Спасо-Каменный монастырь предположительно основан в 1260 г. и расположен на острове Каменном Кубенского озера Вологодской области. В 1481 г. на острове появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в честь Преображения господня. В 1543-1545 г.г. на Каменном острове выстроены объединенные теплая Успенская церковь " под колоколы " с одностолпной трапезной палатой. Храмовые здания соединялись переходами. В XVII-XVIII в.в. к западному фасаду трапезной был пристроен настоятельский корпус с погребами. К востоку от собора построена каменная гостиница, деревянные дома и спасательная станция. Берег острова был укреплен подпорной стеной из валунов. В монастыре в то время были три каменные церкви - холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. На колокольне Спасо-Преображенского храма насчитывалось десять колоколов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. В 1925 г. монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 г. был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера. До 1990 г. остров был в запустении. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки. В ходе реставрации Успенской церкви в 2007-2014 г.г. проведены следующие работы: устройство фундаментов под перегородки и устройство перегородок, воссоздание стен западного, северного и южного фасадов, воссоздание стен и внутристеновой лестницы, устройство фундаментов под печи, кровли, устройство полов, перекрытия чердачного и межэтажных перекрытий, реставрация кирпичной кладки печей, отделочные работы.

http://sobory.ru/article/?object=05127

Великий Устюг находится у самого устья Сухоны, места слияния реки с рекой Юг и образования Малой Северной Двины. В Великом Устюге есть железнодорожный вокзал. Сюда можно добраться и из Москвы, и из Санкт-Петербурга, из Костромы, Ярославля, Вологды… Из Вологды до Тотьмы ходят автобусы и маршрутные такси — от площади перед вологодским железнодорожным вокзалом. Для тех, кто предпочитает двигаться по воде, информация такая. В высокую воду Сухона судоходна на всем протяжении, но пассажирских перевозок по реке нет — их закрыли еще в 90-х годах ХХ века. Остались только грузовые. В межень (то есть в период, когда уровень воды низок) и грузовые перевозки осуществляются лишь участками: от истока Сухоны до города Тотьмы, от Тотьмы до Нюксеницы, от Великого Устюга до деревни Опоки. Тем не менее туристы по Сухоне ходят. Несмотря на множество мелей и перекатов, разные туристические сообщества организуют по Сухоне сплавы на байдарках, каяках, плотах и катамаранах. Объявления и фотоотчеты о многодневных походах публикуются регулярно. По воде на Сухону можно попасть не только от Кубенского озера, но и от города Вологды по реке Вологде, впадающей через 45 км в Сухону. При желании маршрут можно начать от села Шуйского, на 146 км выше Тотьмы, где Сухона уже вышла из Присухонской низины и течет в сравнительно высоких лесистых берегах. Останавливаться лучше в устьях притоков, так как вода в Сухоне загрязнена, особенно ближе к верховью. 3 Что посмотреть на Сухоне и в окрестностях? 1. Кубенское озеро — часть Северо-Двинского канала Спасо-Каменный монастырь на острове в Кубенском озере. Фото Евгения Шелковникова/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Северо-Двинский канал — отрезок Северо-Двинской шлюзованной системы, соединяющей бассейны Волги и Северной Двины. В Сухоне ему принадлежит участок от озера Кубенского до поселка Знаменский. Кубенское озеро находится на границе Вологодского и Усть-Кубенского районов. Берега озера в основном заболочены. Сюда приезжают весной и осенью охотники на болотно-луговую дичь, а зимой — рыбаки на зимнюю рыбалку.

http://sever.foma.ru/suhona-kak-dobratsj...

Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря (деревянная) Александро-Куштский монастырь был основан около 1420 года монахом Спасо-Каменного монастыря Александром на берегу реки Кушты недалеко от Кубенского озера. Александр построил церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деятельную поддержку новооснованной обители оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич, дав жалованные грамоты на несколько деревень, а также некий боярин Василий, пожертвовавший дер. Колябино. Княгиня Мария и после смерти князя передавала новому храму иконы и напрестольное Евангелие, продолжила благотворительствовать монастырю. 9 июня 1439 года в возрасте 68 лет преподобный Александр тихо преставился и был погребен в основанной им обители. Через год над его могилой выросло деревце рябины. Каждый праздник Успения Пресвятой Богородицы к монастырю стекалось множество богомольцев. Один мальчик, по имени Матфей, ради забавы отломал ветку от рябины и рука его тотчас распухла. Когда родители поняли причину его внезапной болезни, они немедленно привели мальчика к могиле преподобного, и по их молитве к святому ребенок тут же получил исцеление. С тех пор многие по вере получали облегчения от своих недугов, собирая целебные ягоды. Мощи Александра Куштского покоились под спудом в приделе его имени, над ним медная рака. В древнем рукописном житии преподобного Александра содержится запись многочисленных чудес, совершившихся при его гробе. Особенно прославился святой Александр чудесной помощью больным, одержимым различными душевными болезнями. В построенном по завещанию игумена храме многие видели преподобного Александра вместе со святителем Николаем молящимися и кадящими храм. Служба святому составлена около 1575 года. В 1519 г. монастырь весь выгорел но затем вновь был отстроен с двумя церквами Успенской и Николая Чудотворца. Монастырь в 1764г. был упразднен, а в 1833г. восстановлен и тогда же приписан к Спасо-Каменному монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1260. Ссылки:   Адрес: Вологодская область, Вологодский район, озеро Кубенское, о. Каменный Координаты: 59.607545, 39.573975 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом. Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых – Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри. Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги.

http://sobory.ru/article/?object=01045

В 1-й половине XV в. основаны в Белозерском крае еще два монастыря: Вожеезерский Спасский на острову озера Воже, в ста верстах от Кириллова учеником преподобного Кирилла Белоезерского Мартинианом, который удалился на этот остров по смерти своего наставника, и Череповский Воскресенский — двумя иноками, Феодосием и Афанасием, пришедшими, вероятно, из Сергиевой лавры, монастырь этот существовал во дни можайского и вместе белоезерского князя Андрея Дмитриевича († 1432), от которого получил и грамоту . Обширный Вологодский край, где прежде известны были только три монастыря: Кайсаровский близ Вологды, Гледенский Троицкий и Архангельский в Великом Устюге, в настоящий период обогатился монастырями. Во 2-й половине XIII в. основан монастырь Спасо-Каменный на Каменном острову Кубенского озера. Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, подвергся на Кубенском озере страшной буре и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило бурею к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Немедленно он приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи (около 1260 г.). С того времени монастырь Спасо-Каменный, находясь под покровительством белозерских князей, скоро пришел в цветущее состояние и сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение, и в 1418 г. взят был на кафедру Ростовской епархии . В XIV столетии основаны еще монастыри: Авнежский Троицкий — в 60 верстах от Вологды к востоку преподобным Стефаном Махрицким и учениками его Григорием и Кассианом (около 1370 г.) при содействии окрестных жителей; Спасо-Прилуцкий — в пяти верстах от Вологды в 1371 г. преподобным Димитрием Прилуцким, который первый ввел в Вологодском крае общежитие ; Воскресенский на реке Обноре — учеником преподобного Сергия Радонежского Сильвестром Обнорским († 1379), и Святолуцкий Николаевский на берегу Кубенского озера, восстановленный преподобным Дионисием Глушицким, постриженником Спасо-Каменного монастыря . Здесь же должно упомянуть о трех пустынях, устроенных святым Стефаном Пермским в нынешних пределах вологодских к концу того же столетия: Ульяновской Спасской — в 165 верстах от Устьсысольска, Стефановской — в 60 верстах от того же города и Устьвымской архангельской — в 80 верстах от Яренска на устье реки Выми .

