Церковь святителя Василия Острожского (Никшич) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Василия Острожского (серб. Саборна црква Светог Острошког) построена в конце XIX века. Относится к Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Соборная церковь святого Василия Острожского, нареченная в честь самого главного черногорского святого, была построена в конце XIX века, сразу после обретения страной независимости от власти Османской империи, и стала настоящим символом свободной Черногории, посвященным памяти всех воинов-героев, павших в кровопролитной борьбе за национальную независимость. Инициатором возведения собора выступил Никола I Петрович Негош. Строительство церкви продолжалось в период с 1895 по 1900 годы. Деньги на строительство этого храма выделил российский император Александр III, проектированием также занимался русский мастер — архитектор Михаил Тимофеевич Преображенский, поэтому неудивительно, что собор оказался выдержан в стилистике русского модерна. Основание церкви святого Василия Острожского имеет форму креста, ко входу ведет широкая лестница, что дополнительно подчеркивает монументальность строения. Фасадные украшения — работа мастера Милоша Лепетича. Внутреннее убранство отделано дорогими сортами мрамора, иконостас состоит из русских икон — подарка богатого грека Андрея Сингроса, сделанного им в 1899 году. По бокам храма установлены памятные доски с именами черногорцев, погибших в освободительных войнах 1875-1880 годов. После Первой Мировой войны на колокольне церкви были установлены большие часы с циферблатом диаметром 2,36 м. Престольные праздники [ править править код ] Василий, святитель, митрополит Острожский - 12 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: Саборна црква св. Острошког, Никшич, 81400, Черногория Проезд: Храм находится на холме Петрова Главица, недалеко от королевского дворца Николы I. Телефон: +382 40 214 820 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Уже в 1716г. (по другим данным - в 1717г.), в день Благовещения, произошла новая битва черногорцев с турками у села Тернине. В этом сражении черногорцы одержали победу. В 1718г. черногорцы приняли участие в войне венецианцев с турками, напав на города Бар и Ульцинь. 21 июня 1718г. был заключен Пожаревацкий мир между Турцией с одной стороны и Венецией и Австрией с другой. По нему венецианцы получили приморские земли Грбаль, Маини, Браичи и др., ранее принадлежавшие Черногории. Владыке удалось лишь отстоять свою церковную юрисдикцию над этими землями, где находились древние православные монастыри Подмаина, Станевичи, Ластва Грбальска. В 1718г. митрополит Даниил добился от венецианского сената подтверждения прав православных в Боке Которской. В 1719г. Печский патриарх Моисей (Райович-Чурла), во время своего посещения Черногории, рукоположил в епископы племянника Даниила – архимандрита Савву (Петровича-Негоша), которого черногорский митрополит наметил в свои преемники. Долгое правление Саввы (1735-1781) показало, что выбор владыки Даниила был неудачен. Владыка Савва был полной противоположностью своему энергичному дяде. Он был скромным пастырем, не отличавшемся твёрдостью характера и решимостью вести свой народ по пути полного освобождения от турецкой зависимости. При нём большое влияние приобрёл его двоюродный брат Василий. Митрополит Даниил умер 4 января 1735г. в монастыре Подмаина в Будве, где и был похоронен в малой Успенской церкви. В 1747г. в этом монастыре была построена Большая Успенская церковь, прах владыки перенесли в нее. Отсюда в 1856г. останки были перенесены в Цетинье, где и покоится сейчас в небольшой открытой часовне на горе Орлиный крест. Владыка Даниил был один из самых выдающихся сербских архипастырей. Он рассматривал себя не только наследником зетских митрополитов, но и наследников династии зетских господарей Черноевичей. Иногда он подписывался: «Даниил, воеводич сербской земли». Он был твердым защитником Православия. О нем которский бискуп Марин Драго писал: «Он агрессивен, и если светские власти не воспрепятствуют ему, то католицизм в дальних краях его епархии попадет в очень большую опасность.» Именно владыка Даниил заложил фундамент полной черногорской независимости, которой добился Св. Петр Цетиньский и официально подтвердил черногорский князь Николай I.

