После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, " что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий " . Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. " Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками " . Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт. Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами. В пустыни жили духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке. После 1917 года здесь была организована коммуна " Пчела " . Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.

http://sobory.ru/article/?object=01116

Появление среди нас маститого Владыки, впереди всех, с твердой решимостью шествовавшего в храм и ободрявшего нас примером и словом, давало нам силы и самим последовать за ним в церковь. Едва только мы переступили церковный порог, как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Тогда отворили все двери и устроили сквозняк, чтобы хоть сколько-нибудь очистить воздух. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших. Весь обширный собор был покрыт разными обломками. Везде валялась штукатурка, куски дерева, гвозди, куски лепных украшений, клочья материи.» От взрыва массивная северная дверь была буквально выперта наружу, а массивный подсвечник на 150 свечей — погнут и исковеркан. Сень, где помещался Чудотворный образ Божьей Матери, разрушилась и распалась на составные части. Ее стенки и колонки были сдвинуты с мест и сильно обожжены, а навес в виде полузонта в нескольких местах был пробит разлетавшимися осколками. Ведущие к иконе ступеньки также пострадали: нижняя каменная сильно повредила ограждающую возвышение чугунную решетку, а верхняя деревянная пролетела через весь храм и ударившись о противоположную, расположенную от сени в 17 шагах стену, отскочила от нее, повредив при этом висевшую на стене большую икону, и упала на середину храма рядом с архиерейским амвоном. 1-й части города Курска. При осмотре обнаружили остатки «адской» машины, представлявшей собой продолговатый белый металлический ящик с обрывками припаянных проводов и обломками часового механизма. По своим размерам этот ящик мог вместить больше фунта динамита. Весть о случившимся быстро распространилась по Курску. С рассвета у монастыря собрались тысячи человек, принявших участие в благодарственном молебне, отслуженном преосвященным епископом Курским Ювеналием. Несмотря на усердие следователей, установление участников этого злодеяния затянулось на несколько лет. Лишь осенью 1901 года были арестованы причастные к взрыву в Знаменском монастыре учащиеся Курского реального училища Анатолий Уфимцев (20 лет) и Леонид Кишкин (21 год), вольнонаемный писец Василий Каменев (22 года) и студент института инженеров путей сообщения Анатолий Лагутин (21 год).

