545–546; Четвериков. Оптина пустынь. С. 44; Зверинский. 2. 1057, 1338. 1296 Яцимирский. Ук. соч. С. 546. 1297 Муравьев. Святая гора и Оптина пустынь. С. 136; Яцимирский. Ук. соч. С. 546; РБС. С. 106. У старца Филарета было четыре (известных нам) ученика: старец Макарий († 1864), Филарет, Арсений, настоятель Святогорского монастыря (Харьковской епархии), и Илиодор († 1879). Муравьев. Ук. соч. 1298 В начале XIX в. в этом монастыре сделано было много списков с аскетических творений; сочинения Нила Сорского и Паисия переписывались многократно, списки часто высылались в другие обители. Попов. Ук. соч. 1299 Яцимирский. Ук. соч. С. 546; Пимен. Ук. соч. С. 53. На первой неделе поста Феофан вовсе не вкушал пищи, только пил по две чашки воды в день. Филарет, митр. Письма к архимандриту Антонию. 2. С. 391. 1300 Попов. Ук. соч. С. 65; Никодим. Жизнеописания. Июль; РБС. С. 454. 1301 О старце Василии Кишкине существует множество не вполне достоверных сведений, которые характеризуют его как духовно одаренную личность. Многие старцы говорили о Василии с великим уважением. Некоторые подробности его биографии см. в: Иларион, инок. Житие иеродиакона Мелхиседека, в: Душеп. чт. 1889. 2. С. 184–201. Насколько мы знаем, его житию посвящено краткое сочинение, вышедшее в 1915/17 г., но оно мне недоступно. 1302 Пимен. Ук. соч. С. 295–300, 310; старец Адриан написал много сочинений аскетического содержания, которые составляют 2 т. по 600 страниц (см. библиографию). 1303 Пимен. Ук. соч. С. 53; Четвериков. Ук. соч. С. 31; Герасим. Краткий очерк (1865). С. 1–10; Муравьев. Ук. соч. С. 135–139; Арсеньев. Ук. соч., в: Der christliche Osten. S. 197. 1304 Митрополиту Гавриилу Петрову (18 мая 1730–26 января 1801) и его деятельности посвящена фундаментальная работа: Титлинов Б. Гавриил Петров (1916), в которой содержится и общая история Русской Церкви эпохи Екатерины II; а также: Макарий, архим. Сказание о жизни и трудах преосв. Гавриила, митрополита Новгородского и Петербургского (1857), не утратившее своего значения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

С нач. XIX в. происходило духовное и экономическое возрождение Б. п., связанное с деятельностью еп. Орловского Досифея (Ильина), старцев Василия (Кишкина) , схим. Феодора, Арсения, иером. Клеопы II († 1817), Мелхиседека, Моисея и др. В янв. 1800 г. настоятелем Б. п. был назначен иером. Василий (Кишкин), прежде подвизавшийся на Афоне, в Нямецком мон-ре , а к моменту назначения - в Коренной Рождества Богородицы муж. пуст. Он ввел в Б. п. афонский общежительный устав, также составил уставы для Кременецкого мон-ря на Дону, Борисовского Тихвинского жен. мон-ря Курской епархии и Медведицкого жен. мон-ря на Дону. Трудами иером. Василия в Б. п. возродилось старчество , его учениками и ближайшими последователями были схим. Афанасий (Захаров) , прп. Тихон Белобережский ( ок. 1844), прп. Лев (Наголкин) , иером. Макарий ( 24.10. 1839), мон. Арсений ( 7.02.1844), монахи Анастасий, Израиль, Иннокентий и Павел, подвизавшиеся впосл. в Задонском мон-ре. Постриженики Б. п. стали настоятелями мн. обителей: архим. Радовицкого мон-ря Рязанской губ. Серафим, строители Площанской пуст. Виталий, Каллист, Павел и Маркеллин, строитель Никандровой Благовещения Пресв. Богородицы пуст. Мардарий, игум. Одрина мон-ря Серапион, строитель Югской Дорофеевой пуст. Варфоломей, игум. Ордынской пуст. Смоленской губ. прп. Палладий (Коровин) , игум. Рыхловского мон-ря Черниговской губ. Мелхиседек (Сокольников) , игум. Данковского мон-ря Рязанской губ. Досифей, игум. Глинской пуст. Филарет и мн. др. Все они приносили духовное устроение Б. п. в управляемые ими обители. Выходцами из Б. п. в XIX в. была устроена Белобережская келлия мон-ря Ватопед на Афоне, первым игуменом к-рой был избран из среды белобережских насельников иером. Варсонофий (Вавилов). Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в. Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в. 8 июля 1804 г. указом имп. Александра I Б. п. была включена в состав мон-рей Орловской и Севской епархии. В сент. 1804 г. о. Василий подал еп. Досифею (Ильину) прошение об увольнении от настоятельства «за слабостью здоровья» с рекомендацией назначить на эту должность иером.

