Стены в холодном Казанском приделе были расписаны по благословению Преосвященного Феофана, епископа Владимирского (будущего святителя Феофана Вышинского) крестьянином из села Боголюбово, что под Владимиром. Слева от царских врат находился образ Казанской Божией Матери - дар князя Ивана Михайловича Воротынского (+1627 г.), принесённый им из Казани. По-видимому, это был один из ранних списков с чудотворного образа, явленного в Казани в 1579 году. Эта икона особо почиталась прихожанами, с ней совершались крестные ходы вокруг села. Из почитаемых икон следует ещё отметить Боголюбскую икону Божией Матери - список с первоначального образа. История её такова: во время холеры, разразившейся в Мошке, жители села послали своих инициативных людей в село Боголюбово, чтобы местные богомазы-иконописцы сделали список с чудотворной иконы. После того как список был привезён в Мошок и проведён вокруг села Крестный ход, губительная болезнь отступила. С тех пор день 18 июня/1 июля особо тожественно отмечается крестным ходом с этой иконой вокруг села с чтением акафиста. Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (7340 руб.), от земли пахотной и сенокосной, от хлебного сбора и от служб и требоисправлений – до 2000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Приход состоял из села Мошка и деревень: Новой (7 вер. от церкви), Дятлова (3 вер.), Горячева (6 вер.), Игнатьева (4 вер.), Пищальникова (4 вер.), Пивоварова (4 вер.), Карева (6 вер.), Баркина (7 вер.), Колычева (5 вер.), Мостищ (5 вер.), Безова (7 вер.), Манькова (5 вер.), Позднякова (5 в.), Поросятева (5 в.), Лантрева (8 вер.), Озяблиц (5 вер.), Кубаева (10 вер.) и Колодников (3 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1540 душ муж. пола и 1837 женского. В с. Мошке в середине - конце XIX вв имелись женская церковно-приходская школа и министерское народное училище. 1 ноября 1865 г. студент Владимирской Семинарии Николай Орлов был определен наставником во вновь открытое в с. Мошке Судогодского уезда училище. 15 января 1867 г. студент Владимирской Семинарии Алексей Аменицкий определен учителем в училище села. «1870 г. очередное заседание Владимирского губернского земского собрания: читано отношение инспектора училищ от 30-го ноября 1870 г. за 1686 об ассигновании 300 руб. на открытие в селе Мошке Судогодского уезда при образцовом училище ремесленного отделения. Постановлено: отношение инспектора народных училищ передать на обсуждение Судогодского уездного земского собрания». Учащихся в 1896 г. было 71 человек. В селе с 1893 г. существовала женская церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 60 человек.

http://sobory.ru/article/?object=02041

Вы спрашиваете, кто у нас в Шуе и Иванове назначены катехизаторами. Таковых слухов доселе не случалось слышать, хотя на сырной неделе в Шуе я немного и погостил. По-моему это учреждение никакой не может произвести в нынешнем народе пользы и успеха, особенно в зимнее время, когда Литургии поются на восходе солнечном. Много скучают и от проповедей сельского духовенства, захотят ли слушать катехизатора? Пожелав вам, почтеннейшей Анне Васильевне с домашними всякого благополучия и доброго здоровья с совершенной преданностью и непременяемой любовью остаюсь усердный слуга села Гориц свящ. Василий Сапоровский». 