«Соуправление» – ( συναρχαν) – т.е. царя с Аманом. Царь позволяет определить таким образом свои отношения к Аману в угоду ему и не в ущерб своей самодовлеющей и неограниченной власти, подобно тому как далее усвояет ему почетный титул «второго отца нашего», выражаясь применительно к тому, чем должен быть, по воле царя, Аман для его подданных. Днем избиения иудеев греческий текст указа называет 14-е число адара, между тем еврейский оригинал книги везде указывает 13-е число ( Есф 3.13, 8.12, 9.1 ). Эта неопределенность могла явиться или от недостаточной осведомленности самого предания, или от отсутствия подлинной редакции указа. По обычному преданию иудеев, днем избиения вспоминается 13-е число, 14-е же и 15-е число празднуются как праздники освобождения от 13-го, хотя могло быть и то, что 14-е число, предназначенное к избиению иудеев, стало праздником, как день спасения от этого избиения. Эсф.3:14 .  Список с указа отдать в каждую область как закон, объявляемый для всех народов, чтобы они были готовы к тому дню. Эсф.3:15 .  Гонцы отправились быстро с царским повелением. Объявлен был указ и в Сузах, престольном городе; и царь и Аман сидели и пили, а город Сузы был в смятении. Крайняя жестокость и кровожадность указа не представляют чего-либо совершенно невероятного по тому времени. Если в позднейшее, даже христианское время возможны были Сицилийские вечерни и Варфоломеевские ночи, и теперь еще порой воскресают ужасы еврейских погромов, то для тех времен и для тех царей и подавно подобные кровавые гекатомбы были совершенно явлением безупречным. История знает и другой совершенно сходный случай повторения указа на истребление целого народа: это было при царе Митридате, который тайным декретом повелел однажды умертвить в один день всех римлян (до 150 000 человек), обитавших в Малой Азии. Указ об избиении иудеев сопровождался указом о всеобщий мобилизации, во исполнение чего всему военно-способному мужскому населению страны (за исключением иудейского) предписывалось к назначенному дню быть готовым выступить под оружием ( «для всех народов, чтоб они были готовы к тому дню»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потом Он в другой раз сказал пм: – «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылал вас». –Сказавши это, дунул, и присовокупил: – «примите «Дух Святый. Кому (действием сего Духа) простите грехи – тому простятся; на ком оставите – на том останутся». – (С этими словами, Иисус Христос простился с учениками). Свидетелям этого явления Христова из Апостолов было только десять: в отсутствии был Фома. Когда потом другие ученики сказали ему, что они видели Господа; он отвечал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в место, пронзенное гвоздями, и не вложу руки моей в бок Его; не поверю». 2. В восьмой день после Воскресения. 6-е явление Иисуса Христа для уверения Фомы (Ин. 20:26–29) Прошло семь дней со дня воскресения; наступил опять первый день недели. Все Апостолы, не исключая и Фомы, находились в одном доме. Двери дома опять были заперты. Вдруг, Иисус Христос стал посреди их, и приветствовал: – «мир вам!» – Потом говорит Фоме: – «поднеси сюда свой перст; посмотри на Мои руки; поднеси свою руку, и вложи в бок Мой; и не оставайся в неверии, но верь». – Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус Христос говорит ему: – «ты поверил, когда уже увидел Меня; блаженны те, которые, не видевши(Меня), уверовали!» 3. В продолжение тридцати одного дня. Явления воскресшего Иисуса Христа в Галилее: 7-е – семи учениками на Тивериадском море; 8-е – на одной горе, одиннадцати ученикам; и 9-е – Апостолу Иакову (Ин. 21:1–33) В следующий раз явился Иисус Христос ученикам Своим на Тивериадском море; и явился таким образом: – Апостолы, согласно данному им повелению, отправились в Галилею. Случилось, что собрались вместе Петр, Фома, Нафанаил, (вероятно, Варфоломей), что из Каны Галилейской, сыновья Зеведеевы и двое других учеников. Симон Петр говорит им: «пойду ловить рыбу». Говорят ему: «пойдем и мы с тобою». Пошли, и, тотчас, вошли в лодку: но в эту ночь ничего не изловили. Когда уже настало утро; Иисус Христос показался на берегу: впрочем, ученики не узнали, что это Он. Тогда Иисус Христос говорит им: – «дети! нет ли у вас чего-нибудь из съестного?» – Отвечают Ему: «нет». Он сказал им: – «закиньте сеть по правую сторону лодки, и изловите». – Они закинули; и уже не могли тащить сети от множества рыбы. Тут Иоанн говорит Петру: «это Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В 1992 г. бывший Киевский митрополит Филарет был лишен сана из-за его впадения в раскол и доказанных личных нравственных прегрешений, а