В Символе веры , составленном на Никейском (325 года) и Константинопольском (381 года) Вселенских Соборах, мы «...Исповедуем ЕДИНО крещение во оставление грехов». Его преподает Православная Церковь всем приходящим в церковную ограду, даруя обетование вечной жизни и спасения. Утренние и вечерние молитвы Важной книгой в жизни православного христианина является Молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, «восставше от сна». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» ( Пс.50 ), исповедует православную веру, читая Символ веры . Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу Хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лукавому демону обладати мною насилъством смертного сего телесе». В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: «И от всех действ злых свободи мя». В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит Бога о помощи побороть «враги плотския и безплотныя» и молит: «всю сатанину детелъ отжени от Мене» ... «Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». К Ангелу Хранителю взывает христианин: «от всякого лукавствия противного ми врага избави мя». Предстоящий сон является напоминанием и размышлением о неминуемой предстоящей смерти: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся «о расточении злых духов»: «избави мя настоящего обстояния бесовскаго». Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории Церкви православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий , святитель Василий Великий , святой Антиох, святитель Иоанн Златоуст , преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин . Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Важной книгой в жизни православного христианина является молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, «восстаете от сна». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» ( Пс. 50 ), исповедует православную веру, читая Символ веры . Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу Хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе», В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: «И от всех действ злых свободи мя». В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит Бога о помощи побороть «враги плотския и безплотныя» и молит: «всю сатанину детель отжени от мене»... «Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». К Ангелу Хранителю взывает христианин:» и от всякого лукавствия противного ми врага избави мя», Предстоящий сон является напоминанием и размышлением о неминуемой смерти: «Не ужели мне одр сей гроб будет?» Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстояшую ночь, исповедуем свои грехи и молимся «о расточении злых духов»: «избави мя настоящего обстояния бесовского». Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий , святитель Василий Великий , святой Антиох, святитель Иоанн Златоуст , преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин . Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Важной книгой в жизни православного христианина является Молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, « воставше от сна ». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: « Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» ( Пс. 50 ), исповедует Православную веру, читая Символ веры . Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, « да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды »; обращается к Ангелу-Хранителю с молитвой о покровении: « Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе» . В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: « И от всех действ злых свободи мя» . В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: « Помилуй нас, Господи, помилуй нас» . Он просит Бога о помощи побороть « враги плотския и бесплотныя » и молит: « всю сатанину детель отжени от мене »… « Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи ». К Ангелу-Хранителю взывает христианин: « и от всякого лукавствия противнаго ми врага избави мя ». Предстоящий сон является элегическим напоминанием и размышлением о предстоящей смерти: « Неужели мне одр сей гроб будет? » Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся « о расточении злых духов »: « избави мя настоящего обстояния бесовскаго… ». Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий , святитель Василий Великий , святой Антиох, святитель Иоанн Златоуст , преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин . Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

http://sueverie.net/arximandrit-makarij-...

