Наоборот, можно поститься телесно и не иметь понятия о посте духовном. Это уже будет не пост, а только наружное подобие его. В таком роде держали пост и фарисеи. Господь Иисус Христос обличал их за лицемерное постничество. Но теперь, когда шел вопрос, почему ученики Спасителя не постятся, Он не обратился к вопрошавшим с обличением их. Ведь между вопрошавшими были и ученики Иоанна, истинного постника. Спаситель не порицает их поста. По-видимому, Он имеет в виду именно учеников Иоанновых. И рече им Иисус: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених; Приидут же дние егда отъимется от них жених, и тогда постятся ( Мф.9:15 ). «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Ученики Иоанна усилили пост потому, что учитель их взят был под стражу и томился в тюрьме. Они переживали печальное время. Естественно, что они в знак скорби усилили пост. Но везде и во всем требуется благоразумие. Не хорошо и не благовременно плакать гостям на брачном пире. Спаситель Себя называет Женихом. Так о Нем говорил и Иоанн Креститель, называя себя другом Жениха. Ученики его слушали, что говорил учитель их: «вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имевший невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась» ( Ин.3:28–30 ). Господь Иисус Христос есть Жених, а Невеста Его есть Святая Церковь . Ученики Его, находясь при Нем, суть друзья Жениха. Пока Он видимо с ними, неблаговременно предаваться печали. Настанет пора, когда Он отнимется от них и руками беззаконников будет предан на смерть. Тогда для них будет время печали и скорби. Тогда и станут они предаваться посту. Так Спаситель ученикам Иоанна напомнил о свидетельстве их учителя и защитил Своих учеников от нарекания и упреков в том, что они не содержат постов. Строго говоря, как Сам Спаситель, так и ученики Его жили просто, бедно, а притом и весьма воздержно в нище.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

После св. причащения Спаситель дал ученикам Своим такое завещание: «Дети! Уже не долго Мне быть с вами. Даю вам новую заповедь: любите друг друга, как и Я возлюбил вас. Потому всякий будет знать, что вы Мои ученики, когда вы будете иметь любовь между собою.» Потом, в последний раз беседуя с ними, И. Христос вышел из горницы и с ними из города к Масличной горе, чтобы там помолиться перед страданиями Своими и облегчить молитвою Свою скорбь: Он знал, что в эту самую ночь иудейские начальники возьмут Его и осудят на смерть. Дорогою Он сказал ученикам, что в эту ночь они не оставят Его одного и разбегутся, когда увидят, что случится с Ним. Но Петр Апостол стал хвалиться перед другими Апостолами своею великою любовью ко Христу и уверял Его: «Хоть бы и все другие оставили Тебя, я не оставлю, – умру с Тобою, а не отрекусь от Тебя.» То же говорили и другие ученики. Спаситель ответил Петру: «Истинно говорю тебе: прежде чем петух пропоет, ты три раза в эту ночь отречешься от Меня (будешь говорить, что не знаешь Меня).» Продолжая путь, И. Христос, между прочим, опять повторил ученикам последнее завещание Свое, чтоб они любили друг друга и были-б готовы жизнь свою отдать за ближних; – сказал им наперед, что много злобы людской и бед придется им вытерпеть на свете за Него, Спасителя; – обещал послать им с неба другого Учителя, вместо Себя, и Утешителя, – Святого Духа: «Он (т. е. Св. Дух) научит вас всякой истине, будет вразумлять вас в том, чему и Я учил вас,» – говорил И. Христос и назвал, поэтому, Св. Духа Духом истины, от Бога Отца исходящими. Свою беседу Спаситель закончил молитвою, чтобы Отец небесный сохранил учеников Его и всех, кто будет веровать в Него (Христа), в любви и согласии между собою. Окончивши молитву, И. Христос взошел с учениками в сад, который был внизу Масличной горы и назывался Гефсиманским. У входа Он сказал им: «Посидите тут, пока Я пойду – помолюсь там,» – и, взявши с Собою трех учеников, – Петра, Иоанна и Иакова (брата Иоаннова), пошел с ними в уединенное место внутри сада.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Св. Иоанн Златоуст наставлял свою паству: «... пребудем в постах , молитвах и в великом воздержании» . «Пребывать в постах» значит не что иное, как регулярно и часто поститься. Св. Василий Великий одну из своих бесед перед наступлением страстной седмицы посвятил пространному объяснению происхождения, назначения и великой пользы поста. Приведу несколько отрывков из сего замечательного поучения: «И Господь говорит: не будьте унылы, но умой лице твое и помажь голову твою ( Мф.6:16–17 ). Поэтому будем себя вести, как научены, не сетуя в наступающие дни (т.