399 Извинение воевод перед Апостолами совершилось тот же час, когда они узнали о Римском гражданстве Павла и Силы, ибо они очень испугались нарушения ими законов о ненаказуемости палками Римских граждан, так как это каралось жестоко. После извинения Апостолы более уже не настаивали ни на чем. И когда попросили их оставить город, то они вскоре исполнили это желание начальников, однако все же успели посетить Лидию и преподать верующим должное наставление. «Смотри, как разнообразно действует благодать (восклицает святой Иоанн Златоуст ), как вышел Петр и как Павел! Убояшася же говорит (писатель). Боятся потому, что они Римляне, а не потому, что несправедливо заключили их. И моляху их изыти. Просили этого, как милости (подобно Гадаринцам). Они же, пришедши к Лидии и утешив ее, тогда изыдоста. Ибо не следовало гостеприимную жену оставлять в недоумении и скорби. Изыдоста не потому, что повиновались начальникам, но поспешая на проповедь, так как этот город уже довольно получил пользы от чуда. Далее оставаться здесь не следовало, ибо чудо является большим, когда отходят совершившие его, тогда и оно само взывает громче. Вера темничного стража была здесь вместо проповеди, ибо если бы кто убедился в предметах обыкновенных, то это не было бы удивительным, но когда о воскресении, о Царствии Небесном, о жизни любомудренно говорят людям простым и убеждают их, это гораздо удивительнее, нежели убедить мудрецов. Итак, помыслим о той ночи, о кандалах, о песнопении и сами постараемся поступать так же; тогда и мы отверзем себе не темницу, а небо, если будем молиться». И надо думать, что во время настоящего пребывания святого Павла в Филиппах он получил от своих новых чад очень много духовных высоких удовольствий. Это ясно отражается в написанном им сюда послании, от которого веет духом радости, любви и благодарности ( Флп.1:5; 2:12; 4:6 ). «Благодарю Бога моего (пишет Апостол), при всяком воспоминании о вас я всегда с радостью за всех вас приношу молитву и уверен в вас, возлюбленные мои; вы всегда были послушны не только в присутствии моем, но гораздо более ныне, во время отсутствия моего... Среди развращенного рода вы сияете, как светила, содержа слово жизни к похвале моей в день Христов» (см. у Д. Глаголева, стр.130).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

54 Но от праведника требуются качества еще положительно добрые. Во-первых, человек счастлив тогда, когда его воля подчинена воле Господа, указанной в предписаниях закона, данного Им через Моисея и др. пророков; во-вторых, человек счастлив, если он помышляет об этом законе, о его возможно верном, легком и совершенном исполнении через всестороннее изучение его, в течение всей жизни, так чтобы, как завещал Моисей: «книга закона не отходила бы от уст человека, но поучался бы в ней день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано». (См. Нав.1:8 ). В этом указан идеал ветхозаветного праведника не особенно отличный и от новозаветного идеала, так как и христианин должен стараться постигнуть божественное учение, чтобы исполнить его и через то спастись. Следовательно, здесь предлагается всем весьма важный и существенный урок. 55 В великой праведности св. певец указывает побуждение к великой награде. Эта награда будет заключаться в том самом, что человек будет делать, именно в том божественном законе, которому он будет поучаться, потому что он будет почерпать отсюда все самое лучшее и самое необходимое для своей духовно-человеческой жизни. И потому этот человек будет, как дерево растущее при воде, которое имеет постоянно в избытке необходимую влагу и приносит плод в свое время (и предполагается лучший). Человек, изучающей закон Господа, не испытает никаких треволнений, потому что будет иметь самое надежнейшее руководство в божественном законе и потому он будет отличаться всякого рода добрыми делами до конца, как дерево не лишается листьев, доколе оно пользуется необходимой влагой, могущей сохранять его от зноя. Кроме закона Господня, его защитой и помощником будет еще и Сам Бог, волю Которого он будет исполнять и на Которого он будет надеяться. «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование Господь», говорил, подобно Давиду, пророк Иеремия. «Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» ( Иер.17:7–8 ). Понятно, почему в 1-м псалме ( Пс.1 ) говорится о праведнике, читающем закон Господень, что во всем он успеет. Ему будет помогать Бог . «Любящим Бога», как сказал св. апостол Павел, «все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Успех, о котором говорит здесь певец, касается преимущественно настоящей жизни, но далее (в Пс.1:5 ) он говорит и о будущем, когда будет суд страшный для грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