22 апреля Господь посетил меня тяжкой скорбью: я лишился своей супруги. После шестимесячной болезни, вследствие простуды, жена моя Анна Васильевна скончалась от чахотки, на 25-м году от рождения (она родилась 27 декабря 1820 года), быв в супружестве 3 года, 3 месяца и 10 дней. Тело ее погребено 25 числа на городском Воскресенском кладбище. При отпевании в соборе произнесена была молодым свояком моим, священником Крестовоздвиженской церкви Иаковом Андреевичем Силецким слово, а двоюродным братом усопшей, священником Николо-набереженской церкви Владимиром Егор. Аменицким – речь. Печальное событие это глубоко потрясло мое сердце и имело на мою дальнейшую жизнь чрезвычайно важное влияние. Как не тяжко было это испытание, но я перенес его, при помощи Божией, с христианским смирением и с полной покорностью перед неисповедимыми судьбами Божественного Промысла. Горестное положение мое возбудило общее, искреннее ко мне сочувствие не только в родных, но и в посторонних лицах. Первый выразил это сочувствие мой истинный доброжелатель, о. протоиерей М.Гр. Троепольский. Вот что писал он мне на другой же день после совершившегося со мной печального события, 23 числа: «Любезнейший брат и сослуживец мой! Чувства сожаления и скорби моей о лишении вашем просил я изъявить вам соборного дьякона, не мог быть к вам, из-за болезни моей, лично. Недостаточным, показалось мне, участием такое изъяснение против того, как расположено к вам сердце мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Высокопреосвященнейший благодетель и рукоположитель мой! Родитель мой готовит весь дом для Вашего покоя и отдыха, надеясь, что Вы не откажетесь провести у него несколько времени и поправить силы Ваши. Погода прелестная; благорастворение воздуха и бесподобное купанье. Я готовлюсь встретить Вас. Отлично бы Вы сделали, если бы проехали с вокзала прямо к нам и у нас отдохнули. В Шуе будет жарко и беспокойно для Вас; один день спокоя доставит сил на 10. Ожидаем с нетерпением того времени дорогого, чтобы послужить Вам и успокоить Вас.» В 4 часа пополудни подробно осматривал собор. После новейшей переделки и распространения собор, к сожалению, утратил прежний, древний стиль. Кроме нескольких старинных икон в иконостасе, в нем никаких древностей не сохранилось. Из собора я зашел в свое прежнее, теперь уже обветшавшее, жилище. Тут в памяти моей воскресло все былое, радостное и прискорбное. Вечер провел я в кругу родных в доме протоиерея Александра Егор. Аменицкого. В «Современных Известиях» о моем приезде в Муром помещена корреспонденция от 26 июня такого содержания: «Третьего дня приехал сюда с поездом Муромской железной дороги в 11 час. 52 мин. по московскому времени редкий и весьма дорогой для духовенства гость Высокопреосвященнейший Савва, Архиепископ Тверской. Дорог он духовенству, потому что ему здесь есть ближайшие родственники. Так, например, родная сестра 419 его за протоиереем собора Орфановым, другая сестра за священником церкви Николы Зарядного, о. Виктором Варваринским. Мурому же он дорог, потому что здесь при храме Рождества Христова он священствовал и довольно долгое время. Его встретили все власти, городская управа в полном составе, а голова в регалиях, при двух золотых медалях и ордене Станислава, смотритель духовного училища и штатный смотритель уездного училища. Был представитель столичной печати, корреспондирующий в Новое Время и Современные Известия, и громадное количество простого народа. На вокзале Владыка был приветствуем очень недурненькой речью оратора о. протоиерея Гавриила Ястребова, по окончании которой Владыка, поздоровавшись с родными, поехал в собор. Заметна его любовь к своим. На руках г-жи Аменицкой он встретил маленького своего двоюродного внука и потрепал по щеке, приголубивши ласковым словом. Из собора, после краткого молитвословия, он уехал к себе в Спасский монастырь. В соборе же перед многолетием Царствующему Дому и Синоду протоиереем Орфановым была сказана прочувствованная речь. Владыка Савва на вид очень бодрый и живой. В нем виден пытливый ум из недюжинных. Не диво, что ныне он награжден алмазными знаками св. Александра Невского.»

