При следующем митрополите Сибирском и Тобольском Антонии (Стаховском; 1721–1740) мощи святого Василия были сокрыты под спудом, в земле, в пределах монастырской ограды; над этим местом устроили часовню. В 1788 году гроб святого вновь показался из земли наружу. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес его во вновь построенный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и устроил особое надгробие. Все это время местное почитание святого Василия практически не прекращалось: верующий народ по-прежнему прибегал к его молитвенному предстательству и по вере своей получал облегчение в болезнях и исцеления. Почитание святого Василия Мангазейского немало способствовало обращению из язычества в Православие различных местных народностей Севера: тунгусы, эвенки и юраки молились святому как покровителю охотников. В конце 1802 года – начале 1803 года Туруханский край охватила эпидемия. Жители Туруханска усмотрели причину бедствия в том, что иконы святого Василия вынесены из Троицкого монастыря, мощи его находятся под спудом, а службы в его честь прекращены. Архиепископ Тобольский Амвросий (1806–1822) предписал игумену Туруханского Троицкого монастыря внести в соборный храм образ святого Василия и не чинить препятствий к его почитанию. В 1907 году по благословению Святейшего Синода было отпечатано цветное литографическое изображение святого Василия Мангазеиского. На иконах святого Василия изображают «лицем млада, мала возрастом, образом священнолепна, очи имуща светлы, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы». Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что несколько десятилетий назад святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Память святому Василию Мангазейскому совершалась первоначально 6 июля, в день явления из земных недр его мощей; 10 мая совершалось торжество перенесения мощей святого из Мангазеи в Туруханск. 22 марта является днем особого празднования памяти святого Василия Мангазеиского, тезоименитого прославляемому в этот день Церковью священномученику Василию Анкирскому († IV в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1671 г. в Москву были вновь отправлены списки чудес В. М. для подтверждения канонизации святого, но прошение, как и прежде, было оставлено без ответа. Однако в Сибири почитание Мангазейского чудотворца не ослабевало. И. Б. Репнин, бывший в 1671-1672 гг. воеводой Тобольска, прислал «по обещанию» в Туруханский мон-рь шитый покров на раку с образом В. М., к-рый стал наиболее ранним изображением святого (БАН. Собр. текущих поступлений. 496. Л. 90). В «Слове о написании образа святаго мученика Василия, Мангазейскаго чудотворца» повествуется о том, как была создана чтимая икона святого. В авг. 1679 г. в Туруханскую обитель пришел иконописец Лука, послушник Сибирского и Тобольского митр. Павла , и вложил в мон-рь написанную им икону В. М. Причиной создания иконы было чудесное спасение Луки во время бури в море по молитвам к прав. отроку. Образ был поставлен над гробом чудотворца (БАН. Собр. текущих поступлений. Л. 89 об.- 90). Память В. М. отмечена под 22 марта в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Многое сделал для возрастания почитания В. М. митр. Тобольский и всей Сибири свт. Филофей (Лещинский , в схиме Феодор). В дек. 1702 г. он послал челобитную Петру I c просьбой перенести мощи прав. отрока из Туруханского мон-ря в Тобольск «для большего почествования к святому», однако получил отказ. В июне 1719 г. святитель приехал в мон-рь для поклонения мощам В. М., он перенес мощи из старого храма в новую ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Воспоминание этого события стало местным праздником обители. На зап. стороне храма, напротив раки с мощами, был поставлен образ В. М. Свт. Филофей освидетельствовал мощи и «написал в похвалу мученику Василию канон» (ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. 51. Тетр. 19. Л. 2 об.). В годы служения свт. Филофея на Тобольской кафедре были составлены 3 службы В. М.: «Служба на память явления во граде Мангазее из недр земных многоцелебных мощей мученика святаго Василия», «Служба на перенесение мощей святаго мученика Василия из града Мангазеи в пределы новаго града Туруханска во обитель Святыя Троицы, что на реке зовомой Тунгуске», «Служба на перенесение мощей новаго мученика Василия, чудотворца Мангазейского, из старыя церкве в новую церковь, пришествием и пренесением святых его мощей схимонахом преосвященным Феодором, митрополитом Тобольским и всея Сибири». В результате деятельности свт. Филофея прав. отрок стал известен далеко за пределами Сибири. Имп. Анна Иоанновна прислала в дар Туруханскому мон-рю серебряное богослужебное Евангелие (М., 1689), на верхней крышке к-рого находилось изображение В. М. с крестом в руке и надписью: «Мученик Василий Мангазейский» (Житие Василия Мангазейского/Под ред. П. Е. Островских. С. IV).

