Подпишитесь на наш Телеграм Петр II Петрович Негош (1813–1851) Сербы и черногорцы, объясняя нам, русским, кто такой владыка Петр, говорят: «Кто для вас Пушкин ? Ваше “все”! Вот так и Петр Негош — наше српско “све”». И правда, он превратил раздираемое распрями черногорское failed state в маленькое, но полноценное государство. Он ввел регулярное налогообложение — прогрессивный шаг. Он отстоял независимость страны — не только на поле боя, но и дипломатически маневрируя между великими державами. Наконец, Петр Негош — поэт мировой величины, один из столпов сербской словесности, сербской культуры. Но мы поговорим о владыке как о богослове, предложив несколько пунктов, в которых, как нам кажется, Петр Негош был оригинален. Поэт больше, чем поэт Отношение христианина к поэзии задано святителем Григорием Богословом в IV веке. В небольшом произведении «О стихах своих» святитель объясняет: стихи хороши, (1) потому что заставляют формулировать мысль кратко, (2) потому что ослабляют горечь исполнения заповедей для юношества, (3) потому что стихи умело слагают язычники, а христианам негоже ни в чем им уступать, (4) потому что поэзия — отрада в болезни. Как мы видим, тут голая прагматика, никакого богословия, никакого превозношения поэта, которое мы найдем у Платона (не всех же он предлагал выгнать из идеального города) или у романтиков. Владыка Петр — редкий из святых богословов, кто называет поэта подражателем Бога, выразителем Его воли. Чудеса святых небес высоких, все, что здесь цветет, искрит, лучится, все миры, что лишь уму доступны, лики все и смерти, и бессмертья — вкупе все, что только есть на свете, создано Отцом поэтов общим. Сколь священно звание поэта! Голосом его вещает небо, светлый луч торит ему дорогу, величает он Творца благого. «Луч микрокосма» Бог назван поэтом — очевидно, что и поэт, поскольку он соответствует своему званию, именно этим, своим словесным творчеством, подражает Богу — совершенно не очевидная мысль для православного богословия. Поэтому стоит уточнить: поэт подражает Богу, поскольку он подражает божественной поэзии, а содержанием последней является творение многочисленных миров, отличных от той данности, в которой прозябает видимый мир.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-bog...

Наиболее характерным примером историко-критического подхода к Ветхому Завету в начале XX века была работа П. [А.] Юнгерова «Общее введение в Священные ветхозаветные книги». Непосредственно до этого была напечатана работа [Ф. Г.] Вигуру [ПЭ VIII, 118–119] «Руководство к чтению и изучению Библии» ([Т. 1. М.,] 1897; [Т. 2. М., 1899; Т. 1–2. 21916]). П. А. Юнгеров перевел с греческого на русский: пророков, Притчи, Бытие, неканонические книги. [По-видимому, эта неточная информация заимствована автором из кн.: Глубоковский. Русская богословская наука. С. 49. На самом деле Юнгеров перевел не неканонические книги, а пророческие и учительные, и начал перевод исторических книг (а именно Книгу Бытия; перевод последних глав, видимо, не опубликован). Издательским Советом РПЦ недавно предпринято переиздание всех переводов П. А. Юнгерова в 3 томах]. 500 Флоровский. Пути русского богословия. [Гл. VI, 6.] С. 262. [ " Выбранные места из переписки с друзьями». Гл. XV. «Предметы для лирического поэта в нынешнее время»//Гоголь. ПСС. Т. 8. С. 278. Цитата, немного неточная у Флоровского, исправлена по оригиналу.] 502 Флоровский. Пути русского богословия. С. 267. [ " Выбранные места из переписки с друзьями». Гл. X. «О лиризме наших поэтов»//Гоголь. ПСС. Т. 8. С. 256. Точная цитата отмечена внутренними кавычками, восстановленные места заключены в угловые скобки.] 