http://pravenc.ru/text/77920.html

молдаво-влахийских иноков. Старец Василий жил в скиту Пояна-Мэрулуй, или Мерлорполянах («Яблоневая поляна»), в Валахии. Сам отец Василий (Кишкин) на протяжении 10 лет пребывал в Глинской пустыни, подвизался в устроении обители и братии, непрестанно простирал свои моления к Владычице, прося послать в настоятели того, кого Сама благоволит избрать, Которая, услышав «моление раба своего, послала им в настоятели старца из Софрониевой пустыни о. Филарета, мужа достойного и по жизни опытного». Назовем наиболее известных подвижников этой линии: монах- старец Феодот ( 1890), прозорливец; Макарий ( 1864), иеросхимонах, прозорливый старец, достигший высокого духовного совершенства; Мартирий ( 1865), великий постник, по неделе не вкушавший пищи и любивший уединение и безмолвие; схимонах Квфимий ( 1866), келейник отца Филарета; Пантелеймон ( 1831). Из отдельных лиц, не принадлежащих к братии Глинской пустыни, но пользовавшихся ее духовным руководством, нам известны: Филарета – игумения уфимского Благовещенского монастыря, ученица Филарета Глинского ; Макарий, архимандрит Алтайской миссии, впоследствии настоятель Волховского Троицкого монастыря, переводчик Библии , прозорливец; Феодосий, духовник Святогорской пустыни Харьковской епархии, ученик отца Филарета; иеросхимонах Иоанн, затворник Святогорской пустыни, ученик отца Филарета; Иоанникий, духовник Святогорской пустыни, целитель бесноватых; архимандрит Паисий, настоятель Высокогорской Николаевской пустыни, ученик отца Филарета, которому преподобный Серафим Саровский за 24 года до назначения предсказал начальствование над иноками; Макария, прозорливая схимонахиня Гамалеевского монастыря Черниговской епархии, духовная дочь старца Глинской пустыни Анатолия; Клеопатра, неумения Севского монастыря, старец Глинской пустыни Анатолий благословил се идти в монастырь и предсказал ей, что она будет игуменией. В настоящее время уже канонизованы духовные чада и воспитанники преподобного Филарета Глинского – преподобные отцы Святогорские: 1 . Преподобный Арсений, архимандрит Святогорский ( 1859); 2 . Преподобный Герман, архимандрит Святогорский (1890); 3 . Преподобный Феодосий, иеромонах Святогорский ( 1850); 4 . Преподобный Киприан, иеромонах Святогорский ( 1874); 5 . Преподобный Иоанн, затворник Святогорский ( 24 августа 1867 года, также в составе Собора Курских святых). Они прославлены в составе Собора святых, «иже во Святых Горах на Донце просиявших», 12 июля 2008 года в Свято-Успенском соборе Святогорской лавры. Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, прославлен ранее, в 1995 году. Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст.ст.)/24 сентября (н.ст.). Также к лику святых был причислен преподобный Макарий Алтайский (Глухарев), который пребывал в Глинской пустыни под духовным руководством игумена Филарета с декабря 1825 года по июнь 1829 года. Его память было установлено совершать 18 (ст.ст.)/31 мая (н.ст.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иером. Василий (Кишкин). Портрет. Неизв. худож. 10-е гг. XIX в. 19 авг. 1800 г. по собственному прошению В. был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет В., обратилась к Орловскому еп. Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить В. настоятелем обители. 28 дек. 1800 г. еп. Досифей вызвал В. в Чёлнский мон-рь , на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время к-рой архиерей неожиданно для В. рукоположил его во иеромонаха. Впосл. В. редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. В. исходатайствовал для Белобережской обители офиц. открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во мн. юго-зап. рус. мон-рях, в т. ч. Кременецком , Усть-Медведицком , Борисовском . Бывш. насельники Белобережской пуст. стали настоятелями неск. обителей: архим. Мелхиседек (Сокольников) - московского Симонова Нового мон-ря , строители Серафим (Веденисов), Каллист (Кочетов), Павел (Крячков) и Маркеллин (Патрикеев) - Площанского мон-ря , игум. Серапион (Пирожков) - Одрина мон-ря . В 1804 г. В. по собственному прошению был уволен за штат, зачислен в братию Свенского мон-ря , жил в келье, в лесу, в течение нек-рого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими мон-рями. В 1811 г. В. посетил южнорус. мон-ри, в к-рых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, севском Св . Троицы , курском Св . Троицы , Площанском, задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском мон-рях, в Молченской пуст. Благодаря своим добродетелям милосердия, кротости, любви, а также духовной опытности В. сумел водворить мир и благочиние среди братии. С 1816 г. В. жил в Глинской пуст ., к-рая находилась в запустении. Попытки В. исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и мн.

