Прп. Василий (Кишкин) Прп. Василий (Кишкин) Опытно познав на Св. Горе и в молдав. обителях школу старчества и аскетического делания под рук. прп. Паисия и его учеников, мн. рус. иноки в кон. XVIII в. вернулись в Россию и поселились в брянских и рославльских лесах. Среди них - насельник афонского Ильинского скита иером. Клеопа I, восстановивший основы старчества в Островской Введенской пуст., схим. Афанасий (Охлопов) , посланный прп. Паисием к С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) со слав. переводом «Добротолюбия», иером. Клеопа II, подвизавшийся в Белобережской пуст. и Валаамском мон-ре, прп. Феодор Нямецкий , прп. Феодосий (Маслов) , возобновивший по афонскому уставу Молченскую Софрониеву пуст. , а также наставники оптинских старцев прп. Льва (Наголкина) и прп. Макария (Иванова) - прп. Василий (Кишкин) и прп. Афанасий (Захаров) . В новосозданных и восстановленных обителях ученики прп. Паисия вводили афонский устав и возрождали традицию аскетического делания. К сер. XIX в. мон-ри, придерживавшиеся аскетической школы прп. Паисия (Величковского), располагались в 30 епархиях, в т. ч. Московской, Орловской, Калужской, Тульской, Новгородской. В XVIII в. продолжалась традиц. материальная помощь Российского гос-ва афонским мон-рям, ее размеры и сроки выплат были строго регламентированы по инициативе Петра I. 29 апр. 1725 г. имп. Екатериной I был издан указ, подписанный еще Петром (но не вступивший тогда в силу), согласно к-рому все просители пожертвований переводились из ведения Коллегии иностранных дел в ведение Синода. 27 окт. 1735 г. имп. Анна Иоанновна установила Палестинские штаты - фонд, из к-рого ежегодно вост. Патриархам и мон-рям, в т. ч. афонским, выплачивались пособия, представители Патриархов и обителей приезжали за пособиями в Россию раз в 5 лет. Указом Синода в 1742 г. была введена единообразная дача милостыни афонским мон-рям: Московская синодальная контора обязывалась выдавать Ватопедскому мон-рю 100 р. в год, Вел. Лавре, Хиландарскому, Зографскому, Григориату, Павловскому, Иверскому, Пантелеимонову мон-рям, Эсфигмену, Дионисиату и Филофею - по 35 р. в год. В XVIII в. из-за русско-тур. войн эти суммы поступали нерегулярно, в XIX в. деньги мон-рям выплачивались аккуратно, в т. ч. за прошедшие годы. Так, в 1837-1839 гг. Эсфигмену за 70 лет было выплачено 2100 р., Дионисиату за 5 лет - 150 р., Григориату и мон-рю Св. Павла за 20 лет - по 600 р., Хиландарскому мон-рю за 24 года - 720 р. и др. Кроме того, в XVII-XVIII вв. рус. цари посылали на А. «заздравные» и «заупокойные» милостыни.

http://pravenc.ru/text/77102.html

В 1820 г. он был поставлен благочинным над пятью монастырями (мужскими и женскими). Открыто было им Арзамасское приходское училище в 1822 г., и, будучи его смотрителем, ему это доставляло утешение. Заботился архимандрит Александр о благоустройстве обители, а также об удовлетворении и бедной братии, которой помогая и собственными деньгами. Обращался с подчиненными снисходительно, как чадолюбивый отец. Инокам он говорил следующие назидательные слова: «Келлия монашеская, это пещь Вавилонская. Для внимательнаго она очистительна и прохладительна, а не внимательному к себе мучительна и попалительна» 187 . Был очень сострадателен о. Александр к несчастным и бедным, он сам помогал им и других убеждал. Терпел о. Александр добровольную бедность и нищету, хотя и получал несколько жалований и имел благотворителей, – малую часть он расходовал на собственные нужды, остальное раздавал бедным и нуждающимся. Одежду носил старец самую простую, пищу употреблял простую и умеренную, какую готовили для братии, плоть свою умерщвлял постом. Несмотря на свое болезненное состояние, старец Александр прожил очень долго, и все потому, что в немощном его теле обитала здравая душа, воспринимавшая от Источника жизни божественную благодать. Эта благодать укрепляла немощного старца в его деятельности при очевидной слабости его телесных сил 188 . До последней минуты жизни о. Александр был в твердой памяти и имел спокойный радостный вид. Скончался он мирно и блаженно 29 апреля 1845 г. на 87 году своей высокой христианской жизни, погребен в Спасском монастыре г. Арзамаса. 3.6 Ученики старца Василия (Кишкина) Необходимо подробно рассказать об учениках выдающегося старца Василия Кишкина. Из его учеников известны: схимонах Леонид Оптинский, монах Арсений (Кириллов), схимонах Афанасий (Охлопов), схииеродиакон Мельхиседек, иеродиакон Анастасий, архимандрит Мельхиседек, Израиль, схимонах Макарий, настоятель Белобережской пустыни иеромонах Серафим (Веденисов), игумен Филарет Глинский . Мы уже упоминали двух учеников старца Василия Кишкина монахов Арсения и Израиля, которые вместе с ним отправились на Святую Афонскую Гору, и жили в Ильинском ските. О первом имеется гораздо больше сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

