Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением Андрея Оводова. За Литургией молились настоятельница Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители, глава Усть-Кубенского района Иван Васильевич Быков, директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Михайловна Тихомирова, паломники, приплывшие на остров на одном катере с владыкой Игнатием. За богослужением митрополит Игнатий совершил чин поставления во иподиакона студента Вологодской духовной семинарии инока Кирилла (Дурягина). В связи с вступлением игумена Дионисия (Воздвиженского) в управление Спасо-Каменным монастырем митрополит Игнатий совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексей Сорокин. Священник отметил примечательный факт в истории древнейшего каменного монастыря на русском севере: монастырь был основан в XIII веке и начал возрождаться в конце XX века усилиями и старанием мирян — Белозерского князя Глеба Васильковича и Александра Плигина. По окончании богослужения митрополит Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возобновлением одной из древнейших мужских обителей, а также выразил надежду на то, что монастырь посетит во благовремении Святейший Патриарх Кирилл, который, как ожидается, совершит Первосвятительский визит в Вологодскую митрополию. Митрополит Игнатий высоко оценил труды по восстановлению Спасо-Каменного монастыря Александра Плигина, который приехал с семьей на остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин, и архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, открывшего на острове архиерейское подворье. Возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова Александра Плигина Надежда Александровна, их дети и помощники. В праздничный день открытия монастыря владыка Игнатий удостоил Надежду Александровну епархиальной медали преподобного Димитрия Прилуцкого I степени.

http://patriarchia.ru/db/text/5034484.ht...

