Закрыть itemscope itemtype="" > «Благовестите день от дне спасение Бога нашего» В воскресенье, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, исполнилось 55 лет служения Патриарха Кирилла в священном сане 08.04.2024 15 Время на чтение 6 минут Фото: patriarchia.ru В воскресенье, 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.ru. В этот день исполнилось 55 лет служения Его Святейшества в священном сане. Ровно 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, монах Кирилл (Гундяев), в то время учащийся Ленинградской духовной академии, был рукоположен во диаконы. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, и.о. ректора Сретенской духовной академии; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Елисей (Меняйлов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; столичное духовенство.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бюст Александра Невского установят в Касимове По одной из версий именно в этом городе скончался Святой князь 23.04.2021 1204 Время на чтение 3 минуты В город Касимов Рязанской области доставлен бюст святого благоверного князя Александра Невского. Предполагается, что 30 мая он будет установлен на площади, возле Георгиевской церкви города. Инициатором проекта установки бюста национальному герою России является депутат Касимовской городской думы, воин-доброволец, атаман Мещерского войска, казачий генерал Валерий Камшилов. Бюст изготовлен в Краснодарском крае по инициативе и финансовой поддержке Валерия Васильевича. Как известно, еще в 2014 году Президент России Владимир Путин подписал указ о подготовки и проведении торжественных мероприятий по случаю празднования 800-летия князя Александра Невского, которое отмечается в нынешнем году. Историки считают, что Великий князь родился 30 мая (по церковному, юлианскому календарю) 1221 (или 1220) года. Сегодня по гражданскому календарю это 12 июня, когда и будут проходить все основные торжества в разных городах России. В Касимове же торжественное открытие и освящение бюста, а также круглый стол, посвященный значению святого князя Александра Невского в истории России пройдут в последнее воскресенье мая. Место установки бюста указал и благословил епископ Касимовский и Сасовский Василий. На этом месте ранее был установлен памятный крест. Оно избрано неслучайно. Дело в том, что, согласно одной из версий, святой князь скончался именно в Касимове, который тогда именовался Городец Мещерский. Как гласят некоторые источники и утверждают некоторые историки, именно здесь на берегу Оки, возвращаясь из Орды во Владимир, в Богоявленском монастыре Городца Мещерского князь принял схиму с именем Алексий и преставился ко Господу 14 ноября 1263 года. И именно отсюда тело князя было доставлено в тогдашнюю столицу Руси, город Владимир, где и было погребено в Рождественском монастыре. Правда, сегодня наиболее распространённой является версия, что скончался князь в Феодоровском монастыре Городца на Волге.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/23/by...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Марфинская шарашка», или «Утоли моя печали» 24.03.2024 159 Время на чтение 6 минут Фото: Здание приюта с храмом иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» Есть такой на Северо-Востоке столицы район - Марфино. Почему Марфино? Скорее всего, предполагают историки, по имени жены первого владельца этого села – Марии. Вельяминов Василий Васильевич и его жена, Мария, в 1373 году приняли монашество. Мария стала Марфой. Она и передала это село во владение московского Богоявленского монастыря (есть мнение, что это могли сделать ее дети). Надо сказать, что село называлось сначала Вельяминово, затем Владыкино, а Марфино – часть этого владения. Позже, в 1885 году, Богоявленский монастырь, владевший сначала всем селом Марфино, а потом частью его, построил в этом селе приют, который стал именоваться Александро-Мариинским. Почему Александро-Мариинским? Александр - это имя Императора Российского Александра III, а Мариинский – по имени императрицы Марии Федоровны, жены императора, которая продолжила традиционную благотворительную деятельность русских императриц. В России много было Александро-Мариинских заведений – и приютов, и больниц, и учебных заведений. Всем этим благотворительным организациям и Александро-Мариинскому приюту «для детей-сирот из семей духовного звания» финансово помогала императорская семья. В Марфино дети-сироты, числом около сорока, обрели место, где их кормили, о них заботились, их учили – и столярному делу, и пению, и даже игре на скрипке. Но тогда в России никакое воспитание не могло быть отдельно от веры, от церкви. И в здании приюта выстроили храм с двумя приделами. Верхний – в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» и нижний – вмч. Пантелеимона (на фото – полукруглый выступ). Во время Первой мировой войны в этом приюте содержались и дети погибших солдат. Обслуживать детей помогали сестры Марфо-Мариинской обители. Сюда, в Марфино, приезжала святая – прпмч. великая княгиня Елисавета Федоровна. Революция уничтожила и монастырь, и приют. Некоторое время там был детский сад, а потом, уже в 1948 году, была образована «Марфинская шарашка» - под таким именем и в историю нашей страны и в литературу вошло «оборонное предприятие «Лаборатория где работали заключенные – специалисты: инженеры, переводчики, в т.