М. П. был уроженцем с. Норгиали в южногруз. пров. Шавшети (ныне на территории Турции). Вначале он подвизался в мон-ре Опиза Кларджетской пуст., затем - в монастыре Мидзнадзори , где принял постриг. Позже, когда был основан мон-рь Хандзта (Ханцта), он стал сподвижником и другом прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Желая принять подвиг отшельничества, он по совету прп. Григория вместе с учениками Василием и Маркелом «нашел для себя местопребывание в пещерах Берты» (близ Ханцты) и выстроил там маленькую церковь. В Житии прп. Григория (главы 31-32) рассказывается, что «диавол сильно печалился, видя уменьшение своего успеха от умножения святых мужей. Явно и тайно вызывал он призраки перед Михаилом, чтобы обратить его в бегство из пустыни», но безрезультатно. Однажды, воспользовавшись тем, что М. П. «в некотором нерадении» стоял на высокой скале вдали от своей кельи, бес напал на него и сбросил вниз. С Божией помощью М. П. остался невредим, однако он «обеспокоился постоянною борьбою [с диаволом] изо дня в день» и послал ученика к прп. Григорию. Святой поспешил на помощь, «ободрил его духом» и собственноручно сделал 2 деревянных креста - «печати Христа, дарующие победу». С их помощью он очертил территорию и поставил кресты с 2 сторон от кельи, сказав М. П., что он может безбоязненно находиться среди крестов, но, если выйдет за границу, будет искушаем «хуже прежнего» (цит. по: Георгий Мерчуле. 1911. С. 113-115; То же. 1963. С. 280-281). Как сказано далее в источнике, М. П. «нашел полный покой», т. к. больше не надеялся на свою праведность, а «возложил упование на единого Бога». Позже к М. П. пришли прп. Серапион Зарзмский и его брат Иоанн и стали его учениками - преподобный «приобщил их к монашеской жизни». Однажды во время молитвы М. П. был вознесен на небо, где муж, облеченный в прекрасные священнические ризы, повелел ему отправить прп. Серапиона и его брата основывать монастырь. М. П. получил подробные указания о месте строительства буд. мон-ря. Преподобный описал ученикам увиденное и, благословив их иконой Преображения Господня, отправил в южногруз. историческую пров. Самцхе, где прп. Серапион с 4 др. братьями основал мон-рь Зарзма.

http://pravenc.ru/text/2563758.html

Скончался в больнице 17 августа 2018 года в 7 часов 10 минут утра. Погребен 20 августа на горе Кармель в монастыре Воскресения Христова . Архимандрит Лазарь хорошо известен читателю по многократно переиздававшимся книгам и статьям. Его книги посвящены насущным вопросам и написаны живым языком человека, говорящего от своего опыта. Он выступал с обличением духовных лжеучений, встречающихся в жизни современного христианина - экуменизма , оккультизма , индуизма , йоги . Особенно непримиримую позицию отец Лазарь всегда занимал в отношении экуменизма . В 1997 году он стал одним из тех настоятелей монастырей и монашествующих, которые написали послание грузинскому католикосу-патриарху Илие II с требованием выйти из Всемирного совета Церквей . В 1997 году католикос-патриарх Илия II постановил выйти из ВСЦ. Отец Лазарь боролся как против ереси, так и против раскола, никогда не прекращал евхаристической связи и поминовение патриарха . Он активно выступал против трагического факта - схизмы в Грузии, что подтверждается его трудами и письмами. Сочинения Использованные материалы   См. комментарии игумена Арсения, Православный интернет журнал Xareba.net, 3 сентября 2018 года:   См. сообщение " "http://грузинский православный интернет-журнал .Ge (груз. " Карибче " - ворота), 17 августа 2018 года: . Название горы, видимо, дано образно, по аналогии с палестинской горой Кармель , в пещерах которой скрывался когда-то пророк Илия .   См. сообщение " 20 "http://грузинский православный интернет-журнал .Ge (груз. " Карибче " - ворота), 17 августа 2018 года:   С 17 мая 1997 года настоятели и монахи пяти монастырей (Шио-Мгвимского, Бетанийского, Св. Давида Гареджийского, Шемокмедского, Зарзмского) и многие приходские общины Грузии прекратили поминовение Патриарха-Католикоса Илии II (подробнее, см. " Раскольники-старостильники атакуют Грузинскую Церковь "http://Электронная версия " НГ " (ЭВНГ). 