При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя 223 . Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого ангела преподобного. – В приходском храме закрытого Сыпанова монастыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного. † Страдание святого Василия Мангазейского Слаженный Василий, по ркп. житию его 224 , был Ярославский уроженец, сын Ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Мангазею, тогда новое поселение Русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. – Купец-хозяин был человек сладострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха 225 . Но и чём общее был гнусный порок, тем строже был к себе Богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твёрдо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В ркп. святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудотворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По ркп. житию, это было так. В праздничную утреню обокрадена была лавка у купца. Купец донёс о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, – не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. – Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мёртвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассвирепевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, увидели, что он уже скончался. – Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и через него положили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя 456 . Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого Ангела преподобного. В приходском храме закрытого Сыпанова мона­стыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного. Страдание святого Василия Мангазейского Блаженный Василий, по рукописному житию его 457 , был ярослав­ский уроженец, сын ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Ман- газею, тогда новое поселение русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. Купец-хозяин был человек сла­дострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха 458 . Но чем общее был гнусный порок, тем строже был к себе богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твердо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В рукописных святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудот­ворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По руко­писному житию, это было так. В праздничную утреню обкрадена была лавка у купца. Купец донес о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мертвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассви­репевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, уви­дели, что он уже скончался. Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и чрез него поло­жили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подробное жизнеописание Василия Мангазейского, останки которого Митрополит Филофей хотел было перенести в Тобольск, напечатано в «Записках о Енисейской Губернии, Пестова», и в Житиях Святых Русских, Муравьева, за Август месяц; но первая из поименованных книг в настоящее время уже библиографическая редкость, а последняя написана чрезвычайно витиеватым слогом, да и не у многих, особенно лиц светских, они и есть. Потому для читателей «Чтений в Обществе Истории и Древностей Российских», сделаю о нем (Василии) извлечение из Статьи Князя Кострова: «Туруханский монастырь», напечатанной в 8 «Москвитянина» на 1852 г. Василий Мангазейский, не новокрещенный Монгол, Василий Борисов, поступивший в Туруханский монастырь в 1692-м году, как несправедливо предлагал автор «Истории Русской Церкви» (ч. III, стр. 62), а Ярославский уроженец, сын тамошнего мещанина. Отец, по недостаточному своему состоянию, отдал его в прикащики к одному богатому, Ярославскому же купцу, который, производя торговлю с Сибирью, привез его в город Мангазею (находившийся на р. Тазе и называвшийся так от бывших там хлебных магазинов) и поручил ему лавку... С ранней молодости Василий отличался кротостью, благонравием и набожностью. Один раз, и именно в самую заутреню Светлого Христова Воскресения, когда он находился в церкви, воры обокрали его лавку. Хозяин, подозревая Василия в участии с ворами, подал на него жалобу Мангазейскому Воеводе, Пушкину, который взял его в съезжую избу и при хозяине подверг пыткам. Василий, как невинный, не сознавался и молчал, хотя муки его так были жестоки, что он несколько раз падал замертво. Считая молчание страдальца упорством, озлобленный хозяин ударил его связкой тяжелых ключей (от обокраденной лавки) в висок, и Василий испустил дух. Это случилось в 1602 г., когда Василию было только 19-ть лет от роду. Воевода и купец, для предотвращения молвы в городе, велели поскорее положить замученного ими прикащика в гроб и, как бы нераскаянного