«Написав столько, Апостол называет это малым сравнительно с тем, что хотел написать, – говорить св. Иоанн Златоуст , – как и в другом месте он говорит: «якоже преднаписах вам» ( Еф. 3:3 ). И посмотрите на мудрость его! Не сказал: прошу вас, примите слово увещания, – но: слово утешения, т. е. ободрения, поощрения. Никто, говорит, не может тяготиться обширностью сказанного. Он хочет внушить им и сказать: вы малодушны; ибо таким людям свойственно тяготиться продолжительностью речи. Не беспокою вас многословием». «Но честь и слава и благодарение Апостолу! Написав так кратко, он сумел высказать в немногих словах все то, что хотел он сказать им, соответственно с задачею своего послания» (см. у Н. Братолюбова стран. 262). Да, Апостол сказал здесь так много, что если бы это не было сказано, то христианский мир, и в частности высшие умы по предметам богопознания и изъяснения отношения ветхого завета к новому – лишены были бы многого, как и напротив, пользуясь им в течение многих веков, они установили по сему предмету тот правильный взгляд, который проведен так широко и глубоко в этом богодухновенном послании. (По всему этому не можно ли слово «вмале» понимать в смысле краткости времени, «вскоре», по примеру слов Спасителя: вмале, и не увидите Мене, и паки вмале, и узрите Мя ( Ин. 16:16 )? Но для сего требуется изменение, предлога «диа» в «ен» и окончания слова: «врахеон» во «врахи»). 331 Сообщение о Тимофее, что он освобожден, а также и о себе, и повторение желания видеться с читателями послания показывает душевную близость Апостола к ним и служит примером той общительности, о которой он недавно делал особое увещание (в ст. 16). Теперь намерение свое явиться к ним он обусловливает скорым возвращением Тимофея, который после Римских уз был посылаем в Грецию, где он был с Апостолом прежде ( Деян. 17:14–16 ). По мнению св. Иоанна Златоуста Евреи не были враждебно расположены к Тимофею, поэтому он и поставляет его на первом месте. О намерении же их явиться в Палестину Златоуст замечает: «этого достаточно было, чтобы они соблюдали кротость, если он сам с учеником своим готов был придти к ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Написавши послание, Ап. Павел послал его в Колоссы с Тихиком, которого сопровождал Онисим, несший послание к Филимону. Так как оба послания написаны в одно время (около 63 года) и в одном месте (в Риме) 448 , при одних состояниях духа Апостола, то неудивительно, что в некоторых мыслях и словах сих посланий замечается некоторое сходство. Кроме сего, послание к Колоссянам во второй своей части имеет сходство с посланием к Ефесянам, но только там все внушается более пространно, а здесь кратко, как бы делается напоминание. Этим, может быть, объясняется и завещание дать прочесть послание другим, равно как взять для прочтения у них 449 . Содержание послания Содержание послания вполне соответствует тем духовно-нравственным запросам, которые предъявлялись состоянием веры и жизни Колоссян. После обычного приветствия, Апостол похваляет веру и жизнь Колоссян и говорит, что он молится о полноте познания ими воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его (1:1–11). Далее он благодарит Бога за совершение нашего спасения и усовершения, причем говорит, что Бог призвал нас к участию в наследии святых во свете, избавил нас от тьмы, ввел в Царство Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов. Он есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари. Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся. И Той есть глава телу Церкви, Которого мы проповедуем, научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершеннейшим во Христе, для чего тружусь и я (1: 12–29). Указав потом на величие дела проповеди о Христе, Апостол сообщает, что он печется и о Колоссянах и именно о том, чтобы они обогатились совершенным разумением, необходимым для познания тайны Бога Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (2:1–3). Определивши величайшее значение Иисуса Христа, Апостол открывает, почему он преподал им это великое учение, а именно, чтобы они, как приняли учение о Христе, так бы и содержали его, чтобы не прельстили их вкрадчивыми словами, тщетною лестию, или философиею по стихиям мира и по преданию человеческому, а не по Христу, в Котором обитает вся полнота Божества телесно. И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, обрезанием Христовым. Быв