В. М. был сыном ярославского торгового человека Феодора. Отец отдал отрока в работники купцу, отправлявшемуся для торговли в Мангазею. Когда В. М. молился в храме, воры разграбили лавку его хозяина. Узнав об этом, купец в порыве злобы обвинил юношу в потворстве грабителям, стал ругать и избивать его. Невинный отрок кротко переносил страдания и отвечал своему хозяину: «Истинно, ничтоже от имения твоего взях». Тогда купец решил добиться признания от В. М. с помощью городского воеводы С. Пушкина, к-рый в угоду купцу приказал пытать отрока. Не вынеся пыток, В. М. скончался. Особая жестокость, с к-рой был замучен святой отрок, а также сообщение святцев (напр., «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) - Барсуков. Стб. 88), что В. М. «пострада за целомудрие», видимо, дали основание составителю «Новой редакции» изменить первоначальный рассказ жития. По версии «Новой редакции», В. М. отверг греховные домогательства своего хозяина купца, к-рый в отместку обвинил его в воровстве. По мнению Бахрушина, дата кончины В. М. была определена составителями жития приблизительно: поскольку о святом помнили только старожилы, то вышеописанные события отнесли к первым годам существования Мангазеи, т. е. к 1600-1602 гг. Пушкин был воеводой Мангазеи с кон. июля 1601 г. по янв. 1603 г. (Буцинский. С. 15-16), поэтому он стал одним из главных действующих лиц «Повести о блаженном Василии». Согласно преданию, записанному Н. Костровым в 1851 г. в Туруханском мон-ре, кончина В. М. наступила в день Св. Пасхи. (Память В. М. под 22 марта, когда Церковь прославляет сщмч. Василия Анкирского, соименного прав. отроку, по-видимому, не связана с днем кончины В. М.) Гроб с телом юноши закопали в болотистой низине рядом с приказной избой, где он был замучен. Поскольку место было «мокротным», через нек-рое время положили доску для удобства прохода. В 1649 г. житель Мангазеи С. Ширяев увидел, что доска переломилась надвое, а из земли выступил наружу край гроба. Вскоре около него стали происходить исцеления, и для сохранения гробницы от зверей были сделаны земляной вал и ограждение. В 1652 г. над гробом построили часовню (остатки этой часовни были найдены в ходе археологических работ на месте Мангазеи в 1968-1969).

http://pravenc.ru/text/150815.html

Архив Пн Слово архимандрита Никанора (Анфилатова) при наречении во епископа Енисейского и Лесосибирского 7 июня 2014 г. 21:25 7 июня 2014 года в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского. При наречении архимандрит Никанор обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви я, недостойный, определен быть епископом на древней Енисейской земле, которая прославлена сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Лука, архиепископ Симферопольский, священномученик Амфилохий, епископ Енисейский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своими подвигами благодатный Енисейский край. Благоговейный страх наполняет мое сердце и трепещет душа перед будущим, ибо я промыслом Божиим призываюсь к архиерейскому служению. Огромная ответственность ложится на мои плечи, но евангельский призыв «жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10:2), вселяет в меня надежду, что Господь не оставит меня без Своей благодатной помощи. Окидывая мысленным взором всю свою жизнь, вижу, что Господь, как любящий Отец, вел меня, проявляя ко мне Свою милость. Я вспоминаю, как молодым человеком пришел в храм, как на моем пути встретились добрые пастыри Церкви Божией, которые наставляли меня в началах христианской жизни. Помню, как мое сердце загорелось желанием посвятить всего себя на служение Матери-Церкви без остатка. Милостью Божией я принял монашество, был рукоположен в священный сан. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (Ин. 15:16). Вникая в эти слова, я осознаю, что ныне Господь призывает меня на новое, неизмеримо высокое служение, и теперь, как и много лет назад, я надеюсь на отеческие наставления мудрых архипастырей и, в первую очередь, Вашего Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/3668957.ht...