505 Флоровский. Пути русского богословия. С. 321. [Источник цитаты не указан, найти ее в сочинениях В. С. Соловьева не удалось.] 507 Ф. М. Достоевский. Дневник писателя за 1874 год. Изд. Ymca Press. Париж. С. 113–114. [Дневник писателя. 1877 год. Март. Гл. III. Status in statu. Сорок веков бытия//Достоевский. ПСС. Т. 25. С. 85.] 512 Ср. болг. «чифутин» (мн. «чифути») – устаревшее «жид» (Болгарско-русский словарь. М., 1966. С. 716), и тур. Cuhut – «еврей» (Турецко-русский словарь. М., 1977. С. 161), образованное от араб, «йахуди» («евреи») с не вполне ясной этимологией (см.: Lane E. W. An Arabic-English Lexicon. Part 8. Beirut, 1968. P. 2906). С тюркским словом «чуфут» связан ряд топонимов в Крыму, обозначавших ев­рейские поселения (например, Чуфут-Кале). – Ред. 520 Ричардсон Самуэль (1689–1761) – английский писатель, родоначальник сентиментализма. Первый его роман «Памела» вышел в 1740 г. (пер. на рус.: СПб., 1787; др. пер. 1796) под пространным заглавием: «Памела, или Вознагражденная добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д.». – Ред. 521 Мармонтель Жан-Франсуа (1723–1799) – французский писатель, друг Вольтера, автор разножанровых произведений, переводившихся в России в конце XVIII – начале XIX вв. – Ред. 525 П. П. Негош. Письмо из Триеста от 3.VIII. 1837//Ньегош. Цjeлokynha дjeлa. Кнь. 7. С. 388–389. См. также: Amahacuje Jebmuч . Из Богословльа Светог Саве. С. 120, примеч. 12. 526 См. о нем: Лавров П. А. Петр II Петрович Негош Владыка Черногорский и его литературная деятельность. М., 1887. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Понятно, что делать? А кто виноват? Петр Негош вполне традиционно считает, что виноват сатана, но вот то, как формулируется мировоззрение сатаны, — необычно. Как правило, говоря о метаистории, о падении Денницы, богословы рассуждают о сатане как тиране, который узурпировал не принадлежавший ему престол, который возомнил, что может править миром вместо Бога. Петр Негош использует другую политическую метафору: Зря мой неприятель утверждает, будто б это он и сотворил нас — и меня, и эти легионы — наш отец был только тайный случай; это случай сообща нас создал, утвердил порядок для творенья положил владычеству границы, чтоб с владыкой неба горделивым власть мы и могущество делили и единые права имели. «Луч микрокосма» Выходит, сатана не против того, чтобы Бог управлял своим уделом в космосе — лишь бы он не претендовал на власть во всех уделах, отданных во владение другим владыкам, в том числе и сатане. Легко различимые контуры политической ситуации в Черногории до начала XIX века, когда это образование было полем конкуренции множества «полевых командиров», было чуждо единоначалию. Но самое интересное не это, а то, что подобное политическое устройство, по мнению Негоша, проистекает из материалистической, атеистической картины мира, где власть, законы, сам порядок бытия устанавливаются не Богом, а стечением обстоятельств. Если Бога нет, то каждый сам себе штабс-капитан. Таким капитаном возомнил себя и первый человек, Адам. Прежде века рожденный В поэме «Луч микрокосма» одним из воевод сатаны, выступивших против ангельских воинств Бога, стал Адам, который, впрочем, накануне поражения сатаны раскаялся в своем предательстве и за это был приговорен к мягкому наказанию — его отправили не в ад, а на специально созданную для него планету, сплетенную из противоречий, из красоты и уродства, боли и наслаждения (см. выше). Шар, — сказал, — один хочу воздвигнуть близ зловещего чумного ада, заточенье временное примут там Адам и те, кто воевали; новый этот шар составлен будет из хаоса и останков мрака.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-bog...

