Он был человек весьма замечательный происхождением из крестьян деревни Боршовой, на берегу Кубенского озера. Его семейство издавна занималось перевозкой через Кубенское озеро в Спасо-Каменный монастырь на расстоянии 8 верст. В этом монастыре и видел я его в первый раз в 1830 году. Он в то время был еще иеродиаконом, лет 35. По наружности весьма непредставителен он и в обращении своем был неповоротлив и неуклюж, как вологодский крестьянин. Как сейчас помню, что в ту пору как я пришел в Спасо-Каменный монастырь, там был разносчик с красным товаром, и у его воза стоит отец Иона и торгует себе мухояр к ряске на рукава. Должно быть денег-то у него не было, то он все и набивался заплатить овсом; разносчик, помнится мне, просил полторы меры, а отец Иона давал только меру. Не знаю, поладили ли они и чем кончился у них этот торг, но это мне показалось забавным и врезалось в память, что было в 1830 году, а 18 лет спустя встретил я его уже игуменом. Впоследствии я слышал, что он был архимандритом, благочинным монастырей и имел орденские знаки. Все вологодские епископы имели к нему особенное расположение и доверие и считали его одним из лучших настоятелей их епархии, и не без основания оказывали ему уважение. Все эти отличия он стяжал своей безукоризненной жизнью, нестяжательностью и воздержанием. Он точно был монах в полном смысле, и за то Господь, видимо, и споспешествовал начинаниям и наградил его редкой способностью устроять и зиждить обители, чего, казалось бы, глядя на него, невозможно было и предполагать в его грубой оболочке. Он полагал начало в Спасо-Каменном монастыре; и когда его из иеромонахов сделали настоятелем в этом монастыре, он устроил его и привел в лучший порядок. Приписную к Спасо-Каменному монастырю Белавинскую пустынь восстановил. Также ему обязана своим восстановлением и другая упраздненная пустынь Успенская Куштская, основанная в начале XV века, по желанию князей Заозерских преподобным Александром Куштским; постриженником Спасо-Каменного монастыря при преподобном Кассиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Arhiva La Mitropolia de Vologda a fost renscut vechea mnstire de clugri Spaso-Kamennyi 15 octombrie 2017 12:45 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия , было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на эту должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) ( журнал ). Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье. 12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литию на могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н. Плигин ушел из жизни и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня. В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет. В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5037608...

В XII в. в Вологде был основан Герасимов во имя Св. Троицы мон-рь, в XIII в.- Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Наиболее раннее сообщение о постройке храмов в Вологде относится к 15 авг. 1303 г., когда Новгородский еп. св. Феоктист в присутствии владимирского вел. кн. Андрея Александровича освятил храм во имя Пресв. Богородицы. В XIV-XV вв. трудами учеников прп. Сергия Радонежского и выходцев из Троице-Сергиева мон-ря преподобных Кирилла , Ферапонта и Мартиниана Белозерских , Афанасия и Феодосия Череповецких , Димитрия Прилуцкого , Дионисия Глушицкого , Сергия Нуромского , Павла Обнорского и др. в Вологодском крае были основаны многочисленные мон-ри. Их деятельность активно поддерживали местные удельные князья (ростовские и ярославские - потомки блгв. кн. Константина Всеволодовича , родственники московских вел. князей), чьи владения располагались к югу и востоку от Вологды. Устюг впервые упоминается в 1178 г., в XII в. в городе были основаны Иоанна Предтечи и великоустюжский во имя арх. Михаила мон-ри. До кон. XV в. территория совр. В. о. входила в Новгородскую и Ростовскую епархии . В 1492 г. Вологда была передана из Новгородской епархии в Великопермскую, в 1658 г. к Вологодской епархии от Ростовской присоединились Устюжский и Тотемский уезды (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Вологодской и Великоустюжской епархии. К кон. 2004 г. в епархии действовали 105 приходов, 4 мон-ря (3 муж. и 1 жен.). Н. А. Дойникова, А. В. Камкин, А. В. Кузьмин Первая проповедь старообрядчества на территории края связана с деятельностью Иоанна Неронова , сосланного в 1653 г. в Спасо-Каменный, затем в 1665-1666 гг. в Спасо-Прилуцкий мон-рь и оставившего после себя учеников. Ок. 1670 г. П. Осипов, крестьянин д. Рупосовой Комельской вол. Вологодского у., вместе с женой проповедовал «старую веру» в близлежащей дер. Сычёвой, вотчине Спасо-Прилуцкого мон-ря; в нояб. 1685 г. 55 крестьян сожгли себя в избе Осипова. Под влиянием Выголексинского общежительства в 40-х гг. XVIII в. сформировались центры старообрядчества в Белозерье и Чаронде, старообрядцы из Пошехонья переселялись в район р. Шексны, нижнего течения Суды и г. Грязовца (здесь в 1786 жили более 400 старообрядцев, в 1771 произошло самосожжение 15 чел.). Отдельные группы последователей «старой веры» в сер. XVIII в. известны в Тиксненской вол. Тотемского у. и на Кокшеньге (здесь произошло самосожжение в 1727), а также в ряде волостей Вологодского у.