ч. и пленные немецкие специалисты. В числе заключенных был Александр Солженицын, поведавший миру в книге «В круге первом» об этой «Марфинской шарашке» и его коллега по работе, а потом литературовед, переводчик и писатель Лев Копелев. Среди специалистов, работавших в разные годы на предприятии - авторы первых шифровальных машин (Петерсон А.П., Калачев К.Ф., Нейман И.С.); разработчики средств спецсвязи - академики Котельников В.А. и Минц А.Л. За все время существования предприятия 38 сотрудников института были награждены Ленинскими и Государственными премиями.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Самый загадочный русский царь В г. Касимове совершена лития по Симеону Бекбулатовичу 26.10.2020 1314 Время на чтение 3 минуты В г. Касимове у креста на месте самого древнего храма города, Богоявленской (Георгиевской) церкви, была совершена лития по Симеону Бекбулатовичу, сообщили «Русской народной линии» атаман Мещерского войска ЦФО, председатель Совета атаманов России, казачий генерал Валерий Камшилов и один из составителей Касимовской энциклопедии краевед Олег Романов. Лития состоялась по инициативе В.В. Камшилова. Гражданскую литию провёли Войсковой старшина Александр Пилюгин и атаман Касимова и Касимовского района (полковник казачьих войск) Сергей Марков с казаками. В этом году отмечается 445-я годовщина венчания Симеона Бекбулатовича на царство в Успенском соборе Московского кремля и передачи ему власти от первого Царя Иоанна IV (Грозного). Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат хан, в монашестве Стефан) скончался 5 (18) января 1616, Москва и захоронен в Симоновом монастыре. Сын Бек-Булата и правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой, он был касимовским ханом в 1567-1573 годах, после того как вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. В июле 1573 года по настоянию Ивана IV Саин-Булат крестился с именем Симеон в тверском селе Кушалино. Весной 1576 года он женился на княгине Анастасии Мстиславской, дочери князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. Она была внучкой Петра Ибрагимовича и Евдокии, младшей сестры великого князя Василия III, отца Грозного царя. В браке с Симеоном родилось шестеро детей: три сына - Фёдор, Дмитрий, Иоанн и три дочери - Евдокия, Мария, Анастасия. В 1575 году Иван Васильевич отрёкся от престола и возвёл на него Симеона Бекбулатовича. 30 октября в Успенском соборе Кремля Симеон был венчан на царство. Вероятно, выбор Иоанна Васильевича был обусловлен тем, что Симеон был представителем царского рода Чингизидов. В августе 1576 года Симеон вернул престол «природному царю» Ивану Васильевичу, который пожаловал царя Симеона титулом Великого князя Тверского.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/26/sa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хоругвеносцы приняли участие в открытии памятника Иоанну Грозному в Орле 18.10.2016 470 Время на чтение 3 минуты 14 октября, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, братчики Союза Православных Хоругвеносцев приняли участие в открытии памятника первому Русскому Царю — Царю Иоанну I Васильевичу всея Руси (С восшествием на престол в 1740 году младенца-Императора Иоанна Антоновича, по отношению к русским Царям, носящим имя Иван (Иоанн), ввели цифровое указание. «Прадед Иоанна III Антоновича получил уточненный титул Царя Иоанна II Алексеевича всея Руси, а Царь Иван Васильевич Грозный получил уточненный титул Царь Иван I Васильевич всея Руси». Таким образом, первоначально Ивана Грозного именовали Иоанном Первым. Цифровая часть титула — IV — впервые была присвоена Ивану Грозному писателем Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского»), по указанию которого в 1566 году для охраны южных границ Русского государства была основана крепость Орел, сообщает пресс-служба СПХ. Памятник подарен городу Орлу Международным Фондом славянской письменности и культуры. Автор памятника известный российский скульптор Олег Иванович Молчанов. Прибыв в город Орел, хоругвеносцы поклонились святыням Богоявленского собора Орла, собор располагается на стрелке Оки и Орлика, в центре бывшей орловской крепости, на месте где Царь Иоанн Васильевич основал город (по распоряжению Государя Ивана Васильевича основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей), осмотрели центр города и посетили памятник уроженцу Орловской Области, великому русскому полководцу, покорителю Кавказа - Алексею Петровичу Ермолову, развернув возле памятника знамя «Православие или Смерть» и флаг Донского казачьего войска, после чего отправились на открытие памятника Царю Иоанну Васильевичу. В торжественной церемонии открытия памятника Первому Русскому Царю и основателю города Орла, приняли участие Губернатор Орловской области Вадим Владимирович Потомский, Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский, член Совета Федерации Владимир Круглый, депутат Государственной Думы РФ Николай Земцов, скульптор Олег Иванович Молчанов, генеральный директор Международного Фонда славянской письменности и культуры Александр Владимирович Бочкарев, схиархимандрит Илий, казачий атаман Валерий Васильевич Камшилов, схимонахиня Николая, православный предприниматель Василий Вадимович Бойко-Великий, писатель, председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов, заместители главы Союза Православных Хоругвеносцев Валерий Александрович Левченко и Игорь Игоревич Мирошниченко, члены Правительства области, руководство города, лидеры и члены общественных организаций, гости и жители Орловщины.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/ho...