007 от 24 июля 1997 года: ). После выхода Грузинской патриархии из Всемирного совета Церквей это движение стало дробиться: часть его участников вернулась в патриархию, часть примкнула к грекам-старостильникам, а сторонники архимандрита Иоанна (Шеклашвили) в том же году после непродолжительных поисков перешли под омофор Бостонского митрополита Ефрема (т.нз. " Бостонский Синод " , " Святая Православная Церковь в Северной Америке " - HOCNA). Подробнее, см. Слесарев А.В., " Святая Православная Церковь Северной Америки " ( " Бостонский Синод " , Истинная Православная Церковь Греции)//Из книги " Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008) " . Москва, 2009 (электронная версия на официальном сайте Минской Духовной Семинарии): http://minds.by/news/45

http://drevo-info.ru/articles/13412.html

В конечном итоге делается заключение: «экуменизм ставит целью заменить служение Единому Богу служением сатане» 881 . V.4.2.2. Начало смуты Широкое распространение прораскольнической идеологии антиэкуменизма привело к тому, что в апреле 1997 года четыре наиболее известных и исторически значимых грузинских монастыря обратились с открытыми письмами к Предстоятелю Грузинской Церкви. В своих обращениях к Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-патриарху всея Грузии Илие II насельники Шио-Мгвимского, Давид-Гареджийского, Бетанского и Зарзмского монастырей выдвинули требование немедленного выхода ГПЦ из экуменического движения 882 . Кроме того, декларировалась готовность к полному разрыву с Грузинской Церковью в случае невыполнения данного условия. В мае 1997 года духовенство и монашествующие Шемокмедской епархии присоединились к антиэкуменической оппозиции 883 . В июне 1997 года о своём разрыве с Грузинским Патриархатом заявил Кватахевский монастырь. Свои действия протестующие мотивировали нежеланием иметь церковное общение с высшими иерархами, якобы погрязшими в «ереси экуменизма». Основным инициатором данного выступления являлся насельник Шио-Мгвимского монастыря архимандрит Иоанн (Шеклашвили), на протяжении более чем двух лет до этого пребывавший под церковным прещением за совершение аморального поступка. Весной 1997 года в преддверии пасхальных торжеств настоятель Шио-Мгвимской обители испросил у Предстоятеля Грузинской Православной Церкви снятия наложенных прещений с архимандрита Иоанна. Уже спустя два дня после этого было опубликовано обращение архимандрита Иоанна к патриарху Илие II с требованием прекращения экуменической деятельности. Несколько позже архимандрит Иоанн (Шеклашвили) пояснил, что снятие запрета в священнослужении для него было необходимо во избежание неверной трактовки его действий как реакции на обиду, причинённую наложением дисциплинарных мер 884 . Реагируя на зарождающийся раскол, священноначалие Грузинского Патриархата предприняло попытку разъяснения пастве принципов православного экуменизма, однако данное действие не возымело существенного успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оно было опубликовано 15 июля 1997 года в газете «Sak’art’velos Respublika» и, излагая истинную позицию Православия в вопросе экуменического диалога, содержало призыв к восстановлению мира церковного. Патриарх Илия II осудил попытки расколоть Грузинскую Православную Церковь и выразил надежду на то, что фанатизм и нетерпимость не укоренятся в церковном народе 890 . В ответ на действия священноначалия ГПЦ, запрещённый в священнослужении архимандрит Иоанн (Шеклашвили) опубликовал 17 июля 1997 года в газете «Alia» своё второе открытое письмо, адресованное Грузинскому патриарху и Священному Синоду. В этом обращении он призвал священноначалие к разрыву евхаристического общения с принимающими участие в экуменическом движении Константинопольским, Антиохийским, Александрийским и Московским Патриархатами 891 . Вскоре с аналогичным требованием выступили Бетанский, Зарзмский и Кватахевский монастыри. По слову архиепископа Даниила (Датуашвили), «новой темой для Грузинской Православной Церкви стал уже [...] антицерковный радикализм, который [...] пытались навязать Церкви» 892 . Антиэкуменическая идеология, помимо своего, внешне привлекательного для многих облика, борьбы за чистоту