Сей преподобный отец наш Паисий бяше перъвее игумен, потом архимандрит 3114 во граде Галиче, во обители Божия Матере, честнаго и славнаго ея Успения 3115 , во времена благовернаго и христолюбиваго великого князя Василия Васильевича Московскаго 3116 и всеа Руссии, внуке, великаго князя Димитрия Ивановича Московскаго 3117 , иже преславну победу над нечестивым Мамаем за рекою Доном показавшаго, и при великом князе галическом Димитрие Георъгиевиче 3118 , внуке жь великого князя Димитрия Ивановича, и при сыне великого князя Василия Васильевича Московскаго, при великом князе Иоанне Васильевиче 3119 . От каковых же родителей сей преподобный родися, от велмож или от поселян, и во благочестии ли цветущих, или неверием одержимых (бяше бо в то время еще много неверных), кий же град или страна воспита его, и како прият аньгелский образ, – о сем мы писания не обретохом. Сие же вемы, яко отечество его есть на небесех: аще бо плотию и на земли живите, но духом гоняше небесная 3120 и небеснаго Иерусалима житель, согражданин ангелским ликом быти сподобися. О плотском же его рождении и воспитании и о родителех его аще нами и неведомо суть, обаче несть сие укоризна преподобному. Мы же убо елико обретохом в древних галических летописцех 3121 о сем преподобнем отце нашем Паисие и о обители его написано, сие и вашей любви предложити не обленимся. Точию о сем смиренно молим, да не отягчатся слухи ваша продолжением беседы сея, и да не зазрит сердце ваше худоумию нашему, аще что обрящете погрешено, вы убо, о, христолюбцы, съвоим благоразумием оно погрешение исправляйте, на мя же, окаяннаго, да не изрекут уста ваша слова клятвеннаго, ведяше, яко не ангел писа сие, но человек бренный и всяким мира сего страсьтем подлежащий, вместо же клятвы даруйте мне, грешнику, благословение. И в погрешениих, аще что обрящете, сподобите мя прощению, понеже и сами вси вы, о, христолюбцы, требуете от Спаса Христа благословения и прощения. Прочитающим же убо и послушающим сея повести да будет в ползу и во спасение, благодать же Божия, и мир, и милость да водворяется в сердцах ваших отъныне и до века, такожде и молитвы преподобънаго отца нашего Паисия да будут вам во благо поспешны. То уже время начата ми повесть, о нейже исперва предложих вашей любви слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сорвижи. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Село Сорвижи Арбажского района Первая церковь в честь Василия Великого была деревянной (село раньше называлось Васильевским). В 1754 году в селе было две церкви: холодная – Алексеевская и теплая – Васильевская. По указу духовной консистории от 3 декабря 1754 года 1586 ветхая Васильевская церковь была разобрана и в 1755 году вновь выстроена деревянная, которая 1 февраля 1771 года сгорела. По храмозданной грамоте от 12 марта 1773 года начинается строительство каменного храма во имя святой Троицы. Храм был построен в 1796 году. В марте 1798 года был освящен придел в честь святителя Василия Великого. В 1800 году освящен другой придел - во имя Тихона, Амафунтского чудотворца. В этом же году была разобрана старая деревянная Алексеевская церковь. В июле 1808 года строительство Троицкого храма закончилось и 20 июля он был освящен. В 1823 году начали строить каменную колокольню. В течение двух веков церковь благоукрашалась стараниями крестьян и благотворителей. В советское время ее судьба полностью повторила судьбу всех православных святынь. Восстановление Троицкой церкви началось в 90-е г.г. и продолжается в настоящее время. Информация с сайта Вятской епархии    Грамота на строительство каменного храма была дана в 1773 г., однако возведение его началось только спустя 9 лет. Местные каменщики под руководством Д. Горынцева трудились долго, и вчерне закончили работу в 1796 г. Еще 2 года отделочных работ и, наконец, в 1800 г. произошло долгожданное освящение первого придела храма. Здесь начались службы, а параллельно мастера заканчивали декоративные работы в холодном храме (1805-1807 гг.) и отделку главного Троицкого престола. Он был освящен в 1808 г. Колокольня была выстроена в 1823 г. отдельно от храма. Подряд на ее строительство получил мастер Ф.Трушков. Работу он завершил через 5 лет, в 1828 г. Во второй половине 19 века колокольня была соединена с храмом крытым переходом с портиками. Троицкая церковь в Сорвижах была закрыта в 1920-е гг. С 1985 г. началась реставрация, которая продолжается по сей день. Действующая.