http://pravoslavie.ru/39870.html

Ризница обители также хранит множество русских икон, плащаницу – подарок императрицы Екатерины II, митры-короны черногорских властителей-митрополитов, удивительной формы колокола, найденные в Скадарском озере (видимо, некогда спрятанные на дне его во время очередного турецкого нашествия), редкие рукописные и первопечатные книги, старейшая из которых – Октоих – была напечатана еще в 1493 году и теперь известна по всей стране. Впрочем, у этой широкой известности есть и оборотная сторона – близ Цетинье стоит кафе «Октоих»! Кто бы мог до подобного додуматься в здравом уме? Еще одна гримаса надвигающегося на Черногорию бездумного капитализма... В монастырском храме в Цетинье хранится одна из главных святынь христианского мира – десница (правая рука) Иоанна Крестителя. Некогда владевшие ею католические рыцари-мальтийцы после того, как Наполеон изгнал их с острова, а император Павел I взял их под свою защиту, подарили ее своему новому магистру – православному русскому государю – вместе с частицей Животворящего Креста Господня. После революции обе святыни оказались за пределами России и в конце концов были переданы митрополитом Антонием (Храповицким) Сербской Православной Церкви, которая до сих пор хранит их (монастырь в Цетинье – сербский, и Черногорская Церковь все старается его у нее отвоевать). Десница Предтечи и частица Святого Креста открыты для поклонения всего сорок дней в году, и только по просьбе русских паломников радушные сербы всегда открывают эти святыни для поклонения. Покоятся они на мощах святого Петра I Цетиньского, того самого воина-митрополита, один вид которого на поле брани приводил в ужас турок. Этот владыка-полководец – один из самых почитаемых в Черногории святых. Почитаются в Черногории и преподобная Петка (память 14 октября), и святой Василий Острожский (память 29 апреля), Петр I Петрович Негош, князь и митрополит Цетинский (Цетиньский), включен в святцы Русской Православной Церкви и почитается в соборе Петербургских святых (3-я неделя по Пятидесятнице). Прелюдия к главе 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высшим законодательным органом по вопросам веры, богослужения, церковного устройства и внутренней организации Церкви является Святой Архиерейский Собор (священный Синод Иерархии). В состав Собора входят все епархиальные архиереи под председательством Патриарха. Его решения признаются действительными, если при их принятии на заседании Собора присутствует более половины епархиальных архиереев. Постоянно действующим высшим исполнительным органом Церкви является Святой Архиерейский Синод (Постоянный Священный Синод, Патриарший Совет), в который входят Патриарх и четыре епархиальных архиерея в качестве членов, избираемых Святым Архиерейским Собором на двухлетнюю работу, по два ежегодно, а также декан Богословского факультета СПЦ, два представителя от монастырей, один ректор семинарии, по одному представителю белого духовенства от каждой епархии, вице-председатели епархиальных советов, десять представителей от мирян. Упомянутые члены назначаются Св. Архиерейским Собором. Высшим судебным органом является Великий Церковный Суд СПЦ. ВЦС состоит из председателя, заместителя, двух членов — архиереев (членов Синода), двух протоиереев, двух их заместителей и одного референта в священном сане. ВЦС рассматривает вопросы лишения священного сана, отлучения от Церкви, споры церковно-брачные, пересматривает по жалобам решения Епархиальных церковных судов и проч. Непосредственным главой каждой епархии является архиерей. Органом епархиального самоуправления является Епархиальный совет. От 300 до 500 православных домов составляют приход. У священников СПЦ стало традицией объединяться в союзы. Начало этому положено в 1889 г. В СПЦ создано свыше 20 епархиальных объединений, которые охватывают 85 % всего числа православных священников. 