В Священном Писании нигде нет запрета испрашивать молитв и прощения в проступках у всей небесной Церкви. Священное же Предание, бережно хранимое Православной Церковью, постоянно внушает нам необходимость таких молитв и такого примирения со святыми. В молитве св. Иоанна Дамаскина , в чине молитв на сон грядущим: «Владыко, Человеколюбче! Неужели мне одр сей гроб будет…», говорится: «злое же творя не престаю Тебе, Господа Бога моего, всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся небесныя силы, и святого Ангела хранителя моего» . И даже в тех случаях, когда Церковь обращается непосредственно к Господу, лишь как бы вспоминая при этом святых, она в действительности ощущает себя мысленно предстоящей всему торжествующему собору Церкви небесной, примиряющей своих членов с членами Церкви небесной, просящей для верующих чад своих прощения и молитв у святых угодников Божиих, ею воспоминаемых. В литургии св. апостола Иакова говорится: «Особенно же творим память о святой и славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас…» Молитвенное поминовение святых, выражающее живую связь с Церковью торжествующей, предстояние пред нею, смиренную, иногда даже как бы молчаливую мольбу о прощении и молитвенном ее ходатайстве, при твердой уверенности в готовности Церкви небесной возносить пред Господом эти испрашиваемые у нее ходатайственные молитвы, – такое молитвенное поминовение составляет существенную часть весьма многих известных древних литургий (в том числе и литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста ). Подобного рода поминовение святых имеет место и при произнесении «отпустов», в которых Православная Церковь призывает Христа, «истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых» спасти и помиловать ее чад. Такой же смысл имела, по-видимому, и ветхозаветная молитва Псалмопевца: «ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего» (Соломона? – см. Пс. 131, 10 ), равно как и молитва самого Давида: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, сие расположение мыслей сердца народа Твоего» ( 1Пар. 29, 18 ). В таком же смысле возносила Церковь ветхозаветная, а ныне возносит и Церковь Христова, молитву святых отроков: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего» ( Дан. 3, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Евангельскую “радость приносят не слова и буквы, а Весть, воспринимаемая на опыте” 4 . Как видим это в Прощальной беседе Господа с учениками: “Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то” (Ин 13:13). Подобно тому и свидетельство апостола Павла о себе: “Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими” (2 Кор 12:2–5). В дальнейшем наиболее ярко экзистенциальное мышление проявляется у священномученика Иринея Лионского (его богословие называли “богословием событий” 5 ): “Итак, ни Господь, ни Святый Дух, ни Апостолы никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог, если бы он действительно не был Бог” 6 , у святителя Василия Великого 7 , у блаженного Августина: “Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? И откуда придешь Ты ко мне?” 8 , у гимнотворцев: святителя Григория Богослова 9 , преподобных Ефрема Сирина 10 , Симеона Нового Богослова 11 , а также у преподобного Максима Исповедника 12 и, в особенности, у святителя Григория Паламы 13 . В наше время понятие богословского экзистенциализма встречается, например, в трудах отца Георгия Флоровского 14 , у отца Иоанна Мейендорфа при противопоставлении экзистенциализма как богословской позиции святителя Григория Паламы номиналистическому эссенциализму Варлаама Калабрийца 15 . Соглашаясь с Варлаамом в вопросе о непознаваемости существа Божия, Палама утверждает бытийное откровение непознаваемого Бога в Его свободных действованиях, тем самым восходя к библейским и святоотеческим свидетельствам 16 . Идея экзистенциализма (от лат. existentia — существование, бытие) появилась на философском поле впервые в трудах Кьеркегора: “Есть вещь, не поддающаяся мышлению, и это — существование”, — пишет Кьеркегор. “Любовь означает открытую экзистенцию или то, что составляет целое жизни, саму жизнь как синтез бесконечного и конечного Но что такое экзистенция? То самое дитя, плод бесконечного и конечного, вечного и временного, и потому постоянно к чему-то устремленный” 17 .

http://pravmir.ru/bogoslovskiy-ekzistent...

