I. Монастыри в средней полосе России К оглавлению Москва, местопребывание Русского митрополита, считала уже в себе до 15 монастырей и между ними: Чудов, Андроников, Симонов, Алексеевский. Теперь делаются в Москве известными еще 16 монастырей. Из числа их ко 2-й половине XV в. относятся: а) Богоявленский на Троицком подворье; это подворье находилось в Кремле близ великокняжеского дворца и подарено было еще Димитрием Иоанновичем Донским преподобному Сергию Радонежскому; в 1460 г. здесь сооружена каменная церковь Богоявления и около того же времени образовался монастырь под управлением игумена и в зависимости от Сергиевой лавры ; б) Новоспасский — устроен в 1462 г. на возвышенном берегу Москвы-реки, в четырех верстах от Кремля по воле великого князя Иоанна Васильевича III взамен монастыря Спасского, который еще со времен Иоанна Даниловича Калиты помещался в Кремле на самом великокняжеском дворе, а теперь переведен со всем своим штатом в монастырь Новоспасский ; в) Воскресенский на Высоком в Белом городе, упоминаемый в 1479 г., и г) Покровский в Садех, великокняжеский, в котором Иоанн Васильевич в том же году приказал построить новую деревянную церковь ; д) Спасский в Чигасах за Яузою, здесь в 1483 г. игумен Чигас заложил каменную церковь ; е) Николаевский на Угреши близ Москвы, упоминаемый с 1488 г., и ж) Козмодемьянский на Вражках за Яузою, упоминаемый в 1498 г. В продолжение XVI столетия в первый раз упоминаются в Москве монастыри: а) Покровский Лыщиков на Лыщиковой горе, который великий князь Иоанн III завещал в 1504 г. как свой великокняжеский сыну своему Василию; б) Георгиевский девич в Белом городе, основанный в 1-й половине XVI в. дочерью именитого боярина и воеводы Юрия Захарьевича Романова Феодосиею, теткою добродетельной Анастасии, первой супруги Иоанна Грозного ; в) Новодевичий на Девичьем поле, созданный великим князем Василием Иоанновичем в 1525 г. по обету, вследствие покорения Смоленска; г) Савин на том же Девичьем поле, существовавший уже при построении Новодевичьего монастыря и считавшийся в числе домовых монастырей митрополита; д) Введенский девич на Хлынове, в Белом городе, упоминаемый в 1536 г. ; е) Крестовоздвиженский на Острове, в Белом городе; ж) Ильинский на Ильинском крестце в Китай-городе и з) Николаевский на Драчах в Земляном городе, подвергшийся пожару в 1547 г. , и) Иоанновский девич на Кулижках в Белом городе, основанный, по преданию, царем Иоанном Васильевичем IV .

