В храме Василия Блаженного отреставрированы три уникальные хоругви Москва, 18 мая 2012 г. В храме Василия Блаженного на обозрение публики выставили святыни, которые почти 100 лет хранились в музейных запасниках. Хоругви в человеческий рост, первый иконостас Покровского Собора и несколько старинных икон от долгого «заточения» серьезно пострадали. Как выяснил корреспондент НТВ Алексей Ивлиев, их восстановили в ходе 11-летней комплексной реставрации храма, к завершению которой и приурочили выставку. Двусторонние металлические хоругви — единственные чудом сохранившиеся экземпляры. В высоту они достигают человеческого роста и весят более 50 килограммов каждая. Эти гиганты были созданы к 350-летию закладки храма. Все другие подобных размеров хоругви были уничтожены в первые годы советской власти. Музейные работники, рискуя, решили их сохранить. Более 90 лет хранения в запасниках дали о себе знать. Металл покрылся патиной, лишь своевременная и очень дорогостоящая реставрация вернула былое великолепие самым большим хоругвям России. Посетители храма Василия Блаженного впервые смогут увидеть их во всем блеске. Подобных экспонатов, выставленных на обозрение впервые, несколько десятков. У посетителей храма через несколько месяцев появится уникальная возможность представить себе, как выглядел первый иконостас красивейшей церкви России. Это почти детективная история. Едва в 20-х годах на базе храма был создан музей, энтузиасты-сотрудники отправляются в экспедицию, чтобы проверить слухи о том, что церквушка деревни Свистуха обладает несметными духовными и художественными сокровищами — иконами из самого первого иконостаса храма. Шедевры разыскали, но, как и хоругви, но они на долгое время попали в запасники. Пока увидеть пять икон смогли только журналисты. Выставлены образа как раз у нового иконостаса, но сейчас полным ходом идет реставрация специального помещения для их хранения — ризницы. Посетителям придется подождать около полугода, пока доступ к святыням XVI века будет открыт. 18 мая 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53610.html

Отсутствие дополнительных сведений о Б. поставило под сомнение его историческое существование. По мнению Н. Ф. Калинина, в «Сказании» («по реклу Посника и Барму») речь идет о псковском мастере Поснике Яковлеве, называемом Посник Барма. Текстологические аргументы Калинина были отвергнуты Серебряковой, а затем А. Л. Баталовым (Доклад на Лазаревских чтениях. МГУ. 2000), показавшими, что выражение «по реклу» встречается лишь во фрагменте жития из сборника Румянцевского музея и не повторяется ни в списках Жития митр. Ионы кон. XVI в., ни в списках сер. XVII в.: «И потом дарова Бог дву мастеров руских Посника и Барму...» (Житие митрополита Ионы по рукописному сборнику 1596 г. из собрания Ф. Ф. Мазурина//РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 521. Л. 302об.). В то же время исследования деятельности псковской артели в Казани и Свияжске в 50-60-х гг. XVI в. исключили возможность идентификации псковича Посника Яковлева с московским Посником ( Вл. В. Седов. С. 198-199). В наст. время можно достаточно точно датировать появление известия о Б. временем создания 3-й редакции Жития митр. Ионы - не ранее 1560-1563 гг. (когда была создана 2-я редакция Жития митр. Ионы, вошедшая в Степенную книгу) и не позже 80-х гг. XVI в. (когда появились первые списки 3-й редакции). Откуда составитель жития заимствовал их имена, установить не удается. Характер сообщений о строительстве собора говорит о знакомстве составителя жития с «Летописцем начала царства» по Патриаршему списку. Но в последнем отсутствуют упоминания о мастерах. Сведения о существовании в 60-70-х гг. XVI в. т. н. частных летописцев делают проблему происхождения известия о мастерах еще более запутанной и малоразрешимой. Арх.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 521. Л. 302об. Ист.: Кузнецов И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора: Новые летописные данные//ЧОИДР. 1896. Кн. 1. С. 19-20; он же. Еще новые данные о построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора//Там же. Кн. 2. С. 23-27. Лит.: Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. Ч. 1. С. 157; Романов К. К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях//Изв. РАИМК. 1925. Т. 4. С. 240-244; Воронин Н. Н. К истории русского зодчества XVI в.//Сб. по делам аспирантов ГАИМК. Л., 1929; Снегирев В. Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М., 1953; Калинин Н. Ф. Посник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского собора//Сов. Арх. 1957. 3. С. 261-262; Седов В. В. Псковская архитектура XVI в. М., 1996; Баталов А. Л. О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении «лишнего» престола//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 51-63.

