Архимандрит Пимен (Хмелевский) 1956–1957 Архимандрит Никодим (Ротов) 1957–1959 Архимандрит Августин (Судоплатов) 1959–1961 Архимандрит Варфоломей (Гондаровский) 1961–1963 Архимандрит Ювеналий (Поярков) 1963–1965 Архимандрит Гермоген (Орехов) 1965–1966 Архимандрит Антоний (Завгородный) 1967–1970 Архимандрит Иероним (Зиновьев) 1970–1972 Архимандрит Климент (Толстихин) 1972–1974 Архимандрит Серафим (Тихонов) 1974–1977 Архимандрит Николай (Шкрумко) 1977–1982 Архимандрит Пантелеимон (Долганов) 1982–1986 Архимандрит Павел (Пономарев) 1986–1988 Архимандрит Никита (Латушко) 1988–1993 Архимандрит Феодосий (Васнев) 1993–2002 Архимандрит Елисей (Ганаба) 2002–2006 Архимандрит Тихон (Зайцев) 2006 – по н. в. Приложение 5. Римские папы второй половины XIX–XXI веков п/п Предстоятель Годы правления 1846–1878 1878–1903 1903–1914 Бенедикт XV 1914–1922 1922–1939 Пий XII 1939–1958 Иоанн XXIII 1958–1963 Павел VI 1963–1978 Иоанн-Павел I Иоанн-Павел II 1978–2005 Бенедикт XVI 2005 – по н. в. Библиография Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. – Т. III. Ч. II. – М.: Издательский Совет РПЦ, – 672 с. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Творения. В 4-х тт. – СПб, 1998. Аверкий (Таушев) , арх. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 1999. Агапит, архим. Жизнь св. Григория Богослова . – СПб., 1869. Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого . – СПб., 1873. Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста . – Сергиев Посад, 1902. Амвросий, еп. Медиоланский. Две книги о покаянии. – М., 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. Избранные поучительные слова. – М., 1838. Амвросий, еп. Медиоланский. О девстве и браке. – Казань, 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. – Киев, 1875. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. – М., 1994. – 434 с. Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. – М., 1991. Архиерейский собор РПЦ. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1995. – 208 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Васильцев Всеволод Степанович; 23.05.1928, с. Мидск Волынского воеводства, Польша (ныне Ровенская обл., Украина) - 21.11.1998, Кировоград, Украина), архиеп. Кировоградский и Александрийский. Из семьи священника. Начальное образование получил в польск. школе. В 1947 г., по окончании школы в с. Тучин, В. поступил в 3-й класс Волынской ДС, в 1949 г.- в МДА, к-рую окончил в 1953 г. со степенью канд. богословия за соч. «Униатство в Юго-Западной Руси за время святительской деятельности Киевского митр. Петра Могилы». В 1953-1957 гг. преподавал НЗ, библейскую историю и церковное пение в Волынской ДС. В 1957 г. являлся регентом хора кафедрального собора г. Петрозаводска, в к-ром служил его отец, в том же году женился. В нояб. 1958 г. Астраханским еп. Сергием (Лариным) был рукоположен во диакона к ц. свт. Николая в г. Камышине Волгоградской обл. 18 окт. 1964 г. еп. Саратовским и Волгоградским Варфоломеем (Гондаровским) рукоположен во священника к Троицкому кафедральному собору Саратова. В 1965 г. назначен настоятелем Духосошественского собора Саратова. На новом месте служения о. Всеволод в короткий срок смог наладить приходскую жизнь, организовал один из лучших в епархии хоров, в этот период раскрылся проповеднический дар буд. архиерея. С сент. 1965 г. благочинный Саратовского округа, в 1967 г. возведен в сан протоиерея. В 1971 г. овдовел. В том же году после публикаций в саратовской прессе, направленных против прот. Всеволода и его отца, о. Всеволод был снят с регистрации и лишен места служения. Стараниями архиеп. Саратовского и Волгоградского Пимена (Хмелевского) конфликт с властями был улажен, и В. занял место священника Троицкого кафедрального собора Саратова, в 1973-1988 гг. вновь нес послушание благочинного Саратовского округа. В 1988 г. прот. Всеволод был одним из организаторов празднования 1000-летия Крещения Руси в Саратове, в том же году назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора Саратова, в к-ром организовал архиерейский хор.