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Церковь святого мученика Георгия в селе Епифанове в поместье Офонасия Суровцова. Дани два рубли, десятильничих и заезда семь алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Рожество Пречистые Богородицы в гольной слободе, в селе в Белавине. Дани рубль тритцать два алтына три деньги, десятильничих и заезда семь алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. (Л. 341 об.) Церковь Николы Чюдотворца в селе в Кишкине в поместье Григорья Доможирова. Дани рубль четырнатцать алтын три деньги, десятильничих и заезда пять алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Богоявление Христово в селе Давыдове в поместье Льва Плещеева да князя Василия Ромодановского с товарыщи. Дани три рубли семнатцать алтын, десятильничих и заезда десять алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Преображение Спасово на Прилуке. Дани рубль три алтына пять денег, десятильничих и заезда гривна. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. (Л. 342) Церковь Николы Чюдотворца в селе Болдыреве. Дани дватцать семь алтын две деньги, десятильничих и заезда гривна. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь святых мученик Флора и Лавра в гольной слободе в селе Олегкове. Дани рубль осьмнатцать алтын з деньгою, десятильничих и заезда пять алтын четыре деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Вознесение Христово в селе Вознесенском в поместье Тихона Матюнина. Дани пять алтын четыре деньги, десятильничих и заезда четыре деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. (Л. 342 об.) Церковь Еуфимия Суздальского на Избыльце в вотчине Спаса Еуфимиева монастыря в Мещерской в непашенной слободе. Дани дватцать четыре алтына две деньги, десятильничих и заезда гривна. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Успение Пречистые Богородицы Дудина монастыря на Оке реке, да в том же монастыре церковь Николы Чюдотворца, да за монастырем церковь Ильи пророка с пределом. Дани четыре рубли восмь алтын две деньги, десятильничих и заезда тринатцать алтын две деньги. И марта в 4 день те деньги взято. Платил того ж монастыря старец Тарасей Киевленин.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Леонид – Оптинский старец, иеромонах, скитоначальник. В схиме Лев. 1768 † 11 октября 1841. В мире Лев Данилович Наголкин. Родился в городе Карачеве Орловской губернии в купеческой семье. В юности занимался торговлей. В 1797 г. оставил мир и поступил первоначально в Оптину Пустынь при игумене Авраамии. Прожив там два года, перешел в Белобережскую пустынь Орловской епархии к старцу Василию (Кишкину). В 1801 г. пострижен им в монашество с именем Леонида, 22 декабря рукоположен в иеродиакона и 24 декабря – в иеромонаха. В 1804 г. определен настоятелем Белобережской пустыни, до занятия этой должности временно пребывал в Чолнском монастыре под руководством схимонаха Феодора. Находился также в духовном общении с игуменом Филаретом, будущим митрополитом Киевским. В 1808–1811 гг. жил в уединенной келлии в двух верстах от обители вместе со старцами Феодором и Клеопою. Там был келейно пострижен в схиму; 10 марта 1811 г. три подвижника переселились в Валаамский скит, где прожили около шести лет, окормляя братию и посетителей. Там они претерпели немало скорбей от настоятеля и духовного начальства, не понимавших сути старчества. 22 июня 1817 г. старцы перешли в Александро-Свирский монастырь, где о.Феодор почил о Господе в 1822 г. В 1828 г. О.Леонид полгода жил в Площанской пустыни. С 22 августа 1829 он вместе со своими учениками, в том числе о. Макарием, поселился в Оптинском скиту; ввел и упрочил в Оптиной старчество. 2 декабря 1836 г. утвержден духовником обители. Окормлял братию и паломников совместно с о. Макарием, духовником которого он был. К старцу Леониду приходили толпы людей, особенно из простонародья. Помимо того, он имел много духовных детей в различных мужских и женских монастырях – Тихоновой пустыни, Малоярославецком, Севском, Троицком, Беле веком монастырях, Борисовской Тихвинской пустыни. В обращении старец был прост, прям и резок, свою мудрость и прозорливость часто прикрывал шуткой. Простота его доходила иногда до полуюродства. Как и в Валаамском скиту, в Оптиной он перенес тяжелые испытания по наветам людей, настроенных против старчества: преосв. Калужский Николай (Соколов) запретил ему принимать мирян и носить схиму и переселил из скита в монастырь. Вместе со старцем скорби терпели и его духовные дочери в Белевском Крестовоздвиженском монастыре. Положение несколько улучшилось после посещения Оптиной митрополитом Киевским Филаретом. На кончину и погребение старца Леонида прибыл провидевший их духом юродивый Василий Петрович Брагузин. Погребен о.Леонид за алтарем Введенского собора. Господь сподобил его при жизни множества духовных даров: мудрого совета и духовного рассуждения, прозорливости, исцеления болезней. Особо имел дар открывать и напоминать забытые грехи и исцелять бесноватых. – 6, 17, 21, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 54, 63, 64, 68, 69, 70, 74, 85, 95, 96, 110, 116, 117, 142, 173, 174, 178, 186, 188, 192, 195, 201, 204, 205, 219, 259, 278, 289, 293, 303, 308, 309.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Образ пустынножителя иеродиакона Мелхиседека (1715–1840) возвращает нас к подвижникам из рославльских лесов. Он родился в городе Сумы (недалеко от Харькова) в семье богатого купца. В возрасте 25 лет по желанию отца он был помолвлен. Случайно Максим (мирское имя Мелхиседека) встретил старого монаха, который сказал, что ему не нужно жить в миру, а надо идти в монастырь. Он отправился на богомолье в Киево-Печерскую лавру да там и остался послушником. Потом он спасался в Софрониевой пустыни. Здесь Максиму пришлось пережить некоторые искушения от других иноков, и он ушел в Белобережскую пустынь, где принял постриг с именем Михаил. Через несколько лет он постригся в великую схиму с именем Мелхиседек и был рукоположен в иеродиакона. В это время (1800) в пустынь прибыл новый настоятель, старец Василий Кишкин, и Мелхиседек, который в ту пору был уже в преклонных летах, пребывал с ним в постоянном духовном общении. 50 лет провел Мелхиседек в Белобережской пустыни; ему было уже 95 лет, когда он вдруг (1810) по непонятным причинам, как пишет его биограф, решил идти в рославльские леса и поселиться там в лесной избушке. В ту пору в этих лесах подвизались и другие пустынники, например Исаия и Андрей. Старцу Мелхиседеку не было покоя от множества посетителей, поэтому он решил уйти в другие леса, в окрестностях города Мосальска (Калужской губернии), где 12 лет подвизался вместе с отцом Исаией. И снова к нему стали приходить люди, чтобы побеседовать с ним и получить утешение и совет. Когда Исаия скончался, Мелхиседек принял в ученики себе другого инока, Михаила, и вместе они решили вернуться в рославльские леса, где Мелхиседек провел вместе с учеником последние три года своей жизни. Преставился он 9 июля 1840 г. в возрасте 125 лет . В Гефсиманском скиту при Троице-Сергиевой лавре подвизались тоже несколько весьма почитаемых подвижников и старцев: подвижник Филипп, спасавшийся в пещерке, старцы Исидор, Александр, Григорий, Герман († 1918), Иларион . Особенно знаменит старец Варнава Меркулов (1831–1906).

