С.И. Бульчук Моя мама, Евдокия Алекссевна Бушаева, родилась в 1920 году в семье, в которой поколениями держались православной веры 43 . В 1943 году она получила повестку о том, что ее муж и мой отец Илья Лукич Бушаев без вести пропал на фронте. Она осталась совсем молодой вдовой с двумя малолетними детьми (мой брат Михаил родился в 1938 году, а я – в 1940-м). В 1946 году состоялось открытие Троице-Сергиевой Лавры, около четверти века находившейся в попрании и запустении. Помню Успенский собор той послевоенной весной: внутри он был весь обледенелый. Отмывали святой алтарь: мама согревала на печке воду (в Лавре горячей воды не было) и носила эту воду из дома в Лавру. Мы жили тогда неподалеку, в пяти минутах ходьбы (Пожарный переулок, 2 б, квартира 6). Нашим жильем была пристройка к трикотажной фабрике, рядом с церковным домом (в настоящее время в нем расположился Лаврский странноприимный дом). Именно на этот дом смотрели окна наших комнат. Сегодня на месте нашего бывшего дома располагается автостоянка. Мама работала нянечкой в больнице и стала прихожанкой Лавры. Поскольку монастырь в то время не мог размещать многочисленных паломников, в нашем доме часто останавливались благочестивые люди, приезжавшие к преподобному Сергию. В большинстве своем это были москвичи. Мы гордились тем, что у нас находили приют известные впоследствии архипастыри – архиепископ Варфоломей (Гондаровский) и митрополит Симон (Новиков). У нас останавливалась Анна Михайловна Голикова с маленьким сыном Славиком (сейчас это насельник нашей Лавры игумен Питирим). Помню также и маму тогдашнего ректора МДАиС епископа (ныне митрополита) Филарета (Вахромеева) Александру Федоровну. Большим почитанием и любовью среди верующего православного народа пользовался вернувшийся из ссылки архимандрит Вениамин (Милов) . Мама часто исповедовалась у отца Вениамина и наставлялась его духовными советами. Даже внешность архимандрита Вениамина вызывала к нему особое благоговение – его образ остался в моей памяти на всю жизнь. Одно из его назидательных наставлений я сохранила в памяти еще и потому, что оно касается лично меня. Об этом я считаю своим долгом рассказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Викентий (Морарь), архиеп. Екатеринбургский. Фотография. 2002 г. (Морарь Виктор Александрович; род. 4.10.1953, с. Скуляны, Молдавия), митр. Ташкентский и Узбекистанский. Из семьи служащих. По окончании средней школы был иподиаконом у еп. Кишинёвского и Молдавского Варфоломея (Гондаровского) . В 1971-1973 гг. служил в Советской Армии. В 1974 г. поступил в Московскую ДС, в 1978 г.- в МДА, к-рую окончил в 1982 г. со степенью канд. богословия за соч. «Учение свт. Игнатия Брянчанинова о молитве». В годы учебы был иподиаконом у Патриарха Пимена (Извекова) . В апр. 1981 г. наместником ТСЛ архим. Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем в честь мч. Викентия. 19 мая того же года ректором МДА архиеп. Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен во диакона, 18 янв. 1982 г.- во иерея. В 1982-1990 гг. нес послушание помощника ризничего в ТСЛ. В 1985 г. возведен в сан игумена, 28 авг. 1990 г.- в сан архимандрита. 20 июля 1990 г. В. определено быть епископом Бендерским, викарием Кишинёвской епархии. Хиротония В., возглавленная Патриархом Алексием II , совершилась 2 сент. 1990 г. в Христорождественском соборе Кишинёва. Трудами В. в окт. 1990 г. возродилась монашеская жизнь в Ново-Нямецком в честь Вознесения Господня муж. мон-ре , при к-ром в ноябре того же года начало работу Ново-Нямецкое ДУ, преобразованное в 1992 г. в ДС. 18 июля 1995 г. В. был назначен на новообразованную Абаканскую и Кызылскую епархию , 19 февр. 1999 г. возведен в сан архиепископа. В. уделял особое внимание открытию приходов, число к-рых выросло с 9 до 20. При В. в Абакане был заложен Преображенский кафедральный собор, открыты Духовно-просветительский центр и духовная школа с храмом в честь святителей Московских. 30 нояб. 1998 г. в Абакане прошла Межрегиональная научно-церковная конференция «Исторические и культурные судьбы Православия в Хакасии и России», посвященная 2000-летию Рождества Христова, в к-рой приняли участие представители МДА, Красноярской, Кемеровской и Новосибирской епархий.