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Каменский, прп. - житие ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАСАФА, КАМЕНСКОГО, ВОЛОГОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА (память 10/23 сентября) Преподобный Иоасаф происходил из княжеского рода. Родители его — владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1299; память 19 сентября/2 октября) и княгиня Мария. Удел князя Димитрия, небольшой и очень богатый, Заозерье находился на северо-восточном берегу Кубенского озера, близ устья реки Кубины, впадающей в озеро. Столица Заозерского княжества представляла собою усадьбу князя на левом берегу Кубины с церковью во имя св. вмч. Димитрия Солунского, которую построил вероятно сам князь Димитрий Васильевич в честь своего небесного покровителя, да деревню Чир­ково, которая была приходом при этом храме. Несколько деревень составляли весь удел заозерского князя. И князь, и княгиня были очень благочестивы. Осо­бенно почитали они иноческий чин. Обладая небольшими средствами, они тратили их на устройство монастырей. В соседстве с их княжеством на неболь­шом островке Кубенского озера стоял древний Спасо-Каменный монастырь. Когда из этого монастыря вышли два основателя новых обителей в окрестностях Кубенского озера — преподобные Дионисий Глушицкий (память 1/14 июня) и Александр Куштский (память 9/22 июня), князь Димитрий и его супруга со­дей­ствовали и помогали подвижникам в устроении их пустынных обителей. К прп. Дионисию на реку Глушицу князь послал плотников и обильную милос­тыню, пожертвовал монастырю села и деревни. Княгиня Мария также благо­тво­рила прп. Александру, жертвовала в храм монастыря иконы и книги, бра­тии посылала припасы, а по кончине князя Димитрия дала обители деревню на по­мин его души. У князя Димитрия Васильевича было три сына — Симеон, Феодор, Анд­рей — и одна дочь — София. Княжич Андрей, в иночестве Иоасаф, был самым млад­шим в семье. Когда он родился, точно не известно. В 1429 г. князь Димитрий Васильевич Заозерский был убит в Ярославле ка­зан­скими татарами во время их набега на приволжские города. Княжич Андрей был в то время, вероятно, грудным ребенком. Благочестивая мать его княгиня Мария занялась воспитанием своих детей. Семи лет Андрея начали обучать грамоте. Учился он охотно, с любовью погружался в глубину Божест­венных Писаний, как дорогой бисер собирал богооткровенные слова Писания и слагал в своем младенческом сердце. Первых детей своих княгиня Мария ус­пе­ла устроить. Старший ее сын Симеон был женат, дочь София Димитриевна вы­дана замуж за князя звенигородского Димитрия Шемяку. Феодор же и Андрей женаты не были.

http://pravicon.com/info-2515

Дальнейшие розыскания в области истории вологодских монастырей дали возможность исследователям местами поправить преосвященного Евгения, местами дополнить, причем, однако, они, при составлении своих описаний, не могли уже обойтись без его работ 192 . Новые описания начали выходить в свет еще с 40-х годов. Особенно много потрудился тут Н. И. Суворов 193 . Перечислим эти описания, насколько они нам известны или по указателями или по непосредственному знакомству: 1) Описание вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, составленное П. Савваитовым , Спб., 1844 г. 2) Описание вологодского Спасо-Каменного Духова монастыря, его же. Спб., 1860 г.; 8) Спасо-Прилуцкий монастырь (XIV в.) (Вологодские губернские ведомости 1865 г. 10); 4) Несколько новых сведений для истории Спасо-Прилуцкого монастыря, Н. Суворова . (Вологодские епархиальные ведомости, 1874 г., 13 и 16); 5) Описание Спасо-Каменного, что на Кубенском озере, монастыря, Н. Суворова . (Вологод. епархиальные ведомости, 1871 г., 1–10; есть и отдельный оттиск, 1871 г., 87 с. in. oct.); 6) Описание Павло-Обнорского монастыря, ib., 1866 г., 3–7; 7) Лопотов монастырь, ib., 1875 г., 18–20; 8) Глушицкий монастырь, ib., 1876 г., 16–23; 9) Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком, монастыре вологодской епархии, ib., 1869 г., 11 и 12; 10) Владимирская Заоникиева пустыня, H. Суворова, ib. 1865 г., 11 и 12 (есть отдельные издания: первое 1865 г., второе – 1875 и третье – 1888 г.); 11) Описание Спасской Ульяновской пустыни, С. Мельников и Н. Суворов (Волог. губерн. вед., 1867 г., 2 и 3); 12) Описание Арсениево-Комельского монастыря, H. Суворова, (Волог. епарх. вед. 1869 г. 2–4, и 1870 г., 2–3); 13) – с приложением сведений о двух, основанных преподобным Арсением, ныне упраздненных, пустынях: Арсениево-Маслянской и Александро-Коровиной; 14) Сольвычегодский монастырь, (Иллюстрированный листок, 1862 г., 42) и 15) Новое церковно-историческое открытие. Неизвестный составителям Истории российской иерархии Николаевский женский монастырь, бывший близ Спасо-Прилуцкого монастыря, в XVII в., Н. Суворов (Волог. еп. вед., 1864 г., 2). Кроме этих своих статей г. Суворов в «Известиях Истор. Археологического Общества», т. 3, вып. 4, столб. 301–327, отпечатал кормовую книгу вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, и в 47 Волог. губ. вед. за 1860 г. заметку о «времени основания горная Успенская девичьего монастыря в Вологде».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

