Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года Василий Иоаннович, став наследником своего знаменитого отца, старался во всем подражать ему, и хотя не имел от природы великих способностей, но усердные старания никогда не остаются напрасны: история называет Василия III достойным сыном Ин. 3 . Его первым важным делом, о котором надо рассказать читателям, было покорение Пскова. Вы знаете, что в Пскове было такое же народное правление, как и в Новгороде. Псков назывался даже его братом, прежде младшим, а потом — за оказанные услуги Новгороду — равным. Законы, вече, посадники, одним словом, все учреждения Псковитян были такие же, как у Новгородцев. Псковитяне только тем отличались от своих братьев, что не были так горды, дерзки, своевольны и за это дольше их наслаждались свободой. Иоанн III, хоть и посылал к ним своих наместников, но приказал управлять ими не иначе, как по их собственным законам. Итак, к досаде Новгородцев, во Пскове все еще раздавался звон вечевого колокола и жители все еще сходились на свои шумные собрания. Но это было недолго: на одном из таких собраний земледельцы объявили, что не хотят платить гражданам дань. Их хотели принудить к тому силой, и при этом все перессорились так, что наместник должен был обратиться к великому князю. Василий, видя явное доказательство того, какие несчастья терпит народ от излишней свободы, которой никогда не умел пользоваться, решился навсегда уничтожить ее во Пскове, как его отец уничтожил ее в Новгороде. Это было в январе 1510 года. Молодой государь, недовольный Псковитянами, поехал разбирать их ссоры не во Псков, а в Новгород, куда к нему приехало многочисленное Псковское посольство, состоявшее из семидесяти знатнейших бояр. Разбирательство закончилось тем, что всех их посадили под стражу и объявили, что великий князь, недовольный их дерзостью в отношении его наместника и несправедливостью против народа, требует, чтобы они уничтожили свое вече и приняли государевых наместников не только во Пскове, но и во всех своих городах. В таком случае он простит их и приедет к ним помолиться во Псков в собор святой Троицы.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1681-1683 годах на месте разобранного Введенского собора был возведен новый, с приделом святых князей Федора, Давида и Константина. В 1690-1691 храм расписала артель, в составе которой трудились ярославские и костромские мастера Дмитрий Семенов, Василий Иосифов, Федор Федоров, Михаил Андроников, Иоанн Дмитриев, Иоанн Андрианов, Стефан Андрианов, Иоанн Сергеев, Иаков Васильев, Тихон Прохоров, Никифор Дмитриев, Карп Георгиев, Федор Лазарев, Дмитрий Иоаннов, Петр Аверкиев, Леонтий Федоров, Василий Федоров, Симеон Сергеев, Федор Анисимов, Игнатий Григорьев, Сергей Дмитриев, Алексей Петров, Сергей Доментианов, Кондрат Иванов, Иоанн Иларионов, Михаил Евдокимов. Росписи осуществлялись на средства окольничего Василия Федоровича Жирово-Засекина, потомка святого князя Федора. В 1839-1840 годах интерьер Введенского собора был значительно обновлен: сооружен новый пятиярусный иконостас, поправлено стенное письмо «с возможным соблюдением рисунка каждого клейма». Эти и другие работы были выполнены во время управления Толгским монастырем преосвященного Авраама (Шумилина), бывшего архиепископа Ярославского, им за 1837-1844 годы «во всем монастыре не оставлено без внимания ни одного здания, ни одной вещи, нуждавшихся в какой-либо ремонтировке или поправке». В 1628 году царь Михаил Федорович пожертвовал 100 рублей на «каменное колокольное строение», но деньги эти были использованы на литье колокола. Надпись на нем гласила: «Вылит Пресвятой Богородицы Толгского монастыря казенными деньгами при державе Государя царя и Великого князя Михаила Федоровича, при игумене Серапионе с братиею, а в нем весу 100 пудов, а цена 500 рублев, лета 7140 В 1678 году колокол разбился и был перелит в Голландии с повторением прежней надписи и добавлением новой на латыни:»Евергард Сплинтер слил меня в Кнелизе». В 1677 году набор колоколов Толгского монастыря пополнился новым благовестником, отлитым «по обещанию окольничего князя Никиты Яковлевича Львова на его деньги; дано на него тысячу рублев при игумене Гордиане, а весу всем колоколе 200 пудов. Лил сей колокол мастер Федор Моторин [отец Ивана Моторина, отлившего знаменитый царь-колокол]». Сооружение колокольни завершилось к 1685 году, четвертый ярус был надстроен в 1825 году.

