Я знаю, что за этим звоном последует стой же кичливая и лживая победная песня засевшего в кремлевских твердынях врага. Но я знаю также, что доносящиеся ко мне звоны рождают те же колокола, которые ликующе пели Славу Всея Руси при встрече призванного ею в Первопрестольную Царя-Отрока. Те же. Тогда инокиня-мать спросила изолгавшихся, исподличавшихся в смуте и метаниях то в Тушинский, то в польский станы московских людей: – Чем поручитесь вы, что не повторятся недавние смуты? – Тем, – отвечали москвичи, – что все русские люди уже наказалися. «Эпоха смут была великим уроком для русской земли: в подобные эпохи народы воспитываются для дальнейшей гражданской жизни», – писал историк С. М. Соловьев. Часы на Спасской башне начинают свой бой. …Один, два, три, четыре удара. Это звонят полоненные, захваченные ныне врагом, но русские колокола. Знаю. …Пять, шесть, семь ударов. Их звон слушают порабощенные, подневольные, потерявшие имя свое, но русские люди. Знаю. …Восемь, девять… В грудях этих людей сокровенно бьются русские сердца, и в сердцах этих живет русская совесть. Знаю. …Десять ударов. Нетленны мощи и жива душа во Христе юродивого Василия Блаженного – совести русской , и бродит она ныне незримо по Русской земле. Знаю. …Одиннадцать. Дух нетленен и вечен. Времена подвластны вечности, плоть – духу. Русская совесть народная – Дух Василия Блаженного – откроет врата Третьего Рима. Бьет двенадцатый час… Рим, июнь 1953. «Знамя России», Нью-Йорк, 18 июня 1953 г., с. 8–10. Московская весна. Так было когда-то… Первыми возвещали наступающую весну медные буквы, влепленные в асфальт тротуара наверху Кузнецкого моста: «Ноты Гутхейль». Предательские буквы! Они обнажались от налипшего снега и, сколько бы ни сыпали на них дворники мокрого песка, незнающие этого рифа неминуемо скользили, наступив на них, и падали. У лицеистов даже выработался вид спорта: становиться в часы прогулки от 4 до 6ти около гутхейлевской витрины и поднимать падавших дам. Вслед за буквами, улавливали дыхание весны дворники той же улицы. Они ожесточенно набрасывались на побуревший снег и тщательно сметали его, к великой досаде всех 15 тысяч московских извозчиков. Досада вполне основательная: по всей Москве еще держится санный путь, в переулках поглуше сугробы навалены, а выехал на Кузнецкий, и скрежещи полозьями по голому камню!

