Боголюбивая Душа любит богослужение и хочет благолепия церковного для своего утешения и для других христиан, и потому она так усердствует в деле построения святых храмов Божиих. Нам представляется, что строитель и радетель Божиих храмов древне-русский князь и собирающий лепты на построение и благоустроение тех же храмов народный представитель дядя Влас, который так художественно изображен у нашего поэта Некрасова, есть один и тот же православно – русский тип, но только в разных исторических и общественных широтах. Истинная молитва и благочестие у наших прославленных угодников Божиих не отменно сопровождается: чистотой духа и целомудрием, кротостью и справедливостью, почитанием старших, усердием об упокоении странников, нищих и всяких бедных. Св. княгиня Иулиания Вяземская и прав. Василий Мангазейский для сохранения своего целомудрия и чистоты не пожалели жизни своей. Свв. князья Давид Муромский и Андрей Боголюбский отличались строгой справедливостью и вместе с тем сострадательностью. О св. князе Давиде в житийной по повести сделано такое замечание: «имяше обычай всегда приходити к старшему брату на поклонение». Подобное сообщается и о других святых князьях. Кротко переносил огорчения от всех братьев и от тещи св. князь Феодор Ярославский. Св. князь Роман Угличский устроил у себя богадельни и странноприимные дома и содержал их, почему народ сходился к нему и из других княжеств. Праведная Иулиания Лазаревская кротко переносила нападения в доме своей тетки, своих слуг называла по имени и отчеству и в высшей степени была милосердна к бедным, так что сама из-за этого часто терпела нужду. Св. князь Иоанн Угличский пробыл в тюремном заключены 32 года: его каждую минуту могло освободить от тюрьмы принятие монашества, и он тяготел к иночеству всею своею душей, однако он не принимал монашества единственно ради того, чтобы не оставить в тюрьме и без поддержки своего родного брата, который к монашеству не был расположен и не мог последовать его примеру. К имуществу своему наши святые относились с совершенным беспристрастием.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Здание высотой около 23 метров имеет тип традиционного и самого распространенного на севере древнего храма, называемого в старину «восьмерик на четверике». Остов сруба кверху слегка сужается, создавая устойчивую конструкцию и облегчая ее облик. Даже на фоне девятиэтажек церковь не кажется маленькой, придавленной окружающими зданиями. Венчает сруб шатер с двумя маковками и крестами. Маковки имеют «чешуйчатое» покрытие - это так называемый лемех. Лемеховое покрытие храмовой главы придает деревянному творению неповторимый облик. На деревянной колокольне установлено 7 новых колоколов весом от 6 до 90 кг, отлитых в Каменск-Уральске, где находится одно из самых известных в России литейных производств. 120 тысяч рублей, необходимых на приобретение колоколов, помогли собрать сургутские предприятия. Главной достопримечательностью Храма Во имя всех Святых на земле Сибирской стала выставочная экспозиция, которую можно с полным правом назвать народной. Первый дар в экспозицию церковных реквизитов преподнес атаман казачьей общины Борис Аванесов – старинную Библию. В экспозиции, расположенной в притворе храма, представлены также карта «Места почивания нетленных мощей сибирских святых», информация о строительстве храмов в Сибири и Сургуте, редкие фотографии, сведения о жизни и чудотворениях сибирских святых (Василий Мангазейский, Мисаил Абалакский, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Герман Аляскинский). Деревянный храм-сказка – настоящая симфония радости. Удивительная слитность с пейзажем, простота и мудрость конструкции, добротность исполнения храма во имя Всех Святых, в земле Сибирской просиявших, привлекают к нему взоры сургутян и гостей города. Церковь органично вписалась в городской ландшафт: за его спиной возвышаются многоэтажные здания современного Сургута, на юго-восточной стороне синеют речные дали, чуть левее высятся белые стены городского соборного храма Преображения Господня. http://www.suvenirograd.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=10664