http://pravenc.ru/text/150701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Викентий (Морарь), архиеп. Екатеринбургский. Фотография. 2002 г. (Морарь Виктор Александрович; род. 4.10.1953, с. Скуляны, Молдавия), митр. Ташкентский и Узбекистанский. Из семьи служащих. По окончании средней школы был иподиаконом у еп. Кишинёвского и Молдавского Варфоломея (Гондаровского) . В 1971-1973 гг. служил в Советской Армии. В 1974 г. поступил в Московскую ДС, в 1978 г.- в МДА, к-рую окончил в 1982 г. со степенью канд. богословия за соч. «Учение свт. Игнатия Брянчанинова о молитве». В годы учебы был иподиаконом у Патриарха Пимена (Извекова) . В апр. 1981 г. наместником ТСЛ архим. Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем в честь мч. Викентия. 19 мая того же года ректором МДА архиеп. Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен во диакона, 18 янв. 1982 г.- во иерея. В 1982-1990 гг. нес послушание помощника ризничего в ТСЛ. В 1985 г. возведен в сан игумена, 28 авг. 1990 г.- в сан архимандрита. 20 июля 1990 г. В. определено быть епископом Бендерским, викарием Кишинёвской епархии. Хиротония В., возглавленная Патриархом Алексием II , совершилась 2 сент. 1990 г. в Христорождественском соборе Кишинёва. Трудами В. в окт. 1990 г. возродилась монашеская жизнь в Ново-Нямецком в честь Вознесения Господня муж. мон-ре , при к-ром в ноябре того же года начало работу Ново-Нямецкое ДУ, преобразованное в 1992 г. в ДС. 18 июля 1995 г. В. был назначен на новообразованную Абаканскую и Кызылскую епархию , 19 февр. 1999 г. возведен в сан архиепископа. В. уделял особое внимание открытию приходов, число к-рых выросло с 9 до 20. При В. в Абакане был заложен Преображенский кафедральный собор, открыты Духовно-просветительский центр и духовная школа с храмом в честь святителей Московских. 30 нояб. 1998 г. в Абакане прошла Межрегиональная научно-церковная конференция «Исторические и культурные судьбы Православия в Хакасии и России», посвященная 2000-летию Рождества Христова, в к-рой приняли участие представители МДА, Красноярской, Кемеровской и Новосибирской епархий.

