Последним черногорским владыкой был знаменнтый Петр Петрович II Негош (1830–1851 гг.), гениальный сербский поэт; а преемник его, племянник Даниил Петрович был первым светским наследным князем Черногории, при котором от светской власти государя отделена была духовная власть митрополита, оставшегося только предстоятелем поместной православной церкви с титулом митрополита черногорского, бердского и приморского. С 1860 г. и доселе правит Черногорией племянник убитого в Которе князя Даниила I князь Николай I, при котором не только в политико-государственном отношении Черногория достигла известной доли внешнего величия и внутреннего благоустройства, но и в церковных делах получила теперь необходимый и давно желанный канонический порядок. Что касается положения церкви в древней Зете и позднейшей Черной Горе, то исторические ее судьбы, внешние и внутренние ее отношения, до момента новейшего ее переустройства, могут быть представлены в следующих общих и кратких чертах. Со времени учреждения св. Саввой самостоятельной архиепископии в древней Сербии (в 1219 г. или 1221 г.) подчинена была ей вместе с другими вновь учрежденными епископиями, и епископия в Зете, которая, несмотря на все исторические испытания в особенности в период турецких завоеваний и господства на Балканском полуострове, неизменно продолжала существовать, то суживаясь в своих внешних границах, то возвышаясь в своем церковно-административном значении. На степень митрополии зетская епископия возвышена была в 1346 г., когда учреждено было сербское патриаршество (в Печи, в нын. Старой Сербии) ; при сербском царе Стефане Душане (Сильном). Кафедра зетского митрополита тоже переносилась с места на место, пока не установлена была в 1485 г. в Цетинье (сперва была в монастыре св.архангела Михаила на Дрене, что в нын. Подгорице 3 , потом – со времени венецианских завоеваний в Боке с конца XIY в. – в монастыре Пречистой в Крайне, а после турецких завоеваний у венецианской республики в Крайне в 1478 г. – в монастыре св. Николая на о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

Преемник Петра I Петровича , его племянник Пётр II Петрович Негош, в Станевичах написал свою религиозно-философскую поэму «Луч микрокосма». Посещали монастырь сербские просветители Досифей Обрадович и Вук Караджич. В 1837 году, при размежевании границы с Австрийской империей, Пётр II Петрович был вынужден продать австрийцам здания монастыря, находившиеся на австрийской территории. Австрийцы превратили монастырь в крепость, защищавшую их территорию от черногорцев. В 1869 году, во время антиавстрийского восстания в Приморье и Боке-Которской, жители общины Побори заняли монастырь, но при подавлении восстания ушли из него, взорвав оборонительные сооружения, которые с тех пор не восстанавливались, а монастырь оказался заброшен. Руины монастыря значительно пострадали от землетрясения 1979 года. Современное состояние [ править править код ] В 1994 года к монастырю был проложен насыпной автомобильный путь и начато восстановление монастырской жизни в Станевичах. Монастырский комплекс состоит из церкви Святой Троицы, церкви Святого Георгия, монастырских жилых помещений и здания хозяйственного назначения. Святыни [ править править код ] В монастыре хранятся частицы мощей 25 святых и мучеников со II по XX век. Монастырская ризница насчитывает ряд ценных рукописей и печатных книг, архивных документов, старых фотографий, икон, сосудов, облачений и т.д. Из старого иконостаса сохранились только две иконы, которые находились в церкви в соседнем Побори во время землетрясения 1979 года. Это иконы Богородицы со Христом и Святой Троицы иконописца Максима Туйковича 1728 года. Посмотреть иконы Туйковича из старого иконостаса на сайте Бококоторской живописной школы Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 85310 Будва, Побори, Черногория Проезд: Монастырь находится рядом с селом Побори, в районе Будвы. Чтобы добраться до монастыря Станевичи, лучше воспользоваться автобусом или такси. Сначала нужно ехать по дороге Будва — Цетине — Подгорица до поворота, а затем пройти пешком по сказочно красивым горным местам. Здесь, любуясь живописной природой и вдыхая чистейший горный воздух, туристы увидят монастырь. Также в монастырь можно проехать на мотороллере или велосипеде.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Адрес: 81410 Даниловград, Черногория Проезд: Монастырь св. Димитрия Солунского находится в непосредственной близости возле новой дороги, ведущей от Даниловграда в монастырь Острог . У дороги стоит указатель «Кадича Боан, монастырь св. Дмитрия, 200 метров». Телефон: +381 68 800 890 Подробнее... Монастырь Верхние Брчелы [ править править код ] В одной из высокогорных деревень черногорской местности Црмница на высоте более 1000 м над уровнем моря расположился монастырь Верхние Брчелы. И хотя он был построен здесь еще в эпоху Балшичей, местное население долгое время называло его «монастырем Петровича» в честь владыки Данило I. Дошедшие до нашего времени легенды гласят, что монастырь в Верхних Брчелах был построен еще в период правления Балшичей, однако, монастырская церковь Покрова Пресвятой Богородицы появилась гораздо позже — ее построил черногорский митрополит Данило I Петрович в XVIII веке. Он использовал этот монастырь, тогда он был мужским, в качестве своей зимней резиденции, и в народе с тех пор эту обитель именовали не иначе как «монастырь Петровича». Адрес: 81305 Вирпазар, Черногория Проезд: Монастырь находится в муниципалитете Бара, в селении Верхние Брчелы возле города Вирпазар. Телефон: +382 069 015 982 , +382 20 712 821 Подробнее... Монастырь Нижние Брчелы [ править править код ] Монастырь Нижние Брчелы — мужской православный монастырь в Черногории, расположенный в Црмницкой нахии, в 10 км от города Бар, у одноимённого села. В исторических источниках часто упоминается, что монастырь был построен в XIV-XV вв. Согласно преданию, храм Святого Николая был построен Еленой Балшич, дочерью святого князя Лазаря Хребеляновича, в начале XV века. На протяжении всей своей истории монастырь являлся духовным, политическим и культурным центром Черногории. Монастырский храм свт. Николая считался главным храмом — собором Црмницкой нахии. Кроме того, этот монастырь играл роль и образовательного центра в этой области — Петр II Петрович Негош основал здесь первую восьмилетнюю сельскую школу.