http://pravenc.ru/text/155165.html

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. До 1971 года здесь жил штатный сторож, назначенный от Управления культуры Усть-Кубенского района. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и самостоятельных туристов. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня. В 1991 году двое вологодских энтузиастов стали потихоньку восстанавливать сохранившиеся здания. Вскоре к ним присоединились неравнодушные люди. Средств на восстановление постоянно не хватало. Сначала из руин восстало последнее из появившихся здесь до революции капитальных строений - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков. В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье " Спасо-Каменный монастырь " , настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально. Информация из книги: Выголов В.П., Удралова Н.В. " В край белых ночей " . Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986 г. и с сайта: ru.wikipedia.org/Спасо-Каменный монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Рассвет на Кубенском озере.      Известно о работе, исполненной великим художником русского средневековья преподобным Дионисием в Спасо-Каменном монастыре около 1481 года. Здесь было три иконы его письма. На острове сложилось уникальное книжное собрание. По переписи 1670 года, здесь хранилось 364 книги, из них только 66 книг были печатные. Среди древних письменных памятников шесть книг были «на харатье», то есть на пергаменте. И даже это богатство являлось лишь частью сохранившейся после пожара библиотеки. Здесь трудились переписчики древних книг, составители новых. Творчество инока Спасо-Каменного монастыря Паисия Ярославова – известного книжника, старца, автора «Сказания о Каменном монастыре» – известно каждому знатоку русской культуры.    Очень рано оформилась связь крошечного острова, затерянного в лесах и озерах Заволжского края, с великим духовным центром мирового Православия – с Афоном. При Московском князе Димитрии Ивановиче Донском игуменом был назначен пришелец из Константинополя – афонский монах Дионисий, впоследствии епископ Ростовский. Он ввел в Спасо-Каменном монастыре устав афонских обителей, заложил традиции, которые определили авторитет и славу монастыря на несколько столетий вперед.      В Спас-Камне – первом на Вологодчине – была введена архимандрития, что означало установление на длительное время его старейшинства среди монастырей. Архимандриты и старцы Кубенозерской обители участвовали в важнейших общероссийских мероприятиях – в Соборе 1503 года, где вместе с преподобным Нилом Сорским защитили чистоту Православия от ересей, в Соборе об учреждении Патриаршества (1589), в Соборе об избрании на царство Бориса Годунова (1598), в процессе избрания царем Михаила Федоровича Романова (1613). Так что, как видите, значение этого крошечного острова, казалось бы затерянного в водах и лесах нашего Севера, чрезвычайно велико – как для Русской Церкви, так и для Российского государства. И уж от нас зависит, будет ли этот остров затерян только в водах и лесах или и в нашей памяти.