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Концерт Башмета, битва блогеров, сбор книг детям – и еще 500 мероприятий фестиваля «Красная площадь» 30 мая, 2018. Новостная служба «Главная сцена» фестиваля традиционно разместиться у храма Василия Блаженного 30 мая. ПРАВМИР. В рамках книжного фестиваля «Красная площадь» в Москве пройдет более 500 мероприятий. Организаторы подготовили масштабную программу, в которую включены презентации книг, концерты, выставки и лекции. Участие в мероприятие примут издательства из 50 регионов России. На фестивале будет представлено свыше 100 тысяч наименований книг. «На поле Красной площади выйдут как молодые, начинающие авторы, так и писатели «премьер-лиги». Победители литературных премий, звезды, чьи романы переведены на десятки языков, почтут за честь представить свои новые произведения на нашем книжном празднике», – отмечают организаторы фестиваля. «Главная сцена» фестиваля традиционно будет расположена у храма Василия Блаженного. На ней будут выступать лучшие театры страны и музыкальные коллективы, среди которых «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и Государственный Театр Наций. Так же пройдет конкурс юных чтецов и поэтический спектакль по произведениям современных поэтов. Помимо этого запланирован открытый урок по тексту «Тотального диктанта» 2018, который проведет автор этого года писательница Гузель Яхина. На детской площадке фестиваля будут представлены книги около 100 издательств, пройдут творческие встречи и битва блогеров. Все дни фестиваля на этой площадке будет организован сбор книг для читателей Яренской центральной библиотеки села Яренск Ленского района Архангельской области в рамках проекта РГДБ «Подари ребенку книгу». В рамках фестиваля будет работать отдельная площадка художественной литературы, нон-фикшена, региональных издательств и площадка, посвященная издательской и образовательной деятельности музеев. Фестиваль будет проходить с 31 мая по 3 июня. Он завершится 6 мая на Пушкинской площади. С программой фестиваля можно ознакомиться на его официальном сайте . Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/kontsert-bashmeta-bitv...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Почтовая служба США ввела запрет на «изображения религиозного содержания» на открытках 28.12.2018 Почтовая служба США ввела запрет на любые религиозные изображения на открытках, и теперь судится с очередной жертвой запрета – семьей снявшейся для рождественской открытки на фоне собора Василия Блаженного, сообщает christianheadlines. Юристы правозащитной организации First Liberty Institute подготовили судебный иск против почтовой службы США, требуя незамедлительного пересмотра ее драконовских правил, запрещающих пересылку изображений любых религиозных объектов, символов и атрибутов. Поводом для иска стал отказ службы доставки от рассылки уже готовых заказных рождественских открыток с изображением семьи на фоне собора Василия Блаженного в Москве. Юристы выступают от имени Тавии Хант (Tavia Hunt). Госпожа Хант направила партию рождественских открыток в популярную службу рассылок Zazzle.com, на которых запечатлена она сама с мужем и детьми на фоне всемирно знаменитого собора. Заказ на партию открыток был подготовлен другой известной дизайнерской компанией Stamps.com, давно работающей в сотрудничестве с почтой США. Однако сотрудники службы рассылок Zazzle.com отклонили заказ на рассылку уже готовых открыток на том основании, что изображение нарушает новый пункт правил почтовой службы США, запрещающий пересылку «любых изображений религиозного содержания» на штучных заказных открытках – эта норма была введена в 2017 году. «Возникла абсурдная ситуация – получается, что гражданину приходится судиться, чтобы послать рождественскую открытку, – с возмущением говорит Хирам Сассер (Hiram Sasser), главный юрисконсульт First Liberty Institute. – Правила почтовой службы стали настолько путанными, и применяются настолько произвольно и несправедливо, что даже постоянные оптовые клиенты этой службы не всегда знают, что запрещено, а что разрешено. Фактически почтовая служба поручила компаниям Zazzle и Stamps.com заниматься откровенной дискриминацией граждан».

http://drevo-info.ru/news/24472.html

Пришла однажды сестра к блаженной Сарре и принесла с собою снеди и вино. Сотворив метание, подала это блаженной. Та все взяла, кроме вина, присовокупив: «Возьми от меня смерть». Потом, посмотрев на принесшую, сказала: «Как ты, юная, дерзаешь касаться вина или даже обонять запах его?» Монахиня ответила: «Госпожа моя, если не пью вина, тяготится мое чрево». Говорит ей святая: «А если не отяготится чрево, если не поболишь им, если не утончится тело твое и не станет как древо сухое, то как вселится в душу твою благодать Духа? Побойся Бога. Вот уже 59 лет я в келье сей, и благодатию Христовою никогда не вкушала вина...» (103, 55). Однажды бес сказал одному египетскому пустынножителю: «Соверши один из грехов – убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя». Пустынник подумал: «Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно». Взяв рукоделие, пошел в город, продал все и напился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды (107, 78–79). Источники 1. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1902. 2. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1902. 3. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1903. 4. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1903. 5. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1900. 6. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Храм каменный, купола фарфоровые Необычный храм скоро появится на территории патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино — его купола вместо привычного и традиционного сусального золота будут покрыты фарфором. О специальной технологии, аналогов которой сегодня нет в мире, рассказал один из авторов проекта храма с фарфоровыми куполами Юрий Васильевич Волкотруб. 17 мая, 2011 Необычный храм скоро появится на территории патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино — его купола вместо привычного и традиционного сусального золота будут покрыты фарфором. О специальной технологии, аналогов которой сегодня нет в мире, рассказал один из авторов проекта храма с фарфоровыми куполами Юрий Васильевич Волкотруб. Необычный храм скоро появится на территории патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино. Уникальность церкви в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского, строительство которой уже подходит к концу, в том, что ее купола вместо привычного и традиционного сусального золота будут покрыты фарфором. О специальной технологии, аналогов которой сегодня нет в мире, рассказал художник-керамист, руководитель санкт-петербургской керамической мастерской «Гильдия мастеров», один из авторов проекта храма с фарфоровыми куполами Юрий Васильевич Волкотруб. — Как появилась идея покрыть купол фарфором и почему? — У любой идеи — всегда долгая предыстория. Наша идея идет от двух гениальных архитекторов прошлого – Бармы и Постника, которые в 16 веке воздвигли на Красной площади Храм Василия Блаженного . В том храме очень необычные купола разнообразной формы, выполненные в праздничной цветовой гамме. Мысль сделать праздничные, цветные, сложной формы купола и легла в основу нашего храма. Нам захотелось воплотить их идею, но в другом материале. Ведь купола на храме Василия Блаженного — металлические, покрашенные эмалевой краской. Они требуют постоянного ухода, поскольку краску надо обновлять. А фарфор — это материал вечный. И те глазури, которые покрывают фарфор, не только не выцветают, но на солнце приобретают яркий вид. Ведь светоотражающая поверхность фарфора значительно выше, чем крашеного металла.

