда вместе и действующими в одном направлении. Так вскоре после того, как Вассиан получил, сан епископа, он сумел оказать м. Даниилу услугу тем, что время суда над Максимом Греком находился на его стороне и действовал за одно с митрополитом 333 . Вассиан благодаря м. Даниилу вошел в милость и пользовался вниманием великого князя. Он вместе с митрополитом всегда присутствует на придворных торжествах 334 . В самый критический момент для Василия Иоанновича, когда его неизлечимая болезнь видимо приближалась к трагическому концу, мы видим великого князя советующимся о важных делах государства с митрополитом Даниилом, владыкою Коломенским Вассианом и великокняжеским духовником 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В то время, как борьба Иосифа с владыками и старцами, заступившимися за покаявшихся еретиков, продолжалась, пришел к Иосифу Феодосий иконник, сын Дионисия, мудрого живописца, а поведал ему чудо преславно, как Бог обнаружил святотатство ложно раскаявшегося еретика 234 . Услыхав об этом, Иосиф, по словам Саввы Черного, паче перваго подвижеся, вновь стал писать державному, чтобы не верил еретическому покаянию: «Державный же Всея Руси государь князь великий Василий Иванович, повеле еретиков всех в темницу вметати и быти неисходным и до кончины живота. И слыша сия отец игумен Иосиф воздаде славу Богу». Так списатель жития Иосифа оканчивает повесть о борьбе с ересью. Но в одном сборнике есть еще любопытный эпизод из этой борьбы 235 . Старцы Иосифова монастыря Дионисий Звенигородский и Нил Полев по любви к пустынножительству удалились в пределы Белозерские, где тогда вводился скитский устав. Спустя несколько времени, один из них грамотою уведомил Иосифа о том, что видел ересь у скитников. Иосиф об этом сообщил брату своему Ростовскому архиепископу Вассиану понежь в его архиепископьи. Последний, находившийся тогда в Москве, довел это до сведенья великого князя. Тогда великий князь стал укорять Вассиана Патрикеева, защитника заволжских пустынников: «Добро ли чинят твои пустынники?» Вассиан на это отвечал: «Государь, грамота писана лукавством, все солгано, вопроси, государь, попа». Спросили попа, свидетеля, который привез грамоту, и поп подтвердил написанное. Тогда старец Вассиан просил попа на пытку. Попу изломали ногу, поп умер и не оговорил писавших грамоту. Узнав о смерти попа, великий князь опалился на виновников этого дела – на старцев Дионисия и Нила, велел их самих взять в Кириллов, а пустыни их сжечь. Это событие было новым поводом к вражде между Иосифовыми постриженниками и сторонниками Вассиана Патрикеева. К тому же Вассиан стал писать против Иосифа. Отвергая свидетельства Ветхого Завета в делах церкви Христовой, Вассиан обвинял Иосифа за то, что он, осуждая еретиков, преимущественно основывался на Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В многочисленных известиях XVI в. об Иосифе и его монастыре нет указания на третьего Вассиана, родственника Иосифова, и едва ли он не создан перенесением известий о Вассиане Санине на Вассиана Рыло 274 . По крайней мере относительно происхождения Пафнутиева жития это можно сказать с некоторой уверенностью. Автор его говорить, что многое узнал он о святом от Иосифа и «от древних ученик его (Пафнутия), от иже преже много время съжительствовавших отцу, изначала спотрудившихся ему» 275 . По-видимому автор не принадлежал к числу древних учеников Пафнутия, не застал начальной поры монастыря. Это указание не идет к Вассиану Рылу, который уже в начале 1455 года был игуменом в Троицком Сергиевом монастыре, следовательно сам был одним из первых сподвижников Пафнутия в его обители, возникшей в 1444 г. В числе своих источников Вассиан выставляет рассказы, слышанные им от Иосифа, «егда с ним бехом в беседе»; но трудно угадать, когда Вассиан Рыло встречался с Иосифом, пришедшим в Пафнутиев монастырь много лет спустя по удалении оттуда Вассиана; сам Иосиф в сказании о русских подвижниках ничего не говорить о ростовском архиепископе. Наконец рассказ о пророчестве Пафнутия, предсказавшего Иосифову брату Вассиану архимандритство на Симонове, в древнейших списках жития заключается заметкой: «еже по мнозех летех в дело произыде реченное». Вассиан Рыло умер в 1481 году; но до 1485 г. на Симонове был еще архимандритом Нифонт и предсказание Пафнутия исполнилось не раньше 1500 года 276 . Вассиан Санин является в этом рассказе «юным зело и новопостриженным»; применяя к нему изложенные указания, можно заключить, что здесь говорит о себе в 3-м лице сам автор, писавший житие в Симоновом монастыре или в Ростове между 1500 и 1515 г. Подобно другим житиям, труд Вассиана представляет не последовательный рассказ о жизни Пафнутия, а безсвязный ряд эпизодов, изображающих отношения основателя к братии и мирянам; но изложение его ясно и довольно просто, сравнительно мало страдает риторикой. В позднейших списках в рассказ Вассиана внесены две большие вставки: «повести отца Пафнутия» из патерика Иосифова монастыря и описание 6 исцелений, совершенных Пафнутием при жизни 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Со слов М.