1937 год ознаменовался массовыми арестами духовенства и мирян, закрытием и уничтожением храмов. В Новосибирске был арестован и расстрелян преемник умершего в том же году митрополита Никифора архиепископ Новосибирский Сергий (Васильков), многие священнослужители и верующие миряне. Практически все городские храмы были закрыты. Был закрыт и Вознесенский собор. Точная дата закрытия храма не установлена. Известно лишь, что периодически храм использовался как зернохранилище. В 1943 г. на Новосибирскую кафедру был назначен архиепископ Можайский Варфоломей (Городцов), который по прибытии в город стал хлопотать о возвращении Вознесенского храма верующим. Просьбу владыки удовлетворили, и в 1944 году, на Страстной Седмице состоялось освящение вновь открытого храма. Об этом радостном событии владыка Варфоломей вспоминал в своем дневнике так: " В марте же месяце Господь помог нам получить для Новосибирска вторую церковь: Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет; но в этом году мой секретарь о. Никандр съездил в Москву, где нужно изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь. В конце 6 недели Великого поста получено было решение Совета по делам Православной Русской Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, - иконостас, престолы, подсвечники и пр. - все оказалось в порядке; поэтому я, после того как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером совершил малое освящение храма, и с Великого Четверга начались в нем службы - к великой радости всего народа. Церковь за всеми службами была переполнена народом, а в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул от множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, то увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели, - картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению и новооткрытому храму " . Именно чаяниями митрополита Варфоломея в Вознесенском кафедральном соборе был построен третий придел - во имя преподобного Серафима Саровского, освященный 28 декабря 1947 г., где в 1956 г. Владыка обрел вечный покой.

http://sobory.ru/article/?object=61898

–1930: 22 .02(07.03).1930–29.05(11.06).1930: Феодор Баженов 1930–11(24).06.1931: Палладий Бельтюков 1931–1933: 1933–1934: Сергий Иванцов Иркутская 26 .01(08.02).1916–03(16).12.1918: Иоанн Смирнов 07(20).12.1918–1919: Зосима Сидоровский, в. у. 1919–1923: междуархиерейство 1923–1924: Анатолий Каменский 10(23).07.1924–04(17).08.1924: Иоанн Братолюбов в. у 02 .1924–27.11(10.12).1925: Гурий Степанов 1925–1926: Ираклий Попов, в. у. 1926–1927: Евсевий Рождественский, в. у. 02(15).09.1927–24.04(07.05). 1929: Киприан Комаровский в. у. 24 .04(07.05).1929–25.06(08.07).1930: Варсонофий Лузин 25 .06(08.07).1930–03(16).06.1933: Дионисий Прозоровский 11 (24).06.1933–09.1937: Павел Павловский 1937–1943: 11 .1943–1943: Филипп Ставицкий 13(26).02.1943–21.05(03.06).1948: Варфоломей Городцов, в. у. Иркутская (обн.) 11(24).09.1922–31.05(13.06).1923: Николай Чижов 1923–1925: Василий Виноградов , в. у. 1925–1926: Василий Виноградов 1927–1928: Илия Фокин 1928–1930: Владимир Злобин 09 .1930–08(21).01.1931: Пётр Добринский 08(21).01.1931–20.10(02.11).1932: Алексий Копытов 1932–1934: 1934–24.04(07.05).1938: Константин Знаменский Ишимская (обн.) 05(18).09.1923–21.08 (03.09).1926: Алексий Копытов 1926–1926: Константин Спасский 28 .08(10.09).1926–01(14).02.1928: Константин Запрудский 1927–1927: Александр Филиппов 15(28).02.1928–1928: Евгений Добротин 11(24).04.1928–16(29).11.1929: Иннокентий Копейкин 1929–1930: Михаил Орлов , в. у. 1929–1931: 04(17).05.1931–1931: Николай Кратиров 1931–23.07(05.08).1936: Александр Филиппов, паки 23 .07(05.08).1936–13(26).02.1937: Николай Чудновцев Кабановская (обн.) 02(15).07.1923–17(30).09.1924: Георгий Георгиевский Кавказская и Черноморская см. Ставропольская Кавказская (обн.) см. Ставропольская (обн.) Казанская 10(23).12.1910–1919: Иаков Пятницкий 1911–1911: Алексий Дородницын , в. у. 1919–04.1922: Кирилл Смирнов 1922–1925: 1925–1925: Митрофан Поликарпов, в. у. 1925–1930: 1930–1930: Иоанн Широков, в. у. 1930–1930: Ириней Шульмин, в. у. 24 .04.(07.05).1930–10(23).03.1933: Афанасий Малинин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