http://pravenc.ru/text/150815.html

Архив Пн Слово архимандрита Филарета (Гусева) при наречении во епископа Канского и Богучанского 23 марта 2012 г. 18:10 23 марта 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского. При наречении архимандрит Филарет обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Ныне искусом и Вашим избранием Промыслитель и Создатель человеческого рода Всещедрый Господь призывает меня воспринять благодать архиерейского служения. Ступая на путь архипастырского послушания, я с трепетом внимаю словам Спасителя, обращенным к ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел Вам…» (Мф. 28:19-20). Сегодня Господь определяет мне служение на святой земле Сибири, которая прославлена целым сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Нектарий, архиепископ Тобольский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своей молитвой благодатный Сибирский край. Они явили истинную любовь к Богу подвигом своей жизни, их молитвенный покров по сей день ощущает каждый вопрошающий о помощи. Моя родина — древняя Тверская земля, а малая родина — Удомельский край. Этот дивный край имеет прекрасную историю. Я благодарен тем поистине исповедникам веры, которые, несмотря на сложности советской эпохи, делились со мной плодами своей духовной жизни. Благодаря им я с юных лет осознал, что без Бога жизнь теряет смысл и Церковь является тем спасительным институтом, который открывает дверь в вечность. Именно тогда я принял решение стремиться стать в будущем служителем Алтаря Господня, откликнувшись на слова Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). Это способствовало моему поступлению в Московскую духовную семинарию, под благодатный покров преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/2099505.ht...

Иконы для храма изготовлялись и в иконописных школах Тобольской духовной семинарии по всем правилам древней иконописи – с соблюдением постов и с обязательной молитвой во время работы над иконой. Кроме новых икон, в храме имеется несколько старинных отреставрированных. Это несколько икон Божьей Матери, икона Ильи Пророка, Святителя Николая Чудотворца и другие. 23 сентября 2003 года в Сургуте состоялась церемония освящения храма Преображения Господня. Храм освятил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий Водосвятный. В празднике приняли участие хор Тобольской духовной семинарии и муниципальный хор «Светилен» города Сургута. Недавно в Сургуте при Храме Преображения Господня открылся новый корпус православной гимназии – трехэтажное здание площадью более 1,5 тысячи кв.метров. Православная гимназия существует уже около 8 лет. Здесь обучается более ста подростков. Помимо классов, в новом корпусе имеются актовый и спортивный залы, просторная столовая. Адрес: 628400, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г.Сургут, ул.Мелик-Карамова Телефон: (3462) 26-85-86 - приемная/факс, 26-70-31 - книжная лавка Храм Всех святых в земле Сибирской просиявших (Сургут) [ править править код ] Храм Во имя Всех святых в земле Сибирской просиявших, г. Сургут Храм Во имя всех Святых на земле Сибирской Просиявших в Сургуте построен суздальскими мастерами в 2002 году по всем канонам православного зодчества. А собирали его уже в Сургуте на том самом месте, где основавшие город казаки возвели когда-то первую церковь. Храм Во имя Всех святых, в Земле Сибирской Просиявших, был открыт в Сургуте в феврале 2005 года на Сретение Господне. Сегодня памятник архитектуры является действующей церковью. Храм высотой около 23 метров построен из крепкой осины, а сваи и закладные венцы — из лиственницы. Венцы – горизонтально уложенные друг на друга бревна диаметром 30-40 см, рублены «в лапу» и «в замок». Главной достопримечательностью Храма Во имя всех Святых на земле Сибирской стала выставочная экспозиция, которую можно с полным правом назвать народной. Первый дар в экспозицию церковных реквизитов преподнес атаман казачьей общины Борис Аванесов – старинную Библию. В экспозиции, расположенной в притворе храма, представлены также карта «Места почивания нетленных мощей сибирских святых», информация о строительстве храмов в Сибири и Сургуте, редкие фотографии, сведения о жизни и чудотворениях сибирских святых (Василий Мангазейский, Мисаил Абалакский, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Герман Аляскинский).

http://azbyka.ru/palomnik/Ханты-Мансийск...