http://pravoslavie.ru/64292.html

В сем монастыре ныне находятся следующие церкви: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Сошествия Св. Духа и в ней мощи Св. Благоверного Князя Иоасафа Каменского, по правую сторону, перенесённые туда из упразднённого Каменного монастыря с Кубенского озера в 1773 году; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Знамения Пресвятой Богородицы и в ней мощи Св. Преподобномученика Галактиона Вологодского Чудотворца по левую сторону; с приделами в трапезе, первый – Благоверного Князя Владимира и Княгини Ольги по правую сторону, а второй – Александра Невского по левую сторону не освящённый. В 1764 году при составлении Духовных Штатов этот монастырь, как безвотчинный, не вошёл в штатное положение и оставался на своём содержании; в 1775 году, по Указу Св. Синода, с переведением в этот монастырь штата из Спасокаменного монастыря с Кубенского озера, учреждено здесь Игуменство; а в 1798 году учреждена в сем монастыре Архимандрия 3 класса, и с того времени в оном были Архимандриты: 1 . АВГУСТ Албенский. С 1798 по 1800 год, а потом переведён в Павлов монастырь. 2 . АМВРОСИЙ Рожественский. С 1800 по 1804 год, а потом переведён в Спасоприлуцкий монастырь. 3 . ФЕОКТИСТ Громцев. С 1804 по 1809 год, а потом переведён в Антониев Краснохолмский монастырь. Добавление из VI тома 4 . ФЕОФИЛАКТ Ширяев. С 1809 года. В 1811 году, Октября 11 переведён в Спасо-Прилуцкий и определён Ректором Вологодской Семинарии. В 1814 году, Августа 17, переведён в первоклассный Боровский-Пафнутьев и определён Ректором и Богословия Профессором в Калужской Семинарии. 5 . ГАВРИИЛ Розанов в 1811 году, Октября 24 произведён и вскоре определён Префектом. В Августе 1814 года переведён в Спасоприлуцкий и определён Ректором Семинарии и Профессором Богословия. 6 . АНТОНИЙ Добротин, в 1814 году, 14 Августа, произведён и определён Инспектором Семинарии и Профессором Философии из Префектов Ярославской Семинарии. Духов Новгородский монастырь 2 класса, прежде бывший мужской, а ныне девичий монастырь, находящийся в конце Великого Новгорода, близ большого городового земляного вала у Санкт-Петербургской заставы, расстоянием от Кремля около двух вёрст. Устроен в 6865/1357 году Св. Моисеем, Архиепископом Новгородским, По описи Новгороду, в 1615 году сочинённой значились в монастыре сем следующие строения: 1) церковь во имя Сошествия Св. Духа; 2) церковь во имя Живоначальной Троицы; 3) над воротами во имя Рождества Божьей Матери с трапезой. Ныне же здания в монастыре сем каменные следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сколько строгий к себе, преп. Стефан был столько снисходителен к другим; он не гневался на проступки учеников и трудился для обители более всех; усердно наставлял братию путям спасения, но говорил наставление кротко, тихо и в просительном духе. Одежда на нем была всегда самая худая, в заплатах и грубая. Обитель его по его молитве и трудам приходила в более и более цветущее состояние, – братия ревновала о благочестии, миряне приходили к преподобному для молитвы и советов; нищие и бескровные в обители находили радушный приют и гостеприимство. Достигнув глубокой старости, Стефан поручил управление монастырем благочестивому старцу Илии, а сам приняв схиму, затворился в своей келии, и перешел в загробную жизнь для вечного блаженства 14-го июля 1406 года. Мощи преподобного обретены нетленными при построении каменного храма Св. Троицы в 1550 г, и на персях Стефана найден кожаный параман с изображением Господних