1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в. [Груз. , ], исторический муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (V-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (не позже нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической провинции Кларджети, на правом берегу р. Имерхеви, в 80 км восточнее Артвина (ныне в дер. Багджылар, иль Артвин, Турция). На данный момент эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Этимологию названия О. возводят к мегрело-чанскому слову (опиджа), что соответствует груз. (сапире) и означает «место берега», «прибрежье», «место устья» ( Марр. 1911. С. XXII; Шанидзе. 1981. С. 27). История Согласно Житию св. царя Вахтанга Горгасали , О. основали царь Картли св. Вахтанг Горгасали и его сановник Артаваз ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; Он же. 2008. С. 91), поэтому большинство ученых (С. Каухчишвили , П. Ингороква , Д. Хоштария, Ш. Матиташвили) датируют его основание 50-ми гг. V в. Однако, поскольку название монастыря указано только в Чалашвилевском списке «Картлис Цховреба» (1731), К. Кекелидзе и В. Джобадзе считали, что О. был основан позже. Еще в раннехрист. Грузии О. имел статус «великой пустыни» и особую славу приобрел, когда там подвизался прп. Михаил Парехели . Насельники О., прп. Серапион Зарзмский, его брат Иоанн и свт. Георгий Мацкверели , стали видными деятелями ГПЦ. В Житии прп. Серапиона (X в.) содержатся сведения об обновлении О. монахами Аммоном, Андреем, Петром и Макарием, что нек-рые ученые ошибочно считают сведениями об основании О. При мон-ре существовала школа зодчества ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322, 335, 337; Беридзе. 1955. С. 122). Исследователи полагают, что в древности О. находился в составе Ахизской епархии, основанной св. Вахтангом ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 198; Он же. 2008. С. 100; Матиташвили. 2017. С. 194-216), и после перемещения кафедры в Анчи (VI-VII вв. или VIII в.) вошел в юрисдикцию Анчийской епархии. Мон-рь пострадал от набегов арабов и вспышек эпидемии, монашеская жизнь прекратилась и была возобновлена ок. 750 г., настоятелями стали сначала Самуил и после него Андрей ( Джобадзе. 2007. С. 30; Хоштария. 2005. С. 80).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