79 В истории россий. иерархии (ч. III стр. 699) и в житиях святых Муравьева (м. июнь) сказано, что место «св. лука» получило название оттого, что тут был монастырь с церковью евангелиста Луки. Что тут был монастырь – это верно, но в чье имя была в нем церковь , неизвестно. И если бы от церкви или от монастыря произошло название места, то оно называлось бы святый Лука, как и называются многие местности около Кубенского озера: Васильян, Трифон святой и др. Так как в рукоп. житии пр. Дионисия пишется: прииде, Богу наставляющу, в весь глаголемую святая лучица, т, с. излучина, а в сказании Пансия Ярославова о князе Глебе говорится: пойде оттуду по Кубенскому озеру к великой реке Сухоне, яже течет из Кубенского озера, и прииде ко острову кривой луке, около два поприща, а поперег яко в вержение каменю, князь же прекопа и потече тем рвом великая река Сухона и крест постави,-то мы думаем, что название святой луки произошло не от церкви Еван. Луки, едва ли когда бывшей тут, а от излучины или колена, которое тут делала прежде Сухона, освященного сперва постановлением близ него креста, а потом устроением монастыря и церкви. 80 В истории россий. иерархии (ч. III, стр. 699), в житиях святых Муравьева (июня 1) и в рукоп. житии пр. Дионисия освящение церкви на св. луке показывается в 1393 (6901) году. Но этого не могло быть, ежели церковь освящена по благословению архиеп. Григория, который только в 1396 г. был посвящен в ростовского архиепископа. (См. Ярославский Спасо-преображ. монастырь соч. архиеп. Нила. Ярославль, 1869). Не был ли 1393 год временем прибытия пр. Дионисия на св. луку? 82 Ходячая монета, которых в куне считалось четыре. Русская Правда 55. См. Словарь цер-слав. и русского языка, изд. академией на ук, т. I–II, буква Н. 83 От находившейся здесь необыкновенной вышины и толщины сосны, которую с трудом могли обхватить два человека. В Сосновецком монастыре, и деревянной часовне, устроенной над колодцем, выкопанным пр. Дионисием, до ныне находится большой крест из сосновых брусьев, сделанный в 1602 г. из остатков этой сосны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 12 часов дня поехали мы далее. Весь день погода стояла отличная, и вскоре из Ковжи снова вошли в канал – Белозерский. В 6 часов вечера проезжали древний, красивый, увенчанный много­чис­ленными церквами город Белозерск – место ссылки многих именитых бояр времен Иоанна Грозного. Весь берег и пристань были усеяны приветствующими отца Иоанна белозерцами, но пароход здесь не останавливался, и масса народа долго за ним бежала по берегу, кланяясь отцу Иоанну. Он тоже с парохода всем кланялся и благословлял. В 8 часов вечера у Чайки 364 , выйдя из канала в Шексну, встретили ожидавший там отца Иоанна пароход Милютиных «Оркан». В это время пошел проливной дождь, и Батюшка остался ночевать на пароходе Лопарева. В пол­ночь проехали мимо Горицкого монастыря, в нем тоже ждали отца Иоанна, и ворота были отворены, но и здесь он не остановился. Пройдя же из реки Шексны в канал принца Ольденбургского в 5 часов утра 3 июня, пристали мы к открытому берегу. Тут Батюшку ожидали лошади, и он отправился служить обедню в село Георгиев­ское, находящееся в трех верстах от города Кириллова. Утро было чудное, и город со своим древним монастырем, основанным преподобным Кириллом Белозерским, современником преподоб­ного Сергия Радонежского, резко выделялся силуэтами между безоблачным небом и озером Сиверским. Очень мы пожалели, что не было возможности, за неимением времени, побывать в монас­тыре и поклониться мощам преподобного Кирилла, тем более что 9 июня сего года праздновалось пятисотлетие преставления сего угодника Божия. В 9 часов отец Иоанн вернулся на пароход, и вскоре мы совсем покинули великую систему и, проехав небольшую реку Порозовицу, в 7 часов вечера вступили в славное в древности озеро Кубенское, простирающееся в длину на 60 верст и в ширину на 13. С обеих сторон, между небом и водой, словно белые лебеди, вид­нелись храмы и монастыри, во многих из них покоятся мощи святых подвижников, скрывавшихся в древние времена от мирской славы и молвы в непроходимые лесные дебри и болота, окружающие Кубенское озеро. Среди него, на громадном камне, точно маяк, выступает из воды древний Спасо-каменный монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоасаф Каменский, прп. Описания иконы Иоасаф Каменский, прп. - житие ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОАСАФА, КАМЕНСКОГО, ВОЛОГОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА (память 10/23 сентября) Преподобный Иоасаф происходил из княжеского рода. Родители его — владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1299; память 19 сентября/2 октября) и княгиня Мария. Удел князя Димитрия, небольшой и очень богатый, Заозерье находился на северо-восточном берегу Кубенского озера, близ устья реки Кубины, впадающей в озеро. Столица Заозерского княжества представляла собою усадьбу князя на левом берегу Кубины с церковью во имя св. вмч. Димитрия Солунского, которую построил вероятно сам князь Димитрий Васильевич в честь своего небесного покровителя, да деревню Чир­ково, которая была приходом при этом храме. Несколько деревень составляли весь удел заозерского князя. И князь, и княгиня были очень благочестивы. Осо­бенно почитали они иноческий чин. Обладая небольшими средствами, они тратили их на устройство монастырей. В соседстве с их княжеством на неболь­шом островке Кубенского озера с[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XVII.] Прп. Иоасаф Каменский. Рисунок (прорись с иконы). Россия. XVII век. Сийский лицевой подлинник, л. 378 (нового счета). Ретушировано. Файл 6863.jpg:   Размер: 458x1200, 0.55 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (132) , (0) . Описание: [Вологда. XIX.] Прп. Иоасаф Каменский. Икона. Вологда. XIX век. Находилась на раке мощей прп. Иоасафа в Спасо-Каменном монастыре. Кафедральный собор Рождества Богородицы. Вологда. Файл 6866.jpg:   Размер: 472x1200, 0.57 MPix, 181 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (162) , (1) . Описание: [Вологда. 2004.] Избранные святые: Иоасаф Каменский, Алла Готфская, Пелагия, Екатерина великомученица, Мария (фрагмент). Смирнова Таисия (выпускница Иконописной школы 2003 г.). Икона. Вологда. 2004 г. 25 х 29.5 Частное собрание. Файл 6867.jpg:   Размер: 364x1200, 0.44 MPix, 58 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (186) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1998