http://sedmitza.ru/lib/text/435987/

(XV в.?), прп. (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Костромской. В несохранившемся синодике костромского Богоявленского мон-ря XVII в. в списке настоятелей обители первым было указано имя «строителя месту сему преподобнаго старца Никиты» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 43). В описи имущества мон-ря, составленной для Коллегии экономии в 1764 г., кратко излагалось содержание 3 древних монастырских грамот: две из них были пожалованы вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным, одна - вел. кн. Иоанном III Васильевичем (опись 1764 г. и грамоты до настоящего времени также не сохр.). В тексте жалованной грамоты вел. кн. Василия II костромскому наместнику Ивану Ивановичу о расчистке в Волге тони для рыбной ловли упоминался чернец Богоявленского монастыря Никита, «бивший челом» великому князю. Однако в писцовой выписи 1594/95 г. О. Т. Плещеева, М. И. Протопопова и дьяка Посника Шепилова, где перечислялись все известные к тому времени пожалования и документы Богоявленского мон-ря, грамоты великих князей Василия II и Иоанна III не значатся. Не указаны они и среди неатрибутированных документов в описи архива обители 1701 г., в которой названы лишь «одна несудимая, а другая на соловарницу у Большие Соли» грамоты; о рыбной тоне на р. Волге в документах ничего не говорится ( Антонов. 1997. С. 139-143). Возможно, «несудимой грамотой» в описи 1701 г. названа 2-я грамота вел. кн. Василия Васильевича из описи 1764 г., адресованная игум. Иову, по к-рой было «велено костромским наместникам и их тиунам не требовать с монастырских волостей и людей, опричь посильной дани, ни подвод, ни белки, ни тамги, ни мыту и вообще никаких пошлин, и не звать слуг и людей монастырских к суду наместничьему» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 4). Поскольку надежно идентифицировать грамоты не представляется возможным, датировать основание Богоявленского мон-ря временем княжения Василия II (1425-1462) можно только условно. Костромской краевед И. В. Баженов считал, что Богоявленский мон-рь был устроен в Костроме «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 г. в день Богоявления Господня» ( Баженов. 1913. С. 7). Однако самые ранние сохранившиеся акты обители относятся к 1500-1520-м гг.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Крестный ход казаков Мещерского войска К 800-летию со Дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского Олег Романов   11:22 06.08.2021 1447 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлены автором 2 августа в г. Касимове (древний Городец), где ушёл из жизни и принял схиму в Богоявленском монастыре святой Александр Невский, в честь которого здесь недавно установлен бюст, с которым касимовцы с удовольствием уже делают селфи и выставляют в соцсетях, а художники рисуют маслом картины с этого события, состоялся старт крестного хода казаков Мещерского войска. Во главе с инициатором возведения бюста и хода председателем Совета атаманов России Валерием Васильевичем Камшиловым. Крестный ход был приурочен к прибытию частицы мощей святого Александра Невского в г. Рязань 3-5 августа по благословлению митрополита Марка. В крестном ходе также участвовали заместитель атамана Мещерского войска Вячеслав Николаевич Пронюшкин, атаман г. Касимова и Касимовского района Сергей Анатольевич Марков, есаул Александр Иванович Пилюгин, казаки и жители г. Касимова. Мещерские казаки участвовали в богослужениях в Успенском соборе Рязанского кремля с 3 по 5 августа. Службу возглавили митрополит Марк, епископ Василий, епископ Скопинский и Шацкий Питирим, управляющий Скопинской епархией c 25 августа 2020 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/06/kr...

“Благоговейный путь” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 13 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Слово о духовном восхождении 1 От публикатора. В Высоко-Петровском монастыре в период служения в нем бывших насельников Зосимовой пустыни прихожане искали и находили не только слово утешения и умилительное пение, но и подлинную духовную жизнь, активную и увлекательную. Отцы умели предложить каждому захватывающее путешествие вглубь его собственного сердца, наполнявшее жизнь их духовных детей непреходящим содержанием. Приобретя новое, скрытое от посторонних глаз качество, эта жизнь, по выражению очевидца, уподоблялась огню , который осолял бытие жителей столицы (ср. Мк 9:49). Как вели зосимовцы по пути духовной жизни, видно из проповедей человека, трудами которого ее огонь был зажжен в Высоко-Петровском монастыре. Слово по пострижении монахини Евгении Монахиня Евгения (Екатерина Васильевна Протопопова; 1902–†ок. 1995), сестра Павлы Васильевны, сохранившей для нас публикуемые документы 2 , родилась в семье московского священника Василия Павловича Протопопова. Епископ Варфоломей был давним другом их семьи и духовным отцом Екатерины и Павлы Протопоповых. Иноческая жизнь будущей монахини Евгении началась в Борисо-Глебской женской Аносиной пустыни, куда она поступила по благословению своего духовного отца после окончания Московского епархиального училища 3 . В Аносиной пустыни она была пострижена в рясофор без изменения имени (очевидно, зимой 1924 г. 4 ). Вот что вспоминает о послушаниях инокини Екатерины 1925–1928 гг. схимонахиня Анна (Теплякова): “Власти все чаще и наглее беспокоили нас Все дела с местными властями вела инокиня Екатерина Протопопова Несмотря на свою молодость, благодаря своему природному уму и находчивости, она умела отстаивать перед коммунистами интересы монастыря. Наиболее серьезные вопросы разрешала мать-казначея” 5 . После закрытия обители летом 1928 г. инокиня Екатерина перебирается в Москву и становится прихожанкой Высоко-Петровского монастыря, продолжая окормляться у епископа Варфоломея. Теплые отношения, основанные на общности духовных устремлений, возникают у нее с паствой архимандрита Агафона (Лебедева), ориентированной на монашество. В конце 1920-х гг. епископ Варфоломей постригает ее в мантию. Если постриг был совершен до конца мая — начала июня 1929 г., то он происходил в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря, если позже, то — в храме преподобного Сергия на Большой Дмитровке, куда зосимовцы и их духовные чада перешли в 1929 г. после закрытия храма во имя Боголюбской иконы Божией Матери и где находились до 1933 г. После ареста и гибели духовного отца монахиня Евгения — служащая Богоявленского кафедрального собора в Елохове, где она несла послушание у мощей святителя Алексия, митрополита Московского. В эти годы монахиня Евгения обращалась за духовным руководством к архимандриту Сергию (Савельеву; 6 . Служащей Елоховского собора она оставалась до самой своей смерти.

