Собор Василия Блаженного/Фото: Софья Сандурская/АГН «Москва»      Господь дает удивительное обетование верующим в него людям: «Слушающий слово мое и верующий в пославшего меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5:24). Да, действительно, обетование замечательное, и стоит задуматься: как же его приобрести? Во время земной жизни Христа за ним ходили толпы людей, но многим из них хотелось от него решения сиюминутной потребности: исцеления от болезни, чуда, насытится в изобилии, разрешения трудной житейской ситуации. Люди с удовольствием слушали Господа, но менять свою жизнь по его учению собирались далеко не все. Поэтому, зная внутреннее состояние своих современников, Христос говорил: «Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих; и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы я исцелил их» (Мф. 13:13–15). Как же нам надо слушать слово Божие, чтобы получить обещанное Христом обетование? Надо не только слушать, но и соблюдать то, о чем говорится в Евангелии: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк. 11:28). Глагол «хранить» в данном случае означает не спрятать, чтобы никто не видел, а — реализовывать, соизмерять с ним свою жизнь, пользоваться полученным добром во благо, не растерять его среди повседневной суеты. Второе важное условие достижения жизни вечной, о котором говорит Христос, — вера в Бога: «Верующий в пославшего меня имеет жизнь вечную...» (Ин. 5:24). Но вера — понятие растяжимое. Например, можно верить, что в Африке живет жираф. Подобная вера (или ее отсутствие) никак не сказывается на жизни человека, и если он просто верит в то, что когда-то на земле был Иисус Христос и, может быть, он даже Сын Божий, но на этом ставит точку, то от такой веры пользы нет. Человек может считать себя верующим в Христа, заходить в храм, ставить свечки, но делать это не ради своего спасения, а ради иных целей: послушать пение хора, получить хорошую оценку, найти жениха. Но такую веру трудно назвать христианской. Бесы тоже веруют и трепещут (Иак. 2:19).

http://pravoslavie.ru/136225.html

Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 24. Блаженной Ксении Петербургской Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 25. Святителя Григория Богослова Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 151. Аллилуия, глас 2 Стих: Внимай, народ мой, закону моему, склоните ухо ваше к речам уст моих. Стих: Открою я в притчах уста мои, изреку загадки изначальные. Пс 77:1, 2 27. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 318а. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 30. Собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 334. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а Февраль 2. Сретение Господне Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 316. Аллилуия, глас 8 Стих: Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром. Стих: Свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29, 32 3. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Суммируем всё сказанное в таблице: парность две скрижали любовь к Богу любовь к ближним два Завета Ветхий Завет Новый Завет мужчина женщина животные мужской пол женский пол дружба философия утверждение отрицание антитезис содержание единичное индивидуальное социальное конкретное абстрактное теория практика логика интуиция рационализм мистика материализм идеализм индукция дедукция анализ синтез симметрия симметрия в анатомии парность в физике материя правое вращение левое вращение энтропия информация положительный заряд отрицательный заряд Принцип Паули – Усугубление Два – это число усугубления, употребляется для окончательного утверждения, особой значимости и важности, особой силы, необходимости, тяжести. Примеры из Священного Писания: «А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие» ( Быт. 41:32 ). В ветхозаветной скинии и храме было святое и Святое Святых как место сугубо святое, для святого святое. «И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды» ( Чис. 20:11 ). Неоднократное употребление в Новом Завете выражения «истинно, истинно» или «аминь, аминь». «В законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно» ( Ин. 8:17 ). Не потому ли и в кончину века явятся именно два свидетеля – Илья и Енох? ( Зах. 4:3,14 ; Откр. 11:3 ). И опять-таки сказано: «Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы» ( Евр. 6:18 ). Число три (3) Число «три», безусловно, самое знаменательное и онтологически глубокое из всех чисел. Религиозное и философское учение о троичности разработано в стольких трудах святых отцов, богословов и философов, что очень трудно что-либо присоединить к уже написанному ими. Желающих подробно ознакомиться с учением о троичности можно отослать к трудам св. Афанасия Великого , св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Григория Нисского , св. Амвросия Медиоланского , Августина Блаженного и других отцов, излагавших учение о Троице, также к трудам кардинала