Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИИ ПЛАЧ каноническая книга ВЗ; состоит из 5 песней (глав), объединенных темой оплакивания разрушения Иерусалима в 587/6 г. до Р. Х. Название и место в каноне В иудейской традиции книга называется по начальному слову 1-й строки  ,   - «как». Это слово кроме Плач 1. 1 повторяется еще дважды (Плач 2. 1; 4. 1), и всякий раз с него начинается новый алфавитный акростих. В некоторых иудейских источниках книга имеет название   - «плачи» (Вавилонский Талмуд, Бава Батра. 14в-15а). Именно к этому названию восходят греческое Θρνοι в Септуагинте и латинское Lamentationes Ieremiae ргорнетае в Вульгате. Наименование в славяно-рус. Библии - «Плач Иеремии» - представляет собой неточный перевод греческого Θρνοι Ιερεμιου - «Плачи Иеремии». В иудейском каноне И. п. отнесен к разд. «Писания» и помещен между Книгами Екклесиаста и Есфири. В большинстве евр. (масоретских) кодексов (в т. ч. в Cod. Leninradensis) И. п. считается одним из «Пяти свитков» (мегилот) и располагается после Книг Руфь, Песни Песней и Екклесиаста (т. е. в хронологическом порядке, поскольку последние 2 книги приписываются Соломону) и перед Книгой Есфири ( Дьяконов, Коган. 1998. С. 85-86). В Септуагинте, Пешитте и Вульгате Книга И. п. помещена вместе с Книгой прор. Варуха после Иеремии пророка книги . Этот порядок принят в большинстве западноевроп. и рус. изданий. Автор. Время и место написания О происхождении книги в евр. тексте не сообщается, однако в LXX имеется предисловие, отражающее, по мнению П. А. Юнгерова, древнее предание: «И было, после того как Израиль увели в плен и опустошили Иерусалим, сел Иеремия, плача, и пропел плач сей над Иерусалимом, и сказал...» Прор. Иеремия. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Косово и Метохия. Ок. 1320 г. Прор. Иеремия. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Косово и Метохия. Ок. 1320 г. В Свящ. Писании говорится, что прор. Иеремия был составителем «песен плачевных»: «Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот, они вписаны в книгу плачевных песней» (2 Пар 35. 25). В древности И. п. отождествлялся с этой плачевной песней Иеремии ( Ios. Flav. Antiq. X 5. 1). Это мнение бытовало в XVIII в. (напр., И. Д. Михаэлис и др.), но исследователи более позднего времени пришли к выводу, что между политической ситуацией в Иудее после гибели царя Иосии в битве при Мегиддо (4 Цар 23. 29) и положением Иудеи и Иерусалима, описанным в Книге И. п., нет ничего общего ( Благовещенский. 1899. С. 8).

http://pravenc.ru/text/293616.html

Плач Иеремии Плач Иеремии – книга, состоящая из пяти глав, поистине есть возвышеннейшая и вместе с тем самая трогательная, плачевная песнь, полная самых нежных и жалобных стенаний о некогда цветущем и славнейшем городе Иерусалиме, царице всех городов, дщери Сионовой, всеми оставленной, оплакивающей свое одиночество, лишенной своих друзей, потерпевшей измену от своих ближних, тщетно умоляющей о помощи и не имеющей ни одного утешителя. Все бедствия, постигшие этот некогда славный город и народ, пророк видел своими очами, все это пережил, все испытал, и вот он, в горьких слезах и раздирающих сердце рыданиях, изливает душу свою на развалинах Иерусалима. Книга Плач Иеремии для всех пораженных скорбями и потерями может служить прекраснейшим источником утешения и самым верным зерцалом покаяния. Достаточно привести здесь несколько только стихов из означенной книги, чтобы видеть всю силу душевной скорби и сердечных сетований пророка: Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал как вдова... Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели... Отошло от дщери Сиона все ее великолепие. Все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего? Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! Камни святилища раскиданы по всем перекресткам. Евшие сладкое истлевают на улицах, воспитанные на багрянице жмутся к навозу. Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно? ( Nлaч. I:1, 2, 4, 12, IV:1, 5, V:1, 21, 22 ). К писаниям пророка Иеремии причисляется еще Послание Иеремии к пленникам, отводимым в Вавилон; но в Еврейской Библии сего послания нет, оно переведено с греческого. В Вульгате оно составляет последнюю главу кн. Варуха, а у LXX отдельно поставлено после книги Плач Иеремии и состоит из одной главы в 72 стихах. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Глава 5 Вар.4:1–9 . Призыв, обращаемый к Иерусалиму, одеться в радостные одежды и принимать возвращающихся пленников. Вар.5:1 Иерусалим! сними с себя одежду плача и озлобления твоего и оденься в благолепие славы от Бога навеки. Вар.5:1–9 . Иерусалим должен снять с себя одежды печали и облачиться в светлые одежды в знак своего возвышения, какое он получит от Бога. Кроме того, он должен взойти на горы и смотреть, как возвращаются из далекого плена его дети, под предводительством Самого Иеговы. Вар.5:2 Облекись в одежду правды от Бога, возложи на голову твою венец славы Вечного, 2 . «Одежда правды», т. е. эта одежда, которую дал тебе Бог по всей правде, согласно Своим обетованиям. «Венец» – это венец царский. Иерусалим, как царица возлагает на себя венец – символ своего высокого достоинства. Вар.5:3 ибо Бог покажет всей поднебесной славу твою. Вар.5:4 Навек наречется от Бога имя тебе: «мир правды и слава благочестия». 4 . «Наречется», т. е. будет тебе принадлежать в действительности. Иерусалим не по имени только, но и на деле будет городом, в котором будет обитать мир, происшедший от правды, и слава, произращенная благочестием его обитателей. О выражении «нарекать» см. Ис.7:14 . Вар.5:5 Встань, Иерусалим, и стань на высоте, и обратись на восток, и посмотри на детей твоих, собранных от запада солнца до востока словом Святаго, радующихся о Божием воспоминании о них. Вар.5:6 Они вышли от тебя пешие, будучи ведомы врагами, а приведет к тебе их Бог возносимых со славою, как царских сыновей; Вар.5:7 ибо Бог определил, чтобы всякая высокая гора и вечные холмы понизились, а долины наполнились, для уравнения земли, чтобы Израиль шел твердо, со славою Божиею, Вар.5:8 а леса и всякое благовонное дерево осеняли Израиля по повелению Божию. Вар.5:9 Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Варуха. 642-658 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава XXXVI Иер. 36:5 . И заповеда Иеремия. Смотри на Божие промышление. Те связали врача, а Бог и тем явил Свое человеколюбие, (что) не освободил его, а оставил в темнице, чтобы утишить их гнев и не сделать более сварливыми, не лишил их врачества, а чрез писание напоминает им все и (при том) во время поста. Иер. 36:9 . И бысть в лето осьмое ( γδ) 207 . Для чего во время поста? Чтобы и время содействовало (успешному действию читаемого) и присутствовали все слушатели. Ваши взоры печалит вид пророка. Вот посредством другого сосуда передаю вам врачество. Иер. 36:23 . И быть чтущу Иудину. Царь, услышав это, – услышав то, что может и камень сделать мягким, – изрезал книгу; (это похоже на то), как если бы кто-нибудь, не нашедши врача, взяв лекарство, бросил в огонь. Видишь неистовство и свирепость? Не просто изрезал, но бросает в огонь, к великому изумлению предстоящих. Некоторые, говорит, противились. (И через несколько слов). Смотри на демоническое неистовство: пылал ненавистью не только к пророку, но и к словам и к письменам. Иер. 36:26 . И повеле царь Иеремеилу, сыну Цареву, да изымают Варуха книгочия, то есть, скорописца, и Иеремию пророка, и были скрыты Господом ( π Κυρου) 208 . И выше говорил, что, по божественному повелению, записал все слова, которые говорил народу от времени Иосии до четвертого года царствования Иоакима, в который это написал, когда пославший Варуха сказал: мене стерегут и не могу внити в дом Господень: ты убо вниди и прочти в свитце сем, в нем же написал еси от уст моих словеса Господня во уши людей, в день поста. Если стерегли, то как же скрылся? Очевидно, что как при Елисее пришедшие ваять его сирийцы поражены были слепотою ( 4Цар. 6:18 ), так и в это время Бог сделал их некоторою сокровенною силою невидимыми, так что они были на глазах у всех, но оставались незамеченными. Иер. 36:28 . Паки возми. Смотри на человеколюбие Бога, после такого непослушания опять приготовляющего им внушение. А мы, часто ожидая противодействия, не делаем и начального наставления или, сделавши первый неудачный опыт, видим в этом обиду и не решаемся повторить, когда Бог перенес такое оскорбление в сожжении книги и такой навет на пророков. Все ищут будущего и отказываются слушать то, что не доставляет удовольствия. А слово пророка всегда одинаково и лишено ласкательства в отношении к почитателям. Показывает же, что, говоря истину, не поступает несправедливо и не заслуживает темницы. Слово: Елениоф ( λενιθ) Акила перевел: мастерская ( ργαστρια). 