е. дни всеобщего для христиан поста), но встречая их светло, как прилично святым... Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от дерева познания добра и зла не ешь от него» ( Быт.2:17 ). А сие: «не ешь», есть узаконение поста и воздержания. Если б постилась Ева , и не вкусила с древа; то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф.9:12 ). Мы повреждены грехом: уврачуемся покаянием; а покаяние без поста не полно. Поскольку мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься , чтоб снова взойти в рай. Приведи на память святых, бывших от начала века, которых весь мир не был достоин, которые скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления ( Евр.11:37–38 ). Подражай их образу жизни, если домогаешься части с ними. Что упокоило Лазаря в недрах Авраамовых? Не пост ли? А жизнь Иоаннова была единый пост. У Иоанна не было ни одра, ни стола, ни возделанной земли, ни вола земледелателя, ни пшеницы, ни человека, кому приготовить хлеб, ни иного чего нужного для жизни. Потому из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ( Мф.11:11 ). А Павла, между прочим, и пост, о котором он также упоминает, хвалясь своими скорбями, возвел на третье небо... Ибо плоть и дух противоборствуют друг другу. Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Св. Киприан пишет: «Крещенные в Церкви запечатлеваются Господней печатью по примеру того, как некогда крещенные самаряне приняли от апостолов Петра и Иоанна, через руковозложение и молитву Духа Святого... ( Деян. 8:14–17 ) Чего у них недоставало, то совершили Петр и Иоанн... Так бывает и у нас... совершенствуются Господней печатью.» И у других отцов Церкви миропомазание называется «печатью» (Климент Алекс. и Кирилл Иерус.), «печатью духовною» (Амвросий Мед.), «печатью жизни вечной» (Лев Вел.), «утверждением» (постановл. Апост.), «совершением» или завершением (Климент Алекс., Амвросий). Св. Ефрем Сирин пишет: «Печатью Святого Духа запечатлены все члены твои.» Св. Василий Великий спрашивает: «Как будет оспаривать тебя ангел себе, как исхитит у врага, если не знает печати... Или не знаешь, что погубляющий миновал дома запечатленные и убивал первенцев в домах незапечатленных? Незапечатленное сокровище удобно похищается ворами, непомеченную овцу безопасно можно отманить.» Таинство это называется также «даром Духа» ( Исидор Пелусиот ), «таинством Духа» ( Тертуллиан , Иларий), «символом Духа» (Кирилл Иерус.). Св. Киприян свидетельствует, что древние, говоря о рождении водой и Духом, разумели под рождением водой крещение в тесном смысле, а под рождением Духом – миропомазание. Первоначальный способ совершения таинства. – Эти дары Святого Духа первоначально подавались в первенствующей Церкви через руковозложение. Об этом читаем в книге Деяний 8:14–17, где рассказывается, что находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: «Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только они были крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили на них руки и они приняли Духа Святого,» также и в Деян. 19:2–6 об апостоле Павле читаем, что, когда Павел встретил в Ефесе учеников, крестившихся только Иоанновым крещением, то услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Так, действительно, и сами св. апостолы понимали свое призвание или цель своего служения. «Дивные, – скажем словами Евсевия Кесарийского – и поистине богоугодные мужи – апостолы Христовы – отличались высокою чистотою жизни и украшались всякою добродетелью души, но языком говорили простым. Надеясь на дарованную себе Спасителем божественную и чудную силу, они и не могли и не хотели учение своего Учителя облекать изысканными и искушенными выраженьями. Руководясь единственно внушением содействующего им Духа Божия и дивною, совершающеюся чрез них, силою Христовою, они возвещали всей земле познание о Небесном Царствии; о тщательном же словесном изложении у них было мало заботы, потому что они несли служение большее и вышечеловеческое. Павел был, конечно, весьма силен в слове и обладал полнотою мыслей, но он не предал письмени ничего, кроме весьма кратких посланий, хотя мог говорить о бесчисленных и таинственных предметах...