Весь IV век шла упорная борьба. Такие столпы христианства, как Василий Великий, Амвросий Медиоланский и Иоанн Златоуст с жаром защищали церковь, от проникновения в неё сребролюбия, процента, стяжания, симонии. Однако после гибели Златоуста (407г.) последовало отступление. Начались гонения на учеников Златоуста, вплоть до смертной казни. Появился Феодорит Киррский с его проповедью взаимозависимости бедных и богатых (мол, они не могут обойтись друг без друга, т.е. должны сотрудничать). И, наконец, в церкви была почти свёрнута проповедь нравственных вопросов собственности, а основной упор стал делаться на догматические вопросы, в частности на проблему двух природ в одной ипостаси Христа. Постепенно Византийская церковь узаконила безусловное право собственности, значительный процент (от 6 до 16 процентов в зависимости от периода и случая), крупные богатства, перестала упоминать о древних общинах с общей собственностью и призывала христиан только к посильной милостыне. Увы, новые христиане-собственники победили, и их воззрения до сих пор считаются учением церкви. Описанное выше сползание церковного имущественного идеала было чутко замечено в русской религиозной философии. Так Л.А. Тихомиров говорил об утере церковью «первой любви», т.е. стремления к общей жизни, которая была характерна для ранней церкви. Это угасание и переход церкви на частнособственнические капиталистические позиции не раз отмечали Бердяев, Булгаков, Эрн, Карсавин, Федотов (последний, правда, церковь оправдывал). Тем не менее, установившаяся парадигма в церкви не менялась до сего времени (хотя и пришла в противоречие с документом «Социальная концепция РПЦ», принятой в 2000 г.). IV . Другая печальная тенденция в нашем богословии связана с переосмыслением наследия Иоанна Златоуста. Златоуст был канонизирован очень быстро – через несколько лет после смерти. Но поскольку перед богословием неявно была поставлена общая задача оправдания собственности, а творчество Златоуста этой задаче совершенно противоречило, то началась, при внешнем его почитании и восхвалении, тихая фальсификация его учения.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/18/ra...

Нам не дано знать в Священном Писании, как происходит частный суд по смерти человека. Мы можем лишь отчасти судить об этом, по отдельным выражениям, встречающимся в слове Божием. Так, естественно думать, что и при суде частном большое участие в судьбе человека после смерти принимают как добрые ангелы, так и злые: первые являются орудиями благости Божией, а вторые — по Божиему попущению — орудиями правды Божией. В притче о богатом и Лазаре сказано, что Лазарь “был отнесен ангелами на лоно Авраамово;” в притче о неразумном богаче сказано богачу: “Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя,” — очевидно возьмут силы недобрые (св. Златоуст). Ибо, с одной стороны, ангелы малых сих, по слову Господню, всегда видят лицо Отца Небесного, — а равно и при конце мира Господь “пошлет ангелов Своих, которые отделят злых от среды праведных, и ввергнут их в печь огненную” ( Мф.13:49 ); а с другой стороны, “Противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить” ( 1Петр.5:8 ), — и воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной, и князь их называется князем “власти воздушной” ( Еф.6:12; 2:2 ). На основании этих указаний Священного Писания издревле святые Отцы Церкви изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные пространства, где темные силы ищут поглотить слабых духовно и где поэтому особенно нужны защита ангелов небесных и молитвенная поддержка со стороны живых членов Церкви. Из древних Отцов говорят об этом святые Ефрем Сирин , Афанасий Великий , Макарий Вел., Василий Вел., Иоанн Златоуст и др. Наиболее подробно развивает мысли этого рода св. Кирилл Александрийский в “Слове на исход души,” а картинное изображение этого пути представлено в житии преп. Василия Нового, где усопшая блаженная Феодора передает спящему ученику преп. Василия, что она видела и испытала после смерти при восхождении на небо. Путь души по исходе из тела принято называть “мытарствами.” Митр. Макарий упоминает наставление ангела преп. Макарию Александрийскому , по поводу образности сказаний о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных.” Мытарства следует понимать в смысле духовном, под человекообразными чертами.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