пришел в Оптину, в которой провел два года. Оттуда он перешел в Белобережскую пустынь (Орловской епархии), где настоятелем был старец Василий Кишкин, друг старца Паисия. Отец Василий постриг его в монахи с именем Леонид. Через старца Василия Кишкина Леонид познакомился с уставом и преданием Афонской горы, узнал о поучениях Паисия. Когда отец Василий оставил настоятельство, чтобы подвизаться в уединении, братия избрала своим настоятелем Леонида (1806). Леонид был также учеником старца Феодора († 1822), который в ту пору подвизался в Белобережской пустыни и тоже был одним из учеников Паисия. Через четыре года Леонид отказался от настоятельства и вместе со старцем Феодором снова ушел в леса, окружавшие пустынь. Здесь в совершенном уединении подвизался уже известный нам старец Клеопа. В лесах Леонид принял великую схиму. Но отшельничество этих подвижников продолжалось недолго, к ним стали приходить благочестивые люди, искавшие иноческого жития. Тогда они ушли в Валаамский монастырь, где подвизались в маленьком скиту. В это время отец Леонид начал старчествовать: людям, обращавшимся к нему, он помогал духовными советами. Ему было в ту пору около 40 лет. Старчество признавалось тогда не всеми монахами, с особым подозрением к нему относились начальствующие, которые видели в нем некое умаление своей чести и сана. Такого же рода сомнения, вероятно, разделял и настоятель Валаамского монастыря, ибо Феодор и Леонид (старец Клеопа скончался в 1817 г.) вынуждены были уйти с Валаама и переселиться в Александро-Свирский монастырь. В 1822 г. скончался старец Феодор. До 1829 г. Леонид спасался в этом монастыре, у него было много учеников, в том числе среди богомольцев-мирян, и слава о нем как о духоносном старце распространилась далеко за стенами монастыря. Старцы Паисий Величковский, Василий Кишкин, Клеопа и Феодор духовно окормляли почти исключительно монастырских насельников. Они принимали новоначальных в послушание, и главной их заботой было духовное воспитание иночества. Леонид завершает эту эпоху старчества и открывает новую.

