О.Л. Соломина Скачать epub pdf Григорий Петрович Георгиевский работал в Московском публичном и Румянцевском музее – впоследствии Библиотеке имени В. И. Ленина – 58 лет: с 1890 по 1948 год. Начинал дежурным в читальном зале библиотеки, затем работал помощником хранителя отделения рукописей и старопечатных книг, заведующим отделом рукописей, консультантом этого отдела. Григорий Петрович родился в семье сельского священника села Глинки Гжатского уезда Смоленской губернии, рано осиротел, воспитывался сестрой и тёткой. Как сын священника, получил духовное образование: окончил Вяземское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию в 1886 году, как лучший студент курса был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию на казённый счёт. Однокурсниками Георгиевского были Страгородский Иван Николаевич – впоследствии патриарх Московский и всея Руси Сергий, и Сергий Дмитриевич Городцов – впоследствии Варфоломей, митрополит Новосибирский и Барнаульский, с которыми до конца своей жизни он поддерживал дружеские отношения. Окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия в 1890 году, защитив кандидатское сочинение «Христианство в понимании русских людей в домонгольский период по памятникам книжной и народной литературы». В годы учёбы произошла его встреча с Москвой и её главным музеем. В воспоминаниях, написанных в 1920-е годы, Григорий Петрович рассказывает: «С Москвой я познакомился очень рано. Как круглого сироту, как хорошего ученика и скромного мальчика меня на каникулы брали к себе соседние помещики. Те из них, которые по зимам проживали в Москве, приглашали в Москву на рождественские каникулы. В один из таких приездов мне показывали Румянцевский музей. Я был поражён красотой самого дома Пашковых, как тогда называли помещение Музея... Кроме прекрасного расположения на холме против Боровицких ворот Кремля, поставленный лицом на Москву-реку и Замоскворечье, он всегда был предметом восторженного удивления своими лёгкими формами и множеством украшений по всем сторонам здания... У лицевого фасада был раскинут целый сад с прудами, на которых плавали лебеди. Сад окружала изящная решётка с фонтаном на углу. Из этого фонтана водовозы, на моей памяти, брали воду в свои кадки и развозили её по соседним улицам. ...Румянцевский музей представлял собою большой комплекс разнообразных коллекций».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

-------- 3074. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Вадима (Лазебного) во епископа Иркутского и Читинского. – 1990, 7, 35. 3075. APXIENUCKON Днепропетровский и Запорожский Варлаам. Сообщение о кончине. – 1991, 2, 37. 3076. РАФАЛЬСКИЙ А., прот. Архиепископ Днепропетровский и Запорожский Варлаам (Ильющенко). Некролог. – 1991, 5, 38. -------- 3077. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Варсонофия (Судакова) во епископа Саранского и Мордовского. – 1992, 4, XII. -------- 3078. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Варфоломея (Ващука) во епископа Волынского и Ровенского. – 1990, 8, 26. -------- 3079. APXIENUCKON Орловский и Брянский Варфоломей (Гондаровский). Сообщение о кончине. – 1988, 7, 30. 3080. САПСАЙ Н., прот. Архиепископ Орловский и Брянский Варфоломей. Некролог. – 1988, 10, 31. -------- 3081. “ПО ХАРАКТЕРУ человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает” (об архиепископе Новосибирском и Барнаульском Варфоломее (Городцове). – 1999, 6, 47. -------- 3082. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Василия (Васильцева) во епископа Кировоградского и Николаевского. – 1990, 6, 11. -------- 3083. ГОРОДЕЦКИЙ М., диак. Высокопреосвященный Василий (Кривошеин) , архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Некролог. – 1986, 4, 34. -------- 3084. Архиерейская хиротония архимандрита Василия (Осборна) во епископа Сергиевского. (Из определений Священного Синода (1993–1994). – 1994, 7–8, 5. -------- 3085. КРЕЧЕТОВ Н., протодиак. Памяти епископа Вениамина (Милова) . – 1988, 5, 24. 3086. ЕПИСКОП Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) . Некролог. – 1995, 6–8, 63. -------- 3087. А. ЗАМЕТЫ сердца. (К 25-летию со дня кончины Высокопреосвященного митрополита Вениамина (Федченкова) . – 1988, 2, 15. 3088. СВЕТОЗАРСКИЙ А. “Помолитеся о грехах моих…”. – 1993, 2, 71. 3089. МИТРОПОЛИТ Вениамин (Федченков) . На рубеже двух эпох. – 1993, 2, 76; 3, 72; 4, 68; 5, 84; 6, 74; 7, 84; 8, 63; 9, 87; 10, 60. -------- 3090. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Викентия (Мораря) во епископа Бендерского. – 1991, 7, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРФОЛОМЕЙ (ГОРОДЦОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Варфоломей (Городцов) О. Сергий Городцов В 1903 году возведен в сан протоиерея . С 28 декабря 1905 года законоучитель и инспектор классов Иоанникиевского епархиального женского училища в Тифлисе . Будучи убежденным монархистом и борцом за русское дело на Кавказе , был избран в 1906 почетным членом Тифлисского патриотического общества, наиболее активной и крупной монархической организации на Кавказе. 27 декабря 1906 года был тяжело ранен: " Отец Сергий ехал со своей матушкой в фаэтоне. Подбежавший сзади злоумышленник произвел выстрел из револьвера. Пуля попала в спину и осталась в области живота. Раненый миссионер упал на землю. Тогда нападавший произвел еще два выстрела, ранив священника дважды в плечо, и убежал. Его подручный, увидев приближающихся полицейских, не решился дальше стрелять и тоже хотел скрыться, но был задержан. Так " отблагодарили " протоиерея Сергия Городцова националистически настроенные кавказские революционеры за его церковно-общественную деятельность " . Митрополит Варфоломей. Фотография из собрания Музея Московской духовной академии (ЦАК МДА) Началась Великая Отечественная война . В марте 1942 года отец Сергий писал митрополиту Сергию : " Моя Воловниковская церковь разбита и сгорела почти до основания. Немцы предварительно ее грабили, а потом устроили из нее склад боевых припасов и около нее расстреливали пленных красноармейцев. Дом, в котором я жил, сгорел. Сгорели все мои книги, заметки, записки, мое маленькое имущество немцы украли " . Митр. Новосибирский Варфоломей (Городцов). Фото 1953 г. Фотоархив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии Надгробие митр. Варфоломея (Городцова) в Вознесенском соборе г. Новосибирска. Фото 1958 г. Редакция текста от: 20.01.2024 16:17:44 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14104.html

Владыка стал 54-м епископом, назначенным и рукоположенным митрополитом Сергием за время его управления Русской Церковью (с 1926 г.). Из разговоров с другими епископами выяснилось, что в тот момент в пределах СССР на неоккупированных территориях находилось 15 епископов. 16 октября 1942 г. архиепископ Григорий записал в дневнике порядок архиереев: 1. Сергий Митрополит Московский и Коломенский (Страгородский), 2. Алексий Митрополит Ленинградский (Симанский), 3. Николай Митрополит Киевский и Галицкий (Ярушевич), 4. Андрей Архиепископ Казанский (Комаров), 5. Лука Архиепископ б. Ташкентский (Войно-Ясенецкий), 6. Алексий Архиепископ Куйбышевский (Палицын), 7. Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский (Гришин), 8. Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский (Соколов), 9. Алексий Архиепископ Рязанский (Сергеев), 10. Варфоломей Архиепископ Можайский (Городцов), 11. Стефан Архиепископ Уфимский (Проценко), 12. Василий Архиепископ Калининский (Ратмиров), 13. Григорий Архиепископ Саратовский (Чуков), 14. Георгий Епископ Вологодский (Анисимов), 15. Питирим Епископ Калужский (Свиридов). А всего с 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев в РСФСР увеличилось с 2 до 20, 7 из них были хиротонисаны, в том числе – три старца на восьмом десятке лет. Это вдовые протоиереи Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956), заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869–1957), в монашестве Вениамин, и Николай Чуков, в монашестве Григорий. Все они ранее неоднократно подвергались репрессиям, а архиепископ Новосибирский Варфоломей, с которым Владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении целых 17 лет (с 1917 по 1934 г.). Все они знали, на что идут, знали, что и далее иметь дело с властью придется главным образом в лице НКВД, и они на это пошли… Пострижен в монашество с именем Григорий в честь Григория Просветителя прот. Николай был по желанию митрополита Сергия, и это, конечно, не случайно. Кандидат богословия СПбДА, один из лучших в России епархиальных наблюдателей церковно-приходских школ Российской империи, ректор Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске, Богословского института (1920–1923 гг.) в Петрограде и Высших богословских курсов (1925–28 гг.) в Ленинграде, магистр богословия (с 1927 г.), он был единственный, кто имел опыт создания высшей богословской школы в совершенно новых для церкви условиях, без поддержки государства, как это было до революции, а также и без материальной помощи церковного центра.