741 Противопоставляя истинное познание Иисуса Христа мнимому, которым величались лжеучители (гностики), Апостол Иоанн, подобно Апостолу Петру, указывает тесную связь умственного познания с практическим применением его к делу, следуя в сем учению Спасителя – судить о людях по плодам и помня Его прощальное завещание: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдете. По свойственному Апостолу образу речи, он после рассмотрения предмета с одной стороны, потом рассматривает его с противоположной стороны. Сказавши, что христиане знают Христа, Апостол потом, по свойственному ему духу пламенной ревности, называет обманщиками тех, которые хвалятся знанием христианства, не показывая на деле этого знания. Воспроизводя далее прощальную речь Господню, Апостол возводит исполнение заповедей к тому основному началу, которое указано было там, т. е. к любви. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, говорит Иисус Христос ( Ин.14:21 ). Подобное сему говорит и Апостол в стихе 5 и 6, срвн. ( Ин.13:34 ). 742 Следуя той же великой речи Господа, Апостол Иоанн называет любовь «новой заповедью». Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга, говорить Иисус Христос. Любовь была основною заповедью и в Ветхом Завете ( Лев.19:18 ), о чем возвестил и Сам Иисус Христос, будучи спрошен о главной заповеди в законе ( Мф.22:34 ). Святой Иоанн Златоуст говорит, что Иисус Христос сделал любовь новою заповедью по образу Своей любви, потому и присовокупил: «как Я возлюбил вас». Апостол также говорит о той именно любви, которая была возвещена Иисусом Христом и которую они слышали от начала христианской проповеди (чтобы мы любили друг друга); почему она уже может быть названа и древней. По Апостольскому слову новость заповеди о любви заключается еще в том, что в ней заключается сущность всего вообще христианства, а в частности сущность нравственности христианской и общее содержание Евангельского благовестия, которое есть свет, все более и более распространившийся, по мере увеличения любви, так что кто живет ненавистью, тот живет во тьме, или при свете, но как слепой. Этим определением живого соотношения любви, истины и света, с одной стороны, а с другой – ненависти, лжи и тьмы, Апостол дал христианам ясное понятие как об истинном пребывании в Боге, так и об удалении от Него, а вместе с тем начертал истинный путь для их жизни и возможно полного разумения Христа и, таким образом, предостерег их от увлечения как жизнью еретиков, так и лжеучением их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

9. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны 184 . 10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден 185 . 12. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. 13. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка 186 . 14. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны 187 . 15. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь 188 . 166 По сообщению св. Димитрия Ростовского , Тит происходил из царского Критского рода. Как человек любознательный, он был в Иудее, видел Иисуса Христа и св. Апостолов и присутствовал в числе Критян, бывших в Иерусалиме в день сошествия Святого Духа на Апостолов ( Деян. 2:11 ). В числе других Критян называются Зина и Аполлос, которые и были первыми благовестниками Христа на острове Крите. 167 Послание к Титу приблизительно написано около 66-го года; но есть предположения о более раннем его происхождении, до первых уз Ап. Павла в Риме. Эти предположения основываются главным образом на отрицании освобождения Ап. Павла из первых уз. Но несправедливость этого отрицания с великою полнотою свидетельств доказывается многими учеными (см. о сем подробно в исследовании о посланиях к Тимофею и Титу М. Троицкого, изд. в Казани в 1884 году, стр. 15–29, а также и у П. Полянского, в местах, указанных в объяснении на послание к Тимофею). Достойно замечания, что св. Иоанн Златоуст сказал: «мне кажется, что это послание предшествует посланию к Тимофею, и Апостол написал его в такое время, когда был отпущен, освобожден от уз» (беседа на послание к Титу, стр. 5). 168 Указание назначения послания – очень пространное. Это объясняется отчасти тем, что назначение послания Титу было указано в надписании, как видно это из одного из древнейших кодексов (С), чего в других посланиях не было, как свидетельствует о сем Тертуллиан и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