У ученых нет единого мнения о периоде деятельности М. П. Первая группа ученых (Джавахишвили и др.) считает, что время деятельности М. П.- IX в.; 2-я группа (Джанашвили и др.) утверждала, что он жил в VI-VII вв., т. к. был учеником «великого Шио чудотворца, который действовал в Картли» ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322; Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 142) и к-рого отождествили с прп. Шио Мгвимским , одним из 12 сир. отцов, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского пришедших в Грузию в VI в. К тому же периоду ученые относили и деятельность прп. Серапиона Зарзмского . Джавахишвили указал на то, что, если различать этих 2 Михаилов, следует воспринимать как 2 разных лиц и архиеп. Ацкурского Георгия Мацкверели , фигурирующего в обоих Житиях, «что совершенно лишено основания» ( Джавахишвили. 1977. С. 140). Кекелидзе, изучив этот вопрос, писал о М. П. в сочинении о прп. Василии Зарзмском (Груз. лит-ра. 1935. С. 100-121). По его хронологии прп. Серапион «начал монастырскую деятельность в Парехи близ 850-х годов, Зарзму построил в 861-868 годах, а скончался не ранее 900 года» (Там же. С. 116). Житие прп. Серапиона как исторический источник исследовала Вачнадзе. Она определила период деятельности М. П. также IX в., осуществив лингвистический анализ памятника (морфология, синтаксис, лексика, в т. ч. поздняя социальная терминология и топонимика, напр., (родина), (народ), (страна, край), (страна)) и указав на некоторые исторические аспекты текста: сравнительно позднее распространение праздника Преображения Господня (IX в.), усиление власти в Самцхе Ацкурского архиерея и др. ( Вачнадзе. 1975. С. 190-195). Также аргументом может служить икона Преображения Господня из мон-ря Зарзма , датированная 886 г. ( Сакварелидзе. 2007. С. 123-126), которой, по преданию, М. П. благословил прп. Серапиона на основание новой обители. По мнению Кекелидзе, имя Шио как учителя М. П.- поздняя вставка или ошибка переписчика, поскольку эта часть Жития прп. Серапиона повреждена (Груз. лит-ра. 1935. С. 115; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152). Гаприндашвили считал, что, даже если принять отождествление Шио из Жития прп. Серапиона с прп. Шио Мгвимским, можно трактовать эту часть текста как указание на духовную преемственность, поскольку оба святых: прп. Шио и М. П.- подвизались в пещере ( Гаприндашвили. 2005. С. 42-47).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ЗАРЗМСКИЙ [ Басил Зарзмели; груз. ], груз. агиограф IX-X вв., настоятель мон-ря Зарзма , автор «Жития и деяний благословенного Богом и блаженного отца нашего Серапиона». Прп. Серапион Зарзмский приходился В. З. дядей и был основателем мон-ря. Рукопись жития (единственная рукопись XVI в., метафраст XI в.- Кекл. А-69) обнаружил и издал в 1909 г. груз. историк и этнограф М. Г. Джанашвили. Ряд исследователей (С. Н. Какабадзе, П. И. Ингороква, В. В. Беридзе, Г. Н. Чубинашвили, М. С. Чхартишвили) относят описанные в житии события ко 2-й пол. VI в., а сам памятник датируют 2-й пол. VII в. Они основываются на том, что Михаил (Микаэл) Парехели, учитель Серапиона Зарзмского, назван учеником св. Шио Мгвимского , одного из сир. отцов сер. VI в.; при этом в тексте отсутствуют к.-л. упоминания о деятельности прп. Григория Хандзского (Хандзтели) в Кларджети в VIII-IX вв., а также сведения о разрушительных нашествиях арабов. Др. ученые (И. А. Джавахишвили, К. С. Кекелидзе, Э. С. Такайшвили, Н. З. Вачнадзе, Д. Рейфилд) считают, что события имели место во 2-й пол. IX в., а житие было написано в 1-й пол. X в. Эти выводы были сделаны на основании изучения морфологических и синтаксических особенностей текста рукописи, характерных для груз. языка X-XI вв.; отмечалось наличие лексических единиц и имен собственных араб. и персид. (новоперсид.) происхождения, вероятность заимствования к-рых относится к IX в., а зафиксированы они были только в письменных памятниках XI-XII вв. ( Андроникашвили М. К. Об арабских словах, проникших в груз. язык через персидский//Тр. ТГУ: Сер. Филол. наук. Тбилиси, 1965. С. 306 (на груз. яз.); она же. Очерки по ирано-груз. языковым взаимоотношениям. Тбилиси, 1966. Т. 1. С. 336 (на груз. яз.)); также в житии упоминаются представители груз. родов Чорчанели и Лаклакисдзе, Бахлаунди, к-рые впервые появляются в письменных источниках XI в.; почитание упомянутой в тексте иконы Преображения началось на христ. Востоке с VIII в., следов., и в Грузии она была неизвестна до этого времени.

http://pravenc.ru/text/150801.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА «ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ» [груз. ], чудотворный образ, почитался как животворящий. Первоначальная деревянная живописная икона (ок. 160×110 см; живопись утрачена), вероятно, происходила из мон-ря Парехи (Самцхе); чеканная икона (131,5×75 см) создана в 886 г. в монастыре Зарзма и является древнейшей из сохранившихся груз. чеканных икон. В XVI в. перенесена в мон-рь Шемокмеди , с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии. З. и. упоминается в Житии прп. Серапиона Зарзмского , написанном Василием Зарзмским на рубеже IX и X вв. (НЦРГ. А 69, XVI в.- Раннефеод. лит-ра Грузии. Тбилиси, 1935. С. 147-184; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347),- редкий случай в истории раннего средневековья, когда о дошедшей до наст. времени иконе есть свидетельство совр. ей источника. Преображение Господне. Икона. 886 г. (Национальный музей Грузии) Преображение Господне. Икона. 886 г. (Национальный музей Грузии) «Животворящую икону Преображения, помощь и надежду всех христиан», взяли с собой прп. Серапион и его спутники, когда ок. 861 г. отправились из мон-ря Парехи на поиски места для устройства новой обители. Прп. Серапион, не найдя «ровного и открытого места... приказал выровнять место между источником и холмом и выстроить палатку, чтобы в ней приютить себя и икону, пред которой они молились» ( Василий Зарзмели. 1956. С. 80-81). В Житии указано, что З. и. стала главной святыней строящейся Зарзмы, мн. окрестные жители приходили поклониться ей. Когда строительство церкви было закончено, «в ней поставили животворящую икону Преображения» (Там же. С. 90). Перед кончиной тяжелобольной прп. Серапион «встал и, как бы юноша, дошел до святого алтаря, приложился к Святой Трапезе и животворящей иконе воплотившегося Христа... приказал причастить его... в девятом (часу.- К. М.) предал дух свой» (Там же. С. 97). При Павле, ставшем настоятелем Зарзмы после кончины настоятеля Михаила, З. и. была украшена чеканным окладом, полностью повторившим первоначальную живописную композицию, открытыми оставались лишь живописные лики. Павел «закончил постройку церкви и всячески ее украсил. В ней поставили икону Преображения и освятили ее в настоятельство этого Павла» (Там же. С. 100).

