Рязань. Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богоявленский пятиглавый каменный храм, построен был в XVII веке. Из документов известно, что « в 1757 году, вместе с устройством монастырской ограды вход в церковь Богоявленскую был «закладен». В 1763 года церковь эта сгорела, но как видно не полностью, так как средства собирались только на иконостас, который был возобновлен в 1848 году иждивенцем рязанского купца Феодора Прокопьевича Филатова. В этой церкви и как считал С.Д.Яхонтов, сохранившим Московскую архитектуру, и колокольню с «слухами», в трапезной было два придела: Покрова Пресвятыя Богородицы и св. евангелиста Иоанна Богослова. Первый был устроен в 1647 году и 14 июля освящен преосвященным Моисеем. В Покровском приделе был произведен ремонт пола, а возобновлен придел был в 1848 году на средства купца И.В.Осьминина. Второй придел был устроен в 1779 году статским советником и кавалером М.К.Васильевым, и освящен преосвященным Симоном (Лаговым). В 1855 г. губернскому архитектору Воронихину было предложено осмотреть новый иконостас в приделе апостола и евангелиста Иоанно Богослова, устроенный на кошт (на средства) надворной советницы госпожи Почтеновой рязанским цеховым Василием Любомировым. Воронихин в своем рапорте указал, что хотя иконостас устроен с отступлением от утвержденного святителем Гавриилом (Городковым), архиепископом Рязанским планом, но «вся работа и устройство иконостаса достигает вполне благолепию храма и местности его». Говоря современным языком, иконостас был хорош, и отступления были сделаны по просьбе устроительницы иконостаса. Все было хорошо, только образ Марии Магдалины был сделан несоответственно условиям церковных изображений св. икон. К XX веку этот придел не сохранился. В 1888 г. Рязанские епархиальные ведомости в хронике сообщали об освящении возобновленного Богоявленского храма Спасского мужского монастыря. Это событие происходило 16 октября. Божественную литургию совершал высокопреосвященный Феоктист, архиепископ Рязанский и Зарайский и Феодосий – викарий, епископ Михайловский.

http://sobory.ru/article/?object=00869

Санкт-Петербург. Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове. Проект создан под влиянием  церкви Христа Спасителя в Борках (1889-1894; арх. Р.Р. Марфельд, утрачена). По образцу Гутуевской церкви построены: По незначительно переработанным проектам построены: Карта и ближайшие объекты Санкт-Петербург. Церковь во имя Богоявления Господня на Гутуевском острове. Чудесное спасение Императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом вызвало в стране строительство множества храмов, посвященных этому событию. Решили отметить это чудо и таможенники, биржевые артельщики и портовые чиновники, населявшие Гутуевский остров и устье Невы, куда после открытия Морского канала перенесли торговый порт. Вначале была задумана каменная часовня, но, поскольку приходская церковь стояла далеко, целесообразнее показалось выстроить большой деревянный храм. Гражданский инженер С.И. Андреев уже составил его проект, когда местный фабрикант И. А. Воронин пожертвовал 100 тыс. руб. на каменную постройку - деньги по тем временам немалые, оговорив размещение в ней семейной усыпальницы. Работу над проектом храма на 1400 человек поручили молодому архитектору Василию Косякову, который не только блестяще справился с задачей, но и выполнил ее чрезвычайно быстро - всего за месяц! Еще быстрее собрали пожертвования на постройку храма. Проект Гутуевской церкви явился ярким примером расцвета так называемого " русского стиля " храмовой архитектуры в конце XIX века. Многие считают Николая I духовным отцом этого направления, которое, опираясь на архитектурно-художественные традиции XVI - XVII веков, во второй половине прошлого века фактически было узаконено и государством, и церковью. В проекте В. Косякова были соблюдены все каноны планировки православного храма типа " корабль " : постройка вытянута с запада на восток и состоит последовательно из паперти, колокольни с притвором, трапезной, ядра храма, главного алтаря с примыкающей к апсиде с востока часовней и двумя симметрично расположенными с севера и юга приделами. Гражданский инженер В.А. Косяков и инженер Б. К. Правдзик, приняли за образец церковь, возводившуюся на ж/д станции Борки, неподалеку от Харькова, которая была заложена в 1889 году (автор проекта - академик архитектуры P.P. Марфельд). В 1897 году Богоявленский храм был вчерне готов. 29 апреля 1899 года митрополит Антоний вместе с отцом Иоанном Кронштадтским освятил главный придел, а 18 июля того же года был освящен левый придел преподобного Иоанна Постника в честь жертвователя, обещавшего также построить богадельню и приют. Правый придел храма был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00706