http://pravenc.ru/text/150713.html

464 Устав или чиноположение относительно церковного богослужения и правил общежития монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 132. РГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 29. 468 Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот/Изд. Глинской пустыни. Одесса, 1909. Жизнь и подвиги старца Феодота/Сост. иеромон. Иассон. Курск, 1894. Глинский старец о. Феодот: (Память 16 июля)//Жизнеописания… подвижников… Июль. М., 1908. С. 201–220. Подвижники Глинской пустыни//Там же. Апрель. М., 1908. С. 9–12. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1–8. 40. С. 9–16. 41. С. 17–24; 1894. 4. С. 25–32. 5. С. 33–40. 6. С. 41–43. 470 Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1862. С. 29. 473 Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения в Белобережской обители. 2-е изд. Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904. С. 66. Подробное жизнеописание старца Василия см.: Иоанн (Маслов) , архимандрит. Глинский Патерик. Т. I. 482 Монах Досифей Глинский//Жизнеописания… подвижников… Ноябрь. М., 1910. С. 82. Жизнеописание игумена Филарета… С. 142. 483 Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря/Архим. Анатолий (Ключаров)//Курские епархиальные ведомости. 1882. 11. С. 563. 485 Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. СПб., 1865. То же. М., 1898. С. 164. 492 Иеромонах Феодосий, первый духовник возобновленной Святогорской пустыни//Жизнеописания… подвижников… Т. доп. Ч. I. Кн. 2. Июль-декабрь. М., 1912. С. 319. 496 Сведение об обители 1839. Дело архива 255 и § 1 рукописного описания Глинской пустыни 1829 г. Цит. по кн.: Жизнеописание игумена Филарета… С. 106. 503 РГИА, ф. 796, оп. 117, д. 1597. Монах Пафнутий (в миру Петр Дурнев), мещанин г. Курска, родился в 1788 году. В 1810 г. он поступил в Валаамский монастырь, с 1822 года подвизался в Казанском архиерейском доме, где в 1823 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

