6 августа 1260 г. Белозерский князь Глеб Василькович, плывший по Кубенскому озеру из Белоозера в Устюг, нашел свое спасение от бури на небольшом островке всего 60 саженей в длину и в благодарность Богу за своеспасение построил храм Спаса Преображения, давший название всему острову. " И посла мужи древоделя и постави церковь деревяну во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа боголепного его Преображения. И монастырь устроив, и церковь украсив иконами и книгами " , говорится в " Сказании о Спасо-Каменном монастыре " , написанном около 1481-1482 гг. иноком Паисием Ярославовым. До этого на острове проживали 23 старца, занимавшиеся обращением в христианство местного финского населения. Московские великие князья всегда уделяли свое внимание Спасо-Каменному монастырю. Так, в 1446 г. эту обитель посетил Василий II Темный во время своего пребывания в Вологде, после чего вскоре возвратил потерянный им ранее великокняжеский престол. Здесь Иван III благодарил Бога и праздновал свою победу над войсками Шемяки. В 1478 г. удельный князьАндрей Меньшой, брат Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной, Заозерьем, начал строительство нового каменного Спасо-Преображенского собора. Кирпич для его строительства привозили из Твери и Старицы. В 1481 г. все работы по его возведению были закончены. Собор этот был первым монументальнымхрамом в северных землях Руси. В 1528 г. на Каменный приезжал Ввсилий III со своей женой Еленой Глинской и внес денежный вклад на постройку теплойцеркви и просил Бога о даровании ему наследника. В 1543-1549 гг. на вклад Василия III была построена Успенская церковь. Оказал Каменному монастырю свое внимание и Иван Грозный, этой обители им был подарен колокол и дана жалованная грамота. Но сам Грозный из-за плохой погоды на озере в монастыре не был, а время его поездки на богомолье датируется 1545 г., о чем от 16 в. сохранилось известие следующего содержания: " Лето 7053 (1545) г. поехал Государь и Великий князь Иван Грозный по монастырям... и был на Вологде у Спаса на Прилуке, в Корнильеве, Павлове... на Устье и возвратился в Москву в 7-й день " . Удостоил эту обитель своим посещением в 1692 г. и Петр I во время своего приезда на Кубенское озеро и в с.Устье. Знаменита была эта обитель и своими святыми подвижниками, которые в разные годы несли здесь свое послушание. Это прежде всего преподобные Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Дионисий Глушитский и многие другие. В период Отечественной войны 1812 г. в обители находили приют московские монахи. Некоторое время на Каменном находился на покаянии вологодский священник Василий Сиротин, автор слов считающейся народной песни " Улица " . В 1775 г. монастырь был упразднен, но в 1801 г., по повелению Павла I, открыт вновь. За свою многовековую историю он неоднократно опустошался огнем пожаров, страдал во время половодий.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († после 1514, Спасо-Каменный мон-рь?), еп. Смоленский. Из смоленских бояр. Поставлен на Смоленскую кафедру через нек-рое время после возведения на Киевский митрополичий престол (между февр. и сент. 1509) бывш. Смоленского еп. Иосифа (Солтана) . 25 дек. 1509 г. В., уже как Смоленский архиерей, принял участие в Соборе епископов Западнорусской митрополии в Вильно, 18 янв. 1510 г. скрепил своей подписью соборные «Деяние» и «Правила». В листе кор. Сигизмунда I от 24 июня 1511 г. указывалось, что В. неправомерно собирал дань и пошлины с Мстиславля, подчинявшегося Полоцкому и Витебскому еп. Евфимию . Король обязал Смоленского владыку, «а што будет тое десятины, и куниц соборных, и присудов, и иных доходов побрал, то бы еси все ему поотдавал конечно». В 1513 г., после первой осады Смоленска рус. войсками, В. ходатайствовал у кор. Сигизмунда о ликвидации в городе корчем. В февр. следующего года епископ находился в Вильно, где вместе с митр. Иосифом подписал жалованную грамоту Супрасльскому Благовещенскому мон-рю , к-рый освобождался от пошлин в пользу митрополита. В июле того же года рус. войска вновь осадили Смоленск. В кон. месяца В. участвовал в переговорах о сдаче Смоленска войскам вел. кн. Василия III и просил, «чтобы государь князь велики их, вотчину свою и дедину, отдал им и пожаловал бы... велел им себе служити и с его вотчиною со градом Смоленьским, и старины бы их государь не рушил, из града бы из Смоленьска государь не велел розвести». В. добился выдачи смольнянам жалованной грамоты, подтверждавшей более ранние пожалования кор. Александра Ягеллончика (вел. кн. Василий III, в частности, обещал «не вступаться» во владения мон-рей). 