18.  Борисов Н. С.  Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 19.  Буцинский П. Н.  Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. — Харьков: Тип. губернского правления, 1893. 20.  Буцинский П. Н.  Открытие Тобольской епархии и первый Тобольский епископ Киприан. — Харьков: Тип. губернского правления, 1891. 21.  Быстров П.  Первые христиане в Сибирском крае (1586—1631)//Православное обозрение. — 1866. — С. 377—408. 22.  Варфоломей (Городцов), архиеп.  Святители Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири//ЖМП. — 1948. — 3. — С. 26—33. 23.  Гнеденко А. М.  За други своя, или Все о казачестве. — М.: Междунар. фонд слав, письменности и культуры, 1993. 24.  Есипов Г.  Сибирская летопись. — СПб., 1861. 25.  Жучемко Б. А.  Тюмень архитектурная. — Свердловск, 1984. 26.  Заварихин С. П.  Ворота в Сибирь. — М.: Искусство, 1981. 27.  Знаменский М. С.  Искер — столица Сибирского царства. — Тобольск: Тип. Тобольского губ. правления, 1891. 28.  Иустин, еп.  Биографические сведения об архипастырях Тобольской епархии. — Томск, 1897. 29.  Квасницкий В., свящ.  Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии//Странник. — 1865. — 8. — Отд. 2. — С. 49—72. 30.  Костомаров Н. И.  Казаки. — М.: Фирма «Чарли», 1995. 31.  Костомаров Н. И.  Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: В 4 т. — М.: РИПОЛ-классик, 1998. 32. Краткий очерк миссионерства в Тобольской епархии//Православный благовестник. — М., 1893. — 14. — С. 22—31. 33.  Мелетий (Якимов), архим.  Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653—1726) и сведения о Даурской миссии. — Казань: Университетская тип., 1873. 34.  Миллер Г.  Сибирская история. — СПб., 1886. 35. Народы Сибири/Под ред. М. Г. Левина и Л. П. Потапова. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 36.  Наумов И. В.  Административно-территориальное строение РПЦ в Сибири в XVI — первой половине XIX в.//Исторические судьбы Православия в Сибири. — Иркутск: [Б. и.], 1997. — С. 12—16. 37.  Недосеков А.  Миссионерская деятельность митрополита Филофея Лещинского и его вторичное управление Сибирскою митрополиею с 1715 до 1721 года//Тобольские епархиальные ведомости. — 1889. — 7/8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

– Формула поминовения всех погибших во 2 мировой войне. Была утверждена в мае 1947 г. 359 – Акафист преподобному Моисею, составленный игуменом Василием (Прониным), духовником Домбровского женского монастыря в Закарпатской области. Утвержден в марте 1951 г. 360 – Чин погребения инославных. В феврале 1949 г. Синод поручил митр. Григорию (Чукову) отредактировать составленный патриархом Сергием чин погребения инославных христиан. 361 После того, как эта работа была завершена, Синод постановил «Чин отпевания и панихиды по инославным, составленный патриархом Сергием, благословить к употреблению в тех случаях, когда к священнику обращаются с просьбой отпеть или совершить панихиду по инославным христианам». 362 – Формула поминовения властей предержащих, предложенная Календарно-богослужебной комиссией. Утверждена в феврале 1958 г. 363 – Тропарь св. Игорю Черниговскому, составленный митр. Никодимом (Ротовым). Утвержден в декабре 1964 г. 364 Не утверждены: – Акафист святителю Иоанну Златоусту , составленный священником Георгием Саловьяновым. Акафист рассматривался в сентябре 1947 г. и не был утвержден, «так как имеется давно уже составленный и одобренный Святейшим Синодом Акафист Св. Иоанну Златоусту ». 365 – Акафист Божией Матери пред иконой Ея Тамбовской, представленный еп. Тамбовским Иоасафом (Журмановым). Рассматривался в октябре 1947 г. 366 – Акафист на Рождество Христово, составленный могилевским прот. К. Раиной. 