А пока, моя милая русалочка, до свидания. До нового, дорогого для меня письменного свидания! Знайте, что не все уважают Вас только потому, что Вы девушка, барышня, или потому, что Вы женщина. Есть люди, которые ценят Вас немножко по-другому, которые могут гордиться чистотой и бескорыстием своих желаний по отношению к Вам и которые, надеюсь, выше толпы почитателей со всеми ее... «чувствами», подленькими, узкими, бессодержательными. Жду письма. Ваш А. Л. P.S. Если бы Вы знали, как это человек сидит ночью за книгой и отдает за письменный стол все радости жизни, то Вы поняли бы то чувство, которое переживаю я, читая Вашу надпись на фотогр. карточке. Неужели это мне, отшельнику, пишет милая и добренькая девушка? Я не могу здесь выразить всего, но скажу, что Ваша карточка сохранится у меня до тех пор, пока холодеющие руки не устанут держать ее, а глаза не будут в состоянии смотреть на нее. Спасибо, сердечное спасибо, добрая Верочка, Вечной Правдой воздастся Вам вдвое. P.P.S. Делал то, что Вы говорили, с карточкой, т. е. закрывал левую часть лица бумажкой. Правда, Вы становитесь более похожей, но, по-моему, это происходит не от того, что все лицо целиком мало похоже на Вас, а потому что в этом случае получается впечатление, будто Вы выглядываете откуда-то из-за угла. Т. е. забавней как-то становится. Еще раз прошу не смеяться над моим сравнением Вашего снимка с греч. статуями. Если бы я знал, что Вам не наскучу, я дал бы подробный анализ выражения Вашего лица и лица тех статуй. Вы бы тогда согласились со мной. Москва. 1 сент. 1911. Милая Верочка! Не писал Вам из Каменской, потому что на другой же день после получения Вашего письма я уезжал в Москву. Теперь, устроившись на новом месте, я спешу как можно скорее Вас захватить своим письмом в Новгороде. Поселился я в Студенческом общежитии 112 , где хоть и плачу гораздо дороже, чем те студенты, которые живут у «хозяек», но зато и пользуюсь различными удобствами, вроде отдельной комнаты, прекрасного стола, прислуги и пр. Занятия начнутся не раньше 10 сентября, а до тех пор вот осматриваю город, а по вечерам сижу в своей одинокой комнате и пересматриваю фотографии и письма тех людей, которые дороги для меня и воспоминанием о которых живу. Скучно здесь одному среди чужих людей; и дома-то я жил как-то в стороне от других совершенно особою жизнью, а здесь и вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Апостол свидетельствует: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Воспитанный в православной традиции, опытом жизни я научился доверять поставленному надо мной церковному руководству и духовникам, и удостоверился, что в случае нужды, если они переоценят мои силы, Сам Господь внесет необходимые коррективы в их планы, и все закончится благополучно. Не теоретические знания, а живой личный опыт, пусть маленький и скромный, рождает в душе упование, которое не посрамит. Главным утешением на пути служения были духовники, наставлениями которых я имел счастье пользоваться. Вначале архимандрит Наум (Байбородин), затем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и архиепископ Алексий (Фролов) в течение многих лет молитвой и советами помогали мне проходить путь служения Святой Церкви. Пребываю в сыновней уверенности, что молитвы этих духовников будут хранить меня, как и прежде. Настоятельство на бедном сельском приходе приучило меня со вниманием относиться  к каждому человеку. Этого требует Евангельская заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); но также сама жизнь в сельской глубинке подсказывала, что без бережного отношения к маленьким людям приход запустеет, не выживет. Знать положение дел на каждом приходе, лично познакомиться с церковными тружениками в Каменской епархии вскоре будет моей прямой обязанностью. Епископам, как предстоятелям и свидетелям о церковной жизни и духовном опыте всей вверенной их попечению паствы, надлежит принимать участие в работе Архиерейских Соборов, выносить решения по самым важным вопросам церковной жизни и вероучения. Будучи настоятелем труднодоступного сельского прихода, не предполагал, что мне придется столкнуться с такой «экзотикой», как наркомания, но в 1998 году наш приход приступил к практической деятельности по реабилитации наркозависимых. Весной 2010 года мне предложили возглавить группу экспертов, привлеченных к написанию концептуального документа по церковной реабилитации наркозависимых в рамках работы Межсоборного присутствия, а с осени того же года я руководил Координационным центром по противодействию наркомании в структуре Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