1 авг. со Смоленской иконой Божией Матери архиерей встречал Василия III при въезде в город, В. благословил его крестом и отслужил молебен в присутствии вел. князя в Успенском соборе. После поражения рус. войск в битве под Оршей (8 сент.) В. послал в окт. 1514 г. к Сигизмунду I с письмом своего племянника В. Ходыкина, призывая короля скорее выслать к городу войска. Часть местных бояр и мещан выдала рус. наместнику замыслы епископа. Согласно др. версии, В. организовал заговор против Василия III еще до битвы под Оршей, зазывая «государя своего великого князя хлеба есть, и хоте над ним перевет учинити». По приказу кн. В. В. Шуйского в Смоленске был произведен обыск и перед приходом под город литов. войск кн. К. И. Острожского В. был арестован и отправлен в Дорогобуж, в ставку вел. князя. По приказу Василия III епископ сначала был сослан в Москву в Чудов мон-рь , а затем в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мон-рь на Кубенском оз. После этих событий его имя в источниках больше не встречается.

http://pravenc.ru/text/154341.html

Подробнее... Павло-Обнорский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1414 Статус: действующий Адрес: : Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское Телефон: 8 (81755) 5-42-71 Сайт: http://pavelobnorskiy.cerkov.ru/ Мужской монастырь, основанный в 1414 учеником прп. Сергия Радонежского - прп. Павлом Обнорским. Отстроен в камне в 1-й пол. XVI в. на средства Василия III, в XVI-XVII вв. несколько раз страдал от набегом татар и пожаров. Весь ансамбль реконструирован в 1870-1880-х игум. Иоасафом (Тихоновым) - перестроены храмы, выстроены стена, келейные корпуса. Закрыт в 1922, использовался как школа особого режима, детский дом, интернат, многие здания сломаны, к кон. 1980-х заброшен. В 1994 передан епархии, первоначально подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, с 2003 - отдельный монастырь. Подробнее... Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь [ править править код ] Дата основания: 1537 Статус: действующий Адрес: 162520, поселок Зеленый Берег, Кадуйский р-н, Вологодская обл. Телефон: +7-911-329-77-34 , отец Геронтий Страница в соцсети: http://vk.com/club31141087 Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь была основана преподобным Филиппом Ирапским при впадении ручья Малый Ирап в реку Андога, в сосновом Красном Бору князей Шелешпанских. Преставился преподобный Филипп в 1537 году. В конце 17 века на месте пустыни возник монастырь. При обители есть гостиница для паломников. Подробнее... Спасо-Каменный монастырь [ править править код ] Дата основания: 1260 Статус : действующий Примечания : В монастыре располагалась первая спасательная станция Российского общества спасения на водах. Адрес: Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный Тел.: 8 (921) 143-16-32 По преданию монастырь был основан в XIII в. князем Глебом Белоозерским, нашедшем на острове спасение от бури во время плавания по Кубенскому озеру. В XV-XVII вв. использовался для заточения знатных особ. Упразднен в 1774 и вновь возобновлен по указу Павла I в 1801 под именем Белавинской Преображенской пустыни. В 1892. обители было возвращено прежнее название: Спасо-Каменный монастырь. В 1925 монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта и заброшена. В 1990-х начато восстановление монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

возведен на степень 2-го класса; в 1844 г. приписан к Медзиольскому Вилен. м-рю; в 1855 г. закрыт, и имущество передано Варваринскому Пинскому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 297; Ратшин, 147; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 201; “Опис. монаст.”, 1817 г., 98; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 546 (игум. Паисия, 1840 г.); Архим. Николай. “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 117. 446. Спасо – Каменная – Белавинская , мужская пустынь, заштатная, Вологодской губ. и уезда, в 45 вер. к сев. от Вологды, на небольшом островке Кубенского оз., близ его юго-вост. берега, верстах в 5 от устья р. Кубены. Спасо-Каменный монастырь основан в XIII ст., когда эти места были заселены еще язычниками. Белозерский князь Глеб Василькович, плывя из Белоозера в свои владения в Великий Устюг, был застигнут бурею на Кубенском оз. и с трудом пристал к Каменному островку, на котором он нашел отшельников, имевших уже часовню; здесь он по обещанию поставил церковь и устроил монастырь. В 1764 г. при издании штатов положен был в 3-м классе; в 1773 г. истреблен пожаром и не был возобновлен, причем штат братии, имущество и мощи преп. Иоасафа, в мире кн. Андрея Дмитриевича, переведены в Духов Вологодский мон.; наконец, в 1801 г. сюда перенесена Белавинская – Богоявленская пустынь Кадниковского у. В монастыре покоятся под спудом мощи, почитаемые святыми, Кассиана, игумена, скончавшегося в 1453 г., Петра чудотворца, жившего около начала