Православия, обнажила скрытую от стороннего взора антицерковную сущность. Деструктивность позиций лидеров противостояния стала очевидной практически для всех и в силу этого попытка провести вторую часть раскольнического сценария провалилась. Миряне и духовенство не поддержали идею изоляции Грузинской Церкви от православного мира. По слову архиепископа Даниила, «церковный народ смог выявить радикализм и отказаться от него. Раскольники, выдвинув неприемлемые для Церкви требования, совершенно себя скомпрометировали» 893 . Тем не менее, Грузинская Патриархия, желая окончательного устранения церковной смуты, создала специальную комиссию под руководством протопресвитера Георгия Гамрекели, целью которой было установление диалога с раскольниками. Однако «монашеская оппозиция» не поддержала идею двусторонних переговоров 894 . Опираясь на информационную поддержку «независимой прессы», подвергнутый церковному прещению архимандрит Иоанн (Шеклашвили) взял курс на учреждение параллельной иерархической структуры. Он направил своего сподвижника архимандрита Григория (Губахидзе), настоятеля Давид-Гареджийского монастыря, в далёкую Грецию с целью установить «церковное общение» и получить епископское посвящение от иерархов «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции, возглавляемого митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном (Куцумбасом). Дальнейшая история взаимоотношений лидеров «монашеской оппозиции» Грузии с раскольническими организациями представляется достаточно темной. Известным является лишь тот факт, что не найдя поддержки в «Синоде противостоящих» церкви ИПХ Греции, архимандрит Иоанн (Шеклашвили) так же безрезультатно встречался в Москве с представителями Русской Православной Церкви Заграницей 895 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон-рь Сафара (Сапара) представляет собой живописный ансамбль, состоящий из строений разных эпох. Его главный храм св. Саввы, как гласит строительная надпись, был построен на рубеже XIII и XIV вв. зодчим Парезасдзе по повелению министра при царском дворе Беки. Это крестово-купольное здание, план к-рого продолжает традиции церквей Самтавро, Бетаниа, Кватахеви, но купол здесь не такой высокий, как в храмах XII-XIII вв.; изменено оформление фасадов: на вост. фасаде нет сопутствующих центральному окну ниш, уменьшилось количество окон, интерьер освещен хуже, на барабане купола впервые появились ложные окна. Мон-рь Зарзма. Нач. XIV в. Мон-рь Зарзма. Нач. XIV в. Основание мон-ря Зарзма связано с именем прп. Серапиона Зарзмского. Строительство же главного храма было предпринято Беки в нач. XIV в. Композиция плана схожа с композицией храма в Сафаре, художественное решение его фасадов соответствует художественной концепции, сформировавшейся на рубеже веков; орнаментальный декор резьбы по камню более сухой и мелкий, чем в Сафаре. К кон. XIII - нач. XIV в. относятся: вторично выстроенный св. царем Димитрием II Самопожертвователем (Тавдадебули) храм Метехи в Тбилиси, Бедиа в Абхазии, Гергетская Цминда-Самеба (Св. Троица) (близ Степанцминды (Казбеги)), являющаяся самой крупной часовней и единственным купольным зданием в этом горном регионе. Исторические события, особенно нашествие Тамерлана, надолго приостановили строительство храмов в Грузии. На протяжении почти всего XV в. в основном велись только восстановительные работы. Новая волна строительства началась с XVI в. К этому времени Грузия была раздроблена на отдельные царства и княжества. Развитие архитектуры происходило в основном в наиболее спокойных, гл. обр. горных, регионах. Преимущество отдавалось строительству крепостей, дворцов, караван-сараев, мостов, бань, сторожевых башен и т. п. В горных районах строили оригинальные жилые комплексы (Сванети, Хевсурети). Качество строительной техники, где наряду с камнем стали шире применять кирпич, снова повысилось. В храмовой архитектуре в основном сохранялись традиц. планы и формы, пространственно-композиционная структура, но изменился внешний вид и характер отдельных деталей.