Устюге, жен., основан после 1262 как муж., в 1764 обращен в жен., упразднен после 1918); великоустюжский во имя арх. Михаила мон-рь (в Вел. Устюге, муж., основан, вероятно, в 1276, упразднен в 1918); Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., основан в XIII в., в 1801 переименован в Белавинскую Преображенскую пуст., упразднен в 1925); Авнежский в честь Св. Троицы мон-рь (при впадении р. Авнежки в р. Сухону в Тотемском у., муж., основан в 1370, время упразднения неизвестно); Воскресения Господня мон-рь (при реках Леже и Великой в Грязовецком у., муж., основан ок. 1370, упразднен до 1764); Святолуцкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (на Кубенском оз. в Вологодском у., муж., время основания и запустения неизвестно, возобновлен в 1393, упразднен до 1764); Орловский во имя Св. Троицы мон-рь (на р. Юг в Великоустюжском у., жен., основан в XIV в., упразднен в XVII в.); Сергиев Нуромский в честь Преображения Господня мон-рь (в Грязовецком у., муж., основан в кон. XIV в., упразднен в 1764); Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Иоанно-Предтеченский мон-рь в Вел. Устюге. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) во имя Св. Троицы пуст. (при впадении р. Мылвы в р. Печору в Усть-Сысольском у., муж., основана в кон. XIV - нач. XV в., упразднена до 1764); Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан в нач. XV в., упразднен в 1764); Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на р. Куште в Закуштской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); Глушицкий Сосновецкий во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., муж., основан ок. 1420, упразднен после 1918); Евфимиев Сянжемский мон-рь (близ р. Сянжемы в Кадниковском у., муж., основан ок. 1420, упразднен в 1764); в честь Преображения Господня мон-рь (в Вел. Устюге, жен., основан в 1422, в 1678 сгорел, в кон. XVII в. восстановлен, упразднен в 1764); Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь (в Кадниковском у., муж., основан ок.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В этом же году, по смерти брата своего Бориса, Глеб занял Ростовское княжество, соединив под своей властью Ростов и Белоозеро. Возвратившись 13 июня 1278 из Орды после похода, Глеб в 1278 году женил своего сына Михаила на дочери Ярославского князя Фёдора Ростиславовича и в том же году послал его в Орду, где готовились к походу в Болгарию, против явившегося там самозванца, бывшего свинопаса и известного в греческих летописях под именем Лахана, который уверял народ, что он освободит его от ига Монгольского. Летописи с похвалой отзываются о Глебе, как князе богобоязненном, кротком и щедром, почитавшем монашеский чин, не гордом, ревнивом к церковному благолепию. «От юности своея, — говорит Троицкая летопись, — по нахождении поганых татар, нача служити им и многих хрестьяны обидимыя от них избави и печальные утешая, и брашна своего и пития нещадно требующим подавая… и многы церкви созда и украси иконами и книгами». С именем Глеба связано возникновение монастырей в Белозерском крае; им основаны: около 1260 года Спасо-Каменный монастырь, на небольшом островке Кубенского озера, по случаю чудесного спасения от бури на озере; и в 1251 году Устьшехонский-Троицкий на Устье монастырь, в благодарность за чудесное исцеление сына его Михаила от слепоты. Князь Глеб замечателен ещё и тем, что первый в России возымел мысль об искусственных водяных сообщениях; местные (Ростовские) летописи рассказывают, что однажды он плыл из Белоозера в Устюг и, выйдя из Кубенского озера рекою Сухоной, заметил, что эта река образует недалеко от озера круглую излучину версты на две от прямого пути, между тем, как прямо, поперёк, расстояние было бы не более, как на «вержение камня». Князь Глеб приказал перекопать этот перешеек, — и река пошла по каналу, который с тех пор стал называться «Княже-Глебовою простью»; такой же канал он сделал и на реке Вологде. 13 декабря 1278 года, после 7-дневной болезни, князь Глеб «тихо и кротко испусти душю» в Ростове; он был погребён в соборной Ростовской церкви епископом Игнатием, рядом с супругою и братом; но спустя 9 недель Игнатий, неизвестно почему, велел «изринуть его поругана и бесчестна из церкви соборные в полнощь и повеле просто закопати его в земле у Св. Спаса в Княгинине монастыри». За этот поступок епископ Игнатий был отлучён митрополитом Кириллом от священнослужения, но затем прощён по ходатайству ростовского князя Дмитрия Борисовича.