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ Владимирович Агафоников (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Аменицкий (1872-1938), прот., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ Александрович Архангельский (1889-1939), свящ., сщмч. (пам. 7 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_21.html

Инспектор училища и учитель латинского языка в высшем отделении, священник Иван Федот. Грандицкий. Он был вместе с тем и настоятелем городской Христорождественской церкви. Человек даровитый и отличный знаток латинского языка и других преподаваемых им предметов; строгих нравственных правил; при характере, не отличавшемся мягкостью и снисходительностью, он, как инспектор, в страхе держал училище. Учитель греческого языка и соединенных с ним предметов в том же высшем отделении, священник Василий Никол. Спекторский. Он так же, как и Грандицкий, был приходским священником при Космо-Дамиановской церкви. Не знаю, в какой мере он сведущ был в преподаваемых им предметах, но в исполнении своей обязанности не всегда был исправен. Учитель латинского языка и некоторых других предметов в первом низшем отделении, священник Троицкой, при девичьем монастыре, церкви Матвей Ив. Шеметов. Отличался крайней добросовестностью в исполнении своих обязанностей необыкновенной кротостью характера. С ним я был в самых добрых, искренних отношениях, хотя он был много меня старше. Учитель греческого языка и других предметов в том же отделении, студент семинарии Гавр.Вас. Ястребов. По окончании курса в 1836 году пытался поступить в Московскую дух. академию волонтером, но не был принят. С живыми способностями и с горячим, но непостоянным, характером: мечтал о монашестве, но женился на дочери помянутой вдовы Аменицкой и впоследствии принял священнический сан после протоиерея. Учитель латинского языка во 2-м низшем отделении, студент Иван Гаврил. Покровский – наставник солидный и характера молчаливого. Учитель греческого языка и пр., кандидат Петербургской дух. академии Иван Гавр. Беляев. Не отличался перед прочими наставниками никакими особенными достоинствами. Учитель второго класса приходского училища, помянутый выше соборный священник Василий Степанович Харизоменов, отличавшийся добрым и кротким характером. Следует теперь сказать о моей общественной деятельности и семейной жизни. При соборе по штату положено: протоиерей и два священника, диакон и два псаломщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Извините меня, в другой раз прошу, что я беспокою вас рассказом всего того, что у меня на сердце. Право, здесь не с кем побеседовать откровенно, – а это для меня несносно. Лучше, мне кажется, жить в бедности, но иметь, с кем бы можно было разделить все душевные движения, нежели быть окруженным мирским блеском, и между тем под гнетом модных приличий подавлять то, что просится из груди, и не видеть ни в ком искреннего простосердечия. В таковых обстоятельствах я весьма рад, что нахожу в вас знакомца, если смею сказать, друга, которому без всякого опасения могу поверить свои мысли и чувства. Только прошу извинить, что эти мысли и чувства, по невозможности на долгое время уединять себя, я изливаю не заботясь о слоге и связи, и притом без аккуратности в письме». 8 сентября, день Рождества Пресвятой Богородицы, храмовый праздник в нашем соборе. Служение, по возможности, торжественное; множество богомольцев; у настоятеля после обедни небольшая закуска для избранных особ: вот и вся история праздника. 15 числа писал я в Иваново к родным: «Имеем приятный долг благодарить вас за ваше ласковое, чисто родственное угощение. Но я, со своей стороны, обязан тем более благодарить вас, что моя Аннушка остается крайне довольна вами, и вообще всеми моими родными, что для меня весьма приятно. Теперь будем ожидать благоприятного времени видеть вас у себя, чтобы не остаться нам в долгу. Надеемся, что вы, при благоприятных обстоятельствах, не откажетесь посетить нас. Путешествие свое мы совершили, слава Богу, благополучно. Прибыли домой утром 2 сентября. Здесь, в наше отсутствие, также не произошло ничего для нас неприятного. Теперь жизнь наша течет опять своей обычной чередой. Недавно мы праздновали свой главный праздник – день Рождества Богородицы. У нас праздники не так празднуются, как в селах. Гостей не бывает никого. Может быть потому, что у нас каждый день бывает праздник». Не могу не поместить здесь сохранившегося у меня между бумагами интересного письма помянутого выше священника В.