http://sobory.ru/article/?object=12252

II. Псковские князья и великокняжеские наместники во Пскове 31. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ Черторижский, потомок Литовских и Полоцких Князей, без просьбы уже Псковичей прислан Великим Князем Васильем Васильевичем во Псков Наместником, и прибыл сюда 1443 года 8 Марта: но совершенно не вступал в должность пока не приехали во Псков нарочные Великокняжеские послы, в присутствии коих он и возведен на княжение уже августа 25 в Соборной Церкви Св. Троицы. При сем случае целовал он Крест быть верным Великому Князю и Пскову и довольствоваться оброками по старине. Он в 1444 году через послов своих в Риге сентября 8 заключил на 10 лет мир с Лифляндским Орденмейстером и успешно защищал от Чудских и Шведских со стороны Естляндии набегов Псковское Княжество. Но в 1447 году не захотев здесь княжить, поехал в Новгород Наместником и хотя Псковичи умоляли его остаться, однако ж он не согласился. 32. ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Гребенка,Князь, Суздальский приехал из Новгорода во Псков 14 января 1448 года и в Соборной Церкви Святыя Троицы возведен на княжение без отношения к Великому Князю Московскому, которому и сам он не доброжелательствовал. Он целовал Крест Псковичам, чтобы не нарушать их древних прав, а они обещали ему всю Княжую пошлину. В следующем году через послов своих вместе с Новгородскими августа 15 на реке Нарове заключил он с Лифляндским Орденмейстером и с Юрьевским Епископом мир на 25 лет и по оному Юрьевцы все завладенное ими от Пскова возвратили оному по старине. Семь лет с половиной княжил он у Псковичей, а в 1455 году, по приглашению Новгородцев, ожидавших тогда за принятие к себе Князя Шемяки мщения от Великого Князя Василия Васильевича, поехал он 15 июля из Пскова в Новгород, несмотря на просьбы Псковичей, уговаривавших у них остаться. Они проводили его с честью до реки Черехи. В следующем году, когда Великий Князь Василий Васильевич с февраля месяца открыл войну на Новгород, то Князь Василий вышел против его с Новгородским войском, но был разбит. По окончании Новгородской войны Псковичи приняли к себе на княжение опять Александра Васильевича Черторижского, пребывавшего со времени удаления своего сперва в Новгороде, а потом в Старой Руссе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В.Березин, В.Добронравов К градскому благочинию причислены церкви следующих сел: Васильевского, Взорнова, Мельничного и Юрчакова Васильевское Село Васильевское, на речке Матне, от уездного города находится в 19 верстах, а от губернского в 130 верстах. Настоящее название село получило в начале XVII столетия; а до того времени оно известно было под именем Матнинского стана 9 . Когда и кем основано, – неизвестно. Из древних актов, хранящихся в отчинном архиве села Васильевского, видно, что оно в 1631 году принадлежало князю Димитрию Манстрюковичу Черкасскому; а около 1741 года от потомка его, канцлера, князя Алексея Михайловича Черкасского поступило в приданое за единственной дочерью графу Шереметеву, – одному из предков последнего владельца села. В царствование Алексея Михайловича Васильевское было не более, как усад весьма бедных крестьянских дворов с деревянною ветхою церковию во имя Св. Архистратига Михаила; в его же царствование, как показывают акты, положено учредить в Васильевском еженедельные торги для сбыта крестьянских изделий. Торговля начала поправлять состояние жителей, заставила их заниматься различными ремеслами и промышленностию, а с распространением промышленности село приметным образом более и более увеличивалось, так что в пятидесятых годах настоящего столетия в нем насчитывалось более 200 домов. В настоящее время крестьяне Васильевской волости занимаются разными кустарными промыслами: одни из них – портные, плотники, сапожники; другие: колесники, ткачи, столяры и т. п. Но соседство фабричной Шуи в настоящее время значительно подорвало кустарный промысел крестьян села Васильевского и село Васильевское значительно обедняло, – теперь в нем насчитывается только около 140 дворов. В настоящее время в селе Васильевском – четыре каменные церкви: 1) холодная – Троицкая, однопрестольная, пятиглавая; 2) холодная – в честь Грузинской Божией Матери, однопрестольная; 8) теплая – в честь Святителя и Чудотворца Николая, с приделами – Архистратига Божия Михаила и Святителя Митрофана, Воронежского Чудотворца, и 4) кладбищенская Успенская, с приделами: во имя прав. Лазаря и в честь Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.02.2017 2797 Время на чтение 17 минут В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство. Божие Mvpoмaзahue совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мipoм. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян .

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ [Василькович] (2.05.1237 (или 1236) - 13.12.1278, Ростов), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), младший сын ростовского кн.-мч. Василия [Василько] Константиновича и кнг. Марии Михайловны († 1271), дочери черниговского кн.-мч. Михаила Всеволодовича , родоначальник белозерских князей. Неизвестно, когда в составе обширного Ростовского княжества был выделен для Г. В. Белозерский удел: по завещанию отца, мученически погибшего от рук татар в 1238 г., либо позже - по инициативе матери (управлявшей княжеством в годы малолетства сыновей) или старшего брата Г. В.- Бориса Васильевича, к-рый, повзрослев, начал княжить в Ростове. Самостоятельное правление Г. В. началось, видимо, в 1251 г., под к-рым летописи сообщают, что он «поеха… на Белоозеро в свою отчину» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 473). Будучи белозерским князем, Г. В. сохранял тесную связь с Ростовом, часто бывал там и, по-видимому, играл важную роль в политической и церковной жизни Ростовской земли. Вместе с братом и матерью он выступил инициатором прославления кн.-мч. Михаила Черниговского и строительства посвященного ему храма в Ростове, в 1261 г. по благословению Киевского митр. Кирилла II вместе с братом и блгв. кн. Александром Ярославичем Невским принимал участие в определении св. Игнатия , архим. Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря, в помощники состарившемуся Ростовскому еп. Кириллу II . Активными были контакты Г. В. с ордынскими властями. Один или вместе с др. князьями он неск. раз ездил ко двору монг. ханов и ок. 1257 г. первым из потомков Рюрика женился на знатной монголке (в Крещении Феодоре), за к-рой ездил в Каракорум; в 1277 г. вместе с сородичами участвовал в походе ордынского хана Менгу-Тимура на алан (ясов), в 1278 г. отправил для участия в новой ханской войне сына Михаила. Однако (вопреки мнению А. Н. Насонова ) нет оснований говорить о «протатарской» ориентации Г. В. В отношении монголо-татар он (как и Борис Васильевич) придерживался, как следует думать, той же политической линии, что и блгв. кн. Александр Невский, к-рый в условиях непрекращающегося военного и конфессионального натиска католич. Запада видел в лояльности к Орде средство оградить Русь от новых набегов, сохранить правосл. веру и создать условия для накопления сил внутри страны. Ростовская лит-ра 3-й четв. XIII в. пронизана идеей духовного противостояния чужеземному игу, а оформившееся в Ростове в это время почитание кн.-мч. Михаила Черниговского характеризовалось заметной антиордынской тенденцией.