http://patriarchia.ru/db/text/3536060.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Леониду (Солдатову), епископу Алапаевскому и Ирбитскому 6 января 2019 г. 15:54 6 января 2019 года, в навечерие Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Солдатова) , клирика Каменской епархии , во епископа Алапаевского и Ирбитского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Леонида на служение. Преосвященный епископ Леонид! Днесь Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11:2) почил на твоей главе, соделав тебя преемником апостольского служения и блюстителем овец словесного стада Христова. Прияв ныне огнеобразную благодать Небесного Утешителя, ты отправляешься «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Епископское служение, на которое ты был поставлен сегодня, сколь велико, столь и многотрудно. Оно велико, потому что является продолжением той славной и богозаповеданной миссии, которую совершали в мире ученики Спасителя, благовествуя , по предреченному пророком Исаией, нищим, исцеляя сокрушенных сердцем, проповедуя пленным освобождение, слепым прозрение, проповедуя лето Господне благоприятное (Лк. 4:18-19). Подобно самовидцам и слугам Воплощенного Сына Отчего ты должен просвещать ближних и дальних светом Евангелия, осолять мирсей, который, по слову апостола Иоанна, весь лежит во зле (1 Ин. 5:19), любовью Христовой, свидетельствовать людям о том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5:11). Это великое дело свидетельства мы — последователи Господа, наипаче же епископы Его Святой Церкви — призваны непрестанно совершать во все дни нашего земного странствования, об этом неустанно заботиться и об этом иметь неослабное попечение. Кому же, в первую очередь, нам следует проповедовать, кому благовествовать, кому нести свет веры? Ответ на этот вопрос нам дает Сам Христос, Сын Человеческий, Который говорит о Себе, что Он пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10). Объясняя эти слова Господа, святитель Тихон Задонский рассуждает: «Ради кого Христос пришел в мир? Ради грешников. С какой целью? Ради их спасения. О, как дорого Бог спасение наше поставил! Сам ради нашего спасения… в мир пришел» (Слово 9. О воплощении Сына Божия). Посему именно к тем, кто отдален от Бога своими грехами, кто еще не обрел истинной веры и блуждает во мраке неведения, служители Церкви призваны обращать свое слово, неустанно закидывая евангельский невод в житейское море, дабы улавливать человеческие души для Царства Небесного.

http://patriarchia.ru/db/text/5337698.ht...

Бог сотворил от единые крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненная времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегожда нас суща. О Нем бо живем и движемся и есмы ( Деян.17:26–28 ). По изъяснению святого апостола Павла, вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых ( Евр.11:1 ), т. е. уверенность в невидимом (небесном), как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом (в будущей вечной жизни), как-бы в настоящем. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого, по глаголу Божию, произошло все видимое. Надобно, чтобы всякий приходящий к Богу веровал, что Он есть, что Бог существует, и ищущим Его воздает, что всякий ищущий Бога, исполняя волю Божию, получит обещанное Богом освящение и мир души на земле и блаженство вечное на небесах, что грядущий открыть свое вечное царство Господь приидет и воздаст каждому по делам его. Праведный верою жив будет; а если кто колеблется, не благоволит к тому душа Моя, глаголет Господь чрез пророка. Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет. Эта вера дает смысл, силу, направление жизни. Каждый живущий человек, находя этот смысл, живет на основании его. Если же не нашел, то умирает, во-первых духовно, а часто и телесно, что подтверждается особенно учащенными в последнее время самоубийствами неверующих. До сих пор история не знала народа, неверующего в Бога и безсмертие. Доказать же противное, что народы могут жить без веры в Божество и в бессмертие, ясно ли, смутно ли понимаемое, еще предлежит современным неверам, чего они, конечно, не докажут никогда. В этой вере свидетельствованы были все древние от начала мира до самых последних времен, все величайшие мужи истории. В искании истинного смысла жизни, точнее в изыскании истинной веры, человек должен пользоваться всем тем, что относительно веры содержит и преподает лучшая часть человечества, научаемая самим Богом чрез божественное откровение. Под именем