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Потеря троих взрослых детей в блокадном Ленинграде побудила его согласиться на предложение митрополита и, получив 14 сентября 1942 г. новую телеграмму-молнию («По делам службы прошу немедленно прибыть в Патриархию – Ульяновск. Митрополит Сергий»), он направил митрополиту письмо о том, что отдает себя «в его полное распоряжение» . Однако он задержался с отъездом в Ульяновск, так как ожидал приезда архиепископа Андрея для организации открытия в Саратове «старого» собора (см. публикацию, 18 сентября 1942 г.). 7 октября 1942 г. протоиерей Николай писал: «Итак, совершился большой перелом в моей жизни – еду на пароходе “Микоян” из Саратова в Ульяновск по вызову митрополита Сергия Страгородского для посвящения во епископа. Никогда не думал об архиерействе для себя, и вот Господь приводит к этому!» 15 октября 1942 г. в Ульяновске после возведения в сан архиепископа Владыка писал: «Вчера за ужином в разговоре Владыка-митрополит между прочим сказал, что за время его управления Русской Церковью (с 1926 года) я являюсь 54-м епископом, им назначенным и рукоположенным» . Результатом многолетней политики истребления советскими властями духовенства и епископата явилось то, что в пределах СССР тогда находились только три митрополита в числе 15 архиереев, порядок которых 16 октября 1942 г. архиепископ записал в дневнике: Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский; Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский; Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий; Андрей (Комаров), архиепископ Казанский; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ бывший Ташкентский; Алексий (Палицын), архиепископ Куйбышевский; Сергий (Гришин), архиепископ Горьковский и Арзамасский; Иоанн (Соколов), архиепископ Ярославский и Ростовский; Алексий (Сергеев), архиепископ Рязанский; Варфоломей (Городцов), архиепископ Можайский; Стефан (Проценко), архиепископ Уфимский; Василий (Ратмиров), архиепископ Калининский; Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский; Георгий (Анисимов), епископ Вологодский; Питирим (Свиридов), епископ Калужский . С 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев увеличилось с 2 до 20, из них 7 были хиротонисаны , в том числе три старца старше 70 лет. Митрополит Сергий собирал «старую гвардию», и так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 г. получили благодать архиерейства и вышли на епископское служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956 гг.), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий, в монашестве Вениамин (1869–1957 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич), митр.Новосибирский и Барнаульский Родился 5 июля 1866 года. В 1890 г. окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия и был помощником инспектора в Могилевской духовной семинарии. В 1892 г. рукоположен во священника с назначением в г. Тифлис, где состоял настоятелем Казанского храма более 20 лет. За свой труд «Книга Иова», получил степень магистра богословия. В 1935 г. получил приход в Клинском районе Московской епархии. 16 мая 1942 г. пострижен в монашество. 18 мая 1942 г. хиротонисан во епископа Можайского, вик.Московской митрополии. Хиротония состоялась в г. Ульяновске. На другой день после хиротонии возведен в сан архиепископа. 26 февр. 1943 года назначен архиепископом Новосибирским и Барнаульским и управ. Иркутской епархией. 8 сент.1943 г. был участником собора единогласно избравшим митр. Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Этот же Собор постановил отлучить от Церкви всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов и лишить их сана. Получил медаль за доблестный труд в Великой Отечественной войне. 5/18 июля 1946 года праздновался 80-летний юбилей со дня рождения. 10 июля 1947 года поручено управление Владивостокской епархией. Управлял до 1948 г. 4 авг.1947 года поручено непосредственное руководство Красноярской епархией, возглавляемой Красноярским еп.Софронием. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь . б) Экуменическое движение и Православная Церковь . в) Об англиканской церковной иерархии. г) церковном календаре. Пребывая на Новосибирской кафедре, он продолжал писать богословские труды, за что Московской и Ленинградской Духовными Академиями присвоено ему почетное звание доктора богословия. 24 апреля 1949 года удостоен сана митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варфоломей (Городцов), митр. Новосибирский. Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в. (Городцов Сергей Дмитриевич; 5.07.1866, с. Поздное Михайловского у. Рязанской губ.