Скачать epub pdf Глава 1. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Митрополит Владимир является первомучеником в длинном ряду убиенных и замученных Российских православных архиереев. В то время когда убили в Киеве митрополита Владимира, в Москве проходил Священный Собор Всероссийской Православной Церкви. Весть о мученической кончине старейшего иерарха России глубоко взволновала всех членов Собора. И именно на день его смерти (25 января) Собор и установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников. Высокопреосвященный Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, до пострижения в монашество назывался Василием Никифоровичем Богоявленским. Он родился 1 января 1848 г. от благочестивых родителей в селе Малые Моршки Тамбовской губ., где отец его был священником и впоследствии был тоже зверски убит. Владыка митрополит получил образование в духовном училище и в духовной семинарии, и в 1874 г. окончил Киевскую духовную академию. Далее следует семилетняя педагогическая служба в качестве преподавателя в родной Тамбовской духовной семинарии. В 1882 г. будущий митрополит посвящает себя пастырскому служению в Козлове Тамбовской губернии, где молодой батюшка отец Василий явился ревностным проповедником и учителем народа. В 1886 г. Господь ниспослал первый тяжелый крест отцу Василию. Умирает его дорогая спутница жизни молодая жена, умирает вскоре и единственный малютка ребенок. Отец Василий тогда же удалился в обитель и принял монашество с именем Владимира, но не долго оставался отец Владимир в Козловском монастыре. Дальнейшее служение церкви отца Владимира быстро вело его по иерархической лестнице. В 1888 г. он был посвящен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1891 г. владыка получил назначение в Самарскую епархию. В то время Самарскую губернию постигло величайшее бедствие от неурожая и холерной эпидемии. Владыка Владимир в эти дни народного бедствия проявил себя великим героем духа, всецело отдавшись служению больным и заботам о голодающих и своим личным примером воодушевлял пастырей на самоотверженный подвиг страждущему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Смердомля. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1701. Ссылки:   Адрес: Вологодская обл., Чагодощенский р-н, с. Смердомля Координаты: 59.145529, 35.005913 Проезд:От трассы Вологда - Новая Ладога (А114) по указателю на Смердомский (асфальт) и далее (грейдер), за кладбищем налево до ручья. Весной ручей перейти не удалось, моста нет Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Смердомльский Богородицкий погост. Один из наиболее древних. Писцовая книга Бежецкой пятины, первой половины " письма князя Василия Андреевича Звенигородцкаго и подьячего Игнатья Сергеева 7090-7091 (158 -1583) года " упоминает в числе прочих " в Богородитцком погосте в Смердомле, во Владычинской волости, на реке на Смердомле " церковь Рождества Богородицы. Владычинская волость издревле принадлежала Новгородской архиепископии, а впоследствии митрополии. В той же волости находился и ближний Озеревский Егорьевский погост. Первоначальная деревянная церковь во имя Рождества Богородицы не сохранилась. Бичом деревянных построек были пожары и сырость. По всей видимости, она представляла собою простой клетской храм с двухскатной кровлей. Нам неизвестно о церковных шатровых постройках, шатры оставались венчающими лишь верхи колоколен. Начало строительства каменного храма, но уже в честь Богоявления, относится к 1700 году, окончание - к 1701 году. Храмоздателем выступал местный помещик Савва Иванович Палицын, потомок новгородского дворянина Ивана Богдановича Палицына, " за многую службу и за Московское осадное сидение " пожалованного царем Михаилом Федоровичем Романовым вотчиною Смердомльскою, грамотою на нее и гербом " . По формулярным ведомостям 1842 года храм являлся каменным. Главный престол его был посвящен Богоявлению, а престолы приделов - Рождеству Богородицы (в память древнего храма), Иоанну Предтече. Все они были холодными. Службы от Покрова до Пасхи совершались в четвертом, теплом приделе святителя Николая. Над сооружением Богоявленского храма деятельно трудились местные прихожане.