На пустынном острове Кубенского озера в Спасо-Каменном монастыре, в то время прославленном духовном очаге на севере Руси, созрело несколько дивных подвижников. Одни из них просияли святостью жизни на том самом острове, где получили духовное воспитание; другие сделались отцами пустынножителей на диких берегах Кушты и Сянжемы. При игуменстве блаженного Дионисия Святогорца, постриженника Афонской горы, введен в Спасо-Каменном монастыре строгий Афонский устав. И сам игумен своей добродетельной жизнью столько прославился в окрестности, что народ толпами устремился на пустынный остров. Приходили и люди пожилые, чтобы, как в тихой пристани, найти себе упокоение от треволнений и бурь житейских; приходили и юноши, желавшие оставить мир, пока он еще не приковал их к себе, и учиться иноческой жизни под руководством мудрого и опытного наставника. Игумен Дионисий принимал с отеческой любовью и радушием всех приходивших к нему и старался удовлетворить их духовным нуждам. В числе их был преподобный Евфимий († около 1456; память 20 января/2 февраля и 11/24 апреля), уроженец Вологодский. Он скоро перешел из обители с благословения настоятеля за две версты от Кубенского озера, на реку Кушту, и в тесной келлии работал Господу постом и молитвой. Вскоре после того пришел туда же и молодой странник, родом также из Вологды, по имени Алексей. Алексей родился около 1371 года и еще в юных годах, навсегда оставив родной дом, отправился в Спасо-Каменную обитель. Смиренно просил он монахов проводить его к игумену. В беседе с юношей, со слезами умолявшим настоятеля принять его в монастырь, прп. Дионисий Святогорец не скрыл тех трудностей и искушений, которые предстоят иноку. Но юноша не отступил, и игумен принял его послушником. Добровольно наложив на себя суровый пост и строгое молитвенное правило, Алексей с таким желанием выполнял все послушания, что вскоре заслужил любовь и глубокое уважение братии. Благочестивая жизнь молодого послушника побудила игумена Дионисия сократить время монастырского искуса, и уже через несколько месяцев после своего прихода Алексей был пострижен в монашество с именем Александр. Новый инок весьма был этому рад и совершенно всего себя предал Богу. Он с охотой исполнял все монастырские послушания, соблюдал самый строгий пост и обуздывал им юную свою плоть, на устах и сердце постоянно имея молитву, ни одного часа не проводил без рукоделия и труда, так что все братия дивились его подвигам и смирению и смотрели на него как на Ангела Божия. Много лет провел в этих подвигах блаженный Александр, возрастая и укрепляясь в жизни духовной, и в это время получил сан священства, как человек, пользовавшийся общим уважением всех иноков в обители. Впоследствии, когда преподобный Александр явился в Ростов к архиепископу Дионисию, то он называл его сыном и сослужебником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