http://pravicon.com/info-2085

Упразднённый, мужской. Находился в Вологодской Епархии. См. Александров Успенский на Куште. Казанский Преображенский монастырь См. Кенский Преображенский. 28 В летописи или сказании о Спасокаменном монастыре, которое после первого 1472 года пожара в оном, из оставшихся записок и известий собрал старец Паисий Ярославов, написано, что сие путешествие Белоезерского Князя Глеба Васильковича случилось, якобы при державе Московского Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты в лето 6849/1341. Но по родословной книге Князей и Дворян Российских изд. М. 1787, ч. 2, стр. 162, в статье о Белоезерских Князьях, Князь Глеб Василькович жил в половине XIII века; а именно (по зерцалу Росс. Государей изд. в СПб. В 1794 году Малгиным, стр. 255) родился в 1236 году, а скончался в 1278 году. Также в древнлеписанном сказании об Устьшехонском Белоезерском монастыре, построенном сим же Князем Глебом Васильковичем в 1251 году, написано, что он после того уже построил на каменном острове Кубенского озера Спасо-Преображенский монастырь, который, де, был первоначальный и древнейший всех Вологодских монастырей, так как Устьшехонский был первоначальный и древнейший всех в Белоезерском Княжестве. Следовательно, путешествие Князя Глеба в Устюг и начало Спасокаменного монастыря должно положить около 1260 года. 29 В вышеупомянутом сказании о Спасокаменном монастыре замечено ещё другое достопамятное деяние сего Князя во время его путешествия в Устюг;·а именно, плывши из Кубенского озера рекой Сухоной, Князь нашёл, что недалеко от озера она в течении своём имела круговое отклонение от прямого пути около двух поприщ, а прямо поперёк было не далее одного вержения камня. Окружение сие называлось Кривой Лукой. Князь повелел перешеек сей перекопать и река потекла по перекопу, который с тех пор именован Княже-Глебова прость (прямизна), а при перекопе поставил крест. Прежнее течение реки и доныне называется окружной Сухоной. Такой же прокоп сделал он тогда и в Вологде реке, который также прозван с тех пор Княже-Глебова прость, и поставил также на оном крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Спасался пустынником на Кубенском озере. Ум. 1492 года. Житие и место погребения неизвестны. Не канонизирован. Имя его помещено в списке Вологодских святых, составленном преосв. Евгением (Вологодские Епарх. Ведомости, 1864 г., 1). 269. Преподобный Пахомий, иже бысть на Великом озере, чудотворец Ученик блаж. игумена Дионисия святогорца, при котором он подвизался в Спасокаменном монастыре, вместе с преп. Дионисием Глушицким. С ним же вместе обошел, с благословения игумена восточную сторону Кубенского озера, ища безмолвного уединения. На святой Луке нашли они запустевшую обитель, поставили хижину, возобновили храм св. Николая и восстановили древний общежительный монастырь. Там провели они несколько лет, изнуряя себя голодом и жаждою. Жизнь была весьма суровая, так что Пахомий стал наконец тяготиться строгостию жизни. Дионисий с своей стороны желал составить общежитие для спасения многих. «Я слышал, сказал Дионисий Пахомию, что на восточной стороне Кубенского озера есть пустынное место; там желал бы я, если угодно Господу, составить общежительный монастырь; ты останься здесь и пусть остается с тобою недавно пришедший к нам брат». Дионисий оставил Пахомия с миром на святой Луке, а сам удалился. Время кончины блаж. Пахомия неизвестно. Мощи почивают под спудом в упраздненной обители на Святой Луке. Не канонизирован. 270. Преподобный Лаврентий игумен Комельский ученик Святаго Корнилия преставися в лето 7000 Ученик и преемник в игуменстве преп. Корнилия Комельского, подвижник, постник и молитвенник, строго соблюдал устав наставника своего в основанной им обители (Р. Св. под 19 мая). Ум. 16 мая 1548 года (Строев, «Списки Иерархов», стр. 750). Мощи почивают под спудом в Корнлиевом монастыре. Не канонизирован. 271. Преподобный Исаакий иже бысть за Ломом О нем никаких сведений не найдено. Может быть это Игнатий, бывший на Ломе. (См. выше 264). 272. Преподобный Петр иже бысть на устье Пустынник на устье р. Кубены, подвижник Спасо-Каменного монастыря, жил в начале XV века. Погребен в Преображенском соборе того же монастыря (ныне именуемом Белавинской пустынью). Обстоятельства жизни его неизвестны, ибо пожар бывший в 1472 г., истребил монастырские архивы (Ист. Рос. Иер., IV, 382). 273. Преподобный Тарасий Глушицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Пески. Церковь Антония Великого. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Расположен в 80 верстах от Вологодской духовной консистории, в 30 верстах от благочинного», - поясняет клировая ведомость 1875 года. «Теплая церковь построена в 1832 году, холодная в 1846 году, обе на «кошельковую сумму при помощи прихожан». Более ранних достоверных сведений о церкви нет. Устные легенды говорят о существовании на данном месте монастыря». (По материалам клировой ведомости 1875 г) Письменные источники сообщают о существовании на данном месте деревянного храма: «В ЛЕТО 6849 (1341) при великом князе, Иване Даниловиче князь Глеб Борисович, внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича, иде на Бело езеро во свою отчину, и з Бела езера поиде ко граду Устю¬гу в судех рекою Порозобицею в Кубенское езеро. И стоял у езера 10 дней нестроения ради, волн великих, иже во езере. На месте же том стоит церковь Антонее Великий, идеже князь стоял». (Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре) В холодной церкви один придел освящен во имя Всемилостивого Спаса (освящен 8.10.1846г.), в теплой - два придела: на правой стороне во имя Антония Великого (освящен 8.09.1833г.), на левой во имя Введения Богородицы во храм (освящен 14.11.1848г.). «В них сотворяются богослу-жения». Имеется часовня в дер. Митоевской, в которой совершаются молебны каждый год 26 июня по указу Его императорского величества». В 1903 году у храма служил молебен св. прав. Иоанн Кронштадтский, и жительница близлежащей деревни Тимошкино получила исцеление от припадков.  Антониева Введенская мужская пустынь. Называлась также Антониева мужская пустынь. Находилась северо-восточнее места впадения речки Кой в Кубенское озеро. Ныне Погост Антония вблизи деревни Пески в Вологодском районе Вологодской области. Неизвестно, когда и кем основана Антониева пустынь. В 16 веке она уже существовала. В 1618 году пустынь относилась к Сямской волости, в окладной книге за этот год написано «монастырь, а в нём храм преподобного Антония». В писцовых книгах за 1628 год пустыня называется Антониевой, за 1647 год - Антониевой Введенской.

