По окончании богослужения митрополит Игнатий в своем слове подчеркнул, что присутвующие являются свидетелями исторического события — преподобный Иоасаф своими честными мощами второй раз возвращается в свою обитель. Митрополит Игнатий также отметил подвижнические труды А.Н. Плигина по восстановлению Спасо-Каменного монастыря, приехавшего на Спас, когда здесь не было ничего, кроме развалин. После его смерти возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова и дети А.Н. Плигина, а также их помощники. Архиерей удостоил благотворителя Спасо-Каменного монастыря А.Н. Скворцова епархиальной медалью преподобного Димитрия Прилуцкого III степени. С приветственным словом к собравшимся также обратились епископ Флавиан и епископ Тарасий. Митрополита Игнатия приветствовал настоятель монастыря игумен Дионисий. Затем владыка Игнатий посетил могилу А.Н. Плигина и помолился о упокоении души человека, вернувшего к жизни древнюю обитель. Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь — обитель на островке, окруженном водой и непроходимыми лесами, она была основана на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. Находясь в центре Северной Фиваиды, монастырь воспитал немало подвижников христианской веры, с ним связаны имена многих святых Русской Православной Церкви. Немало праведников жило на острове, его посещали великие князья и царицы. Со Спасо-Каменной обителью связаны жития 11 русских святых, в том числе таких известных, как основатель монастыря благоверный князь Глеб Василькович, святитель Дионисий Ростовский Святогорец, преподобные Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сямженский, родители преподобного Иоасафа благоверные князья Димитрий и Мария и др. Преподобный Иоасаф Каменский (в крещении Андрей) родился в XV веке в селе Чирково на Сухоне близ Кубенского озера, где были терема и палаты его отца — князя Димитрия Васильевича Заозерского. Родители будущего святого скончались, когда он был мальчиком. Юный князь решил удалиться от мира, пять лет провел в Спасо-Каменном монастыре в строгом посте, подвигах и молитве. Он отошел ко Господу 23 сентября 1453 года. Множество людей собрались в монастыре на его погребение, больные получали исцеление от прикосновения к его гробу.

http://patriarchia.ru/db/text/5273050.ht...

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера. До 90-х годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки. В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод, установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета, в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери. Официальный сайт архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» Датой основания обители принято считать 19 августа 1260 года, когда Белоозёрский князь Глеб Василькович, внук Ростовского князя Константина Всеволодовича, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь повелел здесь воздвигнуть храм и устроить монастырь. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в XV веке входил в состав Ростовской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Поповка, урочище. Спасо-Евфимиев Сямженский монастырь. Церковь Евфимия и Харитона Сямженских. Карта и ближайшие объекты В Сямженском районе на речке Сямжене сохранились остатки монастыря, основанного преподобным Евфимием Сямженским в первой половине 15 века. В житии говорится, что Евфимий " пришел на Сянжему " из Спасо-Каменного монастыря. " Сюда пришел к нему Харитон, чтобы разделять его иноческие подвиги. Так как поблизости не было храма Божия, Евфимий решился построить церковь во имя Вознесения Господня, а при ней устроить монастырь " . После смерти своего учителя преподобный Харитон продолжал укреплять монастырь: " Более 40 лет продолжал труды своего наставника, старался во всем ему подражать и почил о Господе 11 апреля 1509 года. Монастырь их существовал до 1764 года " . Все последующее время Вознесенская церковь существовала как приходская, рядом возникли крестьянские поселения. До сегодняшнего дня сохранились некоторое монастырские строения: остатки летнего и зимнего храмов. В одном из них покоятся под спудом мощи преподобных Евфимия и Харитона. Спасо-Евфимиев Сянжемский монастырь был основан на реке Сянжеме в 1420 году трудами преподобного Евфимия, а затем и ученика его - прп. Харитона. О жизни святых подвижников сохранилось немного сведений. Предположительно Евфимий был уроженцем Вологды. Он принял постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском озере. Эта древняя обитель была, начиная с XII века, духовным очагом Православия на Севере и в течение нескольких веков подготовила многочисленных подвижников и будущих основателей монастырей. Отсюда Евфимий, стремясь к уединению, ушел и поселился в пустыне близ устья реки Кошты на восточном берегу Кубенского озера. Здесь, окруженный со всех сторон непроходимыми болотами и чащей, он построил себе малую келью, в которой и подвизался в посте и молитве, не давая себе успокоения от труда. Через некоторое время пришел к нему инок Александр, оставивший, как и он, Каменный монастырь по любви к безмолвию и поселившийся было на реке Сянжеме. Александру понравилось место жительства Евфимия и он стал просить его уступить ему свою келью, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Преподобный Евфимий принял желание Александра за повеление Божие и охотно согласился поменяться местами подвигов. На Сянжеме Евфимий скоро узнал, что место то не пустынное (по этой причине его оставил и Александр), но, положившись на Промысл Божий, продолжал подвизаться в посте и молитве, не отказывая в духовных беседах и наставлениях жителям окрестных селений. Сюда пришел к нему Харитон, чтобы разделять с ним иноческие подвиги. Поскольку поблизости не было храма Божия, да и окрестные жители нуждались в нем, то преподобный Евфимий решился построить церковь во имя Вознесения Господня, а при ней устроить монастырь. Это он вскоре и исполнил при неусыпных трудах своих.

