Афанасий брестский муч., 5 сент. Афанасий высоцкий, 12 сент. Афанасий высоцкий другий, 12 сент. Афанасий печерский затворник, 28 авг. Афанасий череповский, 5 июля. Афанасий ученик Александра свирского . Барловской иконы Божией Матери, 23 дек. Бидзин князь грузинский муч., 18 сент. Благодатное небо – иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7. Благоуханный цвет – иконы Божией Матери, 15 ноября. Блаженное чрево – иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 10 мая. Боян , князь болгарский, 28 мар. Варлаам кавказский, 19 июля. Варлаам шенкунский, 19 июня. Варнава , основатель Варнавинской пустыни, 11 июня. Варсонофий печерский преп., 28 авг. Варсонофий тверский преп., 2 мар. Василид пр., 18 апр. Василий , мангазейский муч., 23 марта. Василий мирожский, 4 мая. Василий новгородский архиепископ, 10 февр. Василий рязанский епископ, 12 апр. Василий , еп. захолмский, 29 апр. Васса псковская преп., 19 мар. Вассиан пертоминский, 12 июня. Вассиан тиксненский, 12 сент. Вассиан основатель Рябовой пустыни. Вассиан крестимировский у Белого моря. Вениамин печерский, 28 авг. Ветран , еп. скифский, 20 апр. Взыграние – иконы Божией Матери, 7 нояб. Взыскание погибших – иконы Божией Матери, 5 февр. Византийской иконы Божией Матери, 7 апр. Вифлеемской иконы Божией Матери, 15 авг. Владимир новгородский, 4 окт. Владислав , кн. сербский, 24 сент. Владимир , князь сербский, 22 мая. Влахернской иконы Божией Матери, 15 авг. Вододательницы иконы Божией Матери, окт. 11. Воспитание иконы Божией Матери, 5 мар. Всех скорбящих радости , 24 окт. Вутиванской иконы Божией Матери, 2 мая. Венской иконы Божией Матери, 15 февр. Гавриил , патр. сербский, 30 авг. Гавриил лесновский, 15 янв. Гавриил младенец, 20 апр. Гаенатской иконы Божией Матери, 15 авг. Галактион преп. вологодский, 24 сент. Галактион белозерский, 12 янв. Геннадий важеозерский, 9 февр. Геннадий новгородский архиепископ, 4 дек. Геннадий печерский, препод., 28 авг. Георгий святоторец грузин., 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вассиан заметил это относительно занимавшаго его вопроса. В одних правилах запрещалось инокам держать села, в других – дозволялось. Вассиан доложил об этом митрополиту Варлааму и духовному собору и говорил: «чему же верить, и как разрешить, когда в святых правилах есть супротивное Евангелию и Апостолам?» Митрополит Варлаам дал благословение Вассиану составить новый свод правил, но с условием ничего не выкидывать. Вассиан выбрал один сербский список Кормчей, в котором было менее статей, благоприятствовавших защитникам монастырских вотчин, а потом, сощедшись с приехавшим тогда в Россию ученым Максимом Греком , сделал сличение с греческим подлинником и нашел неправильности в славянском переводе (состоявшие, между прочим, в том, что словом «села», под которым разумелись населенные местности, переведено было то, что соответственно означало «угодья», т. е. пашни, поля, виноградники и т. д.). Это было в 1518 году. Вассиан приложил к своей Кормчей так называемое «Собрание», направленное против своих противников. Кормчая была поднесена самому великому князю. Василий Иванович ласкал Вассиана, однако не делал никакого шага в его духе. Правда, присвоение богатых монастырских имений было соблазнительно для верховной светской власти; но Василий соображал, что, обогатившись временно захватом имений, он потеряет нравственную поддержку со стороны большинства духовенства. Притом же «осифляне», ратовавшие о сохранении монастырских имений, отличались угодливостью светской власти и готовностью поддерживать самовластные стремления московского государя, тогда как их противники показывали более или менее нерасположение к той безусловной власти, которая не знает нигде себе предела 3 . Наступило важное в свое время событие – развод великого князя. Василий обратился за разрешением к духовенству. Митрополита Варлаама уже не было. Василий не любил его за то, что он во все вмешивался, давал советы и хлопотал за опальных. Он удалил Варлаама. Место его заступил Даниил из волоколамских игуменов, ученик Иосифа Волоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Сделалось не так, как говорил Вассиан, а так, как хотел князь и как одобрили " осифляне " . Василий был осторожен и не