СЕРБСКО-РУССКИЙ СВЯТОЙ (Святитель Петр Цетиньский Чудотворец, митрополит и владыка Черногории) ПРАВОСЛАВИE.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СЕРБСКО-РУССКИЙ СВЯТОЙ На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 19-20 апреля 2000 года, было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых в неделю третью по Пятидесятнице. В число Петербургских святых включен и святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг. К сожалению, в настоящее время этого сербского подвижника можно назвать самым неизвестным святым нашей Церкви. Ни в одном из многочисленных православных церковных календарей, издаваемых каждый год, мы не найдем его имени. Исключение составляет изданная в 1999 году в Российском отделении Валаамского общества Америки книга " Дух святых над Сербией " , где помещены краткие данные о нем (но неверно указано название места его подвигов и упокоения). Между тем, трудно найти другого такого святого в братских Поместных Церквях, столь тесно связанного с горячо любимой им Россией и претерпевшего немало несправедливостей от ее державных и " полудержавных " правителей. А ведь до Октябрьского переворота имя его было широко известно у нас, о нём выходили книги и публиковались статьи в русских православных и славянофильских изданиях. Хочется надеяться, что решение Св. Синода станет первым шагом к восстановлению нашей памяти о святом Петре Цетиньском. С этой целью мы публикуем жизнеописание святителя и перевод статьи о нем собрата Цетиньского монастыря протосингела о. Йована (Пурича) . Святитель ПЕТР Цетиньский Чудотворец, митрополит и владыка Черногории (Петр I Петрович-Негош) (Память 18/31 октября и в неделю третью по Пятидесятнице) Будущий святитель родился в сентябре 1748 года (по другим данным - в апреле 1747) в Негушах, от набожных родителей Марка Петровича и Ангелины (Андьюши), урождённой Мартинович. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил - первым из семьи Петровичей-Негошей стал черногорским митрополитом. После смерти Даниила в 1735 году его преемником стал дядя св. Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику.

http://pravoslavie.ru/archiv/petrcetinsk...