Николая Кузанского, Владимира Соловьева, о. Павла Флоренского и других богословов и философов. Кратко изложу основные принципы троичности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Такова лютая участь трешников! Праведные же услышат на страшном суде глас Господа своего: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ), «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). Они всегда будут с Господом и в этом сопребывании с ним обрящут полное удовлетворение для своего ума, воли и сердца. Блаженному состоянию праведников по душе будет соответствовать и состояние по телу – изъятие от всех нужд жизни настоящей. Ибо не будут алкать или жаждать, не будет палить их солнце или томить зной; отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни ( Откр.7:16 ). Апостол Павел еще при жизни в нашем мире был восхищен до третьего неба и слышал там неизреченные слова, которых нельзя пересказать человеку. Природа рая, благолепие небес, изобилие там благодатного блаженства так превышают все изящное и приятное, земное, что святой апостол, для изображения виденного им в священном исступлении, употребил следующие выражения: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9–10 ). Из известных нам видений святых угодников Божиих припоминаем видение святого Андрея, юродивого ради Христа, прибывавшего вышеестественно в течение целых двух недель в созерцании невидимого мира, и поведавшего сотаиннику своему, иерею Никифору, настолько, насколько сам ощутил радость в блаженных обителях, и в доступных нам образах и выражениях. Подобно этому преподобная Феодора поведала о райской обители великого угодника Божия Василия Нового, что она преисполнена была славы, и видела многие сады златолиственные и многоплодные. Святой Феодоре был подробно показан рай Ангелами, ее руководившими. «И видела я, – говорила она, – прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога, преисполненные славы и благодати. Водящие меня показывали мне отдельно обители апостольские, отдельно пророческие, отдельно мученические, отдельно обители каждого чина святых. Каждая обитель была красоты неизреченной, в широту и долготу подобная Царьграду, но несравненно красивейшая, со многими пресветлыми нерукотворенными палатами. Всюду в обителях тех слышен был глас радости и веселия духовного и видимы были лики празднующих. Все, увидя меня, радовались о моем спасении, выходили ко мне навстречу, лобызали меня, восхваляя Господа, избавившего меня от сетей вражиих».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Хочу лучше привести еще конкретные примеры и доказательства в пользу истинности учения о молитвах за умерших. Ап. Павел молится об Онисифоре, которого уже не было в живых: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2 Тим. 1:18). Эта краткая молитва по своему смыслу идентична современной частой молитве, которой молятся православные: «Царствие ему Небесное» или «упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». А о том, что Онисифора уже не было в живых, говорит то обстоятельство, что семье его Павел желает милости от Бога в этой жизни, а самому Онисифору - в будущей. К тому же приветствие Ап. Павел передает не ему самому, а его семье (2 Тим. 1:16; 4:19). Также и Соломон 31 молится об отце своем Давиде, которого на тот момент уже не было в живых: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его» (Пс. 131:1). Можно привести еще один пример из Писания, где Иуда Макавей со своим войском конкретно молит Бога об убитых: «...обратились к молитве, прося да будет совершенно изглажен содеянный грех; ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых...» (2 Мак. 12:39-45). Мы не признаем эту книгу за богодухновенную, но, по крайней мере, это историческое свидетельство того, что иудеи в Ветхом Завете тоже молились Богу об умерших . Помимо этого, остались весьма богатые свидетельства ранней Церкви о том, что первые христиане молились об умерших. Во всех древних литургиях, как то в литургии св. Апостола Петра и евангелиста Марка, Ап. Иакова, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в чине римском и требнике св. Григория Великого 33 мы находим молитвы об умерших 34 . Так, в литургии Ап. Иакова содержится такая молитва: «Особенно же творим память о святой и славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас» 35 . Здесь как раз говорится и о молитве за умерших, за Деву Марию, и о том, что и эта Святая из всех святых молится о нас. Еще в той же литургии говорится: «Господи Боже духов и всякие плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Христианская традиция видит в истории потопа прежде всего прообраз крещения. Это толкование присутствует уже в Новом Завете: апостол Пётр говорит о том, что Христос был умерщвлен по плоти, но ожил духом, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет.3:18–21 ). Выражение διεσθησαν δι’ δατος, переданное в Синодальном переводе словами «спаслись от воды», буквально означает «спаслись