мстил тотчас тем, на кого был недоволен; ему не хотелось, чтобы все видели и понимали, за что он мстит; в таком случае Василий откладывал мщение до возможности придраться к чему-нибудь другому. Уже Максим Грек был обвинен в порче книг и сослан в Волоколамский монастырь. Вассиан оставался пока в покое. Между тем, после своего второго брака, Василий окончательно стал на сторону " осифлян " . Не имея долго детей от второй жены, великий князь беспрестанно ездил по монастырям, давал вклады и жаловал имения. Его расположение к партии " осифлян " еще больше увеличилось, когда беременность Елены приписана была чудотворной силе Пафнутия Боровского, у которого в монастыре Иосиф Волоцкий принял пострижение и где он был некоторое время преемником Пафнутия. Благодаря монашеским молитвам, Василий наконец получил то, чего так долго желал: у него родился сын Иван. Вскоре после того, в 1531 году, Вассиан был предан соборному суду под председательством его заклятого врага митрополита Даниила, одновременно со вторичным судом над Максимом Греком. Тогда ему пришлось поплатиться за все свои спорные писания, за все смелые речи, произнесенные десять или даже двадцать лет тому назад. И обвинителем и судьей Вассиана был Даниил, во всем угождавший мирскому властелину. " Ведома ли тебе, - сказал Даниил, - великая книга, священные правила апостольские и отеческие, и семи вселенских соборов, и поместных, и градских законов, к ним присоединенных. Этой книги никто не смел поколебать от седьмого собора до русского крещения, а в нашей русской земле эта книга больше пятисот лет содержит соборную церковь и все православное христианство просвещает и спасает; от равноапостольного Владимира до нынешнего царя Василия, она была непоколебима и неразрушена; все святые по тем правилам жили и спасались, и людей учили. А ты дерзнул: ты малую часть из этой книги, угодную твоему малоумию, написал, а иное все разметал. Ты не апостол, не святитель, не священник. Как смел ты дерзнуть на это? "

http://sedmitza.ru/lib/text/435597/

Святая Евлампия, услышав о страданиях брата, прибежала на место мучения и открыто исповедовала свою веру во Христа. Она говорила, что готова понести страдания и муки вместе с братом. Мучитель пришел в ярость от слов юной девушки и велел бить ее по лицу. Евлампий ободрил сестру: «Не убойся, сестра, убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ). Потом палачи приготовили котел с кипящей водой, но святые мученики, войдя в него, остались невредимы. После этого уверовало двести мужей, которые впоследствии были усечены идолопоклонниками. Мучитель осудил святых брата и сестру на усечение мечом. Святой Евлампий сам приклонил голову под меч, а его сестра еще до казни предала душу Богу. Кончина святых последовала около 303 года. Святой Феофан Начертанный (память 11 октября), живший в IX веке, написал в честь их канон. Святитель Василий (преподобный Вассиан) Святитель Василий (преподобный Вассиан) родился в Восточной Сирии. Он подвизался в Константинополе при святом благоверном царе Маркиане (450–457). На средства двух знаменитых мужей, Севера и Иоанна, святой Василий (Вассиан) построил монастырь, в котором жило до 300 иноков. Среди них была и преподобная Матрона (память 9 ноября), переодетая в мужское платье. В месяцесловах святой известен под именем Вассиан, но в службе он именуется святителем Василием чудотворцем. В своей обители преподобный дожил до глубокой старости, прославившись добродетельной и высокодуховной жизнью. Преподобнаго Амвросия, старца Оптинскаго НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Днесь светло торжествует/Введенская пустынь,/прославляющи своего великаго молитвенника,/преподобнаго старца Оптинскаго,/Амвросия чудотворца,/иже зде подвизася ревностно/и, возшед на лествицу духовную,/просиял есть, яко светильник огнезрачный,//по всей земли Российстей. Приидите, вернии людие,/воздадим достойное поклонение/ныне прославленному старцу Божию/и согласно воспоим ему:/преподобне отче наш Амвросие,/молитвенниче наш пред Престолом Царя Небеснаго,/не забуди нас, убогих чад твоих,/чающих твоея помощи,/и избави нас от всякия нужды и печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1896 году, получив отцовское благословение, Василий