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(мо...

Градиште был приписан к монастырю Дечаны. Когда венецианцы разорили монастырь Ратац, ратачские монахи перешли в Градиште. Монастырь был ближайшим к старой турецкой границе и для защиты от постоянных нападений турок был окружен крепостной стеной с бойницами и высокой башней, развалины которых сохранились до сих пор. Адрес: 85300 Петровац, Черногория Проезд: на пути следования адриатической магистрали между селениями Петровац и Булярица (в 4 км от Петроваца, вблизи дороги на Бар) Телефон: +382 33 461 288 , +382 69 867 271 Электронная почта: pavle.kalanj@gmail.com Подробнее... Монастырь Добриловина [ править править код ] На территории национального парка Дурмитор находится несколько старинных монастырей, но самый известный среди них — это православный монастырь Добриловина, построенный здесь в XVI веке в честь святого великомученика Георгия. В Средние века данная монашеская обитель была главным религиозным центром в долине реки Тара — Потарье. Монастырь впервые упоминается в 1593 году в документах турецких властей, когда они разрешили отремонтировать разрушенную церковь святого Георгия, поэтому исследователи делают вывод о том, что монастырь был основан гораздо раньше. По народному преданию, церковь была возведена на пожертвования Неманичей и считается одной из «задужбин» этой царской династии. Адрес: 81215 Dobrilovina, Черногория Телефон: 68 023 303 +38268023303 Проезд: Монастырь расположен в муниципалитете Мойковац возле села Нижняя Добриловина в долине реки Тара, на левом ее левом берегу, на границе с муниципалитетом Жабляк. Подробнее... Монастырь Добрска Челия/Добрская Келья [ править править код ] Добрска Челия (Добрская Келья) — небольшой черногорский монастырь, возникший на месте отшельнической кельи Цетинского монастыря, которая была построена в уединенном месте горной долины в XV веке во времена правления Ивана Черноевича. Келья в Добрско Село первоначально использовалась монахами Цетинского монастыря для отшельничества или прохождения монашеского искуса. По некоторым свидетельствам, здесь обучался Данило Петрович — будущий владыка Черногории. В память об этом в 1842 году Петр II Петрович Негош основал при монастыре Добрска Челия первую народную школу, которая просуществовала до 1912 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(мо...