Грека Вассиан дает сведения о толкователях церк. правил (Розенкампф, Обозр. Кормчей, 76, прим.), перевод некоторых толкований Феодора Вальсамона, сделанный для него М.Греком, и его статью «О св. горе жительства» – общежительном, скитском и лаврском (Сочинен., III, 243–245, вероятно, написанные для него же), направленные против рус. мон-рей и их вотчин (подробн. см. у Макария, VIII,149–162). Вассиан интересовался также жизнью иерусалим. монастырей (рассказ старца Климента 1518 г., см. Соболевский, 288). Списки Кормчей Вассиана. Румянц. муз. ccxxxvi, Им. Публ. библ. (Макарий, VIII, с перечнем содержания, 150–159 пр. 185 и 193); рук. сузд. Спасо-Евфим. мон. (Шляпкин, Опис. рукоп., Памятн. древн. письм., Спб. 1890, с. 53), Моск. главн. арх. мин. ин. дел; (рук. Пискарева), в Моск. публ. муз. (Опис. рук., 39), сход. со сп. Рум. м. и нек. дополнениями. С Кормчей Вассиана был знаком и одобрил его мысль, поместив в ней его «Собрание», м. Варлаам; ее читал вел. кн. Василий Иванович 1629 . Она была в руках во время Стоглавого собора у одного из влиятельных его членов (как полагают еп. ряз. Кассиана 1630 ). По-видимому, ее имел в виду Башкин, когда стал укорять духовные власти (на соборах) в присвоении им царской и святительской власти и ее влияние сказалось 1631 в тех списках Кормчих, которые вышли современно Стоглаву из рук самой иерархии 1632 . Тем не менее, как увидим, Вассиан должен был дать ответ за эти свои вольности и отступления. § XV С именем Вассиана связано еще одно сочинение, известное прежде под именем «Рассуждения о неприличии монастырям владеть вотчинами» 1633 . В указанном издании оно признано принадлежащим кн. Вассиану Патрикееву. Но в исторической литературе – вопрос об авторе его до сих пор остается спорным, и оно помещается даже на пространстве времени с 1510–1554 г. Издатель соч. Вассиана А.С.Павлов , хотя и не признавал, по внешним признакам (простота слога), «Рассуждение» за произведение Вассиана, но допускал, что оно (по др. сп. наз. «Беседой Сергия и Германа Валаамских чудотворцев») могло быть произведением кого-либо из последователей («учеников» Вассиана 1634 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В многочисленных известиях XVI века об Иосифе и его монастыре нет указания на третьего Вассиана, родственника Иосифова, и едва ли он не создан перенесением известий о Вассиане Санине на Вассиана Рыло 275 . По крайней мере относительно происхождения Пафнутиева жития это можно сказать с некоторой уверенностью. Автор его говорит, что многое узнал он о святом от Иосифа и «от древних ученик его (Пафнутия), от иже преже много время сьжительствовавших отцу, изначала сьпотрудившихся ему» 276 . По-видимому, автор не принадлежал к числу древних учеников Пафнутия, не застал начальной поры монастыря. Это указание не идет к Вассиану Рылу, который уже в начале 1455 года был игуменом в Троицком Сергиевом монастыре; следовательно, сам был одним из первых сподвижников Пафнутия в его обители, возникшей в 1444 году. В числе своих источников Вассиан выставляет рассказы, слышанные им от Иосифа, «егда с ним бехом в беседе»; но трудно угадать, когда Вассиан Рыло встречался с Иосифом, пришедшим в Пафнутисв монастырь много лет спустя по удалении оттуда Вассиана; сам Иосиф в сказании о русских подвижниках ничего не говорит о ростовском архиепископе. Наконец, рассказ о пророчестве Пафнутия, предсказавшего Иосифову брату Вассиану архимандритство на Симонове, в древнейших списках жития заключается заметкой: «Еже по мнозех летех в дело произыде реченное». Вассиан Рыло умер в 1481 году; но до 1485 года на Симонове был еще архимандритом Нифонт, и предсказание Пафнутия исполнилось не раньше 1500 года 277 . Вассиан Санин является в этом рассказе «юным зело и новопостриженным»; применяя к нему изложенные указания, можно заключить, что здесь говорит о себе в третьем лице сам автор, писавший житие в Симоновом монастыре или в Ростове между 1500 и 1515 годами. Подобно другим житиям, труд Вассиана представляет не последовательный рассказ о жизни Пафнутия, а бессвязный ряд эпизодов, изображающих отношения основателя к братии и мирянам; но изложение его ясно и довольно просто, срав!гительно мало страдает риторикой. В позднейших списках в рассказ Вассиана внесены две большие вставки: «Повести отца Пафнутия» из патерика Иосифова монастыря и описание 6 исцелений, совершенных Пафнутием при жизни 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Иосиф Волоцкий , верный хранителе всех древних церковных преданий и узаконений, был за соборное определение, и в виду протеста на него написал в защиту определения собора 1503 г. особое небольшое и не вполне удовлетворительное сочинение, в котором он доказывал не совсем справедливую мысль, что вдовому священнику чистым оставаться «немощно», и что св. отцы повелевают «зло то прелюбодейство искоренити». 