XV ст., и блаженного инока Василия юродивого, почивающего под Преображенскою церковью в особой палатке. В 1452 г. в монастыре принял иночество под именем Иоасафа кн. Заозерский Андрей, скончавшийся в 1457 г. В 1576 г. здесь скончался в заточении архиеп. Полоцкий Арсений Шишко. Н. Суворов , “Опис. Спасо-Камен. м-ря”, изд. 1871 г.; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 325; Ратшин, 66; “Вологод. губ. вед. 1837 г.”, 32; 1843 г., 1; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.”, в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.”, 1847 г., 2, 13, 72, 78; “Словарь ист. о свят.”, 60, 144, 230; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, XXII, смесь, 13 (путешествие кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в 1882 в г. Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и Киевский университет. С 1914 года — доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. Был председателем правления «Общества объединенных петроградских православных приходов». Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) был родом из Одессы, юрист по образованию, бывший присяжный поверенный. Был юрисконсультом лавры в Петрограде. Память священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна празднуется 31 июля/13 августа и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. Август 2 Василий, блаженный Каменский Блаженный Василий Каменский жил в XV веке, был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в церкви в честь святого Василия Блаженного, Московского находились икона святого Василия Каменского во весь рост, тяжелые железные вериги и шапка из железных полос. В 1774 году, когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами угодника еще деревянная рака и образ на ней остались неприкосновенными, хотя вся гробовая палатка его наполнена была дымом и пламенем. Память блаженного Василия совершается 2/15 августа, в день его тезоименитства. Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец Премудрость смиреннаго, — говорит Иисус, сын Сирахов, — вознесет главу его и посреде вельмож посадит его. Премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть церковь (Сир. 11, 1; 39, 13) Черты сии премудрого ясно раскрываются в жизни смиренного раба Божия Василия Блаженного, Московского чудотворца; его богомудрое юродство вознесло главу его и посадило его с князьями людей своих; многие восхвалили разум его, и имя его в память вечную будет; хвалу его от лет древних поведает Святая Церковь, ублажая его как единого от людей Божиих. Блаженный Василий родился в декабре 1468 года, по преданию, на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его Иаков и Анна были из простых, и когда отрок вырос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Во время учения блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его необыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносить их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Крохино (акватория Шекснинского водохранилища). Часовня Василия Великого. Часовня над могилой князя Глеба Белозерского /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Василия Великого Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Вологодская область, Белозерский район, акватория Шекснинского водохранилища на месте села Крохино Координаты: 60.060554, 38.043308 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью ... " А егда оубо град Белоозеро стоял на оусть Шексны реки, тогда соборная церковь стояла, иде же ныне Княжее зовомо. И ныне на том церковном месте стоит часовня, а в ней почивает благоверный князь Глеб Василковичь, державец града сего Белаозера " . ...Трагедия «Батыева нашествия», завершившаяся мученической гибелью князя Василька Константиновича Ростовского, становится прологом для начала «настоящей» местной белозерской истории, поскольку именно сын Василька — Глеб стал основателем самостоятельного Белозерского удельного княжения и местной княжеской династии. По логике развития «исторического мифа» образ князя Глеба должен быть прорисован особенно тщательно, поскольку в сохранившейся письменной и устной традиции средневекового Белозерья личность Глеба Васильковича чрезвычайно примечательна и функционально близка образу культурного героя. Наиболее ярко это проявляется в Летописце (Сказании) Троицкого Устьшехонского монастыря, повествующем о построении князем Троицкой Устьшехонской обители и Спасо-Преображенского монастыря на Каменном острове Кубенского озера. Но в данном тексте автор практически не касается биографии и деяний князя Глеба, специально подчеркивая лишь, что он «начал княжити на Белеозере, и на Вологде, и на Устюге Великом», а по смерти «положен бысть на Белеозере в соборной церкви святаго Великаго Василия Кесарийскаго».