20 Служба иже во святых отцу нашемы митрополиту богомудренну господарю Черногории Петру Первому, чудотворцу Цетиньскому (18 октября)/Изд. Цетиньскаго монастыря. Москва: Синодальная типография, 1895. (далее: Служба господарю Черногории…). 21 О процессе утверждения служб см.: Мирошниченко М.В. Языковой аспект литургических текстов глазами Синодальной цензуры//Русская речь. 2022. No 2. С. 96–109. DOI: 10.31857/S013161170019846–9. 22 Кравецкий А.Г., Мирошниченко М.В. Материалы к истории церковных служб, появившихся в синодальный период церковной истории//Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова . 2021. 1. С. 172–173. DOI: 10.31912/pvrli-2023.1.9. 23 По рапорту преосвященного митрополита Санкт-Петербургского с ходатайством митрополита Черногорского о напечатании в Московской синодальной типографии Службы святителю Петру митрополиту Черногорскому, Цетинскому чудотворцу и жизнеописания его .//РГИА. Ф. 796. Оп. 175 (1894). Д. 3182. (Далее: По рапорту митрополита Санкт-Петербургского…). В вышедшем недавно сборнике документов, связанных с российско-черногорскими отношениями (Василик В.В. Российско-черногорские отношения в документах РГИА СПб, 2015), это дело не упомянуто. 25 О том, что автором этой службы является митрополит Михаил, упоминают многие источники: Лампар 2019:698; Gil. Serbska Hymnografia Narodowa… P. 117. 26 В 1834 г.в Цетине митрополитом Петром II Петровичем Негошем была учреждена типография, для которой в Триесте был закуплен церковный шрифт. В этой типографии, в частности, было напечатано послание об открытии мощей святителя Петра I и молитва ему. Типография просуществовала до 1852 года, когда имеющиеся в ней шрифты были перелиты на пули. См.: Лавров П.А. Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский, и его литературная деятельность. М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1887. С. 56–57. 27 Кирилл (Йович, 1837–после 1904) имел давние связи с Россией. Окончив Московскую духовную академию, он был профессором, а затем ректором Белградской семинарии, преподавал русский язык в светских учебных заведениях Белграда, а с 1891 по 1904 г. был настоятелем московского Сербского подворья. Занимался литературной деятельностью, переведя на сербский язык ряд произведений русской художественной литературы. См.: Москва – Београд – – Сербия, Белград – Россия: документа и Том 2 Общтественно-политические связи. 1804–1878 составители Мирослав и др. Београд– Москва, 2011. С. 542.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Московское издание Службы Петру Черногорскому было предназначено для отправки в Черногорию, и в России экземпляров этой службы практически не осталось. В печатных каталогах мне удалось обнаружить всего лишь два упоминания об этой книге. Один экземпляр был подарен в 1896 г. библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии автором службы – митрополитом Сербским Михаилом (Йовановичем) 52 . Другой экземпляр, принадлежавший Московской духовной академии, ныне хранится в ОРК РГБ 53 . Характерно, что в списке не вошедших в Минеи печатных церковных служб, который составил главный справщик Санкт-Петербургской синодальной типографии Н.Ф. Чуриловский, это издание не упомянуто 54 . Но все-таки не совсем корректно говорить, что имя св. Петра Цетинского всегда отсутствовало в русских святцах. 19–20 апреля 2000 г. Синод Русской Православной Церкви установил празднование Собора Петербургских святых, который праздновался в 3-ю неделю по Пятидесятнице 55 . В число Петербургских святых был включен Петр Цетинский на том основании, что он учился в Санкт-Петербургской духовной академии. В списке святых Санкт-Петербургской митрополии, напечатанном в официальном издании церковного календаря за 2002 г., упоминается «Петр I Петрович Негош, Цетинский, князь, митрополит: †1830» 56 . В календарях за 2003–2019 поименный список Санкт-Петербургских святых не публиковался, а в календаре на 2020 г. появился новый вариант этого списка, в котором имени Петра Цетинского уже нет. Нет его и во вновь пересмотренной версии этого списка, который был утвержден Синодом 16 мая 2023 г. (журнал 31) 57 . При этом во всех официальных календарях, вплоть до календаря на 2023 г., имя Петра Цетинского сохраняется с указанием на то, что он входит в Собор Санкт-Петербургских святых 58 . Можно только гадать, будет ли имя Петра Цетинского восстановлено в списке петербургских святых или же в последующих изданиях оно будет удалено и из алфавитного списка. Детально разработанные правила церковного книгоиздания и цензуирования богослужебных текстов иногда нарушались. Эти немногочисленные нарушения весьма интересны. Из рассмотренного в статье материала мы видим, что при подготовке богослужебных книг, которые были предназначены для южных славян, синодальные типографии отступали не только от буквы инструкций, но и от грамматических стандартов. История службы святителю Петру Цетинскому, Черногорскому в этом отношении весьма показательна. Литература

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Цетиньская семинария, где преподают многие цетиньские монахи, расположена неподалёку от монастыря, в бывшем здание церковного суда. Поблизости от семинарии, на Негошевой улице, располагаются журнал «Светигора» и православное радио «Светигора», в редакциях которых также работают цетиньские монахи. Над монастырём, на вершине горы Орлиный Крест, расположен мавзолей владыки Даниила, в виде открытой часовни. Отсюда открывается вид на горный массив Ловчен, на одной из вершин которого, — на Езерском врху (Озёрном верху), похоронен выдающийся черногорский митрополит и поэт Петр II Петрович Негош. Построенная им в качестве своей усыпальницы церковь св. Петра Цетиньского была снесена безбожными титовскими властями в 1972 году, а на её месте воздвигнут уродливый мавзолей. К Цетиньскому монастырю приписан монастырь св. Илии на Комовима. Его построил черногорский король Николай I в память своего дяди князя Даниила. Он был разрушен, а в 1997 году восстановлен трудами Михаила Прелевича и жителей окрестной местности Кучи. Возле храма построен келейный корпус. Цетиньскому монастырю принадлежит Зимовник св. Петра Цетиньского в с. Каруч на Скадарском озере. В настоящее время ведётся подготовка к реставрации этого дома, от которого остались одни каменные стены. Над монастырём находится скит св. Иоанна Предтечи, в котором строится храм. С октября 1995 года по 2009 год был настоятелем Цетиньского монастыря настоятелем монастыря был архимандрит Лука (Анич). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 81250 Проезд: Самостоятельно добраться до города Цетинье можно на междугороднем автобусе либо из Будвы, либо из Котора. Обе дороги горные и опасные, но в пути появляется возможность насладиться живописными черногорскими видами. По прибытии в историческую столицу в распоряжении любого туриста окажутся сотни такси, но некоторые пользуются и городским автобусом, следующим от вокзала до центра.

