Чернавино. Церковь Василия Великого. Церковь Василия Кесарийского Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Василия Кесарийского построена в 1686 г. на фундаменте церкви XIII в. Напротив Староладожской крепости на противоположном берегу Волхова расположена деревня Чернавино. В жалованной грамоте 1555 года на этом месте упоминается монастырь. В монастыре тогда было две церкви - деревянная «на каменной подошве» Благовещенская, каменная Василия Кесарийского и деревянная колокольня «на восьми столбах». В 1686г. обветшавшую церковь разобрали, а на ее фундаменте, на деньги дворянина Тихона Ивановича Бестужева построили новый храм. Стены храма сложены из плит. У западного фасада пристроено крыльцо, с южной стороны расположен небольшой Благовещенский придел с открытой папертью. Главный придел и трапезная покрыты двускатной крышей. Небольшая главка венчает глухой барабан. Западный портал и окна украшены фигурными обрамлениями из кирпича. Монастырь был упразднен во время екатерининских реформ в 1764 году. После этого церковь стала приходской. В советское время церковь закрыли, в здании устроили сельский клуб. В 2004г. храм закрепили за женской монашеской общиной. В 2006г. проводились реставрационные работы по восстановлению фасадов: поверхность заново оштукатурена и покрыта современными материалами. Работы проводила компания «Лапин Энтерпрайз». По статье в журнале «Вода живая» 1 2008г. Село Васильевское в 160-ти верстах от Петербурга, в 12-ти от Новой Ладоги; в четверти версты от правого берега Волхова, на высоте 20-ти сажень над рекою. Оно расположено против мужского Староладожского монастыря. Так как на месте погоста было когда: то Валаамское подворье, под именем Васильевского монастыря, то можно полагать, что первыми обитателями здешнего места были валаамские иноки, спасшиеся сюда при разорении их обители в конце 16-го века. Это подтверждает синодик, хранившийся некогда в здешней церкви, а потом взятый на Валаам. До 1857 года здесь была деревянная церковь Преображения, построенная, как значится на доске, хранившейся в церкви, в 7192 (1684) году при Феодоре Алексеевиче, патриархе Иоакиме и митрополите новгородском Корнилии. А надпись на деревянном кресте, стоявшем в алтаре этой церкви, свидетельствует, что крест водружен «в церкви Боголепного Преображения 7190 (1682) года, генваря в 8-й день».

http://sobory.ru/article/?object=00555

Апокалипсис Василия Розанова К 95-летию со дня смерти русского философа 8 февраля, 2014 К 95-летию со дня смерти русского философа Каждый раз, когда бываю в Сергиевом Посаде, я иду поклониться могиле моего любимого писателя. И в день его кончины мне вспоминается трогательный эпизод, связанный с открытием дома-музея Василия Васильевича, где он провел свои последние дни. Открывали музей в те «лихие 90-е» без суеты и лишних слов. Без пригласительных билетов и журналистов, без помпы, речей и торжеств по случаю. Стоял унизительный мороз. Ученый люд, не жалованный и ныне, переминался с ноги на ногу в потертых пальто и вязаных шапочках. Алая ленточка на узком дверном проеме длинным концом вилась по белому снегу… Сегодняшний хозяин дома категоричен: только после священника. Его ждут. Но он все не идет. Решено покуда пойти на могилу. Водитель автобуса нервничает: время – деньги, но отпускает. Мы торопимся, скользим по оцепеневшему от холода бревенчатому Сергиеву Посаду. В храме Черниговской Божией Матери покупаем свечи и ставим у двух огромных, одиноких, наполовину засыпанных снегом, деревянных крестов в нескольких шагах от храма. Расчищаем снег у подножий, читаем: здесь покоятся два великих русских мыслителя – Константин Леонтьев и Василий Розанов. Две глыбы. Сергиев Посад – последний приют Василия Васильевича Розанова. Он переехал сюда с семьей в 17-м, спасаясь от петроградской неразберихи и разброда. «Вот, друг мой, как революция хороша в «Zoneblanch» (мертвая зона, пустое пространство (франц.)), а пережить ее – такие ужасы, какие только мертвые в силах вынести. Да ведь мы и не живые. «Мертвые души». Но и здесь подстерегало их суровое испытание: холод и голод. Пятеро взрослых детей не могут найти работу. Буфет сменяли на шесть пудов ржи. Стол – на картошку. Посуду – на яблоки и молоко, одежду — на продукты. Хотя и менять-то не очень давали. Везде стояли оградительные отряды. После смерти сына от воспаления легких Розанов страшно изменился и ослаб. Спасала только дружба с отцом Павлом Флоренским и историком Юрием Олсуфьевым. И работа над «Апокалипсисом нашего времени» — книгой о последних вещах и последних временах, о конце времен и грядущем Суде.

http://pravmir.ru/apokalipsis-vasiliya-r...