http://sedmitza.ru/lib/text/436690/

В этом же письме он говорит: что «удалился из Сарова по недоведомым мне судьбам». Так или иначе, но нам известно, что познакомившись в Москве в 1808 году с учеником Афонского Старца Василия Кишкина, Казначеем Брянского Сретенского монастыря о.Серафимом, Тимофей, по его приглашению и по совету о. Александра Ново-Спасского, решился отправиться в Свенский монастырь. Брянский Свенский Успенский монастырь, Орловской епархии, приведенный в благоустроенное состояние трудами Игумена Амвросия II, скончавшегося в 1833 году, и Архимандрита Смарагда (1842–1859), до 1810-го года управлялся большею частью Префектами Орловской Духовной Семинарии, находившейся в г. Свенске, и особенным благоустройством не славился. Но Казначей, управлявший монастырем за отсутствием Настоятеля, о. Серафим был муж духовный. Внимательный ученик опытного во внутренней жизни Старца Василия Кишкина. Около о. Серафима собралось в Свенской обители еще несколько замечательных подвижников: Афонский пострижник схимник Аонисий, из сенатских секретарей, долго подвизавшийся на Св. Афонской горе и в Модавии в Обителя Архимандрита Паисия Величковского ; иеромонах Афанасий, бывший духовник Оптиной Пустыни; иеродиакон Анастасий, ученик Старца Василия Кишкина; монах Варфоломей из молдавского Нямецкого монастыря; о. Арсений пустынник, временно живший в Свенском монастыре, и другой схимник Афонасий Захаров, ученик и постриженник Архимандрита Паисия Величковского . Общество этих старцев вероятно и привлекло Тимофея в Свенский монастырь. Кроме того, вблизи от этой обителя, в Брянских и Рославльских лесах подвизались в то время многие пустынолюбивые иноки, и некоторые из них принадлежали к Свенскому братству. Так, упомянутый инок Арсений, то трудился в послушаниях в Свенской Обители, то удалялся на безмолвие в Рославльские пустынные леса. Такжеи иеромонах Афонасий, переведенный в Свенский монастырь из Белобережской пустыни в 1806-м году, весною 1807-го года ушел в Рославльский лес на всегдашнее пустыножительство, а для свободного проживания там получал впоследствии каждогодно билет от Свенского Настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скончался в 1860-м году в сане Игумена. Тимофей же в 1808 году отправился в Москву для перемены увольнительного свидетельства, оказавшегося недостаточным для форменного поступления в монастырь и потом уже не возвратился в Саров. Почему Тимофей не остался в Саровской Пустыни? Не знаем этого на верно, но думаем – потому, что познакомившись в ранней молодости с духовными лицами, проводившими уединенную жизнь, он стремился к такой жизни, предполагая, что в ней будет дальше от греха, как сам он выразился в письме своем к Старцу Саровской Пустыни Илариону. В этом же письме он говорит: «Удалился из Сарова по недоведомым мне судьбам». Так или иначе, но нам известно, что познакомившись в Москве в 1808 году с учеником Афонского Старца Василия Кишкина, Казначеем Брянского Свенского монастыря О. Серафимом, Тимофей, по его приглашению и по совету О. Александра Ново-Спасского, решился отправиться в Свенский монастырь. Брянский Свенский Успенский монастырь, Орловской епархии, приведенный в благоустроенное состояние трудами Игумена Амвросия II, скончавшегося в 1833 году, и Архимандрита Смарагда (1842–1859), до 1810-го года управлялся большею частью Префектами Орловской Духовной Семинарии, находившейся в г. Свенске, и особенным благоустройством не славился. Но Казначей, управлявший монастырем за отсутствием Настоятеля, О. Серафим был муж духовный, внимательный ученик опытного во внутренней жизни Старца Василия Кишкина. Около О. Серафима собралось в Свенской Обители еще нисколько замечательных подвижников: Афонский постриженик схимник Афанасий, из сенатских секретарей, долго подвизавшийся на Св. Афонской горе и в Молдавии, в Обители Архимандрита Паисия Величковского ; иеромонах Афанасий, бывший духовник Оптиной Пустыни; иеродиакон Анастасий, ученик Старца Василия Кишкина; монах Варфоломей из молдавского Нямецкого монастыря; О. Арсений пустынник, временно живший в Свенском монастыре, и другой схимник Афанасий Захаров, ученик и постриженик Архимандрита Паисия Величковского . Общество этих старцев вероятно и привлекло Тимофея в Свенский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Иеродиакон Анастасий был одним из первых учеников старца Василия и замечательный подвижник. Он жил сначала в Свенском монастыре, потом со старцем Василием перешел в Глинскую пустынь, где помогал ему в устроении обители 193 . После перешел в Рославльские леса, где пустынножительствовал, там и скончался 194 . О. Серафим, в миру Сергий Петрович Веденисов, в 16 летнем возрасте встретил в Москве иеромонаха Василия Кишкина, слова которого растопили в его сердце пламенную любовь к Богу. Он просил о. Василия взять его с собой в Коренскую обитель, и тот согласился. В этой обители Сергий 11 лет находился под руководством старца Василия и во всем подражал ему – был смирен, молчалив, послушлив, все делал только с благословения, и за это братия его любила 195 . В Коренской обители Сергий прошел все степени монастырских послушаний и приготовил себя к принятию монашеских обетов. Старец Василий постриг послушника Сергия с наречением имени Серафим. Через некоторое время Серафим был рукоположен в иеромонахи. В 1800 г. иеромонах Серафим со старцем Василием переселились в Белобережскую пустынь, а оттуда о. Серафим был переведен в Свенский монастырь, где был назначен казначеем. В 1810 г. о. Серафим был назначен настоятелем Белобережской пустыни, а в 1818 г. Владыка Гавриил просил перейти о. Серафима в Площанскую пустынь, которая пришла в расстройство. В Площанской обители о. Серафим начальствовал 8 лет и скончался в ней в 1826 г., погребен по левую сторону соборной церкви 196 . Архимандрит Мельхиседек, в миру Максим Сокольников, с юных лет посвятил свою жизнь иноческому житию, был учеником старца Василия Кишкина, а в 1807 г. стал настоятелем Белобережской пустыни 197 . В 1812 г. о. Мельхиседек был определен строителем в Петропавловскую пустынь, позже в произведен в архимандриты Рязанского Троицкого монастыря, а также сделан благочинным над восемью мужскими и женскими монастырями. В 1815 г. определен настоятелем Пустынно-Рыхловского монастыря Черниговской епархии. В 1821 г. назначен настоятелем Московского Симонова ставропигиального первоклассного монастыря. В 1826 г. удостоился Высочайшего благоволения Государыни Марии Феодоровны за устроение монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Кишка, Кишкин : Кишка, крестьянин, начало XV в., Переяславль; Кишкины, конец XV в., Новгород и Можайск; Василий Иванович Молчанов-Кишкин [см. Молчан], 1566 г., Можайск [см. Катуна] Кишкей Иван, крестьянин, 1628 г., Белев Кишмутин Иван, подьячий, 1615 (1638? – С. В.) г., Москва Кишутин Наум, крестьянин, 1501 г., Переяславль Кияс кн. Василий Дмитриевич Мещерский, 1512 г. Клавшев Севрюк Молчанов [см. Севрюк, Молчан], 1550 г., Тверь; Клавша Николай, ливонский посол во Псков, 1473 г. Кладов Алексей, стрелец, 1624 г., Тула Кладовщиков Игнатий, крестьянин, 1606 г., Арзамас Клевусов ( Клеусов ) Клевцов Яков Васильевич, 1596 г., Белев; Федор Клевцов, крестьянин, 1620 г., Важская область Клеев Роман Леонтьевич, 1545 г., Кашин Клемехин Богдан, крестьянин, 1585 г., Владимир Кленко , крестьянин, начало XVI в., Новгород Кленов Михаил, городовой приказчик, 1547 г., Коломна Кленя Степанович Алабин [см. Алабины], 1579 г., Ряжск Кленя – Клементий Клеопа, Клеопин : Михаил Васильевич Кутузов [см. Кутуз], первая половина XVI в.; Томило [см. Томило] Борисович Клеопин, 1596 г., Дмитров [см. Прибылой] Клепальницыны , новгородские бояре, выселенные в конце XV в. в Нижегородский уезд Клепиков Потап Павлович, 1506 г., Одоев [Ср. Кляпик] Клец Максим Андреев, холоп, 1545 г., Белоозеро Клешнин Петр Верига [см. Верига] Федоров сын Антоньева, 1559 г., Боровск Клещевник Нефед, крестьянин, 1610 г., Арзамас Кликунов Иван, посадский человек, 1620 г., Ржева Владимирова Климшины , торговые москвичи, конец XVI–XVII в. Климта – Клим Клиша, Клишко, Клишков : Клиша и Клишко, крестьяне, XV–XVI вв., Новгород; Карп Клишков, 1546 г., Кострома Клиша – Клим Клобук, Клобуковы : Федор Клобук Топорков [см. Топорков], середина XV в.; от него – Клобуковы [см. Сотенка] Ср. село Клобуково-Спасское на р. Воре Московского уезда Клобурников Винко [см. Винко] Гаврилович, конец XV в., Кашин [см. Поветко, Сытко] Кловыня Степан Ильич, боярин митрополита Алексея, середина XIV в. 47 Клок, Клоков : Иван Григорьевич Клок Сысоев, 1550 г.; Аверкий Клоков, княжеский приказчик, 1470 г., Кострома; Лев Михайлович Клок Крюков [см. Крюк], около 1580 г.; Клок Лупандин [см. Лупанда], вторая половина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   Житие старца Плошанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Кишкина Владимира Тимофеевича). Рукопись второй половины XIX b. 182 л.//ГБЛ, ф. 214. ОПТ-284. (Автор повести — монахиня Борисоглебского монастыря Ангелина).    Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись второй половины XIX b. 132 л.//ГБЛ, ф. 214. ОПТ—285. Об увеличении штата Глинской пустыни   По донесению Илиодора, епископа Курского о прибавлении к штатному числу монахов Глинской пустыни еще 10 человек//ЦГИА, ф. 796, оп. 115, д. 473. О введении в пустыни Афонского устава   По запросу департамента духовной канцелярии Святейшего Синода, последовавшему на прошение строителя Глинской пустыни о введении в пустыни порядков и устава Афонского Софрониевой пустыни. 1821 г.//ЦГИА, ф 796, оп. 102, д. 393. Письма об отводе земельных угодий для Глинской пустыни   Дело об отказе Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской губернии в отводе ей дополнительных земельных угодий из крестьянских наделов. 1836—1839 гг.//ЦГИА, ф. 383, оп. 30, д. 573.    Об отводе земель Глинской пустыни//ЦГИА, ф. 379, оп. 4, д. 1058.    Об отводе земель Глинской пустыни//ЦГИА, ф. 1263, оп. 1, д. 330.    Об укреплении за Глинской Богородицкой пустынью 2-х дворовых мест в г. Глухове, пожертвованных мещанином Моисеем Заводовским//ЦГИА, ф. 796, оп. 107, д. 325. О кончине игумена Филарета   По рапорту Илиодора, епископа Курского: О смерти настоятеля Глинской Богородицкой пустыни игумена Филарета. 1841 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 122, д. 825. Труды Глинского игумена Филарета (Данилевского)   Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936.    Устав Екатеринбургского Новотихвинского девичьего монастыря.    Устав Борисовской пустыни Курской епархии.    Устав Уфимского Благовещенского девичьего монастыря.    Поучение к новопостриженному монаху. СПб., 1824; ЦГИА, ф. 796, оп. 104, д. 1000; До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. Почаев, 1910. С. 5—32; То же. 3-е изд. (переиздание со 2-го изд. — Примеч. издат.) Глинской пустыни в перев. со славянского языка. Курск, 1911. С. 7—32.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