Не неизвестно было это и прочим последователям Спасителя нашего – двенадцати апостолами, семидесяти учениками и бесчисленным другим, кроме их; однако из всех учеников Господних письменные памятники оставили нами только Матфей и Иоанн; да и они, говорит преданье, решились писать по настоянию нужды» 80 . Достойно также внимания в этом отношении находящееся в Деяниях апостольских повествование о том, как именно при замещении места Иуды Искариотского новым избранным лицом ап. Петр поставляет на вид собранию верующих как непременное условие от причисляемого к лику апостольскому не какие-либо умственные или словесные дарования, а то, чтобы он был один из них, «которые, – говорит св. апостол – находились с нами во все время, когда пребывал и обращался c нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, были вместе с нами свидетелем Воскресения Его» ( Деян. 1:21–22 ). Этого требовала ближайшая и существенная цель апостольского служения – быть именно, как заповедал им сам И. Христос, свидетелями Ему (μρτυρες) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян. 1:8 ). Итак, следовательно, живое, устное свидетельство об И. Христе пред всеми людьми ( Деян. 22:15 ) – свидетельство словом и делом, а не хартиею и чернилом – вот то «бОльшее и вышечеловеческое» служение, к которому призваны были св. апостолы и которое они несли действительно до конца жизни, исполнив его во всей точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Так и ты, если подвизался много, потрудись еще и еще. Приидет время, когда Господь Сам, дарует тебе покой, усладу и блаженство вечное. Теперь ты величай себя рабом неключимым, бесполезным, а тогда услышишь почетное имя раба верного и впадешь в радость Господа твоего. Будем, Божии рабы, все трудиться, доколе нам сохраняет Господь жизнь, во смирении, усердно, покорно, без ропота, без превозношения и нелицемерно. Лицемерие в делах веры есть тормоз на пути к спасению. О дурных плодах его дает нам знать Господь наш Иисус Христос в притче о двух неодинаковых сынах. Беседа пятая Притча о двух сынах (Мф.21:28–32). На другой день после торжественного входа Своего в Иерусалим, Господь Иисус Христос вошел в храм и учил. Народ окружал Его со всех сторон. Среди слушателей были и книжники, и фарисеи, первосвященники и старейшины. Они уже решили на своем собрании погубить Иисуса. Только они не знали еще, как привести в исполнение это злое решение. Начинают они целый ряд искушений с намерением уловить Спасителя в слове, чтобы сплести на Него обвинение. И вопрос о том, какою властью Иисус Христос дозволил Себе торжественный вход в Иерусалим при радостных кликах народа и изгнание торгующих из храма, принадлежал к разряду искусительных. Спаситель ответил на вопрос первосвященников и старейшин также вопросом о происхождении крещения Иоаннова – откуда оно было: с небес, или от человек? Ответа не последовало. Тогда Господь Иисус обратился к старейшинам и первосвященникам с притчами, из которых первая и есть притча о двух сынах (Μф.21:23–27). Чтожеся вам мнит; человек некий имяше два сына, п пришдъ к первому, рече: чадо, иди днесь делай в винограде моем. Он же отвещав рече: не хощу: последи же раскаявся, иде. И приступил к другому, рече такоже. Он отвещав рече: аз, господи, иду: и не иде. Кий от обою сотвори волю отчу (–28–31). «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошел к первому, сказал: сын! пойди сегодня, работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Осуждение еретиков на Соборе 1504 г. Сидят (справо налево): митр. Симон, вел. кн. Иоанн III Васильевич, Василий Иоаннович. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 644) Осуждение еретиков на Соборе 1504 г. Сидят (справо налево): митр. Симон, вел. кн. Иоанн III Васильевич, Василий Иоаннович. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 644) В 1510 г. произошло полное подчинение Пскова, решившее важные политические и военно-стратегические проблемы на зап. рубежах. Город уже давно находился в орбите великокняжеской политики, промосковская ориентация псковичей была обусловлена их желанием видеть в Москве защитника от притязаний Вел. Новгорода и союзника во внешней политике. Псков еще сохранял нек-рые городские вольности (вече, вечевой колокол и др.), хотя власть великокняжеского наместника усиливалась, особенно после назначения на эту должность весной 1509 г. кн. И. М. Репнина-Оболенского, отличавшегося особой жестокостью по отношению к псковичам. Во время пребывания В. И. в Вел. Новгороде осенью-зимой 1509/10 г. жители Пскова (в делегацию входили посадники и бояре) подали жалобу на