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Декабрь, 30 1563 Преподобный Геннадий Костромской. Январь, 23 1565 Святитель Герман, архиепископ Казанский. Ноябрь, 6 1567 Преподобный Феодосий Тотемский (Суморин). Январь, 28 1568 Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Январь, 9 1569 Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Февраль, 20 1570 Преподобный Арсений Новгородский. Май, 8 1570 Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские. Июнь, 24 ок.1570 Святитель Варсонофий, епископ Тверской. Октябрь, 4 1575 Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый. Февраль, 28 1576 Преподобный Кирилл Астраханский. Март, 18 ок.1576 Блаженный Иоанн Власатый, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец. Сентябрь, 3 1580 Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец. Сентябрь, 24 1581 Преподобный Анания Новгородский. Июнь, 17 1581 Преподобный Трифон Кольский, или Печенгский. Декабрь, 15 1583 Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа Ради Юродивый. Ноябрь, 4 1584 Преподобный Агапит Маркушевский. Май, 21 1584 Преподобный Сергий Малопинежский. Ноябрь, 16 1585 Блаженный Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец. Июль, 3 1589 Преподобный Игнатий Ломский. Декабрь, 28 1591 Благоверный Царевич Димитрий Угличский И Московский, чудотворец. Май, 15 1591 Преподобный Ферапонт Монзенский. Декабрь, 12 1597 Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский). Июль, 8 до XVII в. XVII в. Праведный Афанасий Наволоцкий. Январь, 18 XVI-XVII вв. Преподобный Иона Яшезерский. Сентябрь, 22 XVI-XVII в. Праведный Василий Мангазейский (Туруханский). Март, 23 1602 Преподобный Мартирий Зеленецкий. Март, 1 1603 Праведная Иулиания Лазаревская. Январь, 2 1604 Святитель Иов, Первый Патриарх Московский и всея Руси. Июнь, 19 1607 Преподобномученица игуменья Анастасия и с нею 35 монахинь. Апрель, 10 1609 Преподобный Сергий Шухтовский (Шухтомский). Май, 19 1609 Преподобный Серапион Кожеезерский. Июнь, 27 1611 Преподобный Иосиф Заоникиевский. Сентябрь, 21 1612

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь. В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным. Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

http://pravicon.com/info-1936

Феномен детской святости Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София Изучение агиографической (житийной) литературы – излюбленного чтения наших предков – является средством постижения духовной жизни народа. Как пишет замечательный русский философ и историк Георгий Федотов, “в допетровские времена сложился архетип духовной жизни русского народа, ставший идеалом для всех последующих поколений”. История русской святости начинается со святых страстотерпцев Бориса и Глеба, затем к ним присоединяются монахи, святители, далее князья, прославленные своим общественным и религиозным служением. Наконец, XV–XVI века ознаменованы новым типом подвижничества, которого не знало католическое христианство, это подвиг юродства. В русской православной традиции, на наш взгляд, существует еще один особый тип святости, не привлекший внимание исследователей, – это чин детской святости, который составляют особо почитаемые, канонизированные церковью или местно чтимые дети (младенцы до 7 лет и отроки до 15 или до 18 лет). В этом контексте несомненный интерес представляют жития в части описания детских и юношеских лет будущих святых/Жития Святых Святителя Дмитрия Ростовского. Репр. изд. Козельск, 1992/. Кто они – святые дети? Среди них есть князья, такие, как юный князь Феодор Новгородский, умерший в 16 лет при загадочных обстоятельствах. Есть и монахи – двенадцатилетний инок Иоасаф, умерший в 17 лет в монастыре, благословляя всех братьев-монахов как отец. Были среди них юродивые Христа ради: Иаков Боровичский, Иоанн Устюжский и др. Особое религиозное благоговение питалось в народе к детям, погибшим насильственной смертью, что приближает их к русским страстотерпцам и мученикам: это царевич Димитрий, зарезанный в Угличе, отрок Гавриил Слуцкий – жертва ритуального убийства, младенец Иоанн Углический, убитый работником отца, Василий Мангазейский, также погибший от рук мучителя и убийцы. Совершенно особняком стоит житие святого отрока Артемия Веркольского – крестьянского мальчика из глухой деревни в Архангельской губернии, в 12 лет убитого молнией, канонизированного в XVII в..