через воду» («спаслись посредством воды»). Библейский потоп, таким образом, является прообразом очищения, получаемого в Крещении. По словам Григория Богослова , «благодать и сила Крещения не потопляет мир, как некогда, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением» 1118 . Ной в ковчеге Метрический парафраз книг Бытия и Исхода Георгия Хумна. Ок. 1600 г. (Британская библиотека, Лондон. Add MS 40724. Fol. 22r.) Сам Ной воспринимается как один из ветхозаветных прообразов Христа, а его ковчег – как прообраз Церкви. «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева», подчеркивает священномученик Киприан Карфагенский 1119 . По словам блаженного Августина , «Ной есть прообраз Христа» 1120 , а ковчег, изготовленный из дерева, «служит образом странствующего в этом веке града Божия, то есть Церкви, получившей спасение посредством дерева, на котором был распят “посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус” ( 1Тим.2:5 )» 1121 . Завет, заключенный Богом с Ноем, в свою очередь, является прообразом того Нового Завета, который Бог заключил с людьми через Своего Единородного Сына. К этому событию вела вся последующая история человечества: Наконец, когда, по умножении в последующее время рода человеческого и уклонении его к нечестию, Бог увидел, что раны неизлечимы, то истребил творящих зло, словно некую вредную закваску, оставив этого праведника с тем, чтобы он стал корнем и начатком рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однажды ночью я, чтобы быстрее заснуть, начал читать «Жития святых». В этот день праздновалась память Василия Блаженного. Я прочитал его житие, последние слова были: «...а мощи Василия Блаженного находятся в храме Покрова, что на Рву». И с этими словами я заснул. Когда проснулся, у меня, как навязчивая мелодия, в голове звучало: «...а мощи Василия Блаженного находятся в храме Покрова, что на Рву». Сел завтракать, опять – мысль: «...а мощи Василия Блаженного...» Что за навязчивая идея? Думаю: сегодня – день Василия Блаженного, схожу я до ближайшего храма – на ВДНХ, поставлю свечку этому святому и приду писать. И я поехал на ВДНХ, но каким-то непонятным образом промахнулся и оказался в метро. Еду, думаю: «Выйду на площади Ногина, а там, на Красной площади, почту уже Храм Василия Блаженного... и – назад». Подхожу к храму Василия Блаженного, а там написано: «Вторник – выходной день». Я даже обрадовался, думаю: «Ну, слава Богу, храм закрыт». Перекрестился: «Святый Василий Блаженный, моли Бога о мне, грешном». И вдруг меня окликает человек, спрашивает: «А что вы здесь делаете?» Я, оказывается, переступил какое-то ограждение. Я говорю: – Почитаю Василия Блаженного. – А почему вы его почитаете? – Сегодня весь мир его почитает, сегодня – день памяти Василия Блаженного. – Да? А я здесь – начальник всех реставрационных работ. А где мощи Василия Блаженного находятся? Я отвечаю: – А мощи его находятся под спудом храма Покрова, что на Рву (повторил из Жития). – А где это – под спудом? – Не знаю, я и приехал разобраться. – Да, – говорит, – и правда, надо разобраться. А то мы реставрируем, а где мощи – не знаем. И не думали, что они здесь находятся. И повел меня в бытовку – там какие-то мрачные рабочие. Он собирает всех этих людей, человек 20, и торжественным голосом объявляет: «А вы знаете, что сегодня весь мир празднует день Василия Блаженного?» – «Ну и что?» – «Так мощи его здесь находятся, в храме». – «А где?» – «Вот и я спрашиваю, где мощи находятся?» Один рабочий говорит: «Да я вроде знаю». Начали искать ключи, пошли, открыли, спустились, зажгли свет и увидели такую картину: огнетушитель, грязные сапоги, все это в куче навалено как раз на том месте, где мощи. И вдруг всем стало стыдно, они начали молча все это разгребать, а когда убрали, обнаружили стеклянную баночку литровую, а в ней – три гвоздики.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Реконструкция строений на Красной площади не представляет угрозы храму Василия Блаженного, заявляют в управлении делами президента 3 августа 2006 г. 14:05 Строительство гостиничного комплекса около собора Василия Блаженного в Москве не нарушит архитектурный ансамбль Красной площади, заявил пресс-секретарь управляющего делами президента РФ Виктор Хреков. «Все опасения беспочвенны. Работа над проектом реконструкции строений по адресу Красная площадь, 5 идет более пяти лет. За этот период проведены всесторонние исследования, выслушаны мнения различных экспертов, постоянно делаются замеры грунта. К работам привлечены специалисты самых авторитетных НИИ», — сказал В.