божественного откровения разумеется то, что сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Первыми провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки, которые приняли и проповедывали начатки откровения Божия. В полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос , и распространил оное по вселенной чрез своих учеников и апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В ст. 12, до половины 15-го и, потом, в 16-м псалмопевец говорит уже с уверенностью, что всё то, что он просил у Бога для царя, будет в действительности. „Он (т. е. царь) избавит нищего вопиющего и угнетённого”, говорит здесь певец, „и души убогих избавит от коварства и насилия и будут давать ему от золота Аравии. Будет обилие хлеба на земле, на верху гарь; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане и в городах размножаться люди, как трава на земле” и пр. Насколько богодухновенный певец мог обращаться к Богу с такими прошениями о Соломоне и, затем, насколько он имел оснований переходить от желаний к несомненной надежде и вполне уверенному ожиданию, иначе: мог-ли псалмопевец справедливо говорить всё показанное доселе о Соломоне, а отсюда, насколько основательно можно предполагать, что он говорил здесь отчасти по отношению к Соломону-это, конечно, весьма удовлетворительно разрешается тем, что всё, желаемое и ожидаемое пророком, в истории славной жизни Соломона и его могущественного правления может быть видимо как действительно совершившееся. Поэтому представляется весьма возможным отнести к Соломону многое из того, что было высказано богодухновенным певцом 71 псалма. И поступая так, мы можем легко оправдать как богодухновенного певца, так и строгих последователей святоотеческого отношения к 71-му псалму, потому что рядом и нераздельно с сказанным о Соломоне здесь высказано несколько таких желаний, надежд и ожиданий, которые никак нельзя считать вполне сказанными по отношению к Соломону, хотя они были сказаны пред ним и по поводу его 207 . В ст. 5, напр. высказывается желание, чтобы царя боялись, доколе пребудет солнце и луна, в роды родов. Желание, очевидно, неуместное по отношению ко всякому из смертных царей. Под выражением в роды родов . как было сказано, при разборе 18 ст. 44 пс., никак нельзя разуметь время жизни одного человека. Ничего также, кроме неопределённого, но весьма продолжительного времени, нельзя разуметь и под выражением: „доколе пребудет солнце и луна ( )”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В чудном видении Иакова заключалось не только обещание помощи Иакову, но ему открывалось и прояснялось обетование, что человек не будет брошен Богом беспомощным, на вечные страданья, что к нему не только будут снисходить разные посланники Божии, но что и ему самому откроется путь к небу через И. Христа. Об этом последнем особенно ясно говорил Бог, предвозвещая Иакову, что обетование, данное Аврааму относительно происхождения от него потомства, многочисленного как песок морской, и благословения через него всех племен земных, должно прийти через него. Здесь Иаков не только обнадеживался в безопасности своей жизни, но и утверждался в тех благодатных правах, которые он получил от отца вместо первенца. К прежнему раскрытию обетования о Спасителе здесь дано было указание на посредство, через которое должен прийти на землю обещанный Спаситель, именно на лестницу. По общему мнению христианских учителей эта лестница прообразовала Матерь Божию, соединившую небо с землею через воплощение от Нее Спасителя мира. Посему, уставом нашей Православной Церкви положено читать об этой лестнице, виденной Иаковом, в Богородичные праздники. И в некоторых песнопениях церковных Богоматерь прямо называется «лествицею, юже Иаков виде» (Ак. Б. Мат.). Ст. 16 и 17. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это – врата небесные». Ст. 16 и 17. На Бога не смеют чины Ангельские взирати, но Иаков видел в сновидении Бога как бы лицем к лицу, потому-то на него напал страх, когда он проснулся и представил свой чудный сон. Он видел, как пред ним земля, где он спал, была соединена с небом, так что Бог, бывший вверху лествицы, через последнюю как бы соприкасался с землею. Поэтому понятно почему Иаков место своего божественного сновидения назвал жилищем Божиим. Но здесь ему была показана лествица, ведущая к небу, поэтому он назвал и самое это святое место вратами к небу, путем ведущим к Богу. Вообще Иаков все понял, всему дал настоящий смысл и значение, и ободренный, принес Богу благодарность за его успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010