http://pravenc.ru/text/158474.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ (Гондаровский Николай Николаевич; 27.10.1927, с. Нечаевка (ныне Белгородской обл.) - 21.03.1988, Орёл), архиеп. Орловский и Брянский. После службы в Советской Армии поступил в Московскую ДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1959 г. со степенью канд. богословия. Во время учебы в семинарии в 1954 г. пострижен в монашество, в том же году рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1959-1960 гг. преподаватель церковного устава в Московской ДС. В 1960 г. возведен в сан игумена и назначен зам. начальника рус. духовной миссии в Иерусалиме, в 1961 г.- начальником миссии с возведением в сан архимандрита. 26 мая 1963 г. в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. 29 мая того же года был назначен епископом Саратовским и Волгоградским, 22 дек. следующего го-да - епископом Венским и Австрийским, 7 июля 1966 г.- епископом Тульским и Белёвским, 20 марта 1969 г.- епископом Кишинёвским и Молдавским, 11 окт. 1972 г.- епископом Ташкентским и Среднеазиатским, в 1973 г. возведен в сан архиепископа, в 1987 г. переведен на Орловскую кафедру. В епархиях, где совершал свое архипастырское служение, В. заботился о благолепии храмов, духовных нуждах паствы, часто посещал приходы епархии. Похоронен на центральном Крестительском кладбище Орла в одной ограде с могилой митр. Орловского и Брянского Палладия (Шерстенникова) . Лит.: Сапсай Н. , прот. Архиеп. Орловский и Брянский Варфоломей: Некролог//ЖМП. 1988. 10. С. 31-32. В. Б. Заславский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/154401.html

1947), еп. Николай (Чуфаровский; 12 дек. 1947 - 19 окт. 1949), архиеп. Флавиан (Иванов; 19 окт. 1949 - 28 нояб. 1955, до 25 февр. 1955 в сане епископа), еп. Митрофан (Гутовский; 28 нояб. 1955 - 31 мая 1956), еп. Иероним (Захаров; 31 мая 1956 - 12 янв. 1962), митр. Антоний (Кротевич; 12 янв. 1962 - 28 мая 1963), митр. Палладий (Шерстенников; 29 мая 1963 - 23 апр. 1976, до 25 февр. 1968 в сане архиепископа), архиеп. Глеб (Смирнов; 9 мая 1976 - 25 июля 1987, до 9 сент. 1978 в сане епископа), архиеп. Варфоломей (Гондаровский; 10 сент. 1987 - 21 марта 1988), архиеп. Паисий (Самчук; 21 июля 1988 - 20 марта 2008, до 25 февр. 1996 в сане епископа), Белгородский архиеп. Иоанн (Попов; 21 марта - 2 июня 2008; в. у.), еп. Иероним (Чернышов; 2 июня 2008 - 27 мая 2009), архиеп. Пантелеимон (Кутовой; 27 мая 2009 - 5 окт. 2011), митр. Антоний (Черемисов; с 5 окт. 2011, до 28 авг. 2014 в сане архиепископа). Арх.: ГАОО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 583, 638; Ф. Р-15. Оп. 1. Д. 438; Оп. 3. Д. 448; Ф. Р-79. Оп. 1. Д. 127; Ф. Р-483. Оп. 1. Д. 66; Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 15; Оп. 2. Д. 2029; Оп. 8. Д. 46; Ф. Р-3660. Оп. 1. Д. 2; Ф. 101. Оп. 1. Д. 36, 87; Ф. 220. Оп. 1. Д. 34, 99, 116-118; Ф. 633. Оп. 1. Д. 14. Ист.: ПСЗ. Т. 22. С. 1073. 16658; Ист. описание церквей, приходов и мон-рей Орловской епархии. Орёл, 1905. Т. 1: Болховской-Кромской уезды; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 289-290; Житие и подвиги апостольской проповеди сщмч. Кукши. Акафист. Орёл, 2000; Ермаков В., прот., Дмитриева С. И. Воспоминаний горькие страницы... СПб., 2000. Лит.: Иерофей (Добрицкий), архим. Мценский Петропавловский мон-рь Орловской епархии. К., 1858; Конокотин Н. Болховский Троицкий Оптин мон-рь//Орловские ГВ. 1859. 