http://pravoslavie.ru/67.html

В качестве благочинного Туруханского благочиния, объехав много сельских поселений и маленьких деревень, укрепился в мысли о том, что первоочередными задачами, которые предстоит решить новой епархии, должно стать созидание крепких приходских общин на сельских приходах. Одной из особенностей территории Крайнего Севера Сибири является то, что помимо потомков первопроходцев, сохранивших в годы церковных гонений в той или иной степени элементы христианского сознания и бытового уклада, на ней проживает большое количество представителей малых коренных народов, своими духовными корнями связанных с язычеством. Населяют Сибирь и те, кто эти края воспринимает как место временного заработка и случайного пребывания. С подобными группами населения нам также предстоит вступить в общение, в них увидеть свою паству. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой» (Ин. 10:16). На Крайнем Севере Сибири, с тех пор, как четыре столетия назад над ее бескрайними просторами воссиял свет евангельской истины, несли свое служение многие архипастыри и пастыри, пламенели любовью к Господу благочестивые миряне. Имена одних — в Соборе Сибирских святых: первый сибирский святой мученик Василий Мангазейский, принявший мученический венец в 1602 году, и святитель Лука Симферопольский, проповеди которого укрепляли веру жителей Туруханска в период его первой сибирской ссылки. Имена других, подтвердивших любовь к Христу верностью Его заповедям, вошли в летопись церковной истории. Но еще больше безвестных служителей, чьи имена знает только премудрый Создатель. Сегодня мы, скромные преемники их дела, стремимся принять в свое сердце бесценный опыт служения Святой Церкви, «дабы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес. 3:1). В эти незабываемые дни, когда для меня, недостойного, настало время принять идущий от святых апостолов высочайший жребий епископского служения, я молитвенно прошу их благословения и помощи. Смиренно уповаю иметь мудрых и любвеобильных наставников, прежде всего, в Вашем лице, Ваше Святейшество, а также в лице главы Красноярской митрополии Преосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Красноярского и Ачинского.

http://patriarchia.ru/db/text/3668971.ht...

Г. П. Федотов 239 , В. Н. Топоров 240 и другие исследователи феномена «русского христианства» среди многочисленных особенностей русского религиозного чувства отмечали, например, его «нетерпеливость», тяготение к исключительным, поражающим воображение, но не требующим упорного каждодневного труда видам духовного подвига. Праведнику, с рождения бегущему земных соблазнов, или рачительному устроителю монастырского общежития явно предпочитался «великий грешник», перечеркнувший в едином порыве духа прежнюю жизнь (отсюда популярность на Руси евангельского Благоразумного разбойника). Напомним также своеобразную народную концепцию праведности, с готовностью воспринятую русской словесностью: истинный праведник – не аскет, а бескорыстный труженик, забывающий о себе в заботах о других. Среди отличительных черт «русской святости» – распространенность особого типа святого-страстотерпца, то есть человека, принявшего мученическую смерть (обычно по вине своих единоверцев) 241 . Такой святости требовало нравственное чувство народа, полное сострадания и жажды справедливости. Особенно интересно проявилось это в «житийных повестях» Русского Севера, исследованных Л. А. Дмитриевым 242 . Любопытный продукт религиозного вольномыслия народа, эти памятники были вызваны к жизни потребностями канонизации местночтимых святых, официальное признание которых было, в частности, невозможно без наличия их житий 243 . Такие жития простонародных северных и отчасти сибирских святых XVI–XVII вв. далеки от агиографических канонов. Назовем некоторые знаковые фигуры в галерее святых народной агиографии. Это, например, безвестные люди, трагически погибший в море (Иоанн и Логгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские) 244 . Приказчик, невинно обвиненный хозяином в краже и умерший под пыткой (Василий Мангазейский). Священник, убивший из ревности жену и в искупление греха плавающий с ее трупом в лодке по морю (Варлаам Керетский, ставший одним из покровителей мореходов). Двенадцатилетний крестьянский мальчик, убитый молнией во время полевых работ (Артемий Веркольский, кстати, уроженец того же села, что и Федор Абрамов, мечтавший, по его собственному признанию, о подражании этому святому в детстве) 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