6.2.3. Святые и святыни Сербской Православной Церкви Наиболее почитаемыми святыми Сербской Церкви являются святитель Савва, первый архиепископ Сербский, святитель Арсений — второй архиепископ Сербский (+1266), св. великомученик " Лазарь, царь Сербский, который пострадал во время сражения с турками в 1389 г., св. царевич Стефан Урош (+1370), святитель Василий Острожский (+1671), святитель Петр Цетиньский Чудотворец (митрополит Черногории Петр I Петрович-Негош, + 1830), преп. Стефан Пиперский (+1697), преп. Прохор Пчиньский мироточивый чудотворец (XI b.), святые сербские короли Симеон Неманя, Стефан Неманя, Давид и Владислав, а также новомученики Сербские, пострадавшие во время Второй мировой войны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

На Пасху 1764 (?) г. митр. Черногорский Василий (Петрович-Негош) рукоположил Д. во иерея. Вернулся в Далмацию, но вскоре из-за вспышки моровой язвы бежал в Косово. Здесь он перевел на народный серб. язык нек-рые толкования св. Иоанна Златоуста на Деяния святых апостолов и объединил их в сб. «Буквица» (1765), к-рый получил широкое распространение среди сербов. 2 месяца Д. прожил в мон-ре Драгович и через Корфу направился на Афон, но прибыл туда, когда иером. Евгений уже покинул Св. Гору. Святогорская атмосфера, борьба между болг. и серб. монахами за мон-рь Хиландар разочаровали Д. Через полгода он уехал через Патмос в Смирну, где стал учеником грека Иерофея. Из-за начала русско-тур. войны ему пришлось уйти, т. к. местные власти заподозрили в нем рус. монаха. Через острова Эгейского м., Грецию, Албанию, Венецию, Триест достиг Вены, где остался на 6 лет. Выучил нем., франц. и итал. языки, давал частные уроки. Посетил Италию, М. Азию, Молдавию и Львов. В 1782 г. в ун-те в Галле изучал философию, теологию и эстетику. Позднее переехал в Лейпциг с целью издать книгу на серб. языке, т. к. считал, что, «пока какой-либо народ не имеет книг на родном языке, он вынужден пребывать в темноте и варварстве». В 1783 г. на собственные средства издал 300 экз. автобиографии «Жизнь и приключения Димитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем» (Живот и Дuмumpuja нареченого у Дocumeja) и послание «Любезный Харлампий, здравствуй, Христос воскресе», в 1784 г.- «Советы здравого разума». Занимался распространением своих произведений в серб. общинах при помощи купцов. Неск. лет прожил в Англии, затем вернулся в Вену. С кон. 1787 г. полгода жил в Шклове (совр. Белорусия) у мецената С. Г. Зорича, где написал 2-ю часть Жития. Благодаря подаркам Зорича в 1788 г. в Лейпциге опубликовал выдержавшие множество переизданий «Басни» (Езопове и прочих разных баснотворцев, с различни jeзuka на славеносербски jeзuk преведени). Поддерживал реформы имп. Иосифа II и его политику по освобождению Балкан от османского владычества. Но в 1804 г., после начала 1-го восстания сербов против турок, разочаровался в венском дворе, выступившем против восставших. Д. поддерживал связь с серб. лидером Карагеоргием и возглавил серб. миссию при ставке рус. войск в Румынии. В 1807 г. переехал в Белград, где в 1808 г. организовал Высшую школу, на основе к-рой впосл. был создан Белградский ун-т, и богословскую семинарию. Занимал пост 1-го в истории Сербии министра просвещения, был членом Правительственного совета. Похоронен в соборной церкви Белграда.