http://pravmir.ru/xram-kamennyj-kupola-f...

О. Василий пробовал было возражать: «что ж, что черен? за то не пьяница, человек хороший». – «Не пьяница, так пьявица», отвечала она: «впрочем, мне-то все равно, как хочешь, твоя дочь; – я почему знаю?» Как ни хотелось о. Василию выдать дочь за этого «подходящего» человека, тем более что тот поступал и на хорошее место, но все же побоялся сделать это, и свадьба не состоялась. Казалось бы, странно священнику слушать каких-нибудь бредней юродивой полудурьи-крестьянки, как тогда многие и говорили; но бредни эти не замедлили оправдаться. Подруга дочери о. Василия, сделавшаяся вместо нее женой молодого священника, неоднократно говаривала ей: «какая ты счастливая, что Господь отнес тебя от этого брака». Все семейство о. Василия имело большую веру и расположение к Родимой; если сама она долго не приходила к ним, они посылали за ней лошадь и просили посетить. Родимая, однако, как уже и сказано, не переставала юродствовать, пребывая верною своему подвигу до конца своей жизни. Этим отчасти она прикрывала свою прозорливость и, делая кому-либо предостережение или обличения, делала это иносказательно и незаметно, даже так, что ее, бывало, и побьют, и выгонят. Так однажды, пребывая у этого о. Василия в селе Любце и пользуясь тем, что все, будучи заняты своими делами, не обращали на нее внимания, она стала вдруг все выносить из комнат и складывать под березу в их огороде. В это время о. Василий, отлучавшийся куда-то, входил на крыльцо и, увидев Родимую, выносящую вещи из дома, сказал ей: «что ты это делаешь? куда и зачем уносишь из дома?» – «А туда, куда и сам понесешь», отвечала она. Он, разумеется, остановил ее работу и младшей дочери своей, которая сидела, углубившись в шитье себе платья, и не замечала, как Родимая стала из других комнат выносить вещи и мебель, велел обратно принести их. Пока дочь исполняла это приказание, оставив свое шитье на месте, где сидела, Родимая вдруг схватила его и, не говоря ни слова, бросила все в топившуюся печь. Оскорбленные таким поступком, и дочь и отец стали бранить Родимую и грозили выгнать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Вокруг Натальи Березовой собрались интересные  творческие люди: молодые рисовальщики-аниматоры, работавшие над кадрами, и композитор Сима Пронькина, сочинившая для фильма изящно ограненную музыку в стиле фолк. Рисованный мультик  показывает нам совсем другую реальность: старинную Москву с трескучим морозцем,  густо залепленную снегом, сквозь который, как через пелену времени, проступает  и оживает прошлое. И это прошлое – не былинное и эпическое, а простое и настоящее, в котором сквозь повседневность просвечивает вечное. Создатели фильма прекрасно уловили и передали красоту редкостного дара и духовного подвига – юродства, в котором бесхитростность граничит с мудростью, а простота со святостью, и все пронизано добрым юмором и озарено детской улыбкой. И как не улыбнуться, наблюдая, как Василий Блаженный ходит по закоченелой столице в одной рубашонке, “рот до ушей” —  легко и непринужденно, без назидания, пресекает грех и неправду, радуется людям, собирает милостыньку и бросает монетки через правое плечо, а они, словно дрессированные, сами себя откладывают на благое дело? Не обходится и без ангелов, сторожащих «святую» неприкосновенную копеечку, и без детишек, ни на шаг не отстающих от святого. Такое вот сказочное юродство. И даже уход  в мир иной святого Василия не окрашен печалью – он прост и естественен, как сама его жизнь. Его уход и в действии остается незаметным. Наверное, поэтому его забавная фигурка  и после его успения продолжает являться москвичам среди главок Покровского собора, вскоре   возведенного царем на собранные святым «дрессированные» денежки. Кадр из мультфильма “Про Василия Блаженного” И – еще немного о художественной составляющей. Начало всех мультфильмов серии «Гора самоцветов» – пластилиновый короткометражный историко-просветительский ролик с прославлением родной столицы – отличается по настроению и колориту от житийной истории Василия Блаженного. Но эта история стоит этаким старинным отдельным особнячком. С первых кадров ее акварельный прозрачный воздух и свет погружает зрителя в атмосферу размеренной повседневности, если не озаренной, то подсвеченной чудом, в которой и начинается неспешный рассказ. Лаконизм линий и простота форм придают фильму особую житийную глубину, а красота каждого кадра – лучший  наглядный урок эстетического воспитания для маленького зрителя.