наместника. По др. источникам, первым жалобу вел. князю подал наместник, обвинивший псковичей в нарушении своих обязанностей по отношению к правителю («дела государские делают не по прежнему и в суды, и в пошлины, и в оброки, и во всякие доходы у него вступаются»). Челобитные и жалобы продолжались как со стороны кн. Репнина-Оболенского, так и со стороны псковичей, не только посадников, но и черных людей, к-рые жаловались и на наместника, и на новгородских помещиков, и «на свою братью на пскович». Вел. князь признал виновными посадников и положил «великую опалу» на «свою отчину Псков» (было упразднено вече, сняты колокола, установлена власть 2 наместников в городе, а также по 10 пригородам). Псков принял требования об уничтожении вольностей, и В. И. после совета с частью Боярской думы (находившейся при нем в Вел. Новгороде) не стал посылать войска на город. Из Пскова было выведено 300 семей (среди них посадники, купцы, житьи люди), поселившиеся в Сев.-Вост. Руси. Дворы в Среднем городе, откуда они были выселены, получила тысяча новгородских помещиков, составивших военный гарнизон города, здесь же были поселены 300 купеческих семей из др. городов страны. Была отменена чеканка денег в Пскове и произведена перечеканка монет. Включение Пскова в состав Русского гос-ва способствовало его экономическому подъему, показателем роста было, в частности, большое церковное строительство, в т. ч. каменное. В 1516-1533 гг. в городе было построено 17 храмов, укреплялись городские стены, строились новые оборонительные сооружения.

http://pravenc.ru/text/150787.html

Соглашаясь с тем, что убеждение иудеохристиан о необходимости соблюдения Моисеева закона осуждено было лишь на апостольском соборе и что в книге Деяний нельзя указать примера, чтобы люди такого убеждения и прежде назывались «лжеучителями», диспутант заметил, что тем не менее духовная сущность этих людей была и до собора такою же, какою она была после. До собора они уже проповедовали и распространяли свое убеждение, каковой их проповедь была в Антиохии, например, причиною разногласия и послужила даже поводом к собору. Хотя преступник, например, осуждается лишь приговором суда; но и до этого приговора в существе дела он уже был преступником. Диспутант согласился впрочем признать за собою в этом случае некоторую неточность выражения. На странице 116-й автор утверждает, что отец Тимофея, хотя и был эллин-язычником, позволял своей жене-иудеянке исповедовать ее веру и не препятствовал воспитывать в ней и Тимофея, но затем прибавляет, что «на обрезание Тимофея он не дал впрочем своего согласия». Проф. Корсунский находил, что для такого утверждения никаких оснований нет, ибо нет никаких данных, которые давали бы возможность говорить, что у матери Тимофея действительно было намерение обрезать его и что это намерение осталось неисполненным именно благодаря противодействию отца. Неоспоримым, говорил диспутант, остается лишь факт, что Тимофей не был обрезан; но каких либо несомненных данных для объяснения этого факта действительно не имеется. Оспариваемая оппонентом мысль представляет собою только предположение, не заключающее впрочем в себе ничего невероятного. Не достаточно обоснованным находил профессор Корсунский и рассказ автора о крещении учеников Иоанновых в Эфесе (стр. 365). Автор утверждает, что сам Ап. Павел только благовествовал им веру Христову и таким образом расположил их к принятию крещения и затем, после крещения, через возложение рук, низвел на них благодатные дары св. Духа, само же крещение совершено было не им, а кем либо из окружавших пресвитеров Эфесской церкви. Оппонент находил несколько странным и мало понятным, почему Ап. Павел из трех тесно связанных и непосредственно один за другим следовавших моментов в деле привлечения ко Христу учеников Иоанновых, лично совершил только первый и последний, а средний предоставил кому-либо другому; почему он, сам совершив оглашение учеников Иоанновых и затем возложение рук на них, соответствующее таинству миропомазания, уклонился только от совершения крещения? Не естественнее ли думать, что и крещение совершено было им же?