http://pravmir.ru/blagogoveynyiy-put/

Алексеевская. Церковь Михаила Архангела (старая). Михаило-Архангельская церковь /// Объект утрачен В 1724 г. по благословлению митрополита Пахомия в станице была построена первая деревянная церковь во имя святого Архистратига Михаила. После этого в станице новое здание церкви, с такой же колокольней, построили в 1789 г., на левом берегу реки Бузулук. Здание это привезли из Михайловской станицы, Богоявленской церкви. Освящено оно было в 1776 г. Перед строительством каменной она была разобрана с колокольней. Колокольня была употреблена на постройку общественного амбара, а церковь была передана в одно из сел Воронежской губернии. В 1816 г. начали строить каменную церковь. Церковь эта построена в 1818 г. по усердию и на средства прихожан. Освящена церковь в 1827 г. Придел освящен в 1828 г. Она каменная, с такой же колокольней, крепка и по числу прихожан поместительна. Ограда вокруг церкви деревянная с каменным фундаментом. Престолов в ней два – главный во имя Архистратига Михаила, придельный – во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Утварью снабжена достаточно. Причта при ней положено по Высочайше утвержденному штату в 1885 г. – два священника, один дьякон и два псаломщика. Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные. На содержание причта определенного жалования ни откуда не получается, а пользуются они доходами за исправление духовных треб. Особо отмежеванной земли церковной не имеется, а пользуются священноцерковнослужители паями на равных с прихожанами. Церкви принадлежат следующие здания: дом для караульных, кирпичный, покрыт железом, находится вне церковной ограды. Церковь находится в 400 верстах от Донской духовной консистории. Ближайшие церкви – Христорождественская и Рождество-Богородицкая в станице Усть-Бузулуцкой, в 12 верстах, Николаевская – в Акишевской станице и Рождество-Богородицкая в хуторе Яменском. В приходе имеются следующие учебные заведения: 1. Женская церковно-приходская школа, открытая в 1891 г.; 2. Министерское двухклассное училище, открытое в 1806 г.; 3. Министерское мужское приходское училище в хуторе Чечерском, открытое в 1905 г.; 4. Такое же в хуторе Андреевском, открытое в 1906 г.