грешника, закопать, без отпевания, в болоте, близ самой съезжей избы. Но в 1652-м, при Воеводе Игн. Корсакове, гроб Василия сам собою поднялся из грязи и тины. Молва напомнила народу, как благочестиво жил и какою мученическою кончиною помер Василий. Почему гроб перенесен был на другое, более удобное, место, и над новою могилою была устроена часовня. Но в 1670-м году, в следствие явления Василия во сне Настоятелю лишь устроенного перед тем Туруханского монастыря, Тихону, останки его перенесены были этим благочестивым иноком в Туруханский монастырь (Мангазеи тогда уже не существовало, а вместо её был выстроен Туруханск) и погребены в церкви... В память сего события, в день его, в монастыре и теперь отправляется каждогодно торжественное всенощное бдение. Митрополит Филофей был в Туруханском монастыре в 1719 году, и написал, в честь Василия Мангазейского, тропарь и кондак, и будто бы даже канон, ныне, впрочем, не существующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Мученик Филит был одним из первых римских сановников. Пострадал за веру со своим семейством: женой Лидией и детьми Македонием и Феопрепием, в Иллирике, при царе Адриане, во II веке. Мучеников били железными прутьями и затем бросили в кипящее масло, но они остались невредимыми. Тогда свв. мученики просили себе у Господа смерти и с молитвой скончались. С ними пострадали святые. Кронид коментарисий (чиновник) и Амфилохий вождь, которые уверовали во Христа, видя твердость Филита с семейством Преподобный Пахомий Нерехтский был сыном священника г. Владимира на Клязьме. Будучи отроком, любил ходить в Рождественский монастырь в городе и пожелал сам поступить в иноки. После смерти отца 12-летним отроком постригся. Ему дано было нелегкое послушание – служить на кухне, и он охотно нес его, а ночи проводил в молитве. Когда в 1365 г. была устроена в городе обитель в честь Константина и Елены, то св. Пахомия поставили сюда в игумена. Но ему, как любителю безмолвия, не нравилась жизнь в городских монастырях, и он тайно ушел оттуда. Отыскав уединенное место в Костромской губернии, близ селения Нерехты, упросил жителей селения уступить ему участок земли и основал здесь монастырь. Правилом для иноков он поставил труд обрабатывания земли и сам подавал всем пример. Скончался Пахомий в 1384 году. Скоро после смерти он явился иноку-иконописцу и сказал: «Напиши мой образ. Господь сопричислил меня к лику святых. Скажи об этом и братии». В 1764 г. обитель святого обращена в приходскую церковь . Василий Мангазейский был сыном торговца в Ярославле. 19-ти лет, поступив на службу к купцу, он отправился с ним в Сибирь для торговли. Любострастный хозяин стал принуждать его к удовлетворению своей страсти. Но Василий, будучи человеком очень богобоязненным и нравственным, отказался от этого. Тогда хозяин обвинил его в краже. На суде, когда Василий говорил, что он невиновен, жестокий хозяин ударил его в висок связкой ключей и убил. Это было в 1600 г. в первый день Пасхи. Судья велел тело его, положив в гроб, бросить в болото. Прошло 50 лет, но тело и гроб оставались вверху болота невредимыми, и тут начали совершаться чудеса. В 1670 г. св. Василий явился старцу Тихону, основавшему обитель на реке Енисее, в 500 верстах от места смерти его, и повелел перенести тело его в свою обитель. Так и было сделано, и при этом совершилось много чудес. 24-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Целомудренный измучен был восстанием плоти, до того, что исповедал о том всей братии. Ночью то молился он со слезами пред иконой Спасителя и Богоматери, то выходил из келлии на могилу старца, прося его, чтобы помог избавиться от нечистого беса. Утомленный молитвой, заснул он и видит пред собой старца, с долгой и белой бородой, с жезлом в руке. Старец говорит ему: «брат Иринарх! так всегда молись Господу и пречистой Матери Его; я молился о тебе, и Господь помиловал тебя, более не греши, – ты исцелен». С этими словами ударил инока жезлом по левому бедру. Инок вскочил и увидел Пахомия, который прибавил: «не бойся, чадо: ты видишь меня, напиши образ мой, Господь причислил меня к лику преподобных; скажи о том и братии». Иринарх рассказал о всем игумену и братии, показывая знак удара на бедре. Освободившийся от нечистой страсти написал образ Пахомия; над могилой устроили гробницу и тут поставили икону. При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя. 664 Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого ангела преподобного. – В приходском храме закрытого Сыпанова монастыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа и верующие получают исцеления при раке преподобного. В тот же (23) д. Страдание св. мангазейского Блаженный Василий, по ркп. житию его 665 был ярославский уроженец, сын ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Мангазею, тогда новое поселение русских между инородцами на р. Тазе. Блаж. Василий с юных лет жил в страхе Божьем: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. – Купец – хозяин был человек сладострастный и жестокий: он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха. 666 Но чем общее был гнусный порок, тем строже был к себе богобоязненный Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Никита Столпник, преподобномуч. Переяславский. 