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Отдельное исследование И. касается «ямба Борены», посвященного Пресв. Богородице и празднику Благовещения и написанного на обратной стороне иконы Пресв. Богородицы из ц. Ленджери (ныне в Местийском краеведческом музее). И. датировал ямб сер. XIII в. и приписал его авторство супруге мч. Цотне Дадиани ( Шота Руставели. 1970. С. 475-478; Силогава. 1999). И. первым обратил внимание на лит. наследие св. царицы Тамары , в 1941 г. опубликовав научный труд в ж. «Мнатоби» (Светоч), где не только рассмотрел жизнеописание св. царицы, но и куда включил философский, богословский и художественно-лит. анализ ее цикла 5-строчных ямбов «Цата цатасас» (Небесам Небес), «Калцулебривтаса» (Деве) и «Мзис шаравандис» (Лучезарности солнца). Изыскания последнего времени позволили установить, что 4 однострочных ямба из цикла «Мзис шаравандис» не принадлежали св. Тамаре ( Сулава. 2003. С. 69-111). И.- автор многих трудов по истории древней Грузии. Среди них - «Хеттско-грузинский мир», «Хеттская иероглифическая письменность и хеттско-грузинский (тобал-месхетинский) язык», «Древнегрузинская летопись «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) и список царей Иверии античных времен (IV в. до Р. Х.- 10-е гг. IV в.)», «Памятники грузинской письменности античного периода (I в.)». В сб. «Исторические документы Сванети» (1941) И. опубликовал древние источники. Мн. труды И. посвящены истории груз. лит-ры: «Краткий обзор истории древнегрузинской литературы: Античная эпоха. Средние века до эпохи Руставели», «Древнегрузинский языческий календарь», «Леонти Мровели». И. изучал памятники груз. переводной и оригинальной агиографической лит-ры: «Абукуру», Мученичества святых Або Тбилисского, Константи-Кахи, Гоброна-Михаила, Жития св. Нины, прп. Серапиона Зарзмского, а также средневек. эпос «Балавариани» (Мудрость Балавара). В соч. «Чахрухадзе, поэт, путешественник» написано об авторе хвалебного гимна «Тамариани». Ученый посвятил несколько монографий и очерков биографии Шота Руставели , вопросу датировки его поэмы «Витязь в тигровой шкуре», исследованию текстологической, художественно-эстетической и мировоззренческой проблематики произведения, литературе этого времени. В 1926 г. И. издал соч. «Руставелиана», в 1937 г. был одним из участников организационного комитета, учрежденного к 750-летию создания «Витязя в тигровой шкуре», и членом редколлегии юбилейного издания поэмы. И. уточнил дату рождения Шота Руставели (1166). В 1-й т. своего 7-томного собрания сочинений (1963) И. поместил «Руставелиану», «Эпилог «Руставелианы»», предисловие и послесловие к «Витязю в тигровой шкуре» (текстологический очерк). В 1953 и 1970 гг. издал поэму. И. предполагал, что Руставели, представитель боковой, Эретской линии груз. царской династии Багратиони, был приверженцем манихейства , однако в исследованиях последних лет доказана ошибочность мнения И.

http://pravenc.ru/text/389545.html

И чтобы сей канделак твой пребывал в твоем монастыре в постоянной молитве и служении мы определяем ему ежегодно в жалованье десять мер гоми и 5 кил соли. Свидетели акта суть: шемокмедель – архиепископ господин Бесарион, сахалт-ухуцес (маиор-дом) Рамаз Мадчутадазе, Исак Артомеладзе, Мамука Накашидзе и другие нашего двора все высшие и нисшие. И после нас подтвердите сей акт ему, Гогитидзе, вы все, бидченнтские католикосы и вы все, митрополиты и архиепископы, и вы джуматели и хиноцмидели и вы, архимандриты, дцинамдзгвары и хорепископы 28 и вы, хеласоны, нацвалы, управители и чины нашего двора». Приведенный здесь акт имеет подпись вязью Гуриели Вахтанга и приписку: «260 (1572 г.). Когда построена церковь Зарзмы, был этот год, вероятно, взятый из надписи, указанной выше. Данныя нашего акта нет возможности помирить с данными Грузинских Летописей: по указанию последних, Вахтанг не был сыном Гуриели Георгия II; он с помощью дадиани Мамии изгоняет в 1583 г. Георгия в Константинополь и сам овладевает Гуриею; Георгий вступает в свое владение лишь после смерти Вахтанга в 1586 г. и умирает в 1600 г., оставив наследником сына своего Мамию. Этоть Мамиа имел дочь, бывшую за сыном имеретинского царя Георгия Александром, и одного сына Свимона, умертвившего его в 1625 г. Мамиа известен тем, что он в 1609 г. отнял у турок Адчару 29 . Наш акт считает Вахтанга