14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Здесь Святитель неустанно заботился о просвещении своей паствы. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником — знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским; †1727), продолжил апостоль­скую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, используя опыт создания типографии в Чернигове. СкончалсяСвятитель 10 июня 1715 года во время молитвы в своей келье. Погребен он был в приделе святителя Иоанна Златоуста в Тобольском Успенско-Софийском соборе. В последующее время у его гробницы совершались многочисленные чудеса, положившие начало почитанию святителя Иоанна. “Много записано соборным тобольским духовенством случаев благодатной помощи святителя Иоанна, и эти чудеса побудили произвести освидетельствование останков Святителя” 54 . В 1916 году Русская Церковь причислила его к лику святых. Торжества канонизации возглавил миссионер Сибири митрополит Макарий (Невский; †1926; пам. 16 февр.) 55 . Служба святителю Иоанну была издана по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1947 году митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в Новосибирске 56 . В службе он прославляется как “истинный любитель Слова Божия, мудрый наставник и подвижник, архипастырь нищелюбивый и благостный”, “в земле Сибирской подвиг святительский скончавший и блаженною кончиною своею святость свою явивший” 57 . Важным событием в жизни Русской Церкви явился Поместный Собор 1917–1918 годов, проходивший на стыке двух периодов истории Русской Церкви — Синодального и Патриаршего. На Соборе были прославлены еще два святителя: святитель Софроний, епископ Иркутский (†1771; пам. 30 марта), а также священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский (†1671; пам. 11 мая). Как отмечает проф.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

Славился прозорливостьюи беспримерным милосердием. Погребен в приделе преподобного Серафима Саровского Вознесенского кафедрального собора Новосибирска. См.: Пивоваров Б., прот., Косик О.В. Варфоломей (Городцов, Городцев) – митрополит Новосибирский и Барнаульский//ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 713–715. Павел (Вильковский Павел Яковлевич, 23.08.1870–07.05.1933) – архиепископ. Родился в семье псаломщика в г. Николаеве Херсонской губернии. Окончил Одесскую ДС (1881), затем – КДА со степенью кандидата богословия (1895). С 1895 г. служил в синодальной типографии в С.-Петербурге. С 1896 г. послушник Макарьевской пустыни (бывш., с 1893 г. Воскресенский миссионерский монастырь) Новгородской епархии, где в 1898 г. был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. С 1903 г. настоятель посольской церкви в Константинополе и заведующий русскими школами при храме св. Стефана в Константинополе, изучил в совершенстве греческий язык; одновременно корреспондент журнала «Церковные ведомости». С 1910 г. смотритель Торопецкого ДУ. С 28.07.1911 г. ректор Таврической ДС с возведением в сан архимандрита. С декабря 1911 г. настоятель Успенского монастыря г. Уфы. С 1913 г. ректор Уфимской ДС. 01.10.1914 г. хиротонисан во епископа Елецкого, викария Орловской епархии. С 26.05.1917 г. епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. С января 1919 г. – в. у. Бакинской епархией, с конца 1920 г. епископ Бакинский. В 1923–02.(15).03.1923 г. – в. у. Витебской епархией. С 02.03.1923 г. епископ Бакинский. С 1924 г. епископ Оханский, викарий Пермской епархии. В 1925 г. арестован и сослан в Нижегородскую область на три года. С октября 1927 г. епископ Минский; с 10.1930 г. архиепископ. С 13.12.1930 г. архиепископ Пятигорский. С 05.1932 г. на покое, проживалв г. Старой Руссе. 19.02.1933 г. арестован. 02.04.1933 г. осужден за «участие в церковно-монархической контрреволюционной организации “Южно-Русский Синод”» по ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР, приговорен к высшей мере наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Патриаршим постановлением от 11 окт. 1919 г. вместо титулярной Коломенской архиепископии были образованы отдельные кафедры уездных викарных полусамостоятельных епископов в Коломне (для Коломенского и Бронницкого уездов) и в Можайске (для Можайского, Верейского и Рузского уездов) под общим руководством патриарха и архиепископа Крутицкого (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. Л. 33-34). В окт.-дек. 1919 г. приходы М. в. окормлял еп. бывш. Дмитровский Трифон (Туркестанов ; впосл. митрополит), проживавший на покое в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре . Постановлением патриарха от 26 дек. 1919 г. Дмитровский еп. Димитрий (Добросердов) был переименован во епископа Можайского (Там же. Оп. 1. Д. 12. Л. 146). Он был переведен в Ставрополь не позднее 5 дек. 1920 г., когда во епископа Можайского был хиротонисан архим. Иннокентий (Бобцов). Кафедра викария находилась в можайском Николаевском соборе. В 1922 г. еп. Иннокентий уклонился в обновленческий раскол (см. Обновленчество ), в февр. 1923 г. раскольничьим Высшим церковным управлением был утвержден епископом Можайским, викарием обновленческой Московской епархии. 14 нояб. того же года свт. Тихоном «по возрасту и болезни» уволен на покой (распоряжению не подчинился). В тот же день на его место был назначен архим. Борис (Рукин ; хиротонисан во епископа 17 нояб. 1923). 22 дек. 1925 г. он отпал в григорианский раскол , став одним из организаторов и наиболее активных членов Временного высшего церковного совета . В февр. 1926 г. еп. Борис заявил о вступлении в управление приходами Москвы и Московской епархией, ссылаясь на определение Поместного Собора от 8 дек. 1917 г. Затем Можайскими викариями были еп. Алексий (Палицын ; хиротонисан 28 марта (по др. сведениям, 8 или 10 апр.) 1926, вскоре арестован, после чего викариатством не управлял; впосл. архиепископ), еп. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 5 дек. 1933 - 5 апр. 1934), архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 5 апр. 1934 - 29 сент. 1937 (повторно)). В Москве, а во время Великой Отечественной войны, в окт. 1941 - авг. 1943 г., в эвакуации в Ульяновске непосредственно при патриаршем местоблюстителе Московском и Коломенском митр. Сергии (Страгородском ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) служили Можайские еп. Сергий (Гришин; не ранее апр.-нояб. или дек. 1941; впосл. архиепископ), архиеп. Варфоломей (Городцов ; 31 мая - 17 окт. 1942; до 1 июля 1942 в сане епископа, впосл. митрополит) и еп. Димитрий (Градусов ; 24 янв.- 6 сент. 1943, впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2563934.html

Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах. Митр. Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве РПЦ, что он почти 18 лет является Патриаршим Местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при к-рой с 1935 г. в Церкви нет Синода. Митр. Сергий просил разрешения собрать Архиерейский Собор, к-рый изберет Патриарха и образует при главе Церкви Свящ. Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев. Согласившись с предложением митр. Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митр. Сергий ответил, что Собор можно созвать через месяц. Этот срок, очевидно, не соответствовал видам Сталина, и он спросил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» - поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митр. Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что А. С. соберется в Москве 8 сент. Допустив возможность избрания Патриарха, правительство признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода «конкордата», к-рый в основных чертах гос. власть соблюдала вплоть до начала хрущёвских гонений (см. Хрущёв Н. С.). А. С. состоялся через 4 дня после встречи в Кремле в новом здании Патриархии в Чистом пер. в Москве. В его деяниях участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных нем. войсками территориях: митрополиты Сергий (Страгородский), Ленинградский Алексий (Симанский), Киевский Николай (Ярушевич), архиепископы Красноярский свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов) , Казанский Андрей (Комаров) , Куйбышевский Алексий (Палицын) , Уфимский Стефан (Проценко) , Горьковский Сергий (Гришин) , Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев) , Калининский Василий (Ратмиров) , Новосибирский Варфоломей (Городцов) , Саратовский Григорий (Чуков) , епископы Молотовский Александр (Толстопятов) , Курский Питирим (Свиридов) , Кировский Вениамин (Тихоницкий) , Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов) .

