водоросли, мхи), и более сложные, дающие семена, из которых вырастают такие же растения, и наконец, величественные деревья (кустарники, береза, дуб, кедр и проч.). Земля стала как весною и летом, украшенною зеленью, цветами, деревьями. Не было еще солнца, но и без него было светло и тепло. Стало еще прекраснее, нежели было во второй день. Творец порадовался и по окончании третьего дня. Ст. 14, 15, 16, 17, 18 и 19-й. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро: день четвертый». Ст. 14–19. В четвертый день по воле Божией получили некоторое устройство прочие темные массы, из которых была выделена земля. Во многих из них по слову Божию сосредоточился свет в таком множестве, что они стали ярко светящимися телами (напр., солнце и другие неподвижные звезды). Другие стали издавать свет, отражавшийся от звезд (планеты, напр. луна). Бог определил им своим светом освещать землю. В особенности это определено было одному из больших светил – солнцу, и одной из ближайших планет – луне. Их движение, и движение земли, устроено было Богом так, чтобы солнце освещало землю днем, а луна ночью. По определению Божию это движение стало совершаться с такою неизменною правильностью, что по положению солнца и луны сделалось возможным на земле считать время: дни и ночи, сутки, месяцы и годы. Все небесные миры теперь получили большее устройство, и земля стала еще прекраснее. Свет, достигавший от солнца, луны и др. светил, придал большую красоту всем предметам, и в особенности он сильнее окрасил растения, которые до этого пользовались первозданным светом, менее ярким, менее сосредоточенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вот в сем-то и заключается величайшая нравственная тайна, возвышеннейшее чудо из чудес – явление Единородного Сына Божия на землю в плоти человеческой, или иначе воплощение и вочеловечение Бога Слова, или Богоявление. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог,– говорит св. евангелист Иоанн.– И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца ( Ин.1:1–17 ). Почему же именно оказана была такая милость Божественная нам, если мы не были достойны и сотой или даже тысячной доли ее? Потому, братие христиане, что Бог так возлюбил мир, что и Единородного Своего Сына не пощадил, чтобы чрез Него спасти нас. Итак, вот где и вот в чем корень, основа божественного воплощения и вочеловечения Сына Божия – в любви и милости Господней! К любви же и милости направлялась и в раскрытии их проявлялась и вся жизнь воплотившегося нас ради человек и пострадавшего нашего ради примирения с Богом и вечного спасения Господа нашего Иисуса Христа. Любовь же и милость пришествием на землю Сына Божия и всем нам впутается друг ко другу и всем людям вообще, да исчезнут по всей земле раздоры, несогласия, вражды, да царствуют мир, радость и веселие вечное, да ведают языцы, не покоряющиеся Господу, яко с нами Бог, и да воспоют все от всего сердца, подобно Ангелам: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Отходя из сего мира, Иисус Христос часто говорил Своим ученикам: новую заповедь даю вам: да любите друг друга... о сем познают яко ученицы Мои есте, аще имате любовь между собою . Явление Христа Спасителя на землю в такой мере было необходимо, что без него человечество должно было бы погибнуть навеки. Само человечество не могло ни создать (идеала) образца вполне истинной нравственности, ни тем более воплотить его в жизни. Отсюда понятно, почему и по ходу исторической нравственной жизни необходимо было явиться на землю Спасителю – Богу. И, по бесконечному милосердию Своему явился Он – первоисточник, первооснова доброй, нравственной жизни, от Которого она произошла и которым одним она могла и может оживотворяться вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вот как постепенно расширяется горизонт религии, охватывающей собою землю и небо, людей и Бога, мир видимый и невидимый, бытие временное и вечное, все существующее и все важнейшие его отношения. После такого широкого определения области религии, можно бы спрашивать не о том, что необходимо ли религиозное знание, а о том. что неужели можно не знать религии, как обнимающей столь великие