http://azbyka.ru/deti/vasilij-blazhennyj...

Великим постом 1993 года батюшка зашел в трапезную с большим пакетом и спросил меня: — У тебя есть теплое белье? — Нет. — Как ты живешь?! — сказал шутливо. — На, возьми. Потом заметил мой взгляд на банку меда: — Ну, возьми и мед, чтобы душу твою укрепил. Я непроизвольно заглянул в пакет, и тогда он отдал мне все, что там было. После кончины отца Василия у меня сохранялся тропарь св. Василию Блаженному, написанный его рукой. На память преподобного Амвросия, в 1993 году, в Оптину приехали вместе несколько женщин. Они спрашивали об отце Василии, хотели на память взять какие-нибудь его вещи. Их почему-то направили ко мне. Я сначала им сказал, что мне нечего дать. Решил повременить: мол, если будут еще спрашивать, тогда я подумаю… Когда они собрались уезжать, опять вернулись к этой теме, стали настойчиво просить. И я им решил дать какой–нибудь листочек из конверта, в котором лежали «автографы» отца Василия — что-либо написанное его рукой. Когда я стал доставать из конверта листочек для них, мне попался этот самый тропарь св. Василию Блаженному. Тропарь, глас 8: Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверная, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением… Хотел тропарь прочитать полностью, помолиться, но спешил, сказали, что меня еще кто-то ждет, и прочел лишь первые две строчки, просто мысленно обратился к святому. Вышел, отдал женщинам то, что выбрал для них, попрощался и пошел на улицу смотреть, кто же меня там ждет. Оказалось, что это иеромонах И. из Иваново. Он довольно часто приезжает в Оптину. Надо было его куда-то устроить. Он мне стал жаловаться, что человек, на которого он рассчитывал, с ним холодно обошелся, и поэтому он просит меня помочь. Помню, я тогда помог ему устроиться . А на следующий день он мне сказал, что привез часть мощей св. Василия Блаженного одному из братий, но переменил свое решение и хочет отдать эту часть мощей мне. Я был потрясен: одно призывание имени святого — ведь даже не прочитал тропарь целиком, только первые две строчки — получил такой подарок!

http://pravmir.ru/ob-otce-vasilii-roslya...