http://sobory.ru/article/?object=05720

17. Гиппиус З.Н. Воспоминания. – М.: Захаров, 2001. – 460, с., л. ил. 18. Голубцов С. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917 – 1922 гг. – М., 1999. – 208 с. 19. Голубцов С. Профессора МДА в начале XX века. – М., 1999. – 124 с. + портр. 20. Гринякин Н. «Кого ищите»? К ищущим «новопутейцам» о «Новом пути», «плоти» и «браке»//Миссионерское Обозрение. – 1903. – 10. 21. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература в XVII – XX веках. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 1056 с. 22. Заседание членов Высочайше учрежденной комиссии по разбору и описанию Синодального Архива//Прибавления к Ц Вед. – 1906. – – С. 513 – 514. 23. Здравомыслов К. О мерах к охранению вещественных и письменных памятников родной старины//Прибавления к Ц Вед. – 1906. – – С. 392 – 394. 24. Здравомыслов К. Пятидесятилетие Высочайше утвержденной Комиссии по описанию Архива Святейшего Синода//Приложение к Ц Вед. – 1915. – – С. 2446 – 2452. 25. Иларион (Алфеев) , епископ. Священная тайна Церкви. Т. 1 – 2. – СПб.: Алетейя, 2002. 26. Ильин И.А. Русские писатели, литература и художество. – Вашингтон, 1973. – 285 с. 27. И[оанн] П[ашин], священник. Протоиерей Василий Иоаннович Завитневич (некролог)//Минские ЕВ. – 1817. – – 20. 28. Ионов А.С. Архивы Русской Православной Церкви в 1917 – 1921 гг.: Дипломная работа выпускника Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Научн. руководитель – проф. Е.В. Старостин. – М., 2003. – 149 л. + 77 л. прил. (рукопись). 29. История Владикавказской епархии. – http://ive1875.narod.ru 30. История исторической науки в СССР Дооктябрьский период. Библиография. – М.: Изд. Наука, 1965. – 703 с. 31. История Русской Православной Церкви в XX веке (1917 – 1933). Материалы конференции. – г. Сэнтендре (Венгрия): изд. Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2002. – 580 с. 32. Жертвы шляхетско-ксендзовского мятежа//Вестник Юго-Западной и Западной России, 1863. – Т. II. – С. 91 – 93; Т. IV. – С. 56 – 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) Однажды приступили к Иисусу Христу фарисеи с учениками Иоанна Предтечи и Крестителя глаголюще: почто мы и фарисеи постимся много, ученицы же твои не постятся ( Мф.9:14 ; Мк.2:18 )? Вопрошавшие указывали на то, что они содержат посты. Ученики Иоанна подражали своему учителю, который был великим постником. Фарисеи соблюдали посты, которые наблюдались и всеми евреями. Кроме этого, они имели посты обетные. Фарисей, вошедший в храм с мытарем помолиться, указывал Богу на то, что он постится два раза в неделю ( Лк.18:12 ). Словом, вопрошавшие Спасителя говорили правду. Иное дело, каков по качеству был пост учеников Иоанновых и фарисеев? Первые постились так, как и словом и примером своей жизни научил их Креститель Господень. Он был назорей т.е. Богу посвященный. Он не пил вина и никакого опьяняющего напитка. Еще при благовестии о рождении, Ангел Божий сказал его отцу, священнику Захарии, что «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера» ( Лк.1:15 ). Видно, братие, велика добродетель в очах Божиих трезвость. Блаженны те, которые трезвятся. Пьянство же есть величайшее зло и тяжкий грех пред Господом. Так и слово Божие говорит: «горе тем, которые храбры пить вино» ( Ис. 5:11,22 ), и в другом месте – «пьяницы царствия Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). С величайшею и самою строгою трезвостью Иоанн Предтеча соединял воздержание в пище. Он, как известно, жил в пустыне и питался акридами и диким медом, пищею бедняков. А одежду он имел из верблюжьего