Иустин Философ   был дихотомистом и нет основания зачислять его в трихотомисты (с. 89). Христианский апологет II века  Татиан был дихотомист (с. 92). По  Афинагору Афинскому “человек состоит из тела с бессмертной душою” (с. 94). По св.  Мефодию Олимпийскому “человек создан из души и тела” (с. 128). Афанасий Великий († 373 г.) “относительно строения человека… определенно придерживался дихотомии” (с. 140). “Ясной дихотомии” на состав человека придерживался  Василий Великий († 379 г.) (с. 146). Дихотомизм во взгляде на человека – одно из самых частых построений в антропологии  Григория Богослова († 389 г.), по которому человек состоит из души и тела (с. 150). Иоанн Златоуст († 407 г.) “решительно встал на точку зрения двухчастного строения человека” (с. 167). Немезий Емесский , автор важнейшего антропологического трактата “О природе человека”, – дихотомист (с. 178). Диодор Тарсийский “является в учении о природе человека дихотомистом” (с. 186). Кирилл Александрийский († 444 г.) – дихотомист (с. 187). По  Леонтию Византийскому “душа и тело составляют одну природу человека” (с. 201). Анастасия Синаита († 686 г.), несмотря на богатый терминологический аппарат в подходе к человеку, можно отнести скорее к дихотомистам (с. 203). О  Макарий Великом : “Можно с большой долей уверенности говорить о дихотомизме св. Макария. Во многих местах своих творений, как в беседах, так и в поучениях, он настаивает на двухчастном строении человека” (с. 221). О  Симеоне Новом Богослове : “Много раз в своих творениях преп. Симеон подчеркивает двучастное строение человека” (с. 236). “Св.  Иоанн Дамаскин часто и совершенно определенно подчеркивает свой дихотомический взгляд на человека. Душа и тело – вот составные части нашей природы” (с. 239). По  Фотию патр. Константинопольскому († 891 г.) в человеческой ипостаси (личности) соединяются душа и тело (с. 247). И, наконец, и по  Григорию Паламе “человек двойствен по природе: один внешний, т. е. тело, и другой внутренний, т. е. душа” (с. 324). Таким образом, сделаем  обобщение  приведенного материала, по крайней мере 18 св. отцов и древнехристианских писателей являлись “твердыми” дихотомистами – в отличие от 3х “смешанных” авторов и одного единственного “твердого” трихотомиста, который оказался ересиархом. Картина, прямо скажем, впечатляющая и вполне однозначная: согласно материалу, изложенному самим Киприаном (Керном) , а его трудно заподозрить в слишком положительном отношении к дихотомии из-за его личной трихотомической позиции, подавляющее большинство св. отцов придерживались именно дихотомической точки зрения.

http://azbyka.ru/sv-otcy-o-sostave-chelo...

Напротив, чувствуя приближение своей полной гибели, язычество напрягало все свои силы, чтобы если не открыто, то тайно подрывать христианство, и так как массы народа еще коснели в языческом заблуждении, то усилия язычества не оставались безплодными. В народах происходило необычайное движение умов, так как они не могли уже не понимать светозарной истины христианства, но в то же время еще опутаны были сетями языческих обычаев и нравов, проникавших ядом суеверия, заблуждения и растления всю их жизнь. Пользуясь этим неопределившимся состоянием, многие лжеучители находили для себя восприимчивую почву среди народа и успешно сеяли семена ересей и заблуждений, которыя по временам гордо поднимали голову, угрожая самому существованию Христовой истины. Так одна из опаснейших ересей, именно арианская, одно время едва не заполонила весь восток и получила господство даже в самой столице его - Царьграде, так что православные имели себе убежище только в одной домовой церкви, а все другие храмы осквернялись богохульственными гимнами Ария. Но неложно обетование божественнаго Основателя и Главы Церкви, что " и врата ада не одолеют ея " . Когда буря еретическаго заблуждения достигла наивысшей силы и угрожала поглотить корабль Церкви, во главе ея явился целый ряд великих кормчих, которые, обладая необычайными дарованиями, мужественно провели вверенный им корабль среди всех подводных камней и яростных треволнений и навсегда укрепили его в тихой пристани на несокрушимом якоре истины православия. Среди таких кормчих особенно прославились четыре великих мужа, имена которых как светила блистают на страницах летописей святой Церкви. Это были святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, самыя названия которых навсегда сделались символом духовнаго величия. Каждый из них по силе своего высокаго дарования послужил святой Церкви и все они доселе чтутся как святые вселенские учители, озарившие вселенную светом своего православнаго учения. Но и среди них особенно дивен был по богатству и разнообразию своих духовных дарований святый Иоанн, учение котораго просвещало вселенную, вдохновенное слово жгло сердца людей, а жизнь, исполненная трудов и испытаний, сделалась неистощимым источником назидания и укрепления для всех воинов Христовых, подвизающихся на поле духовной брани против мрачных сил злобы, тьмы и заблуждения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