367 – Акафист священномученику Власию. При рассмотрении в июне 1949 г. был признан «не совсем пригодным для общецерковного пользования». 368 – Акафист святителю Иосифу, митрополиту Астраханскому, составленный И.Е. Кочергиным. В июле 1958 г. был признан неприемлемым к богослужебному употреблению. 369 Результаты обсуждения неизвестны: – Акафист всем святым в земле Российстеи просиявшим, представленный архиеп. Мануилом (Лемешевским) . В июне 1948 г. был передан на отзыв архиеп. Новосибирскому Варфоломею (Городцову). 370 – Акафист священномученику Власию, составленный священником Леонидом Ненарокомовым. 371 В июне 1949 г. был передан на рассмотрение еп. Исидору (Богоявленскому). 372

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

18 июля 1956 года митрополит Нестор получает назначение на Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Эту кафедру, объединяющую почти всю Сибирь, до него занимал митрополит Варфоломей (Городцов). Заместитель Председателя Совета по делам Русской Православной церкви при Совете министров СССР пишет 3 августа 1956 года письмо уполномоченному Совета: «Во взаимоотношениях с митрополитом Нестором Вам необходимо учесть то обстоятельство, что он всего несколько месяцев [?!] находится в СССР и не знает советских условий, поэтому с его стороны возможны действия, которые не будут соответствовать нашему законодательству, относящемуся к церкви и сложившейся практике взаимоотношений церкви с советскими органами. В такого рода вопросах следует оказывать ему необходимую помощь, разъясняя существо законов и практику взаимоотношений Уполномоченного с митрополитом Варфоломеем». 250 Свыше шести месяцев ему, как бывшему заключенному, отказывали в прописке. Даже по установлениям того времени это было серьезным юридическим нарушением, так как Владыка был освобожден досрочно, «без последующих поражений прав». Митрополит Нестор был встречен в Новосибирске с большой радостью. Несмотря на перенесенные испытания и болезни, он ревностно взялся за налаживание богослужебной жизни, упорядочение дел в епархии. По словам А. К. Караулова, «Владыка возобновил регулярные архиерейские богослужения в Воскресенском кафедральном соборе и в кладбищенской Успенской церкви. Много ездил по епархии, бывая даже в таких местах, где никогда не проводилось архиерейское служение (например, в самом северном городе епархии Колпашево). Владыка умел придать службе особую атмосферу молитвенности и высокой торжественности. Это привлекало большие массы молящихся и, в том числе, молодежи. В службах участвовало до 20 иподиаконов, многие из которых впоследствии навсегда связали свою судьбу с церковью. Регентом был назначен Константин Павлючек (бывший регент харбинской Скорбященской церкви в Доме Милосердия), что значительно повысило профессиональный уровень хора. В соборе зазвучали произведения Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Архангельского, Бортнянского, Веделя и др. Стали проводиться (2–3 раза в год) духовные концерты». 251

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Благодарим Бога, что живем и можем в уединении помолиться, почитать и поразмыслить над всем. Мы все просим Вашего благословения. Целуем Вашу руку и молим Господа Бога, да сохранит Он Вас в добром здоровье, в душевном спокойствии и во всяком благополучии и избавит от всякого зла. Я же всегда вспоминаю Вас, как Отца нашего, который всегда и всех нас утешал, когда дух наш угасал в тяжелых переживаниях прошлого. Примите благодарность от одного из тех, которому Вы много помогли, а Господь да вознаградит Вас своею милостию. Низкий поклон от всей моей семьи и пасхальное приветствие с Великим возгласом: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Остаюсь всегда молящийся за Вас и просящий Ваших молитв. Недостойный Вашего Преосвященства послушник Прот[оиерей] Николай Куприянов. 