иеродиакон Иоанникий после колебаний решился оставить Глинскую пустынь. 29 сентября того же года он переместился в Рыхловский Николаевский монастырь (Черниг. губ.), которым тогда управлял постриженец Глинской пустыни, настоятель иеромонах Анастасий, ученик прежде упомянутого старца Василия, прозываемого Кишкин. Настоятель Анастасий еще в Глинской пустыни знал о прекрасных качествах и способностях иеродиакона Иоанникия, и был олень рад его перемещению. Желая иметь его своим помощником, он просил епархиальное начальство утвердить Иоанникия, как достойнейшего, в должности казначея. Около трех лет Иоанникий с пользою для обители и благополучно для себя пробыл в должности казначея. Но затем начался тяжкий период в его жизни: он должен был проходить горнило искушений, какие проходят только избранные последователи Спасителя нашего. Настоятель Анастасий, по рассказам старца Илиодора, был прежде прекрасного образа жизни. Он очень любил и уважал старца Василия, и даже упросил его переместиться в управляемый им Рыхловский монастырь, чтобы руководиться его советами и примерною жизнию. Но затем Анастасий изменился в своей жизни. Он подпал влиянию одной особы женского пола, вкравшейся в его доверие, и настолько, что в монастыре все делалось по ее желанию; даже и в келии настоятеля распоряжалась она, как полновластная хозяйка. Братия возмущались этим обстоятельством, а тем более это неприятно было целомудренному Иоанникию. Старец Василий, видя печальный поворот в жизни своего ученика, глубоко скорбел о нем и пытался его исправить своими замечаниями. Настоятелю это очень не нравилось, и старец Василий стал теперь для него тягостью. Вместо того, чтобы принять к сердцу вразумления старца, настоятель стал его ненавидеть и, по советам прежде упомянутой особы, изгнал его из своего монастыря 9 . Так иногда сбывается изречение народной мудрости: „где диавол не успеет сам собою, там у потребляет женщину, как орудие.“ Избавившись от замечаний старца Василия, этого строгого и дивного подвижника, настоятель хотел освободиться и от своего казначея, как человека без сомнения несочувствующего образу его жизни; да и, вообще говоря, порок всегда ненавидит добродетель, как своего обличителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К нач. XIX в. Б. м. пришел в упадок, жизнь мон-ря не соответствовала уставу основателя: с увеличением числа сестер был нарушен завет об общей трапезе, монахини содержали на своем иждивении послушниц-трудниц и др. Попытки игум. Афанасии (Котельниковой; 1801-1813) возобновить исполнение «Артикула» натолкнулись на сопротивление сестер и были безрезультатны. Ок. 1812 г. Б. м. посетил старец Василий (Кишкин) , в 1815 г. он направил в обитель своих духовных дочерей, к-рые убедили игум. Августу (1814-1822) и др. сестер ввести устав «пустынных обителей». 16 нояб. 1821 г. Курский еп. Евгений (Казанцев) по прошению игум. Августы утвердил в Б. м. устав Глинской пустыни , приспособленный для борисовских сестер учеником старца Василия прп. Филаретом (Данилевским) . Эта мера способствовала внутреннему и внешнему процветанию обители. Иером. Василий называл Б. м. «вторым небом», Киевский митр. Филарет (Амфитеатров) говорил, что «монастырь сей основан на камени». К сер. XIX в. в Б. м. жили ок. 350 насельниц, действовали 3 храма: холодная Тихвинская ц. (построена в 1822-1826 на месте одноименной), теплая каменная Преображенская ц. (построена в 1831-1834, в 1846 расширена, в 1848 в ней был устроен придел во имя святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста), храм во имя свт. Николая на 2-м этаже больничного корпуса (освящен в 1856, перестроен в 1901-1903). В марте 1859 г. Преображенский храм, уже не вмещавший насельниц, был снесен, на его месте построен новый пятиглавый одноименный храм с колокольней (освящен в 1862). Иконы Спасителя и Божией Матери для Преображенского храма были написаны в Пантелеимоновом мон-ре на Афоне. К нач. XX в. в Б. м. также имелись дом настоятельницы, 7 келейных корпусов, 2 гостиницы, больница, 4 дома для священников, скотный двор. В первые годы существования мон-ря Б. П. Шереметев направил в Борисовку из С.-Петербурга живописца Игнатьева и др. мастеров для росписи храмов и обучения местных жителей основам иконописи, что привело к возникновению борисовской школы иконописи. В 1902 г. в Б. м. были открыты иконописная мастерская и школа с бесплатным 4-летним обучением. В 1909 г. в мон-ре при большом стечении паломников праздновался 200-летний юбилей Полтавской победы.