303 См. книжку: «Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса», напечатанную в Костроме в 1879-м году. 307 См. Верюжск. стр. 276 и  Н. Суворова  Описание Спасокаменского, что на Кубенском озере, монастыря, 2-е изд., Вологда, 1893, стр. 35 sqq. Куштский. монастырь в 1764-м году был упразднен, а в 1833-м году восстановлен и приписан к Спасо-Каменскому монастырю (с 1801-го года по 1892-й год называвшемуся Белавиной пустыней), от которого находится в 8-ми верстах. 309 Служба в Лаврск. ркп. 625, л. 90. О составителе службы игумене Иосифе – у Строева в Списках uepapxob col. 871. 310 См. у прот. П. Островского в Исторических записках о Костроме и ее святыне, стр. 104 нач., выписку из Костромских писцовых книг 1628 г. (прославление преп. Иакова чудесами, после чего могло быть установлено ему празднование, относят к 1613-му году, – y Ocmpobckoro ibid, cmp. 80). 312 Филарета Русские святые, Сентября 10-е число. Верюжский сообщает очень маловероятное известие, что когда скончался Иоасаф, то братия Каменского монастыря решилась не предавать тела его обычному погребению в земле, а с благоговением как святыню перенесли в теплую церковь монастыря и поставили его пред иконостасом у правой стороны, чтобы всегда иметь его пред своими глазами и подражать его (т. е. Иоасафа) житию. – стр. 322. Но действительно мощи преп. Иоасафа были открыты спустя весьма непродолжительное время после его кончины, ибо в 1472-м году в большой, случившийся в монастыре, пожар они уже сгорели. С 1774-го года по 1892-й год остатки мощей преподобного находились в Вологодском Духовом монастыре, в который переводим был штат Каменского монастыря, и в монастыре этом, вероятно, во время бытности в нем мощей, устроен в честь преподобного престол, см. Описание Вологодского Спасо-каменского Духова монастыря, составленное  П. Савваитовым . исправленное и дonoлhehhoe II. Суворовым, Вологда, 1885, стр. 9, cfr Onucahue Спасо-каменского, что на Кубенском озере, монастыря, составл. И. Суворовым, 2 изд. Вологда. 1893, стр. 9 и 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

336 К памятникам зодчества, близким к Успенскому кирилловскому собору по отдельным мотивам орнаментики, могут быть причислены: Рождественская церковь в бывшем Ферапонтовском монастыре (близ Кириллова) и Спасо-преображенская холодная двухэтажная церковь в Спасо-каменном монастыре (на Кубенском озере), построенная в 1481 году (высеченные в глубь кресты). Сравн. Н. Суворов, Описание Спасо-камен., что на Кубенском озере, монастыря, Вологда, 1871, стр. 25. Происхождение вышеуказанных особенностей храмовой архитектуры должно быть отнесено ко влиянию псковского зодчества на владимиро-суздальское и могло быть обязано не столько географическому положению Ростова и Кириллова в промежуточной местности между Владимиром и Псковом, сколько совмествому труду (владимиро-суздальских и других) мастеров со псковичами в Москве и вообще в Понизовье. Наиболее ранние московски церкви (Успенский собор и друг.) XIV и XV веков были простым повторением владимиро-суздальских. Некоторые же из последующих московских храмов уже носят отпечаток псковского влияния (Благовещенский собор, церковь Михаила Архангела и друг.). Поэтому строители Успенского кирилловского собора в 1497 году могли подражать основным чертам какого либо готового образца (соединявшего псковские своды и орнаменты с особенностями владимиро-суздальского зодчества). Если верно, что употреблению железных связей для скрепления стен и сводов научил Аристотель (Прохоров, Христианския Древности, 1877, стр. 4), строивший московский Успенский собор, то таким образцем могла быть какая либо московская церковь , так как связи подобного рода имеет и кирилловский собор. Высказывая такое предположение о происхождении его архитектуры, мы однако не отрицаем и возможности работы псковичей в Кириллове при созидании собора. В 152 / 1 , году, быть может, здесь трудился псковский иконописец (сравн. ниже примечания 352–354). В том же XVI веке в Пскове были отлиты для Кириллова монастыря колокола. В конце XV века в пределах Бела-озера могли работать и псковские каменщики, которое славились тогда своим искусством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010