20 апреля 1962 г. Д. 55. Л. 120. Подлинник. Автограф. 752 Никандр (Вольянников Николай Федотович; 1909–1957), епископ. В январе 1944 г. рукополо­жен во иерея, а через месяц пострижен в монашество. До 1949 г. состоял секретарем у архиепи­скопа Варфоломея (Городцова) и благочинным Новосибирской епархии. В 1949 г. хиротонисан в г. Новосибирске во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии. В 1952 г. назначен епископом Омским и Тюменским. 754 Венедикт (Пляскин Василий Васильевич; 1900–1976), епископ. Служил в армии Колчака. В 1930 г. пострижен в монашество. В 1937–1941 гг. в заключении. В 1941–1943 гг. на фронте. В январе 1946 г. хиротонисан во епископа Хабаровского и Владивостокского. Уволен на покой. В 1948 г. назначен епископом Петрозаводским и Олонецким. С 1949 г. на покое. С 1955 г. вре­менно управляющий Омской епархией. С 22 ноября 1956 г. на покое. 3 апреля 1961 г. третий раз вступил во временное управление епархией. 755 Митрополит Ефрем (Тигиняну) занимал Кишиневскую кафедру Румынской Православной Церкви с 1938 по 1944 г. в составе Румынской Церкви. 757 Нектарий (Григорьев Николай Константинович; 1902–1969), митрополит Кишиневский и Молдавский. С 1946 г. состоял в числе братии Троице-Сергиевой лавры в качестве казначея и благочинного. С 4 октября того же года наместник Псково-Печерского монастыря. 29 июня 1947 г. хиротонисан во епископа Петрозаводского и Олонецкого. С 7 июня 1949 г. епископ Ки­шиневский и Молдавский. С 1956 г. архиепископ. С 1963 г. митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Владыка Нестор, перед тем как уехать в Балтовский Онуфриевский монастырь, спросил Патриарха: – Ваше Святейшество, благословите отца Мисаила (моё монашеское имя) быть моим духовником. Святейший благословил. Это благословение и позволило мне быть вместе с митрополитом Нестором до последних дней его жизни» 264 . В центре России       В летний Сергиев день, после службы в Троице-Сергиевой Лавре митрополит Нестор принял первое своё назначение – на кафедру Новосибирскую и Барнаульскую, сменив за несколько дней до этого скончавшегося глубокого (за 90 лет) старца митрополита Варфоломея (Городцова, 1.6.1956). Получив у «доверенных людей» хранившиеся у них все годы заточения первый архиерейский саккос, митру, вышитую мамой, золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, ордена и архив, митрополит Нестор отбыл на новое место служения. Готовился и «Совет по делам». Из Москвы новосибирскому уполномоченному Ф.Т. Воротилову полетело конфиденциальное письмо: «Во взаимоотношениях с митрополитом Нестором Вам необходимо учесть то обстоятельство, что он всего несколько месяцев находится в СССР и не знает советских условий, поэтому с его стороны возможны действия, которые не будут соответствовать нашему законодательству, относящемуся к Церкви, и сложившейся практике взаимоотношений Церкви к советским органам. В такого рода вопросах Вам следует оказывать ему необходимую помощь, разъясняя существо законов и практику взаимоотношений Уполномоченного с митрополитом Варфоломеем» 265 . Новониколаевск (или по-нынешнему Новосибирск) считается географическим центром России. Здесь и была первая после долголетней эмиграции и мучительных лагерных лет кафедра Апостола Камчатки. «В те годы, – рассказывает его келейник, – во всей Новосибирской епархии, охватывающей почти всю Восточную Сибирь, оставалось лишь 50 действующих приходов. Владыка, несмотря на слабость своего здоровья, часто выезжал на самые дальние, затерянные в сибирской тайге приходы. Сибирь очень напоминала ему Камчатку, где он ещё молодым иеромонахом совершал миссионерские подвиги. А когда Владыка вспоминал про Камчатку, у него всегда наворачивались на глаза слёзы» 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Революционные выступления сопровождались грабежами храмов и мон-рей, в связи с чем 5 мая 1905 г. Святейший Синод издал указ о принятии жестких мер в отношении группировок, замешанных в грабежах церковного имущества, а также об организации специальной охраны при храмах (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22466. Л. 8). В годы революции в Тифлисе было создано неск. рус. патриотических орг-ций. В 1905 г. наместник на Кавказе Воронцов-Дашков поручил ген. армии Кавказского военного округа А. Грязнову создать Об-во патриотов, призванное объединить русских верующих. 