http://pravenc.ru/text/182631.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРЕХИ Мон-рь Парехи. Фотография. 2010 г. Фото: Dawid Deutschland/Wikimedia Commons Мон-рь Парехи. Фотография. 2010 г. Фото: Dawid Deutschland/Wikimedia Commons [Груз. , ], исторический муж. мон-рь (VI/IX-XVI вв.) Анчийской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической пров. Кларджети, в ущелье р. Карчхал, на правом берегу горной р. Дуганала (ныне в дер. Дуганала, иль Артвин, Турция). Ныне эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. П. относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Слово «парехи», по мнению груз. лексикографа св. Сулхана-Сабы (Орбелиани) (1658-1725), означает «скальная пещера», «скальная трещина» ( Орбелиани. 1991. С. 614). История Сведения о ранней истории П. содержатся в Житии прп. Серапиона Зарзмского. Там сказано, что прп. Михаил Парехели , ученик «великого Шио чудотворца», пришел из мон-ря Опиза и устроил «маленький молитвенный дом для собрания монахов на месте скалистом, на котором нельзя было ходить человеку». Вскоре у прп. Михаила, «прославленного чудесами и знамениями», появились ученики: прп. Василий Парехели, Маркел, прп. Серапион Зарзмский и его брат Иоанн. Также из источника известно, что в мон-ре в то время был келарь. Прп. Михаил инициировал основание в пров. Самцхе мон-рей Зарзма и Иоанцминда (во имя св. Иоанна Предтечи; ныне в с. Колкёй, иль Малатья, Турция) ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322-323, 336-339). Часть исследователей отождествляют учителя прп. Михаила, Шио, с прп. Шио Мгвимским и на основании дат жизни последнего определяют время деятельности прп. Михаила и соответственно время основания П. VI в. Другие ученые считают упоминание о Шио поздней вставкой и отождествляют прп. Михаила с пустынником IX в., относя время создания монастыря к этому периоду. Следы раннесредневекового зодчества на территории П. не обнаружены ( Хоштария. 2005. С. 202). Если придерживаться версии об основании П. в VI в., это можно объяснить основательным разрушением П. во время араб. походов (VII-VIII вв.).

http://pravenc.ru/text/2579028.html

В сочинении прп. Василия Зарзмского больше сведений о М. П., чем в др. Житии. В отличие от прп. Георгия Мерчуле прп. Василий нигде не указывает на то, что М. П. искал уединения и стремился к подвигу отшельничества; он не называет его Парехели, именуя чудотворцем и Великим Микаелом; в тексте есть аллюзии на библейских персонажей. Агиограф описал неск. чудес М. П. По его сведениям, преподобные Серапион и Василий находились в постоянном общении с М. П., прп. Серапион всегда указывал на то, что он ученик М. П. ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322-323, 326; Кекелидзе. Этюды. 1974. С. 142, 143, 145). Почувствовав приближение кончины, М. П. отправил в Зарзму, строительство которой уже было закончено к этому времени, 2 учеников и просил прп. Серапиона навестить его в Парехи. Когда тот пришел, М. П. подробно расспросил его о Зарзме, благословил преподобного, братию мон-ря и самцхийского атабага (князя) Георгия Чорчанели, оказавшего материальную помощь в строительстве. Прощаясь, М. П. передал прп. Серапиону засохший росток лютика и посоветовал посадить его близ церкви, предсказав, что он оживет, как жезл Аарона, и это будет свидетельством грядущего процветания Зарзмы. Также М. П. предсказал прп. Серапиону, что его младший брат Иоанн станет основателем др. монастыря (не идентифицирован), посвященного св. Иоанну Предтече. Агиограф описал еще одно духовное прозрение М. П.: святой предвидел, что вскоре в Зарзме случится несчастье, и посоветовал прп. Серапиону не медлить с возвращением. Вернувшись, преподобный стал свидетелем междоусобной брани, которую устроили племянники бездетного кн. Георгия Чорчанели в борьбе за власть. М. П. был похоронен на месте подвижничества, в мон-ре Парехи. Его мощи покоятся рядом с мощами прп. Василия Парехели. Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского/Текст, введ., изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-319; Груз. лит-ра раннефеод. эпохи/Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1935. С. 48-91 (на груз. яз.); Василий Зарзмели. Житие прп. Серапиона Зарзмели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347; Вачнадзе Н. Житие Серапиона Зарзмели как ист. источник. Тб., 1975 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