Ишим. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Карта и ближайшие объекты В 1826 году «градо-Ишимские прихожане» обратились в местное духовное правление с просьбой о дозволении выстроить на кладбище «вновь деревянную на каменном фундаменте во имя Живоначальной Троицы церковь, по приложенным плану и фасаду». Тобольская духовная консистория согласилась с этим предложением. 21 января 1827 года оно было утверждено на заседании Святейшего Синода. В 1834 году ишимский купец Василий Еманаков обращается в консисторию как староста уже существующей церкви с просьбой об определении к кладбищенской церкви особого причта. Ему отказывают. И лишь в 1838 году настойчивый проситель добился компромиссного решения: к Богоявленской церкви определили четвертого священника с тем чтобы клирики собора «исправляли священнослужение поочередно и в кладбищенской церкви». Будучи деревянной, она сгорела в январе 1840 года. К 1842 году на средства того же купца отстроена новая каменная Троицкая церковь. Освящена 4 февраля 1843 года. Известный купеческий род Еманаковых стал попечителем и нового храма. Так, храмоздателями называются купеческие сестры девицы Параскева и Наталья Федоровны. Кроме того, на их же средства отстроены и два каменных дома для причта. В 1872 году купцом 1 гильдии Олимпием Александровичем Еманаковым возведен с южной стороны придел в память Сорока мучеников Севастийских; северный придел устроен в 1882 году на средства купеческой жены Марии Ивановны Еманаковой, «с помощью прихожан». Троицкая церковь занимала в градостроительном отношении очень удачное местоположение. Построенная на возвышении, окруженная ожерельем из четырех часовен и кованой оградой с мраморными столбиками на кирпичном основании, она подчиняла себе обширнейшую Базарную площадь, раскинувшуюся к тому времени в новом торговом центре города, который развивался к северу от Киселевского мыса. При этом здание было относительно невысоким, одноэтажным, выстроенным в строгом стиле классицизма. Обширный в основании, полностью перекрывавший основное помещение храма низкий четырехгранный купол был окружен с востока, севера и юга небольшими куполами, также увенчанными миниатюрными маковками с крестами. Даже двухъярусная колокольня с высоким шпилем была массивной и приземистой.