Нам не дано знать в Священном Писании, как происходит частный суд по смерти человека. Мы можем лишь отчасти судить об этом, по отдельным выражениям, встречающимся в слове Божием. Так, естественно думать, что и при суде частном большое участие в судьбе человека после смерти принимают как добрые ангелы, так и злые: первые являются орудиями благости Божией, а вторые – по Божиему попущению – орудиями правды Божией. В притче о богатом и Лазаре сказано, что Лазарь «был отнесен ангелами на лоно Авраамово;» в притче о неразумном богаче сказано богачу: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя,» – очевидно возьмут силы недобрые (св. Златоуст). Ибо, с одной стороны, ангелы малых сих, по слову Господню, всегда видят лицо Отца Небесного, – а равно и при конце мира Господь «пошлет ангелов Своих, которые отделят злых от среды праведных, и ввергнут их в печь огненную» ( Мф. 13:49 ); а с другой стороны, «Противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Петр. 5:8 ), – и воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной, и князь их называется князем «власти воздушной» ( Ефес. 6:12; 2:2 ). На основании этих указаний Священного Писания издревле святые Отцы Церкви изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные пространства, где темные силы ищут поглотить слабых духовно и где поэтому особенно нужны защита ангелов небесных и молитвенная поддержка со стороны живых членов Церкви. Из древних Отцов говорят об этом святые Ефрем Сирин , Афанасий Великий , Макарий Вел., Василий Вел., Иоанн Златоуст и др. Наиболее подробно развивает мысли этого рода св. Кирилл Александрийский в «Слове на исход души,» а картинное изображение этого пути представлено в житии преп. Василия Нового, где усопшая блаженная Феодора передает спящему ученику преп. Василия, что она видела и испытала после смерти при восхождении на небо. Путь души по исходе из тела принято называть «мытарствами.» Митр. Макарий упоминает наставление ангела преп. Макарию Александрийскому , по поводу образности сказаний о мытарствах: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных.» Мытарства следует понимать в смысле духовном, под человекообразными чертами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

" Не словом только, но и силою они засвидетельствовали о воскресении (...) И не просто силою но - велию силою. И хорошо сказал: благодать бе на всех, потому что благодать - в том, что никто не был беден, то есть, от великого усердия дающих никто не был в бедности. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не считали за свое. Они изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изобилии, притом делали это с великою честию. "/IX:113/ . И не только Златоуст -.другие святые отцы с восторгом и огромным энтузиазмом приветствуют жизнь в иерусалимской общине -.Василий Великий, Киприан Карфагенский, и еще многие. Причем приветствуют они именно тот коммунистический строй, который установили в общине апостолы, разумеется, понимая, что сделали эти верные ученики Спасителя во исполнение Его заветов. II. Попробуем еще раз вникнуть, что же произошло. Господь проповедует ученикам о Царстве Божием. И естественно, что ученики, исполнившись в Пятидесятнице Духа Свята, с великим энтузиазмом принялись воплощать то, о чем их учил Христос - принялись воплощать Царство Божие! Причем, воплощать, конечно же, как их учил Христос. И что же это означает? А то, что Царство, после того, когда оно сойдет на землю, будет характеризоваться двумя основными чертами - верой в Бога и общей собственностью как гарантом любви между людьми - именно это показали нам апостолы в своей великой попытке построить Царство! И заметим: Царство Божие именно на земле. Вот оказывается какие «хилиасты» эти апостолы! Как же так? - только что получили благодать Святого Духа и сразу же начали возводить вавилонскую башню. Стало быть, отнюдь не вавилонскую башню с намерением « сделать себе имя », а совершенно противоположное - построить общество, максимально приближенное к Царству Божиему, сколь это возможно на земле. А благодать только подтвердила правильность их решения. Иоанн Златоуст об этом приближении к Царству говорит так: «Это было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим»/IX:73/. Ведь место обитания ангелов - Царство Божие. А вот и прямое указание: " Итак, земля была уже небом, по (их) жизни "/IX:121/. То есть по их жизни на земле члены иерусалимской общины уже обитали в Царстве Небесном!