позднее он был отлучен от Церкви. Его низвержение из-за множества канонических нарушений было абсолютно основательно. Но своим решении от 11 октября сего года в полном противоречии со священными канонами Константинопольский Патриархат восстановил этого человека в духовном сане. — Какой, во-Вашему, должна быть позиция Болгарской Православной Церкви? — Три митрополита Священного Синода высказались в своем заявлении по ситуации на Украине, в котором, исходя из опыта Всеправославного Собора 1998 г., преодолевшего раскол у нас, мы предложили и в этом случае поступить так же — поставить вопрос о ситуации на Украине на всеправославное обсуждение. — То есть снова созвать Всеправославный Собор? — Это нужно сделать по разным причинам. Во-первых, возобновить диалог между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью после того, как Русская Православная Церковь приняла решение прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Возобновление диалога между двумя Церквами при участии представителей других Поместных Церквей — способ излечить рану на Украине. Всякое решение, которое касается Поместных Православных Церквей, не может быть принято и быть действительным без их согласия и поддержки. — 15 декабря в Киеве состоится «объединительный собор», созванный Константинопольским Патриархом. Каким, по Вашему мнению, будет его результат? — Я вам отвечу словами одного архиерея канонической Церкви, которыми он ответил на приглашение Патриарха Варфоломея принять участие в этом соборе: «Я твердо верую и исповедую, что остаюсь верен Православной Церкви, а мое присутствие на этом соборе будет противоречить псалму Давидову «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2). Каким может быть результат собора, который созван в нарушение канонического порядка и в котором участвуют люди, находящиеся вне Церкви? По моему мнению, этот собор не исцелит разделение верующего народа на Украине, а лишь углубит его. Во всей этой прискорбной ситуации есть одно утешительное обстоятельство — готовность православного народа этой страны сохранить единство Святой Православной Церкви, которое находит отклик и поддержку всего православного мира.

http://patriarchia.ru/db/text/5324102.ht...

9 . Сначала объясни мне, как и каким образом он узнал Бога? Если ты говоришь, что Бог послал ангела своего к нему и научил его богопознанию, то значит, ангел является посланником Бога к нему и к народу. А он был лжецом и обманщиком. Если же ты его называешь пророком, то покажи мне, что он предсказал и где это записано, и что он вам заповедал и какое знамение или чудо сотворил. Ведь я прочел и изучил все ваши книги. Если он, как вы говорите, был пророком, то почему же он не предсказал и не предугадал того, что ему надлежит упасть с коня, на котором он будет сидеть, что его войско потерпит поражение, и что все его зубы будут выбиты из-за одного неверного шага? 10 . И потом, если он был пророком, то как же он, собираясь начать войну с Хабаром, не знал, что сам он и все его воины потерпят поражение? Сам он, однако, бежав, спасся в пещере, где оставался три дня и три ночи, едва не умерев. К твоему большому стыду ты говоришь, что ангел закрыл вход в пещеру паутиной и что ищущие его увидели это и сказали, что в пещере не могло никого быть, так как там паутина. И как же он не предсказал, что никто из его четверых детей не будет жить? Почему он не сказал народу и коннице о своем бегстве? И как же он не предвидел, что спустя некоторое время курайшиты привяжут его к хвосту пьяной верблюдицы, и он так бесславно закончит свою жизнь? 11 . И я говорю это не от себя, но об этом свидетельствуют халдеи, оказавшиеся там, как мы сами узнали. Однако ты говоришь, что мы якобы солгали. Но тогда покажи мне его пророчество и где оно написано. Ибо я прочел твой Коран и не нашел записанного там пророчества Мухаммеда, кроме маленького отрывка об Адаме и Еве, Сифе и Аврааме, Исааке и Иакове, Ное, Лоте, Ионе, Моисее, Аароне, Иисусе Навине, Соломоне, Иосифе, Енохе, Илие, Иезекииле, Захарии, Иоанне Предтече, Иисусе Христе, святой Марии, святой Анне (ее матери), Иоакиме, святых апостолах, особенно о Симоне Петре, которого на твоем языке называют Симеон Сафа. Я обнаружил, что твой Коран говорит и истину, и ложь: истина – в учении Бахиры, ложь – в писании Османа. Из этого мы делаем вывод, что писание твое не было послано с неба, ибо иногда оно говорит истину, а иногда – ложь. На этом основании мы убеждаемся, что он не был ни пророком, ни посланником. Ибо посланник и пророк – это другое.