http://sobory.ru/article/?object=55414

В.В. Каширина Жизнь, юность и студенчество святителя Феофана, Затворника Вышенского Семья, место и дата рождения Родиной святителя Феофана является Российское Черноземье – плодородные лесостепные территории юго-западной России, имевшие стратегическое значение для Московского царства. Борис Годунов основал в этих местах линию крепостей для защиты от набегов крымских и ногайских татар. К таким военизированным поселениям принадлежал Усть-Чернавский острог (впоследствии город Чернавск или Чернавск-на-Сосне), позволявший русским держать контроль над бродом через медлительную полноводную реку Сосну при впадении в нее мелкого и быстрого притока – Большой Чернавки. Этот брод, как часть Кальмиусского шляха, служил вратами в русские земли для татар во время их опустошительных походов до середины XVII в. 1 В следующем столетии Чернавск утратил значение уездного города, и в 1779 г. за ним официально был закреплен статус села. Ближайшими уездными городами были Елец и Ливны, расположенные в 38 и 28 верстах соответственно. При образовании в 1796 г. Орловск ой губернии село Чернава оказалось в ее границах в составе Елецкого уезда 2 . В XIX в. Чернавск был довольно большим и многолюдным селом на оживленном тракте, соединявшим губернские центры Орел и Воронеж. Через него проходило множество богомольцев, совершавших паломничество в Задонский монастырь. В то время в Чернавске было три действующих храма. Один из них – тот, что располагался на месте упраздненного при Екатерине II Владимирского мужского монастыря – был освящен в честь иконы Божией Матери «Владимирская» 3 . В этом храме служил родитель святителя Феофана – священник Василий Тимофеевич Говоров. Предыдущие поколения предков святителя по мужской линии, как минимум, с первой половины XVIII века 4 проживали в другом уезде, также вошедшим в состав Орловской губернии – Малоархангельском, в селе с двойным названием: Богоявленское или Фошни (Фошня). Многие поколения церковно- и священнослужителей Говоровых служили в этом селе в храме Святого Богоявления. По данным последних исследований, прямая родословная святителя Феофана прослеживается в следующих клириках и причетниках Богоявленского храма: священник Андрей Говоров (1655–1720), дьячок Петр Андреевич Говоров (род. 1687), священник Петр Петрович Говоров (1713–1744), диакон Петр Петрович Говоров (род. 1730) и, наконец, дед святителя – пономарь Тимофей Петрович Говоров (род. 1750) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вероятно, следующим священником Богоявленской церкви был священномученик Садовский Николай Александрович. Священномученик Николай родился 30 октября 1894 года в селе Патриаршее Воронежской губернии в семье священника Александра Садовского. Окончив Воронежскую Духовную семинарию, Николай в 1917 году был рукоположен во священника и служил в храме в селе Патриаршее. Началась эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. Летом 1935 года председатель РИКа предложил православной общине сделать ремонт храма, и отец Николай пригласил рабочих, которые и приступили к ремонту. Через три дня после начала работ в церковь ворвался разъяренный начальник местного НКВД и прогнал рабочих. Отец Николай вынужден был идти к начальнику РИКа и просить, чтобы он послал комиссию для составления официального документа о необходимости проведения ремонтных работ и чтобы в этой комиссии был и представитель от РИКа. 16 июня в храм явились члены комиссии из трех человек, но среди них не было представителя РИКа, и священник им заявил, что не признает этой комиссии, и в сердцах обругал председателя РИКа. 25 июля 1935 года отец Николай был арестован и заключен в липецкую тюрьму. Кроме эпизода с комиссией, ему припомнили во время следствия и то, что 8 апреля 1935 года он зашел к жителю села, у которого в это время находился командир Красной армии, спросивший священника, есть ли Бог. Отец Николай ответил, что Бог есть; тот стал спорить, и разговор перешел на современное положение Церкви, и священник стал перечислять несправедливости, чинимые советской властью, о чем командир впоследствии донес в НКВД. Материалы дела были переданы на рассмотрение Специальной Коллегии Воронежского областного суда, и отец Николай был переведен из липецкой тюрьмы в воронежскую; 23 октября 1935 года состоялось закрытое заседание суда. Суд приговорил священника к восьми годам тюремного заключения. Первое время он содержался в воронежской тюрьме, а затем был сослан в исправительно-трудовой лагерь в Хабаровский край (Дальлаг НКВД, Средне-Бельский лагпункт). В феврале 1938г. в лагере было начато новое дело против против архиепископа Онуфрия, епископа Антония (Панкеева) и др. священников. Среди них был и о.Николай Садовский. В марте группу священников перевезли в Благовещенскую тюрьму. 17 марта 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Хабаровскому краю по групповому делу «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г.» отец Николай, как и остальные участники дела, был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. 1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.

