ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРАВЛЕНИЕ БОЯРСКОЕ Характер князя Василия Шуйского. – Гибель Телепнева-Оболенского. – Ссора Шуйского с Бельским и заключение последнего; казнь дьяка Мишурина. – Правление Ивана Шуйского. – Свержение митрополита Даниила и возведение Иоасафа. – Освобождение Ивана Бельского; правление его и митрополита Иоасафа. – Освобождение князя Владимира Андреевича Старицкого. – Торжество Шуйских. – Гибель Бельского. – Свержение митрополита Иоасафа и возведение Макария. – Правление Андрея Шуйского. – Удаление любимца государева – Воронцова. – Воспитание Иоанна и образование его характера. – Гибель Андрея Шуйского. – Опалы. – Принятие царского титула и женитьба Иоанна на Анастасии Романовне. – Пожары, в Москве. – Обвинения Глинских в волшебстве; восстание на них народа. – Сильвестр и Адашев. – Созвание выборных и речь царя на Лобном месте. – Значение правления боярского. – Дела литовские, крымские и казанские в это правление. – Бедствия от врагов внешних и внутренних. – Губные грамоты. – Новое известие о детях боярских, живущих в Думе. – Бегство Петра Фрязина. Кто же из бояр более других должен был негодовать на первенствующее положение Оболенского, кто должен был, имел право явиться на первом месте, на которое только случайность возвела Оболенского? Мы видели, что в последнее время княжения Василия и, следовательно, в начале княжения сына его первое место между боярами занимал князь Василий Васильевич Шуйский. Мы видели, что этот Шуйский энергическою мерой успел удержать Смоленск за Москвою после Оршинской битвы; энергическая мера состояла в перевешании в виду литовского войска всех знатных смольнян, державших сторону королевскую. Эта черта уже несколько знакомит нас с человеком и заставляет ожидать от него подобных же мер и при достижении собственных, личных целей. В седьмой день по кончине Елены схвачены были конюший – боярин князь Овчина-Телепнев-Оболенский и сестра его Аграфена, мамка великого князя, по совету князя Василия Шуйского, брата его Ивана и других. Оболенский умер в заключении от недостатка в пище и тяжести оков; сестру его сослали в Каргополь и постригли. Заключенные в правление Елены князь Иван Бельский и князь Андрей Шуйский были освобождены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Е.Г. Попова-Яцкевич. Василий Григорьевич Дружинин, его предки и родственное окружение Роль в развитии отечественной науки историка Василия Григорьевича Дружинина замалчивалась на протяжении нескольких десятилетий. Наследие ученого стало изучаться с 1980-х годов, когда исследователи обратились к его коллекциям старообрядческих рукописей, книг, икон, поморского литья 258 . Позднее появились работы, посвященные жизненному и творческому пути Дружинина. В них были прослежены истоки археографической деятельности ученого, введены в научный оборот материалы о его роли в организации исторической науки 259 . Семейное окружение, родственные связи, история семьи Василия Григорьевича еще не становились предметом исследования, несмотря на существование двух биографических источников – рукописи В.Г. Дружинина «Воспоминания о литературных встречах и знакомствах» и «Дневник» его дяди Александра Васильевича. Интересные для каждого читателя, они содержат уникальные сведения о семье, предках, круге общения, литературных и научных связях писателя и историка Дружининых 260 . Род Дружининых ведется с конца XVIII в., от Василия Федоровича, который родился в 1771 г. В 10 лет он вступил в армию солдатом, с лейб-гвардии Измайловским полком принимал участие в военных походах В. Суворова. После ранения в сражении под Цюрихом 15 сентября 1800 г. вышел в отставку штабс-капитаном. Гражданскую службу Ф. Дружинин начал казначеем и экзекутором Московского почтамта 261 . Во время вступления французской армии в Москву Василий Федорович потерял все свое имущество, но сохранил денежный ящик почтамта и доставил его по принадлежности. В признание его заслуг и «Во вознаграждение понесенных потерь Всемилостивейше поведено произвести в пансион посмертно 1200 рублей в год сверх жалования из государственного казначейства» 262 . В. Ф. Дружинин был переведен в Санкт-Петербург и закончил службу помощником окружного почт-директора, действительным статским советником, кавалером орденов св. Владимира и св. Анны 2 ст. В 1818 г. Василий Федорович женился на вдове полковника Ширяева Марии Павловне, у которой был сын Николай. Семья жила в доме почтового ведомства на Адмиралтейской стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Завещание Дмитрия Донского А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) 27 февраля 1425 г. умер великий князь владимирский и московский Василий I Дмитриевич, оставив свой удел, «примыслы» и великое княжество единственному сыну Василию, которому еще не исполнилось и десяти лет (родился он 10 марта 1415 г.). Положение малолетнего великого князя на престоле было непрочным. Живы были его удельные дядья — Юрий, Андрей, Петр и Константин Дмитриевичи. Старший из них, Юрий Дмитриевич, сам претендовал на великое княжение. Князь Юрий считал, что порядок наследования не мог быть установлен Василием I, ибо он определялся духовной их отца — Дмитрия Донского. Юрий Дмитриевич полагал, что, согласно этому завещанию, после смерти Василия великокняжеский престол должен был наследовать именно он, князь Юрий, как старший в роде Ивана Калиты. Однако вопрос был не таким простым, как это казалось князю Юрию. Составляя в 1389 г. завещание, Дмитрий Донской писал в нем: «...