сыном Георгия и братом Мамии. Он признает первого как-бы владетелем номинальным, а последнего владетелем действительным. Таковъ, по крайней мере, смысл акта. Можно предполагать, что в 1572 г., когда построена Зарзма, Вахтанг управлял Гуриею и в сем случае не будет противоречия, если отнести постройку Зарзмы и к тому и к другому. Как бы то ни было, неть основания заподозрит достоверность акта. Род Гогитидзе, которым, по его фамильному преданнию, перевезены были в Гурию из Зарзмского монастыря образа его, издавна владеет недвижимостью, пожалованной ему в Шемокмеди, и доселе, кажется, пользуется привиллегию, о которой идеть речь в акте Вахтанга. Акт этот подтверждаем был: сыном Вахтанга Кайхосро I и некоторыми другими позднейшими Гуриелями и шемокмеделями. Между прочим, в акте, данном в 1828 г. матерью последнего владетеля Гурии Давида Софиею азнаурам– священнику Иоанну Гогитидзе, брату его Иесе и их потомству, сказано: «Вы, Гогитидзе, имели акт, пожалованный вам супругом моим владетелем Гуриели Мамиею и некоторыми нашими предками Гуриели. Вы молили нас о возобновлении его, и мы возобновили его, пожаловав вам канделакство святого Спаса в монастыр Шемокмеди. Вам дается право хранить ключ от церкви, ставит образ, носить его по пастве шемокмедской, пользоваться десятиною от его доходов и известной частью дичи, убиваемой в лесу, в пределах монастырского селения…»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

«Между царем грузинским, в лице русского Императора, и грузинским народом не следует возводить средостения, и тогда только грузинская церковь спасется, тогда только народ вернется в свои храмы и монастыри, искупать грехи им сотворенные, тогда только грузинская церковь займется устройством своих домашних дел!.. Осетины, живущие смежно с грузинами, в Горийском уезде, издавна привыкли к грузинскому богослужению и в большинстве свободно говорят по-грузински. Чтобы разобщить их с Грузинами, экзархи стали вводить в богослужение в осетинские церкви (которых до 50–60) осетинский язык и на столько исказили его, что осетины возмутились и перестали было ходить в церковь . В Евангелии напр. слово «вочеловечение» было по-осетински переведено кощунственно: «пирог с мясом»... Грузинские иноки изгнаны из следующих монастырей, которые обращены в русские: Сафарского, Зарзмского, Кобенского, Мамкодского, Дранского, Троицкого, Пицунского, греческие изгнаны из Ахтальского. Кроме того, Бодбийский монастырь, при гробе Равноапостольной Нины Просветительницы Грузии, обращен в русский и в нем воспрещено совершать богослужение на Грузинском языке. В настоящее время на содержание Церкви в Грузинском экзархате отпускается 809,808 р. Из этой суммы следует вычесть около 100 тыс. руб. отпускаемых на содержание русского и греческого духовенства, и 100 тысяч рублей на расходы по Обществу восстановления Православия на Кавказе. Взято в казну или отобрано от монастырей и церквей церковных имуществ, принадлежавших грузинской церкви: по г. Тифлису: Ираклиевская баня, 13 садов, 11 домов, 28 лавок, 1 красильное заведение, одно рыболовное место и караван сарай, – земли 437,719 квадр. сажень, всего на 28,910,000 рубл. В Тифлисской губернии: 2 гажевые места, 11 известковых печей, кирпичный завод, 9 красилен, 3 рыбных лавки и 282,600 десятин земли – всего на 79,570,000 р. В Имеретии – земли 40,475 десят. на 29,787,500 р. в Гурии – 356 дес. на 328 тыс. рубл., а всего 137,600,000 руб., а с 14,147 домами 140,330,000 руб. сер. Замечательно то, что отобранные правительством от армянской церкви земли и другие имущества, к. ск., возвращены ей в 1905 году, а доходами с грузинских церковных имуществ, простирающимися, по вычислению знатоков, чуть не до 10 миллионов рубл., пользуется русская казна, выделяя из этих доходов Грузинской Церкви менее 3/4%.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Григола Ханцтели написано Георгием Мерчуле в 951 г., помимо повествования о жизни прп. Григория Хандзтийского и его учеников оно содержит описание истории ГПЦ, культуры и социально-политической жизни Грузии VIII-X вв., возникновения монастырской жизни, духовно-просветительских и книжных монастырских центров в Юж. Грузии. Единственная рукопись этого Жития (Jer. 2, XI в.) была обнаружена Н. Чубинашвили в 1848 г. в б-ке Иерусалимского Патриархата (изд.: Марр Н. Я. Житие Григория Хантзийского: [с пер. на рус. яз.]