Поскольку в свое время он не окончил гимназию, то, чтобы получить право преподавать в богословии, ему пришлось сдавать экзамены за седьмой и восьмой классы и экзамен на аттестат. Экзаменационная комиссия, по свидетельству одного из ее членов, " слушая изложение о Христе, была потрясена, и никто уже не задавал вопросов " . Однако прежде чем он стал преподавателем богословии, митрополит Димитрий направил молодого иеромонаха в Россию, где отец Николай провел год, путешествуя по бескрайним русским просторам, знакомясь с церковной жизнью и святынями, познавая душу русского человека. В этот период им был написан один из первых значительных трудов — " Религия Негоша " .Став младшим преподавателем Богословии святого Саввы в Белграде, иеромонах Николай читал лекции по философии, логике, психологии, истории, преподавал иностранные языки. Но рамки семинарии были тесны для него, стены аудиторий не вмещали всех сокровищ приобретенных им знаний. Молодой ученый священник начинает писать, выступать, печататься, читать свои блестящие проповеди в церквях Белграда и по всей Сербии. Как правило, он говорил на простые житейские темы, но говорил так, как не говорил никто прежде, его слова потрясали интеллигенцию и народ Сербии. Одновременно с этим иеромонах Николай публикует в церковных и литературных журналах свои проповеди и исследования о Негоше, Ницше, Достоевском и статьи по многим философско-богословским проблемам. Негош Петр Петрович (1813–1851) — выдающийся черногорский поэт, мыслитель, государственный деятель и духовный руководитель. Известен в истории как Петр II Петрович. Поэзия Негоша продолжала традиции сербского народного героического эпоса. Бокеляне — жители области Бока Которска, расположенной на черногорском побережье. Патриотизм владыки Николая Своими сильными выступлениями на религиозные, церковные и национальные темы он заслужил уважение многих патриотов в тогдашней демократической и свободомыслящей Сербии, но одновременно у него появляются враги и завистники. Не только вся Сербия и Белград говорили о молодом иеромонахе и ученом проповеднике Николае.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

11) И. В. Чельцов , с 1856 г. Воспитанники Состав академических курсов образуется из лучших семинарских воспитанников, присылаемых для высшего духовного образования, по выбору местного начальства. Самая большая часть воспитанников поступает из семинарий – преимущественно С.-Петербургского округа; остальные из прочих учебных округов, исключая отдаленные семинарии. Сверх этого, по распоряжению высшей власти, допускаются к слушанию академических уроков единоверные иностранцы из греков и южных славян: так с 1822 г. обучался в низшем отделении академии Константин Пуговин, бессарабский дворянин, по происхождению грек из Эпира. – В 1825 г. Черногорский митрополит Петр Петрович Негош, предназначая племянника своего Георгия Петровича в преемники архипастырского своего престола, прислал его в С.-Петербург для образования и усовершенствования в основаниях православной Веры в одном из дух. училищ: Государь Император Александр Павлович, по докладу об этом г. управляющего министерством иностранных дел, Высочайше повелел принять его в С.-Петербургскую Дух. Академию для обучения, с выдачей ему на содержание 2000 руб. в год из Государств. казначейства; но когда оказалось, что он не знает никаких предварительных наук, не знает даже никакого языка систематическим образом: то, для основательнейшего наставления его в истинах Веры, признано необходимым обучить его предварительно, сколько можно, кратко, но достаточно, росс. грамматике, географии, математике, риторике, логике, метафизике, и потом уже наставлять в истинах христианской правосл. Веры и церковной истории. Труд этот разделен был между двумя академ. бакалаврами и продолжался до 1829 г.; но в этом году, по нежеланию Георгия Петровича оставаться в дух. звании, он, к прискорбию дяди, лишен права на звание наследника Черногорского владыки: вместе с этим и обучение его в академии окончилось. – В 1845 г., по просьбе Валахского митрополита Неофита, блаженной памяти Государь Император Николай Павлович Высочайше соизволил, разрешить ему прислать в наши дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С 1951 года святитель Николай поселяется в русском Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Канаане, в Пенсильвании, и становится преподавателем Свято-Тихоновской семинарии, где читает лекции по догматическому и пастырскому богословию. Студенты семинарии и насельники монастыря чтили святителя как отца, а он отвечал им искренней любовью. Святитель Николай благословляет маленького ребенка во время своего визита в Лондон в начале 1950-х гг. В Свято-Тихоновской русской семинарии. Пенсильвания, США Все свободное от работы в семинарии время владыка Николай посвящал научным и литературным трудам, которые представляют собой самую выдающуюся и богатую сторону его деятельности во время пребывания в Америке. Именно здесь лучше всего проявились данные ему от Бога таланты: широта знаний, ученость и трудолюбие. Он писал много, постоянно и по различным вопросам. Его перо не знало отдыха, и часто случалось так, что он одновременно писал несколько работ. Святитель оставил богатейшее литературное наследие. Осенью 1955 года скончался ректор Свято-Тихоновской семинарии епископ Иов. Преподавательская корпорация избрала его преемником владыку Николая. Он был утвержден в этой должности и это вызвало резкое неприятие в Сербской Церкви в Америке. Его подозревали в желании сменить церковную юрисдикцию. Эти сплетни очень огорчили святителя: несмотря на долгое пребывание в эмиграции, он оставался горячим патриотом и верным сыном Сербской Церкви. 18 марта 1956 года рано утром в воскресенье, святитель отошел ко Господу. За день до своего упокоения он отслужил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Таин. Из монастыря святителя Тихона тело отца Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либертвилле и 27 марта 1956 года похоронено около алтаря храма в присутствии большого количества сербов и других православных верующих из всех уголков Америки. В Сербии известием о кончине владыки Николая во многих церквях и монастырях звонили колокола и служились поминовения. 1 Негош Петр II Петрович (1813–1851) – правитель Черногории, митрополит Черногорский и Бердский. Государственный деятель, реформатор, способствовал превращению Черногории в независимое современное государство. Автор многих поэм и стихотворений. Считается самым выдающимся поэтом сербской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