40-42; он же. Мценский Петропавловский мон-рь//Там же. 36-37; Добрынин Д. С. Успенский мон-рь при архиерейском доме в г. Орле: (Ист. сведения о нем)//Там же. 1860. 25; Пясецкий Г. М. О Болховском Троицком Оптине муж. мон-ре//Орловские ЕВ. 1871. 11. С. 768-774; он же. Ист. очерки г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Венская Основана в 1946 г. Упразднена в 1948 г. Возобновлена в 1962 г. С 06(19)04.2001 Венский архиепископ временно управляет также епархией Будапештской и Венгерской. Именовалась: Венская и Австрийская; 10 .1946 – 03(16)11.1948 – Среднеевропейский Экзархат. 25.05(07.06)1946 03(16)11.1948 03(16)11.1962 09(22)12.1964 Филарет Денисенко 09(22)12.1964 24.06(07.07)1966 Варфоломей Гондаровский 24.06(07.07)1966 24.09(07.10)1967 24.09(07.10)1967 12(25)06.1970 Мелхиседек Лебедев 12(25)06.1970 20.08(02.09)1974 Герман Тимофеев 21.08(03.09)1974 28.02(13.03)1975 Викторин Беляев 28.02(13.03)1975 22.08(04.09)1999 16(29)12.1999 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Иларион Алфеев 615 Архиепископ. Викарий Западноевропейского Экзархата с даты назначения. Экзарх Средней Европы Московского Патриархата с 10.1946. 617 Архиепископ, митрополит с 27.08(09.09)1986 (ЖМП. 1986. 11). Вариант второй даты – 23.09(06.10)1995, когда был определен на покой, но определение, видимо, отменено (?). По данным официального веб-сайта Венской епархии orthodoxia. org/austria управлял по самую кончину, что не противоречит первой дате преемника. 618 С поручением архипастырского окормления приходов Венгерского благочиния. Архиепископ с 10(23)02.2001. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. Каз., 1848. С. 58-59, 91-92; Муравьев А. Н. Письма с Востока (1849-1850 гг.); СПб., 1851. Ч. 1. С. 194-203; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. К., 1877. Ч. 1-3/1; СПб., 1892. Ч. 3/2; Григорович-Барский В. Первое посещение Св. Афонской горы. СПб., 1884; он же. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Σμυρνκης Γ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 1903. Καρυα, 19882; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 63-71, 99-100, 135, 164; Hofmann G. Athos e Roma//OrChr. 1925. T. 19. V. 2. P. 150-151; Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), μον. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος μετ τν θωμανικν κατκτησιν//ΕΕΒΣ. 1963. T. 32; Варфоломей (Гондаровский), еп. Саратовский. Представители РПЦ на Святогорских торжествах//ЖМП. 1963. 10. С. 11-14; Πατρινλης Χ. Γ. Βατοπεδου, Μον//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 762-764; Μαμαλκης Ι. Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1972; Lowry H. A Note on the Population and Status of the Athonite Monasteries under Ottoman Rule (ca. 1520)//Wiener Zschr. für die Kunde des Morgenlandes. 1981. T. 73; N sturel P. Le Mont Athos et les Roumains: Recherches sur leurs relations du milieux du XIV siècle à 1654. R., 1986. (OCA; 227); P lt nea P. Vechi locauri de cult i viat bisericeasc în sudul Moldovei pîn în anul 1864//Monumente istorice i izvoare cretine. Galati, 1987; Χρστου Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθωνικ πολιτεα - στορα, τχνη, ζω. Αθνα, 1987; Mavromatis L. Note sur une grande propriété en Macédoine 1337-1338//Byz. 1987. T. 57. P. 74-92; Γσπαρης Χ. Αρχεο Πρωττου//Αθωνικ Σμμεικτα. Αθνα, 1991; Παπαχρυσνθου Δ. Ο θωνικς μοναχισμς. Αρχς κα ργνωση. Αθνα, 1992; Д. Света Гора под српском (1345-1371)//ЗРВИ. 1992. Т. 31; Krastanov T. From the History of the Athonite Monasteries in 1821//Bulgarian Hist. Rev.