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3 . Сказано, однако: «Во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса» ( Суд.2:7 ). Мне отнюдь не кажется случайным, что о древних или живших «долгие дни» говорится как о старцах, «которые жили после Иисуса». Притом, только Бог знает, кто будет жить «после Иисуса» среди старцев, чьи дни будут долгими, то есть кто изольет из себя больше света – Павел или Петр, Варфоломей или Иоанн; однако святые названы живущими «долгие дни». И, напротив, когда мир наполнится соблазнами, когда «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» ( Мф.12:24 ) и когда Сын Человеческий, придя, едва ли найдет веру на земле (ср. Лк.18:8 ), тогда не сказано, что это будут «долгие дни»; скорее, говорится, что они сократятся, как и Господь сказал: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» ( Мф.24:22 ). Таким образом, плохие дни, как сказано, сократятся, а «дни старцев» суть хорошие дни с обилием времени и, в определенной мере, большой продолжительностью, когда мы служим Господу. Но смотри: Он также отмечает в Евангелии, что «ради избранных сократятся те дни» ( Мф.24:22 ). Следовательно, «ради избранных» плохие дни, дни несправедливости и искушений, «сократятся», и мне видится, что когда худые дни начнут ради избранных сокращаться, они будут постоянно сокращаться и уменьшаться до тех пор, пока не обратятся в ничто, полностью не истают и не исчезнут бесследно. Я думаю, что одним из таких избранных был сказавший: «Погибни день, в который я родился» ( Иов.3:3 ). Итак, плохие дни ради избранных сократятся и исчезнут, а дни святых старцев – долгие и пространные. Но сейчас, во время нашей беседы, подумалось – и надеюсь, что эта мысль пришла к нам произволением Господним! – что не должно обойти вниманием место, когда Он говорит: «Народ служил Господу во все дни Иисуса» ( Суд.2:7 ). Не сказано, что день Иисуса один, но много дней Иисуса. Так сколько же дней мы посвящаем Господу согласно тому устроению, которое мы объяснили? Я думаю, что один Его день есть праведность, иной – освящение, иной – рассудительность, иной – милосердие, и так всякая благая черта из добродетелей считается днем Иисуса, в который мы служим Господу, потому что этими добродетелями души мы угождаем Богу. Его днем считаются и терпение, и кротость, и благочестие, и благость, и все, что относится к добродетелям, можешь назвать Его днем. И так будешь служить Господу «во все дни Иисуса», то есть станешь служить Господу всеми этими добродетелями; ибо Священное Писание , наставляя нас, не хочет, чтобы ты обладал одними сторонами добродетели и пренебрегал другими, но желает, чтобы, украшенный всеми этими добродетелями и претворяющий их в делах своих, служил ты Господу. И таким же образом кто-то имеет в себе и дни старцев и служит Господу во все дни их (ср. Суд.2:7 ), когда исполняет сказанное апостолом Павлом: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Таким образом, становится очевидной необходимость укрепить как можно глубже единство Православных Церквей. У нас уже больше нет роскоши самодостаточности; когда те, кто находится вне Православия, видят нас разделенными и без крепкого единства, то или смеются над нами, или презирают нас. Сегодня Православие должно постоянно доказывать, что является единой и сплоченной Церковью, несмотря на свою структуру, разделенную на Поместные Автокефальные Церкви. Это полностью осознал празднующий сегодня свое тезоименитство Патриарх Кирилл, поэтому с готовностью и всеми своими силами отзывается на всеправославно одобренную инициативу Вселенского Патриархата по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, на котором будет провозглашена самым авторитетным образом единая позиция Православной Церкви перед современным миром. Мы высоко оцениваем, Блаженнейший Брат, дух братского сотрудничества и Ваш вклад в развитие православного единства и ждем нашего дальнейшего сотрудничества, чтобы вместе со всеми Православными Церквами осуществить волю Божию в эти трудные для человечества времена. От глубины нашей души молимся Всемилостивому Богу, чтобы Его Святой Дух поддерживал и направлял Ваши мысли, решения и дела Ваши на благо русского народа и всей Православной Церкви. Да будут многими и благословенными Ваши лета! Теперь мы обращаемся к благочестивому клиру и народу Святейшей Русской Церкви, повторяя слова апостола Павла к Коринфянам: «Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15, 58). Подвиги, слезы и кровь святых, преподобных и мучеников Святейшей Русской Церкви не были напрасными. Оставайтесь непоколебимыми во всем том, что вы приняли от наших Отцов, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания (Еф. 4, 3-4), и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/1165654.ht...