http://pravenc.ru/text/180339.html

Страдавшие от турецких разорений черногорцы обра­щались по временам к России за материальной помощью. С 1715 г. черногорские владыки стали приезжать в Россию с просьбой о помощи и им была назначена даже постоянная субсидия. Владыка Василий Петро­вич в последний (третий) свой приезд в Россию и скончался в Петер­бурге в 1766 г. С начала XVIII в. все чаще являются в Россию чер­ногорцы и другие сербы то за пособием, то для поступления в русскую службу (Милорадовичи, Зоричи и др.). В конце XVIII в. у черногорцев, как и у других южных славян, явилась мысль о массовом переселении в Россию. Было несколько опытов такого массового пересе­ления, но в общем колонизация славян у нас не привилась. Об этом стоит пожалеть. Быть может, славянские колонисты приостановили бы в свое время движение к нам немецких колонистов, которые теперь беспрепятственно заняли обширные пространства нашего юга, внесли в жизнь коренного южнорусского населения чужеродные элементы, подарили нам, между прочим, штунду... 119 Журнал «Просвета» издается при содействии и под покровитель­ством черногорского митрополита. Подписка принимается в консистории цетиньской митрополии, годовая цена 3 гульдена. Журнал выходит ежемесячными книжками в объеме 2–2½ печатных листов. Журналы и газеты в обмен посылаются на имя редактора Иована Сундечича в Котор (Cattaro). 120 С 1888 г. русская субсидия женскому институту в Цстинье выдается в количестве 10.000 австр. гульденов; в том же году установлена пенсия служащим в институте за 10, 15 и 25 лет службы. 121 Очерк двадцатилетней деятельности женского цетиньского институ­та – в «Просвете», 1889, 12, стр. 396–418. 123 «Задушбинами» называются у сербов церкви и монастыри по обету построенные и облагодетельствованные на помин души. 124 «Владыками» управлялась Черногория с 1516 г., когда сын и пре­емник Ивана Черноевича Юрий удалился в Венецию, и до 1851 г., когда восстановлена была светская княжеская власть (с 1852 г. князь черно­горский Даниил I Петрович Негош, с 1860 г. князь Николай I).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Стефана (Стратимировича) , его преемника митр. Иосифа (Раячича) , архим. Никанора (Груича) ; митр. Черногорский Петр (Петрович Негош) тоже отказал в поддержке. Митр. Стефан еще в 1822 г., после опубликования Караджичем фрагментов перевода, обращался к австр. имп. Францу II, характеризуя перевод как «изопаченост и (т. е. искаженность и кощунство), и власти сочли его характеристики обоснованными. Впосл. Караджич осуществил 3 переработки (1835, 1845 и 1846-1847). Хотя общей концепции (замена славяно-серб. языка народным) он не менял, исправлял лишь отдельные места в плане «от диалектного к наддиалектному», сравнивал отдельные части своего перевода с греч. оригиналом и текстами Вульгаты, в чем ему помогали Копитар и Ф. Миклошич , а также с рус., болг., нем. переводами. Переработанный вариант издан в 1847 г. в Вене, без одобрения СПЦ. По ходатайству митрополии ввоз этого издания в Сербию был запрещен; причем официально запрет не снимался, он как бы сам по себе исчез в результате революции 1848-1849 гг. в Венгрии. Сама по себе установка переводчика на «чистый народный язык», на (осербливание) - при использовании соответственно и турцизмов, и диалектизмов, и грубых просторечных выражений, при сознательном упрощении библейского слога - ущербна. Кроме того, перевод содержал и ряд серьезных ошибок богословского характера. Неоднократно предпринимались попытки отредактировать, исправить перевод Караджича. В частности, этим занимались во время фашистской оккупации находившиеся под арестом в мон-ре Войловица еп. Жичский Николай (Велимирович) и иером. Василий (Костич) . Ту же работу, прежде всего в толкованиях книг НЗ, выполнял на протяжении всей своей жизни архим. Иустин (Попович) . В исправлении перевода, выполненного Караджичем, видела свою функцию и созданная по благословению Патриарха Германа (Джорича) специальная Комиссия Святого Архиерейского Синода СПЦ. Но вскоре ее задачей стала подготовка нового перевода НЗ, чем Комиссия и занималась на протяжении 1962-1983 гг., переводя с греч.