праздников. Преподобный Дионисий Глушицкий Преподобный Дионисий, в мире Димитрий, родился недалеко от Вологды и пострижен в обители Спасо-каменной святогорцем игуменом Дионисием; в сей обители под руководством духовного старца он прожил в великом воздержании 9 лет. Потом явилось у него непреодолимое влечение к отшельничеству. Он обошел с учеником Пахомием восточную сторону кубенского озера, ища себе безмолвного уединения. На святой Луке, найдя запустевшую обитель, поставил хижину, возобновил храм св. Николая, (не эта ли Никольская обитель, в которой первоначально подвизался Димитрий Прилуцкий?) и восстановил древний общежительный монастырь. Архиепископ Ростовский Григорий удостоил Дионисия священства, когда он хлопотал еще о восстановлении запустевшей обители. Жизнь Дионисия в возобновленной им обители до того была сурова и изнурительна от великого воздержания и келейных подвигов, что ученик его – Пахомий стал наконец тяготиться этою жизнью. Дионисий с своей стороны желал составить общежитие для спасения многих. «Я слышал, сказал он Пахомию, что на восточной стороне Кубенского озера есть пустынное место; там желал бы я, если угодно Господу, составить общежительный монастырь, ты же останься здесь – и пусть остается с тобою недавно пришедший к нам брат,» и удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. Источником сведений об основании А. К. м. является житие прп. Александра Куштского , составленное насельником обители (XVI в.), а также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). На месте А. К. м., в 2 верстах от впадения р. Кушты в Кубенское оз., в нач. XV в. подвизался прп. Евфимий Сянжемский († 1465). Ища уединения, к нему пришел постриженик Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря и основатель мон-ря на р. Сянжеме прп. Александр. Подвижники поменялись построенными ими кельями: прп. Александр остался на Куште, а прп. Евфимий поселился на Сянжеме. Ок. 1420 г., когда к прп. Александру пришли еще 2 старца, он испросил благословение у свт. Дионисия Грека , архиеп. Ростовского, на строительство храма. Ростовский святитель, некогда управлявший Спасо-Каменным мон-рем, благословил своего постриженика и снабдил его богослужебной утварью «на устроение пустынное». Близ первоначальной кельи прп. Евфимия прп. Александр построил ц. Успения Пресв. Богородицы. Деятельную поддержку новооснованной обители оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич, дав жалованные грамоты на неск. деревень, а также некий боярин Василий, пожертвовавший дер. Колябино. Кнг. Мария и после смерти князя передавала новому храму иконы и напрестольное Евангелие, продолжила благотворительствовать мон-рю. После кончины первого игумена А. К. м. прп. Александра (1439) по его завещанию братия (в житии упомянуты иноки Савватий и Симеон) построила деревянный храм свт. Николая Чудотворца, освятив его в день преставления своего наставника - 9 июня. В 1519 г. при игум. Нафанаиле в результате пожара обе церкви сгорели, однако вскоре были выстроены заново. С сер. XVII в. до 1764 г. А. К. м. управлялся строителями: Митрофаном, Варсонофием, Маркеллом, Иосифом, Феодосием, Варлаамом, Иринархом, Варлаамом (другим). Не отличавшийся большим количеством насельников и материальным благосостоянием (в 1744 к обители были приписаны 60 крестьян), мон-рь при учреждении штатов в 1764 г. был закрыт, а Никольская ц. обращена в приходскую. В 1833 г. обитель была восстановлена и приписана к Спасо-Каменному мон-рю, в ведении к-рого состояла до 1918 г.