http://pravenc.ru/text/77556.html

Строительство гостиницы в Москве на Красной площади может нанести ущерб собору Василия Блаженного Москва, 3 августа 2006 г . Строительство гостиницы около собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве грозит этому памятнику XVI столетия " невосполнимым ущербом " , пишет лондонская газета " Индепендент " . " Компании, занятые строительством, купили торговое здание XIX века по адресу Красная площадь, 5, совсем рядом с храмом Василия Блаженного, - говорится в статье. - Они намерены превратить его в роскошный гостиничный комплекс с сотнями элитных апартаментов, резиденцией для аукционов типа " Сотбис " и гигантской подземной автостоянкой " , сообщает ИНТЕРФАКС . Проект перестройки стоимостью 230 млн. фунтов утвержден, хотя " ЮНЕСКО включило Красную площадь в свой список Всемирного наследия " , отмечает издание, которое уточняет, что гостиничный комплекс должен открыться в 2008 году. " Этот проект типичен для московского строительного бума, подогреваемого доходами от нефти, при котором прибыли и современный облик ставятся выше исторического наследия и охраны памятников, - констатирует автор. - Хотя застройщики и настаивают на том, что подчиняются закону и оставят фасад торговых рядов без изменений, они собираются провести серьезные строительные работы за фасадом и под стенами " . " Индепендент " приводит мнение главы комиссии по реставрации собора Андрея Баталова, который считает, что фундамент собора может быть поврежден, так как будут изменены стоки грунтовых вод под ним, в стенах могут образоваться трещины, а вибрация от тяжелой строительной техники будет опасна для всего строения, которое возвышается на искусственном холме почти пять столетий. Строительный бум в Москве - не единственная угроза собору, подчеркивает лондонская газета. Ссылаясь на А.Баталова, она отмечает, что зданию угрожают и устраиваемые на Красной площади рок-концерты. Из-за них " тщательно восстановленная фресковая живопись на стенах храма рискует потрескаться и отделиться от стен " , отмечается в статье. В свою очередь руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков в эфире радиостанции " Эхо Москвы " в среду вечером заявил, что его ведомство потребует проведения всех необходимых экспертиз по данному проекту. " Наша позиция такова: мы не допустим производства никаких работ, которые могут разрушить сам памятник или нанести ущерб другим " , - сказал он. По его словам, Росохранкультура согласовала концепцию на проведение реставрационных работ. Дальше должна начаться серьезная работа над проектом, который пройдет общественное обсуждение, получит заключение различных инстанций, в частности, Москомнаследия и других специалистов, после чего заключение будет представлено на научно-методический совет при министерстве культуры и массовых коммуникаций. 3 августа 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18203.html

В Коломенском создадут уменьшенную песочную копию собора Василия Блаженного 28 апреля, 2012. Новостная служба Монументальные скульптуры, демонстрирующие образы русских воинов в сценах крупнейших русских сражений выполнят мастера из России, Польши, Италии, Испании, Ирландии 28 апреля. ПРАВМИР. Песочная уменьшенная копия собора Василия Блаженного появится в московском музее-заповеднике «Коломенское» в ходе выставки песчаных скульптур под названием «Великая история России». Монументальные скульптуры, демонстрирующие образы русских воинов в сценах крупнейших русских сражений выполнят мастера из России, Польши, Италии, Испании, Ирландии, сообщает « Интерфакс-Религия» . Семиметровая скульптура из песка будет посвящена великим русским писателям и поэтам. Также посетители увидят образы русских ученых и известных путешественников, первооткрывателей новых русских земель. Будут создана уникальная уменьшенная копия собора Василия Блаженного, образы Андрея Рублева и других знаменитых людей, внесших свой вклад в историю России. В течение пяти дней посетители смогут наблюдать за работой известных скульпторов. 5 мая песочные шедевры предстанут для обозрения в завершенном виде. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-kolomenskom-sozdadut...