предметы, как Бог , Ангельский мир и все души человеческие, из коих каждая дороже всего мира. Аще мир весь приобрящет человек, душу же свою отщетит, и то не может дать ничего в замену души своей. Нет ничего в мире дороже души, и нет ничего выше Бога, могущего дать ей бессмертную, славную жизнь. Сего ли не знать всем и каждому из нас? Казалось бы так! Но бывает и иначе! Казалось бы, кому знать Бога более, чем Израилю, как избранному народу Божьему? И, однако, пророк Исайя вопиял: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль меня не знает, народ Мой не разумеет. Увы! Народ грешный, сыны погибельные» (I, 1–4). Так и многим из нас, как избранникам Божиим и чадам Его во Христе, Спасителе нашем, призванным в особенный союз с Богом через Единородного Сына Его Иисуса Христа, как бы не знать Бога в возможной полной степени, т.е. в Его бытии, свойствах и многоразличных действиях в полноте? А между тем многие из нас не только не имеют возможно-полного понятия о Боге и достодолжном отношении к Нему, но даже не хотят знать этого, отрицают Его вседетельную силу и благое промышление. Цицерон называл людьми религиозными тех, которые тщательно и неоднократно обсуждали и обдумывали все, относящееся к почитанию богов. Но сколько ныне людей, глубоко интересующихся религиозными вопросами, вдумывающихся в них, обсуждающих их?! Позвольте, достопочтенные слушатели, считать вас таковыми и продлить речь о необходимости религиозного знания. Первый частный вопрос здесь: нужно ли знать Бога. Мы слышали, как этот вопрос решил Пр. Исайя. Он находил, что человек, не желающий знать Бога, хуже вола и осла, которые считают нужным знать своего хозяина. Но Господь Бог не только наш Владыка, но и Творец, Промыслитель наш, любвеобильнейший Отец наш Небесный, Он же и Спаситель наш, и Судия-Мздовоздаятель, пред Которым все открыто и от Которого не скроется никакое дело наше и даже помышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Все это было бы бесконечно печально, если бы, как мы уже и сказали, в объявлении свободы совести не скрывалось некоторого несчастного недоразумения, требующего исправления. Это, так сказать, издательский корректив, требующий самого неотложного осуществления. Под свободою совести нужно разуметь только свободу вероисповедания, и в этом смысле все современные законы необходимо должно исправить, и тем не дать времени укорениться заблуждению о свободе совести. Христианское учение о совести Впервые в Евангелии слово «совесть» упоминается в рассказе о грешнице, взятой в прелюбодеянии и приведенной ко Христу, чтобы Он осудил ее на обычное побиение камнями. Он же, наклонившись, сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Они же, будучи обличаемы »совестью«, стали уходить один за другим» ( Ин.8:79 ). Здесь шло дело о нравственности. И вот совесть, как судия нравственности, выступила на свое дело, и совершила его с подобающею силою. Так же и Апостол Петр сопоставляет совесть с доброю жизнью. Он сказал: «Имейте добрую совесть, дабы постыжены были порицающие ваше доброе житие... Крещение не плотское омытие, но обещание Богу доброй совести» ( 1Пет.2:1621 ). Увещевая же терпеть злострадания, он говорит: «То угодно Богу, если кто совести ради Божия терпит страдания несправедливо» ( 1Пет.2:19 ). Совесть, как неустрашимый судия, самая верная защита от всякого рода несправедливых нападений. И более всего ее чистота, при которой никакое злословие и мучение не могут сделать ничего, особенно, если эта совесть очищена Духом Святым, стала освященною и даже Божией ( 1Пет.2:19 ). Кажется такою считал свою совесть Св. Апостол Павел, когда перед судом Синедриона говорил: «Я всею доброю совестью жил пред Богом» ( Деян.23:1 ). Эту непорочную совесть он старался иметь и всегда ( Деян.24:16 ), как сущность жизни во Христе. Совесть служит для христианина наилучшим руководителем по пути добродетели. Она наполняет сердце праведников такими радостями, которые выше всех радостей мира. Непорочная совесть, т.