http://pravenc.ru/text/76500.html

Человек степенный, он все делал без поспешности. Любил храм и ежедневно приходил на службу, вынимал частицы за всех, кого знал и о ком просили помолиться. Окружавших его людей – священников, монахов, монахинь, мирян – называл своей семьей. За стол один никогда не садился. Любил вспоминать о жизни в монастыре, в Глинской пустыни. Близкие владыке люди знали, что он имеет дар непрестанной молитвы и духовного прозрения. Как муж богомудрый и украшенный многими добродетелями и духовными дарованиями, он пользовался любовью Первосвятителей и иерархов Грузинской и Русской Церквей, клира и мирян. Обратившимся за духовной поддержкой он давал не просто совет, а открывал волю Божию как человек проницательный, имеющий большой духовный опыт. Его духовный друг, ГЛИНСКИЙ схиархимандрит Андроник, однажды сказал: «Владыка Зиновий прошел через всю жизнь и, как алмаз, не имеет ни единого пятна». Митрополит Зиновий пользовался любовью и покровительством Предстоятелей Грузинской Православной Церкви – Святейших и Блаженнейших Католикосов-Патриархов всея Грузии – Каллистрата, Мелхиседека III, Ефрема II и Давида V (Девдариани, 1903–1977 г.). Особой любовью и заботой старец-митрополит был окружен со стороны Святейшего и Блаженнейшего Католикоса- Патриарха всея Грузии Илии II, который принял монашеский постриг в Александро-Невском храме 16 апреля 1957 года от владыки Зиновия. От первоиерархов Грузинской Церкви владыка Зиновий получил все высшие церковные награды, включая и право ношения креста на скуфии – высшую награду для архиереев Грузинской Церкви. Но самой дорогой наградой для митрополита Зиновия являлась любовь и духовная привязанность к нему православных верующих Грузии, приобретенные подвижнической и богоугодной жизнью. Говоря о своей любви к Грузии, митрополит Зиновий вспоминал знаменательные слова, сказанные ему в конце 1940-х годов митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым, 1866–1956), который 26 лет проходил пастырское служение в храмах Тбилиси: «Отец Зиновий, люби Грузию, как любил ее я». Эти слова митрополит Зиновий произносил с особым проникновением, ибо он сердечно любил святую Иверию – земной удел Матери Божией. Он духовно сроднился с этой страной, знал ее церковную историю, всегда свято чтил святых Грузинской Церкви и любил всех ее чад. Проходя свое архипастырское служение в Тбилиси, владыка Зиновий постоянно хранил духовные связи с воспитавшей его Глинской пустынью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподаватель Московских духовных школ Иеромонах Сергий (Голубцов), 1953 г. Фотоархив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии В 1951 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева ». Был оставлен в Академии преподавателем церковной археологии и древнееврейского языка. За два учебных года (1951-1953) написал курс лекций по церковной археологии с привлечением новых данных из области русской живописи и архитектуры, а также составил краткий курс лекций по древнееврейскому языку. Кроме того, в Московской духовной семинарии вел преподавание Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Еще будучи студентом П.А. Голубцов предложил администрации Академии создать живописный кружок и организовать Церковно-археологический кабинет . Эти идеи получили поддержку со стороны священноначалия. Первую небольшую витрину П.А. Голубцов поставил в классной аудитории и поместил в нее несколько древних церковных предметов, ему лично принадлежавших. В 1953 году иеромонах Сергий возглавил ЦАК и кружок. 3 марта 1954 года Советом МДА иеромонаху Сергию было присуждено звание доцента. 18 июля 1954 года возведен в сан архимандрита . 17 октября 1955 года Св. Синод определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским . Епископ Старорусский 30 октября 1955 года был хиротонисан во епископа Старорусского , викария Ленинградской епархии . Хиротонию в Покровском академическом храме совершили патриарх Алексий I , митрополит Пражский Елевферий (Воронцов) , митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) , епископ Волынский и Ровенский Палладий (Каминский) , епископ Алексий (Дехтерев) . 22 ноября 1956 года Новгородская епархия была выделена в самостоятельную епархию, и епископ Старорусский Сергий был назначен временным управляющим Новгородской епархией. Он организовал в Новгороде епархиальное управление, а при нем - мастерские по пошиву облачений, ряс и других церковных одежд и принадлежностей, реставрации икон, столярную мастерскую и бригаду рабочих по ремонту храмов епархии.

http://drevo-info.ru/articles/13672114.h...