http://sobory.ru/article/?object=06404

Столобный, остров (озеро Селигер). Нило-Столобенская пустынь. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты В 1821 году было начато строительство нового Богоявленского собора по проекту И.И. Шарлеманя, закончившееся вчерне к 1833 году. Собирая документы для реставрации Богоявленсого собора, М.Г. Карпова установила весьма любопытный факт. И.И. Шарлемань вначале предложил свой проект на конкурс для Исаакиевского собора, но его замысел не удовлетворил петербургские власти, и проект почти без всякого изменения осуществили в Ниловой пустыни. И.И. Шарлемань был только автором проекта, возводилось же здание под наблюдением каменных дел мастера А.Д. Боттани. Строительство велось очень интенсивно: в течение одного года старый собор сломали и заложили фундаменты для нового, " чтоб скласть в оной пустыни по одобренному плану и фасаду Соборную каменную церковь с колокольнею... особым смотрением каменных дел мастера, в четыре, а по крайней мере в пять лет... " подрядились каменщики с артелями - Стрельцов Василий Семёнов из города Подольска и Малинин Агафон Косьмин, уроженец деревни Старково Судогдольского уезда Владимирской губернии. Окончательная отделка интерьера затянулась на долгие годы. По своей пышности он превосходил многие дворцовые и культовые позднеклассические сооружения столичной архитектуры. Над его убранством трудились не только осташковские, но и привлечённые из других мест мастера. Некоторые проекты по отделке интерьера выполнялись тверским губернским архитектором Иваном Фёдоровичем Львовым (1797 - после 1864 гг.). По своему типу Богоявленский собор близок к трёхнефным базиликальным постройкам, увенчан пятью куполами (шестой, надалтарный, купол - поздний), с запада в его объём вкомпонована четырёхярусная колокольня, а фасады украшают мощные шестиколонные тосканкие портики. Центральный высокий световой барабан оформлен полуколонками с ионическими капителями и опирается внутри на огромные пилоны сложной конфигурации. Остальные четыре барабана - низкие, глухие, почти без всякого декора и широко расставлены по углам.

http://sobory.ru/article/?object=05505

Утятское. Церковь Богоявления Господня. Богоявленский храм Карта и ближайшие объекты В Богоявленском храме в селе Утятском установлено 9 колоколов. Это один из самых красивых сельских храмов, построенных в XIX веке в Зауралье. Писатель Виктор Потанин, уроженец села Утятского, застал еще храм в первозданном виде. Он вспоминает: «Храм был светлым, теплым, он буквально притягивал к себе своей скромной красотой». В середине 60-х годов прошлого века купол храма и колокольню обмотали железными тросами, прицепили к гусеничным тракторам и варварски сорвали. Когда в 2001 году впервые состоялся крестный ход с чудотворной иконой святителя Николая от храма Георгия Победоносца до Утятского, мы увидели разоренное здание церкви, и только маленький куполок с крестом напоминал о том, что когда-то здесь был славный храм. За последние годы с Божией помощью и по молитвам людей в Утятском храме произошли добрые перемены. Установлены иконостасы всех трех приделов — Богоявленского, Успенского, Никольского. Много икон, в том числе старинных, чудом сохранившихся в годы лихолетья. Сияют чистотой белые стены, блестит церковная утварь. Одна лампадка совсем удивительная, старинная, в виде голубка, сейчас таких и не встретишь. Есть даже специальный маленький детский аналой, и ребятишки без помощи взрослых могут сами прикладываться к иконам. Из таких трогательных деталей складывается мир сельского храма, теплого, уютного, просторного для души. Вот уже семь лет настоятелем Богоявленского храма служит игумен Василий (Ожерельев). Батюшка рассказывает: «Много добрых перемен случилось после того, как вернулась чудотворная икона святителя Николая в родной храм. Все больше людей из разных мест приезжают поклониться Чудотворной. Немало есть свидетельств исцелений, помощи Николая Угодника. Мы даже специальную тетрадку завели, в которую заносятся эти свидетельства. Мы не замыкаем чудотворную икону в стенах храма — ведем ее к людям. Икона была явлена на многих православных выставках в Москве, Кургане, Саранске, Сургуте...С Божией помощью после выставки в Сургуте у нас появились благотворители, которые оказывают большую помощь в благоустроении храма. Этим летом установили красивую церковную ограду, которая преобразила околохрамовое пространство. Поставили звонницу, 9 колоколов, самый большой из них весом более тонны. Теперь колокольный звон слышен далеко окрест.