1196 В 1867 г. Черняев женился на Антонине Александровне фон Вульферт. У них родилось шесть девочек и мальчик. 1197 О митр. Михаиле (Йовановиче) см. примеч. 76 на с. 379. 20 мая 1893 г. Михаил писал Шаховскому: «Хорошо помню Никиту Петровича, ценил я патриотизм и чистую любовь его к России и к славянам.» (РНБ. Ф. 847. 141. Л. 1). 1198 Милан IV Обренович (1854–1901), сербский князь (с 1868 г.), король Сербии (1882–1889), отрекся от престола в пользу старшего сына. 1199 Николай (Никола) I Петрович Негош (1841–1921), князь Черногорский (с 1860 г.), король (19101918), был низложен. 1200 Вероятно, подразумевается газета «Русский мир», которую в 1873–1875 гг. издавал Черняев (совместно с генералом Р. А. Фадеевым). 1211 Известно, что Черняев обращался в судебные органы с поддержкой позиции Гилярова в его деле со Сковронской. 1212 Речь идет о передовой статье: < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 28 октября. Дневное обозрение//СИ. 1879. 29 окт. 298. С. 2. Она начинается так: «Мы тронуты выражениями сочувствия, которые получаем по поводу последних двух наших процессов и небывало тяжкой кары, нам присужденной в первой судебной инстанции. Нам выражают уверенность, что правда восторжествует наконец и что независимо от всего читатели наши совершенно иным образом оценивают нашу общественную деятельность, нежели состоявшиеся судебные решения». 1213 Гиляров писал, обращаясь к судебному процессу против него, начатому по жалобе миллионера Н. М. Бостанджогло и его служащего Антоновича из-за довольно невинного фельетона П. А. Збруева, где, по убеждению Г.-П., нельзя было усмотреть «ни одного элемента клеветы и вообще оскорбительности в неопределенном указании фельетониста»: «Когда минуя путь разъяснения пред обществом, обращаются к суду против журналиста, закрываясь одною личною неприкосновенностью, этим доказывают прежде всего неуважение к обществу и его голосу». При этом защитник Бостанджогло, отмечает Гиляров, «в обвинение против нас приводил между прочим, зачем фельетонист осмелился называть его купчиной, тогда как он есть почетный гражданин, а нас между тем тот же защитник обозвал в публичной речи «пристанодержателями», вероятно полагая, что название «пристанодержатель» есть безразличное для чести человека, а «купчина» – оскорбительное». Антонович же, жаловавшийся, что его оклеветали, приписав ему приобретение имений в период службы на Курской железной дороге, как оказалось впоследствии, обманул суд, ибо действительно в то время «приобрел в одной их южных губерний 762 десятины земли» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

С 1715 г., например, ведётся традиция русских царей поддерживать черногорцев материально. В 1798 г. русский император Павел I установил ежегодную субсидию Черногории в размере 3 тысяч рублей «на общенародные надобности и учреждение полезных заведений». С конца XVIII века в регионе крепнет любовь к России, которую можно назвать страстной. Россия помогала Черногории деньгами, посылала церковные книги, принимала на свои земли переселенцев, устраивала в Пажеский корпус детей чиновников, открыла консульство в Которе в 1804 г., чтобы поддерживать связи с Черногорией и урегулировать ее дела с Габсбургской империей (2). В знак благодарности храбрые, но бедные черногорцы “повергали к высочайшему Его Величества престолу” 12 знамён турецких и “саблю албанского Махмуд-паши, взятые у него в добычу... черногорским воинством” (3). 16 августа 1804 г. Митрополит Петр I Петрович Негош и старейшины поклялись всегда быть верными России. Дипломатическая помощь России сыграла важную роль в окончательном утверждении независимости Сербии и Черногории. В Черногории и Сербии сложился культ России: православные народы признавали над собой “только Бога и царя русского”. А их любовь к России была чиста, безмерна и искренна. История российско-сербских, российско-югославских отношений на протяжении нескольких последних столетий знала взлеты и падения, периоды охлаждения и доброго сотрудничества. Но фоном для них всегда было братство народов, взаимные симпатии, основанные на общности культур, языка, религии. Народ хранил исторические традиции славянской взаимности и часто даже влиял на изменение курса правителей. В такой разноплановой истории интересы наших стран чаще совпадали, чем расходились. И нигде больше в мире вы не встретите регион с таким устойчивым русофильством, как на славянских Балканах, в православной его части. События наших дней показывают интересную тенденцию. Вновь идёт серьёзная борьба за этот регион, за его подчинение Западу, правда, с оглядкой на Россию. При этом систематически подавляются силы патриотической ориентации в Сербии и Черногории, насаждаются «новые ценности», уничтожаются памятники православной культуры, разрушаются стереотипы патриотического сознания, культ национальной чести. Всех сербских военачальников, сражавшихся в 90-е годы за свою землю, арестовали и судят в Трибунале, пытаясь лишить народ возможности думать о них, как о героях. Россия смотрела на это снисходительно, надеясь усилиями министра А. Козырева тоже найти своё место в ряду западных держав. В 1999 г. Балканы вновь стали эпицентром мировой политики: бомбили Сербию и Черногорию за непослушание, упрямство и нежелание подчиниться планам НАТО. Именно тогда Россия впервые за десятилетие возвысила голос в поддержку сербов, но не смогла выдержать строгий тон и уступила давлению Запада.