В марте 1942 г. в Ульяновске был проведен Собор епископов, осудивший создание автокефальной Украинской Православной Церкви. В начале этого года вновь появилась возможность совершать архиерейские хиротонии. Митрополит Сергий уже вскоре подобрал несколько кандидатур священнослужителей, которых он хорошо знал и которым доверял. Уже 3 января он отправил письмо протоиерею Николаю Чукову с предложением «использовать Ваши силы более продуктивно для Церкви Божией. Я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества» . В мае-октябре были хиротонисаны во епископов предварительно постриженные в монахи вдовые протоиереи: Сергий Городцов (в монашестве Варфоломей), Владимир Градусов (в монашестве Димитрий) и Николай Чуков (Григорий). 14 октября, в день хиротонии епископа Григория, митрополит Сергий вечером, за ужином, говорил о желательности возобновления издания «Журнала Московской Патриархии» и указал на владыку Григория как на редактора . К концу пребывания Патриаршего Местоблюстителя в Ульяновске число архиереев Московского Патриархата достигло 17. Большой подъем вызвало обращение митрополита Сергия 30 декабря 1942 г. с призывом к верующим начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. «Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения Родины» . 5 января 1943 г. Патриарший Местоблюститель предпринял важный шаг на пути к фактической легализации Церкви, использовав сборы на оборону страны. Он послал И. Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы все деньги, пожертвованные на нужды войны в храмах СССР. 5 февраля председатель Совнаркома дал свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил Церковь за ее труды. Получив разрешение открыть банковский счет, Патриархия приобрела урезанный статус юридического лица .

http://bogoslov.ru/article/6171286

В 1946 году верующие обратились к властям с просьбой об открытии храма. Были собраны подписи, разрешение получено. Освящение храма совершил митрополит Варфоломей (Городцов). Первая служба состоялась 19 декабря 1946 года в день памяти Святителя и Чудотворца Николая. В 1993 году настоятелем Казанского собора назначен митрофорный протоиерей Евгений Фролов. Он же является и благочинным церквей Ачинского округа. Адрес: Россия, Красноярский край, г. Ачинск, ул. К. Маркса, 21 Телефон: (391-51) 5-13-44 Подробнее... Собор Архангела Михаила (Железногорск) [ править править код ] Город ядерного и космического производств долгое время оставался закрытым и для церкви. Временем возрождения православных традиций стал 1990 год, когда группа верующих выступила с инициативой создания в Железногорске православной общины и строительства храма. 27 декабря 1990 года по благословению Епископа Красноярского и Енисейского Антония в город прибыл настоятель нового прихода — иерей Анатолий Кизюн. Первое богослужение состоялось в городском музее в Рождественский сочельник, 6 января 1991 года. В этом же месяце градостроительный совет определил место для возведения храма — участок в лесопарковой зоне на берегу озера. До постройки церкви приход разместился в небольшом помещении бывшего караула ведомственной охраны ГХК. 26 июля 1992 года состоялось освящение и закладка первого камня на месте будущего храма. А 21 ноября 1999 года, в престольный праздник Архистратига Михаила, Епископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил в новой церкви первую Божественную литургию. Трудами и молитвами многих горожан Железногорск, наконец, обрел свой храм. Адрес : Россия, Красноярский край, г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31 Телефон: (391-97) 4-02-33 Подробнее... Дивногорский храм иконы Божией Матери " Знамение " Абалакской [ править править код ] Храм иконы Божией Матери " Знамение " Абалакской - православный храм в Дивногорске, освящен в память прежде существовавшего Знаменского скита. При храме действует Воскресная школа и Паломнический центр.

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярский_к...