http://sobory.ru/article/?object=11783

Глебово. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Богоявления Господня , Илии Пророка , Николая Чудотворца Год постройки:1824. Ссылки:   Адрес: Тверская обл., Старицкий р-н, п/о Бабынино, село Глебово Координаты: 56.411661, 35.163156 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богоявленская церковь в селе Глебово, памятник архитектуры XIX века. Построена в 1824 году, в стиле позднего классицизма, белокаменная, ротонда на четверике, перекрыта полусферическим куполом, на который поставлена маленькая декоративная главка. Ротонда опирается на пилоны, вплотную примыкающие к стенам. Северный и южный фасады украшены четырёхколонными белокаменными карнизами. Трёхъярусная колокольня построена в1825 году в стиле позднего классицизма из кирпича и оштукатурена с применением в декоре белокаменных деталей. В 1565 году Ильинское (Глебово) было пожаловано царем Иваном Грозным Старицкому Успенскому монастырю. В описи принадлежащих Старицкому Успенскому монастырю земель и имущества, составленной в 1607 г., с. Ильинское (Глебово) перечисляется как одна из многолюдных и богатых монастырских вотчин. Ему было приписано 22 деревни и 11 пустошей. В описной книге Старицкого Успенского монастыря 1741 г. о селе Глебове говорится: «Село Глебово на речке Жидоховке, в том селе двор монастырской, другой скотной. Келья посельскаго монаха малая; погреб и надгробица деревянныя». Далее идет описание построек, скота, хлеба и посевов. В описании Глебова за 1760 г. хозяйство монастыря приведено в большем размере. В следующих описаниях Успенского монастыря вотчина больше не упоминается, видимо с. Глебово к 1764 г. уже не принадлежало монастырю. В с. Глебове находится каменная церковь, построенная в 1824 г. на средства прихожан. Первое же упоминание о церкви относится к 1689 г., когда согласно «ввозной» грамоте на селе была построена деревянная церковь. Новый храм имел три престола: главный - во имя Богоявления Господня и приделы: правый - во имя Пророка Ильи и левый - во имя святителя Николая. Приделы расширены в 1888 г. Живопись в приделах произведена в 1913 г. старицким художником Василием Юрловым. Прихожане были из с. Глебово, деревень Бабынино, Чудово, Смагино, Возницы, Шилово, Черново, Десятины, Березниково, Попово, Ушаково, Волково, Деулино. В приходе было 532 хозяйства, проживали 4085 человек (1921 мужчина и 2164 женщины).