http://sobory.ru/article/?object=58600

Спасокаменный , или ныне именуемый: Белавинская пустынь, мужеский заштатный, Вологодской Епархии на острове озера Кубенского, именуемом каменным, в 47 верстах от Вологды. – Первоначально построен был Белоезерским Князем Глебом Васильковичем, преставившимся в 1278 году; потом после бывших в 1472 и 1773 годах Великих пожарах возобновлен уже в 1801 г. переведением сюда братства из уничтоженной Белавинской пустыни, которой и название сей монастырь ныне имеет. В нем: 1) Соборная церковь во имя Преображения Господня, построенная в 1481 году и до сих пор находящаяся в целости; 2) во имя Успения Божией Матери, построенная в 1543 году, с приделом во имя Святого Василия Блаженного, устроенным по возобновлении сего монастыря. – Все сии церкви вновь украшены и освящены в 1801 году. Спасомирожский мужеский, 3-го класса, степенью 22-й, при Губернском городе Пскове, на устье реки Мирожи; основан в 1156 году. Ныне в сем монастыре 3 церкви: 1) Соборная во имя Преображения Господня, построенная Святым Нифонтом, Архиепископом Новгородским; 2) над воротами во имя Св. Первомученика Архидиакона Стефана; 3) во имя Святого Николая Чудотворца. Состоит под управлением Архимандрита. Спасо-Преображенский мужеский, 2-го класса, степенью 28-й, в Астрахани; построен в 1597 году. В нем: церковь Соборная двухэтажная: нижняя во имя Казанской Божией Матери, а верхняя во имя Преображения Господня; 2) над святыми воротами во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев; 3) во имя Всех Святых. Архимандрит монастыря сего носит вместо креста панагию и посох Архиерейский с яблоками. Спасо-Преображенский мужеский, 3-го класса, степенью 24-й, Тульской Епархии в городе Белеве; построен во время княжения бывших тогда Князей Белевских Сонцевых-Засекиных. В нем: 1) Соборная церковь во имя Преображения Господня; 2) во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; 3) Св. Алексея Митрополита; 4) Св. Иоанна Предтечи. Здесь находится уездное духовное училище. Состоит под начальством Архимандрита. Спасо-Преображенский мужеский, 2-го класса, степенью 3-й, в Казани; построен по повелению Царя Иоанна Васильевича в 1556 году Св. Варсонофием, первым сей обители Архимандритом. Ныне в сем монастыре 4 церкви: 1) Соборная во имя Преображения Господня; в ней почивают мощи Св. Варсонофия, Епископа Тверского; 2) во имя Св. Николая Ратного; 3) во имя Св. Великомученицы Варвары; 4) во имя Св. Николая Ратного, древняя, построенная еще при Царе Иоанне Васильевиче, также настоятельские и братские кельи и ограда все каменные. Архимандриты оного обыкновенно бывают Ректорами духовной Казанской Академии. Они имеют мантию с скрижалями, на которых вышиты изображения святых Гурия и Варсонофия; священнослужение отправляют с отверстыми царскими вратами. Вне монастыря находится церковь во имя Св. Мученика Киприана и Св. Мученицы Иустины, возобновленная в 1801 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕВОЛОД (ИОАНН) КОНСТАНТИНОВИЧ Церковь в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском мон-ре в Ярославле. Заложена в 1216 г., перестроена в 1506–1516 гг. Фотография. 2001 г. Церковь в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском мон-ре в Ярославле. Заложена в 1216 г., перестроена в 1506–1516 гг. Фотография. 