Точная датировка оклада установлена по одной из 2 двустрочных ктиторских надписей, выполненных асомтаврули и помещенных в нижней части иконы: «Во имя Бога окована икона эта в помощь Георгию, господам Парсману эристави, Иване, Тки… Мириану, Пери, Сула при настоятеле Павле. Хроникон 106 г. (886.- К. М.)». З. и. дошла в сильно фрагментированном виде (утеряны части серебряной чеканной пластины). Под чеканной пластиной сохранились фрагменты левкаса, подтверждающие, что первоначальная икона была живописной. Основная реставрация (орнаментированные поля и нимб Христа, отдельные части чеканной пластины) была осуществлена в 10-20-х гг. XI в. эриставом Звиадом, о чем свидетельствует относящаяся ко времени поновления иконы 2-я надпись: «Во имя Бога я, эристав Звиад, сын блаженной памяти эристава Арабая, сподобился украсить благородную эту икону. Икона Преображения, помилуй душу мою в день сей». На иконе также видны следы реставрации XVI в. В верхней части иконы изображена крупная фигура Христа на подножии в мандорле. Благословляющая десница согнута в локте, в шуйце он держит свиток. По сторонам от Него стоят в 3/4-ном повороте пророки Илия (справа) и Моисей (слева). В нижней части иконы симметрично расположены распростертые ниц фигуры апостолов Иакова и Иоанна Богослова. Фигура ап. Петра, помещенная в левой части З. и., почти полностью утрачена (сохр. фрагменты нимба и складок одеяния). Все фигуры имеют пояснительные рельефные надписи, исполненные асомтаврули. Структурная четкость расположения фигур, линейная выразительность и экспрессивность рисунка на гладком фоне служат монументально-декоративному решению композиции. Ист.: Василий Зарзмели. Житие Серапиона Зарзмели// Кекелидзе. Агиогр. лит. 1956. С. 80-83, 87-90, 97, 100. Лит.: Кондаков Н. П., Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 131. Рис. 67; Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство VIII-XVIII вв.: Альбом, ист. очерк и аннот. Тбилиси, 1957. Табл. 1, 2, 144а; он же. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 27-42. Ф. 1-4а; Javakhishvili A., Abramishvili G. Jewellery and Metalwork in the Museum of Georgia. Leningrad, 1986. Pl. 27 (на англ., нем. яз.); Grabar A. Les revêmemenms en or et en argent des icons Byzantines du Moyen Âges. Venise, 1975. Р. 11-12, 30.