210 Спорный вопрос о вдовых попах едва затрагивается в сложной полемике Иосифа Волоцкого и заволожцев. Только Вассиан Косой в своем полемическом сочинении коснулся этого вопроса, где он справедливо доказывал, что св. правила чистым вдовца вовсе не запрещают священнослужения, и что Иосиф «по страсти, человекоугодия ради» настоял на том, чтобы не служить вдовцам чистым и нечистым. 211 Много симпатии внушает к себе гуманное отношение белозерцев к несчастным вдовцам из священнослужителей. Помимо борьбы с Иосифом Вассиан и безотносительно продолжал ратовать и защищать все вообще белое духовенство и возмущался презрительным к нему отношением со стороны гордого своими силами и могуществом черного духовенства, которое, по его словам, смотрело на членов белого духовенства, как на неверных иноземцев и прочих поганых. 212 Новый пункт разногласий между двумя направлениями состоял в их отношениях ко внешнему церковному благолепию. Иосиф Волоцкий , для которого внешняя сторона религиозной жизни играла весьма важное и существенное значение в деле нравственного развития человека, внешний блеск храмов, богатое украшение их дорогими иконами и ризами считал необходимою принадлежностью для православного богослужения. Поэтому основанный им Волоколамский монастырь отличался и прекрасною внешнею обстановкою, и богатством своих церквей, и драгоценностью священных облачений, которые блистали жемчугом и другими дорогими камнями. 213 Совершенно иначе относился ко внешнему благолепию храмов Нил и его школа. Оценивая все с исключительно нравственной точки зрения, Нил отводил второстепенное значение внешней обрядовой стороне религии и потому отрицал необходимость богатых украшений для церквей, советуя ограничиваться при этом вещами и предметами только существенно необходимыми и самой простой архитектуры и низкой ценности. По этому-то он изгнал из употребления в своей скитской церкви положительно всякие следы роскоши. 214 Точно также и Вассиан Косой, по примеру своего великого учителя, отрицает всякое богатое украшение в церквах. В своих сочинениях он проводит ту очень основательную мысль, что лучше раздавать богатство нищим и убогим, нежели украшать церкви. «Церковное украшение, справедливо замечает Вассиан, пропадает от огня и расхищается варварами и ворами, а что дается нищим, и диавол не может украсть». 215

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Пользуясь близостью ко двору, Вассиан мог выступить с большей решительностью против Иосифа Волоц., о чем свидетельствуют дошедшие до нас три его слова на Иосифа, писанные еще при жизни последнего, основанные главным образом на Пандектах Никона Черногорца 1608 . Мало доступный, вел. кн. Василий Иванович, успел, однако, оценить Вассиана и позабыть выступление фамилии Патрикеевых против его прав. Таким образом, по поводу распри между Иосифом и Серапионом (бывш. новгор. архиеп.), служившей предметом разбирательства на соборе 1509 г., жалобу Иосифа на Ниловых пустынников вел. князь передал на рассмотрение Вассиана. «Я, – говорил вел. князь, – не находил еще такого собеседника, как ты для меня, ты подпора моей державе, умягчение сердца, утоление гнева, веселие моей беседы, обогащение души, ветер, рассеевающий мои скорби, наставник нелицемерный любви и братолюбия». Понятно, что вел. князь постарался обставить и жизнь Вассиана более удобно. Невольный постриженик при дворе, не мог не подчиниться требованиям жизни или приличия. А между тем впоследствии, Зиновий Отенский , хотя и ученик М.Грека, но защищавший взгляд собора 1504 г., столь резко выраженный в послании м. Симона вел. князю 1609 , обвиняет его в том, что он ел лучшие блюда, пил редкие вина (романею 1610 , бастр 1611 , мушкатель, рейнское белое, доставлявшиеся от княжеского стола) и пользовался разными удобствами и, в противоположность этому, дает изображение печальной и бедственной жизни обвиняемого им землевладельческого монашества 1612 . Уже во время переводной деятельности М.Грека Вассиан является полным распорядителем в этом деле. Впоследствии на суде один из сотрудников М.Грека, Медоварцев выражался о Вассиане так: «блюлся (опасался), господине, преслушать кн. Вассиана старца, потому что он был великой временной человек, у вел. князя ближний и я так государя не блюлся, как его я блюлся и слушал» 1613 . И в 1523 г. перед казанским походом, у духовной записи вел. князя, вместе с духовником последнего, сидел старец Вассиан, князь Иванов 1614 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010