http://sobory.ru/article/?object=13375

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 17.03.1371, Вологда - 9.06.1439, Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых). О жизни А. К. известно преимущественно из его жития, составленного предположительно иноком основанного А. К. мон-ря. Автор жития записал, что об А. К. он слышал «от отец своих» - монахов Савватия и Симеона, помогавших А. К. устраивать мон-рь. В нек-рых списках жития ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 300. Прим. 2) отмечены 20 чудес, совершившихся при гробе преподобного, последнее датируется 1575 г., на этом основании В. О. Ключевский считал, что житие было написано ок. 1575 г. Списков жития сохранилось немного, в основном XVII-XIX вв. (ГИМ. Увар. 422, XVII в.; ГИМ. Увар. 107, XVII-XVIII вв. и др.). Под 9 июня житие включено в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. 677, 1627-1632 гг.). Кроме того, об А. К. сообщает также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). Алексий в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. к игум. прп. Дионисию Греку (1389-1418; пам. 23 мая) и через неск. месяцев был им пострижен в монашество с именем Александр. Афонский устав мон-ря способствовал подвижнической жизни А. К. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Ища уединения, А. К. удалился из мон-ря на сев. берег Кубенского оз., затем перешел на берег р. Сянжемы. Из-за близости своей кельи к деревням А. К. оставил и это место и ушел к устью р. Кушты. В 5 км от юго-вост. берега Кубенского оз. и в 4 км от с. Устья произошла его встреча с прп. Евфимием Сянжемским († 1465; пам. 20 янв., 11 апр.), к-рый уступил А. К. свою келью, а сам отправился на Сянжему, где построил ц. Покрова Богородицы и мон-рь. Вскоре на новом месте подвигов А. К. собралась братия. А. К. ходатайствовал перед Ростовским архиеп. Дионисием Греком (1418-1425), бывш.

http://pravenc.ru/text/64374.html

1042. Песоцкий – Успенский или Антониева – Введенская, мужская пустынь, ныне село Пески-Антоново, Вологодской губ. и уезда, в 84 вер. к сев.-зап. от Вологды, при впадении рч. Кии в Кубенское оз., недалеко от устья р. Порозовицы. На месте ее еще в XIII ст. находилась церковь преп. Антония Великого , около которой 10 дней прожил кн. Белозерский Глеб Василькович, плывший с Белоозера в Устюг и выжидавший здесь благоприятной погоды, чтобы переплыть Кубенское оз. Когда же была основана сама пустынь, неизвестно, вероятно, иноками Спасо-Каменного мон., и уже несомненно существовала в XVI ст., так как в 1588 г. в ней был игуменом Пимен. В 1718 г. принадлежала к числу состоятельных в епархии и в 1732 г. в ней считалось 9 челов. братии. Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 104; IV, 328; V, 525; “Воен. топогр. карта 10 вер.», лист 55; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.», 28, 29; Строев, “Спис. иерар. и настоят.», 770, 33 (Антониева Введенская), 786 (Песочный); “Акты Археогр. Эксп.», II, 160 (Челобит. 1610 г. игум. Спасо-Прилуц. м-ря с представл. денег, на помощь ратн. люд.; здесь между вкладчиками упоминается бывшей Песочной игум. Дионисий); III, 75 (Челобит. 1615 г. монаха Иринарха о призрении сего м-ря после претерпен. разорений); “Акты истор.», III, 66 (Челобитн. 1615 г. чернца Иринарха о разорении м-ря литов. людьми); “Акты юридич.», 216 (Платежн. 1633 г. в кормов. деньгах); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд., 1, 148 (в 1744 г. имел 116 душ крест.). 1043. Петровский, женский, ныне Петровское городское кладбище, на посаде гор. Можайска, Московской губ. Когда основан, неизвестно, но уже существовал в XVI ст. и по описи 1595 г. имел две дерев. церкви во имя Петра Москов. чудотв. да теплую Покров Богород., келью игуменьи, 16 келий для стариц, да за м-рем 2 двора поповских, 1 двор извозчика и 2 двора пусты. В 1662 г., в нем была настоятельницею Капитолина. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 526; Ратшин, 285; “Ист. опис. Малояросл. Черноостров. мон.», 35; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 16; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 234, 45; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 650 (подроб. опись 1595 г.); “Чтения в И. Общ.-ист.», 1859 г., II, смесь 23 (в 1754 г. с 146 душ крест. давалось 4 руб. 38 коп. на содерж. Семинарии в Тр. Данил. м-ре); 1860 г., III, Отд. 1, 152 (о недвижим. имущ.; в 1744 г. имел 146 душ крест.); “Можайский Лужецкий второго кл. м-рь», 1888 г., 80.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