Вот, по учению Святого Писания, куда улетает душа наша, разлучившись с бренной оболочкой тела, – она отходит к престолу Судии, дабы выслушать Его нелицеприятный приговор. На этом пути душа подвергается испытанию на мытарствах, где злые духи задерживают и обличают все грехи, сделанные во время земной жизни. Ученику преподобного Василия Нового, жившему в X в., Григорию, были открыты в видении блаженной Феодорой обстоятельства смертного часа и странствования души по мытарствам. Когда блаженная Феодора, возлежа на смертном одре, готовилась испустить последний вздох, духовными очами увидела она множество нечистых духов, которые яростно смотрели на умирающую, как бы готовясь ее растерзать. При виде их затрепетала душа блаженной и замерла от страха. Но в то же время она увидела двух светлых ангелов, которые, сияя небесным светом, также приблизились к одру смерти и отогнали от нее бесов. Злые духи в ярости отступили и стали с нетерпением ожидать кончины Феодоры. И вот пришла смерть, и последний вздох вылетел из уст блаженной. Светоносные ангелы взяли душу Феодоры на руки и понесли, а бесы, скрежеща зубами, хотели вырвать ее и низвести на дно ада. Но сила добрых дел, содеянных блаженной на земле, и особенно силамолитв духовного отца Феодоры преподобного Василия Нового, победили ухищрения демонов и отогнали их прочь. Тогда ангелы понесли душу блаженной по загробной стезе к Престолу Всевышнего. «На этой стезе, – поведала блаженная Феодора, – вначале встретили нас злые духи первого мытарства, на котором истязаются грехи празднословия. Мы остановились, и перед нами вынесены были все слова, произнесенные мною непотребно и безрассудно. Я видела записанными там все свои буесловия, сквернословия, все мирские бесстыдные песни, бесчинные крики, смех и хохот. Всем этим злые духи обличали меня: я молчала, как безгласная, ибо лукавые правильно указывали мои грехи. Когда я молчала и от страха трепетала, святые ангелы положили несколько из моих добрых дел, а недостающее восполнили из молитв преподобного Василия, и этим выкупили меня».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Об этом свидетельствует сам св. Василий Великий в своих письмах. Св. Василий говорит, что он любил Диодора, как ученика блаженного Силуана, до встречи с ним, но, когда познакомился с ним лично, стал почитать его ещё больше. Он заметил в Диодоре благодать, которой наградил его Бог , и многое из того, что они говорили при встрече друг другу у Мелетия, послужило к пользе самого св. Василия 540 . Полные глубокого почтения и уважения, отношение св. Василия к Диодору не прекратились и тогда, когда они расстались, когда св. Василий ушёл от Мелетия в Кесарию. Встреча их в Армении повела к тесной взаимной дружбе. Об этом свидетельствует не только факт открывшейся затем переписки между ними, но и самый тон корреспонденции, в которой заметен усиливающийся аффект чувства и самой искренней интимности между новыми друзьями. История сохранила нам два письма св. отца к Диодору. В одном из них св. отец даёт откровенную рецензию на присланные ему Диодором для прочтения две книги, желая показать, что „не льстецу в руки прислал он труды свои, но сообщил произведения самому искреннему брату”... Одна книга святому отцу понравилась, потому что была кратка – и стиль её простой и меткий. Эту книгу, по письму, он удержал у себя и обещал скопировать её, как только сможет найти переписчика. Другую же св. Василий нашёл очень большой, прикрашенной пышными выражениями, разнообразными оборотами речи и разговорными красотами слога. Разнообразие содержания книги, „вставленные по местам обвинения противников и похвалы своим, хотя, по-видимому, пишет св. Василий, придают сочинению некоторые разговорные прикрасы, однако же, тем, что требуют времени и размышлениея прерывают течение мысли и ослабляют силу слова, когда должно разить ему противников” 541 . Другое письмо является для нас новым свидетельством, как высоко стоял в глазах св. Василия нравственный облик Диодора, а вместе с тем, как очевидно, неприятна для окружающих была возникшая дружба Василия с антиохийским деятелем. Чтобы скомпрометировать личность Диодора в глазах Василия, последнему было показано письмо с именем Диодора, в котором „с великой отважностью и жаром автора”, давалась санкция брака мужа с сестрой умершей жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