Н. Вознесенского к старшей сестре моей тещи, Надежде Степановне Аменицкой. Вот что писал он ей из Таганрога от 4 октября:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Не могу я переносить уничижения духовенства, недра коего исполнишася поношения гобзующих. Вверяя себя и весь дом свой заступлению ваших святых молитв, с чувством отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть»… Получив это послание, я писал 29-го числа конфиденциально Председателю Совета Ржевского училища девиц духовного звания, и вместе городскому Благочинному, соборному протоиерею Иоанну Струженскому: «Т.И. Филиппов, сообщая мне в письме от 24-го сего августа о неодобрительных качествах и предосудительных действиях начальницы Ржевского училища девиц духовного звания Вансловой, убеждает меня устранить её от заведования училищем. Он пишет, что Ванслова не терпит около себя лиц, преимуществующих пред нею своим образованием, и доводит их своим обращением до необходимости оставлять заведение; что она всячески досаждает священнику (разумеется, конечно, о. Виноградову) на соблазн воспитанницам. Желал бы я иметь от Вас, о. Протоиерей, точные и обстоятельные сведения о качествах г-жи Вансловой и о лицах, доведенных ею до необходимости оставить заведение, а равно и о досаждениях её о. Виноградову. Не замедлите представить мне эти сведения. В том же письме, в котором Тертий Иванович пишет мне о начальнице училища Вансловой, пишет и о —273— старосте кладбищенской церкви О…е. Он называет его ростовщиком, лихоимцем, оскорбителем священника, и потому считает его недостойным служить в храме. При предстоящих в конце сего года новых выборах церковных старост Вам неизлишне будет обратить внимание на означенные качества старосты О…а». Из Кашина от 21-го числа писал Председатель Съезда духовенства училищного округа, протоиерей Иоанн Аменицкий: «На съезде Кашинского училищного округа сего 20-го августа, о.о. Депутатами, при благодарном воспоминании пожертвований Вашим Высокопреосвященством на бедных учеников училища, высказано было много самого сердечного, искреннего и приснопамятного за такое архипастырское внимание и милость к нашим бедным детям. Свою искреннюю единодушную, сыновнюю благодарность о.о. Депутаты поручили письменно изнести Вашему Высокопреосвященству чрез мое недостоинство, как председателя Съезда. С любовью принял я это поручение, но не без робости: не моим силам высказать всю глубину признательности, выраженной всеми о.о. Депутатами, к Вашему Высокопреосвященству, как самому дорогому и родному Отцу и благоснисходительному Архипастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В частности, по отношению к делам православного востока и обе рассмотренные части „Книги бытия“, как первые, являются с значением „первоклассного источника“ 1708 . Иван Корсунский Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки высокопреосв. Саввы [Тихомирова], архиеп. Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 1. (1819–1850 гг.) Годы: 1843–1845]//Богословский вестник 1897. Т. 3. 8. С. 225–272 (3-я пагин.). (Продолжение.) —225— 1843 г. Не приумножилось ли семейство ваше? Растите, множитесь и благоденствуйте“! 9 апреля (в Великую пятницу), в 6-м часу утра Бог даровал нам сына, которого нарекли Михаилом в память моего родителя и в честь Благоверного князя Михаила, Муромского чудотворца (память его 21 мая). Восприемниками его при крещении были: Муромский стряпчий Александр Алексеевич Горицкий и дворянка Марья Никитична Герцег – родственница моей тёщи. Недолго, впрочем, суждено было нам утешаться своим первенцем. В следующем 1844 году, июня 1 дня, после довольно продолжительной болезни, он тихо скончался на моих глазах. В минуту смерти я поражён был неземной улыбкой на его устах. Таковых бо есть Царствие небесное. Помещаю здесь очень любопытное письмо, писаное из Таганрога от 30 июня полковым священником В.Н. Вознесенским учителю Муромского училища Г.В. Ястребову, женатому на дочери Н. С. Аменицкой: „Не знаю в правду ли, говорят самая важная наука в жизни – молчать. Не для виноватых ли такая хитрая наука? У военных так: молчание, особенно обвиняемого – в правду ли не правду ли – вещь самая важнейшая, триумф армейской службы, который сберегает нам целые толпы затейливых воителей. Я не люблю этой науки: признаюсь, не люблю держать язык на привязи и тормозить своей откровенности; молчание признаю достоинством отрицательным; но перед тобой, любезный мой, пас! преклоняю свою лысую и серебристую голову – руби её, если не вспомнишь великодушного обычая предков. В самом деле, не отвечать без малого три месяца на дорогое письмо – и притом письмо первое – криминал в общественной жизни, уголовное преступление по всем законодательствам даже по законодательству Конфуция.