http://pravenc.ru/text/153179.html

В 1830 г. по причине распространена в столице холеры архимандрит Мельхиседек был духовно начальствующий над временной больницей в Таганской части, жертвовал имущество и утешал страдающих в болезни, посещая все холерные больницы. По закрытии больниц говорил утешительные речи для родственников умерших от холеры, безвозмездно записывая имена умерших в монастырский синодик для вечного помина. В 1831 г. Симонов монастырь и архимандрита Мельхиседека посещал Государь Император с наследником. В 1832 г. за ревностное попечение об отличном благоустройстве древней Симоновой обители по представлению Святейшего Синода был награжден орденом Равноапостольного князя Владимира 3-й степени. За 20-летнее управление Симоновым монастырем архимандрит Мельхиседек привел все монастырские строения в лучший вид, и соорудил новые обширные здания. В 1840 г. было закончено построение огромной пятиэтажной колокольни 198 . Схииеродиакон Мельхиседек, в святом крещении Максим, был пострижен в мантию в Белобережской пустыни и наречен именем Мельхиседек. В 1800 г. настоятелем Белобережской пустыни стал иеромонах Василий Кишкин, старец духовной жизни, подвизавшийся одно время на Афонской горе. Старец Василий сблизился с о. Мельхиседеком, и у них тесным союзом завязалась духовная дружба 199 . В 1810 г. исполняется 50 лет пребывания о. Мельхиседека в Белобережской пустыни, ему же самому уже тогда было 95 лет. В это время он подвергается гонению и уходит в пустынные леса Смоленской губернии. Там о. Мельхиседек обустраивает себе келью, и проводит свою жизнь в трудах, чтении, посте и молитве, в крайней нищете и нужде. Позже он переходит в леса Калужской губернии, а в 1837 г. в Брянские леса. За три года до своей кончины о. Мельхиседек заготовил себе гроб из цельного дуба, и скрыл его в тайном месте, где молился. Упокоился старец Мельхиседек в 1840 г., прожив 125 лет земной жизни. 3.7 Игумен Филарет Глинский Учеником старца Василия Кишкина, и вместе с тем, учеником архимандрита Феодосия, был знаменитый подвижник Глинской пустыни игумен Филарет, от которого ведет свое начало Глинская линия русского подвижничества .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