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Митр. Гавриил (Банулеску-Бодони; авг. 1813 - 30 марта 1821), архиеп. Димитрий (Сулима; 18 июня 1821 - 4 авг. 1844), архиеп. Иринарх (Попов; 12 нояб. 1844 - 17 марта 1858; в сане архиепископа с 1845), архиеп. Антоний (Шокотов; 17 марта 1858 - 13 марта 1871; в сане архиепископа с 1861), архиеп. Павел (Лебедев; 23 июня 1871 - 16 июля 1882; в сане архиепископа с 1879), архиеп. Сергий (Ляпидевский; 21 авг. 1882 - 12 янв. 1891), еп. Исаакий (Положенский; 12 янв. 1891 - 21 нояб. 1892), еп. Неофит (Неводчиков; 21 нояб. 1892 - 26 янв. 1898), еп. Иаков (Пятницкий; 26 янв. 1898 - 12 авг. 1904), еп. Владимир (Синьковский; 12 авг. 1904 - 16 сент. 1908), архиеп. сщмч. Серафим (Чичагов; 16 сент. 1908 - 20 марта 1914; в сане архиепископа с 1912), еп. Платон (Рождественский; 20 марта 1914 - 5 дек. 1915), архиеп. Анастасий (Грибановский; 10 дек. 1915-1919; с 6 мая 1916 в сане архиепископа; в 1919-1944 с перерывом (кон. 1940 - лето 1941) входила в качестве Бессарабской митрополии в Румынскую Церковь), еп. Алексий (Сергеев; кон. 1940 - лето 1941; до 12 мая 1941 в качестве епископа Тульского был временным управляющим Кишинёвской епархией), еп. Иероним (Захаров; 31 дек. 1944 - 13 янв. 1947), еп. Венедикт (Поляков; 18 февр. 1947 - 3 июня 1948), еп. Нектарий (Григорьев; 3 июня 1948 - 9 марта 1969; до 7 июня 1949 епископ Тираспольский, временный управляющий Кишинёвской епархией), еп. Варфоломей (Гондаровский; 20 марта 1969 - 11 окт. 1972), еп. Ионафан (Кополович; 11 окт. 1972 - 12 мая 1987), митр. Серапион (Фадеев; 17 мая 1987 - 7 июля 1989), митр. Владимир (Кантарян; хиротонисан 21 июля 1989, с 4 апр. 1990 в сане архиепископа, с 21 дек. 1992 в сане митрополита). Монастыри Действующие Кэприана в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Кэприана р-на Стрэшень, основан в 1545, закрыт в 1962, возрожден в 1989), Рудянский во имя Св. Троицы (женский, в с. Рудь р-на Сорока, основан в XVII в. как мужской, преобразован в женский в 1828, закрыт в 1949, возобновлен в 1992), Косэуцкий в честь Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Отошел ко Господу заштатный клирик Уфимской епархии протоиерей Владимир Алексеев 10 февраля 2023 г. 14:38 8 февраля 2023 года, на 77-м году жизни, отошел ко Господу заштатный клирик Уфимской епархии протоиерей Владимир Алексеев. Владимир Васильевич Алексеев родился 6 апреля 1946 года в г. Ашхабаде Туркменской ССР. В 1975 году окончил Ленинградский государственный университет. В 1990 году — Московскую духовную семинарию . В 1981 году рукоположен во пресвитера архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Варфоломеем (Гондаровским). Протоиерей Владимир Алексеев являлся строителем Владимирского храма города Ульяновска и его первым настоятелем. Позже стал клириком Уфимской епархии. Перед кончиной пребывал на покое . Симбирская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Поздравление протоиерею Павлу Суслову с 40-летием ноября 2016 Его Высокопреподобию, протоиерею Павлу СУСЛОВУ, настоятелю собора архангела Михаила в Ломоносове Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Павел! Примите искренние поздравления с 40-летием со дня рождения. С юных лет Вы приобщились к вере Христовой через благочестивых родителей, которые окормлялись у известного архипастыря нашей Церкви - Высокопреосвященнейшего архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Варфоломея (Гондаровского), повлиявшего на Ваш жизненный выбор. Окончив духовные учебные заведения и приняв священный сан, Вы с усердием совершаете пастырское служение, вначале - в Самарской епархии, а сейчас - в Санкт-Петербургской митрополии. Ваше служение в Михайловском соборе Ломоносова отмечено замечательными деяниями: масштабной реставрацией храмового здания, восстановлением полноценной молитвенно-богослужебной жизни, пастырским душепопечением и работой с молодежью. Многочисленные труды снискали Вам любовь и заслуженное уважение клира и прихожан, представителей светской власти и общественных организаций. От души благодарю Вас, дорогой отец Павел, за служение и желаю Вам благодатной помощи Божией, доброго здоровья, радости о Господе и спасения души. Многая Вам лета! С Божиим благословением, Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии 19 ноября 2016 г. Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/pozdravlen...

Приведенный текст отражает традицию, оказавшую непосредственное влияние на христианскую церковную гимнографию: диалоги между смертью, адом и велиаром станут одним из наиболее распространенных гимнографических сюжетов (в частности, у Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца). Енох и Илия также станут постоянными участниками повествования о сошествии Христа во ад. Что же касается изведения из преисподней Адама и других ветхозаветных героев, то эта тема будет в подобного рода повествованиях лейтмотивом. В «Вопрошаниях Варфоломея» тема развивается следующим образом: Говорит Ему Варфоломей: «Возвести мне, Господи: кто был тот, которого несли ангелы на руках своих, тот человек весьма высокого роста?» Отвечая, Иисус сказал ему: «Это был первозданный Адам, ради которого Я сошел с небес на землю. И Я сказал ему:«Ради тебя и детей твоих Я был повешен на кресте». Он же, услышав, восстенал и сказал:«Так соблаговолил Ты, Господи»». Снова сказал Варфоломей: «Я видел, Господи, и ангелов, восходящих перед Адамом и поющих. Один же из ангелов  был гораздо больше других и не хотел восходить; был же в руке его меч огненный, и взирал он только на Тебя». И когда Он  [закончил] говорить все это, сказал апостолам: «Подождите Меня на месте сем, ибо сегодня в раю жертва приносится; Я должен там быть, чтобы принять ее». И сказал Варфоломей: «Что это за жертва в раю?» Иисус же говорит: «Души праведников, выйдя [из ада], войдут в рай, а если Я не буду присутствовать, то не войдут они в рай». Варфоломей же, отвечая, сказал: «Господи, сколько душ ежедневно выходит из мира?» Говорит ему Иисус: «Тридцать тысяч»  . Снова Варфоломей: «Господи, когда Ты был с нами, научая слову [Божию], принимал ли Ты жертвы в раю?» Иисус же, отвечая, говорит ему: «Истинно говорю тебе, возлюбленный мой, что и с вами был Я, научая слову, и с Отцом Моим восседал»  . Мысль о вездеприсутствии Христа также станет одной из центральных как в патристических, так и в богослужебных текстах на тему сошествия во ад. Раздел «Вопрошаний Варфоломея», посвященный данной теме, заканчивается ответами Христа на вопрос о том, какое количество людей входит в рай из числа ежедневно скончавшихся. Разные версии памятника дают разные цифры: в большинстве речь идет о пятидесяти трех праведниках, из которых три «входят в рай или полагаются на лоне Авраамовом» (таким образом, лоно Авраамово отождествляется с раем), остальные же пятьдесят «идут в место воскресения»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010