волоса. Кожаный пояс опоясывал чресла его. Так бедно и скромно жил великий Пророк, о котором сам Спаситель сказал: не восста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя ( Мф.11:2 ). По учителю судите об учениках. Сам строгий постник, он учил посту и воздержанию и своих учеников. Может быть, они усилили обычный свой пост с того времени, когда Иоанн Креститель посажен был Иродом под стражу. Постились и фарисеи. Но как? Спаситель о посте их вот что говорил: «Они, постясь, принимают на себя, мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» ( Мф.6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. Митрополия восточнорусская, или Московская: ее первосвятители и ход главнейших в ней событий К оглавлению Самостоятельность, какую приобрела Русская Церковь при митрополите Ионе, сделалась достоянием преимущественно Восточнорусской митрополии, и на ее-то первосвятителя перешло право занимать первое место в ряду митрополитов всей Восточной православной Церкви непосредственно после Иерусалимского патриарха. Впрочем, не должно преувеличивать значение этой самостоятельности: она состояла собственно в том, что как избрание и поставление наших митрополитов, так и суд над ними не зависели более от Цареградского патриарха с его Собором и от греческого императора, зато начали зависеть от Собора наших отечественных святителей и от нашего отечественного государя. Правда, власть наших Соборов по отношению к митрополиту, кроме канонов Церкви, постоянно была ограничиваема властию наших государей, но власть самих государей, подобно тому как некогда власть греческих императоров по отношению к Цареградскому патриарху, могла находить себе ограничение разве только в одной себе. И данные свидетельствуют, что хотя митрополиты наши большею частию были избираемы, а иногда и судимы Соборами, но всегда под преобладающим влиянием государей; иногда же и избирались и удаляемы были от кафедры непосредственно властию самих государей. Особенно часты были случаи удаления наших митрополитов от кафедры. При Иоанне III удален был только один из них, и совершенно законно; Василий Иоаннович удалил также одного, но по своей воле; Иоанн Грозный удалил трех, кроме тех двух, которые удалены были в его малолетство происками бояр; даже при кротком и набожном Феодоре Иоанновиче лишен был своей кафедры один наш первосвятитель по внушению Бориса Годунова.

http://sedmitza.ru/lib/text/435963/

III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде Приезд Митрополита Евгрипского в Москву, прямо от лица Патриаршего, показался важным событием для Церкви Российской, потому что со времени завоевания Царяграда, одни только убогие старцы, Афонские, Синайские и Сербские, посещали Россию, и даже сам Патриарх Дионисий вступил в первое сношение с Царем, не иначе как чрез посланца Султанского. Иоанн решился воспользоваться благоприятным случаем, чтобы привести в исполнение давнее свое желание. Вскоре после того, как венчался юный Государь венцом Мономаха и пали к ногам его два царства Восточные, Казанское и Астраханское, пришло ему на мысль укрепить Царское свое венчание, которое совершил Митрополит всея Руси Макарий, благословением Вселенского Патриарха и всей Церкви Восточной, так как Иоанн, первый из своего рода, принял на себя титул царский, и самый венец сей пришел к нам с Востока. Державный отец его, Василий Иоаннович, хотя и сын Греческой Царевны, не решился восприять венца Мономахова; плачевная участь юного внука Uoahha III Димитрия, на которого в отрочестве возложил венец великий дед его, еще более могла побудить Uoahha IV