Борьба за Москву А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Понимая, что победа над князем Юрием Дмитриевичем была лишь временной и что решающая борьба за великое княжение еще предстоит, Василий II и его окружение решили закрепить достигнутый ими успех. Прежде всего необходимо было обеспокоиться о дальнейших судьбах престола. Великий князь достиг совершеннолетия, и пора было подумать о его женитьбе. Сразу же после возвращения из Орды, осенью 1432 г., состоялось обручение Василия Васильевича с сестрой серпуховского князя Василия Ярославича Марией. Другая сестра князя Василия Ярославича была женой верейско-белозерского князя Михаила Андреевича. Браки в «гнезде» Ивана Калиты уже давно служили династическим целям. Благодаря помолвке (а потом женитьбе) Василия II серпуховской шурин и белозерский свояк оказались надолго впряженными в великокняжескую колесницу. Обручение великого князя нанесло сильнейший удар по матримониальным планам И.Д. Всеволожского. Родовые связи Ивана Дмитриевича были обширными. Сам он был женат на дочери Микулы Васильевича (из рода тысяцких Протасьевичей). Старшая дочь его была замужем за князем Андреем Владимировичем Радонежским, но тот умер еще в 1408 г. Вторую свою дочь он в 1421 г. выдал замуж за тверского великого князя Юрия Ивановича, скончавшегося в 1425 г. Внучка Ивана Дмитриевича (дочь князя Андрея) была обручена с князем Василием Юрьевичем Косым. После своей успешной миссии в Орду Всеволожский рассчитывал выдать замуж за великого князя одну из младших дочерей, а теперь его планы провалились. Среди влиятельных бояр начали распространяться слухи о том, что Улу-Мухаммед отдал Дмитров Юрию «по Иванову слову». Говорили также, что Иван Дмитриевич в бытность в Орде сватал свою дочь за князя Юрия. Боярину явно грозила опала. Поэтому он решил предупредить события и бежал к князю Константину на Углич. Но расчеты Всеволожского на поддержку Константина Дмитриевича не оправдались. Угличский князь не склонен был впутываться в свару с великим князем. Ивану Дмитриевичу пришлось бежать далее, на этот раз в Тверь, но и там он надолго не задержался. Тверской великий князь не хотел превращать свой двор в средоточие противников как московского великого князя, так и галицко-звенигородского. В происходившей тогда на Руси борьбе за власть он ревностно охранял тверской «нейтралитет». Всеволожский обрел приют в Галиче, где, по словам летописца, начал «подговаривати» князя Юрия возобновить борьбу за великое княжение.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

протоиерей Петр Белюстин Василий Васильевич Болотов  – сын причетника Троицкого собора г. Осташкова, тверской губернии – Василия Тимофеевича Болотова. Матушка его Марья Ивановна была дочь священника села Кравотыни 1 . Отец ее – Иоанн Васильевич Вишняков давно умер, оставив ее на руках жены своей Анны Стефановны маленькой девочкой. Таким образом, матушка Василия Васильевича росла сиротой и жила вместе с матерью своей безотлучно в селе Кравотыни, в своем собственном домике, который стоить и поныне. Она вышла замуж девицею 10 мая 1853г., имея от роду 27 лет, за Василия Тимофеевича Болотова – вдовца, имевшего от 1-й жены сына и дочь. Вдовец с детьми, причетник, нет сомнения, не мог искать невесты богатой и остановился на бедной Кравотынской сироте – поповне, которая как с собой ничего не могла принести в дом мужа вдовца, так и там ничего не встретила, кроме бедности. Рассказывала покойная матушка (она скончалась в 1899 году) Василия Васильевича Марья Ивановна, что когда после венца (свадьба была в г. Осташков) приехала на квартиру, то к её мужу пришли кредиторы требовать деньги за гроб его первой покойной жены. Коротка была семейная жизнь Марьи Ивановны с мужем вдовцом: осенью того же 1853 год она осталась вдовой. Обыкновенно каждый год, особенно осенью, при замерзании озера Селигера, окружающего г. Осташков с трех сторон, и весною, при вскрытии, немало неосторожных платится жизнью. Случилось так, что когда забереги стали, т.-е. берега на известном пространстве затянулись легким льдом, и гуси Василия Тимофеевича, увлекшись перспективою вод за чертою молодого льда, удалились от берега, то Василий Тимофеевич, чтобы не лишиться, может быть, единственного своего достояния, пустился за ними в погоню; но молодой лед не выдержал отважного загонщика и он погрузился в глубину вод (берега г. Осташкова сразу глубоки), без всякой надежды на спасение, потому что на молодом льду почти нет никакой возможности оказать кому-либо помощь. Это случилось 16 ноября 1853 года. Василию Тимофеевичу в момент смерти было 45 лет от роду. Потеряв так скоро мужа, Марья Ивановна, тогда уже беременная, быстро решила где ей приютиться. В Осташкове оставаться было не около чего: покойная сама рассказывала, что во время жизни с мужем в городе они, кроме долгов, ничего не нажили. После смерти Василия Тимофеевича все мало-мальски ценное из имущества было продано на уплату долгов; остальное же впоследствии поделено между пасынком, падчерицею и потом родившимся Василием Васильевичем, на долю коего пришлось сорок рублей 2 . Вот тот капитал, с которым вступил в жизнь впоследствии неутомимый труженик науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