1186 г. 24 мая. Авраамий, муч. Болгарский (на Волге). 1229 г. 1 апреля. Василий (Василько), кн. Ростовский. 1238 г. 4 марта. Георгий Всеволодович, в. кн. Владимирский. 1238 г. 4 февраля. Меркурий, муч. Смоленский. 1238 г. 4 марта. Евпраксия, блгв. кн. Псковская. 1243 г. 16 октября. Михаил, блгв. кн., и Федор, боярине, Черниговские. 1246 г. 20 сентября. Константин, блгв. кн. Ярославский. 1257 г. 3 июля. Роман Ольгович, кн. Рязанский. 1270 г. 19 июля. Иоасаф и Василий, игумены Псковские, и с ними 17 иноков. 1299 г. 4 марта. Михаил, блгв. князь Тверской. 1318 г. 22 ноября. Иоанн, Антоний и Евстафий, муч. Виленские. 1347 г. 14 апреля. Иулиания, блгв. кн. Вяземская. 1406 г. 21 декабря. Исидор, пресвитер Юрьевский, и с ним 72 муч. 1472 г: 8 января. Макарий, митрополит Киевский. 1479 г. 1 мая. Герасим и Питирим, епископы Пермские. 1430 г. и в 1455 г. 29 января. Иоанн, муч. Казанский. 1529 г. 24 января. Адриан, преподобномуч. Ондрусовский. 1549 г. 26 августа. Адриан, игумен Пошехонский, Давид и др. иноки с ними. 1550 г. 5 марта. Стефан и Петр, муч. Казанские. 1552 г. 24 марта. Агапит, преподобномуч. Маркушевский. 1569 г. 9 января. Корнилий, игумен Псково-Печерский. 1570 г. 20 февраля. Иаков и Иоанн, отроки Менюжские (Новг.). 1570 г. 24 июня. Симон, блж. юрод. Юрьевский. 1584 г. 4 ноября. Димитрий, царевич Московский. 1591 г. 15 мая. Василий, муч. Мангазейский. 1600 г. 23 марта. Ермоген, патриарх Московский . 1612 г. 17 февраля. Евфросин, преподобномуч. Синозерский. 1612 г. 20 марта. Галактион, преподобномуч. Волгоградский. 1612 г. 24 сентября. Прокопий, блж. юрод. Вятский. 1627 г. 21 декабря. Иов, преподобномуч. Ущельский. 1628 г. 6 августа. Симон, преподобномуч. Устюжский. 1644 г. 12 июля. Афанасий, игумен Брестский. 1648 г. 5 сентября. Макарий, архим. Овручский, преподобномуч. Каневский. 1653 г. 7 сентября. Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. 1671 г. 11 мая. Павел, муч. Русский (Константиноп. церкви). 1683 г. 3 апреля. Гавриил, младенец (Слуцкий). 1690 г. 20 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Сибирских святых (10 июня) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРАСИМ (Добросердов Егор [Георгий] Иванович; 1809-1880), еп. Астраханский и Енотаевский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ Арсеньевич Кикин (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 окт., в Соборе Сибирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128901.html

Василий, митрополит Екатеринодарский и Кубанский (Кулаков Аркадий Юрьевич) Дата рождения: 18 октября 1971 г. Дата хиротонии: 24 июля 2019 г. Дата пострига: 4 апреля 1997 г. Страна: Россия Биография: Родился 18 октября 1971 г. в Томске. Крещен в 1979 г. В 1988 г. окончил среднюю школу в Томске. В 1988-94 гг. обучался в Томском медицинском университете, получил диплом по специальности «Лечебное дело». В 1996 г. окончил клиническую ординатуру при Сибирском государственном университете по специальности «Терапия». В феврале 1997 г. принят в число братии Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Козиха Новосибирской области. 4 апреля 1997 г. епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соколовым) пострижен в монашество с именем Василий в честь праведного Василия Мангазейского. 23 апреля 1997 г. в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска епископом Новосибирским Сергием рукоположен в сан иеродиакона, 23 августа — в сан иеромонаха. В монастыре нес различные послушания, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью (заготовка и переработка леса, снабжение, ремонт техники и др.). С осени 1997 г. по 2000 г. нес послушание настоятеля монастырского подворья в с. Верх-Чик Ордынского района Новосибирской области. За этот период в селе был построен храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1998-2000 гг. обучался на заочном отделении Томской духовной семинарии. В 2001 г. нес послушание на подворье монастыря в Новосибирске — на строительстве нового собора в честь Святой Троицы. В 2002 г. по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона нес послушание настоятеля храма Спаса Нерукотворного в пгт. Венгерово Новосибирской области, на месте которого планировался монастырь. В 2002-2005 гг. нес послушание в пгт. Ордынское Новосибирской области. Помогал в строительстве двух храмов: каменного, в честь Святой Троицы, и деревянного, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 2002-2004 гг. обучался в Московской духовной академии . Получил диплом со степенью кандидата богословия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5469099...