Вскоре вспыхнули Кремль, Китай город и Большой Посад; вся средняя часть Москвы сделалась жертвою огня: царские палаты, соборы, церкви приходские и монастырские со всею казною и сокровищами – все сгорело. О спасении их нечего было и думать, когда от огня железо рдело, как в горниле и расплавленная медь текла по земле, как вода. Одних взрослых (не считая младенцев) сгорело тогда 1700 человек. Вот какое страшное бедствие оплакивал блаженный! – Знал блаженный и тайные мысли других и при случае обличал их, если оне того были достойны. Однажды Грозный, стоя в храме, вместо молитвы думал, как бы красивее выстроить дворец, заложенный на Воробьевых горах близ Москвы. В храме стоял и блаженный, но царь его не заметил во время службы. После литургии блаженный пошел за царем вслед. Царь, как только заметил его, спросил, где ты был? Св. Василий ответил: «там, где и ты». «Как же я тебя не видал?», сказал царь. На это блаженный отвечал: «а я тебя видел и узнал, что истинно – ты был не в храме, а ходил на Воробьевых горах и думал о постройке начатого дома». Царь принужден был сознаться в справедливости слов блаженного.Блаженный своим духовным видением созерцал события, совершавшияся вдали от Москвы, и там, когда было нужно, оказывал свою помощь. Так, однажды он был на именинной трапезе у Грозного. По приказанию царя подана была заздравная чаша и блаженному, но блаженный вместо того, чтобы выпить ее с добрым пожеланием царю, вылил ее за окно. Чашу наполнили и подали ему опять, и опять он ее вылил. То же сделал и третий раз. Царь разгневался, но блаженный сказал ему: «не гневайся, царь, знай, что этим я угасил огонь, которым объят был весь Новгород». Затем блаженный быстро вышел из дворца. Слуги царские было хотели догнать его, но без успеха возвратились и доложили, что блаженный, добежав до реки Москвы, прошел по ней, как по сухой земле, и стал невидим. Царь сначала не поверил словам блаженного о пожаре в Новгороде, но, заметив день и час, когда были сказаны эти слова, для проверки их послал гонцов в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д.Белюкин: - Но там будут и крупные вещи. Этот парад победы не может вместиться туда, но будет много других картин. Триптих «Иерусалим». Я стал любить триптих,  ведь необъятная панорама пейзажа не может быть написана, как пишут панораму грековцы - эта полуизогнутый холст. Для диорамы, то есть части панорамы, нужно действие, пейзаж невозможно так написать, это будет скучно. А триптихом можно выделить три главные части. Если уж мы заговорили про триптих Иерусалима, то средняя часть - старый город, левая - храм Петушиного крика, и те арабские кварталы, земля горшечника, купленная за тридцать сребреников. Там все немного застроено, но узнается  старый город. Правая часть -это храм Марии Магдалины. Виден уже Гефсиманский сад и начало Елеонской горы. Если это охватывать одной картиной, скука была бы страшная. А здесь я разбил на три времени суток: ранний рассвет - встало солнышко - поднялось побольше. Этот эффект я использовал в работе «Падение Третьего Рейха», когда я решил сделать триптих. Пытаясь вместить в картину и ГУМ, и Василия Блаженного, и бросающих знамёна солдат, я погрешил против перспективы, которую художники-романисты могут менять как угодно. Вспомним Брюллова. Но если это уже реализм, основанный на традициях Сурикова и Репина, с убедительным классическим подходом, то уязвимость приближенного храма налицо. Поэтому мне пришлось в прямом смысле отрезать 120 сантиметров холста ножницами с правой части на своей картине, натянуть новый холст и сделать правую часть отдельно. К этому придумать левую часть. Это блестяще закомпоновалось. У меня получился охват картины на 360 " от Исторического музея через центральные фигуры - до Василия Блаженного, где тоже бросают знамена. И не все знают, что есть «Фонтан победителей». Кто-то приписывает авторство Сталину, ему можно все приписать в Сталинскую эпоху. На Лобном месте был сделан фонтан, его венчала скульптурка, чуть напоминающая мухинских «Рабочего и колхозницу», только со звездой. Он был украшен мрамором и цветами, но он стоял только в эпоху парада, потом его демонтировали.

http://radonezh.ru/2021/04/09/kartina-ko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010