В наших отношениях со Святейшим Патриархом Варфоломеем, равно как и с другими Предстоятелями братских Православных Церквей, мы исходим из того, что Церковь Христова едина, и поэтому нашей ответственностью является сохранение и упрочение всеправославной общности. Мы должны единым сердцем и едиными устами свидетельствовать о Православии перед лицом современного мира, которому пытаются навязать радикальную секуляризацию. — В другой стране, Албании, православные, по признанию бывшего президента этой страны Бериша, сделанному мне в ходе недавнего интервью, терпят утеснения. Несмотря на это, Блаженнейший Архиепископ Анастасий возводит храмы, выделяет средства на общественно значимые программы, причем помогает не только православным людям. Что Вы можете сказать о Блаженнейшем Анастасии? — Блаженнейший Архиепископ Анастасий — мудрый пастырь, опытный миссионер и эрудированный богослов. Эти качества помогают ему в нелегком служении Предстоятеля Албанской Православной Церкви. Как опытный миссионер Блаженнейший Анастасий понимает, что самая действенная проповедь — это свидетельство о Христе служением ближним. Активная социальная деятельность Албанской Православной Церкви является исполнением заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Мы молимся о возрождающейся Албанской Церкви, сочувствуем ее скорбям, чувствуем общность с ее судьбой. Ведь в нашей стране православные христиане также пережили суровые гонения в прежние десятилетия. — В заключение хотел бы попросить Ваше Святейшество обратиться к православным верующим Греции и всего мира, а также сказать Ваше слово всем людям, вне зависимости от их вероисповедания. — Призываю православных христиан Греции и всего мира хранить сокровище отеческой веры — наше главное и неиссякающее богатство, над которым не властны ни время, ни обстоятельства истории и политики, ни превратности жизни. Нам доверена Богом величайшая святыня — Церковь Христова, ковчег Спасения. Пусть ничто не поколеблет ее единства. «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12, 28). Будем свидетельствовать своей верой и своей жизнью о Господе нашем Иисусе Христе перед миром, в котором многим хотелось бы забыть Его, изгнать памятование о Нем из своей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/9986.html

Пришел день исполнить обет матери его: после шести недель, то есть на сороковой день после рождения ребенка, родители принесли его в церковь Божию, отдавая, как и обещали, Богу, даровавшему его. Тут же они повелели священнику совершить над ним Божественное Крещение. Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной радостью и со тщанием крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек во Святом Крещении Варфоломеем. Священник вынул ребенка, обильно принявшего от Святого Духа благодать Крещения, из купели, и, осененный Божественным Духом, иерей провидел и предузнал, что этот младенец будет сосудом избранным. Отец его и мать хорошо знали Священное Писание и рассказали иерею, как их сын, еще будучи в утробе матери, три раза прокричал в церкви. «Мы не знаем, что это означает», – говорили они. Иерей же, по имени Михаил, хорошо знавший священные книги, поведал им из Божественного Писания, из обоих Законов, Ветхого и Нового, следующее: «Давид в Псалтири сказал: Зарождение мое видели очи Твои (Пс. 138: 16), и Сам Господь святыми Своими устами сказал Своим ученикам: потому что вы сначала со Мною (Ин. 15: 27). Там, в Ветхом Завете, Иеремия пророк освятился в чреве матери, а здесь, в Новом Завете, апостол Павел восклицает: Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам… (Гал. 1: 15–16). И многое другое иерей поведал родителям из Писания, о младенце же сказал: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо он будет сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы», что и сбылось. Благословив дитя и родителей, священник отпустил их домой. Спустя немного времени после крещения сам младенец явился великим постником: по средам и пятницам он не прикасался к сосцам матери и не хотел вкушать молока коровьего, но по целым дням оставался без пищи. Поначалу мать его думала, что ребенок чем-то болен, пыталась подыскать ему кормилицу, но от молока кормилиц младенец Варфоломей отказывался и в непостные дни. В конце концов, убедившись, что воздержание не вредит ребенку, Мария смирилась с этим. Подрастая, Варфоломей продолжал изумлять родителей своими странностями, его совершенно не тянуло к детским забавам, и он отличался редкой набожностью даже в благочестивом семействе. Обучение грамоте