http://pravenc.ru/text/182631.html

В 70-х гг. XVI в. османы окончательно заняли Самцхе, преобразовав область в Ахалцихские (Чилдырские) владения паши. З. опустел, сокровищница, в т. ч. и чудотворные Зарзмская икона Божией Матери и икона Преображения Господня, была перенесена в Гурию, в мон-рь Шемокмеди . В XVIII в. груз. историк Вахушти Багратиони писал, что «есть монастырь в Зарзма купольный, прекрасный, в прекрасном месте и ныне не действующий» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 665). Однако сохранились сведения о том, что исторически связанные с З. представители отдельных грузинских феодальных родов (Баладзе, Мгалоблишвили и др.) и во время тур. экспансии приезжали в З. ( Такаишвили. 1905. С. 5). В кон. XIX в. вел. кн. Георгий Александрович Романов, лечившийся в Абастумани, заинтересовался монастырем. Начались расчистка и реставрация монастырского комплекса и росписей. Надпись на зап. стене кафоликона гласит, что, согласно завещанию вел. кн. Георгия Александровича ( 28 июня 1899), заботой матери-императрицы Марии Феодоровны и вел. кн. Георгия Михайловича при участии придворного архит. В. Свинина и худож. А. С. Славцева восстановительные работы были завершены в 1905 г. ( Беридзе. 1955. С. 135). Храм был освящен, совершались богослужения. После 1921 г. в З. располагалась туристическая база; в 1938 г. был открыт музей. В 1989 г. Католикос-Патриарх Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) освятил главную церковь З., в 1999 г. был образован мон-рь. Настоятелем назначен игум. Антоний (Мачарашвили), с 2003 г.- иером. Николай (Гецадзе). Подвизаются 7 монахов и послушников. Известные настоятели З.: прп. Серапион Зарзмели (сер.- 3-я четв. IX в.), Георгий (3-я четв. IX в.), Михаил (3-я четв. IX в.), Павел (до и после 886), Василий Зарзмели (посл. четв. IX в.), архиеп. Ацкурский Серапион (Хурцидзе) (сер.- 2-я пол. XVI в.), Гавриил (Хурцидзе) (после 1577), игум. Антоний (Мачарашвили) (1999-2003), иером. Николай (Гецадзе) (с 2003). Н. Гиоргобиани, Н. Т.-М., Р. Лабадзе Архитектурный комплекс З. окончательно сложился к 1-й пол. XIV в. Первоначальная церковь не сохранилась, предполагают, что это могло быть однонефное сооружение ( Марсагишвили. 2007. С. 65). Помимо соборного храма и находящейся к юго-востоку от него 2-ярусной колокольни сохранились небольшие однонефная церковь (в неск. метрах к северо-западу от собора) и часовня (пристроена к собору с востока за юж. пастофорием), а также стены 2 малых базилик к югу от храма. Древнейшим сооружением комплекса является однонефный придел XI-XII вв., пристроенный с севера к колокольне; в его стену вмонтирован камень с надписью 979-1001 гг. из ранее построенного храма ( Беридзе. 1955. С. 136). Примерно в 200 м к востоку от церкви находится купель над источником.

http://pravenc.ru/text/182627.html

Мон-рь Пархали. Х в. Мон-рь Пархали. Х в. В тот же период свт. Ефрем Мацкверели добился согласия Иерусалимского патриарха Сергия I (843- ок. 859) на варение св. мира в Картли, что способствовало укреплению автономных прав ГПЦ. Свт. Ефрем занимался этим вопросом либо по поручению католикоса, либо потому, что по смерти католикоса он временно исполнял его обязанности. Свт. Ефрем 40 лет управлял Ацкурской епархией, он обладал даром пророчества, предвидения, чудотворения и исцеления. Во 2-й пол. IX в. в Самцхе учеником прп. Михаила Парехского прп. Серапионом Зарзмским († 900) был основан мон-рь Зарзма , о чем в Житии Серапиона Зарзмели сообщил его племянник прп. Василий Зарзмский , 4-й настоятель этого мон-ря. В IX в. арабами в Зедазенском мон-ре был убит сщмч. Иоанн Зедазнийский . В 808 г. в Феодосиополе (совр. Эрзурум) были замучены братья Исаакий и Иосиф, родившиеся в мусульм. семье и тайно воспитанные матерью-грузинкой в правосл. вере. В 852 г. в Самарре халифом Джафаром был замучен и обезглавлен груз. кн.-полководец вмч. Константин-Каха . К X в. относится царствование легендарной св. блгв. царицы Динар (вероятно, царица Эрети, вместе со своим сыном Ишхаником возродившая Православие среди исповедующего монофизитство населения Юго-Вост. Грузии). Ее изображение - всадница на белом коне - сохранилось на сев. стене Тронного зала Грановитой палаты Московского Кремля. В 914 г. в битве при крепости Квелисцихе (Юж. Грузия) были взяты в плен полководец мч. Гоброн-Михаил и 133 воина с ним. Эмир Абул-Касим подверг жестоким пыткам сначала воинов, затем мч. Гоброна. В. Силогава Отделение церковных кафедр Зап. Грузии от Константинопольского Патриархата сыгравшее значительную роль не только в истории Эгрис-Абхазского царства, но и в формировании единого Грузинского царства, в груз. историографии датируется по-разному, в пределах VIII-X вв. В 6-й нотиции связь западногруз. кафедр с К-полем еще прослеживается: на традиц. 27-м месте значится митрополия Фасиса. 4 епископские кафедры, подчиненные митрополии Фасиса, а также архиепископские кафедры Никопсии и Севастополя в списке не фигурируют, поскольку перечислены только митрополии. Сведения 6-й нотиции схожи со списками К-польского Поместного Собора (879-880), что позволяет отнести дату составления нотиции к тому же периоду.

http://pravenc.ru/text/638558.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010