http://azbyka.ru/palomnik/Цетинский_мужс...

В конце 1702 году Цетиньский монастырь стал центром важных событий, определивших дальнейшую историю Черногории. В ночь накануне Рождества Христова с 24 на 25 декабря 1702 года, православные черногорцы по приказу владыки Даниила напали на «потурченцев» — черногорцев, принявших ислам и проводивших турецкую политику. Все потурченцы, кроме принявших крещение, были изгнаны из страны. Это событие, укрепившее внутреннюю сплоченность черногорцев в борьбе с турками, нашло свое отражение в знаменитой поэме Петра II Петровича-Негоша «Горный венец». Именно в Цетиньском монастыре прозвучал призыв митрополита Даниила: Мир, вставай за Крест, за честь юнатства, все, кто носит светлое оружье, все, кто слышит собственное сердце! Мы поганцев имени Христова окрестим водою или кровью! В Божьем стаде истребим заразу! Да взнесётся песня роковая, алтарь правый на камень кровавый! (Петр II Петрович-Негош «Горный венец» перевод Ю. Кузнецова, 1988) Другим важным шагом владыки Даниила стала его внешнеполитическая переориентация с католической Венеции на православную Россию. В 1711 в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. В 1712 году 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмета-паши Шапчайлии вторглись в Черногорию. 17 июля (по ст. ст.) 1712 года черногорцы одержали победу при Царевом Лазе (было захвачено 86 турецких знамен). В битве был ранен сам владыка Даниил. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1714 году новый боснийский визирь Нуман-паша Чуприлич с 120 тыс. турок прошёл через всю Черногорию, сжигая всё на своём пути. Владыка Даниил был вынужден отправиться за помощью в Россию. Побывав в 1715 году в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Цетинский_мужс...

Владыка Амфилохий был его преемником, наследником в духе. Господь и призвал владыку Амфилохия к Себе именно накануне праздника святого Петра Цетинского. Такая чреда: 30.10 – святитель Амфилохий; 31.10 – святитель Петр Цетинский; 1.11 – святитель Петр Петрович Негош – для каждого серба этим всё сказано. У владыки Амфилохия тоже слово было строгое подчас. Не скажу «наказующее», но именно предупреждающе грозное. Он постоянно, например, открыто критиковал западных приспешников во власти за то, что Черногория вошла в НАТО против воли народа. Как же он об этом скорбел! Постоянно недоумевал: «Зачем же?!» Это же предательство любви к России. Многие не понимали его прямоты. Хотя все равно уважали. И не любили, уязвленные, – там атеисты какие-то, но не уважать не могли. Это вселенский человек. Его все уважали. Он встречался с представителями разных национальностей, разных вер. Всегда был готов к диалогу. Но ни перед кем ни на йоту в вопросах веры и правды не уступал. Запросто обличал власти предержащие: замахнулись на борьбу против Бога. Но всегда с оптимизмом нас всех укреплял: никто ничего на самом деле не может против Христа учинить, против Церкви. «Врата ада, – сказано, – не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Нас владыка так воодушевлял: – Нам надо потерпеть, и Бог явит Свою славу, силу и победу. Так всё и есть. Вирус, что опаснее ковида Владыку Амфилохия очень любил Патриарх Сербский Павел, святой жизни человек. Когда что-то решалось на Соборе – а владыка Амфилохий, как всегда, опаздывал, утешая кого-то встретившегося ему на улице по пути, – то Его Святейшество, который у нас и сам всюду пешком ходил да на общественном транспорте ездил, неизменно на требование собравшихся, что пора бы уже рассмотреть тот или иной вопрос, урезонивал их: – Надо, надо подождать брата Амфилохия! – настолько он его уважал и как богослова, и как архиерея, и как литургиста. Как сродника во Христе. Патриарх Сербский Павел и митрополит Амфилохий С каким глубочайшим осознанием присутствия Божия владыка Амфилохий предстоял престолу. Литургия всегда всего его поглощала – так он глубоко событие Бескровной Жертвы проживал… Любви Божией к этому падшему миру… Когда он выходил на амвон, время останавливалось – он реально терял чувство этих ускользающих минут, часов… Мог проповедовать и 40 минут, и дольше. И жизнь, пройдя через это горнило смысла в его словах, точно от всех примесей греха и неправды очищалась.