http://pravenc.ru/text/209473.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Василий Петрович Негош » найдены статьи: ВАСИЛИЙ (Петрович Негош; 1709-1766), митр. Черногорский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Василий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Буковский; XVIII в.), еп. «пределов Зетских» (т. е. Черногорских). Русский по происхождению, В. был рукоположен во иеромонаха неким Угро-Влашским митр. Даниилом. Принадлежал к т. н. «вселенским монахам», к-рые не имели постоянного места служения и переходили с места на место, совершая по возможности службы. 1 апр. 1752 г. уже в сане архимандрита получил от Печского Патриарха Афанасия II (Гавриловича) разрешение на сбор в серб. епархиях пожертвований на мон-рь Дионисиат на Афоне. Митр. Скендерийский Савва (Петрович) и митр. Черногорский Василий (Петрович Негош) рукоположили В. во «епископа пределов Зетских, которые находятся в их епархии», 30 окт. 1756 г. они подтвердили его хиротонию. При этом В. «как великоросс» получил от них полномочия, в случае если турки разграбят Черногорию и «победят или убьют» владык, передать в Россию на сохранение дары имп. Петра Великого и его дочери Елизаветы Цетинскому мон-рю. В 1757 г., в период очередного военного обострения отношений между Черногорией и Портой, В. прибыл в Россию. Здесь ему было запрещено служение и выход из стен Симонова мон-ря. 7 окт. 1757 г. Синод Русской Церкви принял решение, что В. не может именоваться епископом, т. к. хиротонисавшие его черногорские архиереи допустили ряд канонических ошибок. Одновременно Синод определил изгнать В. из России с запрещением именоваться архиереем. О принятом решении был поставлен в известность Печский Патриарх, в юрисдикцию к-рого входила Черногория, вероятно Викентий (Стефанович) . Лит.: Ст. за српску ucmopujy из руских архива и библиотека//ССКА. 1922. Т. 53. С. 78-81; Српски jepapcu. С. 90. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/159046.html

Гносеологический метод Досифея не основывался на вере. Он учил, что истина достигается через сомнения и исследования 524 . Вера в силу человеческого здравого разума, приближая его к деистическому пониманию того времени, одновременно удаляет его, из-за наивного оптимизма эпохи «просвещенности», от глубины и трагизма библейского видения реальности. Библейское ощущение человеческого падения как источника этого трагизма и греха как помрачения «здорового» разума, как и потребность в очищении от этого помрачения, чтобы разум стал действительно здоровым разумом и познание истины – истинным знанием, – все это совершенно неизвестно Досифею. Никто из младших современников Досифея не ощутил так глубоко опасность, которая скрывалась в его «просветительстве», как Петр II Петрович Негош. В одном из писем он говорит о типе просвещения Досифея следующее: «Просвещение, в котором дурные основы направлены на поругание святыней славянских, – развратно» 525 . Если бы Досифей был одним случайным явлением в нашей культуре, было бы ненужно и говорить о нем, особенно в контексте экзегезы Ветхого Завета. Однако дело обстоит совершенно иначе. Как основатель первого богословского учебного заведения в Сербии и организатор нового сербского просвещения на принципах своей «просвещенности», он во многом определил пути развития нашей новой теологии и культуры вообще. Поэтому искать свою историческую и духовную идентичность и подлинный экзегетический метод и не изучить, с самых основ, наследие Досифея, которое во многом представляет разрыв этой идентичности, было бы бессмысленной работой. Намного более здравое отношение к библейскому Откровению имел митрополит Черногорский Петр II Петрович Негош († 1851) 526 . Негош специально обращался к Ветхому Завету в связи с проблемой сотворения и грехопадения человека в своей религиозно-философской поэме Луч Микрокосма . В «Посвящении» к Лучу Микрокосма Негош высказывает мысль, что природа, «лоно природы» и человеческий разум, человеческая мудрость не в состоянии открыть тайну человека и смысл его жизни. Поэтому Негош говорит о земных мудрецах: «Все их мысли на одном сосредоточены – другого ничего не представляют для меня – только через темноту жаждущее блуждание» 527 . Свое понимание тайны человека он основывает на набожности, на «луче», который «сверкает перед глазами», и на «гласе ангела», что значит – на Откровении. Для Негоша жизнь человека на земле – «воспоминание» о своей первой славе; человек «грезит о счастливейшем блаженстве», он «изгнан из врат чудесных». Такой как сейчас, человек – падшее существо, его падение – страшное «падение с неба» и временное заточение «в юдоли печали и скорби» 528 . Сущность человеческого греха состоит в том, что человек утонул во «сне забвения», т. е. в том, что он забыл «блаженное бытие» и вечное блаженство и пал в «мятеж ничтожный», этим отлучив себя от «святилища существа», от места, на котором «созданное существо венчается с зачалом [зачечем]» 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010