благословляю сына своего Василия своею отчиною, великим княжением». Победа, одержанная на Куликовом поле, и успехи объединительного процесса сказались уже в том, что великий князь Дмитрий считал великое княжение «своею отчиною» и не передавал вопрос о его судьбе на усмотрение ордынских царей. Правда, о том, как строить отношения с Ордой, в случае если наследник умрет, он умалчивал. Всего не предусмотреть во время, чреватое всякими неожиданностями, да и нужно было верить в лучшее. Вот ведь сумел сам князь Дмитрий достичь многого. Может быть, с Божьей помощью и князь Василий (если тому даст Бог живота) достигнет не меньшего, а там и Всевышний, может быть, «переменит Орду», и все как-нибудь обойдется. Но «на Бога надейся, а сам не плошай», — гласит мудрая пословица. Поэтому на всякий случай (чего не бывает в эти смутные времена) князь Дмитрий решил обеспечить судьбу своей семьи хотя бы за счет более или менее верного — удела, которым он сам владел «по старине», восходящей к порядкам его деда Ивана Калиты. Поэтому Дмитрий Донской писал: «А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгини». У князя Дмитрия к тому времени кроме Василия было еще четверо сыновей — Юрий, Андрей, Петр и болезненный Иван. Вскоре после составления духовной появился на свет и Константин (16 мая 1389 г.). Так что ясности добился великий князь Дмитрий весьма относительной.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

Закрыть itemscope itemtype="" > Нужна Ваша молитва о Соратниках! Враги православной России чувствуют, что их тайновластие в правоохранительной системе доживает последние сроки 14.10.2022 1418 Время на чтение 6 минут Фото: из личного архива автора В условиях Специальной военной операции, особенно в связи с бедами, трудностями, испытаниями внутри России подспудно и порой незаметно для нас происходят масштабные, тектонические перемены. Громко трещит старый чиновничий мiponopядok, который сложился в девяностые при Ельцине и цепко удерживал властные рычаги по множеству позиций в идеологии, политике, культуре, финансах, образовании, гуманитарных науках и в нулевые, и в десятые, и даже в начале двадцатых. Однако многими признаками проявляющаяся агония строя, установленного «криминальной революцией» в 1991–1993 годах, при нашей духовной безпечности и расслабленности может принести ещё немало бед Русскому Народу, видным его представителям, да и каждому из нас. Агония вызывает обострение борьбы старого строя за хотя бы его продление ещё на несколько лет. Особенно процесс борьбы нагляден в новой активизации судебных преследований по разным делам наших Соратников — Олега Анатольевича Платонова, Валерия Михайловича Ерчака и Василия Вадимовича Бойко-Великого. Об их укреплении нужна молитва неравнодушных православных христиан. 9 Октября в Союзе писателей России проходило торжественной собрание русских патриотов, посвященное 100-летию Земского Собора во Владивостоке, 85-й годовщине кончины Михаила Константиновича Дитерихса и 95-летию со дня рождения Митрополита Иоанн (Снычева). Президиум Приамурского Земского Собора. Владивосток, 1922 год Проведение торжества благословил Приморский Старец — Митрополит Вениамин (Пушкарь), его видеообращение доставил в Москву помощник Владыки — Игорь Анатольевич Романов, который совместно с нашей великолепной поэтессой Ниной Васильевной Карташёвой вел торжественное собрание. На мой взгляд, наиболее яркими и содержательными были выступления Олега Анатольевича Платонова и Василия Вадимовича Бойко-Великого.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/14/nu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм надо спасать! Герой России Вячеслав Бочаров о суворовском храме 11.02.2013 1020 Время на чтение 3 минуты 9 февраля я в очередной раз присутствовал на собрании инициативной группы по воссозданию храма свт. Василия Великого, построенного на средства великого русского полководца Александра Васильевича Суворова . Этот храм расположен в селе Кистыши недалеко от древнего города Суздаля, что во Владимирской области. Это село имеет более чем 500-летнюю историю. Петр I подарил его деду Суворова, Ивану Григорьевичу, который начинал военную службу в Стремянном стрелецком полку. Затем село перешло в наследство отцу Суворова – Василию Ивановичу, который и поставил там деревянную церковь в честь своего небесного покровителя свт. Василия. Но когда село перешло во владение А.В.Суворова, он, на месте старой деревянной церкви, возвел каменную. Как ни удивительно, но в архивах сохранилась записка священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 г. епископу Суздальскому и Юрьевскому, в которой сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость. В место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал-поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, на которую от него приготовлено немало». Разрешение на освящение придела во имя св. Александра Невского датировано 14 ноября 1782 г. Так что в селе Кистыши мы имеем полуразрушенный храм, построенный на средства самого А.В.Суворова. Это ли не историческая и культурная ценность Российского государства! И если говорить о сохранении воинских традиций, то надо в первую очередь сохранять вот такие ценности. Ведь здесь молился Генералиссимус А.В.Суворов! Суворов, который не проиграл ни одного сражения, Суворов, память о котором чтут даже в далекой для нас Швейцарии. Мало того, в Швейцарии есть музей Суворова и установлен великолепный памятник полководцу.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/11/hr...

Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Происходил из дворянского рода. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. 3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь. Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре. Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины. В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры». Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич, нояб. (?) 1401, с. Гридково (позднее Кожино), близ Кашина (совр. Тверская обл.) - 17.03.1483, Макариев калязинский мон-рь), прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Главными источниками сведений о жизни М. являются воспоминания его современников. Самый ранний памятник, «Записка о Макарии Калязинском», составлен в марте 1524 г., когда брат вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича дмитровский кн. Юрий Иванович (на территории удела которого после 1485 находился Калязинский мон-рь) спрашивал о житии М. его родственницу - «стретеньскыа старицы Ефросинии, Василиевскыа жены Кожина». «Записка...» с воспоминаниями монахини Евфросинии сохранилась в 2 списках XVI в. (РГБ. Ф. 113. 515. Л. 422 об.- 423; РНБ. Погод. 1571. Л. 28 об.; публ.: Крушельницкая. 1993. С. 313-314). По мнению Е. В. Крушельницкой, старица Евфросиния была женой племянника М.- Василия Александровича Кожина. Содержание «Записки...» свидетельствует о сборе данных о жизни святого для составления Жития в связи с обретением его мощей 26 мая 1521 г. Поскольку Житие в ближайшее время так и не было создано, «Записка...» некоторое время, видимо, выполняла его функцию (в Погодинском списке рассказ старицы помещен вместе со Сказанием о чудесах от мощей святого). Другим ранним источником является 10-я гл. Духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого ( 1515), посетившего Калязинский монастырь в 1479 г. и познакомившегося с М. Воспоминания прп. Иосифа о М. вошли также в Волоколамский патерик (см. Иосифо-Волоколамский патерик ), к-рый был составлен Досифеем (Топорковым) не ранее 1547 г. Воспоминания старицы Евфросинии и прп. Иосифа Волоцкого стали фабульной основой Жития М., созданного в сер. XVI в. М. был старшим сыном благочестивых кашинских бояр-землевладельцев Василия Кожина (см. св. прав. Василий Кашинский) и прав. Ирины (Кожиной) . В семье кроме М. было четверо детей. Один из братьев М.- Григорий (в иночестве Геннадий (Кожин) ) в 1461-1477 гг. был Тверским епископом, др. брат преподобного, Александр, положил начало дворянскому роду Кожиных, а его сестра Ксения была матерью прп. Паисия Угличского и вместе с мужем, дмитровским боярином Иваном Гавреневым, почитается как местночтимая Угличская святая.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иеросхимонах Владимир (Колесников) Иеросхимонах Владимир (Колесников)     Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей всего в три месяца. Семилетний Василий, четырехлетняя сестра Екатерина (впоследствии ставшая монахиней Новгородского Зверина-Покровского монастыря) и двух лет брат Виктор остались на попечении бабушки его Матроны и тетки — сестры отца. Дедушка Тимофей умер еще до смерти родителей Василия, но он успел сыграть большую роль в формировании истинно христианского мировоззрения мальчика. Вот как отец Владимир вспоминал впоследствии своего первого наставника: «Дед был весьма религиозен, любил меня и еще четырех лет от роду носил в церковь с собой на клирос, где любил петь». Позже, вследствие этого, у уже повзрослевшего мальчика появилась внутренняя потребность исполнять молитвенное правило. А первоначальной грамоте Василия научила тетка. Затем с течением времени у юного Василия проявилась большая любовь к книгам, и он зачитывался сутки подряд. «Однажды, — пишет он в своем дневнике, — рассматривая книгу с картиной Страшного Суда, размышлял я о бесконечной вечности и мучениях с желанием избавиться от них и себе, и всем, особенно близким. И вот, кажется, тогда же, молясь Богу, я дал обещание не жениться, не пить водки и не курить. Но о монашестве и понятия не имел, да и до 20-ти лет ничуть не думал, что буду монахом. Одно только было намерение — жить благочестиво и спастись». До двадцатилетнего возраста Василий жил с братом своего дедушки в Санкт-Петербурге, где тот занимался мелкой торговлей. Юноша учился в начальной школе, а впоследствии сначала помогал в его торговом деле знакомому деда купцу Ивану Максимову, а перед самым поступлением в монастырь работал в конторе ткацкой фабрики некоего Константина Ильича, который и сыграл решающую роль в принятии Василием решения стать монахом. Этот человек был очень благочестивым и церковным. Он быстро понял духовные устремления своего нового подопечного и, находясь с паломнической миссией на Афоне, написал письмо Василию с предложением приехать на Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=247...