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Так о какой же церкви сказал Христос в Кесарии Филипповой: создам церковь мою и врата ада не одолеют ее? Он говорил о церкви не как об иерархическом институте или доктринальных представлений об истине, Он говорил о церкви, как о собрании преданных ему людей, среди которых найдутся и епископы в малом количестве и пресвитеры и диаконы. Трехчинное священство сохранится даже во дни антихриста, ибо Святое Причастие будет совершаться даже в самые тяжелые дни, о которых пророк Даниил предсказывал: наступят времена тяжкие, каких не было с тех пор, как существуют люди, но спасутся в то время немногие, найденные, записанные в Книгу Жизни. Сейчас, многие люди раздают религиозные книги, особенно те, кто переезжает в новые квартиры, они говорят: а вот смотри, сколько книг пыльных, надо в храм отнести, там наверняка найдутся те, которые будут все это читать. И вчера вечером ко мне приехал православный добрый христианин, отец трех детей, все православного исповедания, он привез две здоровенные сумки книг. Там Иоанн Златоуст , Блаженный Августин , житийная литература. Он говорит: мы с супругой все равно не читаем, а наши дети очень маленькие, отвезите в храм, раздайте кому это будет надо. Я подумал о его детях, а что если они доживут до тех времен, о которых пророк Амос говорил: наступит время не алкание пищи и не алкание воды, а время жажды о Слове Божием. Будут мужчины и девы, снедаемые жаждой, слыша словеса Господни. Люди будут ходить от моря и до моря, чтобы найти слова Господня и не найдут его. Один молодой семинарист приехал ко мне и похвастался, что в его электронной книге весь Златоуст, весь Василий Великий , все почти комментарии, которые выходили на русский язык и Библия аж в трех переводах, на что я ему сказал: кто-нибудь за границей вырубит какой-нибудь рубильник и ты останешься без всего этого. А книги (он сказал, что у него уже аллергия на книги) ты будешь ходить и искать. Церковь, верная Иисусу Христу, это всегда малое стадо, так было в ветхозаветные времена, так остается и в новозаветные времена.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

49 Там же. 50 здесь: в сущности. 51 Слово 5-е, гл. 6. 52 Беседа 7, гл. 7. 53 Collatio VII, caput XIII. 54 См. Слово о смерти. 55 Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые отцы. 56 Беседа XVI, гл. 8. 57 Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28:3; Лк. 24:4; Ин. 20:12; Деян. 1:10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 58 В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе IV беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, прп. Кассиан, прп. Макарий Египетский приписывали ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст полагали их «бестелесными и существами простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третией главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других. Отнюдь не в виде толкования, а как прямое предание Православной Церкви, излагает Дамаскин учение о ангелах в упомянутых книге и главе. «Бестелесным и невещественным, — говорит он, — называется ангел по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3184...

6. Почему говорят, что Господь кого любит, того и наказует?    Правда Божия требует, чтобы грешник был наказан за грехи свои. Если же нужно грешнику непременно быть наказанным, то лучше ему быть наказанным здесь и терпеть с благодарением временное наказание, нежели в будущем веке бесконечно мучиться. (Святитель Тихон Задонский) 7. Как вести себя при неприятностях?    Какая бы не постигла тебя скорбь, не обвиняй в этом никого, кроме себя, и говори: «Это случилось со мною за грехи мои». (Преподобный авва Ор)    Благодарение Богу за все! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда его произносить (особенно в скорбях) и научайте тому других. (Святитель Иоанн Златоуст) 8. Почему, когда человек заболеет, говорят, что его Господь посетил?    Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Потому вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит. (Преподобный Ефрем Сирин) 9. Для чего человеку посылаются болезни?    Болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. (Преподобный Иоанн Лествичник)    Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, очищались от страсти душевной. (Преподобный Иоанн Лествичник) 10. Одни говорят, что нужно лечиться у врачей, другие — что все в руках Божиих и к врачам ходить не нужно.    Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача... не отступаемся от упования на Бога. (Святитель Василий Великий) 11. Говорят, что болезни даются нам за грехи и потому переносить их нужно со смирением, но тогда позволительно ли просить у Господа выздоровления?    Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху. (Святитель Игнатий Брянчанинов)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4164...