Хреков «Интерфаксу». Так он прокомментировал публикацию одной из британских газет, в которой отмечалось, что строительство гостиницы около собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве грозит этому памятнику XVI столетия «невосполнимым ущербом». «Этот проект типичен для московского строительного бума, подогреваемого доходами от нефти, при котором прибыли и современный облик ставятся выше исторического наследия и охраны памятников, — пишет «Индепендент». — Хотя застройщики и настаивают на том, что подчиняются закону и оставят фасад торговых рядов без изменений, они собираются провести серьезные строительные работы за фасадом и под стенами». Британская газета ссылается также на мнение главы комиссии по реставрации собора Андрея Баталова. Он считает, что фундамент собора может быть поврежден, так как будут изменены стоки грунтовых вод под ним, в стенах могут образоваться трещины, а вибрация от тяжелой строительной техники будет опасна для всего строения, которое возвышается на искусственном холме почти пять столетий. В.Хреков подчеркнул, что при подготовке проекта реконструкции зданий, находящихся в непосредственной близости от Красной площади, которая является российским национальным достоянием, были приняты все необходимые меры, чтобы не нарушить архитектурный ансамбль площади. «При всех работах мы учитывали и учитываем близость к объекту собора Василия Блаженного», — отметил пресс-секретарь управделами президента РФ. «Все строительные работы будут проводиться в полном соответствии с существующими нормами. Основной заезд строительной техники будет осуществляться не со стороны Красной площади, а со стороны Хрустального переулка, то есть с противоположной стороны», — сообщил В.Хреков. По его словам, Управление делами президента РФ понимает опасения некоторых специалистов и готово к тесному сотрудничеству. Что касается строительства подземных автостоянок, то их глубина будет ненамного больше, чем ныне существующие подземные помещения, отметил В.Хреков. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/130106.htm...

Гонцы по возвращенш своем, со слов Новгородцев, заявили, что действительно в этот день и час начался было в Новгороде пожар, но откуда-то появился неизвестный там никому нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Через несколько времени, приехавшие в Москву Новгородцы узнали в лице св. Василия человека, погасившого пожар в их городе, и заявили об этом москвичам. – Но многие из современников блаженного, не понимали глубокого смысла юродства блаженного, и, не видя скрытых под этим юродством добродетелей блаженного, смущались его непонятным поведением, странными поступками и – порицали его, а некоторые даже дерзали насмехаться над ним и оскорблять его. Блаженный, желая смирить свою душу, не старался защищаться от наносимых ему оскорблений и терпеливо переносил их и, если наказывал когда кого из оскорбителей, то не затем, чтобы повредить им, а чтобы вразумить их. Однажды он проходил по рынку, где девушки продавали свои рукоделия. Увидав нагого Василия, девушки посмеялись его наготой и все тотчас же внезапно ослепли. Одна из ослепших, искренно сожалея о своем легкомысленном смехе, умоляла блаженного простить её и исцелить, обещаясь более никогда над ним не смеяться. Блаженный усмехнулся, дунул ей в глаза и она прозрела. Исцеленная молила блаженного исцелить и её ослепших подруг. Он согласился и, после того, как они испросили у него прощения, исцелил их, причем дал надлежащее наставление. Но прощая своим оскорбителям и вообще снисходителыно относясь к слабостям человеческим блаженный не терпел безстыдной наглой лжи и строго карал за это. Однажды был такой случай. Св. Василий любил одного боярина и заходил к нему в дом; и боярин любил блаженного и почитал его. Раз в сильный мороз блаженный пришел к этому боярину. Боярин стал просить его, чтобы он в такой мороз прикрыл чем-нибудь свое тело и для этого предложил свою лисью шубу, крытую сукном алого цвета, умоляя принять ее. Блаженный, по любви к боярину, принял этот подарок и, надев шубу, ушел от него. Увидав блаженного в такой дорогой шубе, несколько обманщиков замыслили хитростью взять ее у него. Один из них лег среди дороги и притворился мертвым, а другие, подойдя к блаженному, стали просить у него на погребение товарища, яко бы умершого. Святый, желая привести их к раскаяшии, со вздохом спросил: «действительно ли товарищ ваш мертв?» Те снова солгали: «да, он сейчас умер». При виде такой нераскаянности, св. Василий снял с себя шубу, и, покрывая мнимого умершего, сказал: «будь отныне мертв во веки за твое лукавсто, ибо те которые лукавят, потребятся». И притворившейся умершим действительно умер, его товарищам пришлось погребать его на оставленную блаженным шубу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читайте также — Россия — страна архитектурная Храм Василия Блаженного — наши дни В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора. Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.  Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 264 997 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 29 апреля, 2024 16 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 29 апреля, 2024 16 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/hram-vasilija-blazhenn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010