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Апостол Петр задумался об этом видении. Закон Моисеев делил животных на чистых и нечистых и запрещал употреблять в пищу нечистых животных. Это установление напоминало об отделенности избранного Богом народа от всех прочих. Даже входить в дом к язычнику иудею было запрещено. Бог сохранял народ израильский от развращающего влияния язычества, потому что из этого народа, из потомков Авраама, должен был произойти Спаситель мира — Христос. Но теперь, когда Христос явился и пролил на Кресте кровь за всех, Бог призывает в Свой народ всех людей, а не только потомков Авраама. Для крещения первых неиудеев, ищущих спасения, и был избран апостол Петр. Когда посланные от Корнилия разыскали Петра, Святой Дух прямо указал ему идти с ними и не сомневаться. Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия      Петр отправился в путь, и на следующий день он и несколько его спутников-христиан вместе со слугами Корнилия прибыли в Кесарию. Корнилий созвал родственников и близких друзей и ожидал их в своем доме. Петр обратился к собравшимся с проповедью. Он рассказывал об Иисусе Христе, о Его жизни и чудесах, о Его распятии и воскресении, о том, что Он придет вновь судить живых и мертвых и что всякий верующий в Него получит прощение грехов. Внезапно во время апостольской проповеди на всех слушавших его сошел Святой Дух. Повторилось то, что случилось с апостолами в день Пятидесятницы — уверовавшие во Христа по проповеди апостола Петра получили дар говорить на различных языках и славить Бога. Апостол Петр велел им принять крещение и пробыть у него еще несколько дней. Не все христиане в Иерусалиме смогли сразу принять, что к Церкви Христовой присоединились неиудеи, но апостол Петр рассказал им о том, что Бог повелел благовествовать язычникам и о чуде, свидетелем которого он стал. И некоторые из христиан, которые были вынуждены покинуть Иерусалим после убийства Стефана, обратили свою проповедь к язычникам. Многие встречали эту проповедь с радостью и вниманием и обращались ко Христу. Вскоре в городе Антиохии образовалась целая община христиан, в которую входило множество уверовавших во Христа язычников. В то время Антиохия Великая была центром всего Востока и третьим по величине городом в Римской империи (после Рима и Александрии). Узнав о Церкви в Антиохии, апостолы и иерусалимские христиане послали туда для наставления и укрепления мудрого и доброго человека по имени Варнава, а он позвал с собой Савла.

http://pravoslavie.ru/104478.html

Итак, согласно Евангелию от Иоанна, первая группа учеников Иисуса, набранная Им в течение двух дней, включала Петра, Андрея, Филиппа, Нафанаила и по-видимому самого Иоанна. Можно предположить, что именно эта труппа из пяти человек присутствовала на следующий день на браке в Кане Галилейской, куда был зван Иисус и ученики Его ( Ин. 2:2 ). Эти же ученики пришли с Ним в Капернаум ( Ин.2:12 ). Апостол Варфоломей (Нафанаил). Фреска. XVI в. Мы далее встречаем учеников в рассказе евангелиста Иоанна о приходе Иисуса в землю Иудейскую, где Он жил с ними и крестил ( Ин. 3:22 ). Затем мы читаем о том, что Иисус узнает о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его ( Ин. 4:1–2 ). В рассказе о беседе с самарянкой вновь упоминаются ученики, которые сначала отлучились в город купить пищи ( Ин. 4:8 ), а потом вернулись и удивились, что Он разговаривал с женщиною ( Ин.4:27 ). Ученики не упоминаются в рассказах о посещении Иисусом Галилеи ( Ин. 4:43–54 ), об исцелении расслабленного в Иерусалиме ( Ин. 5:1–16 ) и последовавшей за этим беседе Иисуса с иудеями ( Ин. 5:17–47 ). Ученики вновь появляются в повествовании вместе с Иисусом, когда Он восходит на гору в окрестностях Тивериады ( Ин. 6:1–3 ). Здесь совершается чудо умножения хлебов, в котором участвуют ученики, причем двое из них названы по имени: Филипп и Андрей, брат Симона Петра ( Ин. 6:7–8 ). Вечером того же дня ученики, находящиеся в лодке, становятся свидетелями того, как Иисус приходит к ним по воде ( Ин. 6:16–21 ). Ни в одном из указанных эпизодов Иоанн не говорит о количестве учеников, однако контекст повествования позволяет предположить, что их число постепенно умножалось. Если на браке в Кане Галилейской с Иисусом по-видимому было только пять учеников и столько же в Капернауме, то уже в Иудее Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн. Можно думать, что речь здесь идет о достаточно широком круге последователей, уверовавших в Иисуса и ходивших за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010