http://sobory.ru/article/?object=23198

Часть вторая. Новейший период Глава 1. Поместный собор русской православной церкви 1917–1918 гг. и восстановление патриаршества 1. Русская Церковь при Временном правительстве После отречения императора Николая II и образования Временного правительства 9 марта 1917 г. Святейший Синод обратился к всероссийской пастве с посланием: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». Чудесное явление иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенском под Москвой 2 марта, в день отречения императора, стало великим и знаменательным событием, свершившимся в эти трудные дни. Это явление любви Богородицы к русскому народу, вступающему на путь крестных испытаний, было и материнским утешением, и увещеванием, и призывом к молитвенному покаянию, к духовной собранности, к исповеднической верности Христу. Между тем в России начинался развал государства, фронт подступал к столице, на окраинах страны сепаратисты, не дожидаясь Учредительного собрания, в явочном порядке провозглашали автономии, парализовав деятельность правительственных служб и местных учреждений власти. Повсюду происходили самочинные экспроприации. Разлагающие веяния проникли и в церковную среду. Сразу же после Февраля возобновила свою деятельность образованная в 1905 г. «группа 32-х» священников, переименованная затем в «Союз церковного обновления»; по инициативе священников И. Егорова, Д. Попова, А. Введенского в Петрограде под председательством протоиерея Димитрия Попова был учрежден «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Действуя под покровительством Временного правительства, этот союз настаивал на скорейших преобразованиях церковного строя, которые должны были принять самый радикальный характер. Опасность раскола угрожала и с другой стороны: на окраинах бывшей империи – в Грузии и даже на Украине – вслед за политическими автономиями готовилась почва для провозглашения автокефалии. Уже в марте Святейший Синод по настоянию обер-прокурора В. Н. Львова, назначенного Временным правительством, уволил на покой петроградского митрополита Питирима (Окнова), престарелого московского святителя Макария (Невского) и архиепископа Тобольского Варнаву (Накропина), обвинив их в тесных отношениях с Распутиным. Вслед за этим по всей стране начались увольнения архиереев, либо под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, либо даже по юридически несостоятельному и не имеющему никакого канонического значения обвинению в поддержке старого режима. На покой были уволены архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский), Воронежский Тихон (Никаноров), Харьковский Антоний (Храповицкий) . Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был даже арестован и некоторое время содержался в заключении. Низвержение архипастырей и самоуправство в епархиях радовали обер-прокурора: «Я боюсь равнодушия, а всякий бунт приветствую; я исполняю волю народа, я гоню архиереев, ибо народ этого требует».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Юлия Балакшина Данная публикация продолжает материал Юлии Балакшиной о движении 32-х петербургских священников за церковное обновление в начале ХХ века. Константин Маркович Аггеев родился 28 мая 1868 года в с. Лутово Богородицкого уезда Тульской губ. в крестьянской семье. Благодаря своим способностям и помощи местного священника Константин был принят в духовное училище, открывавшее ему дорогу в семинарию. По окончании курса наук в Тульской Духовной семинарии в 1887 г. он в течение года исполнял должность надзирателя Ефремовского духовного училища, а затем для продолжения образования поступил в Киевскую духовную академию. Поскольку материальное благосостояние семьи к этому времени сильно ухудшилось из-за психического заболевания отца, Константин Маркович был принят в академию на содержание Богоявленского братства для вспомоществования нуждающимся студентам. Друзьями и товарищами Константина Аггеева со времен учебы в Тульской семинарии были Петр Кудрявцев, будущий профессор КДА по кафедре истории философии, первый председатель Киевского РФО, и Василий Георгиевский , впоследствии митрополит Евлогий, экзарх русских церквей в Западной Европе. Сохранились воспоминания П.