http://pravoslavie.ru/135005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исправленные статьи 12 апреля 2024 г. ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 - 1857), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки ПИРОГОЩАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ находилась в домонг. период в Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощей) церкви на Подоле в Киеве; не сохранилась 3 апреля 2024 г. ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 28 марта 2024 г. ПЕТР АПСЕЛАМ († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.) ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии 20 марта 2024 г. ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/changed.html

339        Князь Иоанн Константинович (23.6.1886–18.7.1918) – сын Великого Князя Константина Константиновича (см. комм. ниже) и Великой Княгини Елисаветы Маврикиевны (1865–1927). Был женат на Княгине Елене Петровне (1884–1962), дочери Короля Сербии Петра I (см. прим. ниже). Флигель-адъютант, штабс-ротмистр Лейб-гвардии Конного полка. Отличался редкостным духовно религиозным настроем и сострадательностью к несчастным и обездоленным, чуткостью и простотой. Проводя очень много времени в молитве, он был особенно близок к Великой Княгине Елисавете Феодоровне, с которой немало времени провёл в религиозно-нравственных беседах. Великая Княжна Ольга Николаевна сообщала из Тобольска 6.2.1918, что Князь Иоанн «сделался иподиаконом, кажется и пойдёт дальше. Страшно доволен, но жена его не одобряет». Во время пребывания в Вятке в 1917 г. он, будучи посвященным в иподиакона, участвовал в богослужениях в соборе св. блгв. Великого Князя Александра Невского, пел на клиросе. Убит под Алапаевском. Погребён при храме Всех святых Русской миссии в Пекине. 340        Великий Князь Константин Константинович (10/23.1858–2/15.6.1915) – внук Императора Николая I и племянник Императора Александра II. Генерал-адъютант, генерал от инфантерии по гвардейской пехоте и по Оренбургскому казачьему войску. Командир Лейб-гвардии Преображенского полка (1891–1900), главный начальник военно-учебных заведений (1900–1910), генерал-инспектор военно-учебных заведений (с 1910). Присутствующий Правительствующего Сената. Президент Императорской Академии наук (1899). Поэт, писавший под псевдонимом «К.Р.». 342        Николай I Петрович (1841–1921) – князь Черногорский Негош (1860–1910). Король Черногорский (1910– 1918). 343        Яков Николаевич Ростовцев (1863 – не ранее 1917) – граф, действительный статский советник, гофмаршал, заведующий канцелярией и личный секретарь Императрицы Александры Феодоровны, управляющий делами Августейших Детей. Член Верховного совета по призрению семей лиц, призванных на войну, член Комитета помощи русским военнопленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