//ТРАГФ. 1914. Кн. 7; Житие Григола Ханцтели. 1949; ПГП. Т. 1. С. 248-319). Басили Зарзмели, составивший в X в. Житие Серапиона Зарзмели, рассказывает об истории создания в IX-X вв. в Самцхе (Юж. Грузия) прп. Серапионом Зарзмским и его учениками одного из наиболее крупных монастырских центров Грузии, мон-ря Зарзма. Сочинение носит следы поздней переработки, сохранилось в рукописи XVI в. (Кекел. А 69; изд.- Раннефеодальная лит-ра Грузии. 1935. С. 147-184; ПГП. С. 319-347; рус. пер.- К. Кекелидзе, лат.- Пеетерс). Считается, что кименные редакции Житий сир. отцов Иоанна Зедазнийского, Шио Мгвимского и Давида Гареджийского составляли одно произведение, позже разделенное на неск. житий. Особое место в груз. житийной лит-ре занимают произведения, созданные на Афоне и отражающие историю основания груз. Иверского мон-ря, грузино-визант. церковные и политические отношения, взаимосвязь груз. и визант. лит-ры. К числу созданных здесь произведений относятся Жития преподобных Илариона Грузина, Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев. Житие прп. Илариона Грузина (Афонский сб.: Кекел. А 558, 1074 г.- ПГП. Т. 2. С. 9-37; пер. на лат. яз.- Пеетерс), написанное в 991 г., вероятно, прп. Евфимием Святогорцем на основе греч. энкомии (хвалебной песни) некоего Василия Асикрита (греч.- секретарь), описывает историю основанных в IX в. прп. Иларионом мон-рей в Кахети, а также Гареджи, лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима, монастырей в К-поле и Риме. Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (Афонский сб.; Кекел. А 130, 1713 г.; 6 рукописей XVIII в.), написанное прп. Георгием Святогорцем в 1042-1044 гг., содержит ценные сведения об обстоятельствах основания груз. Иверского мон-ря на Афоне, его церковной организации и литературно-переводческой деятельности.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Николай (Пачуашвили). Мон-ри: Пока, св. Нины (ставропигиальный) (с. Пока, Ахалкалакский р-н, жен., основан в 1992 при ц. св. Нины); Пока, св. Нины (ставропигиальный) (в 1,5 км от с. Пока, Ахалкалакский р-н, муж., основан в 1989); Ахалкалакский, Св. Троицы (г. Ахалкалаки, жен., основан в 1998); Ниноцминдский, св. Нины (г. Ниноцминда, жен., основан в 2002); Сагамо, св. царицы Тамары (с. Сагамо, Ниноцминдский р-н, жен., основан в 2004); Баралети, св. Нины (с. Баралети, Ахалкалакский р-н, жен., основан в 2005). Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазская, митр. Феодор (Чуадзе). Мон-ри: Зарзма, Успения Пресв. Богородицы (с. Зарзма, Адигенский р-н, муж., основан в IX в. прп. Серапионом Зарзмским, возобновлен в 1989); Зеда-Вардзиа, Успения Пресв. Богородицы (в 30 км от г. Аспиндза, жен., основан в 1-й пол. XI в. Липаритом Багваши, возобновлен в 1997); Вардзиа, Успения Пресв. Богородицы (в 30 км от г. Аспиндза, муж., основан в XII в. груз. царем Георгием III и св. блгв. царицей Тамарой, закрыт в 1938, возобновлен в 1998); Сафара (Сапара), Успения Пресв. Богородицы (Уравельское ущелье, в 10 км от г. Ахалцихе, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 1989); Чуле, св. Георгия (Кваблианское ущелье, в 5 км от пос. Адигени, муж., основан во 2-й пол. XIV в., возобновлен в окт. 1999); Рабатский, св. Марины (г. Ахалцихе, жен., основан в 90-х гг. XX в. при ц. св. Марины; хранятся мощи св. Марины); Абастуманский, св. Пантелеимона (г. Абастумани, Адигенский р-н, жен., основан в 1995 на месте резиденции царей Романовых, построенной имп. Николаем II в кон. XIX в.; хранится частица черепа св. Пантелеимона); Ахалцихский, Успения Пресв. Богородицы (г. Ахалцихе, жен., основан в 1996; хранятся частицы мощей (пальцы) св. Евстафия Мцхетского и мощи Гареджийских преподобномучеников); Абастуманский, св. Георгия (г. Абастумани, Адигенский р-н, муж., основан в 2005). Батумско-Схалтская, архиеп. Димитрий (Шиолашвили). Мон-ри: Хино, св. Иоанна Крестителя (с. Хино, Кобулетский р-н, Аджария, муж., основан в X-XI вв.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010