22 окт. 1905 г. об-во провело в Тифлисе манифестацию с крестами и иконами, призывая рус. часть населения Кавказа к объединению в борьбе против революции, закончившуюся столкновениями с груз. населением города ( Ломидзе. 1959. С. 48). В 1905 г. при первой тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила (р-н Авлабар) было создано Епархиально-миссионерское братство, активное участие в деятельности к-рого приняли экзарх и высшее рус. духовенство: они регулярно созывали «патриотические вечера», где читали лекции-проповеди, посвященные революционному движению и сектантству. Так, в 1905 г. братство организовало 4 вечера (Обзор. 1910. С. 60). Позднее на базе братства возникла новая организация - Союз союзников России, ее основателем был В. М. Пуришкевич. В мае 1905 г. прот. сщмч. Иоанн Восторгов и настоятель второй тифлисской миссионерской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери прот. Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей ) создали Партию сторонников порядка. Партия объединила 800 чел., выступивших против революции, считавших ее основной причиной поражения России в русско-япон. войне. Партия, полагаясь на посредничество наместника гр. Воронцова-Дашкова, ходатайствовала перед императором о принятии жестких мер в отношении участников революционного движения в Грузии (Обзор. 1910. С. 70-71). В 1907 г. на основе созданного в С.-Петербурге Религиозно-философского об-ва в Тифлисе было основано аналогичное об-во, непосредственно подчинявшееся экзарху. В его состав входили почетные члены (известные своей деятельностью или трудами), действительные и члены-соревнователи. Руководство об-вом осуществлял председатель, его товарищ, секретарь и не менее 3 членов совета об-ва. Общие собрания проводились не реже 1 раза в год, экономическую основу составляли членские взносы - 3 и более рубля в год, пожертвования, сборы с лекций, доходы от изданий. Члены об-ва читали лекции и проводили семинары - в основном в тюрьмах, больницах, ночлежках, приютах и домах престарелых; ведущее место отводилось секции народного чтения, где регулярно обсуждались религ. произведения, толковался НЗ, читались популярные рефераты по религиозно-философской тематике. Специальные секции об-ва действовали во всех епархиях Г. Э. Об-во, просуществовавшее до 1912 г., открывало небольшие б-ки, издавало религ. лит-ру и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 22651. Л. 1, 37). Вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви

http://pravenc.ru/text/168201.html

Ваш покорный слуга протоиерей Димитрий Хандорин. [подпись] P.S. Ваше Преосвященство, мы с Вами встречались в 1928 г. в августе в Кеби 890 на Поповом острове, где я в это время был вместе с епископом Аркадием Астальским и епископом Анисимом 891 Пылаевым. Д. 20. Л. 2–3. Подлинник. Автограф. 3. 5 июня 1958 г. г. Томск Здравствуйте, глубокоуважаемый Владыко! Поздравляю Вас с прошедшими Великими праздниками. Желаю Вам сил, здоровья и благополучия и успеха в Ваших делах. От Вас я получал поздравление, но по разным причинам не мог Вам своевременно отвечать. Мое здоровье становится очень плохим. Нашу Томскую епархию обслуживает митрополит Новосибирский Нестор. Его Вы, вероятно, знаете – возможно, что Вы встречались с ним когда-либо у патриарха. В праздник Троицы митрополит Нестор приезжал к нам в Томск и здесь совершал богослужение. Я был за всенощной накануне Троицы, где и встречался с митрополитом, который приглашал меня участвовать в богослужении, но я в это время сильно разболелся и не мог повидаться с Владыкой, хотя он, очевидно, имел желание повстречаться со мной. Испрашиваю Ваших святительских молитв и пребываю Вашим покорным слугою, протоиерей Димитрий Хандорин. [подпись] Д. 34. Л. 14–14об. Подлинник. Автограф. 