http://sobory.ru/article/?object=03080

Может быть, Песочный монастырь был основан выходцами из соседних монастырей Спасо-Каменного, Куштского и Прилуцкого (из которых первый, как известно, основан в 1260 году, второй в 1420, а третий в 1372 году), как например, упомянутый Александро-Куштский монастырь, основанный выходцами с Каменного; а может быть, монастырь был основан, как и соседние с ним монастыри - Заоникиев и Сямский, тем неизвестным лицом, которому впервые явилась чудотворная икона Успения. Века четыре назад здесь, по всей вероятности, был густой сосновый бор, тянувшийся на далекое пространство в обе стороны по берегу Кубенского озера. Ищущий уединения инок, а быть может, и из местных жителей какой-нибудь благочестивый человек, движимый влечением пустынножительства, пришел сюда и был первым основателем обители. Густой сосновый бор, высокая, сухая и песчаная местность, соседство светлого ручейка, все как нельзя более соответствовало желаниям уединения. Вот все, что можно сказать в пользу первого предположения. Но второе предположение, что монастырь был основан тем лицом, которому явилась икона Успения Богоматери, копия с которой и теперь хранится в теплом храме, кажется более достоверным, потому что явление иконы не подлежит никакому сомнению, хотя о самом явлении опять же сохранилось одно лишь устное предание. Явление чудотворной иконы, по всей вероятности, было поводом к основанию монастыря. По одним сказаниям, икона явилась ближе к озеру, в так называемых " исадах " , то есть сенокосных пожнях, и найдена была на камне, на котором, по преданию, приплыла по озеру; по другим она явилась уже в монастырь и явилась не с озера, а " из горы " , то есть, из береговой возвышенной стороны, по речке Щепинке, при чем были отмечены два пункта ее остановок. Так на месте первой остановки в деревне Щепине Ильинского Кубенского прихода и по настоящее время существует часовня, ранее числившаяся Песошенской, другой пункт у Сельца, тогда монастырского, а ныне деревни Песошенского прихода, отмечен был деревянным столбиком с иконой и кружкой. Ныне этот столбик нарушен, а вместо него уже на большой дороге, против церкви, устроена небольшая часовенка.Но так как время явления иконы неизвестно, равно никто не может утвердительно сказать и того, что икона явилась уже в существовавший монастырь, то основательнее будет предположить второе, - именно, что явление иконы и было поводом к основанию монастыря и на месте явления ее был основан Песочный монастырь...

http://sobory.ru/article/?object=39411

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010