http://pravenc.ru/text/165103.html

П.В. Долгоруков Князья и дворяне Лопухины Касожский князь Редедя или Редега, владетель Тмутаракани, был разбит, в 1022 году, князем Мстиславом Владимировичем, сыном Святого Владимира Равноапостольного. Редега был убит в сражении, а его княжество, жена и оба сына достались во власть князю Мстиславу, который занял Тмутаракань, построил там храм во имя Пресвятыя Богородицы, наложил дань на Касогов, и крестил обоих сыновей Редегиных: старшего под именем Юрия, второго под именем Романа. Юрий Редегич умер бездетным, а Роман Редегич женился на дочери князя Мстислава Владимировича и от него произошли многие дворянские роды. Полное родословие потомству его помещено будет в четвёртом томе российской родословной книги, а здесь скажем только, что один из потомков Романа Редегича, Михаил Юрьевич Сорокоум, живший в первой половине XIV века, имел сына Глеба Михайловича, внука Илью Михайловича, правнука Григория Ильича Глебова по прозвищу Слепый, и праправнука Варфоломея Григорьевича по прозвищу Лапоть. Сей последний имел двух сыновей: Есипа, родоначальника Лаптевых, и Василия, по прозвищу Лопуха, родоначальника Лопухиных. отцовский КОЛЕНО I: Василий Варфоломеевич Лаптев-Лопуха (см. выше), родоначальник Лопухиных. КОЛЕНО II: Алферий Васильевич Денис Васильевич КОЛЕНО III: Яков Алферьевич Иван Алферьевич Тимофей Алферьевич Григорий Алферьевич КОЛЕНО IV: Василий Яковлевич Григорий Яковлевич Иван Яковлевич Владимир Яковлевич Иван Иванович Григорий Тимофеевич Иван Тимофеевич Влас Григорьевич Никифор Григорьевич Ефим Григорьевич КОЛЕНО V: Никита Васильевич Иван Григорьевич Потап Григорьевич Григорий Григорьевич Авис Иванович Фёдор Григорьевич Михайло Иванович Дмитрий Никитич КОЛЕНО VI: Авраам Никитич, думный дворянин, потом схимонах Александр † 2 августа 1685 Фаддей Иванович Андрей Потапович Харитон Потапович Яков Потапович Павел Ависович Лазарь Фёдорович Прокофий Михайлович Фёдор Фёдорович Давыд Фёдорович Василий Фёдорович Авраам Никитич, думный дворянин, потом схимонах Александр † 2 августа 1685

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский 1883–1979 Печатается по изданию: Журнал Московской патриархии. 11 августа 1979 г. в Принстоне, США, скончался на 86-м году жизни русский православный богослов, историк богословской мысли и экуменический деятель профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский. Вечная ему память! О протоиерее Георгии Флоровском как богослове в наших церковных кругах стало известно со времени вхождения Русской Православной Церкви в широкую экуменическую деятельность. Представители нашей Церкви, участвовавшие в экуменических конференциях, знакомились с его докладами и выступлениями. Некоторые из докладов, напечатанных на английском языке, были, заботами редакции «Журнала Московской патриархии», переведены на русский язык, и неожиданно сложилось так, что переводчицей оказалась родная сестра отца Георгия, проживавшая под Москвой 969 . Помнится, именно она послужила для нас первым источником биографических сведений о своем брате, труды которого сразу же привлекли внимание многих богословов нашей Церкви. Теперь, с кончиной отца Георгия, нам надлежит поминать его в молитвах, воздавая ему должное и усвоением оставленного им на общую духовную пользу богатого богословского наследия. Но прежде, почтим память почившего кратким обзором его земного пути. Происходил отец Георгий из священнического рода, крепкого своей православной церковностью. Он был младшим из четырех детей протоиерея Василия Флоровского, который служил на приходе под Одессой, а затем был настоятелем соборного храма в этом городе и ректором духовной семинарии. Вместе с церковным воспитанием, в семье отца Георгий получил основательное образование в классической гимназии и затем на историко-филологическом факультете Новороссийского университета (в Одессе). Склонный к отвлеченному мышлению и естественным наукам, он, благодаря своим выдающимся дарованиям и трудолюбию, рано приобрел все данные к тому, чтобы достичь больших успехов в качестве ученого физиолога и философа. Но в 1920 г. 26-летний магистрант, приват-доцент Одесского университета и автор отмеченных наградами научных работ вместе с родными покинул Родину, за пределами которой началось его многолетнее странствие по городам и весям Западной Европы и Северной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава тридцатая. Приезд во Францию Переезд Архиепископа Феофана во Францию был вызван исключительными