- 1.06.1956, Новосибирск), митр. Новосибирский и Барнаульский. Из семьи священника. Окончил Скопинское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), СПбДА (1890), в академии учился вместе с Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), с к-рым сохранил дружбу на всю жизнь. Удостоен степени канд. богословия за соч. «Отношение книги Притчей Соломоновых к книге Иова со стороны содержания», получившее награду в числе лучших сочинений выпускников года. С авг. 1890 г. помощник инспектора Могилёвской ДС, в 1892 г. получил назначение в Тифлис (ныне Тбилиси). После вступления в брак 11 дек. 1892 г. Экзархом Грузии архиеп. сщмч. Владимиром (Богоявленским) был рукоположен во диакона, 13 дек.- во иерея, служил 2-м священником в Александро-Невской ц. в Тифлисе, одновременно с 1 янв. 1893 г. являлся настоятелем тифлисской Казанской миссионерской ц., при к-рой усилиями свящ. Сергия была создана б-ка, построен зал для лекций и духовных концертов. Из-за притока прихожан вместо небольшой деревянной миссионерской церкви в сент. 1894 г. был возведен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, «Духовный вестник Грузинского Экзархата» отмечал, что «по числу прихожан миссионерская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери может быть названа одной из первых в Тифлисе». К нач. 1904 г. о. Сергий был возведен в сан протоиерея. Являлся постоянным наблюдателем городских школ, председателем совета Миссионерского братства, председателем епархиального Грузинского училищного совета, благочинным рус. церквей, законоучителем школы слепых, законоучителем и инспектором классов Иоанникиевского епархиального жен. уч-ща в Тифлисе (до 28 дек. 1905) и др. Во время русско-япон. войны заботился о раненых, собирал одежду для отправки на фронт. 27 дек. 1906 г. был ранен в Тифлисе националистом. В 1914 г. получил степень магистра богословия, защитив дис. «Книга пророка Иова: Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». В последние годы служения в Тифлисе являлся настоятелем ц. во имя блгв. кн. Михаила Тверского, построенной его попечением. Награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Владимира 4-й и 3-й степени. Будучи бездетными, супруги Городцовы взяли на воспитание детей, один из их воспитанников, Николай Вольянников, сопровождал В. на всех местах его служения, принял постриг с именем Никандр, в 1949 г. был хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии, впосл. еп. Омский и Тюменский.

http://pravenc.ru/text/154403.html

М. К жизнеописанию свт. Иоанна Тобольского//БВ. 1916. 9. С. 140-166; Святитель божий Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири: (1651-1715 гг.): Сб. мат-лов. Чернигов, 1916; Тутолмин Г. С., прот. Житие свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Тобольск, 1916; Юрьевский А., прот. К жизнеописанию свт. Иоанна Тобольского//ТКДА. 1916. 5/6. С. 62-63; Варфоломей (Городцов), архиеп. Сибирские святители//ЖМП. 1948. 3. С. 30-33; Каменева Т. Н. Черниговская типография, ее деятельность и издания: (XVII-XVIII вв.)//Тр. ГБИЛ. М., 1959. Т. 3. С. 234-236, 244-245, 282-295; Просвирнин А., прот. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири: (К 250-летию со дня кончины)//ЖМП. 1965. 6. С. 73-77; он же. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец//Там же. 1976. 5. С. 57-58; Гребенюк В. П. Панегирическая лит-ра петровского времени. М., 1979. С. 54-71; Серафим (Шлыков), иеродиак. Свт. Иоанн Тобольский и его богословское наследие: Канд. дис. Загорск, 1985. Ркп. [библиогр.]; Житие свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Тобольск, 1995; Служба свт. Иоанну, митр. Сибирскому и всея Сибири чудотворцу/Сост.: архиеп. Варфоломей (Городцов)//Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, статьи, послания: К 40-летию со дня кончины. Новосиб., 1996. С. 159-175; Николаев С. И. Максимович Иоанн//Словарь рус. писателей XVIII в. Спб., 1999. Вып. 2. С. 266-267; Фомин С. В. Последний царский святой: Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, Сибирский чудотворец: Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб., 2003; Денисов М., свящ. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец, и история его прославления//Сибирь православная. 2007. 1. С. 2-8; Журавльова С. С. Випробування Фортуни: Nocmami античних мoжhobлaдцib в ihmepnpemaцiï Ioaha (Максимовича)//Akmyaльhi проблеми слов " янськоï фiлoлoriï: Miжbyз. зб. наук. ст. К.; Hiжuh, 2007. Вип. 12: Лihrbicmuka i лimepamypoзhabcmbo. С. 77-82; она же. Bipш Oлekciя, чoлobika Божого» Ioaha (Максимовича)//Волинь фiлoлoriчha.