http://sedmitza.ru/lib/text/436699/

Перевод монастырей Российской империи на штатное содержание от казны обернулся закрытием многих из них, создав в 1786 году угрозу и для Рыхловской обители. Но генерал-губернатор земель Украины, знаменитый полководец граф Петр Румянцев-Задунайский, написал императрице Екатерине II письмо с просьбой сохранить Рыхловский монастырь, церковь которого " есть одна из лучших здесь " и который " в пустой стороне большим украшением всегда служить будет " . Просьбу графа удовлетворили. В XIX веке архитектурный ансамбль обители дополняли новые постройки. Но главным для монастыря событием той эпохи стало введение в 1820 году нового устава. Составленный настоятелем архимандритом Мелхиседеком, он возродил здесь древние правила строгой монашеской жизни. В 1820-х гг. в обители временно проживал знаменитый подвижник иеромонах Василий (Кишкин) , почитаемый Церковью в лике святых. В 1826 - 1829 и 1832 - 1840 годах рыхловским иноком был Иоанникий (Голованицкий), будущий известный старец Глинской пустыни схиархимандрит Илиодор : первый раз – в должности казначея и сане иеродиакона , второй – в должности настоятеля и сане иеромонаха , а с 1835 года – в сане игумена . Однажды, когда обитель нуждалась в деньгах на закупку железа для строительных работ, преподобный Иоанникий, будучи настоятелем и усердно молясь святителю Николаю о помощи, обнаружил в монастырской кассе, которую всегда открывал и опечатывал только в присутствии казначея и ризничего, 3000 рублей вместо 300, положенных туда ранее. В 1-й половине 1890-х годов в монастыре подвизался будущий старец преподобный Лаврентий Черниговский , родившийся в 1868 году в селе Карильском в 19 км к юго-востоку от обители. Имея музыкальное дарование, Лука уже в отрочестве управлял хором в храме родного села, а в 23 года, оставив Карильское и став послушником Рыхловского монастыря, был назначен регентом братского хора. Слава о талантливом регенте дошла до епископа Черниговского Антония (Соколова) , который через 3 года подписал указ о переводе Луки в свою резиденцию – Свято-Троицкую Ильинскую обитель в Чернигове . Рыхловский монастырь благоговейно чтит память преподобного Лаврентия и хранит переписанные рукой подвижника ноты церковных песнопений.

http://drevo-info.ru/articles/13671254.h...