http://pravoslavie.ru/52987.html

Николай Черногорский — Николай Петрович Негош (1841–1921), князь Черногории, поддерживавший тесные отношения с Сербией и стремившийся усилить и расширить Черногорию за счет Герцеговины. 386 Нерешительность и медленность великих держав — зажгло и двинуло войну. — Во время берлинского совещания «трех канцлеров» (см. с. 470) был принят составленный А. М. Горчаковым документ, получивший название «Берлинского меморандума». Державы требовали от Турции прекращения на два месяца военных действий против восставших и проведения реформ. Они также объявляли о том, что, в случае если умиротворение не будет достигнуто, они дополнят дипломатическое воздействие «заключением соглашения для проведения действенных и соответствующих интересам общего мира мероприятий». Франция и Италия присоединились к меморандуму, но Англия, противодействовавшая русской политике и поддерживавшая Турцию, отказалась его подписать. Меморандум предполагалось вручить турецкому правительству 30 (18) мая. На протяжении всего мая газеты сообщали о происходивших в Турции сильных массовых волнениях фанатически настроенных непримиримых националистов, требовавших отклонить условия европейских держав, отозвать русского посла Н. П. Игнатьева и т. п. Поступали слухи о возможности государственного переворота. В ночь с 29 на 30 (н. ст.) мая султан Абдул-Азис был свергнут, а на престол вступил Мурад V, ставший орудием в руках мусульман-фанатиков и военной партии. Дирижером всех этих событий русские газеты считали Англию. В связи с переворотом вручение меморандума было отсрочено для того, чтобы не создавать новому турецкому правительству с самого начала затруднений. В апреле 1876 г. вспыхнуло восстание в Болгарии, которое подавлялось со страшными жестокостями. С конца мая сведения об этих событиях стали появляться в русских газетах, а в конце июня стали одной из ведущих тем; неоднократно называлась цифра 60 000 убитых болгар (значительно преувеличенная). Башибузуки — солдаты нерегулярной турецкой армии (конницы и пехоты), которых вербовали среди самых отсталых, диких и воинственных племен, проживавших на территории Турецкой империи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Поэт отличается от обычного человека тем, что смотрит за пределы нашей мерзейшей планеты, стремится приблизиться к замыслу Творца о творении, в котором нет месту сущностным противоречиям нашего мира. Борьба и единство противоположностей Представление о том, что мир, как мы его знаем, держится на постоянной борьбе противоположностей, в европейской традиции восходит к Гераклиту. Для христианства — особенно это ярко выражено у преподобного Максима Исповедника — важен тезис о перманентном перетекании наслаждения в страдание и наоборот, и о том, что выбраться из этого колеса сансары можно только через смерть — благую со Христом или злую без Него. Петр Негош как бы совмещает космологию Гераклита с аскетическим учением Максима, говоря о борьбе как универсальном описании того, что происходит с миром и человеком после грехопадения: в нем душа воюет вечно с телом, в нем воюет море с берегами, в нем с теплом воюет вечно холод, в нем воюет ветер буйный с ветром, в нем воюет дикий зверь со зверем, в нем один народ с другим воюет, человек воюет с человеком, в нем воюют вечно дни с ночами, в нем воюют