История XVII в. Проникновение рус. населения в бассейн Енисея и строительство первых правосл. храмов и мон-рей началось в 1-й трети XVII в. Однако отдельные русские промысловики и торговцы появлялись в регионе еще в кон. XVI в. Согласно преданию, в 1592-1593 гг. на месте будущего енисейского Спасского монастыря (ныне енисейский в честь Преображения Господня мужской монастырь ) соорудил келью инок Тимофей (Иванов), ставший основателем общины. Ок. 1602 г. в Мангазее, на р. Таз (ныне территория Ямало-Ненецкого АО), принял мученическую кончину, а с сер. XVII в. начал почитаться как 1-й сибир. святой мч. Василий Мангазейский . Первым известным правосл. сооружением региона является упоминаемая Г. Ф. Миллером часовня во имя свт. Николая Чудотворца, устроенная в основанном в 1607 г. Туруханском зимовье («у Николы на Турухане»), ставшем впоследствии центром Мангазейского у. (с 1672 Нов. Мангазея, в 1780-1917 Туруханск, с 1917 Старотуруханск). Часовни устраивались в башнях крепостных оград и становились первыми правосл. строениями в острогах и селениях Вост. Сибири. В Туруханском зимовье была возведена 1-я на территории Приенисейского края ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Вновь осваиваемая территория вошла в юрисдикцию учрежденной в 1620 г. Тобольской епархии , к которой на протяжении XVII - нач. XVIII в. относились все мон-ри и приходы Сибири. Согласно летописным преданиям, в 1623 г. в Енисейске игум. Параскевой (Племянниковой) был основан Христорождественский жен. мон-рь (с 1872 енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери женский монастырь ). Первый храм в остроге - срубленная в 1626 г. деревянная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. К 1647 г. относится документальное упоминание о деревянной соборной 3-престольной ц. в честь Богоявления. На чертеже С. У. Ремезова (кон. XVII в.) изображены также деревянные Воскресенская и Преображенская церкви. В Красноярске, основанном в 1628 г., по прошению служилых людей была устроена ц. в честь Преображения Господня. Первый на совр. территории К. и А. е. храм был 3-престольным (по др. сведениям, 2-престольным), с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прп. Михаила Малеина , св. покровителя царя Михаила Феодоровича . Соборная Преображенская ц. представляла традиционный в рус. деревянном зодчестве «клетский» тип храма, составленный из 3 основных объемов с шатровым завершением и пристроенным к трапезной высоким крыльцом. На главной, проезжей башне малого острога были устроены Спасская часовня и колокольня. В центре примыкавшего к малому острогу торгово-ремесленного посада к сер. XVII в. была возведена одноглавая шатровая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с отдельно стоящими колокольней и часовенкой.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Возбранный чудотворче и мучениче пресветлый, данный Христом православным людям, в Сибирь пришедшим, державу Российскую укрепляти и просвещати языческие народы, ты же имея дерзновение ко Господу, подавай нам силы духовные и телесные в Православии твердо стояти, и землю северную Евангельским словом согревати, да вси зовем ти: Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче. Икос 1 Ангельскому житию подражая, Василие, яко мученик Христов в Анкире, соблюдший в себе веру Христову и в торжестве веры достигший вечного упокоения, ему же тезоименит сый. Пред языческими народы веру христианскую исповедав без страха, яко апостол лютую смерть приял еси. Мы же благодарно поем ти: Радуйся, от рождения благодатию Духа Святаго осененный. Радуйся, с младенчества благочестию наученный. Радуйся, с младых лет слово Божие познавый. Радуйся, с колыбели молитву возлюбивый. Радуйся, в землю Сибирскую пришедый. Радуйся, прилежанием и честностию любовь людей стяжавый. Радуйся, смерть лютую принявший. Радуйся, имя христианское бесчестием не запятнавший. Радуйся, за страдания Богом прославленный. Радуйся, любовью христиан и язычников не оставленный. Радуйся, от болезней исцеляющий. Радуйся, в делах добрых помогающий. Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче. Кондак 2 В благодатном граде Ярославле, богатом Божиими угодниками и святыми церквами, вырос сын благочестивого Феодора. При крещении монах по имени Василий, принимая от купели младенца, заповедал ему: молись о всех нас Святей Троице. Мы же провидению таковому дивяся, поем во умилении: Аллилуия. Икос 2 Разум, озаренный благодатию Христовой, имел еси и из млада беспрестанно пети и славословити Триипостасного Бога навыкл святе Василие; кроткий, родителям послушный, прилежно вел еси дела купеческие, душею же в Горнем пребывая. Мы же, взирая на благочестивое смирение твое, поем таковая: Радуйся, от юности Богом избранный. Радуйся, надмирную жизнь возлюбивый. Радуйся, достодолжно родителей почитающий.