«Апостол Андрей»  – ср. иконы из Владимира, из Троицкого собора, из Кирилло-Белозерского монастыря. Однако обнаруживаются и иные особенности апостольского чина, не находящие параллелей в русском искусстве О.В. . Это, прежде всего, необычное для русских икон XV в. строение доски, с так называемым двойным ковчегом (двумя углублениями вокруг средника). Отличается и древесина досок: это тяжёлое дерево, словно дуб, вместо более лёгкой липы или чуть более плотной сосны. Особенности досок наводят на мысль, что иконы были написаны не на Руси, а там, куда пригласили иконописцев, приготовив доски на месте и рассчитав их размеры в соответствии с местным храмом. Вне русской традиции стоит и иконографический состав ансамбля. Для русских иконостасов XV в. не характерны апостольские чины. Самые ранние среди сохранившихся русских иконостасных ярусов со Спасителем в центре относятся к концу XIV и началу XV вв. и состоят из фигур, принадлежащих к разным «чинам» святости: вслед за архангелами и апостолами это «отцы церкви» (т.е. церковные иерархи) – Василий Великий, Иоанн Златоуст и иногда другие, затем мученики (прежде всего св. Георгий и Димитрий Солунский), а иногда и преподобные монахи, и столпники. Такая композиция, принятая на Руси, с бóльшей полнотой передаёт образ моления всего человеческого рода перед Христом, чем апостольский чин, изображающий Христа с учениками. Между тем за пределами Руси, в других странах православного мира, апостольские чины в иконостасах являются типичными. Это и знаменитый Хиландарский чин XIV века, и многие другие. Эти чины – чаще поясные, но изредка встречаются и ростовые. Возможно, известная икона «Евангелист Матфей» из Охрида написана под впечатлением фигуры из такого чина. Таким образом, прибывшие в Молдавию русские мастера не воспроизвели русскую иконографию, а выполнили работу в духе заказанной им традиции, характерной для стран юго-восточной Европы византийской культурной ориентации. О.В. При этом ансамбль икон из Путны имеет некоторые отклонения от указанной традиции. В апостольских чинах византийского мира обычно все четыре евангелиста изображаются с книгами Евангелий. Между тем здесь, среди сохранившихся трёх фигур евангелистов с книгой, представлен только Иоанн Богослов, тогда как Матфей и Марк держат свитки. Если со свитком был и Лука, то получается, что в чине специально выделены только две фигуры, держащие кодексы с ярким красным обрезом: апостол Павел и евангелист Иоанн Богослов. Возможно, заказчики чина стремились по каким-то причинам специально подчеркнуть значимость этих образов.