духи с небесами. Тело стонет под душевной силой, и душа трепещет зыбко в теле, стонет море под небесной силой, небеса трепещут зыбко в море, и волна волну, поправши, гонит, обе разбиваются о берег. В мире нет счастливых, нет довольных, нет миролюбивых, нет спокойных. «Горный венец» Однако, если борьба — это основной закон грехопадшего мира, то нужно этот закон повернуть себе на пользу. Если невозможно не бороться, то нужно бороться с самим законом, с самой неправдой космоса, происхождение которой — одновременно и в метафизическом «прошлом» мира, и внутри человека: Человек способен те законы, если думает о Божьей правде, без излишних различать усилий; но и дух проклятый, сатанинский о себе не раз напомнит людям. Та борьба меж правдой и неправдой, что три дня все небо сотрясала, с силою невероятной будет отпечатана у человека в сердце — раб он горечи и колебанья. «Луч микрокосма» Что это за битва, которая три дня сотрясала небо, мы скажем ниже, а здесь для нас важно, что та же самая борьба одновременно происходит в человеческом сердце.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-bog...

П. поддержал серб. восстание Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи ), к-рый призвал черногорцев выступить вторым фронтом против осман на Таре. Победы Карагеоргия у Сеницы и Суводола вдохновили черногорцев, васоевичей и брдчан выступить в поддержку восстания в Сербии - они смогли задержать выдвижение турок из Скендерии и Герцеговины. Хорошие отношения между П. и кн. Милошем Обреновичем (см. в ст. Обреновичи ) установились в сер. июля 1815 г. и продолжались до убийства Карагеоргия, к-рое владыка расценил как варварское злодеяние. В последние годы жизни П. составлял историю Черногории, посмертно вышла «Краткая история Черногории» (Кратка ucmopuja Црне Горе//Грлици: Календар црногорски за годину. У Цphoj гори, 1835). Он собрал богатую б-ку, в к-рую входили книги на разных языках (французском, итальянском, русском) и много сочинений по философии и естественным наукам. Почитание Согласно составленному митр. Белградским Михаилом (Йовановичем) Житию (Служба иже во святих отцу нашему митрополиту богомудрому господарю черногорскому Петру I чудотворцу Цетиньскому. М., 1895), после смерти П. явился во сне неск. людям и просил освободить его тело от гроба. Преемник Петр II (Петрович-Негош) 18 окт. 1834 г. велел открыть его захоронение и поставить мощи в храме Цетинского мон-ря. Мощи П. были обретены нетленными: несмотря на сохранившиеся черные волосы (хотя было известно, что в конце жизни владыка был седым), в пользу идентификации останков говорили высокий рост и следы от перелома на правой руке. Об обретении мощей митр. Петр II сообщил в специальном воззвании, в к-ром владыка сравнивался с ап. Петром и провозглашался защитником черногорцев. Уже в 1835 г. мощам поклонилось более 15 тыс. чел. Вскоре в честь П. были составлены тропарь и кондак: составителями могли выступить Перо Станков Чиркович из Котора († 1849), митр. Петр II, цетинский архим. Петроний (Луянович) или группа авторов (обзор мнений см.: 1965. С. 173). Службу с каноном и Житие П. составил митр. Белградский Михаил (Йованович) на основании сведений, предоставленных архим. Митрофаном (Баном ; впосл. митрополит Черногорский): они были изданы в составе «Дополнительного требника» (Нови Сад, 1887).