http://sobory.ru/article/?object=26239

Кострома. Крестовоздвиженский Анастасин женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1417. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Кострома, просп. Текстильщиков, 1В Координаты: 57.769107, 40.922182 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский женский монастырь г. Костромы. Основание обители относится к концу XIV в. Монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. В 1764 г. упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина. В 1864 г. монахини переведены в Богоявленский монастырь. В монастыре осталось несколько монахинь, но монастырь в управлении у Богоявленского. Храмов два (постр. в конце XVII в.): 1) в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы, с приделами: правым в честь Входа Господня в Иерусалим, левым - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила; 2) Сретенский, с приделом во имя Василия Великого. Ближайшие церкви: Христорождественская на Суле и Петропавловская. Храмы монастыря разрушены в середине 1930-х гг. http://www.old-churches.ru/ko_162.htm Костромский Крестовоздвиженский третьяго класса девичий, прежде бывший Анастасеин. Монастырь находится внутри города Костромы в Цареконстантиновской части, между гостиным двором и бывшим протоком Сулою. Начало его с полною вероятностию можно относить к четырнадцатому столетию по Р. X. В писцовых книгах Василья Вельяминова с товарищи 1596 и 1597 годов упоминается о граммате Великаго Князя Василья Дмитриевича, коею черные посадские люди, жившие в Брагиной улице на земле Анастасеина Монастыря подчинены были судом сему Монастырю, а к Наместнику судом не тянут. Сия граммата подтверждена была в 1437 году Великим Князем Василием Васильевичем Темным. Первая Церковь в сем Монастыре была во имя положения честныя Ризы Пресвятыя Богородицы, с приделом мученицы Анастасии; от чего он именовался до 1765 года Ризположенским Анастасеиным Монастырем. Из некоторых писменных сведений видно, что Анастасеии Монастырь был в уважении у народа, и что поступали в него для монашеской жизни из знатных и богатых фамилий дворянских. В старинной описной книге Ипатиевскаго Монастыря между прочим о вкладах значится: «что Ризположения Настасейнаго Монастыря Старица Вера Жуковская жена Кудрявцева приложила в вотчину в Костромском уезде в Минском стану половину деревни Елкутова да пустынь Долгушу ___ (1589)».

http://sobory.ru/article/?object=41246

Кремёнки. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1883. Год утраты:1955 (снесена под предлогом расчистки ложа Куйбышевского водохранилища) Адрес: Россия, Ульяновская область, Старомайнский район, с. Кремёнки, Обширная ул., берег Волги Координаты: 54.509263, 48.86071 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь в селе была построена тщанием прихожан в 1778 году (здесь и далее данные 1848 года). В ней находился один престол – во имя Архангела Михаила. Священник жил в деревянном доме, возведённом прихожанами, а диакон и причётники имели собственные деревянные дома на церковной земле. Ближайший Вознесенский храм с. Головкино находился примерно в 5 км. В Михайло-Архангельской церкви хранились копии метрических книг с 1780, а исповедных росписей с 1829 года. Должность священника исполнял Пётр Константинов Яхонтов, рукоположенный в этот сан к сей церкви архиепископом Анатолием в мае 1840 года. Любопытно, что за обращение из раскола Спасова согласия в православие пяти крестьян помещиков Наумовых указом Симбирской духовной консистории от 37 июня 1846 года ему была объявлена душевная архипастырская благодарность. Диаконом с 1844 года являлся Козьма Герасимов Архангельский, до этого 3 года служивший в Чердаклах. Дьячком был Николай Платонов – он дольше всех пребывал в Кремёнках – с 1810 года! «Отличился» тем, что в октябре 1836 года «за бытность его в нетрезвом виде при бракосочетании в церкви был посылаем под епитимью в Архиерейский дом в чёрную работу на один месяц». И, наконец, должность пономаря с 1847 года исполнял Василий Прокофьев Олтарёв (до этого с 1834 г. служил в Богоявленской церкви Старой Майны). Время шло, и старый деревянный храм стал нуждаться в ремонте и расширении.