http://pravenc.ru/text/158474.html

Еще один цветок с луга духовного Памяти епископа Вениамина (Милова) Местом завершения пастырского подвига епископа Вениамина (Милова; † 2 августа 1955) стала Саратовская земля. Но и стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры помнят этого насельника, и жители Сергиева Посада по-прежнему рассказывают о нем и молятся за него. Все новые и новые подробности его жизни, Промыслом Божиим запечатленные в счастливой памяти людей, становятся нам известны. Мы предлагаем вниманию читателей рассказ жительницы Сергиева Посада Софии Ильиничны Бульчук. Моя мама, Евдокия Алексеевна Бушаева, родилась в 1920 году в семье, в которой поколениями держались православной веры. В 1943 году она получила повестку о том, что ее муж и мой отец Илья Лукич Бушаев без вести пропал на фронте. Она осталась совсем молодой вдовой с двумя малолетними детьми (мой брат Михаил родился в 1938 году, а я — в 1940). Определенных сведений о гибели отца не было, прислали лишь извещение о том, что он «пропал без вести» — в то непростое время к таким семьям относились с подозрением, предполагая, очевидно, что «пропавший» мог и сдаться в плен, а это расценивалось как дезертирство и измена Родине. В 1946 году состоялось открытие Троице-Сергиевой Лавры, около четверти века находившейся в попрании и запустении. Помню Успенский собор той послевоенной весной: внутри он был весь обледенелый. Отмывали святой алтарь: мама согревала на печке воду (в Лавре горячей воды не было) и носила эту воду из дома в Лавру. Мы жили тогда неподалеку, в пяти минутах ходьбы (Пожарный переулок, 2б, квартира 6). Нашим жильем была пристройка к трикотажной фабрике, рядом с церковным домом (в настоящее время в нем расположился Лаврский странноприимный дом). Именно на этот дом смотрели окна наших комнат. Сегодня на месте нашего бывшего дома располагается автостоянка. Мама работала нянечкой в больнице и стала прихожанкой Лавры. Поскольку монастырь в то время не мог размещать многочисленных паломников, в нашем доме часто останавливались благочестивые люди, приезжавшие к Преподобному Сергию. В большинстве своем это были москвичи. Мы гордились тем, что у нас находили приют известные впоследствии архипастыри — архиепископ Варфоломей (Гондаровский) и митрополит Симон (Новиков). У нас останавливалась Анна Михайловна Голикова с маленьким сыном Славиком (сейчас это насельник нашей Лавры игумен Питирим). Помню также и маму тогдашнего ректора МДАиС, епископа (ныне митрополита) Филарета (Вахромеева) Александру Федоровну.

http://pravoslavie.ru/39301.html

Любовь. Несуетность. Благородство К 15-летию со дня преставления лаврского архимандрита Сергия (Петина; † 17.12.2008) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Архимандрит Сергии      В памяти братии Троице-Сергиевой лавры, да и не только, отец Сергий занимает совершенно особое место. Батюшка явил удивительный пример того, как можно просто своей жизнью, своей любовью и благоговением перед Богом просвещать, приводить к вере и преображать человеческие души. Архимандрит Сергий (в миру Виктор Петрович Петин) родился 27 мая 1935 года в городе Щурово Коломенского района Московской области. По окончании пяти классов школы выучился на слесаря и с 1951 по 1956 год работал на заводе станкостроения в Голутвине. В 1956 году горячее желание послужить Богу привело его в лавру. В своем прошении отцу наместнику на принятие в число братии обители юный Виктор написал: «Прошу Вашего благословения на мое поступление в число братии в лавру преподобного Сергия, так как мое искреннее желание удостоиться иноческой жизни побуждает меня оставить мир… Молю Бога и преподобного Сергия, чтобы они вложили в сердце Ваше искреннее сочувствие и помощь к моей просьбе».      В лавре Виктор нес послушание пономаря и просфорника. 28 февраля 1958 года наместником лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) он был пострижен в монашество в Трапезном храме обители, а 25 мая того же года епископом Новгородским и Старорусским Сергием (Голубцовым) рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе лавры. Когда у него случился инсульт и одна сторона тела стала плохо работать, он все равно старался посещать богослужения каждый день С 1958 года отец Сергий нес в лавре послушание помощника ризничего, затем ризничего, а также послушание в рухольной. С 1961 по 1969 год обучался в Московской духовной семинарии и академии. 28 марта 1964 года епископом Саратовским Варфоломеем (Гондаровским) был рукоположен во иеромонаха, 25 апреля 1970 года ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Филаретом (Вахромеевым) возведен в сан игумена, а в 1974 году к празднику Святой Пасхи Патриархом Пименом возведен в сан архимандрита. С 28 января по 10 марта 1982 года отец Сергий нес послушание служащего священника Преображенского храма Афонского подворья в Переделкино. После этого он вернулся в лавру, чтобы уже больше никогда с ней не расставаться.