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Речь идет о разводе. Развод в. князя в истории двух направлений русской мысли первой половины XVI в. послужил пробным камнем в глазах светского правительства для оценки того и другого и ареною, на которой столкнулись представители того и другого направления в своих, противоположных воззрениях. Столкновение, действительно, произошло и окончилось трагически для проповедников-нестяжателей, и наоборот торжеством для их противников – иосифлян. Конечно, у Василия Иоанновича не вдруг явилась мысль о разводе, он, может быть, лелеял ее даже не один год. Это косвенным образом подтверждается и тем, что, как свидетельствуют некоторые памятники, прежде чем решиться на развод, в. князь обращался на восток к патриархам за разрешением, но только не получил его. А для того, чтобы могли придти ответы, требовался довольно значительный промежуток времени. Несомненно Василий Иоаннович о своем намерении развестись ранее других сообщала Вассиану и Максиму, как людям самым близким к нему и компетентным, но, к своему удивлению, получил от них обоих самый решительный, и в то же время неодобрительный отзыв о своем намерении. 390 Поэтому, в том обстоятельстве, что первому судебному расследованию Максим подвергся девятью месяцами ранее состоявшегося развода в. князя, нельзя еще видеть доказательства того, что противоречие Максима по делу о разводе не повлияло на его дальнейшую судьбу. Напротив, в. князь постарался поскорее покончить с Максимом, чтобы не иметь в нем себе обличителя. Очень вероятно, что самая мысль об обращении по делу о разводе на восток, и особенно на Афон, принадлежала Максиму Греку , как некоторое время подвизавшемуся на святой горе, и Вассиану Косому. Вассиан и Максим не покривили душой пред в. князем по делу о разводе и здесь остались вполне верными своим строго евангельским духовно-нравственным началам. Равным образом верен оказался своей школе представитель иосифлян – Даниил. Оба инока лишились прежнего благоволения князя. Мало того, Василий Иоаннович, не любивший никогда прощать противоречий себе, оскорбился образом действий людей, так много облагодетельствованных им и, по его мнению, обязанных ему отвечать взаимною благодарностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Василий Шуйский молча кивнул. Оба его брата с любопытством переглянулись. Лука Завьялов слегка прокашлялся и стал читать вслух: – «Князь Дмитрий Михайлович Пожарский, будучи на Москве в осаде против врагов стоял крепко и мужественно, и к царю Василию Шуйскому и ко Московскому государству многую службу и дородство показал, голод и всякую осадную нужду терпел долгое время, а на воровскую прелесть и смуту не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и неколебимо без всякой шатости. За это государь Московский и всея Руси Василий Шуйский жалует князя Дмитрия Пожарского тремястами десятин пахотной земли и пятьюстами десятин лугов и сенокосов…» – Довольно, Лука, – прервал секретаря Василий Шуйский. – Разыщи-ка мне князя Пожарского, да побыстрее. Насколько я помню, его мать и сестра имеют подворья где-то в Белом городе. Князь Пожарский наверняка их часто навещает. Может, и ныне он в Москве пребывает, а нет, так нужно послать гонца за ним в Зарайск. Обширный квартал Москвы за рекой Неглинкой, обнесенный крепостной стеной из белого камня, издавна назывался Белым городом. Там проживали купцы, ростовщики и дворяне. Секретарь встал из-за стола, отвесил поклон Василию Шуйскому и тотчас удалился. Едва Лука Завьялов скрылся за дверью, как Дмитрий Шуйский стал допытываться у своих братьев, кто такой этот князь Пожарский? Почему он не слыхал про такого? И можно ли ему доверять? Иван Шуйский хотя и слышал раньше про князя Пожарского и даже встречался с ним во дворце, когда тот служил стольником при Борисе Годунове, но что-либо конкретное о нем самом и об его предках сказать не мог. Поэтому на вопросы Дмитрия Шуйского отвечал Василий Шуйский, который не раз пользовался услугами князя Пожарского и которого он назначил на воеводство. – Предки Дмитрия Пожарского в стародавние времена владели удельным Стародубским княжеством, что на реке Клязьме неподалеку от Владимира, – молвил Василий Шуйский, утирая тонким платочком пот со лба. В канцелярии было довольно душно, несмотря на распахнутые настежь створки окон. – При Дмитрии Донском Стародубское княжество распалось на четыре удела. В дальнейшем эти уделы раздробились на еще более мелкие поместья, так что ко времени правления Василия Иоанновича от Стародубского княжества не осталось и следа. Дед Дмитрия Пожарского, Федор Иванович Немой, служил при дворе Ивана Грозного и даже попал в тысячу «лучших слуг».

http://azbyka.ru/fiction/1612-minin-i-po...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010