http://sobory.ru/article/?object=52637

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Смирнов Василий Никифорович; ок. 1782, с. Вонгуда Онежского у. Архангельской губ.- 1.09.1848, глуховский Петропавловский мон-рь Черниговской губ.), архим., просветитель ненцев (самоедов). Отец В.- свящ. Никифор Иларионович Смирнов, мать - Соломония Федосеевна (урожд. Никонова), встречающееся в лит-ре указание на то, что В. имел отчество «Галактионович», неверно. По окончании Архангельской ДС В. Н. Смирнов в дек. 1805 г. был определен учителем в начальный класс семинарии, преподавал грамматику (1806 ), синтаксис и арифметику (1807), пиитику и географию (1808), греч. язык, церковную и гражданскую историю (1809). 10 дек. 1811 г. пострижен в монашество Архангельским еп. Парфением (Петровым) в нижнем Богоявленском храме архангельского кафедрального собора, 25 дек. рукоположен во иеродиакона, 6 янв. следующего года - во иеромонаха. С 19 дек. 1811 по 1814 г. являлся префектом Архангельской ДС, преподавал в семинарии риторику, историю, евр. и греч. языки. 1 янв. 1813 г. возведен в сан игумена, 7 янв. назначен настоятелем Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. С 19 окт. 1814 г. определен присутствующим в Архангельской консистории. В 1815 г. участвовал вместе с др. преподавателями ДС и настоятелями мон-рей в составлении Симфонии на Пятикнижие, работа велась по благословению Архангельского еп. Парфения. 14 окт. 1817 г. в архангельском кафедральном соборе возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря , где благодаря усилиям В. был отремонтирован собор, построены новые каменные здания. В 1818 г. В. был назначен смотрителем архангельских духовных училищ. С 12 авг. 1819 г. исполняющий должность инспектора Архангельской ДС, с 22 авг. 1822 по 17 апр. 1824 г. инспектор. Активно способствовал строительству здания ДС и организации при ней бурсы. С 20 апр. (по др. данным, 18 марта) 1820 г. настоятель Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря, где также провел значительные строительные работы: были отремонтированы главы на соборной церкви (в 1821 в соборе вызолочены царские врата и поновлены иконы), построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской ц. и колокольне и др.

http://pravenc.ru/text/150317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Вербицкий Максим Андреевич; 4.08.1869, г. Гадяч Полтавской губ.- 14.02.1932, Киев), архиеп. Киевский. По окончании Полтавской ДС (1889) определен учителем народного земского уч-ща. В 1890 г. рукоположен во иерея, служил в с. Ольшана, с 1893 г.- в с. Войтовцы Полтавской губ. В 1895 г. поступил в КДА. Будучи студентом академии, в 1896 г. постригся в монашество с именем Димитрий. В 1899 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. С 1900 г. миссионер-проповедник в Новонямецком в честь Вознесения Господня муж. мон-ре Кишинёвской епархии. В 1901 г. назначен смотрителем Единецкого ДУ, в дек. 1902 г. переведен в той же должности в Киево-Софийское ДУ. В 1904 г. возведен в сан архимандрита. Димитрий (Вербицкий), еп. Уманский. Фотография. 1910 г. Димитрий (Вербицкий), еп. Уманский. Фотография. 1910 г. 31 окт. 1910 г. хиротонисан во епископа Уманского. Хиротонию, состоявшуюся в С.-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Киевский митр. Флавиан (Городецкий) . Д. был назначен викарием Киевской епархии, одновременно являлся настоятелем киевского Николо-Пустынного мон-ря. С 30 июня 1917 г. глава комиссии, образованной Киевской епархиальной радой для подготовки Всеукраинского Православного Церковного Собора (ВПЦС). Вышел из комиссии после объявления Синода РПЦ о нежелательности созыва ВПЦС ввиду ожидавшегося в авг. того же года открытия Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1917 г. получил предложение возглавить организованную сторонниками автокефалии Всеукраинскую Православную Церковную Раду (ВПЦР), но отказался, усмотрев в ее деятельности покушение на канонический строй Церкви. 21 дек. ВПЦР потребовала от Киевского и Галицкого митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) покинуть Киев, передав управление одному из викариев-украинцев: Д. или Каневскому еп. Василию (Богдашевскому) . Участник канонического Всеукраинского Православного Церковного Собора 1918 г., созванного с одобрения Поместного Собора Российской Церкви.

http://pravenc.ru/text/178147.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010