http://pravoslavie.ru/157800.html

Протоиерей Георгий Студенов: «Благодарю Бога за то, что Он дал мне такую насыщенную жизнь» 1 февраля 2007 г. 13:38 Храм Архангела Михаила в Тропареве, первый храм в Москве, открытый к празднованию Тысячелетия Крещения Руси, уже на протяжении 18 лет является и одним из самых многолюдных храмов Юго-Запада столицы. И на протяжении всех этих лет его бессменным настоятелем является протоиерей Георгий Студенов, которому в январе исполнилось 55 лет. — Отец Георгий, расскажите о своем детстве. — Родом я из подмосковного города Клин. У мамы нас было четверо детей. Отец был тяжело ранен, а дедушка погиб, защищая родной Клин. Все мои родственники были людьми церковными, поэтому с детства храм был естественной частью моей жизни. На каждый праздник с бабушкой и с мамой я ходил в храм. Одним из воспоминаний детства были посещения на Волге матушек, вернувшихся из многолетних ссылок. Я с детства помню, как сидел у них на руках, помню их рассказы о ссылке, об их лишениях — схиигумения Олимпиада, схимонахиня Анатолия, многие другие инокини, послушницы. Когда мне исполнилось семь лет,  мы с моей бабушкой первый раз поехали в Троице-Сергиеву Лавру. И, как только вступил на благодатную землю Лавры, состоялась моя встреча с молодым тогда еще иеромонахом Варфоломеем (Гондаровским ). Он оказал на меня очень большое влияние. Что бы ни происходило, я всегда мог спросить его совета; он всегда меня хранил и сейчас я чувствую, что это человек за меня предстоит и молится Богу. Еще для меня много значит отец Марк (Лозинский) и владыка Владимир, сейчас Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины . С самого детства был дружен с семьей Капалиных, и сейчас, когда мои друзья детства являются архиереями нашей церкви — Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент и архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий , —  я благодарю Бога за то, что он сподобил меня пронести дружбу с ними через всю жизнь. — Как относились окружающие к тому, что вы, в советское время, были открыто верующим человеком?

http://patriarchia.ru/db/text/188796.htm...

Русская Православная Церковь XX век 11 октября 1972 — Состоялось заседание Священного Синода. Синод произвел следующие назначения и перемещения: епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии, определено быть архимандриту Варлааму (Ильющенко); епископом Рязанским и Касимовским назначен инспектор Московской духовной академии архимандрит Симон (Новиков). Синод постановил: «За нарушение канонических норм, недостойное поведение и неспособность управлять церковной жизнью архиепископа Вологодского и Великоустюжского Павла (Голышева) освободить от управления Вологодской епархией с увольнением на покой; архиепископом Вологодским и Великоустюжским назначен архиепископ Воронежский и Липецкий Михаил (Мудьюгин); епископом Воронежским и Липецким решено назначить епископа Ташкентского и Среднеазиатского Платона (Лобанкова). Епископом Ташкентским и Среднеазиатским назначен епископ Кишиневский и Молдавский Варфоломей (Гондаровский); архиепископом Кишиневским назначен архиепископ Тамбовский и Мичуринский Ионафан (Кополович); епископом Тамбовским и Мичуринским, по возведении в сан архимандрита, определено быть игумену Дамаскину (Бодрому); игумен Серафим (Тихонов) назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме; секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме назначен протодиакон Владимир Назаркин. В этот же день — Решением Святейшего Патриарха Пимена архимандрит Иероним (Зиновьев) назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. В 1970 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Ленинграде митрополит Никодим (Ротов) возвел иеромонаха Иеронима в сан архимандрита с назначением начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 1996 — Состоялось заседание Священного Синода. Епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Алексий (Фролов) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. 11 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5607.html