О молитве в широком смысле говорят и святые отцы. Так, святитель Василий Великий учит, что молитву «следует не в словах заключать, но поставлять ее силу более в душевном расположении и в добродетельных делах, непрерывно проходящих чрез всю жизнь. Таким образом человек может достигнуть того, что вся жизнь его окажется непрерывною и непрестанною молитвою» 39 . Точно так же имеет в виду молитву в широком смысле и святитель Иоанн Златоуст , когда говорит, что «можно, идучи на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему в рабочей храмине и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой, и входящему, и выходящему, можно, говорю, творить продолжительную и усердную молитву» 40 . «Непрестанно прибегай к Богу: стоишь ли ты, или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении», – призывают к постоянному сердечному памятованию Бога святые старцы Варсонофий Великий и Иоанн 41 . Таким образом, молитва , понимаемая в широком смысле, может совершаться в любое время и во всяком месте. Святые отцы убедительно доказывают, что молитва, понимаемая в смысле религиозно-нравственного настроения, сердечного и благоговейного памятования о Боге, надежды на Него во всех обстоятельствах жизни, может быть совершаема всегда и везде, что такого рода молитва вполне совместима с обычными делами и обязанностями, которые налагаются на человека его общественным положением 42 . Поэтому те люди, которые под предлогом молитв и псалмопения уклоняются от труда, не имеют оправдания 43 . Так понимает христианство молитву в узком и широком смысле. Нужно сказать (как было уже упомянуто в начале этой главы), что христианская молитва есть тайна, и потому данные определения не вполне отражают всей ее сущности. «Каким образом человек, терние, прикасается во время молитвы к Богу, огню поедающему, и не опаляется?» – спрашивает архимандрит Иринарх. «О! это тайна, – отвечает он же, – непостижимая и для умов ангельских, которые изумевают пред человеколюбием Божиим, зряще, как человек, облеченный плотию, дерзает мыслию своею возлетать на небо – к Престолу Божию и там открывать во уши Самого Господа чувствование своей души и делается вместе с ними участником славословия Господа» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Часть I. Домашнее благочестие Важной книгой в жизни православного христианина является Молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, “воставше от сна” . Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей” (Пс. 50), исповедует Православную веру, читая Символ веры. Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, “да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды” ; обращается к Ангелу-Хранителю с молитвой о покровении: “Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе” . В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: “И от всех действ злых свободи мя” . В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: “Помилуй нас, Господи, помилуй нас” . Он просит Бога о помощи побороть “враги плотския и бесплотныя” и молит: “всю сатанину детель отжени от мене” ... “Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи” . К Ангелу-Хранителю взывает христианин: “и от всякого лукавствия противнаго ми врага избави мя” . Предстоящий сон является элегическим напоминанием и размышлением о предстоящей смерти: “Неужели мне одр сей гроб будет?” Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся “о расточении злых духов”: “избави мя настоящего обстояния бесовскаго…” . Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий, святитель Василий Великий, святой Антиох, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин. Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2395...

Эти авторы этого заключения, они даже и не знают, что писал Амвросий Медиоланский , что писал Амфилохий Канийский, что писал Афанасий Великий , когда говорил: «Весь род человеческий искупил от смерти», что писал Василий Великий : «Пришел всех оправдать Своею кровью». Что писал Григорий Богослов , который употребляет даже термин «апокатастасис пантум». В комиссии апокатастасис оригеновский. Так святые отцы пишут об апокатастасисе, но только учение святых отцов совсем другое, чем Оригена . «Бог будет всяческая во всех», – пишет Григорий Богослов . «Во время восстановления всего, когда мы сделаемся всецело богоподобными», – пишет он о всех. Григорий Нисский пишет, один из (смотрите, сколько я Вам привожу): «По совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота». Не в духов превратятся, а «воссияет боговидная красота». Епифаний Кипрский пишет: «Он вывел всех и ад соделал пустым». Иоанн Златоуст что пишет: «Ад упразднися, умертвися и мертвый не един во гробе». Вот сейчас, на Пасху, послушайте «Пасхальное слово». Вы скажете – что это такое, пустые слова? Или это исповедание Церковью своей веры? Пасхальное! А преподобный что пишет? То же самое. Даже не упоминают никого. Посмотрите, Ефим Сирин пишет: «Во втором пришествии Христос совершенно упразднит ад», и Иоанн Лествичник пишет (уж все вы должны же знать, особенно монахи): «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, нет бо лицеприятия у Бога». Вы подумайте, что пишет. А Исаак Сирин ? «Он вновь восстановит нас из ада и падшего во ад восставит в славе. Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления». Это его знаменитые «Слова подвижнические». Кстати, я почему это подчеркиваю? «Слова подвижнические», на которых училось все монашество. Он там это пишет, а послушайте другое: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Бога, мирится Он с ними (грешными) здесь, с тем, чтоб безжалостно мучить их там, такой человек думает невыразимо богохульно о Боге». Вы подумайте, что такое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