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Хотя, конечно, если трезво и беспристрастно рассудить, то тогда было много и великих свершений. Это стараются обычно замолчать и об этом предпочитают забыть. Обсуждая эту тему, многие говорили, что мучеником может считаться только тот, кто пострадал за Христа совершенно определенным образом – исповедуя Его. Однако разве страдания за добродетели Христовы, за преданность Евангелию, за то, что ты являешься христианским государем, не является страданием за Христа? Мы знаем в истории Русской Православной Церкви много людей, невинно пострадавших, особенно среди государственных мужей. Это святые Борис и Глеб, князь Игорь Черниговский, Димитрий Угличский… Есть подобные святые и среди мирян, например Василий Мангазейский, которого пытал хозяин-купец, подозревая в том, что тот пособничал ворам, хотя в действительности он был совершенно невиновен. Мы почитаем его святым, хотя и про него можно сказать: неужели человека, который пострадал из-за подозрения в воровстве, можно считать мучеником? Неважно, как мы называем святого – благоверный князь, праведный или преподобный. Говоря о Царской семье некоторые также утверждают, что они, мол, не мученики, а страстотерпцы, поэтому слово «мученичество» к ним не подходит. Люди, так рассуждающие, забывают об одной простой вещи: мученичество и страстотерпчество различаются только в Русской Православной Церкви. По содержанию понятий между мученичеством и терпением страданий, страстотерпчеством, различия нет. Изначально людей, пострадавших за Христа, называли не мучениками или страстотерпцами, а свидетелями, это первое значение слова «мученик». Нет разницы между свидетельством об имени Христовом, которое человек носит, и свидетельством о Христовых заповедях, которые человек исполняет. В этом смысле слова благоверный князь Игорь также является мучеником: невинное страдание освятило его. Взирая на все перенесенное им, мы должны высоко оценивать невинное страдание людей за Христа, за добродетели Христовы, за жизнь по Евангелию. Сами же, напротив, должны смиряться и свои незаслуженные, как нам кажется, скорби считать маловажными и ничтожными.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Святой Василий Мангазейский. Фрагмент иконы – Что работа над иконой помогает вам понять о вере, про веру? – Не знаю, как ответить на этот вопрос. Для меня иконопись – это такая же молитва. Собеседование. А уж когда ты работаешь над росписью в храме, особенно когда во время богослужения находишься на лесах и видишь всю красоту и глубину богослужения сверху, то ты словно попадаешь прямо внутрь Литургии – это иные ощущения, нежели когда ты просто молишься в храме. Это очень острые переживания – певчие меня поймут, – ты как-то еще более отчетливо понимаешь: церковное искусство – оно литургично. – Иконописцу важно слушать мнение коллег во время работы? – На самом деле это очень важно. Бывает, ты делаешь образ, и тебя твои руководители могут приостановить: подумай еще, здесь что-то не то. Или предложат такие поправки, которые окажутся важными, без них работа просто бы не состоялась так полно. Преподобный Кадок Лланкарванский Как-то одним летом я делала аналойную икону Николы Ратного в храм для военных на Сахалине, устроив рабочее место в огороде, под навесом, между баней и цветущей картошкой. Трепетание природы, дачный дух отдыха располагал к пленерному колориту, и, почувствовав, что я неуклонно ухожу от характера образа, позвонила другу, и он замечательно посоветовал «добавить зимы и металла». Это быстро собрало расслабленные тона в «мужскую» тональность. – А светской живописью вы продолжаете заниматься? – Да, и плотно: холст это или бумага для акварели – всегда готова плоскость для работы. И остальным это рекомендую: так мы поддерживаем в своем художественном арсенале более богатый инструментарий. И не в качестве арт-терапии, а осознанно прорабатывая художественное событие как еще один способ выражения красоты. Опытные монументалисты понимают толк в тональной цельности росписи, но часто используют только сближение тона, а иногда, что становится модным, сильное расслабление насыщенности цветотона, в результате росписи в сравнении со старинными образцами грешат монотонностью, а то и «интересной бледностью». А занятия той же графикой или живописью с целью поднять образность пластического видения, красоту полного тона, живописность группы тонов могли бы стать прекрасным катализатором для более высокого уровня монументального искусства.

http://pravoslavie.ru/136780.html

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Красноярская епархия была учреждена (с кафедрой в г. Красноярске ) Высочайшим Указом 25 мая 1861 года как Енисейская и Красноярская. Епархия восстановлена 8 июня 1990 года на территории Красноярского края и Кемеровской области, будучи выделена из состава Новосибирской епархии . Православие на территории приенисейской Сибири Православные храмы и монастыри на канонической территории Красноярской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII в., одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — св. мч. Василий Мангазейский . В 1618 г. заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск . Здесь были основаны Св.-Спасский мужской и Св.-Иверский женский монастыри, мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества, ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы земле честные останки местночтимого сибирского святого, прав. Даниила Ачинского . Значительную роль в православном миссионерском северных территорий Енисейской губернии играл Св.-Троицкий мужской монастырь (б. с. Монастырское, ныне - Туруханск), место паломничества к свв. мощам мч. Василия Мангазейского (в 20-е гг. ХХ в. временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным). Первый красноярский правящий архиерей — преосв. Никодим (Казанцев) , немало потрудившийся для духовного и культурного развития Епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории приенисейского края, в том числе – о св. мч. Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории Епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 г. в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.

http://drevo-info.ru/articles/6903.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010