http://sobory.ru/article/?object=10160

Елабуга. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор , Елабуга, Елабужский район, Республика Татарстан " > Собор в ландшафте города. Фото нач. XX в. С сайта Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Спасский собор (1808–1816 гг.) построен на центральном святом месте города – где все время с XVI века стояли церкви, его предшественницы: сначала деревянная, потом (с 1684 г.) каменная. Все они назывались в честь главной елабужской святыни – явленной иконы Спаса Нерукотворного (сер. XVII в.). Удивительно совпадение, что именно Спас Нерукотворный хранил и Казанский кремль, точно так же хранил он от всех бедствий и город Елабугу. Именно этому образу приписывается спасение Елабуги от башкирских отрядов во время восстания под предводительством Акая Кусюмова (1739 г.). В память этого чудесного избавления ежегодно до самой революции совершались крестные ходы со св. иконой в Мензелинск и обратно. Собор – настоящее чудо архитектуры начала XIX века. Слава Богу, что снаружи он сохранился практически в неизменном виде. Его 70-метровая пятиярусная колокольня – снежно-белая, как и сам храм, – видна даже за городом. 70 метров – стоит только вдуматься! Это на несколько метров выше самой высокой казанской колокольни – Богоявленской на ул. Баумана. А ведь и последняя кажется нам просто необычайной по размерам. Здешняя соборная звонница выше раифской, выше несохранившейся седмиозерной… Она – пожалуй, самая крупная в Волго-Вятском регионе, а во всей России лишь 11 м уступает знаменитому «Ивану Великому» в Московском Кремле. До революции большой колокол на ней весил 300 пудов – 4,8 тонны. Отливали его на заводе Василия Афанасьевича Шишкина – деда великого живописца. Ярусы колокольни, лишь незначительно уменьшаясь, как «лествица», уводят взгляд наблюдателя в необъятное небо. Там горит на солнце ее навершие, вытянутое в форме свечного пламени над зеленой кровлей. Колокольню соединила с основным объемом храма необычно длинная трапезная (по 11 окон на каждой стороне). За ней возносится в небо уже сама громада собора – в полтора раза ниже колокольни, но все равно высокая. Пять полусферических куполов на восьмигранных барабанах увенчаны еще и изящными луковками. В оформлении как самого храма, так и колокольни изобилуют ионические полуколонны на разных уровнях высоты. Чем больше вглядываешься в них, тем выше кажется сам собор. Выше и воздушнее, как белое видение.

http://sobory.ru/article/?object=07900

Емецк. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты ...В 1792 году рядом с деревянной церковью была заложена каменная двухэтажная церковь во имя Богоявления Господня (в нижнем этаже) и во имя Покрова Божьей Матери (в верхнем этаже). Зачачьевский житель Заборский в своем дневнике утверждает, что каменная церковь в Емецке была заложена в 1789 году, строителем ее был богатый емчанин Василий Иванович Перевозников, и нижнюю церковь святили 15 августа 1803 года при большом стечении народа. Он указывает, что емчане пекли хлебы и рыбники, варили пиво и угощали народ в ограде церкви, много было всяких яств и всех угостили изрядно. Ночью 1 октября 1808 года Емецк вновь горел. Сгорело все село, сгорела и деревянная церковь, расположенная южнее каменной на расстоянии не более 15 саженей (примерно 30 м) ближе к реке. Место, на котором стоит каменная церковь, и близ ее, особенно за южной стороной, было местом старинного приходского, а может быть, монастырского кладбища, так как от приходской деревянной Богоявленской церкви выше по Емце саженей на 50 (105 м) находился до 1613 года Ивановский женский монастырь.  Занимаемое каменной церковью место есть место деревянного острога, построенного в 1613 году. Покровский монастырь находился в полуверсте (560 м) от Ивановского монастыря. Церковь же Иоанна Предтечи была в ряду с Богоявленской в том же или около того места, где сейчас каменная. С 1760 года монастыри не отстроились и, надо полагать, крестьяне, приписанные к монастырю, вошли в состав Емецкого прихода с той разницей в наименовании, какая долгое время существовала между прихожанами; одна половина их именовалась богоявленскими, другая - покровскими. Богоявленская церковь как церковь старая и имевшая перед другими то преимущество, что образовалась не из упраздненных монастырей, стала называться соборною. Это наименование дано было епархиальным начальством и сохранилось в некоторых документах, оставшихся целыми после пожаров. Духовной консисторией каменная церковь именовалась собором, а старшие лица - протоиереями собора.

http://sobory.ru/article/?object=09341

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010