По-моему, инициатива перемен, скорее всего, придет из центральной Сербии, т.е. Шумадии - несмотря на то, что эта область все те годы находиться вне поля зрения многих наблюдателей. Тут сербский народ более чем во всех других областях размещен плотно и цельно. Отсюда более 200 лет тому назад началось освобождение сербов, и остальных южных славян. Накануне Первого восстания здесь тогда в последний раз у нас и созван съезд, который можно назвать земским собором. 4. Видите ли Вы историческую параллель между событиями 1914 года и событиями нынешними (в связи с Косово)? В обоих случаях Сербия оказалась в окружении предельно враждебно настроенных западных держав, подверглась ультиматумам. Но их нынешние шантажирование является несравнимо тяжелее, более неприемлемым, чем 100 лет назад. Вот только одно из «ожиданий в 7 пунктов» врученных Сербии от правящей Германией «демохристианской» партии: «Постоянное влияние Белграда на сербов с севера Косово в целях активного сотрудничества с ЕУЛЕКС и КФОР, изменения их сознания». Что означает словосочетание «изменить сознание»? Не что иное, как, наконец, понять, что оккупанты являются твоими друзьями. А потом, может быть, они тебе простят то, что тебя же били и убивали. Такое требование - неслыханная наглость. А оно не одно, примеров можно приводить сколько угодно. Намерения Запада в отношении Сербии в 1914 и ныне - тождественны: «Serbien muß sterbien». Для этой цели все союзники - кстати, вплоть до террористов и уголовников. Но есть и серьезна разница. В начале ХХ века сербское государство было на подъеме во всех отношениях - экономическом, национальном, военном, культурном, нравственном. Народ дышал одной грудью. Страной правил всем народом почитаемый, любимый король Петр I - «дядя Пера», внук Карагеоргия, освободителя сербов от турецкого ига. Был один надежный, мощный союзник в лице Императора Николая II. После балканских войн Сербия с Черногорией, правитель которой был тестем Петра I, король Никола Петрович Негош - добились расширения государств до общих границ, освободили Косово с Македонией - тогда «Южной Сербией», и на повестке дня уже был вопрос объединения сербов в одно, общее государство.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/17/...

С западной стороны к вратам церкви ведёт каменная лестница в 65 ступеней. Вокруг всей церкви изящной работы ограда. Над главными вратами вырезана на камне следующая надпись: „Сей святой храм посвящён во имя святого Василия Острожского чудотворца, а в память всех православных черногорских и герцеговинских воинов за веру и отечество погибших воздвиже благоверный Господарь Николай I Петрович Негош князь Черногорский в лето Господне 1895“. Внутри на столбах и стенах храма вырезаны имена черногорских и герцеговинских воинов, павших в борьбе за свободу и независимость Черногории. Иконостас из белого мрамора, а столбы из зелёного – дар греческого добротвора Андрея Сингроса из Афин. Стоимость алтаря 150 тыс. франков. Иконы художественной работы, из России. Из России поступали и значительные денежные пожертвования. Князь черногорский Николай затратил на построение храма свыше 300 тысяч гульденов. Пять колоколов разной величины итальянской работы – дар князя Петра Карагеоргиевича. Четыре изящных люстры, из коих самая большая в 90 свечей, – дар итальянской королевы Елены; ранее они украшали королевский дворец близ Неаполя. К дню освящения собралось больше 12 тысяч из Черногории, Боснии, Герцеговины, Далмации, Боки Которской и Албании. Заранее прибыли князь черногорский и вся княжеская фамилия, а также русский резидент К. А. Губастов с секретарём, русский консул из Скадра г. Щербина и члены нарочитого итальянского посольства во главе с генералом Педати. 14 августа накануне торжества высокопреосвященным митрополитом Митрофаном соборне с духовенством совершена была вечерня с всенощным бдением. 15 августа чин освящения и литургию совершил митрополит Митрофан вместе с митрополитом Саввой Косановичем, в сослужении трёх архимандритов и пятнадцати священников при протодиаконе Ф. Радичевиче. После слов: „Господи спаси благочестивые и услыши ны“ —355— протодиакон провозгласил многолетие русскому Царю, обоим Царицам и наследнику, а также королю и королеве греческим, наряду с многолетием черногорскому князю и всей княжеской фамилии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010