§ Живое Предание Тимур Щукин Публицист, патролог, философ. Выпускающий редактор журнала Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая». Собор Трех Святителей: четыре загадки праздника Тимур Щукин Как почитали Трех Святителей до XI века? Почему идея праздника пришлась ко двору новому императору? О чем спорили почитатели Трех Святителей и почему их нужно было мирить? На эти вопросы отвечает патролог Тимур Щукин. Девять книг святителя Григория Турского Тимур Щукин В конце труда «История франков» свт. Григорий Турский умоляет преемников «не допустить, чтобы его книги были уничтожены или заново написаны». Разбираемся, насколько потомкам удалось исполнить завещание святителя. Пять богословских идей Петра II Петровича Негоша Тимур Щукин Митрополит Петр Негош — политик, превративший Черногорию в маленькое, но полноценное государство, — поэт мировой величины, один из столпов сербской культуры. Но мы поговорим о владыке как о богослове. Как русскому стать святым Тимур Щукин Есть такое клише: русской мысли свойственно внимание к народному началу. Священномученик Фаддей (Успенский) вполне этому клише соответствует. Но в его случае внимание к этническому измерению социального бытия — следствие богословской позиции. Патриарх Геннадий Схоларий: Церковь в ожидании турок и под турками Тимур Щукин Геннадий Схоларий был первым патриархом «новой реальности». Он предчувствовал приход турок, но во главу угла ставил все же не «встречу с другим», не «диалог культур», а самобытность христианской общины, самобытность Церкви. Преподобный Анастасий Синаит и «свои чужие» арабы Тимур Щукин Во время жизни преподобного Анастасия Синаита христианский Восток подвергся новому испытанию — нашествию арабов-мусульман. Об арабах святой пишет часто и подробно — и как о личностях, и как об обезличенной силе. Святитель Николай Японский: быть верным Родине, даже если она не права Тимур Щукин Дихотомия «свой — чужой» для христианина подвижна: один и тот же человек может быть и своим, и чужим в течение одного мгновения. Каждый может оказаться чужим самому себе, когда грешит, когда отпадает от Христа.

http://blog.predanie.ru/article/writer/t...