Память свт. Василию отмечается 3/16 июля и 10/23 июня (обретение мощей в 1609). Василиск Сибирский Преподобный старец († 29.12.1824), пустынник и молитвенник XVIII-XIX вв. Он жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце прп. Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга прп. Зосиму (Верховского) . Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Василий теплый Народное название двух дней в году. 1) Свмч. Василия, пресвитера Анкирского (362–363), 22 марта/4 апр. Утром в этот день выходили смотреть восходящее солнце: если вокруг него замечали красные круги, то считали, что урожай будет хороший. В этот день полагалось также печь калачи, своей формой символизировавшие солнце. До приема другой пищи считалось необходимым съесть по калачу. По крестьянским поверьям, родившийся в этот день будет отличаться удалью и веселым характером. Крестьяне верили, что из них получаются хорошие кузнецы. 2) Св. прав. Василия Мангазейского (1600), 23 марта/5 апр. По крестьянским поверьям, в этот день прилетают зяблики, «весну-красну торопят, на хвосте приносят». В это время очищали дом от мусора и кропили святой водой от нечистой силы. Первым делом сжигали залежалую за зиму солому из матрацев. Вместе с соломой сжигали и другой сор. Бабы в доме мыли полы, лавки, стены. Чтобы избавиться от затхлого запаха, с чердака приносили душистые травы. Считалось, что родившийся в этот день будет заботиться о домашнем порядке и сумеет бороться с нечистой силой. Василиса (Василиса-Домна) Народное название дня мц. Василисы 3/16 сент., На Василису бабы собирали в доме всякую рухлядь, чтобы обрести благополучие на осень. Особенно ценились ошметки, стоптанные лапти как верное средство от сглаза; их вешали в хлевах, на заборах и пр. Празднуемая в этот же день мц. Домна была олицетворением домашнего порядка. Василиса в былинах 1) Василиса Микулишна, жена Ставра Годиновича, хвастающего ею на пиру у кн. Владимира и посаженного за это в погреба глубокие; Василиса является к князю, выдавая себя за посла Василия, приехавшего свататься к племяннице его, Забаве Путятичне. Когда подозревают ее пол, то она устраняет это подозрение силой, ловкостью, хитростью и проворством. После пира, на который позвали Ставра играть на гуслях, Василиса просила у князя позволения погулять со Ставром и, открывшись своему мужу, возвращается с ним к Владимиру. 2) Василиса Никулишна, жена Данилы Ловчанина; желая жениться на ней, кн. Владимир посылает убить Данилу его же братьев (родного и названного), но Данила сам себя убивает. Василиса просит у князя позволения проститься со своим мужем и убивает себя у его трупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта» 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель Митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в Галиции, в городе Самборе. С раннего детства отличаясь добронравием, незлобием и прилежанием, юный Петр резко выделялся из среды своих сверстников и, одаренный богатыми умственными способностями и пытливым умом, очень рано изучил грамоту. Родители Петра, видя в своем сыне несомненные дарования и способности и имея намерение приготовить из него в будущем высокого и знатного государственного мужа, определили его в 1715 году в Киевскую академию, и вскоре юноша своими быстрыми успехами в науках и замечательной кротостью нрава обратил на себя внимание академического начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Боголюбивая душа любит богослужение и хочет благолепия церковного для своего утешения и для других христиан, и потому она так усердствует в деле построения святых храмов Божиих. Нам представляется, что строитель и радетель Божиих храмов древнерусский князь и собирающий лепты на построение и благоустроение тех же храмов народный представитель дядя Влас, который так художественно изображен у нашего поэта Некрасова, есть один и тот же православно-русский тип, но только в разных исторических и общественных широтах. Истинная молитва и благочестие у наших прославленных угодников Божиих неотменно сопровождается: чистотою духа и целомудрием, кротостью и справедливостью, почитанием старших, усердием об упокоении странников, нищих и всяких бедных. Св. княгиня Иулиания Вяземская и прав. Василий Мангазейский для сохранения своего целомудрия и чистоты не пожалели жизни своей. Свв. князья Давид Муромский и Андрей Боголюбский отличались строгой справедливостью и вместе с тем сострадательностью. О св. князе Давиде в житийной поповести сделано такое замечание: «имяше обычай всегда приходити к старшему брату на поклонение». Подобное сообщается и о других святых князьях. Кротко переносил огорчения от всех братьев и от тещи св. князь Феодор Ярославский. Св. князь Роман Угличский устроил у себя богадельни и странноприимные дома и содержал их, почему народ сходился к нему и из других княжеств. Праведная Иулиания Лазаревская кротко переносила нападения в доме своей тетки, своих слуг называла по имени и отчеству и в высшей степени была милосердна к бедным, так что сама из-за этого часто терпела нужду. Св. князь Иоанн Угличский пробыл в тюремном заключении 32 года: его каждую минуту могло освободить от тюрьмы принятие монашества, и он тяготел к иночеству всею своею душей, однако он не принимал монашества единственно ради того, чтобы не оставить в тюрьме и без поддержки своего родного брата, который к монашеству не был расположен и не мог последовать его примеру. Жалость к ближнему является нарочитою чертою наших святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ура, ура, ура и слава! Учитесь детки и Вы и будете так же великими людьми и изобретателями полезных новшеств на благо Родины. Будьте здоровы. Ваш любящий Дединька. 1/I –59 г. 117 227 Епископу Афанасию (Сахарову) 2 февраля 1959 г. [г. Кировоград] Преп. Евфимия Великого Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Афанасий! Вероятно, я делился с Вами тем, как меня епископ Флавиан Свердловский клеветнически изгнал из Новосибирской епархии на покой якобы по моей просьбе; ни наяву, ни во сне не просил я ни его и никого об увольнении меня на покой. Но Святейший и митрополит Николай поверили клевете епископа Флавиана и убрали меня «на основании якобы моей просьбы». Естественно, этот несправедливый указ меня ошеломил, и мне пришлось деликатно, но решительно потребовать у всех архиереев и у Святейшего пояснения, а епископа Флавиана осудить за клеветнический доклад. Но слава Богу и благодаря уяснению сего события Святейший Патриарх при личном моем свидании сказал мне, что в Жировицы ездить не надо, и назначил меня на Кировоградскую епархию. И так я был на покое, но не спокойный, ровно один месяц. Сожалею только лишь о том, что не побывал в святой Жировицкой обители с ея великими святынями, но добрый о. архимандрит Антоний прислал мне снимок с чудотворной иконы Божией Матери Жировицкой. Ныне, благодарение Господу Богу, по Его милости служу на юге Украины в епархии, богатой древними типовыми храмами. 248 церквей. От этих величественных храмов веет старой Русью церковной. При свидании я вручил Святейшему два образочка святого мученика юноши Василия Мангазейского и сказал, что оставшиеся немногие старые люди почитают и признают Василия Мангазейского святым и в честь Его дают мальчикам имя Василия. Указал Святейшему, что в Патриаршем календаре 23 марта ст. ст. св. Василий Мангазейский упоминается, но ошибочно помечен вместо мученика преподобным. Рассказал и краткое житие и особенно кончину и последствия муч[еничества?] Василия. К моему огорчению, мне не пришлось побывать в далеком Туруханском крае, куда для проезда много трудностей и препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