71. 1451–1452 г. месяца июля. Послание великого князя Василия Васильевича к греческому царю Константину Палеологу, о поставлении митрополита Ионы Издано было по двум спискам, принятым за особые и разновременные акты, в Ι-м томе Актов Исторических под 41 и 262 (см. примеч. к этим Настоящее издание сделано по оригиналу последнего номера, находящемуся в сборнике бывшем Царского 366, ныне графа А.С. Уварова 512, л. 166 об.–174 об. Время составления послания довольно точно определяется содержащимися в нем словами: «двадесять первому лету текущу, отнележе преставися приснопамятный Фотий митрополит» (8 июля 1431 г.). Посыльная от великого князя Василия Васильевича к царьградскому царю Константину, о Ионе митрополите, да не пошла Державнейши и боговенчанне, и благочестия ревнителю, и непорочной православной христианской веры теплый и непреклонный истинный поборниче и правителю, и высочайши царю и самодержьче греческого скипетра, кир Константине. Сват святого ти царства, великий князь московский [и] всея Руси Василие, достойное и многоусердное поклонение с любовным порадованием посылаем святому ти царству. Слышахом убо от приходящих к нам от ваших стран, от наших же туземцев и от иных туждестранных пришельцев, про ваше великое господство (егоже из первых времен от Бога желахом), яко Божьей волей и того крепкой помощью и многим милосердием пречистой его Богоматери, пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии еже к Сыну ее Господу нашему Иисусу Христу молением и ходатайством и предстательством, и по изначальству великих ваших святых прародителей и родителей, благочестивых и приснопамятных и блаженных царей, по сродству, восприял еси свой великий царский скипетр, свое отчество, в утверждение всему православному христианству ваших держав и нашим владетельствам 2703 русской земли, всему нашему благочестью, в великую помощь: и благодарихом убо о том Вседержителя Бога и того пречистую Богоматерь, порадовахомся велми, и молим их премногую милость и неизреченное человеколюбие, яко да ти подаст Господь Бог многолетство и победу и способство на все видимые и невидимые враги ваши, дерзающая на православие великой вашей царской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Высочайшее соболезнование Телеграмма из Москвы на имя Высокопреосвященнейшего Антония, Митрополита С.-Петербургского и Ладожского. «ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ благоугодно выразить С.-Петербургской Духовной Академии Свое соболезнование по поводу тяжкой утраты, ею понесенной со смертью профессора Василия Васильевича Болотова , ученые труды которого были известны ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ. Сенатор Владимир Саблер» Речь, произнесенная Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом с.-петербургским и ладожским, за Божественной литургией в академической церкви 11 апреля. Христос Воскресе! С светлым праздником Воскресения Христова приветствую Вас, возлюбленные о Господе братие. Но выражая Вам этот привет радости, не могу умолчать пред Вами и о моем глубоком соболезновании Вам и моем сердечном соучастии в скорби Вашей по случаю смерти дорогого нам Василия Васильевича. Тяжелая эта утрата и для нас всех и для всей русской богословской науки. Но Господу угодно было отозвать от нас своего доброго и верного работника пред светлым праздником, чтобы радостию Воскресения облегчить нам нашу скорбь. Мы празднуем теперь победу над смертию, как слышим вдохновенные песнопения о жизни вечной и радостях нескончаемых. „Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного – 4 – начало, и играюще поем виновного, единого благословенного Отцев Бога, и препрославленного.“ Итак, да не скорбим, как не имеющие упования, но поищем христианского утешения в скорби нашей. Слово Божие время бытия неловеческого разделяет на два века: век сей, настоящий, и век тот, грядущий. Первый обозначает собою текущий порядок жизни, в которой женятся, посягают, трудятся, суетятся, радуются, плачут и наконец умирают. Второй же обозначает иной порядок жизни, в которой сподобившиеся достигнуть его становятся равными ангелам, сынами Божиими, будучи сынами воскресения и умереть уже не могут ( Лук. ХХ, 34–36 ). Настоящий век есть приготовительный к тому, грядущему. Но и в этой жизни для человеческого сознания в большей или меньшей степени доступны вечные начала жизни грядущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Овруч. Васильевский женский монастырь. Собор Василия Великого. Приезд Государя Императора Николая II в Овруч на открытие после реставрации российским архитектором А.В. Щусевым Свято-Васильевской церкви. День освящения храма, 3 сентября 1911 г. Елена Григорьева 3 сентября 1911 Развалины церкви просуществовали до 1842 года, когда при раскопке фундамента, свод обрушился и от храма уцелела одна алтарная восточная часть и часть северной стены с аркою перед входом в алтарь. Графика, 1842 год Елена Григорьева 1 июня 1842 Карта и ближайшие объекты ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВАСИЛЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ, около 1190, 1909 гг., И МОНАСТЫРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, 1907—1909 гг. (ул. Пролетарская, 2).      Васильевская златоверхая церковь — дворцовая церковь князя Рюрика Ростиславича (в крещении Василия). Сооружена на месте деревянной, возведенной по преданию еще князем Владимиром в 997 г. Церковь, видимо, возводил Петр Милонег, придворный зодчий Рюрика Ростиславича. Неоднократно подвергалась разрушениям, после чего отстраивалась. Окончательно разрушена в 1321 г. во время осады города литовским князем Гедимином в отместку за упорную оборону горожанами Овруча. В XVI в. среди руин была построена деревянная церковь, которая вскоре сгорела. Следующая деревянная церковь, выстроенная на том же месте, в 1734 г. разобрана по ветхости. После обрушения сводов в 1842 г. от Рюрикова храма остались лишь три апсиды и часть северной стены с аркой. На апсидах и в откосах окон сохранилась первоначальная штукатурка. В 1876 г. у северной стены построена Васильевская часовня, разобранная в начале 1900-х годов.      Нынешнее сооружение — результат реставрации 1907—1909 гг., выполненной по проекту архит. А. В. Щусева на основании исследований П. П. Покрышкина (исполнители работ — архитекторы А. А. Веснин и В. Н. Максимов). В 1910 г. А. В. Щусеву было присвоено звание акад. архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма в Овруче. Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII в., т.