И действительно, все вообще пастырское служение Господа запечатлено характером необычайного смирения, или, как говорит апостол Павел, уничижения ( Флп.2:7 ), начиная с «плототворения» (по выражению св. Макария Великого ) и кончая крестной позорной смертью 236 . Это уничижение, «истощание» избрано Богом Словом как наилучший способ пастырского служения, как единственно возможный путь спасения человечества. Такой характер Спасителя отмечается и прямо самим Евангелием, приложением к Нему пророчества Исаии (см.: Ис.42:1–4 ): Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы ( Мф.12:18–21 ). Вслед за Своим учителем и апостолы как сами показывали пример, так и другим пастырям заповедали пасти Божие стадо, не господствуя над наследием Божием ( 1Петр.1:2–3 ). В правилах св. Василия Великого это качество смирения вменяется настоятелю как «первое». «Каковы должны быть настоятели братства и как надобно им управлять живущими с ними вместе?» – «Сие нужно исследовать не слегка», «ибо, каков настоятель, таковы по большей части бывают обыкновенно и подчиненные». «Итак, надобно, чтобы настоятель, помня заповедь апостола, который говорит: Образ буди верным ( 1Тим.4:12 ), представлял в жизни своей ясный пример всякой заповеди Господней. И во-первых (что есть самое главное), ему надобно по Любви Христовой так преуспеть в смиренномудрии, чтобы когда и молчит, пример его служил уроком, поучающим сильнее всякого слова. Ибо если цель христианства – подражание Христу в меру вочеловечения (Его), сколько сие сообразно с знанием каждого, то, кому вверено путеводство многих, те обязаны посредством своим людей еще немощных побуждать идти вперед в уподобление Христу, по слову блаженного Павла: Подражатели Мне бывайте, якоже и аз Христу ( 1Кор.11:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И нам не дано узнать - чем закончится терапия (θεραπεαν) листьями. Но точно -- только не мук ами вечн ыми . Александр 01 февраля 2017г. 15:51 Послание к Галатам святого апостола Павла Глава 5. 14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. 19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 1Кор. 3 :17 . Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог. Симфония по творениям святителя Василия Великого: /Если один бит будет много, а другой мало ( Лк. 12 :47-48 ), то почему же иные говорят, что нет конца мучению?......./ 1Ин. 4 :8 . Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 1Ин. 4 :9 . Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. Все в любви и заключается Виталий, но лишь во взаимной !!! И в заключении уважаемый Виталий напомню Вам, что толкование ποκλυψις Иоанна Богослова всего лишь одно всем известное, это Святителя Андря, архиепископа Кесарии Каппадокийской, все последующие лишь повторение.Так как данное созерцание апостолом Любви, да еще чего вдумайтесь, ЕГО ПРЕСТОЛА, о чень сложное во всем его многообразии. А также Святитель Марк писал:/ « Ни праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали через дела, ни грешные после смерти не были отведены в вечное наказание, в котором будут вечно мучиться; но и то и другое необходимо должно быть после последнего того Дня Суда и воскресения всех»/ Виталий Мигузов, Воронеж 01 февраля 2017г. 19:51 ///Если один бит будет много, а другой мало (Лк. 12:47-48), то почему же иные говорят, что нет конца мучению? .......///- конечно же будет конец. Хоть мало, хоть много - ведь не сказано, что бесконечно биты будут.