http://pravenc.ru/text/468961.html

1910. С. 106). Первая школа О. в. была открыта в 1863 г. в Даллагкау. В 1864-1871 гг. количество школ, находящихся в ведении О. в., колебалось от 30 до 40, в них училось свыше 1 тыс. детей. В 1870 г. на строительство школ подобного типа было потрачено более 33 тыс. р. (НА Грузии. Ф. 493. Д. 93. Л. 4). Особое внимание О. в. уделяло образованию женщин: были основаны 3 жен. школы (1-я - в 1863 во Владикавказе), в к-рых помимо духовных дисциплин девушки изучали домоведение, занимались рукоделием и др. В 1906/07 уч. г. действовали 85 принадлежавших О. в. школ: 18 - во Владикавказской епархии на Сев. Кавказе; 50 - в Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии (в т. ч. 9 - в Душети, 9 - в Тианети, 5 - в Закатальском окр., 4 - в Эриванской губ., 2 - в Елизаветпольской губ., одна - в Карсской обл., 2 - в Бакинской губ. и др.); 7 в Имеретинской епархии (все в Сванети); одна - в Гурийско-Мингрельской епархии ; 8 - в Сухумской епархии (Списки учителей и законоучителей по школам за 1906-1907 г.//Отчет... за 1906-1907 гг. 1909. С. 136-193). Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Были созданы отд-ния О. в. во Владикавказе, в Гурии, Мегрелии, Абхазии, Туш-Пшав-Хевсурети, Аджарии. С целью улучшения работы О. в. 19 окт. 1895 г. в Тифлисе при содействии сщмч. Ермогена (Долганёва) было основано Епархиальное миссионерское духовно-просветительское братство, к-рое занималось культурно-просветительской работой; в 1905 г. создано Епархиально-миссионерское братство при 1-й тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила, председателем стал прот. С. Городцов (впосл. митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов)). В 1906-1907 гг. О. в. принадлежало 119 приходов: 60 - в Карталино-Кахетинской епархии (в т. ч. 7 - в Тушинском благочинии, 11 - в Пшаво-Хевсурском, 4 - в Ингилойском, 15 - в Джавском, 7 - в Ортевском, 6 - в Кобийском, 5 - в Ахалцихском, 5 - в Эриванском благочинническом окр.); 40 - в Сухумской епархии; 19 - в Имеретинской епархии (Ведомость о приходах и причтах Об-ва за 1906-1907 гг.//Там же.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

«Владыка Ефрем начал свой монашеский путь после окончания университета, в Шио-Мгвимском монастыре. Вскоре, однако, монастырь был закрыт... В 30-е годы его арестовали, и он пережил все ужасы застенков и лагерей. В это тяжелое время игумения Ольгинского монастыря Ангелина с помощью некоторых людей посылала ему передачи, но затем и это было запрещено. Его выпустили из заключения в последний год войны в тяжелом состоянии, почти умирающим от голода. По дороге в одежде арестанта он пришел к Новосибирскому епископу (архиепископ с 1943 года. – АВ.) Варфоломею (Городцову) в кафедральный собор и попросил у него благословения. Владыка вместо благословения взял его за руку, пристально посмотрел на него и сказал: “Я не благословляю архиереев». Епископ Ефрем спросил: “Откуда вы знаете, кто я?» Тот ответил: “Я вижу в вас архиерея. Куда вы едете из заключения?» – “К себе на родину, в Грузию». Тогда владыка Варфоломей сказал: “Может быть, вы не знаете меня, но слышали обо мне. Я служил в Грузии много лет. Мое имя тогда было протоиерей Сергей Городцов». – “Конечно, я вас знаю. На вас террористы сделали покушение, и вы были тяжело ранены», – отвечал епископ Ефрем. Тот сказал: “Я вспоминаю Грузию и люблю ее». Патриарх Ефрем рассказывал, как епископ Варфоломей повез его в свой дом. Тогда автомобилей у епископов еще не было, и они сели в открытую коляску, запряженную лошадью. Люди удивлялись, видя в коляске рядом с архиереем человека в оборванной одежде... В течение нескольких недель владыка Варфоломей ухаживал за епископом Ефремом. Он пригласил врачей, и те сказали, что владыке Ефрему еще долго нельзя будет есть твердую пищу, потому что от голода стенки его желудка стали настолько тонкими, что может быть прободение со смертельным исходом. Его прежде всего искупали, сожгли его одежду, дали новую и затем понемногу стали кормить какой-то жидкой кашей... Епископ Варфоломей сказал владыке Ефрему, что не отпустит его из своего дома в дорогу, пока не получит разрешения от врачей. При этом он предложил ему служить вместе с ним по праздникам в кафедральном соборе» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010