http://bogoslov.ru/article/1504934

Господи, благослови. Пресвятая Богородице, спаси нас. Святый ангеле Божий, хранителю внука моего раба божьего Дениса, моли Бога о грешном рабе Денисе. Святые угодники Божии: Преподобный Сергий Радонежский, Святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Святой пророк Наум, Святые апостолы Петр и Павел, Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, Вселенские учителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Святитель Отче Николай Угодник, Святой и праведный Иоанн Кронштадтский, Бессребреники и чудотворцы Космо и Дамиан, Святой Спиридон, Святой Серафим Саровский, Святой Архангел Михаил, Святой Пателеймон Целитель, Святая мученица Александра, Святая мученица Анастасия, Святой Андрей, Святая мученица Ирина, Святая мученица Татиана, Святая блаженная Ксения Петербуржская, Святая Матронушка и все святые, молите Бога о о внуке моем рабе божьем Денисе, помогите сдать ему сессию, все экзамены, а завтра 21 января 2014 дипломатию и английский. Пусть преподаватели будут добры к нему и благосклонны, умягчи их сердца и пошли им, Господи, всего самого лучшего и доброго в их жизнях. Пусть ему попадутся вопросы, которые он знает уверенно, избавь его от волнения, всякого сомнения в своих силах и уныния. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй его, грешного раба Дениса, помоги сдать экзамены на отлично, не оставь его за грехи его , но молитвами Пречистыми Твоей Матери, святого ангела-хранителя его, святых угодников Твоих: Преподобного Сергия Радонежского, Святого Пророка Предтеча и Крестителя Господня Иоанна, Святого пророка Наума, Святых апостолов Петра и Павла, Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Святителя Отче Николая Угодника, Святого и праведного Иоанна Кронштадтского, Бессребреников и чудотворцев Космо и Дамиана, Святой мученицы Татианы, Святой блаженной Ксении Петербуржской, Святой Матронушки Московской, Святого Спиридона, Святого Михаила Архангела, Святого Серафима Саровского, Святого Пантелеймона Целителя, Святой мученицы Ирины,Святой мученицы Анастасии, Святого Андрея, Святой мученицы Александры и всех святых помилуй и помоги ему рабу божьему Денису. Впрочем, не моя воля пусть исполнится, Господи, но Твоя - и сдаст экзамен и получит отличную оценку!!! Устрой все сам в жизни р.б. Дениса, чтобы это было угодно Тебе и послужило бы на пользу ему и его Ближним " . Во имя Отца, и Сына и Святого Духа! Аминь, Аминь, Аминь

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Знаю, все вышесказанное звучит несколько высокомерно и порождает искренний вопрос: кто же тогда может спастись? Да и кого можно считать тогда православным? Но в свое оправдание хочу сказать следующее. Во-первых, не я утверждаю элитарность православного христианства – ее утверждает Сам Господь. Вспомним, что такой же вопрос ему задавали в Евангелии (Мф. 19, 16-26) и как Он на него ответил... Ну, а во-вторых, скажу честно: я еще никому в крещении не отказывал, да и не собираюсь отказывать. Мои размышления скорее о том, что священникам надо не заниматься профанацией проповеди, а говорить людям правду, пусть и суровую. Правду о том, что креститься при полном отсутствии желания узнать о вере и хотя бы постепенно присоединиться к церковной общине, по сути, бессмысленно, а иногда, наверное, даже кощунственно. Впрочем, будет справедливо упомянуть и о том, что мы, священники, далеко не всегда умеем сказать многие правильные вещи так, чтобы обращающийся понял, что им занимаются, его в конечном счете любят. Несомненно, апостолы так говорить умели. Но все же считаю, что некоторым современным родителям святые апостолы на основании вышесказанного настоятельно посоветовали бы повременить с принятием крещения... А вы как думаете? скрыть способы оплаты Комментарии Иоанн 27 декабря 2017, 19:29 " О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали святые отцы Церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов ... Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. " - из увещевания святителя Луки Войно-Ясенецкого. Иоанн 27 декабря 2017, 18:59 И ребенка, и взрослого стремитесь крестить полным погружением. Как правило, в любом городе есть храм с баптистерием. Либо нужно дождаться летнего времени и крестить в водоеме. Крещение обливанием допустимо лишь в крайних случаях - в случае смертельной опасности, или, например, при невозможности погружения, но если человек очень хочет присоединиться к Церкви - в тюрьме. При этом обливание должно касаться всего тела, а не только головы. При возможности крещенный обливанием может и должен креститься погружением. Это не будет " вторым крещением " . Можете почитать указы святителя Луки Войно-Ясенецкого.

http://pravoslavie.ru/89033.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010