http://sobory.ru/article/?object=16547

Тринадцать лет царствования Ивана Васильевича 6 Царствование Иоанна Грозного памятно России во всех отношениях: памятно по огромному расширению её пределов, по её страданиям и по необычайности добродетелей, вызванных самими страданиями. Царь Иван Васильевич был сын царя и великого князя Василия Ивановича от его второй жены. Первая жена Василия Ивановича, женщина непорочная в глазах человеческих, была ещё жива, когда он вступил в новый брачный союз; у неё детей не было, а Василии Иванович желал, чтобы его потомство сидело на Русском престоле; – он решился с нею развестись, женился на княжне Глинской, и у него родился сын, царствовавший в последствии под именем Ивана Васильевича Грозного. Иван Васильевич был ещё младенцем, когда умер его отец, и воспитание будущего царя, так же как и управление царством, были предоставлены вдовствующей великой княгине. Елена Глинская не отличалась нравственностью на престоле. Члены Боярской Думы, советники и любимцы великого князя Василия Ивановича, не отличались также ни совестливостью, ни благородством души. Двор сделался обителью разврата и кровопролития, и бедное младенчество Ивана Васильевича окружено было гибельными уроками и ещё более гибельными примерами всех пороков. Так возрастал будущий правитель России: душа страстная, но развращённая с детства; ум необычайный, но, к несчастью, не освещённый знанием обязанностей человеческих. Так достиг он юношеского возраста и вступил в правление государством. Народ, утомлённый крамолами бояр и негодующий на унижение России в последние годы их правления, встретил с радостною надеждою своего молодого царя, одарённого красотою и величием, редкими способностями к делу государственному и удивительным красноречием, которого доказательства сохранились для потомства в его письмах; но надежды скоро обратились в уныние. Россия наполнилась слухом о жестоких казнях. Москва была облита кровью невинных жертв и приведена в ужас буйным развратом своего царя. Иван Васильевич начинал то страшное царствование, которое, в продолжение нескольких десятков лет устрашало современников и губило в бесплодных страданиях силы государства. Сильвестр