—463— Говоря о юродивых и лжеюродивых, автор не упоминает об участии юродивых в староверческом движении. Известен ли ему этот факт? 1908 Неподготовленность автора к научной работе, кроме перечисленных ошибок, доказывается и тем еще, что он не может порою разобраться даже и в несложных вопросах своей темы. По вопросу о том, «кто мог быть списателем жития блаженного Василия, о. Кузнецов ведет пространное рассуждение (стр. 229–238). Определенных сведений на этот счет не имеется: по словам о. Кузнецова, списатель себя не означил в своем труде, он только говорит, что составил Житие по повелению патриарха Иова и больше ничего»; «не пашли мы, как усердно не (чит. ни) разыскивали, заявляет автор, каких либо сведений об этом списателе и в других источниках». Поэтому автор вынужден делать «более или менее вероятные предположения путем различных соображений и выводов из данных приведенного (чит. произведенного) нами (о. Кузнецовым) выше подробного разбора составленного им Жития». Предположения его сводятся к следующему. Списатель жития не Москвич и не из местностей, соседних с Москвою: свое Московское или соседнее с Москвою происхождение он неизбежно должен чем-нибудь обнаружить, выдать какой-нибудь, хотя бы самой мелкой подробностью в своем труде, напр., дал бы более подробные сведения о месте погребения Василия Блаженного. Сохранились бы, далее, сведения об авторе помимо его желания, как сохранились указания на автора канона блаженному Василию. Утвердив свою гипотезу, что житие Василия произведение постороннего человека, автор замечает, что для составления такого жития «не требовалось даже приезжать в Москву: подобное житие можно было писать где угодно: и в Москве и в Киеве и на Афоне и в Хиландаре (sic! – как будто Хиландарь не на Афоне). Для о. Кузнецова бо- —464— лее вероятно, что автором жития был южный славянин, частнее «какой-н. серб, набивший... себе руку в агиографическом мастерстве». Косвенное подтверждение этого положения он усматривает в том, что ни один из известных ему агиобиографов к. XVI в. не мог быть списателем жития Василия Блаженного. Так думает о. Кузнецов. Между тем в житии есть довольно ясные указания на его составителя, совершенно разрушающие указанные домыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Блаженный Григорий, ученик св. Василия Нового, очень желал узнать, что произошло с душой блаженной Феодоры, которая также очень слушалась св. Василия. И попросил св. Василия, чтобы тот помолился Богу, и чтобы Бог показал, куда пошла душа Феодоры после смерти. И видит Григорий во сне видение, и разговаривает с блаженной Феодорой, как наяву: «Григорий, дитя мое, спрашиваешь меня о таких страшных вещах, что и воспоминание о них приводит меня в ужас. Я тогда видела лица, каких никогда не видела, и слышала слова какие раньше никогда не слышала. Что еще я могла бы тебе сказать? Кошмары и ужас, о которых я никогда и не помышляла, встретили меня из-за моих дурных дел; но благодаря молитве и помощи нашего общего отца Василия, для меня все было легко. Как описать тебе то телесное мучение, тот страх и замешательство, которое чувствует умирающий? Представь себе голого человека, брошенного в огонь; мучение, которое он чувствует, будет похоже на то, что чувствует человек, когда умирает. Так же, как в огне, человек сгорает и превращается в пепел, так и предсмертные муки, и горький миг разделения души от тела разрушает человека (человек больше не существует, только душа). Действительно, страшна смерть грешников, похожих на меня, ибо и я много грешила, а добрых дел моих было мало. Когда приблизился конец земной жизни, и пришел час разделения души от тела, видела я много арапов, которые стояли возле моего смертного одра. Лица их были черны, как смола, глаза их были, как раскаленный уголь, и весь их вид был страшен, как сама огненная геенна. Как только появились, они подняли невообразимый шум и крик. Одни скалились, как скот и звери, другие лаяли, как собаки, некоторые выли, как