Варфоломей (Гондаровский Николай Николаевич), еп. Венский и Австрийский Родился 27 октября 1927 года в с. Нечаевка, Белгородской области. Богословское образование получил в Московской духовной семинарии и в Московской духовной академии, которую закончил в 1959 году со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при академии. В марте 1954 года будучи воспитанником семинарии принял монашество с именем Варфоломея и через месяц-18 апреля был рукоположен во иеродиакона, а 30 ноября того же года – во иеромонаха. С 1959 по 1960 г. был преподавателем в Московской духовной семинарии. В июне 1960 года Святейшим Патриархом Алексием он был возведен в сан игумена и назначен на должность заместителя начальника Русской Духовной Миссии во Святом Граде Иерусалиме. С июня по сентябрь 1961 года и.о. начальника Миссии, а в октябре 1961 года назначен начальником Миссии с возведением в сан архимандрита. 26 мая 1963 года хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии. Хиротонию совершали: архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, архиепископ Новосибирский и Барнаульский Кассиан, епископ Дмитровский Киприан, епископ Костромской и Галичский Никодим и епископ Таллинский и Эстонский Алексий. 29 мая того же года назначен епископом Саратовским и Волгоградским. 22 дек. 1964 года – епископ Венский и Австрийский. Труды: Игумен Варфоломей. «Из жизни Русской Духовной миссии в Иерусалиме». «ЖМП» 1961, стр.29. «Представители Русской Православной Церкви на святогорских торжествах». «ЖМП» 1963, 10, стр.11–14. Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1963, 7, стр.9. Литература: «ЖМП» 1961, 4, стр.29. 2,стр.15. 1963, 4, стр.23, 24. 1963, 6, стр.9. 1963, 7, стр.9, 15–20, 30. 1963, 9, стр.16–17. 1963, 10, стр.11–14. 1964, I, стр.4. 1965, I, стр.5. 7 .7.1966 В von Tula und Belev (МР 1966,8,1). 20 .3.1969 В von Kišinev und der Moldau (МР 1969,4,3). 11 .10.1972 В von Taškent und Mittelasien (МР 1972,11,3), 9 .9.1973 zum Erzbischof ernannt (МР 1973,10,1). Werke: Vizit delegacii Ierusalimskoj Pravoslavnoj Cerkvi, in: МР 1974,11,14–17. Prebyvanie Archiepiskopa Karel " skogo i vsej Finljandii v SSSR, in: МР 1975,10,17–21. Der XIX. altkatholische Kongreß in Wien, in: StdO 1965,11, 11; 12,40–41. Literatur: МР 1967,2,36. МР 1969,8,1. МР 1969,12,44. МР 1970,1,7. МР 1976,1,8. МР 1976,7,5; 9,3. МР 1977,11,3. МР 1980,9,7. Furov zählt ihn zu den ”korrekten, aber nicht ganz zuverlässigen Bischöfen” (2. Gruppe). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Пантелеимон (Романовский). Фотография. 2009 г. (Романовский Павел Михайлович; 21.05.1952, г. Кировоград (ныне Кропивницкий, Украина - 24. 08. 2019, г. Кропивницкого, Елизаветинский монастырь, Украина), архиеп. бывш. Кировоградский и Новомиргородский. Из семьи священнослужителя. В 1969 г. окончил среднюю школу 6 и поступил в Кировоградский строительный техникум. В 1972 г. призван на срочную военную службу. С 1975 г. работал инженером по технике безопасности на Кировоградском заводе «Новатор». В 1976 г. поступил в Ленинградскую ДС. 2 марта 1980 г. епископом Казанским и Марийским Пантелеимоном (Митрюковским) рукоположен во диакона. 7 апр. 1981 г. Ташкентским и Среднеазиатским архиеп. Варфоломеем (Гондаровским) рукоположен во иерея и служил в Ташкентской и Среднеазиатской епархии. В 1987 г. переведен в Сумскую и Ахтырскую епархию. В 1989 г. пострижен в монашество с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона. Нек-рое время служил в Ижевской и Удмуртской епархии, на приходах Казани, Ташкента, Перми и Сумской епархии. В 1990-1991 гг. был секретарем Крымского ЕУ и благочинным Керченского окр. 3 июля 1991 г. перешел в неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). С 21 июля того же года - епископ Николаевский и Херсонский УАПЦ. В авг. переведен на Винницкую и Днепропетровскую кафедру УАПЦ. В мае 1992 г. принес покаяние и был принят в клир УПЦ в сане архимандрита. 25 июля 1992 г. хиротонисан во епископа Кицманского, викария Черновицкой и Буковинской епархии. С 22 июня 1993 г. епископ Глуховский и Конотопский. 29 июля 1994 г. назначен епископом Вольнянским, викарием Запорожской и Мелитопольской епархии. С 9 авг. 1995 г. епископ Брусиловский, викарий Овручской и Коростенской епархии. 29 июля 1998 г. назначен епископом Светловодским, викарием Кировоградской и Александрийской епархии. 5 нояб. 1998 г. назначен епископом Кировоградским и Александрийским. В 1999 г. окончил КДС, в 2001 г.- КДА. 21 мая 2005 г. Ученый совет Кировоградского гос. технического ун-та присвоил П. звание почетного профессора по кафедре философии. После разделения 27 июля 2007 г. Кировоградской епархии П. носил титул «Кировоградский и Новоархангельский». 14 нояб. того же года на основании рапорта П. титул изменен на «Кировоградский и Новомиргородский». В 28 июля 2009 г. возведен в сан архиепископа. Решением Синода УПЦ от 10 февр. 2011 г. уволен за штат по состоянию здоровья согласно поданному прошению. Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени, блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (2007), орденом «Рождество Христово» 1-й степени (УПЦ). Лит.: Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2011 годах. М., 2012. С. 418. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии

http://pravenc.ru/text/2578868.html

После освобождения архимандрита Никодима (Ротова) от должности начальника миссии на это место был назначен архимандрит Августин (Судоплатов), которого в октябре 1961 года сменил архимандрит Варфоломей (Гондаровский) – в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры. Новым начальником миссии в мае 1963 года был назначен архимандрит Ювеналий (Поярков), которого председатель ОВЦС характеризовал как близкого ему человека . В помощь отцу Ювеналию в качестве заместителя начальника миссии решением Священного Синода Русской Церкви в марте 1964 года был назначен игумен Гермоген (Орехов) – однокурсник митрополита Никодима по Ленинградской духовной академии. Уже в декабре 1964 года игумен Гермоген сменил на посту начальника миссии архимандрита Ювеналия, назначенного на должность заместителя председателя ОВЦС. Патриарх Алексий просил Патриарха Венедикта возвести отца Гермогена, в связи с новым назначением, в сан архимандрита . В апреле 1967 года новым начальником миссии был назначен ключарь Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда архимандрит Антоний (Завгородний). Трехлетние труды архимандрита Антония на посту главы русского церковного представительства получили высокую оценку Патриарха Иерусалимского Венедикта . Архимандрита Антония в марте 1970 года сменил земляк митрополита Никодима архимандрит Иероним (Зиновьев), перешедший с должности заместителя начальника миссии. Последним начальником миссии в обозреваемый период с августа 1972 года был ранее трудившийся заместителем начальника миссии архимандрит Климент (Толстихин). Примечательно, что начальники миссии были людьми, близкими митрополиту Никодиму, которых он не только хорошо лично знал, но и совершал их постриг, рукополагал в священный сан. Внимание председателя ОВЦС к должности главы русского церковного представительства на Святой Земле можно объяснить тем, что архипастырь отдал этому служению годы жизни, хорошо знал специфику такого служения. Должность начальника миссии становилась своего рода подготовкой к епископской стезе. Митрополит Никодим, когда у него имелась возможность, лично читал периодические отчеты начальника миссии, на некоторых делал многочисленные пометки, свидетельствующие о его осведомленности в излагаемых вопросах. В штате миссии находились заместители начальника, секретари и члены . Внутренние решения принимались на заседаниях Совета миссии.

http://bogoslov.ru/article/6195260

  001     002    003    004