http://bogoslov.ru/article/4900148

– И сказал ему предстоящий: „Господи, ты повелеваешь храм воздвигнуть во имя свое и Матери своей в Московском государстве, а ныне ведь Московское государство врагами наполнено”. – Он же ответил ему: „Покуда собирается собор вселенский, я для них Московское государство очищу Духом своим Святым; а если храм во имя мое воздвигнут и Матери моей, то снизойдет на них милость Божия, и отведу я от них свой праведный гнев, и возведу их в Царствие Небесное”. – И спросил его предстоящий: „Господи, где повелеваешь и в каком месте храм во имя твое воздвигнуть?” – Он же ответил ему: „На Пожаре поставьте около Василия Блаженного. Да пусть еще принесут икону – образ Пречистой Богородицы Матери моей Владимирской в Московское государство и поставят на престоле в освященном храме, да свечу бы поставили незажженную, а воску бы взяли из соборной церкви, да бумагу положили бы неисписанную в той же церкви”. – И спросил его предстоящий: „Господи, если поставят свечу незажженную и положат бумагу неисписанную, то кому ты царем повелишь быть и властвовать в Московском государстве?” – Он же отвечал ему: „Как завершится вселенский собор, и как храм освятят, и как отпостятся три дня и три ночи, а на четвертый день придут к образу моему и Матери моей Богородицы, тогда свеча будет зажжена от огня небесного, и колокола зазвонят сами по себе, а на бумаге будет имя написано, кому владеть Московским государством, а быть царю по сердцу моему. Да еще если в этом городе, в Нижнем, начнут молиться три дня и три ночи и придут в соборную церковь , благо будет городу этому, если помолятся». – И спросил его предстоящий: „Господи, если не послушают слова твоего и не поверят явлению этому, что тогда будет им?” – Он же ответил: „Если не послушают и не будут верить явлению этому, то я Духом своим Святым потоплю Московское государство, и весь мир не пощажу: ни стара, ни млада за неверие их, и все Российское государство”. Предстоящий же прослезился и наклонился ко мне, грешному, и говорил мне: „Послушай слова эти, и поведай всему миру, и не бойся!” же сказал с гневом великим: „Если помолятся Матерь моя Пречистая Богородица и все святые отцы и умолят меня, то я, молитв их ради, пощажу половину Российского государства, а другую половину не пощажу: ни стара, ни млада за неверие их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо блаженны, говорит, чистые сердцем, потому что они Бога узрят ( Мф. 5:8 ), – не самую то есть природу Бога, какова она есть, так как Бога никто никогда так не видел, ибо человек не может, говорит, увидеть лице Мое и остаться в живых ( Исх. 33:20 ), но естественную (φυσικν) славу Его и Божество, наслаждение ангельских Чинов и Сил, будущее Царство Божие, начало которого, говоря словами великого Василия, удостоились увидеть восшедшие со Христом на Фавор, а также все те, которые, как и они, сподобились такого Боговидения, как только что было сказано. §34 Что же было после этого с великим? Он всю ту ночь стоял, неизъяснимо наслаждаясь необыкновенной красотой того блаженного Божества и изливающимся от Него неизреченным сиянием. Когда же прошла ночь и чудесное Боговидение прекратилось, а он после вышеестественного исступления пришел в себя и возвратился в естественное состояние, то, подобно тому как испытавшие (то же самое) древле, после прекращения Богоявления на Фаворе, услышали от бывшего вместе с ними Господа повеление никому не рассказывать о видении, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых, так и он не только положил надолго молчание на уста свои, но даже не захотел быть видим кем-нибудь после того страшного видения, так что никто не видел, чтобы он после этого покинул свое жилище (του δοματου), совершенно изменившись, постоянно находился в исступлении, непрестанно представляя в уме явившуюся ему тогда красоту лица Господня и все время проливая ручьи неизъяснимо радостных слез. Однако нельзя было укрыться такому светочу добродетели или остаться совершенно незамеченным дивному благоуханию великих духовных дарований, потому что невозможно ведь, чтобы (человек), несущий ароматы (в недрах), остался незамеченным, хотя бы и хотел этого, так как благоухание естественно будет исходить оттуда и не может быть удержано, но разносится воздухом и весьма остро вследствие этого действует на чувства встречающихся. Поэтому к нему со всех сторон стали стекаться толпы монахов, подвизавшихся около