погребены в нем в крещении, в Нем вы и воскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. И вас оживил вместе с Ним, простив вам все грехи (4–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат. Святые дерзновенно шли на смертные страдания за веру, дабы получить лучшее воскресение, именно воскресение славное и блаженство, ведущее в Царствие Небесное. Так, один из отроков Маккавеев сказал мучителю: ты лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас для жизни вечной ( 2Мак. 7:9 ). Другой отрок, будучи близок к смерти, сказал: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит (7:14). Младшему же мать сказала: не страшись убийцы, приими смерть, чтобы я, по милости Божией, опять приобрела тебя с братьями твоими (7:29). Да, святые мученики не предпочли бы смерти благам земным, если бы не имели твердой веры в будущие блага. По вере в Бога и в будущую жизнь молились за умерших оставшиеся» (см. у Н. Братолюбова стран. 204–9). 305 Неисполнение существенного обетования (о Спасителе) при жизни тех святых, которых, по выражению Апостола, недостоин весь мир, он изъясняет тем, что Бог предопределил проявить эти величайшие обетования на нас недостойных, т. е. на тех, кому писал Апостол и кто верует во Христа, как Спасителя. Из чего явствует, что все должны поспешить воспользоваться теми благами, которые свободно даруются теперь верующим и которых не могли получить ветхозаветные праведники при всем личном величии своем и необычайности даров, которые подавались им Богом для многоразличного служения их людям. Отметив разные подвиги святых, Апостол здесь говорит о их внешнем подвижничестве, выразившемся в скитальчестве по горам, ущельям и пустыням, в чем они предобразили, как и во многом другом, Того, на Которого была их общая надежда, как на начальника мира совершителя всякого совершенства, свет для просвещения всех и славу Израиля, как на носителя высших стремлений к Богу и спасению о Нем, ибо и Он нередко не имел места, где главу подклонити. «И что могли бы получить здесь в награду те, которых достойного нет ничего в мире? Здесь Апостол возвышает ум слушателей, научая не прилепляться к настоящему, но помышлять о том, что выше всех предметов настоящей жизни, если весь мир недостоин их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Несокрушимые стремления Израиля приобрести себе царя, заявленные особенно настойчиво в конце жизни Самуила, находят весьма основательные объяснения в том, что с царством связывалось осуществление мессианских надежд 65 . Самому Давиду также даровано было несколько новых мессианских откровений, чрез пророка Нафана, и непосредственно. Отвечая Давиду на его желание построить дом Божий, пророк Нафан, от лица Божия, сказал ему: „когда исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами своими; то Я возставлю семя твое, которое произойдет от чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени моему, и я утвержду престол царства его на веки. Я буду ему отцем и он будет Мне сыном ( 2Цар. 7:12–14 ); и будет непоколебим дом твой и царство на веки пред лицем Моим, и престол твой устроит на веки (16). И сказал (в ответ на это) Давид: кто я, Господи (мой), Господи, и что такое дом мой, что меня так возвеличил!... Ты возвестил ещё о доме раба Твоего вдаль (18–19). Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая все великое рабу Твоему (21). И благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки” (29). Словами, служившими ответом на вопрос Давида, здесь были слова о построении храма его сыном Соломоном, но более важными и существенными были обетованные слова о восстановлении семени Давида, после него, и слова о вечном пребывании царства и престола Давида. Так это должно представляться всякому непредубеждённому читателю, так это было понято и богомудрым пророком Давидом. Не остановившись на сравнительно неважном обетовании о построении храма, не смотря на живой интерес его, он весь, всецело обратился к тому обетованию, которое было драгоценнее, выше, хотя и простиралось вдаль. Где и в чём заключается это „великое будущее”, возвещаемое здесь, это прежде всего показывается в многознаменательном, первоевангельском слове „семя“ ( ), о котором здесь говорится, что оно будет восстановлено после Давида, из чресл его. Это многознаменательное слово далее усвояется, или прилагается к Соломону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Никто