е. истинная совесть, в основе которой лежит чувство страха Божия и религии христианской, есть неоцененное сокровище. «Очищай же, христианин, свою совесть, и она сделается для тебя по слухом на небесах и свидетелем в вышних», – сказал один из недавних писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Все это и подало Апостолу повод написать Солунянам послание, чтобы преподать им должное ободрение, утешение, вразумление по поводу заблуждений и пороков, а вместе с тем оправдать свое достоинство от несправедливых нареканий вражиих и вообще не прекращать своего необходимого руководственного воздействия на них. Послание было написано в присутствии Силуана и Тимофея и как-бы вместе и от лица их ( 1Сол. 1:1 . Ср. 5:25), около 53 г., из Коринфа, куда пришли к нему из Македонии Тимофей и Силуан, который после того уже не был при Павле ( Деян. 18:5 ) 2 . Содержание послания и его характер Содержание послания вполне соответствует цели и задаче его, определенным теми обстоятельствами, в которых находилась Солунская церковь того времени. После приветствия, Апостол воспоминает все события, бывшие с ним с того времени, как он явился к ним, причем в светлых чертах изображает состояние церкви Солунской (гл. 1), свое отрадное пребывание у них (гл. 2) и те его заботы, которыми жила душа его (3 гл.). В частности он писал: «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и упования на Господа, ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, всегда благодарю Бога за всех вас»... «Вы потерпели от своих единоплеменников, и нас изгнали те (Иудеи), которые убили Господа, не угождают Богу и всем противятся». «Мы послали Тимофея к вам. Когда пришел он и принес добрую весть о вере вашей, мы утешились, день и ночь молясь, чтобы утвердились сердца ваши». Все это составляет часть историческую. В следующей (догматическо-нравственной) части Апостол разъясняет учение о воскресении мертвых и потом преподает разные нравственные правила (гл. 4 и 5), выражая в заключении разные благожелания. О воскресении мертвых Апостол писал: «яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия в Иисусе приведет с Ним»... «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предварим умерших. Сам Господь, при гласе Архангелове и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищени будем на облаках на воздух, в сретение Господу, и таким образом всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (4:13–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Всё же это делается для того, чтобы сказать: «что же такое (после сказанного о Боге) человек, что Ты, Боже, помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его»? И вот, на этот-то вопрос и даётся ответ: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих». Таким образом, это место составляет самое существенное содержание псалма. Из него все выходит, к нему все направляется. Потому, если это место относится к Мессии, то и весь псалом касается Его, что подтверждают и все экзегеты, например, о словах 3 стиха: «Из уст младенец совершил хвалу». Сопоставляя человека с Богом и спрашивая: что есть человек, псалмопевец очевидно предполагает здесь ничтожество человека 146 . Истинный смысл 5 стиха тот, что Бог только по Своей благости взирает на бедное и ничтожное существо человека. Как же потом певец высказывает о человеке совершенное другое мнение и даже прославляет его? По мнению аббата Миня, Апостол Павел не мог бы полноправно сказать так о величии и Адама 147 . Тем более не мог так говорить Давид о современном ему человеке вообще (хотя на этом и настаивают многие экзегеты, как например, Куртц, Гупфельд). Многие экзегеты видят разгадку этого в том, что псалмопевец воспроизводимыми здесь словами книги Бытия, в которых определено первичное назначение человека, пророчественно указывает на осуществление их в будущем. И действительно, при этом представлении становится понятным, почему совершился этот резкий переход от признания человека ничтожным сравнительно с другими творениями, к сознанию его величия, не только не меньшего прочих созданий, даже небесных, но и несравненно большего. Только спрашивается: в чём состоит это будущее человека и действительно ли говорится о Нём здесь? В определении первого показанные экзегеты сходятся почти все, утверждая, что это время Мессии, в Котором и через Которого человеческая природа достигнет полного осуществления своего божественного определения, которое назначено ей при сотворении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