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года Из всех врагов, восставших против великого князя в день его свадьбы, самым жестоким был Дмитрий Шемяка. Ни дядя Юрий, ни сын его Василий Косой, ни даже мстительный боярин Иван Дмитриевич не причинили столько зла великому князю, как этот двоюродный брат его. Правду сказать, и он сам не всегда был справедлив и очень часто заслуживал те несчастья, какие терпел. Именно Шемяка был, кажется, назначен Богом, чтобы показать великому князю, что еще и в здешнем мире зло бывает наказано. Свадебные праздники Василия Васильевича были, кажется, последними приятными днями для этого несчастного государя: не прошло и месяца после них, как Юрий Дмитриевич со своими сыновьями уже изгнал его из Москвы и, из милости дав ему в удел город Коломну, объявил себя великим князем. Правда, княжение его продолжалось только несколько месяцев, и Василий опять возвратился в Москву, но Юрий мог бы стать для него опасным, если бы вскоре потом не умер. Однако с ним не умерли все враги Василия, и сыновья его Косой и Шемяка имели точно такие же честолюбивые намерения, как и отец их. Косой как старший первым объявил свое право на великокняжеский престол и, наняв Вятчан, уже пошел с ними к Москве; но великий князь с верными Москвитянами, чрезвычайно любившими его, победил своего гордого брата и тогда же обесславил себя ужасным злодейством, напоминавшим России XII век и несчастного Василька Ростиславича: приказал ослепить Василия Косого! Такой жестокий поступок уменьшил любовь Русских к великому князю и извинил несколько все зло, каким впоследствии отомстил ему Шемяка за несчастье брата. Сначала этот хитрый князь не показывал Василию своей ненависти и даже вместе с ним называл врагом Отечества бедного слепца; но все это было только для того, чтобы получить в свое владение те богатые уделы, которыми великий князь хотел вознаградить его за несчастье Косого. Как только новые области были ему отданы, он начал думать о мщении и недолго искал подходящего случая: в России, окруженной со всех сторон врагами, такие случаи были нередки.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

С. Девятова Скачать epub pdf Московский старец протоиерей Василий Николаевич Серебренников (1907–1996) Протоиерей Василий Николаевич Серебренников родился 17/30 октября 1907 года в городе Томске в семье военного врача Николая Николаевича Серебренникова. В начале первой мировой войны супруга Николая Николаевича, Мария Алексеевна, с малолетним сыном переехала к своим родственникам в Одессу. Вскоре после революции Серебренниковы поселились в Москве в районе Старого Арбата. В годы учёбы Василий часто посещал московские храмы и монастыри. В Даниловском монастыре познакомился с архимандритом (Лавровым) (ныне прославленным). Преподобноисповедник Георгий (1862–1932)) Старец Георгий стал его духовным отцом. После ареста подвижника он духовно окормлялся у отца Павла Троицкого. В 1925 году Василий окончил десять классов средней школы в Москве и поступил в Московский государственный университет на медицинский факультет, который окончил в 1930 году, после чего стал лечащим врачом.  В последующие годы он работал в различных лечебных учреждениях, вступил в брак с Маргаритой Васильевной Ананской, в 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, готовился к защите докторской, но по состоянию здоровья прервал врачебную и научную деятельность. По Промыслу Божиему ему суждено было стать священником. Из воспоминаний протоиерея Василия Серебренникова: «В то время...  из-за болезни я не работал и чувствовал, что вообще умственное напряжение трудно для меня (до этого я работал в медицинском научно-исследовательском институте)... Не знал, как дальше жить.    Тогда-то одна моя знакомая... повела меня представить Ольге Серафимовне...» В тот день он познакомился с прозорливой старицей Ольгой Серафимовной (тайной монахиней Серафимой (Дефендовой), которая при первой же встрече назвала его “монахоподобным священником” и попросила у него благословения.   Из воспоминаний протоиерея Василия Серебренникова: «Меня охватило внутренне волнение – чувство, что тут дело не простое... Наконец в третий раз подходит. Тут я не выдержал и нехотя благословил её...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010