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Кулаков Аркадий Юрьевич; род. 18 окт. 1971, город Томск), епископ Армавирский и Лабинский. Родился в семье врача. В 1988 г. окончил среднюю школу в Томске. В 1988-94 гг. обучался в Томском медицинском университете, получил диплом по специальности «Лечебное дело». В 1996 г. окончил клиническую ординатуру при Сибирском государственном университете по специальности «Терапия». В феврале 1997 г. принят в число братии Михаило-Архангельского мужского монастыря в селе Козиха Новосибирской области. 4 апреля 1997 г. епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соколовым) пострижен в монашество с именем Василий в честь праведного Василия Мангазейского. 23 апреля 1997 г. в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска епископом Новосибирским Сергием рукоположен во диакона, 23 августа — во иерея. В монастыре нес различные послушания, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью (заготовка и переработка леса, снабжение, ремонт техники и др.). С осени 1997 г. по 2000 г. являлся настоятелем монастырского подворья в селе Верх-Чик Ордынского района Новосибирской области. За этот период в селе был построен храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1998-2000 гг. обучался на заочном отделении Томской духовной семинарии. В 2001 г. нес послушание на подворье монастыря в Новосибирске — на строительстве нового собора в честь Святой Троицы. В 2002 г. по был назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного в поселке Венгерово Новосибирской области, на месте которого планировался монастырь. В 2002-2005 гг. нес послушание в поселке Ордынское Новосибирской области. Помогал в строительстве двух храмов: каменного, в честь Святой Троицы, и деревянного, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 2002-2004 гг. обучался в Московской духовной академии. Получил диплом со степенью кандидата богословия. В марте 2005 г. направлен во Владивостокскую епархию для организации монашеской жизни в Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре. 11 марта 2005 г. архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарём) назначен наместником Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря в поселке Горные Ключи Кировского района Приморского края. Утвержден в этой должности решением Синода РПЦ от 27 декабря 2005 г. . Указом Святейшего Патриарха Алексия II 15 апреля 2006 г. возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/301386.html

Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже приходила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее. 668 Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных призывавших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне, на месте древней Мангазеи, и теперь видят звериные шнуры, – приношения юраков и других инородцев и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев туруханского края с 1672 г. сохраняются иконы св. Василия мангазейского. На одних он представляется свежим, белокурым, юношей, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 д. марта в обители Троицкой совершается всенощное служение, в честь св. Василия. 669 Почитая память св. Василия, повторим учение апостола о добродетели, за которую пострадал Василий. «Храни себя в чистоте, поучает апостол ( 1Тим.5:22 ). Заботься о том, чтобы быть святым по телу и душе ( 1Кор.7:31 ). Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни пьяницы, ни хищники не наследуют царствия Божьего» ( 1Кор.6:9, 10 ). Тело не для блуда, а для Господа и Господь для тела ( 1Кор.6:13 ). Блуд и всякая нечистота и любостяжание даже и именоваться не должны у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены наши – блуд, нечистоту, сладострастие, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ). 24 д. Страдание СТЕФАНА и ПЕТРА, мучеников казанских Когда Тимофей, протопоп кремлевского собора, находился в Свияжске, быв послан туда с посланием митрополита к войску, (это было в 1552 г.) 670 : то пришел к нему татарин из арской стороны и объявил, что желает он креститься. Протоиерей спросил его: не от бедности ли или не от страха ли ищет он крещения? В ответ на это татарин рассказал следующее: я лет 30 был болен ногами, так что не мог твердо стоять на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010