П. Кудрявцева о детских и юношеских годах Константина Аггеева . Повествуя о первых шагах своего друга «на поприще самостоятельной общественной деятельности» в качестве смотрителя Ефремовского духовного училища, Кудрявцев вспоминал, что уже в это время «его натура, цельная и непосредственная, выразилась вся целиком». Основными чертами «натуры» Аггеева он считал: «цельность и непосредственность всех его действий», «органическую неспособность к деланному движению или изысканному слову, к позе и фразе», «доверие и ощущение своего внутреннего человека», «богатый запас внутренней энергии», которая искала реализации в деле, в игре, в борьбе. Летние месяцы, свободные от занятий в Академии, Константин Аггеев проводил в селе Великое Староселье в качестве репетитора сына свящ. Иоанна Чернявского. Летом 1892 года он сделал предложение младшей дочери о. Иоанна Марии Ивановне Чернявской, которая и стала его женой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Января 2,5 (7 февраля) Священноисповедники Петр (Розанов) и Павел (Любимов) Составитель священник Олег Митров Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 года в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 году он окончил курс Московской Духовной семинарии и 4 января 1888 года был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда. Незадолго до этого он женился на Анастасии Васильевне. У них в семье родилось девять детей: Сергей, Александр, Борис, Алексей, Василий, Иван, Мария, Анна, Евгения. Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское Духовное училище и Московскую Духовную семинарию. С 1902 по 1918 год отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках была тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковноприходской школе и своих детей. Отец Петр собрал замечательную библиотеку. С 1903 года отец Петр был духовником священнои церковнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 года. В 1905 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1909 году – скуфьею, в 1914 году – камилавкой, а в 1919 году – наперсным крестом. Вот как характеризовал в 1908 году служение отца Петра благочинный 5-го округа Подольского уезда протоиерей Николай Воскресенский в рапорте митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) : «…считаю заслуживающим награды священника Космодамиановской села Меткино церкви Петра Розанова. Он, Розанов, в бедном приходе, состоящем из 213 душ мужского пола, состоит священником уже 20 лет. По бедности прихода, до поступления священника Розанова в село Меткино, храм Божий находился в бедном, а не благолепном состоянии. С поступлением же Розанова, при его личном старании, храм стал приходить в более благолепный вид, именно: внутренние стены храма, вместо клеевой краски, окрашены масляною и украшены живописью. При его старании большой разбитый колокол в 120 пудов перелит в 150 пудов. Вокруг храма не имелось никакой ограды, при священнике же Розанове храм обнесен каменною, прочною оградою. Приход по своей бедности и нерадению не имел никакой школы для обучения детей, священник же открыл в селе сем церковноприходскую школу, сначала в крестьянской избе, а потом изыскал средства на устройство прекрасного помещения для школы, в которой состоит заведующим и законоучителем. С 1903 года он, Розанов, состоит в благочинии духовником священнослужителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.И. Оловяшников Библиография (дополнительная) 839 Афанасьев В.И. Документальные материалы XVII в. о литейном производстве в России в «Основном собрании грамот»//Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. – Л., 1979. Бабин 1-й. О русских колоколах//«Горный журнал», 1861, 11. Благовещенская Л.Д. Звонница – музыкальный инструмент//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 28–38. Благовещенская Л.Д. Звуковые спектры московских колоколов//Памятники культуры. Новые открытия. 1977. – М., 1978. Благовещенская Л.Д. Колокола в Сибири//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 217–226. Благовещенская Л.Д. Колокольни с подбором колоколов и колокольный звон в России. Дисс. кан. искусствовед. – Л., 1989. Благовещенская Л.Д. Некоторые особенности специфики звучания и восприятия колокольного звона//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 29–37. Благовещенская Л.Д. Церковные колокола в академической инструментальной музыке//Вопросы инструментоведения. Вып. 3. – СПб., 1997. – С. 106–108. Богоявленский С.К. О Пушкарском приказе//Сборник статей в честь М.Ж Любавского. – Пг., 1917. Богусевич В.А. Литейный мастер Михаил Андреев//Новгородский исторический сборник. Вып. 2. – Л., 1937. Богусевич В.А. Псковские литейщики XVI–XVII в.//«Проблемы истории докапиталистических обществ». – Л., 1934, 9–10. Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. – М.: «Молодая гвардия», 1950. С. 138. Бондаренко А.Ф. Из истории колоколов Покровского собора (храма Василия Блаженного)//Колокола и колокольни. – М.: РГБ, 1994. С. 59. Бондаренко А.Ф. Колокола династии Моториных конца XVII в. в собрании колоколов Покровского собора//Труды ГИМ. Вып. 100. – М., 1998. – С. 185–192. Бондаренко А.Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. – М., 2002. Бондаренко А.Ф. Колокол как объект научного исследования//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXI веков. Труды ГИМ. Вып. 127. Бондаренко А.Ф. Московские колокола. XVII век. – М.: «Русская панорама», 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010