http://pravenc.ru/text/64478.html

До сих пор мы говорили о тех подвижниках, которые так или иначе связаны с духовным влиянием св. Сергия. Но кроме них можно выделить еще одну группу аскетов, которые тоже подвизались со тщанием и заняли видное место в истории русского монашества. Это группа иноков из Спасо-Каменного монастыря расположенного на скалистом острове на Кубенском озере. Монастырь возник в середине XIII в., но особое значение приобрел лишь при игумене Дионисии. Он был родом из греков или южных славян, побывал на Афонской горе, а затем пришел в Москву. В конце XIV в. (но до 1389 г.) Дионисий был поставлен игуменом Спасо-Каменного монастыря, в котором ввел строгий Афонский устав. Дионисий оставался в монастыре до 1418 г., когда он получил архиепископскую кафедру в древнем городе Ростове, где и скончался в 1425 г. Спасо-Каменный монастырь вырастил много славных подвижников, которые, в свою очередь основав новые обители вокруг Кубенского озера, совершили великий миссионерский подвиг, принеся туда свет христианства . На первом месте здесь надо назвать св. Дионисия Глушицкого († 1437). Его житие рисует образ подвижника, исполненного кротости и милосердия, сердечности и смирения — добродетелей, в которых он соревнуется со св. Сергием. Церковь своего монастыря, построенного на берегу речки Глушицы (в Вологодской земле), он украсил иконами собственного письма, ибо владел сравнительно редким у древнерусских святых даром иконописания; житие рассказывает и о том, что он очень искусно делал священные сосуды и утварь для Божественной литургии — дискосы, чаши, звездицы. В своем монастыре Дионисий ввел киновию; всего им основано три обители поблизости друг от друга, в том числе женский монастырь. Особенной чертой в его миссионерской деятельности было строительство приходских церквей в крестьянских поселениях . У него был ученик по имени Григорий, названный Пельшемским († 1442) . В его житии, написанном в конце XV или начале XVI в., мы находим интересный рассказ о беседе между Дионисием Глушицким и Григорием, можно сказать, между старцем и его учеником; если даже этот рассказ и не воспроизводит действительно бывшего собеседования, все же это важное свидетельство проникновения исихастских воззрений в среду монашества вологодских лесов. Св. Дионисий говорит о воспитании сердца и духа, которое через очищение души от злых и греховных помыслов ведет к соединению с Богом. Возможно, в этой беседе отразилась школа, которую прошел сам Дионисий в Спасо-Каменном монастыре под руководством игумена-святогорца.

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

До сих пор мы говорили о тех подвижниках, которые так или иначе связаны с духовным влиянием св. Сергия. Но кроме них можно выделить еще одну группу аскетов, которые тоже подвизались со тщанием и заняли видное место в истории русского монашества. Это группа иноков из Спасо–Каменного монастыря расположенного на скалистом острове на Кубенском озере. Монастырь возник в середине XIII в., но особое значение приобрел лишь при игумене Дионисии. Он был родом из греков или южных славян, побывал на Афонской горе, а затем пришел в Москву. В конце XIV в. (но до 1389 г.) Дионисий был поставлен игуменом Спасо–Каменного монастыря, в котором ввел строгий Афонский устав. Дионисий оставался в монастыре до 1418 г., когда он получил архиепископскую кафедру в древнем городе Ростове, где и скончался в 1425 г. Спасо–Каменный монастырь вырастил много славных подвижников, которые, в свою очередь основав новые обители вокруг Кубенского озера, совершили великий миссионерский подвиг, принеся туда свет христианства  . На первом месте здесь надо назвать св. Дионисия Глушицкого († 1437). Его житие рисует образ подвижника, исполненного кротости и милосердия, сердечности и смирения — добродетелей, в которых он соревнуется со св. Сергием. Церковь своего монастыря, построенного на берегу речки Глушицы (в Вологодской земле), он украсил иконами собственного письма, ибо владел сравнительно редким у древнерусских святых даром иконописания; житие рассказывает и о том, что он очень искусно делал священные сосуды и утварь для Божественной литургии — дискосы, чаши, звездицы. В своем монастыре Дионисий ввел киновию; всего им основано три обители поблизости друг от друга, в том числе женский монастырь. Особенной чертой в его миссионерской деятельности было строительство приходских церквей в крестьянских поселениях  . У него был ученик по имени Григорий, названный Пельшемским († 1442)  . В его житии, написанном в конце XV или начале XVI в., мы находим интересный рассказ о беседе между Дионисием Глушицким и Григорием, можно сказать, между старцем и его учеником; если даже этот рассказ и не воспроизводит действительно бывшего собеседования, все же это важное свидетельство проникновения исихастских воззрений в среду монашества вологодских лесов. Св. Дионисий говорит о воспитании сердца и духа, которое через очищение души от злых и греховных помыслов ведет к соединению с Богом. Возможно, в этой беседе отразилась школа, которую прошел сам Дионисий в Спасо–Каменном монастыре под руководством игумена–святогорца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010