поступил послушником в Печерскую обитель, где в течение семи лет был келейником наместника архимандрита Мефодия (Холмского; 1831-1906; наместник с 1894 по 1906 год). В 1900 году Василий принял монашеский постриг с именем Вассиан и затем был рукоположен во иеродиакона (26 марта 1901 года епископом Псковским и Порховским Антонином (Державиным)), потом — в сан иеромонаха (15 мая 1903 года следующим псковским архиереем — архиепископом Сергием (Ланиным)). В последующие годы отец Вассиан нес различные монастырские послушания: следил за монастырским освещением, столярничал, работал в саду обители и на пчельнике, был помощником казначея, занимался восстановлением Псковского Снетогорского монастыря Рождества Богородицы, трудился в монастырском имении Мустищево. Известно, что отец Вассиан в то время искал принятия схимы, чтобы целиком посвятить себя молитве и иноческому духовному подвигу, однако тогдашний настоятель Псково-­Печерского монастыря епископ Иоанн (Булин; 1893-1941; настоятель обители с 1920 по 1932 год) долгое время не давал на это благословения. Наконец 12 февраля 1927 иеромонах Вассиан (Желнин) был пострижен в великую схиму с именем Симеон — в честь святого праведного Симеона Богоприимца.  Сразу же после пострига епископ Иоанн проводил преподобного Симеона в его новую пещерную келью возле Успенского храма — с маленьким оконцем, мрачную, с мокрыми песчаными стенами и сырым воздухом — и оставил здесь со словами: «Вот тебе келья, здесь Отец Симеон постепенно привел в порядок новое жилище; в этой келье он действительно прожил до конца земных дней. По свидетельству самого преподобного старца, в первые месяцы затвора ему пришлось пережить страшные бесовские нападения, однако со временем он научился их побеждать и отражать силой креста и непрестанной Иисусовой молитвы.  В своей «Автобиографии» старец писал: «Враг рода человеческого не оставляет в покое человека, а в особенности тех, которые решились последовать Христу и идти Его крестным путем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6055881...

Нила и неумолимый противник «осифлян» князь-инок Вассиан Патрикеев. Старец Вассиан – в мире князь Василий Иванович Патрикеев-Косой – принадлежал к исключительно знатной фамилии как по её родоначальнику, так и по высокому положению её представителей при московском дворе родственных им великих князей Василия Дмитриевича, Василия Темного и Ивана III; 2549 такое же наследственное положение, по-видимому, ждало и Василия Ивановича Патрикеева, которому уже давались дипломатические поручения. 2550 Но в январе 1499 г. Патрикеевых постигла страшная опала. В семейном споре о престолонаследии между вну- —328— ком Ивана III Димитрием и сыном его Василием, Патрикеевы, как разделявшие взгляды и убеждения родовитого боярства, встали на сторону первого против второго: за спиною Василия родовитые бояре видели его мать, ненавистную им Софию Палеолог, принесшую в Москву из родной Византии «монархические предания империи». Предания эти значительно содействовали возникновению при московском дворе новых порядков, особенно чувствительных для родовитого боярства в том отношении, что великий князь, устранившись при решении дел от влияния своих прежних советников бояр, стал к ним в положение грозного владыки, не терпевшего «встречи». 2551 В феврале 1498 г. Димитрий был коронован велико-княжеским венцом, а менее чем через год великий князь Иван III отменил своё решение и опять сделал своим преемником Василия. 2552 Димитрий умер в темнице. 2553 Еще ранее сторонники его подверглись опале, как можно думать, за свои действия против Софьи и её сына: 2554 один из них – князь Ряполовский был казнен; просьбы митрополита и епископов спасли жизнь Патрикеевым, но двое старших из них, Иван Юрьевич и сын его Василий должны были постричься: первый в Троицком Сергиевом монастыре, а второй с именем Вассиана в Кирилло-белозерском. 2555 Вассиан перешел в скит к преп. Нилу Сорскому и сделался его учеником. 