По словам Г. П. Федотова, “святые князья и юродивые исчерпывают мирской чин святости на Руси Немногие имена святых мирян, оставшиеся вне обоих списков, рельефно оттеняют некоторые черты русской народной религиозности” 96 . Ещё меньше среди них тех, чьи изображения могут служить предметом изучения в плане иконографии русских святых. Один из них — Симеон Верхотурский, скончавшийся в 1642 году, ведший странническую жизнь, зарабатывая себе средства на пропитание шитьём шуб и рыбной ловлей. При этом он ещё стремился кормить других и обращать в христианство язычников сибирской глуши. Начавшиеся чудеса у могилы этого дворянина, избравшего добровольно крестьянскую жизнь, обусловили его прославление в 1694 году и перенесение мощей в Верхотурье. На иконах, большинство которых относится к XIX веку, изображают Симеона одетым в порты и кафтан, с раскрытым свитком в руке, на фоне ансамбля Верхотурского Николаевского монастыря. Встречаются и житийные иконы, в композициях которых иногда можно обнаружить реалии конца XVII — начала XVIII веков 97 . Это свидетельствует о существовании более ранних образцов, не дошедших до нашего времени. Об Артемии Веркольском — крестьянском мальчике, в двенадцатилетнем возрасте убитом молнией в 1545 году, можно лишь сказать, что он уже принимал участие в полевых работах. Похоронили Артемия в лесу, но когда стали видеть над его могилой свет, то тело перенесли в церковь, и в 1640 году было установлено местное празднование памяти, а пять лет спустя сооружена над мощами церковь в его честь. На иконе могли лишь изобразить подростка в длинной белой сорочке, как он “бысть на поле землю бороня”, ангела, уносящего его душу, и погребение 98 . Здесь же надо упомянуть об иконах с изображением сына Ивана Грозного — царевича Димитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах в Угличе в 1591 году: его изображали в рост, в молении, как на надгробных портретах князей в стенописи Архангельского собора Московского Кремля 99 . Другие святые миряне (Василий Мангазейский, братья Алфановы) не получили заметно отражения в русской иконографии.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

2. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Исследование Дм. Цветаева. Ч. I главы I-IV Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1890 год. Книга первая I. Материалы исторические 1. Регламент Вотчинной Коллегии в проектах 1723, 1732 и 1740 годов. Н.Н. Ар-дашева II. Исследования 1. Мангазейский чудотворец Василий. Действит. члена Н.Н. Оглоблина 2. Русские рукописи Стокгольмского Государст. Архива. I. Столбцы. К.И. Якубова 3. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Исследование Дм. В. Цветаева. (Окончание). Ч. II (главы V-VIII) Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1890 год. Книга вторая I. Материалы исторические 1. Материалы к истории военного искусства в России. Выпуск II. Сообщил Действ. член полковник Д.Ф. Масловский II. Материалы историко-литературные 1. Два памятника древнерусской Киевской письменности. XI-XIII вв. Сообщ. Действ. член Архим. Леонид 2. Новгородская история. Соч. П.И. Сумарокова. С двумя планами. Сообщ. Действ. член Архим. Леонид Древнейшие пределы расселения Грузин по Малой Азии. А.С. Хаханова Состав Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Москов-ском Университете: а) с открытия Общества по 1 мая 1890 г. б) к 1 сентября 1890 г Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1890 год. Книга третья I. Материалы исторические 1. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. Сообщил М. И. Соколов 2. О мятежах в городе Москве и в селе Коломенском, в 1648, 1662 и 1771 гг. Действ. члена А. Зерцалова II. Материалы историко-литературные 1. Новгородская история. Соч. П.И. Сумарокова. Часть II. Сообщ. Действит. член Архим. Леонид III. Исследования 1. Библиографическая разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX-X вв.: памятники сих веков по сохранившимся спискам XI-XVII вв. Со-общил Действ. член Архим. Леонид

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

41 Филарет, архиепископ. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Изд. 2, Месяцы; Сентябрь - Декабрь. Чернигов, 1865. С. 168. Местное его прославление было совершено в 1653 году по благословению Патриарха Никона (Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви, Изд. 2. М„ 1903. С. 131). 42 Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Месяцы: Январь - Апрель. Изд.З. СПб., 1882. С.394. 43 См.: ГолубинскийЕ.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд.2. М, 1903. С. 145. Как отмечает Н.К. Голейзовский, «по имеющимся сведениям, икона эта находится в действующей церкви города Нерехты» (Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV - XV вв.//Византийский временник. М, 1969. Т.29. С. 207). 44 Троицкий Патерик. Свято-Сроцкая Сергиева Лавра, 1992. С.67. 45 Пивоваров П., протодиакон. Святой праведный Василий Мангазейский//ЖМП. 1977. 1 1. С. 64 - 65. 46 Новгородский государственный музей. 10882. Служба святителю Феоктисту. XIX в. Л. 3 1 - 32. 47 Там же. Л.33. См. также: Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М., 1984. С.65. 48 Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Месяцы: Январь - Апрель. Изд. 3. СПб., 1882. С. 514. У П.М.Строева указан только один монастырский настоятель с именем Вассиан: 1535 - 1540 гг. (Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 995). 49 Дмитриев Ю.Н. О творчестве древнерусского художника//ТДОРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 552. См.также: Мысливец И. К иконографии русских святых//Byzantinoslavica. Praha, 1932. Roc. 4. Sv. 2. S. 423 - 424. 50 Филарет, архиепископ. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Месяцы: Январь - Апрель. Изд. 3. СПб., 1882. С. 291. 51 Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни подвизавшихся святых в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 455. 52 Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни подвизавшихся святых в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 518. См. также: Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Месяцы Январь - Апрель. Изд.З. СПб., 1882. С. 127.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010