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разочарование во Владыке всеобщее. Простите, скажу откровенно и конфиденциально, – не говорят архиерей, а лицемер. Не только духовенство, но и все классы народа все более и дороже ценят Вас и, ей Богу, с уважением и любовью вспоминают. Даже Квятковская 752 и та гово- —295— 1876 г. рит: О! Преосвящ. Савва – куда лучше и благороднее был. О. М. А. 753 скажу только, что она – прелукавая женщина: у кого на возу сижу, тому песенки пою – а петь она мастерица. Недавно что-то со Владыкой писали секретно от меня Обер-Прокурору, в похвалу Владыке. О деятельности Вашей Владыка высказался так: «Всю Саввину закваску уничтожу». 22-го ч. мною препровождено было в Муром на имя Настоятеля собора, протоиерея Иоанна Любомудрова 754 , с братией три Банковых 5% билета, по 100 р. каждый, на вечное поминовение моих сродников и присных, при письме следующего содержания: «На память моего четырехлетнего служения при Муромском Богородицком Соборе в священническом сане, препровождаю при сем три Государственных пятипроцентных Банковых билета 1860 г., за 137.304, 137.306 и 137.310, по сто рублей каждый, для вечного поминовения моих сродников и присных по плоти, по прилагаемому при сем реестру, с тем, чтобы причт соборный пользовался по означенным билетам только процентами, а самый капитал оставался бы навсегда неприкосновенным. О получении билетов прошу уведомить меня. О упокоении рабов Божиих: Преосвященнейшего Архиепископа Парфения; протоиерея Михаила; иереев: Василия, Сергия; диакона Петра; чтеца Михаила, младенца Михаила; Николая, Василия 2. Стефаниды, Параскевы, Анны, Александры, девицы Марии, Надежды и их сродников». О получении билетов и о внесении их в опись церковного имущества протоиерей Любомудров донес мне рапортом от 12-го апреля за 42. Тогда же и с таким же назначением послано было мною также в Муром на имя градского Благочинного священника А.Е. Аменицкого 755 два билета для вручения —296— 1876 г. причту Кладбищенской Воскресенской Церкви, при следующем письме: «Препровождая при сем два Государственных пятипроцентных Банковых билета, 1861 г., за 37218 и 62396, по сто рублей каждый, и с десятью при каждом из них купонами, прошу покорно вручить оные причту Муромской Кладбищенской Воскресенской Церкви, при которой погребены некоторые из моих сродников по плоти, для вечного их поминовения, по прилагаемому при сем реестру, с тем, чтобы причт означенной Церкви пользовался по оным билетам только процентами, а самый капитал оставался бы навсегда неприкосновенным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

протоиерею, облаченному, на счет А. А. Соловьева, в светлые, дорогие, чисто пасхальные ризы. Погребение его, после обычной соборной литургии, совершено 9-ю соседними священниками неспешно; чинно, при великолепном освещении храма и стройном хоре певчих. В конце отпевания один из старших священников Киржачских – духовник о. протоиерея о. Д. А. (отец Димитрий Аменицкий) почтил усопшего задушевным и красноречиво-умилительным поучением. От избытка сердца, огорченного потерею такого мудрого сослужителя, добрый старец сам чуть не плакал, утешая несчастную вдовицу и семерых малюток ея, окружавших с горькими слезами гроб возлюбленного своего родителя. Лишь взялись священники за гроб к выносу, подошел один из малюток, обучавшийся под руководством о. протоиерея, и от лица всех своих товарищей со слезами на глазах сказал трогательно последнее прощальное приветствие: „Постой, постой, возлюбленный дорогой наш батюшка! Дай нам еще в последний раз взглянуть на тебя! Ведь мы больше уж не услышим от тебя сладких наставлений. Ах, как ты утешал нас каждый раз, приходя в училище! Мы всегда встречали тебя как родного отца, как ангела. Мы думаем, что ты и по смерти не забудешь нас и будешь утешать нас молитвами своими. Прощай же, дорогой наш батюшка, и помолись за нас. А мы до гроба будем поминать тебя и молиться за тебя“... Один из воспитанников о. протоиерея, поступивший в Московский торговый магазин в услужение, прислал ему поздравление с прошедшим светлым праздником, и между прочим писал, что „никогда от роду он не встречал, ни провожал с таким христианским чувством умиления и радости ни Страстной, ни Пасхальной седмицы. Вы мне, батюшка, вполне объяснили в училище значение и важность этих великих дней для христианина. Спасибо, спасибо буду сказывать до гроба своего“... Подобный отзыв лучше всяких орденов! Дай Бог на Руси святой побольше отцев Белоцветовых! Долго, долго не забудут этого редкого человека и ближние, и дальние люди добрые, а св. Церковь , как доброго пастыря, полагавшего душу свою за вверенные ему овцы и скончавшегося во благочестии, будет поминать его до скончания века...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

   001    002    003    004   005     006    007