2556 Невольный постриженик, вынужденный избрать иночество как единственное —329— спасение от смертной казни, Вассиан, естественно, и под монашеским куколем остался прежним родовитым боярином, с прежними политическими симпатиями и антипатиями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1896 году, получив отцовское благословение, Василий поступил послушником в Печерскую обитель, где в течение семи лет был келейником наместника архимандрита Мефодия (Холмского; 1831-1906; наместник с 1894 по 1906 год). В 1900 году Василий принял монашеский постриг с именем Вассиан и затем был рукоположен во иеродиакона (26 марта 1901 года епископом Псковским и Порховским Антонином (Державиным)), потом — в сан иеромонаха (15 мая 1903 года следующим псковским архиереем — архиепископом Сергием (Ланиным)). В последующие годы отец Вассиан нес различные монастырские послушания: следил за монастырским освещением, столярничал, работал в саду обители и на пчельнике, был помощником казначея, занимался восстановлением Псковского Снетогорского монастыря Рождества Богородицы, трудился в монастырском имении Мустищево. Известно, что отец Вассиан в то время искал принятия схимы, чтобы целиком посвятить себя молитве и иноческому духовному подвигу, однако тогдашний настоятель Псково-­Печерского монастыря епископ Иоанн (Булин; 1893-1941; настоятель обители с 1920 по 1932 год) долгое время не давал на это благословения. Наконец 12 февраля 1927 года иеромонах Вассиан (Желнин) был пострижен в великую схиму с именем Симеон — в честь святого праведного Симеона Богоприимца. Сразу же после пострига епископ Иоанн проводил преподобного Симеона в его новую пещерную келью возле Успенского храма — с маленьким оконцем, мрачную, с мокрыми песчаными стенами и сырым воздухом — и оставил здесь со словами: «Вот тебе келья, здесь и умрешь» . Отец Симеон постепенно привел в порядок новое жилище; в этой келье он действительно прожил до конца земных дней. По свидетельству самого преподобного старца, в первые месяцы затвора ему пришлось пережить страшные бесовские нападения, однако со временем он научился их побеждать и отражать силой креста и непрестанной Иисусовой молитвы. В своей «Автобиографии» старец писал: «Враг рода человеческого не оставляет в покое человека, а в особенности тех, которые решились последовать Христу и идти Его крестным путем.

http://pravoslavie.ru/155819.html

В своем (неизданном до сих пор) коротком сочинении " О мнихах кружающих " (т. е. шатающихся) Нил обличал тех бродяг, в виде монахов, которые всюду скитались и нагло надоедали домохозяевам своим попрошайством. Этим задевались вообще старцы, ходившие из монастырей за милостынею, и игумены, выпрашивавшие от сильных мира сего разных вкладов и даяний. Кроме того, Нил подавал повод к толкованию в худшую сторону его поступков и тем, что относился критически к разным житиям святых и выбрасывал из них то, что считал позднейшею прибавкою. Нил не отвечал своим врагам и скоро потом скончался (в 1508). Но за него вел ожесточенную письменную борьбу с Иосифом его ученик князь Патрикеев, инок Вассиан, бывший боярин Василий Иванович, постриженный насильно Иваном Васильевичем, прозванный Косым, внук сестры великого князя Василия Димитриевича. Находясь в Кирилло-Белозерском монастыре, он познакомился с Нилом и предался его учению. Великий князь Василий Иванович перевел его в Симонов монастырь и очень уважал его за ученость и нравственную жизнь. Вассиан оставил несколько любопытных сочинений, направленных против Иосифа и монашеских злоупотреблений своего времени, преимущественно против любостяжания. Верный основным взглядам своего наставника Нила, Вассиан за исходную точку зрения на монашеское благочестие принимает то правило, что для разумеющих истину благочестие познается не в церковном пении, не в быстром чтении, не в седальнях, тропарях и гласах, а в умилении молящихся, в изучении божественных пророков, евангелистов, апостолов, творений Святых отец и в согласном с учением Христа образом жизни. Обладание селами влечет монахов к порокам, противным духу евангельскому. " Входя в монастырь, - говорил он, - мы не перестаем всяким образом присваивать себе чужое имущество. Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностию, оскорбляем различными способами убогих братий наших, живущих в селах, налагаем на них лихву на лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братий наших бичами или прогоняем их с женами и детьми из наших владений, а иногда предаем княжеской власти на конечное разорение.