2001 г. (18.06.1210, Ростов - 4.03.1238, на р. Сить, притоке р. Мологи в Ярославском княжестве), родоначальник 1-й династии ярославских князей, 2-й сын блгв. вел. кн. Константина Всеволодовича и кнг. Агафии Мстиславны, отец блгв. князей Василия Всеволодовича и Константина Всеволодовича . Согласно завещанию вел. кн. Константина, В. К. сразу же после смерти отца (2 февр. 1218) получил Ярославское княжество, по-видимому, ему также досталась территория, находившаяся к северу от Кубенского оз. Опекуном осиротевших сыновей вел. кн. Константина стал блгв. вел. кн. Георгий (Юрий) Всеволодович . После переезда из Владимира В. К. жил в Ярославле во дворце, построенном отцом. Князь восстанавливал город после опустошительного пожара 27 июня 1221 г. 6 авг. 1224 г. в присутствии В. К. Ростовский еп. Кирилл I освятил в ярославском в честь Преображения Господня муж. мон-ре Преображенскую ц., к-рую «заложил благоверныи князь Костянтин, а сверши ю сын его Всеволод» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 447). В сер. XVI в. именно данный факт был включен в краткую биографию В. К., составленную для родословия ярославских князей (РГБ. Ф. 256. Рум. 349. Л. 105). Из Ярославля и его окрестностей происходит ряд шедевров древнерус. живописи, датируемых временем правления В. К.: иконы «Богоматерь Влахернитисса» («Великая Панагия» (ГТГ), «Спас оплечный» (ЯХМ), стоявший над гробницей детей В. К.- блгв. князей Василия и Константина, «Спас» из с. Гавшинка (ГМиАР), а также миниатюры из «Спасского Евангелия» (ЯИХМЗ) ( Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004). С сер. 20-х гг. XIII в. В. К. участвовал во всех крупных военных операциях князей Сев.-Вост. Руси: летом 1224 г. по приказу вел. кн. Георгия вместе с дядей блгв. кн. Владимиром (Димитрием) Всеволодовичем В. К. во главе владимиро-суздальской рати ходил в поход на помощь Новгороду, к-рый вел войну в Прибалтике против епископа Риги и крестоносцев, спустя 2 года В. К. вместе с братьями под командованием вел. кн. Георгия был в походе против курского кн. Олега Игоревича, оспаривавшего право на Черниговское княжество у троюродного племянника - блгв. кн. Михаила Всеволодовича , союзника правителей Сев.-Вост. Руси. Благодаря посредничеству киевского кн. Владимира Рюриковича прибывший навстречу войскам митр. Кирилл I в 1226 г. склонил противоборствующие стороны к миру, а вел. кн. Георгий отпустил племянников «кождо их и в свою власть».

http://pravenc.ru/text/155474.html

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Нила Сорского 384 Преподобный Нил Сорский родился в Москве около 1433 года в правление великого князя Василия II Васильевича Темного. Фамилия его была Майков. Мирского имени преподобного мы не знаем. У него был старший брат Андрей, по всей вероятности, известный дьяк великих князей московских – Андрей Федорович Майков, в иночестве Арсений, скончавшийся в конце 1502 или в начале 1503 года, на пять лет раньше преподобного Нила. Он вел канцелярию московских князей, писал от их имени грамоты в северные монастыри и неоднократно туда по их поручениям ездил. В конце XV – начале XVI века Андрей Майков занимался внешней политикой Московского государства. Наверное, и отец Нила принадлежал к высшей служилой знати Москвы. Будущий преподобный был выучен грамоте в молодости и тоже служил в Москве – скорописцем или подъячим в суде как судейский секретарь. Наверное, и перед ним, как перед его братом, открывалась возможность возвышения на службе земным владыкам, но он оставил этот путь, предпочтя служить только Владыке Небесному. Когда Нил взрослел, шла борьба за великокняжеский московский престол между Василием Темным и Дмитрием Шемякой 385 . Сосланный Шемякой в Вологду, Василий Темный нашел духовную поддержку у северного монашества и, вернувшись победителем в Москву, призвал туда старцев, которые в трудный момент его поддержали. Среди них, по всей вероятности, был старец Паисий Ярославов 386 , ставший учителем Нила Майкова на пути к Богу. Паисий написал впоследствии «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», откуда