волки, а некоторые хрюкали, как свиньи. Когда я была доведена этими мучениями до полной потери сил, я увидела, что ко мне приближаются в виде прекрасных юношей два Ангела Божия, чью красоту невозможно описать. Лица их сияли несказанной светлостью, глаза их смотрели с любовью, волосы у них были белые, как снег, и отливали золотом; одежды их сияли, как молнии, а по груди они были опоясаны золотыми поясами в виде креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Утешая себя в настоящих скорбях плачем Иеремии 90 , он невольно переносился воображением в то счастливое время, которое проводил некогда в сообществе друга своего, в Понтийской пустыне. Когда же от сих сладостных воспоминаний о сожительстве с Василием переходил к действительным огорчениям, какие неизбежно испытывал, заботясь о доме престарелых родителей 91 : тогда представления о блаженном пустынно житии естественно возбуждали Григория к жалобам на самого себя за неисполнение прежних влечений своего сердца. Стихотворение его, под названием «об обстоятельствах своей жизни», принадлежащее к сему времени его жизни 92 , вполне открывает нам состояние души Григорьевой, глубоко проникнутой сокрушением. Возведение Василия на Кесарийский Архиепископский престол (370 г.), составляющее важнейшее обстоятельство в жизни Василия, и для Григория сопровождалось важными следствиями. С сего времени жизнь Григория почти до самой смерти Василия (379 г.), по крайней мере «в главных событиях своих, зависела от Василия, не только как друга Григорьева, но и как Архиепископа Кесарийского, вод властью которого Григорий находился по месту жительства своего – Назианзу. Ещё до вступления своего на престол Кесарийский Василий звал к себе Григория, желая воспользоваться советами его при избрании преемника Евсевию. Потом убеждал его к тому же своею болезнью, приближавшею его к смерти 93 . Но Григорий, вероятно зная уже от своего отца 94 , на кого должно пасть избрание, отказался идти к Василию. Он так много заботился о доброй славе своего друга, что и по возведении его на престол Архиепископский, вопреки ожиданиям всех, не решился тотчас придти к нему, хотя был призываем снова. Василий, с негодованием на медленность друга, упрекал его в небрежении к себе. Но Григорий представлял, что медленность его есть необходимая мера к предотвращению нелепых толково. как о нем самом, так и о самом Василии. Ибо знал, что многие были недовольны возведением Василия на престол Кесарийский, и опасался, чтобы прибытия его к Василию не обратили в вину последнему, будто бы он желает окружить себя своими приверженцами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подсветку храма Христа Спасителя и собора Василия Блаженного отключат на время «Часа Земли» 28 марта, 2014. Новостная служба Суть акции в том, что в одно и то же время на один час люди по всему миру добровольно отключают свет, а на зданиях, являющихся символами тех или иных стран, гаснет внешняя декоративная подсветка. 28 марта. ПРАВМИР. Внешнее освещение храма Христа Спасителя и собора Василия Блаженного будет отключено 29 марта с 20:30 до 21:30 в рамках международной экологической акции «Час Земли». В Москве погаснет внешняя подсветка свыше 300 зданий, — сообщает Интерфакс-Регилия . Среди участников акции — Кремль, ГУМ, Дом правительства РФ, Госдума, здание МГУ на Воробьевых горах и многие другие. «Час Земли»- ежегодная международная экологическая акция Всемирного фонда дикой природы, направленная на привлечение внимания жителей планеты к проблеме изменения климата. Суть акции в том, что в одно и то же время на один час люди по всему миру добровольно отключают свет, а на зданиях, являющихся символами тех или иных стран, гаснет внешняя декоративная подсветка. В прошлом году акцию поддержало 150 стран, около 7 тыс. городов и свыше 2 млрд. человек, в том числе 16 млн. россиян. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 февраля, 2024 19 июля, 2023 15 апреля, 2020 15 октября, 2018 14 июня, 2018 20 марта, 2018 12 февраля, 2018 7 января, 2018 26 декабря, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/podsvetku-xrama-xrista...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010