докум. и дел архива св. Синода», I, 516 (дело о выдаче м-рю жалованья на 1721 г.; игум. Маремьяна); II, ч. 1, 182 (о том же); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 485 (опис. м-ря); 1841 г., XL, смесь, 31 (грамота Дмитрия Самозв., данная в 1606 г. м-рю). 605. Александров – Успенский на Куште, мужской, приписной к Белавинской-Спасо-Каменной пустыни, где ныне погост Александров, Вологодской губ., Кадниковского у., в Закушской волости, в 40 вер. к зап.-сев.-зап. от Кадникова, в 4 вер. от юго-вост. берега Кубенского озера и в 3 вер. от села Кубенского, при рч. Куште. Основан преп. Евфимием в начале XV в.; к нему вскоре пришел преп. Александр, постриженник Спасо-Каменного мон. и основатель монастыря на р. Сенжеме; они поменялись основанными монастырями, и преп. Александр оставался здесь до своей кончины, последовавшей в 1439 г. 9 июня, в каковой день и чтится его память. В 1764 г. монастырь упразднен. Мощи преподобного покоятся в Николаевской церкви, построенной после пожара 1519 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 88; Ратшин, 72; “Словарь ист. о свят.», 16; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», смесь, 19 (учреждение Вологод. епархии); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 121, 252 (преп. Александр); Суворов, “Владим. Заоникиев. пуст.», 1888 г., 28 (состояние в 1718 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 758, 14; Ключевский, “Жит. свят.», 300, 372; “Акты юридич.», 216 (Платежная 1633 г. в кормов. деньгах); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 211; VII, 528; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имел 60 душ крест.); 1876 г., IV, Отд. 2, 113 (воспомин. архим. Пимена); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 249 (дозорн. книга 1613 г. вотчин. владений); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Александра 9 июня). 606. Александро – Ошевенский – Кириллов, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Олонецкой губ., Каргопольского у., в 41 вер. к сев.-сев.-зап. от Каргополя, при рч. Чурьяге. Основан вскоре после 1453 г. преп. Александром, по фамилии Ошевенским, иеромонахом Кирилло – Белозерского мон., скончавшимся в 1479 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Ростовский епископ, строитель Вологодского Спасо-Каменного монастыря, афонский монах преподобный Дионисий Грек. День памяти - 5 июня Ростовский епископ, строитель Вологодского Спасо-Каменного монастыря, афонский монах преподобный Дионисий Грек. День памяти - 5 июня В этом монастыре Дионисий ввел общежительный устав по образцу Святой Горы Афонской. В его обители собралось множество монахов; двое из них, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский достигли святости и по его благословению основали знаменитые монастыри. От них дух Святой Горы распространился далеко на север, укоренился и в женских монастырях, от них же просияло множество святых. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», составленному в конце XV века, святитель Дионисий Грек был афонским пострижеником (в тексте Сказания нет свидетельств о его национальности, но проще всего предположить, что прозвище отражало реальность). О времени его рождения нам также ничего не известно. Не позднее 1389 года (вероятно, несколько ранее) он прибыл из Византии в Москву. Его приезд совпал с активизацией русско-афонских (и шире — русско-византийских) контактов на рубеже XIV–XV bekob. Дионисий был с почестями принят великим князем Димитрием Ивановичем Донским и получил келью вмосковском Богоявленском монастыре. Не позднее весны 1389 года он был поставлен настоятелем Вологодского Спасо-Каменного монастыря, в честь Преображения Господня, на Каменном острове Кубенского озера, об этом поставлении просили насельники обители. В этом монастыре Дионисий ввел общежительный устав по образцу Святой Горы Афонской. В его обители собралось множество монахов; двое из них, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский достигли святости и по его благословению основали знаменитые монастыри. От них дух Святой Горы распространился далеко на север, укоренился и в женских монастырях, от них же просияло множество святых. Его биографом был Паисий Ярославов — друг и сподвижник прп. Нила Сорского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=290...