4. Последуют сему и те, которые после сего сократили эту Литургию, как Василий Великий , так после него и Иоанн Златоуст . Первый, в том же месте (Литургии) и сам описывая то первое священнодействие, переданное Владыкой, так говорит: «Остави нам воспоминания спасительного Своего страдания сия, яже предложихом по Его заповедем: хотя бо изыти на вольную и приснопамятную, и животворящую смерть, в нощь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на святые Своя и пречистые руки, показав Тебе Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде святым Своим Учеником и Апостолом, рек: – Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. – Подобне и чашу от плода лозного прием, растворив благодарив, освятив, даде святым Своим Учеником и Апостолом, рек: – Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая, во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». – И немного далее: «Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы грешнии и недостойнии раби Твои, сподобльшиися служити святому Твоему жертвеннику, не ради правд наших, не бо сотворихом что благо на земли: но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси богато на ны, дерзающе приближаемся Святому Твоему жертвеннику: и предложше вместообразная святого Тела и Крове Христа Твоего, Тебе молимся, и Тебе призываем: Святе Святых, благоволением Твоея благости, приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащие Дары сия, и благословити я, и освятити, и показати – хлеб убо сей – Самое честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чашу же сию – самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излиянную аз мирский живот». Божественный же Златоуст, еще более кратко излагая это, говорить: «Господь пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святые Своя и пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим Учеником и Апостолом, рек: – Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. – Подобне и чашу по вечери глаголя: – Пиите от нее вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов». И немного далее так присовокупляет: «Приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащие Дары сия, – и сотвори убо хлеб сей – честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей – честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Ангелы добрые и злые Все Ангелы были сотворены Богом совершенными, и весьма многие из них остаются доселе верными Господу, но некоторая часть из них отпала от Бога чрез грех . Первые духи называются добрыми Ангелами, а вторые злыми. Об Ангеле хранителе Каждому христианину с самого крещения дается от Бога особый Ангел, который наставляет его и сохраняет его от зла и греха и потому называется Ангелом Хранителем. Как ветхозаветная, так и новозаветная церковь крепко и твердо сохранили сие учение. Товит, отпуская сына своего в путь, желает, чтобы Ангел сопутствовал ему ( Тов.5:17,22 ). Сказано, что Бог заповедал Ангелам Своим сохранять человека во всех путех его, да не когда преткнет о камень ногу свою ( Пс.90:11–12 ). В новом завете Сам Господь Иисус Христос говорит: блюдите да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца моего небеснаго ( Мф.18:10 ; сл. Евр.1:14 ). В Деяниях Апостольских писано, что верующие, собравшиеся в доме Марии, когда услышали от служанки об Ап. Петре, то сказали: Ангел его есть ( Деян.12:15 ). Св. Златоуст замечает при этом: «Отсюда истина, что у каждого из нас Ангел (Хранитель)» ( Иоанн Златоуст . Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 26). Св. Василий Великий пишет: «Что у каждого есть свой Ангел, как детоводитель и пастырь, управляющий жизнью его, против сего никто не будет спорить, если вспомнить слова Господа: не презрите единаго от малых сих» (ч. 3, стр. 131). «Впрочем хранитель с нами, пока не отгоняем его худыми делами; ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Ангела хранителя нашей жизни отгоняет многоплачевный и смердящий грех» (ч. 1, стр. 296). Новозаветная Церковь просит верующим у Бога для чад своих Ангела мирна, верного наставника и хранителя душ, и заповедует каждому христианину приносить молитвы Ангелу Хранителю. Падшие духи Злые духи сотворены были добрыми, но употребили во зло свою свободу, пали нераскаянно и сделались духами злобы и тьмы. Диавол не устоял в истине – говорит Иисус Христос ( Ин.8:44 ), некоторые из Ангелов не сохранили своего достоинства – говорит Апостол Иуда ( Иуд.1:6 ). Св. Григорий Богослов : «Денница по светлости, за превозношение стал тьмой с подчиненными ему Богоотступными силами, которые чрез удаление свое от добра стали виновниками зла и нас в оное вовлекают» ( Григорий Богослов , Слова. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010