В 1676 году стараниями Афанасия и Василия Владычкиных церковь была возобновлена на старом месте, где почти столетие находился лишь церковный погост. К 1720 году новая церковь встала на месте прежней, а к концу 1782 года была сооружена каменная церковь в духе Нарышкинского барокко. Адрес: 142205, Московская область, Серпуховский райн, поселок Авангард Телефон: +7 (977) 347-18-10 ; +7 (4967) 39-55-71 Электронная почта: serp.blagochinie@gmail.com Социальная сеть ВКонтакте: http://vk.com/hramvozdvighenskoe Подробнее... Крестовоздвиженский храм (Серпухов) [ править править код ] Крестовоздвиженский храм (Серпухов). Крестовоздвиженская церковь возведена в 1755 г. иждивением серпуховских купцов Николая и Василия Григорьевичей Кишкиных и их сестры Акилины. Она стоит на месте одного из первых каменных посадских храмов Серпухова, построенного в 1694 г. во имя святого великомученика Георгия и давшего название одной из трех главных улиц древнего Серпухова. Крестовоздвиженская церковь сложена из кирпича и представляет собой массивный двухстолпный четверик, перекрытый системой коробовых сводов с миниатюрными барабанами. Не имеющий трапезной храм был с четырех сторон окружен сводчатыми арочными галереями — папертями, скрывавшими низкий трехчастный алтарь. Адрес: Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Ситценабивная, д.15 Телефон : +7 (916) 774-97-94 Электронная почта: pavel310182@mail.ru Сайт: http://vozdv-serpukhov.cerkov.ru Подробнее... Надвратный храм-колокольня Распятского монастыря (Серпухов) [ править править код ] Надвратный храм-колокольня Распятского монастыря (Серпухов) в стиле барокко была вы - строена в сер. XVIII в. (ок. 1751 г., но не позже 1764 г.) на средства купцов Серебренниковых. Основание трехъярусного здания занимают Святые ворота с двумя ка - литками и «каменными палатками» над ними. Далее следует квадратный ярус с большой «кельей», несущий в свою очередь восьмигранный ярус звона, завершенный фигурным покрытием с барабаном, главкой и ажурным крестом. Композиционная основа сооружения близка московской Сухаревой башне. Архитектурный декор колокольни выполнен в духе времени: ярусы разделены карнизами-антаблементами, проемы окон декорированы скромными рамочными наличниками, грани четвериков и восьмерика имеют пилястры. Все эти детали как бы сглаживают внушительность и монументальность форм здания.

http://azbyka.ru/palomnik/Серпуховской_о...

Старец Леонид В миру он был Лев Наголкин и происходил из мещанской семьи; родился в 1768 г. Двадцати лет он поступил в обучение к одному купцу и в качестве его помощника объездил много городов и деревень центральной России. Это было время, когда мелкие предприятия росли и нередко приобретали значительную известность. Так же было и с тем предприятием, где работал Наголкин. Тем не менее через десять лет Наголкин оставил все и поступил в тогда мало известную Оптину пустынь Калужской губернии. Спустя два года он оставил Оптину и переселился в Белобережскую обитель Орловской губернии. Там был игуменом иеромонах Василий Кишкин, духовный воспитанник Афона и очень одаренный старец. В 1801 г. Лев Наголкин был пострижен в монахи с именем Леонид. Под духовным руководством старца Василия начал молодой монах свою аскетическую жизнь. Отец Леонид был сильным и здоровым человеком. Он охотно брал на себя самые тяжелые монастырские работы и был неутомим, работая каждый день, за исключением времени богослужений. Через пять лет старец Василий ушел на покой, и Леонид, теперь уже иеромонах, был избран братией в игумены. В этом высоком положении отец Леонид не переменил своей жизни. Перед избранием он короткое время находился под духовным руководством старца Феодора из Молдавии, который был учеником и другом старца Паисия, а жил в соседнем монастыре. Через него Леонид соприкоснулся со школой Паисия, и эта связь стала еще теснее, когда старец Феодор переселился в Белобережскую пустынь. Через четыре года старец Леонид отказался от игуменства и стал жить вместе со старцем Феодором и иеросхимонахом Клеопой в той же обители, в пустынной келье, в лесу. Так соединились трое лесных отшельников: Феодор, Клеопа и Леонид. Здесь Леонид принял схиму. Но недолго они могли наслаждаться одиночеством. Из лесной чащи до мира дошел слух о том, что тут живут отшельники, и к ним потянулся народ. Тогда отшельники покинули свою лесную хижину и пошли в Валаамский монастырь на Ладожском озере. Там Леонид с двумя старцами обитал в особом скиту. Ему было сорок лет, и он казался совершенно молодым рядом с дряхлыми старцами, между тем посетители обращались преимущественно к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010