883 Скорее всего, о. Дмитрий имеет в виду епископа Алексия (Палицына), который 28 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, однако епархией не управлял. 885 Григорий (Козлов Владимир Сергеевич; 1883 – 1937), епископ. В 1922 г. хиротонисан во епископа Ветлужского, викария Костромской епархии. В 1927 – 1932 гг. в лагерном заключении. С 1936 г. епископ Уфимский. Расстрелян. 886 Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич; 1866 – 1956), митрополит. В 1892 г. Рукоположен во иерея. До 1933 г. в ссылках. В 1942 г. пострижен митрополитом Сергием (Страгородским) в монашество. 31 мая 1942 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. На следующий день возведен в сан архиепископа. С 1943 г. архиепископ Новосибирский и Барнаульский. В 1947 г. в. у. Владивостокской, затем Красноярской епархиями. С 1949 г. митрополит, с конца 1950 по 1951 г. управлял также Семипалатинской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Отец Пимен любил совершать торжественные службы, с чтением акафистов, с торжественными молебнами. Прибыл он в обитель для настоятельства в конце 1949 года и пробыл здесь четыре года – до декабря 1953 года. К Пасхе 1950 года он был возведен в сан архимандрита. Братия обители относилась к своему настоятелю с искренним уважением и любовью. «За годы управления древней обителью архимандрит Пимен благоустроил ее как в духовном, так и в бытовом отношении, заслужив у братии и многочисленных богомольцев любовь и уважение», – писал бывавший в это время в обители будущий патриарх Алексий II. Нынешний наместник обители архимандрит Тихон (Секретарев) свидетельствует о предсказании, сделанном тогда старцем Симеоном (Желниным): «Старец Симеон предсказал архимандриту Пимену о его архиерейской хиротонии и патриаршем служении». Возглавив в январе 1954 года Троице-Сергиеву лавру в качестве наместника, отец Пимен много трудился и по устроению Московской духовной академии. Вместе с ректором протоиереем Константином Ружицким он добился возвращения академии Покровского храма и совершил в нем первую службу. Наместник принимал участие во всех академических торжествах, присутствовал на защите магистерских диссертаций, иногда просто приходил пообщаться со студентами. Архимандрит Пимен совершал монашеские постриги выпускников духовных школ. В годы его наместничества лавра активно восстанавливалась, были открыты два придела Трапезного храма, отреставрирована Смоленская церковь. Архимандрит Пимен 12 апреля 1954 года «во внимание к многолетнему усердному служению Церкви Божией» был удостоен Святейшим Патриархом Алексием I права ношения двух крестов с украшениями. Святейший Патриарх Пимен называл четыре года, проведенные в лавре, «особенно ответственным периодом» в своей жизни: «За этот прекрасный и содержательный отрезок жизни много получено духовного утешения и неведомой для мира радости, радости, понятной только инокам». Патриарх Алексий I хотел видеть архимандрита Пимена архиереем. К этому времени обозначилась острая нехватка деятельных и глубоко церковных архиереев. Поставленные в середине 1940-х годов епископы «старой школы», такие как Григорий (Чуков), Варфоломей (Городцов), Иоанн (Разумов), старели и становились менее активными, а епископы, поставленные из числа бывших обновленцев, не пользовались доверием патриарха и к этому времени находились на второстепенных кафедрах или за штатом. Епископы-репатрианты не могли продвигаться из-за предубежденности против них Совета по делам РПЦ. Патриарху в 1957 году исполнилось уже 80 лет, ему нужны были деятельные помощники.

http://pravoslavie.ru/36227.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010