В Новосибирске пройдет научно-практическая конференция «Сохранение исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий» Новосибирск, 20 марта 2019 г.      27 марта 2019 года в Новосибирской государственной областной научной библиотеке состоится Научно-практическая конференция «Сохранение исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий» Организаторы мероприятия: Новосибирская митрополия Русской Православной Церкви; Управление культуры Новосибирской области; Институт Истории СО РАН; Новосибирская государственная областная научная библиотека; Исторический парк «Россия – моя история» в Новосибирске; Новосибирское региональное отделение Русского географического общества; Объединение музеев памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской; Новосибирская Православная Духовная семинария. Программа конференции 11:00-12:00 – Регистрация. 12:00 – Торжественное открытие конференции. Новосибирская государственная областная научная библиотека, г. Новосибирск, ул. Советская, 6. Приветственное слово митрополита Новосибирского и Бердского Никодима. Приветственное слово от министерства культуры Новосибирской области. Доклады: «Книга памяти жертв политических репрессий Новосибирской области: современное состояние» – Папков Сергей Андреевич, доктор исторических наук, старший научный сотрудник ИИ СО РАН, Новосибирск; «Бутовский полигон – Русская Голгофа» – Гарькавый Игорь Владимирович директор Научно-просветительского центра «Бутово», Москва; «Храмы как зернохранилище: к вопросу об изгнании верующих их церковных зданий во второй половине 1930-х годов» – Савин Андрей Иванович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИИ СО РАН, Новосибирск; «Сибирский святитель митрополит Варфоломей (Городцов) жизненный путь» – диакон Николай Андреев, священнослужитель, фотохудожник, член Союза художников России, член Союза фотохудожников России, Санкт-Петербург; «История Русской Православной Церкви в экспозициях исторических парков " Россия - моя история " » – Пронин Алексей Олегович, кандидат исторических наук, директор мультимедийного исторического парка «Россия – моя история», Новосибирск; «Семьи православных священнослужителей в контексте репрессивно-дискриминационной политики советского государства» – Москаленская Дарья Николаевна, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, Новосибирск; «Свидетель беззакония: судьба ржевитянина Г.А. Сафронова» – Кирьянова Ольга Геннадьевна, старший специалист Патриаршего совета по культуре, Москва; «Память о репрессиях в отношении духовенства и верующих в Новосибирской епархии» – иеромонах Симон (Истюков) старший преподаватель кафедры Церковного богословия Новосибирской православной духовной семинарии, Новосибирск. 20 марта 2019 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/120025.html

Верующие Омской епархии неоднократно обращались к властям с ходатайствами об открытии храмов. С янв. по сент. 1943 г. подано 36 таких ходатайств, однако только 6 из них было удовлетворено. Отказы в открытии храмов мотивировались гл. обр. незначительным числом верующих и отсутствием помещений. 7 марта 1943 г. Омский горисполком зарегистрировал общину верующих и 2 авг. передал ей Крестовоздвиженскую ц. 26 июля 1943 г. архиеп. Варфоломей (Городцов; впосл. митрополит) назначен на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру. Ему было поручено временное управление всеми вдовствовавшими сибир. епархиями, в т. ч. Омской. Первое его посещение Омска длилось с 4 по 17 февр. 1944 г.; очевидцы вспоминали, что «по городу было духовное торжественное шествие, весь город вышел на торжество с пением «Слава в вышних Богу, на земли мир…»». В воскресные дни и в праздник Сретения Господня Крестовоздвиженская ц. не могла вместить всех верующих. Народ, стоя на улице, молился вместе с архипастырем о даровании победы в Великой Отечественной войне. Весной 1944 г. власти разрешили колокольный звон. Омский горсовет 3 марта 1944 г. удовлетворил просьбу верующих о передаче им Никольской ц., однако 21 марта горсовет отменил свое решение и передал церковное здание под заводской клуб. Верующие избрали приходский совет. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. Е. И. Тихомиров (1943-1946) представил в облисполком документы о передаче Никольской ц. Облисполком направил их в Москву для окончательного решения, и в авг. 1944 г. в Омск пришло распоряжение о передаче храма верующим. В нач. 1944 г. верующие неоднократно обращались с ходатайствами об открытии омской Параскевинской ц. 28 апр. 1944 г. горсовет признал ее открытие «нецелесообразным», 4 мая решение утвердил облисполком. Во время Великой Отечественной войны вслед. отказов местных властей в открытии храмов возникали нелегальные общины. Так, верующие Исилькульского р-на в 1944 г. подали заявление об открытии церкви, но получили отказ. После этого их уполномоченная организовала молитвенный дом.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010