искать сего благословения от Первосвятителя Царьграда, откуда заимствовала Русь и святую веру. Он вступил в тайное сношение, по предмету своего Царского венчанья, с Церковью Константинопольскою. Так как вскоре последовала весть о кончине Дионисиевой и избрании на его престол бывшего Митрополита Адрианопольского Иоасафа, то Государь к нему писал ответную грамоту, чрез посла Патриаршего, снабдив его и богатою милостынею для Патриарха: соболями на тысячу золотых, а Митрополиту Евгрипскому вручил двести рублей деньгами; и брат царский Юрий Васильевич послал от себя Патриарху деньгами двести рублей. Он отправил с ним вместе Суздальского Архимандрита Феодорита для совещания на Востоке по делу благословенной грамоты на царство. Тогда же отпущены были Хиландарские старцы, которые приходили со Св. горы Афонской просить вспомоществования своей обители. Государь послал с ними триста рублей милостыни и богатую завесу к царским вратам, которая доселе сохраняется на Св. горе. Это было в 1557 году. Завеса сия, или катапетазма, была вся шита золотом и унизана жемчугом; на ней изображен был Деисус, т. е. Господь Иисус при предстоянии Матери Божией и Предтечи, с ликами Апостолов и Пророков вокруг; драгоценные камни украшали венцы их. Царевич Иоанн послал от себя панагию серебряную, вызолоченную, с жемчугами, а Князь Юрий Васильевич пятьдесят рублей деньгами, и столько же дано было священноиноку Сильвестру и старцам его от Государя. (Листы 107–110)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

III. Различие монастырей и их внутреннее устройство К оглавлению Из сделанного нами подробного обозрения монастырей Московской митрополии довольно уже ясно открывается, какие были главные причины основания этих монастырей и от чего зависела их поразительная многочисленность. Некоторые из тогдашних монастырей, впрочем весьма немногие, были вызваны к бытию сознанием их потребности и пользы для известного края и местности. Просветители лопарей, Феодорит и Трифон, основали каждый по монастырю с тою целию, чтобы эти обители служили не только для поддержания, но и для дальнейшего распространения христианства между дикарями. С тою же самою целию по распоряжению самого правительства устрояемы были монастыри в царстве Казанском и Астраханском, когда они были покорены России. Жители города Тотьмы, а потом жители Вятки писали к царю Ивану Васильевичу, что у них вовсе нет монастырей и если кто пожелает постричься, особенно в старости и при смерти, то постричься негде, а потому у них настоит в монастыре великая нужда, и вследствие этой нужды царь разрешил построить монастыри — в Тотьме Спасо-Суморин, а в Вятке Трифонов Успенский . Другие монастыри были воздвигнуты в благодарность Богу за Его милости, иногда по обету, и в память явления чудотворных икон. Так, великий князь Василий Иоаннович основал Новодевичий монастырь по взятии Смоленска; царь Иоанн Васильевич — монастыри: Феодоровский в Переяславле Залесском по случаю рождения сына Феодора и Благовещенский в Муроме по взятии Казани ; новгородский боярин Сырков построил монастырь, известный под его именем, после благополучно совершенного путешествия в Колывань; именитый Строганов соорудил монастырь Пыскорский в знак благодарности Богу за полученные от царя Иоанна Васильевича вотчины. Тихвинский Успенский монастырь основан в память явления чудотворной иконы Божией Матери Тихвинской; Святогорский Псковский — по случаю явления иконы Божией Матери на горе Синичьей; Воронина пустынь близ Череповца — также по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери на том самом месте.