Святитель Тихон Задонский , наставляя старца Василия (Кишкина), настоятеля Белобережской пустыни, говорил: «Как со всею крепостью и усердием помолимся, леность сойдет, и сердце исполнится любовию Божественною». Любовь к Богу доказывается молитвенным обращением к Богу всей душой, поминанием имени Божиего всегда, исполнением заповедей Божиих. Возрождение любви смирением В жизни христианина наиболее важно обучение смирению. Если гордое человеческое сердце удалено от Господа и отступает от Него, то смиренное сердце приближено к Богу и людям любовью. Смиряться – значит возрождать свою душу для любви. Смирение есть преодоление личной гордости действиями в духе любви, хотя бы эти действия в момент их совершения совершались без ощущения сердечной любви. Например, прощение обид ближним изъявлением им покорности и стремлением примириться с ними вначале болезненно. У обиженного сильно болит сердце от гордости, так как он, примиряясь с обидчиком, всемерно стесняет свою воспаленную гордыню. Но когда он претерпит свою боль и переживет трудный момент примирения, тогда к нему внезапно приближается благодать вездесущего Духа Божия и насыщает его смиряющуюся душу благодатной силой любви. Оттого-то у примирившегося мгновенно исчезает боль обиды и сердце расширяется искренней любовью к обидчику. Подобное же значение восстановления любви имеют всякие иные понуждения смиряться пред другими во исполнение заповеди Господа Иисуса Христа. Господь сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т. е. отвергнись прежде всего любви к себе, своей гордыни) и возьми крест свой и, разумеется, путем смирения, следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее " 361 отвержением любви к себе и обретет ее – любящей Бога и ближних. Кто предупреждает приветствия других своим приветствием, выражает ко всем услужливость, почтительность, всех и всюду предпочитает себе, молчаливо терпит разные огорчения, и всемерно напрягается мысленно, и практически самоуничижается ради Христа, тот первое время переживает немало тяжелых и трудных для личной гордости минут. Но за безропотное и терпеливое исполнение заповеди Божией о смирении на него свыше изливается благодать Святого Духа, смягчает его сердце для искренней любви к Богу и людям и горькие переживания его сменяет на сладостные. Смирившийся начинает чувствовать в окружающих лицах родных во Христе и располагается к ним благожелательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Часовня находится близ деревни Турова во имя Св. Николая, построенная помещицею Варварою Кишкиною и крестьянином деревни Гобжиц Тимофеем Власовым в 1851 г. Часовня стоит в глубокой пещере (почему и называется „Пещерной " ) и окружена березами; под часовнею ключ чистой воды, а несколько дальше купальни с водою, которая считается целебною. По деревням есть несколько старых полуразвалившихся часовен. Попечительство открыто в 1881 году. Председателем его сперва был помещик Василий Александрович Вельяшев, по смерти его (20-го мая 1883 г.) председателем стал местный священник. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 9, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. 36). Смешино (то же) – церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, каменная, 1806 г., закрыта в 1940 г., действовала в 1942–1945 гг., сохранилась в предаварийном состоянии. В 1804 г. помещик с. Смешино подполковник Ефим Васильевич Елагин направил на имя митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия «покорнейшее прошение» разрешить ему построить на собственные средства на Смешинском погосте новую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы вместо обветшавшей к тому времени деревянной церкви. Чертежи каменной церкви, предусматривающие, «чтобы она могла быть теплой», утверждены Синодом в 1803 г. Просьбу Е.В. Елагина удовлетворили, и спустя два года рядом с деревянной Рождественской церковью в Смешине возник новый каменный храм. В храмозданной грамоте, выданной митрополитом Амвросием, сказано, что каменная Успенская церковь в выставке Смешино Лужского уезда Городенского погоста была построена в 1806 г. Успенская церковь – однопрестольная, строена из красного кирпича под штукатурку наружных и внутренних стен. Длина церкви вместе с колокольней – 10 сажен 2 аршина (около 24 м) при наибольшей ширине 3 сажен 2 аршин (около 8 м). Церковь увенчана скромной шатровой главкой, установленной на восьмигранной опоре по центру низкого купола, перекрывающего приземистый глухой (то есть без окон) барабан. Церковь построена в два света. Ее интерьер освещают девять больших с арочным верхом окон и два полуциркульных окна в плоскости фронтонов северного и южного фасадов.