по глубине и важности соображениями. В середине апреля 1931 года, в среду, 29 числа по новому стилю, Архиепископ Феофан навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где прожил пять лет. Он переехал во Францию по настоятельной просьбе его петербургских знакомых Пороховых и поселился в Париже, в районе Клямар, на рю Паскаль, 2. Люди эти, Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы, выехавшие из России после революции, в 1918 году, были приближенными ко Двору, в частности, к Императрице Марии Федоровне, супруге Императора Александра III и матери последнего из Дома Романовых Императора Николая II. Духовно Пороховы окормлялись широко известным благодатным Старцем, иеросхимонахом Варнавой, подвизавшимся в Гефсиманском скиту Св. Троице-Сергиевой Лавры. Род Пороховых знаменит. Он берет свое начало от Богдана Хмельницкого. У гетмана Малой Руси Богдана (Феодора) Хмельницкого был сын. И дал ему Богдан по нраву прозвище – Порох. А в те далекие времена турецкие султаны вели непрерывную войну с бедствующей Малой Русью, с запорожскими казаками... Грабили население, уводили в плен, убивали. И случилась беда – сын Гетмана, казак Порох, попал в плен к туркам. Турки хотели его убить. Но, по молитвам родителей и множества молившихся о его спасении, совершилось чудо, Господь спас его от смерти. Потрясенный чудом спасения сына Пороха, Богдан снял с руки своей золотой перстень, вынул из него драгоценный камень и вложил его в икону Спасителя. По прошествии времен прозвище «Порох» удлинилось, превратившись в фамилию Пороховых. Федор Васильевич Порохов, его прямой потомок, по чину – генерал, профессор математики. Человек, беззаветно преданный Богу. От Господа дана была ему мудрость и сила. Мало кто знает о нем, человеке героической судьбы, но он, чуждаясь славы человеческой, жил во славу Господа. Брата его Василия Порохова, расстреляли большевики. И его дочь Анастасию, оставшуюся круглой сиротой, Федор Васильевич принял к себе. Она вместе с ним и его женой Лидией Николаевной, в тайном постриге монахиней Марией, выехала за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

I. Главный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1 Окт.), сравительно самый поместительный из всех верхних храмов собора. (Размеры храма внутри: ширина 13 арш., длина 10 1/2, высота внутри 65 арш 10 . Замечателен иконостас, перенесенный сюда в 1770 г. из упраздненного в 1767 году Кремлевского Тайнинского Черниговского собора 11 ; в 1784 году иконостас был возобновлен по прежнему рисунку и убран разноцветный слюдой (после замененной фольгой), а по ней вызолоченными оловянными фигурами (см. рис. 29). Тогда же возобновлены в нем и иконы. Интересна стенопись, возобновлявшаяся неоднократно (последний раз вместе с иконостасом в 1885–86 г.г.). Стены карнизами разделены на 3 яруса. В первом ярусе в нишах изображения: св. благоверного царя Константина (первого христианского императора); св. кн. Владимира (первого русского князя христианина) и святых: муч. Иоанна Воина; великом. Георгия; великом. Димитрия Селунского; муч. Феодора Стратилата. (Имена этих святых носили: брат создателя собора царя Иоанна Васильевича Юрий и дети царя: Димитрий, Иоанн и Феодор). Над нишами во втором ярусе изображешя: московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; св. Павла патриарха Константинопольского; свят. Иоанна Милостивого и Иакова Низибийского . В 3-м ярусе изображения ветхозаветн. пророков: Ильи, Давида, Ионы, Захарии, Елисея, Соломона, Моисея. Все пророки окружены пальмовыми ветвями и держат в руках по свитку с различными изречениями из св. Писания. Затем, на стенах как внутри, так и снаружи изображешя каких-то необычайных растений, непохожих на существующие, с странными цветами и плодами. Относительно этой стенописи существует мнение, впрочем вполне произвольное и не имеющее надлежащего обосновашя (Струков. М. 1871 г. Покровский собор в Москве. О росписании стен. Мысли.), что она будто бы сделана с целью изобразить необычайное видение св. бл. Андрея Юродивого (в день памяти коего 2 Окт. была взята Казань), созерцавшего на небе сады с древесами высокими, то вечно цветущими, то с плодами несказанной красоты и доброты, то с златовидным листвием, и лицезревшого «выше вторые тверди небесные» дивных мужей в неизглоголанной радости (этому будто бы соответствуют, по приводимому мнению, изображения выше 2-го яруса пророков с пальмовыми листьями).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010