Иордана, а также вся Палестина и от Сирийского языка исповедующие православную христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Литургия вечна. Агнец заклан в недрах Святой Троицы. Он предназначен к закланию еще " прежде создания мира " (1Пет. 1:20 хотя и явился во времени, " в последние времена " . Евхаристия любви предвечно совершается в Триединстве Божием, в вечном святилище Божественной любви, совершается во времени и нами и будет совершаться и во веки веков. Эта Жертва любви, " любви Отца, распинающей, любви Сына, распинаемой, любви Духа Святаго, торжествующего силою крестной " , не имеет границ во времени. Литургийное последнее явление Даров, символизирующее вознесение на небо, сопровождается возгласом: " Всегда, ныне и присно и во веки веков " . В литургии апостола Иакова (греческой) после установительных слов Господа и цитаты из 1Кор. 11:26 стоит такой анамнезис: " Воспоминая и мы... животворящие Его Страдания, спасительный Крест, смерть, Гроб, трехдневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную Бога и Отца седение и Второе и славное и страшное Его Пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его… " В литургии апостола Марка цитата из 1Кор. 11:26 дополняется словами " и Мое Воскресение и вознесение исповедуете (доколе Я приду) " . Молитва, нас интересующая, вероятно, потому же носит характер не воспоминаний, а исповедания: " Смерть Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, возвещая и трехдневное и блаженное Его из мертвых Воскресение исповедуя и вознесение на Небеса, седение одесную Бога и Отца и Второе, трепетное и страшное Его Пришествие ожидая... " 184 B Византийских литургиях текст послания к Коринфянам сохранился только у святого Василия, да и то уже с видоизменением: " Елижды бо аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедуете " . В литургии святого Иоанна Златоуста описание Вечери кончается словами " во оставление грехов " . Это " воспоминание " является только переходом к дальнейшей молитве призывания Святого Духа (επκλησις) и в некоторых литургиях даже трудно отделимо от него, будучи придаточным предложением " воспоминая " или " возвещая " или " исповедуя " к главному — " Твоя от Твоих Тебе приносим...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Насаждени в дому Господни, дворех Бога нашего процветут (Стих. на стих. Василия Блаженного). Только в Церкви Божией православной бывает нетление мощей, а вне Церкви - нет, т.е. ни у католиков, ни у лютеран, тем менее у евреев и магометан. Держитесь Церкви православной искренним сердцем! Спасение наше в Церкви, как в ковчеге Ноя, и нигде больше. Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Церковь - мы, тело Христово, и Он Христос, Спаситель тела; мы - члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Дух Святый - Кормчий словесного корабля, Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом ковчеге, можно спастись. Благочестивый Корнилий сотник был язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем домом. Знаменательно. Святая Церковь всех нас собирает и, так сказать, концентрирует около одной общей живоначальной и животворящей Главы, Господа нашего Иисуса Христа, нашего Искупителя и Спасителя; все мы одно таинственное духовное тело и взаимно члены друг другу. Святой Предтеча, апостолы и все святые - все близки друг к другу, если по вере и благочестиво живем. Святые молятся за нас, а мы их усердно призываем и так все спасаемся. Какое величественное, светлое, спасительное, вечное здание - святая Церковь! Счастливы мы, что мы родились и живем в ней и получаем от нее бесчисленные благодатные дары, по милости Господа нашего Иисуса Христа, по благоволению Бога Отца и благодати Духа Святого. Спасайтесь же все, когда столь удобно спасение. Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви - гражданин неба и отечества небесного, куда Предтечею вошел наш Искупитель Христос Бог, Матерь Божия и все святые, ветхозаветные и новозаветные. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2, 19). Какое Божественное ополчение окружает нас, членов Церкви православной, - собор святых, если только мы действительно члены, ибо мы - одно тело духовное, одно воинство Божественное. Какой нам помощи искать, как не небесной? К кому прибегать в напастях, болезнях, скорбях, как не к святым членам Церкви Божией, особенно к Самому Господу, Богоматери, Предтече и прочим святым?