http://sedmitza.ru/lib/text/435993/

I. Начало Тверской-Ямской слободы Местность, в которой находится храм Святого Василия Кесарийского , близ Тверской заставы, издавна носитъ наименование „Тверская-Ямская слобода“. Когда возникла и устроилась эта местность, когда появились в ней первые поселенцы, с какого времени усвоено ей такое наименование („Тверская-Ямская слобода“), с точностью неизвестно, но несомненно она давнего происхождения. Еще во времена отдаленной старины, когда древняя Москва, будучи уже столицей, ограничивалась пределами Кремля и Китая-города, а Белый город только наростал и только начинал кое-как застраиваться, составляяя предместье Москвы, в те времена московские цари далеко за окраинами г. Москвы поселили ямщиков, на обязанности которых лежало правильное отправление ямской почтовой гоньбы. Ямщикам пожалованы были в вечное владение пахатные земли, сенные покосы и угодья; они освобождены были от подушных и прочих поборов и несли одну только ямскую повинность. Ямщицкие земли около Москвы расположены были близ самых дорог, ведущих на те города, между которыми они вели гоньбу, и таким образом возникли под Москвой Тверская, Переяславская, Рогожская, в село „Рогожи», Дорогомиловская, и другия слободы, получившие свое название от ближайших трактов (больших городов или поселков, к которым вели ямские дороги). Не имея точных данных о времени основания нашей собственно Тверской-Ямской слободы, мы однако же можем с достоверностью предполагать, что она возникла или была основана в самом начале 16-го столетия. В январе 1478 года, при великом князе Иоанне III, последовало покорение Новгорода и присоединение его к Московскому государству. Несколько времени спустя в 1485 году присоединена была и Тверь. Сын Uoahha III великий князь Василий Иоаннович, –вступивший в 1505 году на престол Московский с титулом „Самодержца всея Руси“, покорил и Псков (в 1510 г.). После покорения этих новых областей и присоединения их к Московскому государству, явилось делом первой государственной необходимости установление настоящаго и правильнаго сообщения (правильной ямской гоньбы) с этими новыми приобретенными областями. Но это дело не могло быть приведено в исполнение тот час же, но – спустя некоторое время (10–20 лет), пока оно наконец завершилось устройством главных станционных пунктов, или ямских слобод.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

„Исправление жизни и обращение к Богу – вот лучшая мне похвала от вас“. (Обращение Златоуста к своей пастве). Что привлекло нас, возлюбленные братья, в это святое место? Ради чего собрались мы под сень сего храма, оставив свои обычные занятия, отложив, хотя на короткое время, свои житейские попечения? Желание молитвенно почтить память великого светильника Церкви Христовой, вселенского учителя веры и жизни, доблестного и ревностнейшего поборника заветов Христовых, св. угодника Божия Иоанна, вот что привлекло нас под своды этого храма, посвященного имени сего Святителя. Вчера и сегодня „в пениях и песнях духовных“ восхваляли мы величие веры Иоанновой, равноангельскую чистоту жития его, 1 светлость благодати, возсиявшей от поистине златых уст его. Но мы не исчерпали бы всех возможных для нас средств к достодолжному прославлению памяти великого учителя вселенной, если бы, хотя при конце сего светлого торжества, не почерпнули для себя назидания из благодатной сокровищницы вдохновенных писаний Златоуста и не направили бы его живых словес к нашей пользе душевной. Если мы к песням духовным, воспетым нами в честь и хвалу св. Иоанна присоединим еще и нашу готовность внять его божественному учению для исправления нашей жизни и обращения к Богу, – то все это будет лучшей похвалой от нас великому архипастырю, столь ревностно трудившемуся ради спасения своих пасомых. „Исправление жизни и обращение к Богу – вот лучшая мне похвала от вас”, так говорил св. Иоанн своим слушателям, когда некоторые из них, восхищенные его красноречием, выражали свой восторг посредством обычного мирского приема – через рукоплескание. Принесем же и мы, возлюбленные братья, эту лучшую похвалу от нас величайшему учителю и пастырю, почерпнув из жизни и учений его уроки к исправлению жизни нашей во славу Божию. Что может вернее и успешнее поставить нас на путь усовершенствования жизни нашей, как не следование первейшей и главнейшей заповеди Христовой о любви к Богу и ближнему? Об этой-то первейшей заповеди мы и побеседуем ныне, внимая тем урокам, какие преподал нам и своей жизнью и своим учением св. Иоанн Златоуст .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Архангельский собор С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевич а. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010