да не осуждает вас за пищу или питие, или новомесячие, или субботу. Это есть тень, а тело – во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, не держась Главы, от Которой все тело растет возрастом Божиим. В самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела – только вид мудрости (16–23). В двух первых главах Апостол преподал все существенное о вере, в чем необходимо было вразумить и научить Колоссян. В следующих двух главах он преподает им разные нравственные наставления, как бы естественно вытекающие из вероучения. Так он говорит: «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, гнев, ярость, злоречие (3:1–8). Не лгите друг другу, совлекшеся ветхого человека с деяниями его и облекшеся в нового, обновляемого в разум по образу Создавшего его, идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (9–11). Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Над всеми же сими стяжите любовь. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию (12–16). Жены, повинуйтесь мужьям своим. Мужья, любите своих жен. Дети, будьте послушны родителям. Отцы, не раздражайте детей. Рабы, повинуйтесь господам (17–22). Господа, будьте равномерны к рабам. Со внешними обходитесь благоразумно. Слово ваше да будет благодатно. В молитве терпите. О нас молитесь (4:1–6). В заключение Апостол говорит, что недосказанное скажет Тихик. Потом посылает приветствие от лиц бывших с ним, причем говорит, что это приветствие – его собственноручное. И наконец увещевает помнить его узы и преподает всем благодатное благословение (7–18). Подлинность послания и его церковное употребление Необыкновенная высота послания и краткость изложения глубочайших мыслей о Боге и Христе приводят некоторых в недоумение о подлинности послания. Но недоумевающие забывают, что Апостол умел быть всем вся ( 1Кор. 9:22 ): умел преподать начатки учения, или, как он говорит, питать млеком ( 1Кор. 3:2 ), умел предложить и твердую пищу, когда она составляла насущную потребность. И так как в Колоссах завелись такие лжеучители, прельщавшие возвышенными лжеучениями, то и Апостол изложил самое высокое обобщение веры в Бога и Христа Спасителя, как главы Церкви и всяческой полноты разумения и полноты самой жизни всех существ мира. Но Иоанн Богослов говорил о Христе: вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин. 1:3 ), И св. Ап. Павел весьма часто раскрывал столь возвышенное учение в разных своих посланиях. Например, о власти Иисуса Христа над миром духов раскрывается в послании к Римлянам (8:38–39), в 1 Коринф. (15:24–28). В послании к Римлянам (9:4–5) Он называется «Сущий над всеми». «Им все и мы Тем», говорится в 1 послании к Коринфянам (8:4–6). В послании к Галатам говорится: «когда пришла полнота, времени, Бог послал Сына Своего» (4:4) 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но в способе оправдания мессианского значения, – эти экзегеты вполне расходятся. Большинство новейших западных экзегетов, напр. Генгстенберг 382 , Боль 383 и Баде 384 и т. п., приходят к тому заключению, что певец, говоря здесь вообще о человеческом достоинстве, указывает вместе и на Мессию, как необходимо заключающегося между людьми. Они так. обр. допускают, что здесь говорится о Мессии не прямо и непосредственно, а в дальнейшем смысле. Этот дальнейший смысл некоторыми доводится до такой отдалённости, что в конце он оказывается тождественным с тем, который указывает Куртц 385 . По мнению же Куртца сам псалмопевец вовсе не имел пред своими глазами Мессии, только читатель сам может приходить к мысли о Мессии чрез сознание несоответствия действительности тому, данному при творении, определению человека, которое изображается здесь 386 . Совершенно в обратном виде представляется дело по святоотеческому объяснению этого места. По этому объяснению псалмопевец в пророческом вдохновении сначала и прежде всего говорит о Мессии, а потом уже чрез Него и о человеке вообще, в обновлённом его состоянии. Это объяснение ведёт своё начало ещё от св. Ап. Павла. Во 2 гл. послания к Евреям, приведши насколько доказательств в пользу необходимости веры во Христа, он говорит: „ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную”, (в первой главе Апостол говорил словами псалмопевца о будущем изменении земли ср. 10–12 ст. 1 гл. Евр. с 26 и 28 ст. Пс. 101 .); напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: „что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами и пр… „Все покорил под ноги его”. Когда-же покорил ему всё, то не оставил ничего не покорённым ему. Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорно, но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, который не много был унижен пред Ангелами, дабы ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех” и пр. (ст. 5–10). Здесь не только ясно указано, что слова 5–9 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но, кажется, самым близким к точному понятию о главенстве должно считать представление церкви под образом тела, для которого Главою служит Христос. Это представление с особенной ясностью, а вместе и с силою раскрыл св. Ап. Павел. В послании к Ефесской церкви он писал: «Безмерно величие могущества Его (Господа) в нас, верующих по действию державной силы Его, Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою церкви, которое есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:1923 ). Это понятие о церкви как живом организме, ап. Павел раскрывал многократно, вместе с чем утверждалось и понятие о Христе как Главе Церкви, из чего он потом делал и другие выводы и применения, например: »Муж есть глава жены, как и Христос Глава церкви» ( Еф.5:23 ); " всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» ( 1Кор.11:3 ). Изъясняя апостольское сравнение, св. И. Златоуст говорит: «Как от Адама и Евы народился весь род человеческий, так от Христа и Церкви нарождается все множество, которое составляя единое тело, опять слагается в Боге, Христом став в душу едину с Ним». «Мы тело – Главы, которой все покорено. Почтим же близость родства, убоимся, да не отстанет кто-либо от тела сего. Сообразно с Главою мы должны быть лучшими самих ангелов, удостоившиеся чести быть высшими, нежели все они». Вот какое великое приложение догмата об истинном главенстве в церкви, и ко всему составу ее. Может ли хотя сотую долю представить в себе какой-либо папа как Глава Церкви?! Всякий из них не может представлять всей Церкви ни теоретически – мысленно, ни практически – жизненно, возводить всех на эту высоту, к которой возводит нас истинная Глава Церкви – Христос, Который есть вместе с тем Первосвященник наш, всегдашний Ходатай за всех притекающих к Нему, будучи всегда жив и внемлющ ко всем приходящим к Нему. Между тем, как мнимую Главу, в Риме живущую, так редко кто видит, что на Руси сложилось присловие: что в Риме побывать – папы не видать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но певец глубоко проникнут сознанием могущества Иеговы, а чрез Него и Его Мессии, и потому он, как бы, невольно начинает свою речь вопросом удивления: «зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?» Потом, как бы отвечая на свой вопрос, он говорит: «восстают цари земные и князья совещаются вместе против Господа, против Помазанника Его» (2 ст.). Далее богодухновенный певец слышит, как сами восставшие объясняют свои дерзкие и заносчивые цели восстания против Бога и Его Мессии. «Расторгнем», говорят они, «узы их и свергнем с себя оковы их». Но вслед за этим певец видит и слышит, как на небе совершается нечто совершенно противоположное первому, и потому он сначала во второй строфе (4–6) говорит от себя: „Живущий же на небесах посмеётся, Господь поругается им”; а потом, противопоставляя решению царей земли решение Того, на Кого они восстали, т. е. решение Иеговы, спокойно живущего на небесах и смеющегося над гордыми, но бессильными противниками Его, – выводит говорящим Самого Бога: „тогда скажет им во гневе своём, и яростию своею приведёт их в смятение: „Я помазал царя моего над Сионом, святою горою Моею”. В третьей строфе (7–9) представляется говорящим Помазанник, Который возвещает особенное божественное определение о себе: „возвещу определение”, говорит он, „Господь сказал Мне”: „Ты сын Мой: Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Ты поразишь их (восстающих) жезлом железным и сокрушишь их как сосуды глиняные”. В последней строфе (10–12), псалмопевец снова выступает сам. Советуя всем заблаговременно, добровольно и мирно покориться Иегове и Его Помазаннику, он указывает восставшим нравственный выход из их тщетного восстания на Бога. Певец говорит: „итак, вразумитесь цари: научитесь судьи земли; служите Господу со страхом, и радуйтесь пред Ним с трепетом! Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтоб вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него!” Прямо выраженного ответа на поставленный вопрос о том, кто во 2 псалме называется Мессиею, здесь таким образом не даётся нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но само собою попятно, насколько правдоподобны все эти предположения, если 21 и 68 пс., с которыми 39 псалом тесно связан по своему происхождению, написаны Давидом в указанный нами выше период времени. Некоторыми экзегетами указываются ещё другие исторические поводы к составлению 39 псалма 322 . Но ни один из них не может быть прилагаем сюда так основательно, как указываемый нами. Наше предположение оправдывается ясным отношением 39 псалма к 68 и 21 псалмам, общим характером представления неприятного положения псалмопевца, вполне соответствующего действительному состоянию Давида на престоле в первое время и, наконец, указаниями на Тору (Пятикнижие), которыми особенно богаты псалмы, явившиеся около этого времени 323 . Особенно ясно показано близкое отношение 39 псалма к 68 псалму, как мы видели, в ст. 1–4. Давид, давши здесь знать о поводе, обстоятельстве, задаче, цели и надеждах, по которым и ради которых является 39 пс., затем, в 5–9 стихах, воспевает новую песнь Богу, и тем исполняет намеченную себе задачу. Он говорит: „блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи. Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас -, кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедывать и говорить; но они превышают число. Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши: всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце” (ст. 5–9). Далее, хотя псалмопевец извлечён из тинистого болота и поставлен на твёрдом и неподвижном камне, однако же, поскольку на горизонте его жизни все туманные облака неприятностей от бесчисленных его врагов не рассеялись ещё, то он снова обращается к Богу с молитвою об избавлении от бед и погибели (ст. 12–18). Но предварительно, как бы указывая в себе нечто такое, что заслуживает божественной милости (как так же он делает в пс. 21:9–11 и 68:1–2), Давид напоминает своему Избавителю, что он благодарен Ему так же как и всегда, и так же как и теперь он всегда возвещал правду Его в собрании великом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но Христос сказал, что придет время, когда истинные поклонники поклонятся Отцу в Духе и истине, не на горе Самарийской и не в Иерусалиме, а на всяком месте ( Ин. 4: 21–23 ). «И Апостол говорит, что наши обычаи таковы, каковы у Иудеев. Ибо подобно тому, как обо всех повелевает он приносить молитвы, потому что за всех умер Христос, и для всех, говорит он, я проповедаю; так равным образом молиться нам хорошо везде, «воздеюще преподобные руки». Что же значит: преподобные? Чистые. А что значит: чистые? Конечно, не водою вымытые, а чистые от любостяжания, убийств, хищения, уязвления... Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу со враждою, пусть никто не приступает с негодованием. Так узаконил и Господь ( Мф. 5:23 ). И еще: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого ( Мк. 11:25 ). И не нужно нисколько сомневаться в том, что мы будем услышаны. Ибо Господь говорит: елика аще воспросите в молитве верующе, приимете ( Мф. 21:22 ). «Надо полагать, говорит преосв. Феофан, что молитвы в собрании верных были творимы мужами, имевшими к тому дар. Они и отражались обществом верных на творение молитв, вступали же в дело одни по молитвенном освящении, а другие по таинственном рукоположении. Те и другие составляли клир. Св. Павел имел обычай заводить его повсюду ( Деян. 14:23 . Сравн. 1Кор. 14:40 ). Его, вероятно, разумеет он и под «мужие»... Всякое собрание верных во Ефесе имело и своего совершителя тайн – предстоятеля, и своих молитвословов. Об них-то и слово, чтобы они творили молитвы, а другие не вмешивались произвольно в это дело». 92 Внушается и женам участвовать в молитвах, но с тем, чтобы они там безмолвствовали и не развлекались разнообразными украшениями себя, но украшались скромностию, смиренномудрием и добрыми делами, свойственными их добрым склонностям: милосердием, сострадательностию к бедным и немощным и другими угодными Богу делами благочестия. Обращая затем внимание на жену в отношении ее к мужу, Апостол внушает ей быть благопокорливою, не учить мужа, ни властвовать над ним, но советует вообще пребывать в тиши и удалении от суетной молвы и тревог житейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010