. Вскъ престпай и не пребывай во Хртов Бга не имать: пребывай же во Хртов, сей и ца и Сна имать. 9. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына 793 . Аще кто приходитъ къ вамъ, и сег не приноситъ, не въ домъ, и радоватис не глаголите: 10. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; глаголй бо радоватис, собщаетс длмъ Мнга имхъ писати вамъ, и не восхотхъ и черниломъ, но надюс къ вамъ и усты ко устмъ глаголати, да радость ваша бдетъ исполнена. 12. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна 795 . Цлютъ т чада сестры твое избранны. Аминь. О третьем соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова О писателе сего послания должно сказать то же, что было сказано и о писателе 2го послания, с присовокуплением того, что он, как и писатель 2-го послания, называет себя «старцем» и одинаково начинает послание, а равно одинаково и оканчивает. Если археологи по нескольким остаткам какого-нибудь здания определяют все устройство его и указывают точно время его построения и даже узнают его строителей, то христианскому исследователю, знакомому с духом и характером писаний Иоанна Богослова, по целостному, хотя и краткому, писанию его, ясно можно видеть его истинно-апостольский дух, высокую благодатную настроенность, богословскую глубину и содержательность мысли и в этом усматривать несомненность принадлежности третьего послания святому Иоанну Богослову. Обстоятельства происхождения 3-го послания сходны с обстоятельствами происхождения 2-го послания, а потому и историческая судьба их была одинакова, и свидетельства о них сохранились большей частью одинаковые. Третье послание было написано к Гаию; но кто был сей Гаий – с точностью неизвестно. Содержание послания показывает, что Апостол узнал об особенной расположенности благочестивого Гаия к странствующим проповедникам Евангелия ( 3Ин.1:1–7 ); срвн. ( Еф.4:11 ). Благодеяния Гаия ученикам Апостольским глубоко тронули душу Иоанна Богослова, а потому он, высказав об этом, поощряет Гаия продолжать это благое дело, не смущаясь запрещениями ( 3Ин.1:8:11 ). Кроме того, Апостол предупреждал о своем пришествии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Глава 2 (о сотворении человека и первобытной райской жизни прародителей) Ст. 1 и 2. «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал». Ст. 1 и 2-й. Итак, вот как сотворены были небо и земля, и все то, что находится на небе и на земле со всеми небесными и земными существами. Все было сотворено и устроено Богом в шесть дней, после которых все стало существовать по установленным Богом законам природы. В седьмой день Бог уже ничего не творил существенного, нового, новых видов тварей. Он только поддерживает законы, уже прежде определенные размножения и сохранения тварей, и в этом смысле Отец наш небесный, наш Промыслитель и доселе делает ( Ин.5:17 ), и всегда будет делать. Но Он с седьмого дня и доселе не творит новых видов созданий. В этом только и заключается то Его успокоение, в котором Он пребывает с седьмого дня, да еще в том, что Его любовь к творениям явилась в высшей степени. Ст. 3. «И благословил Бог день седьмой и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Ст. 3. Чтобы люди помнили, что все создал Бог в шесть дней, чтобы люди, не развлекаемые никакими делами, имели полную возможность служить Богу, Бог определил седьмому дню быть священным, так, чтобы люди весь день посвящали на служение Богу. Это освящение седьмого дня должно было внушать человеку и то еще, что он должен заниматься всем неспеша, не беспрерывно, а постепенно, давая себе отдых, и уделяя время на служение своему Покровителю и Промыслителю. И Бог сотворил мир постепенно. Он мог бы и мгновенно сотворить все. Но Он творил все свободно, никем, и ничем не понуждаемый. Не бывает остановок лишь там, где совершается что-либо вследствие принудительных и внешних причин. Ст. 4–6. «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли; но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Далее, в книге Бытия рассказывается, как стали жить наши прародители, их дети, потомки, как последние развратились и были истреблены, как потом с течением времени и потомки Ноя, рассеиваясь, стали понемногу отклоняться от Бога, так что Бог решил избрать праведника Авраама для сохранения истинной веры. Об этом избрании, с которого Церковь Божия на земле стала ограничиваться сначала одним семейством, потом родом, и далее одним Еврейским народом, повествуется в 12 главе кн. Бытия. Глава 12. О призвании Богом Авраама. (Начало времен патриархальных) Ст. 1. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе». Ст. 1. Авраам был сыном Фарры, у которого, кроме Авраама было еще два сына, у одного из которых был сын Лот. Все это семейство жило вначале в городе Уре Халдейском, куда вероятно перешли еще древнейшие праотцы этого семейства, почему Ур Халдейский и был для него отечественным городом. Но жители этого города, недалеко отстоявшего от знаменитого Вавилона, были столь неблагочестивы, что даже отец избранного семейства – Фарра, был сомнительной веры ( Нав.24:2–3 ). Для благочестия Авраама было великим счастьем то, что его отец оставил Ур Халдейский и направился, может быть, чрез Вавилон, к северу, в город Харран. Здесь Авраам, может быть, и хотел остановиться, особенно после смерти отца, но чистоте его веры могли повредить и оставшиеся родные, по всей вероятности, несколько увлекавшиеся примером других, и отца. Вот почему Бог, явившись здесь Аврааму, велел продолжать путь еще не в указанную определенно землю. Это было более чем за 2 тысячи лет до Рождества Христова. Ст. 2 и 3. «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благовловение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Ст. 2 и 3. Местности, по которым должен был идти Авраам, были еще не слишком заселены. Путь ему был свободен, а воля Божия была для него свята и непререкаема, а потому он, руководимый верою, послушался, и пошел не зная, куда идет ( Евр.9:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Достойно замечания и то, что Дееписатель ясно отличает первое явление Христа Себя живым и многократные. Из сего очевидно, что и Апостолы не могли ни быть обманутыми, ни обманываться. Являясь им, Он говорил с ними, ел и пил, творил чудеса, которые и были для Апостолов особенными знамениями Христова воскресения. Но почему Он являлся не всем без различия, но преимущественно Апостолам? Очевидно – потому, что не все были к тому готовы, ибо неверующие не могут поверить и тогда, когда кто явится к ним, воскресши из мертвых ( Лк.16:31 ). По изъяснению блаженного Феофилакта, «Христос не был с Апостолами постоянно, как до воскресения, но являлся и снова удалялся, возвышая их мысли и не позволяя им прилепляться к Себе, как прежде. С большею осторожностью Он развивал в них и веру в Свое воскресение, и убеждение считать Его выше человека. Он ел и пил с ними, показывая этим, что Он Тот, Кто был распят, и погребен, и воскрес из мертвых» (см. Толкование на Деяния, изд. в Казани в 1871 г., стран. 21). 35 Царствие Божие, о котором говорил как при жизни, так и по воскресении Своем, Господь наш Иисус Христос, – это спасение всех в Боге через страдание и смерть Иисуса Христа, совершившееся здесь по вере в Него, силою Святого Духа, а в будущей жизни – дарованием через Отца блаженства верующим в Бога и возлюбившим Сына Его. Как и что из сего было возвещаемо Спасителем нашим Иисусом Христом по Его воскресении, О Сем многое сообщается во всех Евангелиях. Но святой Евангелист Иоанн Богослов замечает, что «многое и другое сотворил Иисус», так что «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместит бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Имея в виду это величие дела Христова, святой Дееписатель определяет только существо его, называя его учением о Царствии Божием, как благодатном состоянии под водительством Божиим для спасения здесь на земле от грехов, а на небесах – для вечного блаженства. По сказанию Луки, воскресший Иисус Христос говорил двум ученикам, шедшим в Еммаус, что Ему «надлежало пострадать и войти в славу Свою», при чем изъяснил все «сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010