В 1800 году семья Путиловых вынуждена была перебраться на жительство в город Углич, а 18-летний Тимофей с братом Ионою был определен в Москву, к откупщику Карпышеву, державшему торговлю. В свободное от трудов время они читали духовные книги и общались с духовными людьми. Здесь юноши познакомились со старицей Иоанновского монастыря Досифеей, которая направила их для духовного окормле¬ния в Московский Новоспасский монастырь к иеромонахам Александру и Филарету. Эти старцы находились в свое время в духовном общении с преподобным Паисием (Величковским). По совету отца Александра в 1805 году оба брата поступили в Саровскую пустынь. Там они трудились на разных послушаниях (в кухне, в трапезной) и пользовались духовными наставлениями саровских старцев-подвижников. В частности, Тимофею был поручен уход за больным строителем обители иеромонахом Исаией (Зубковым) — духовным отцом и собеседником преподобного Серафима Саровского. Брат Тимофея Иона (в монашестве Исаия) так и остался в Саровском монастыре и позже, в 1842 году, стал его настоятелем. В 1808 году, снова попав в Москву, Тимофей познакомился с казначеем Брянского Свенского Успенского монастыря отцом Серафимом, учеником старца Василия (Кишкина). Последний жил некоторое время на Афоне и в Молдавии, затем странствовал по русским обителям. По приглашению отца Серафима и по совету старца Новоспасского монастыря отца Александра в 1809 году Тимофей Путилов поступил послушником в Свенский монастырь, где в то время собрались замечательные подвижники: иеродиакон Анастасий, ученик старца Василия (Кишкина); монах Варфоломей из молдавского Нямецкого монастыря; схимонах Афанасий (Захаров), ученик и постриженик преподобного Паисия (Величковского). Кроме того, вблизи Свенского монастыря, в брянских и рославльских лесах, подвизались многие пустынножители. В Брянском Свенском монастыре Тимофей проходил послушание пономарское, затем был письмоводителем. В 1810 году он поехал в Москву за новым увольнительным свидетельством, но в Свенский монастырь уже не вернулся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