http://sedmitza.ru/lib/text/435597/

К новым чертам характера Вассиана можно только отнести его желчность и раздражительность, – черты совершенно естественные в человеке, испытавшем в своей жизни не мало превратностей судьбы. Вассиан не особенно долго оставался в Белозерской пустыни. Если прежде гордый и ревнивый охранитель боярских привилегий Вассиан Патрикеев был ненавистен властолюбивому Иоанну и подвергся даже его опале, то теперь, как инок, Вассиан вполне был для него безопасен. Еще менее причин быть недовольным Вассианом имел Василий Иоаннович, видевший в нем не опального боярина, а своего родственника, скромного Белозерского инока. На соборе 1503 г., рассуждавший о монастырских имуществах и других церковных предметах, приглашен, был преп. Нил Сорский . Под защитою этого последнего прибыл в Москву и Вассиан Косой 163 . Начало обсуждения вопроса об отношении к еретикам относится к собору 1490 г., где мнения по этому предмету разделились: одни требовали сожжения еретиков, тогда как другие предлагали против них только одни церковный кары, и последние, как известно, одержали верх. Время от 1490–1503 г. было временем переходным, которое подготовляло торжество православию в его борьбе с ересью. Открытый перевес в пользу православной стороны начался с 1503 г. После собора о церковных землях, на котором присутствовал и Иосиф Волоцкий , последний имел троекратное свидание с Иоанном III и сильно подействовал на престарелого князя: он убедил Иоанна в необходимости строгого преследования еретиков, хотя тот еще несколько и колебался сомнениями на счет законности подобных мер. По возвращении своем из Москвы Иосиф с новою энергию начал действовать в пользу окончательного истребления еретиков. С этою целью он написал послание к духовнику великого князя 164 и к сыну его великому князю Василию Иоанновичу, в последнем послании он формулировал свой односторонний взгляд на еретиков, требуя для них казней и розысков. Послание Иосифа Волоцкого к Василию Иоанновичу и положило собою начало литературной борьбе его с заволжскими старцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В 1896 году, получив отцовское благословение, Василий поступил послушником в Печерскую обитель, где в течение семи лет был келейником наместника архимандрита Мефодия (Холмского; 1831–1906; наместник с 1894 по 1906 год). В 1900 году Василий принял монашеский постриг с именем Вассиан и затем был рукоположен во иеродиакона (26 марта 1901 года епископом Псковским и Порховским Антонином (Державиным)), потом — в сан иеромонаха (15 мая 1903 года следующим псковским архиереем — архиепископом Сергием (Ланиным)). В последующие годы отец Вассиан нес различные монастырские послушания: следил за монастырским освещением, столярничал, работал в саду обители и на пчельнике, был помощником казначея, занимался восстановлением Псковского Снетогорского монастыря Рождества Богородицы, трудился в монастырском имении Мустищево. Известно, что отец Вассиан в то время искал принятия схимы, чтобы целиком посвятить себя молитве и иноческому духовному подвигу, однако тогдашний настоятель Псково-­Печерского монастыря епископ Иоанн (Булин; 1893–1941; настоятель обители с 1920 по 1932 год) долгое время не давал на это благословения. Наконец 12 февраля 1927 года 3  иеромонах Вассиан (Желнин) был пострижен в великую схиму с именем Симеон — в честь святого праведного Симеона Богоприимца.  Сразу же после пострига епископ Иоанн проводил преподобного Симеона в его новую пещерную келью возле Успенского храма — с маленьким оконцем, мрачную, с мокрыми песчаными стенами и сырым воздухом — и оставил здесь со словами: «Вот тебе келья, здесь и умрешь» 4 . Отец Симеон постепенно привел в порядок новое жилище; в этой келье он действительно прожил до конца земных дней. По свидетельству самого преподобного старца, в первые месяцы затвора ему пришлось пережить страшные бесовские нападения, однако со временем он научился их побеждать и отражать силой креста и непрестанной Иисусовой молитвы.   В своей «Автобиографии» старец писал: «Враг рода человеческого не оставляет в покое человека, а в особенности тех, которые решились последовать Христу и идти Его крестным путем.

http://e-vestnik.ru/church/pskovo_pecher...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010