http://sobory.ru/article/?object=01365

Отец Михаил писал: «Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Боголюбивейший Батюшка Отец Архимандрит! Благословите! В житии молдавского старца Паисия Величковского , издания Оптиной пустыни, Глинский игумен Филарет несправедливо показан учеником иеромонаха Василия Кишкина, что подтверждает посылаемое бандеролью «Жизнеописание Глинского возобновителя...» (стр. 10). При следующем издании книги о старце Паисии, благоволите приказать сделать соответствующее исправление. С почтением и благожеланием, просящий святых молитв Вашего Высокопреподобия, автор посылаемой книги инок Глинской пустыни Михаил Кузьмин. 14 июля 1905 г.» 905 . Будучи свидетелем многих чудес, происходивших от Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, о. Михаил записал многие из них. Его записи были использованы при составлении очерка явления иконы и описания чудес, от нее происшедших 906 . 24 августа 1906 года он был рукоположен во диакона, а 25 августа – во иерея; 3 июля 1907 года награжден набедренником. В монашество с именем Мартиниан о. Михаил был пострижен 11 февраля 1908 года. Через год по прошению из-за болезни он был пострижен в святую схиму с именем Максим; чредного священнослужения по слабости сил он уже не проходил 907 . Точная дата его кончины неизвестна. Последний раз иеросхимонах Максим упоминается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год 908 . Литература Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес от нее происшедших. Одесса, 1907. С. 27, 46–48. Архимандрит Паисий – настоятель Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской епархии. Астрахань, 1904. С. 8. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. III. Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа, Одесса, 1902. С. 91–92. Ивачев Ив. Глинская пустынь//Русский паломник. 1906. 10. С. 154. Архивные документы Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках указных и неуказных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней. 1892 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 109, л. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРПУХОВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Серпуховский Крестовоздвиженский храм. Фото 24 декабря 2013 г. Проезд до храма - с Курского вокзала до станции " Серпухов " , далее любым автобусом до остановки " Ул. Ситценабивная " . Церковь была построена на месте одного из первых каменных посадских храмов города - Георгиевского . В 1746 году " города Серпухова церкви великомученика Георгия вкладчик " артиллерийский кузнец Герасим Севастьянов подал в Московскую духовную консисторию прошение о своем желании выстроить на месте старой, сильно пострадавшей от пожара Георгиевской церкви новую в честь Воздвижения Честного Креста Господня с приделами апостолов Петра и Павла и великомученика Георгия . После осмотра старого храма управляющим Серпуховского духовного правления архимандритом Высоцкого монастыря Макарием и Успенским священником Василием Евтихиевым каменная церковь действительно была признана ветхой. Прихожане храма, среди которых были одни из богатейших жителей Серпухова - парусинные фабриканты братья Николай и Василий Кишкины собрали достаточно средств, чтобы построить огромный храм. Новая церковь была выстроена из кирпича. Вероятно по воле заказчиков храм был выстроен в стиле архаичном для XVIII столетия. В колокольне на ярусе звона разместились 11 колоколов. Самый большой из них, весом в 100 пудов, был отлит в Стокгольме в 1751 году . Прихрамовый участок был окружен оградой, выстроенной из того же кирпича что и церковь. В 1755 году строительство было закончено. Семья Кишкиных сделала в храм щедрый вклад церковной утварью. Дочерь Василия Кишкина Пелагея и его жена Акилина пожертвовали церковное облачение, а сам Василий Кишкин вложил в церковную ризницу серебряный ковш . Крестовоздвиженская церковь стала последним культовым сооружением, выстроенным в Серпухове в XVIII веке. В начале XIX века рядом с ней был возведён храм в честь Печерской иконы Божией Матери .

http://drevo-info.ru/articles/13674450.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010