А. Дмитриевым 179 ). Значительная часть севернорусских и сибирских святых была удостоена ореола святости в глазах народа не за жизнь, отданную служению Богу (жизненный путь их нередко так и остался неизвестным) 180 , а за свою необычную мученическую кончину. Иногда трагические обстоятельства гибели святого усугублялись его молодостью. В ряду таких святых, обычно причисляемых к чину «праведных» (то есть благочестивых мирян), мы находим, например, погибших в море (Иоанн и Логгин Яренгские), крестьянского мальчика, убитого грозой во время полевых работ (Артемий Веркольский), молодого приказчика, ложно обвиненного хозяином в краже и умершего под пыткой (Василий Мангазейский) и даже совсем маленьких ребятишек, погибших в результате бытового несчастного случая (Иоанн и Иаков Менюшские). На своем пути к святости эти безвременно умершие люди нередко проходили несколько этапов отношения к ним: первоначальное погребение их как «нечистых» покойников, обретение их нетленных тел, обычно сопровождаемое посмертными явлениями будущего святого различным людям, и наконец торжественное перезахоронение их останков, святость которых была доказана исходящими от них чудесами 181 . В ряду этих простонародных святых, далеко не все из которых удостоились общерусского признания, мы и находим агиографический аналог малолетнего самоубийцы из «рассказа о купце». Речь идет о местночтимом севернорусском святом Кирилле Вельском (Важском), о котором повествует одноименное Сказание, сохранившееся в немногочисленных поздних списках 182 . Поскольку этот памятник до сих пор не опубликован, в своем анализе мы вынуждены опираться на чужие пересказы. Как и другие памятники народной агиографии, относящиеся к типу «святой из гробницы», Сказание о Кирилле Вельском начинается с обретения неизвестного нетленного тела и одновременных явлений его владельца различным людям с просьбой о его перезахоронении. Одна лишь слепая старица Акилина смогла сообщить необходимые сведения о таинственном умершем и тут же прозрела.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Архив Пн Енисейская епархия 24 декабря 2011 г. 13:25 Епархия сегодня Православные храмы и монастыри на канонической территории Енисейской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII века, одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — святой мученик Василий Мангазейский. В 1618 году заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск. Здесь были основаны Свято-Спасский мужской и Свято-Иверский женский монастыри, мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества, ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы земле честные останки местночтимого сибирского святого, праведного Даниила Ачинского. Значительную роль в православном миссионерском освоении северных территорий Енисейской губернии играл Свято-Троицкий мужской монастырь (быв. сел. Монастырское, ныне — Туруханск), место паломничества к святым мощам мученика Василия Мангазейского (в 20-е гг. ХХ века временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным). Учредить Енисейскую епархию положено было еще на московском Соборе 1681 года, но епархия учреждена только в 1861 году, а до этого времени ее территория принадлежала сначала к епархиям Тобольской и Иркутской, потом к Иркутской и наконец к Томской . В 1861-1934 гг. Красноярская епархия именовалась Енисейской и Красноярской. Позднее — Красноярской и Енисейской. Пространство епархии 2246627 кв. верст, население 623494 человек; приходов 222, монастырей 7, в том числе 1 архиерейский дом и 1 скит; церковных библиотек 207, церковно-приходских попечительств 37; церковно-приходских школ 203 (7 двухклассных и 196 одноклассных). В Красноярске — духовная семинария, духовное училище и епархиальное женское училище. Первый енисейский правящий архиерей — Преосвященный Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории приенисейского края, в том числе — о святом мученике Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 году в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.

http://patriarchia.ru/db/text/2225637.ht...

Святой мученик Василий Мангазейский В Уставе есть приятная пометочка: если во Святую Четыредесятницу выпадет престольный праздник, то людям, которые молились на службе престола, в этот день дозволяется на трапезе рыба. Так-то Великим постом лишь два раза: на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим... Кто постится без рыбы, тот понимает. А кто постится без рыбы в нашем месте пересечения 62-й параллели с 74-м меридианом, тот трижды понимает. И у нас в монастыре как раз такой случай – один из престолов Успенского собора освящен в честь мученика Василия Мангазейского, «егоже память» 4 апреля нового стиля, а значит, выпадает на Четыредесятницу очень часто. В годы, когда Пасха ранняя, Великим постом у нас еще болезненно мало солнца, пугающе много мороза, а всё «рыбоядение» смещается к концу поста. И прихожане, после работы добравшиеся до всенощной престола, стоят с такими умильными лицами... сразу видно, что силы их на исходе, и это уставное указание не просто позволяет им подкрепиться рыбой, а дарит надежду вообще – как таковую. И есть что-то особенно удивительное в том, что святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды. Иногда даже вот так, совсем прозаично – через Устав. Святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды Житие мученика Василия беспощадно пронзительно. И, думается, весьма важно для нашего времени, когда люди рассуждают, что, вот, на Святой Руси жизнь была приспособлена для цветения святости, как хорошие теплицы. А нынче они не работают – так что, мол, извините. История. Самое начало XVII века. Город-фактория Мангазея недалеко от Обской губы привлекает множество торговцев «мягкой рухлядью» – пушниной, дающей баснословные прибыли. Сюда едут, невзирая на опасный и изнурительный путь. Но город не только географически отдален от благоустроенных земель, он к тому же расположен в климатически тяжелом районе. Жизнь в нем не менее трудна, чем дорога сюда. Провиант и товары первой необходимости доставляются с неимоверными сложностями; их не хватает, и они д о роги. Самые убийственные формы авитаминозов развиваются не столько из-за нехватки продуктов, сколько из-за нехватки солнца и тепла...

http://pravoslavie.ru/129917.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010