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Хроника: Научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях XX века” памяти Василия Васильевича Болотова января 1854 — †18 апреля 1900) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 5 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 18–20 апреля в Санкт-Петербурге прошла научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях ХХ века”, посвященная 100-летию со дня кончины доктора церковной истории, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, член-коррес­пон­дента Императорской Академии наук, одного из крупнейших дореволюционных историков христианского Востока Василия Васильевича Болотова. Конференция состоялась благодаря совместным усилиям Санкт-Петербургской Духовной Академии, Государственного Эрмитажа, Церковно-научного центра “Православная энциклопедия” и Православного Палестинского общества. На заседаниях конференции было заслушано более 30 докладов, в числе слушателей присутствовали студенты духовных и светских учебных заведений Петербурга. Открытию конференции предшествовала панихида по В. В. Болото­ву в Академическом храме святого Иоанна Богослова. Затем было оглашено обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором приветствовались участники конференции, “со­еди­нившиеся под сводом старейшей Духовной школы, дабы почтить память выдающегося ученого, прославившего Россию своими церковно-историческими трудами”. Отмечена была важность объединения усилий церковных и светских ученых в настоящее время: “Почти лишенная возможности научного творчества, Церковь бережно хранила память о нем Но за тот же 100-летний период светская историческая наука возросла и окрепла во многом благодаря тому краеугольному камню истории Древней Церкви, который был положен В. В. Болотовым. Сегодня перед церковной и научной общественностью открывается уникальная возможность обогатить друг друга на путях сотрудничества в церковно-исторических исследованиях”. В тот же день была отслужена лития по В. В. Болотову у его могилы на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, и был обновлен его надгробный памятник.

http://pravmir.ru/hronika-2/

Василий Васильевич Болотов – человек и ученый 1. Жизнь и личность В.В. Болотова 1 В истории церковно-исторической (и, вообще, гуманитарной) науки можно найти не так уж много примеров, когда величие совершаемого дела находилось бы в полном созвучии со смирением его автора. Одним из таких наиболее ярких примеров и является личность Василия Васильевича Болотова 2 . Родился он в ночь с 31 декабря 1853 г. на 1 января 1854 г. 3 Отец его – Василий Тимофеевич Болотов – был дьячком Осташковского Троицкого собора. Овдовев, он женился второй раз (от первого брака у него были сын и дочь) на дочери умершего священника села Кравотыни Марии Ивановне Вишняковой. Однако 16 ноября 1853 г. (за полтора месяца до рождения Василия Васильевича) он случайно (загоняя гусей) утонул в Селигере. Мария Ивановна, прожив с мужем всего несколько месяцев и внезапно овдовев, вынуждена была вернуться в родное село Кравотынь. Здесь и родился будущий великий историк. Молодую вдову ожидали не просто бедность, достаточно обычная для сельского приходского духовенства тогдашней России, но практически нищета. Не имея никаких средств к существованию, Мария Ивановна, положась на волю Божию, добывала их тем, что пекла просфоры для местного кравотынского храма и шила одежду для крестьян. От природы чрезвычайно одаренная, Мария Ивановна еще в детстве сама выучилась читать и писать и почти все свободное время посвящала чтению духовных книг. Обладая удивительной памятью, она, по словам одного ее знакомого (Н.Μ. Берзина), «все слышанное ею в разное время передавала всегда с буквальной точностью. Она не могла ничего забыть». Эту черту характера Марии Ивановны и ее природную одаренность унаследовал и Василий Васильевич. Еще он воспринял от матери и другую сущностную черту ее личности – искреннее, а поэтому неброское и несклонное к внешним ярким проявлениям благочестие. Каждый день матери и сына начинался усердными молитвами с земными поклонами, воскресное утро они проводили за Литургией, а по большим праздникам ходили в Нилову пустынь, отстоящую не столь далеко от Кравотыни. Другими словами, Православие было тем воздухом, которым дышал В.В. Болотов с младенческих лет. Примечательны и его детские игры: обычно со сверстниками он либо строил из песка монастырь, изображая настоятеля, либо возводил из кирпича маленькую церковь , для которой сам нарисовал икону Спасителя. Посвятив всю жизнь сыну (которого ласково называла «сынушкой» и «Васильюшкой»), Мария Ивановна заложила и основы его образования. К семи годам маленький Василий уже «прекрасно читал и, обладая от природы феноменальной памятью, с поразительной точностью передавал прочитанное» 4 . Начатое дома образование В.В. Болотов продолжил в сельской школе, прочитывая также все попадавшиеся в его руки книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010