613 Граф Орлов-Давыдов А.А., член Гос. Думы. Лазарет оборудовала его жена Фекла Георгиевна Орлова-Давыдова, урожд. бар. Сталь 614 Знаменитый роман американской писательницы Элизабет Уэзерелл (1819–1885) «Большой, большой мир» (1851) 617 Джигитовка – это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади, первоначально существовавшие у кавказских горцев и казаков. Конвойцам были присущи высокое искусство джигитовки и стрельбы с коня. Выстрелить метко в цель при скачке на полном карьере (ход у лошади – быстрый галоп) или нагнувшись с седла к земле и чертить по ней рукой могли даже самые молодые. Более же опытные скакали сидя задом, лежа спиной поперек лошади, стоя на седле ногами или на голове. Особым шиком считались скачки стоя на двух лошадях, или когда на спине одного конвойца стоял еще один товарищ. 619 Форма казаков Конвоя состояла из черкески – верхней мужской одежды, распространенной в прошлом у многих народов Кавказа и у кубанских казаков. Черкеска представляет собой распашной однобортный кафтан без ворота, из домотканого или фабричного сукна, чаще всего черного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен. Рукава длинные, широкие. По обеим сторонам груди на черкески нашиваются газыри и кожаные гнезда для деревянных трубочек, куда раньше вкладывались ружейные патроны. 620 Канин – Котохито Канин, японский Принц, двоюродный брат японского Императора. Посетил Россию в ноябре – декабре 1916 г. 623 Никола I Петрович Негош (1841 – 1921), В 1860 – 1910 гг. князь, в 1910 – 1918 гг. Король Черногории; из династии Негошей. 624 Петр I Карагеоргиевич (1844 – 1921), Король Сербии. С началом мировой войны 70-летний король сложил с себя власть в пользу своего сына – Принца Александра I, главнокомандующего 1-й Сербской армией, ставшего по конституции Принцем-регентом Сербии. 627 Тэффи (псевдоним; настоящая фамилия Лохвицкая, по мужу Бучинская) Надежда Александровна (1872, Петербург – 1952, Париж), русская писательница. 630 Малахитовый зал Зимнего дворца. Расположен в его северо-западной части. Создан в 1840-х гг. (архитектор А. П. Брюллов). Отделан малахитом, обработанным мастерами Петергофской гранильной фабрики. В июле – октябре 1917 г. в Малахитовом зале происходили заседания Министров Временного правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При правлении владыки Петра II Петровича Негоша Цетинский монастырь значительно расширяется, но его все равно перестает хватать для светской деятельности черногорского правителя. Поэтому в этот период резиденция главы государства переносится за пределы монастыря. Последняя перестройка монастыря, определившая его нынешний облик, произошла в 1927 году, когда была построена новая митрополичья резиденция. Главная монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. Здесь хранятся основные святыни монастыря: ковчег с мощами Святого Петра Цетинского (Петра I Петровича Негоша), десница Святого Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), частицы Святого Креста Господня. Интерес представляет и церковный иконостас — он полностью вырезан из дерева. Иконы написаны либо Николаем Аспиоти с острова Корфу, либо братьями Джиновски из Македонии — единого мнения у исследователей нет. Место главной иконы занимает образ Петра Цетинского, хотя сама церковь посвящена Рождеству Богородицы. В церкви похоронены Данило I Петрович Негош и его брат воевода Мирко. На месте старого монастырского комплекса сейчас стоит придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая также является частью современного Цетинского монастыря. Прочие достопримечательности монастыря: могила вдовы Данило I Петровича — Даринки, келья Святого Петра Цетинского с частицей мощей Святого Феодора Стратилата, корона короля Святого Стефана Дечанского, епитрахиль Святого Саввы I, старинные облачения черногорских митрополитов, собрание рукописных и печатных книг XIII-XIX веков. Монастырь является действующим мужским монастырем Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви, здесь служит более 10 монахов, проводятся регулярные службы. Источник Цетинский монастырь обладает одной из самых богатых и значительных сокровищниц в Черногории. В музее обители хранятся трость и печать Ивана Црноевича с его гербом, Особенно ценным считается сборник рукописи датирующийся XIII-XVIII веками. Среди экспонатов выделяется Дивошево евангелие, рукопись 1350 года писанное для боснийского правителя Дивоша Тихорадича.

http://sobory.ru/article/?object=07374

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010