http://pravenc.ru/text/2580350.html

Газета " Вечерний Тбилиси " ], Россия аннексировала Грузию в нарушение договора 1783 года " Георгиевского Трактата " [http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/georgia.htm ] о присоединении Грузии на вечные времена к России и Династия Багратионов влилась в российскую аристократию, хотя, как пишет Саргис, и не забывала своего особого происхождения [в Грузии вопрос о Багратион никогда не стоял]. Багратионы не приняли титул " светлейших князей Багратионов " , предложенный им Россией. Из этого, конечно, никак нельзя заключить, что статус Багратионов каким-либо образом понизился. Напротив, они как бы подчеркнули, что верно служа Всероссийским Императорам, они в то же время продолжают себя считать Царским Родом и желают сами регулировать правила своего титулования. " Источник:- - Георгиевский трактат С самого начала нужно сказать, что не все королевские дома требуют, чтобы их члены вступали в равнородные браки, с тем чтобы передать своему потомству династический статус, например, Великобритания не требует равнородных браков. За исключением России, многие Православные монархии Европы также не требовали равнородных браков: среди них Грузия (Дом Багратионов), Имеретия (Дом Багратионов), Сербия (Дом Карагеоргиевичей), Черногория (Дом Петровичей-Негош), а также последние поколения Греческой и Болгарской Династий. Требование равнородства (по-немецки - Ebenbuertigkeit ), - германское понятие, в основном применяемое ко всем германским династиям, включая Габсбургов (и другие владетельные Дома, правившие многочисленными княжествами Священно-Римской Империи до упразднения таковой в 1806 году) и Гогенцоллернов (также и другие династии, правившие в королевствах, княжествах, великих герцогствах и герцогствах Германской Империи). - РОССИЙСКОЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ] Понятие морганатических браков отсутствовало в российском законодательстве вплоть до 1820 года:- 1. Акт о престолонаследии 1797 г. закрепил полусалическую (австрийскую) систему престолонаследия. 2. в 1820 году дополнен требованием равнородности.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/03/v_...

Никитский Александр Васильевич (1859–1921), филолог-классик, археолог, магистр (1895), доктор (1901) греческой словесности, член-корр. Петербургской АН (1902), академик РАН (1917). Преподаватель греческого языка в Одесской духовной семинарии (с 1882), приват-доцент (1886–1899) историко-филологического ф-та Новороссийского ун-та, секретарь его Историко-филологического об-ва (1899), профессор Юрьевского ун-та (1896–1901). Профессор (1902–1908), секретарь (1904–1906), декан (1906–1908) историко-филологического ф-та М.у., попечитель Оренбургского учебного округа (1908–1911). С 1911 жил в Петербурге, причислен к Мин-ву нар. просв., член Ученого к-та Мин-ва нар. просв. (с 1914). Преподаватель в Петербургском историко-филологическом ин-те (с 1912), одновременно, приват-доцент историко-филологического ф-та Петербургского ун-та (1912–1915), преподаватель Петроградского женского педагогического ин-та (с 1914), профессор Петроградских ВЖК (1917–1918), действ. член (1920), с 1921 зав. разрядом археологии греческих колоний Юга России РАИМК; Никола I Петрович Негош (1841–1921), князь (1860–1910), король (1910–1918) Черногории. Поэт и драматург, почетный член Петербургской АН (1889); Николаева, слушательница историко-философского ф-та МВЖК; Николай I Павлович (1796–1855), российский император с 1825; Николай II Александрович (1868–1918), российский император (1894–1917), расстрелян вместе с семьей в ночь с 16 на 17 июля 1918. Канонизирован РПЗЦ (1981), РПЦ (2000); Николай (Никольский), священник в селе Красном, Рыбинского уезда; Николай Михайлович (1859–1919), великий князь, историк, археограф, коллекционер, меценат, ген.-лейтенант, ген.-адъютант, почетный член Петербургской АН (1898), доктор русской истории (1915), доктор философии (Берлинский ун-т), почетный член Французской АН. С 1885 служил в Кавалергардском полку, затем командовал полком и бригадой на Кавказе. Председатель РИО (1910–1917) и Русского географического об-ва (1892–1917). Весной 1918 выслан в Вологду, затем переведен в Петроград. Расстрелян 24.01.1919;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010