Спасо-Каменный монастырь с высоты птичьего полета. Фото Аллы Фаттаховой/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Этим местом и оказался остров Каменный, к которому 6 августа (по старому стилю, 19 — по новому, то есть в праздник Преображения Господня) 1341 года принесло измученного князя. Остров не был необитаемым: на нем жили двадцать три старца-пустынножителя. Подвизались они в трудах и духовных подвигах, а вот храма у них не было — не из чего было строить, да и язычников местных, живших во множестве вокруг, старцы опасались. Для молитв иноки собирались в единственной на острове часовне. Князь такому устроению острова подивился и велел поставить на нем деревянную церковь Преображения Господня и кельи для монахов. Церковь на княжеские пожертвования украсили иконами, снабдили книгами и утварью. Тут же устроили и монастырь, который стал называться Спасо-Каменный и процветал под покровительством Белозерских князей. Есть иная версия начала истории появления на острове христиан. Якобы до прихода князя Глеба на Каменном острове находилось языческое святилище, где жрецы молились у камня. Некий новгородский воевода это святилище разрушил и водрузил на Каменном первый крест. Случилось это еще в начале XI века. Во всяком случае, археологические раскопки на берегах Кубенского озера подтверждают, что первые христиане появились здесь именно в это время. Тому самому кресту два с половиной столетия молились корабелы-мореходы, чей путь в дальние странствия проходил мимо Каменного острова, или кого бури заставляли пережидать здесь непогоду. Монастырь же складывался рядом с крестом, но как бы сам по себе, имея основной своей целью миссионерство, обращение местных язычников в православную веру. 2 Устав и авторитет О первых веках жизни Спасо-Каменной обители вплоть до второй половины XIV века практически ничего не известно: во-первых, он был очень удаленным, во-вторых, во множестве пожаров за века сгорели и были утрачены монастырские архивы. Можно предположить, что Спасо-Каменный монастырь являлся духовным маяком для путешественников, которые двигались и от Белого моря — к Уралу, и из Сибири — на запад. Во всяком случае, это был «продвинутый» монастырь: на Руси в те далекие времена еще не было киновий (то есть монашеских общежитий), а насельники Спасо-Каменного уже жили общежитийным уставом.

http://sever.foma.ru/monastyr-na-kamenno...

5 и 7 апреля 1903 г. ледоходом разрушило гостинный корпус Спасо-Каменного монастыря. Все простенки между окнами с южной стороны корпуса выломало, железную крышу на корпусе исковеркало, все комнаты забиты были льдом. Уничтожены также деревянный флигель и баня. Общая сумма убытка составила не менее 1000 рублей. Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод. На небольшом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, называемый Каменным, возвышается ныне лишь похожая на колокольню церковь да корпус монастырской гостиницы. Это всё, что осталось от Спасо-Каменного монастыря, одного из древнейших на Севере. Датой основания обители принято считать 19 августа 1260 года, когда Белоозёрский князь Глеб Василькович, внук Ростовского князя Константина Всеволодовича, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь повелел здесь воздвигнуть храм и устроить монастырь. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в XV веке входил в состав Ростовской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением Андрея Оводова. За Литургией молились настоятельница Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители, глава Усть-Кубенского района Иван Васильевич Быков, директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Михайловна Тихомирова, паломники, приплывшие на остров на одном катере с владыкой Игнатием. За богослужением митрополит Игнатий совершил чин поставления во иподиакона студента Вологодской духовной семинарии инока Кирилла (Дурягина).      В связи с вступлением игумена Дионисия (Воздвиженского) в управление Спасо-Каменным монастырем митрополит Игнатий совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексей Сорокин. Священник отметил примечательный факт в истории древнейшего каменного монастыря на русском севере: монастырь был основан в XIII веке и начал возрождаться в конце XX века усилиями и старанием мирян — Белозерского князя Глеба Васильковича и Александра Плигина. По окончании богослужения митрополит Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возобновлением одной из древнейших мужских обителей, а также выразил надежду на то, что монастырь посетит во благовремении Святейший Патриарх Кирилл, который, как ожидается, совершит Первосвятительский визит в Вологодскую митрополию. Митрополит Игнатий высоко оценил труды по восстановлению Спасо-Каменного монастыря Александра Плигина, который приехал с семьей на остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин, и архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, открывшего на острове архиерейское подворье. Возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова Александра Плигина Надежда Александровна, их дети и помощники. В праздничный день открытия монастыря владыка Игнатий удостоил Надежду Александровну епархиальной медали преподобного Димитрия Прилуцкого I степени.

http://pravoslavie.ru/107220.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010