он, скорее всего, и вышел и куда в конце концов возвратился. Спасо-Преображенский монастырь расположен на маленьком Каменном островке в Кубенском озере, неподалеку от Вологды. Основанный в середине XIII века белозерским князем Глебом Васильевичем, он был обновлен и переустроен в конце XIV века по принципу афонских монашеских общежитий игуменом Дионисием, выходцем с Афона. Старец Паисий Ярославов, как ученик учеников Дионисия, воспитывался в афонских традициях безмолвия, молчальничества – исихазма 387 . Эти традиции требовали от подвижников контроля за своими стремлениями, постоянной сердечной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Андрей III Васильевич Большой Горяй, четвертый сын Василия Васильевича Темного, Великого Князя Московского и княгини Марии Ярославовны (Афанасьевны) Боровской (8 февраля 1433 г. она вышла в замужество, в 1462 году овдовела; † с иноческим именем Марфы 4 июля 1484 г. и погребена в Московском Вознесенском монастыре), родился в г. Углич (3) 13 (14–19) августа 1446 года; в силу духовного завещания своего отца, по смерти его, в 1462 г. 27 марта он получил в удел себе Углич с Устюжной, Рожаловым, Велетовым и Кистьмой, Бежецкий Верх и Звенигород; летом 1474г. мать князя Андрея, Мария Ярославовна, любившая его более чем остальных детей, дала ему с устьем Шексны свой город Романов, который утвержден был за ним 14 сентября 1473 года братом его, Великим Князем Иоанном III Васильевичем; в 1481 г. 2 февраля по договору с Великим Князем Иоанном III Васильевичем получил еще г. Можайск; в 1470 году 27 мая вступил в брак с княжною Еленою Романовною, дочерью князя Мезецкого (город Мещовск Калужской губернии) Романа Андреевича и венчан митрополитом Филиппом I (1465– 1473) «у Пречистой в Москве». В 1479 г. князь Андрей вместе с братом (младшим) своим, князем Борисом Волоколамским (Волоцким) со своим семейством и людьми вышел из своего удела и ушел к Литовской границе; когда братья пришли в Новгородскую землю, сюда приезжал и безуспешно увещевал их примириться с Великим Князем Ростовский владыка Вассиан Рыло (1467 † 1481 г. 23 марта); в 1480 году в конце октября братья возвратились в Каменец к Великому Князю и потом в свои уделы; Елена Романовна умерла в 1483 году 2 апреля и погребена в кремлевском Вознесенском монастыре; в июне 1491 года весь Углич (город и посад) выгорел (сгорело 15 церквей: за Волгою сгорело более 500 дворов); 20 сентября 1492 года князь Андрей был схвачен в Москве и посажен в заточение 26 в гор. Переяславль-Залесский, где и умер 6 ноября (или 7 октября) 1494 г. и погребен в Московском Архангельском соборе (иные в Угличском Спасо-Преображенском) 27 . У князя Андрея Васильевича были дети: 1) Димитрий (род. 1477 г.); 2) Иоанн (род. 1479 г.); оба были схвачены в Углич 22 сентября 1492 г. и сосланы в г. Переяславль Залесский, потом на Белоозеро и наконец, вскоре после смерти отца, в 1494 г., в Вологду, где князь Иоанн Андреевич принял иночество с именем Игнатия и скончался в оковах схимником 19 мая 1522 года (иные 1523 и 1525 г.). погребен в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре и причислен к лику святых, а князь Димитрий Андреевич получил облегчение в 1540 году: велено было «с него тягость сняти», умер в 1541 г. 28 июня и погребен у ног брата своего; 3) Евдокия (в иночестве после 1512 г. Елена) выдана была за князя Андрея Димитриевича Курбского (1470–1512), воеводу Московского и 4) Иулиания († 1537 г.), дедом своим князем Мезецким выданная в замужество за князя Иоанна Симеоновича Большого Кубенского. Были у князя Андрея и другие дети, умершие в детстве и погребенные в Угличе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010