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Наутро, совершив Божественную службу, святитель призвал женщину и отдал ей запечатанную хартию в том виде, в каком получил ее, и при этом сказал ей: – Ты слышала, женщина, что «кто может прощать грехи, кроме одного Бога» ( Мк.2:7 )? Она же сказала: – Слышала, честный отче, и поэтому-то я обеспокоила тебя просьбою умолить Его благость. Сказав это, женщина развязала хартию свою и увидела, что грехи её были здесь изглажены; не изглажен был только тот тяжкий грех , который был записан ею после. При виде этого, женщина ужаснулась и, ударяя себя в грудь, упала к ногам святого, взывая: – Помилуй меня, раб Бога Вышнего, и как ты смилостивился над всеми беззакониями моими и умолил за них Бога, так умоли и о сем, чтобы оно было вполне очищено. Архиепископ же, прослезившись от жалости к ней, сказал: – Встань, женщина: я и сам человек грешный, и нуждаюсь в помиловании и прощении; Тот же, Кто очистил прочие твои грехи, может очистить и еще не изглаженный твой грех; если же ты на будущее время будешь беречь себя, от греха и начнешь ходить путем Господним, то будешь не только прощена, но и сподобишься небесного прославления. Вот что я тебе советую: ступай в пустыню, там найдешь ты мужа святого по имени Ефрем; отдай ему эту хартию и проси его, чтобы он испросил тебе помилование у Человеколюбца Бога. Женщина, по слову святого, пошла в пустыню и, пройдя большое расстояние, нашла келью блаженного Ефрема. Постучавшись в дверь, она сказала: – Помилуй меня грешную, преподобный отче! Святой Ефрем, узнав духом своим о цели, с какою она пришла к нему, отвечал ей: – Отойди от меня, женщина, ибо я – человек грешный и сам нуждаюсь в помощи других людей. Она бросила тогда пред ним хартию и сказала: – Меня послал к тебе архиепископ Василий, чтобы ты, помолившись Богу, очистил грех мой, который написан в этой хартии; остальные грехи очистил он, а ты об одном грехе не откажи помолиться, ибо я к тебе послана. Преподобный же Ефрем сказал: – Нет, чадо, тот, кто мог умолить Бога о многих твоих грехах, тем более может умолить об одном. Итак, ступай, ступай немедля, чтобы застать его в живых прежде, чем он отойдет ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но этот Царь не простой властитель: Он одерживает победы и владычествует ради истины и кротости и правды, и Престол Его вечен. Ты прекраснее сынов человеческих благодать излилась из уст Твоих, посему благословил Тебя Бог на веки (ст. 3). «Прекрасным пророк называет Господа, – по изъяснению святителя Василия Великого , – приникнув в Его Божество, потому что воспевает не красоту Его плоти», а о благодати, изливавшейся из уст Его, замечено в Евангелии: вси свидетельствоваху Ему и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его ( Лк. 4, 22 ), это – благодать, «которой Он учил, которою творил чудеса» (свт. Иоанн Златоуст ); «благословение же относится к человеческой Его природе», или, как выражается святитель Василий Великий , «сие говорит Спаситель, как о человеке». Препояшь Себя по бедру мечем Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, возсядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя научит Тебя дивным делам (ст. 4–5). «Описав красоту и премудрость, пророк показывает силу и оружие, которым Христос сокрушил противников и открывает, по выражению блаженного Феодорита , нечто всего более для нас удивительное, ибо самую красоту Его называет и оружием, и силою, – истина, кротость и правда суть красота Его, и сила, и оружие, и победа». «Другие цари – люди – все ведут войну или за города, или за деньги, или по вражде, или по тщеславию, а Он не по чему-нибудь подобному, но ради истины чтобы насадить ее на земле, ради кротости, чтобы сделать кроткими людей, которые свирепее диких зверей, и ради правды, чтобы страждущих под игом беззакония сделать праведными, сначала по благодати, а потом и за добрые дела их» (свт. Иоанн Златоуст ). «Существо это сильно само Собою: сила Его сама по себе достаточна как для того, чтобы видеть все нужное к исполнению, так и для того, чтобы привести все это к окончанию». Остры стрелы Твои, народы падут пред Тобою (ст. 6); «подлинно, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – быстрее стрелы слово Евангелия прошло по всей вселенной и коснулось сердца прежних врагов Царя, не для того, чтобы умертвить их, но чтобы привлечь их к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010