В 2001 году над строящимися святыми вратами была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) - последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века, до этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, выстроены две угловые башенки с восточными вратами. В апреле 2002 года произошло поднятие из-под спуда мощей старца XIX века иеромонаха Василия (Кишкина). Святыни обители: Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери " Живоносный Источник " (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца иеромонаха Василия (Кишкина). Использованы материалы сайта www.ploschan.debryansk.ru Площанская Богородицкая пустынь, заштатная, в Севском уезде, на берегу озера Площанского, в 12 верстах от села Брасова. Существовала в XVI веке; разорена была литовцами; возобновлена около 1620 году иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находятся: чудотворная Казанская икона Божией Матери, пожалованная Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона святителя Николая, обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Федоровичем. Чудотворная Казанская икона носится из монастыря для поклонения в селе Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Возрождение и дальнейшее благосостояние Площанской обители связано с историей царствования династии Романовых — благотворителей пустыни и ее ближайших соседей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича Романова, приобретшего две усадьбы в селе Брасове и на хуторе Локоть в Главном департаменте уделов. После смерти Великого князя Георгия Александровича в 1899 году имения перешли во владение Великого князя Михаила Александровича Романова (1878—1918). Богатые и развитые угодья Великого князя Михаила Александровича приносили ему в последние годы перед октябрьским переворотом более полутора миллионов рублей чистого дохода.

http://sobory.ru/article/?object=01116

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010