207 Так читается в древн. Ватикан. сп., вместо πμπτ ­­ пятое, как находятся в Александр. и Маршалиан. сп., с которыми согласуется Славян. Б. 208 ’ Yπ Κυρου отсутствует в древн. сп. перевода 70-ти, но находятся в Маршалиан. сп. в евр. тексте. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Первая книга Еноха: перевод и комментарий 03.07.2023 16:03:55 «Развитие идеи «Москва – третий Рим» в русской истории – этот радиоцикл из 70 программ звучал в нашем эфире около двух лет и вызвал благодарные отклики слушателей, особенно преподавателей истории.  Автор и ведущий бесед под этой рубрикой – кандидат философских наук, сотрудник философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и богословского факультета ПСТГУ Илья  Сергеевич Вевюрко. На днях в эфире прозвучала 26-я передача из его нового радиоцикла «Чти и разумей. Сокровища русской словесности».  «Сказание о Мамаевом побоище» и «Домострой»,  Послание на Угру архиепископа Вассиана и Духовное завещание святителя Киприана – эти и другие древнерусские памятники философ и религиовед читает и комментирует с историософских позиций, открывая все новые смыслы в нашей духовной сокровищнице. Автор книги «Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли» и  перевода Четвертой книги Варуха, И.С. Вевюрко сегодня собирает средства на издание книги, о которой вы можете подробнее узнать на сайте: http://planeta.ru/campaigns/mashafa_henok Это перевод 1 книги Еноха с языка геэз с религиоведческим комментарием, готово уже больше половины перевода и примечаний. Давайте поддержим исследователя в его важном и полезном для церковной науки начинании. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/07/03/pervaya-kn...

Псалом 149 Да воспевает Израиль Господа новыми песнями с тимпанами и гуслями за проявление к нему Его благоволения (1–5). Да будут уста Израиля всегда полны славословия Богу, а руки да готовят меч, чтобы совершить над народами «суд писанный» (6–9). Пс.149:1 .  Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых. Во время вавилонского плена песни евреев, соответственно их покаянному настроению и внешне тяжелому и бесправному положению, носили характер грустный. Теперь же, по возвращении из плена и восстановлении Иерусалима, их положение изменилось; изменились и песни – вместо печальных они стали торжественно-хвалебными и радостными. «Собрание святых» – собрание евреев в храме. Пс.149:3 .  да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, «Хвалить... с ликами» – хвалить хором. Пс.149:4 .  ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. «Смиренные» – евреи во время плена, который они переносили в покаянном настроении, с полным пониманием его заслуженности и в смирении (см. кн. пророка Варуха), за что и было даровано им от Господа «спасение...» и освобождение. Пс.149:5 .  Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Пусть имя евреев сделается славным в глазах всех народов, да торжествуют первые над последними, да будет жизнь их мирной и покойной, чтобы они могли в безопасности предаваться отдыху ( «на ложах своих»). Пс.149:6 .  Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, Пс.149:7 .  для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, Пс.149:8 .  заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, Пс.149:9 .  производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его. Аллилуия. «Да будут славословия Богу в устах их», т. е. да останутся евреи всегда первыми чтителями своего Господа. В этом – основное условие их земного величия, силы и непобедимости. Тогда меч в их руках будет грозным для их врагов, языческих народов, которые не устоят пред ними, но будут побеждены и обращены в рабов. Под условием верности и преданности Иегове евреи явятся орудиями в руках Господа для совершения того суда над народами, который написан в книгах закона и возвещен через Моисея ( Втор. 32:35 ). Эта честь – быть судьей над язычниками – принадлежит всем «святым Его», т. е. евреям, под указанным условием. Но, как известно, еврейский народ не сохранил верности своему Господу, чем и лишил себя этого права и чести, которые перешли и осуществляются уже новым Израилем – христианами, и не в форме грубого, военного преобладания, а в виде отсечения и уничтожения среди язычников их ложных верований и грубочувственного строения жизни. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книга Пророка Варуха Глава 1 Слова книги, которые написал Варух, сын Нирии, сына Маасея, сына Седекии, сына Асадия, сына Хелкии, в Вавилоне, в пятый год, в седьмой день месяца, в то время, когда Халдеи взяли Иерусалим и сожгли его огнем. И прочитал Варух слова сей книги вслух Иехонии, сына Иоакимова, царя Иудейского, и вслух всего народа, пришедшего к слушанию книги, и вслух вельмож и сыновей царских, и вслух старейшин, и вслух всего народа, от малого до большого, всех, живших в Вавилоне при реке Суд. И они плакали, и постились, и молились пред Господом, и собрали серебра, сколько было по силам каждого, и послали в Иерусалим к Иоакиму, сыну Хелкии, сына Саломова, первосвященнику, и к священникам и ко всему народу, находившемуся с ним в Иерусалиме, когда Варух унесенные из храма сосуды дома Господня принял для возвращения их в землю Иудейскую, в десятый день месяца Сиуала, сосуды серебряные, которые сделал Седекия, сын Иосии, царь Иудейский, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, переселил из Иерусалима Иехонию и князей, и узников и вельмож, и народ земли и привел его в Вавилон. И говорили они: вот, мы посылаем вам серебро, и купите на это серебро всесожжения и жертву за грех и ладан, и приготовьте дар, и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего, и молитесь о жизни Навуходоносора, царя Вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле. И даст нам Господь силу и просветит глаза наши, и мы будем жить под покровом Навуходоносора, царя Вавилонского, и под покровом Валтасара, сына его, и будем служить им много дней, и найдем милость у них. Молитесь и о нас Господу Богу нашему, так как мы согрешили пред Господом, Богом нашим, и не отвратилась от нас ярость Господа и гнев Его до сего дня; и прочитайте сию книгу, которую мы посылаем вам, чтобы обнародовать в доме Господнем в день праздничный и в дни нарочитые; и скажите: у Господа Бога нашего - правда, а у нас - стыд на лицех, как сегодня, у всякого Иудея и у живущих в Иерусалиме, и у царей наших, и у князей наших, и у священников наших, и у пророков наших, и у отцов наших, оттого, что мы согрешили пред Господом, и не покорялись Ему, и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы ходить в повелениях Господа, которые Он дал пред лицем нашим. С того дня, в который Господь вывел отцов наших из земли Египетской, и до сего дня мы были непокорны пред Господом Богом нашим и небрегли о том, что не слушали гласа Его. Посему и постигли нас бедствия и клятва,- как сегодня,- которую определил Господь пред рабом Своим Моисеем в тот день, в который вывел отцов наших из земли Египетской, чтобы дать нам землю, текущую молоком и медом. И не слушали мы гласа Господа Бога нашего во всех словах пророков, которых Он посылал к нам, и ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bible/varuh/

Мысли при чтении Книги пророка Варуха Гл.2, ст.16 и далее. Призри, Господи, от святаго дома Твоего и воспомяни о нас, и приклони, Господи, ухо Твое, и услышь. Открой очи Твои, посмотри, потому что не мертвые в аде, которых дух взят из внутренностей их, воздадут славу и хвалу Господу; но человек, скорбящий о великости бедствия, который ходит поникши и уныло, и глаза потусклые и душа алчущая воздадут славу и правду Тебе, Господи. В несчастье человек обращается к Богу с живою верою и упованием, а в счастье весьма часто забывает Его. Несмотря на то, что Ты так сильно иногда наказываешь нас, Ты, Господи Боже наш, поступил с нами по всему снисхождению Твоему и по всему великому милосердию Твоему, как сказал Ты чрез раба Твоего Моисея в тот день, в который повелел ему написать закон Твой пред сынами Израиля, говоря: «если вы не послушаете гласа Моего, то это великое и многое множество народа обратится в малое среди народов, между которыми Я рассею их. Я знаю, что они не послушают Меня, ибо они – народ упрямый...» [ст.27–30]. Когда и нас Бог посещает за наши беззакония бедствиями, Он творит с нами по милости Своей и по щедротам Своим великим, хотя нам и кажутся чрезмерно сильными удары Его жезла. Гл.3, 2 ст. Услышь, Господи, и помилуй, ибо Ты Бог милосердый; помилуй, ибо мы согрешили пред Тобою; Ты – вечно пребывающий, а мы – вечно погибающие. Что жизнь наша, как не постоянная погибель? 13 ст. Если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире во веки. Вот лучшее правило для жизни: ходи путем Божиим, то есть живи, как Бог велел жить. 29 [-35] ст. Кто взошел на небо, и взял ее (мудрость), и снес с облаков? Кто перешел моря и нашел ее, и кто принесет ее, лучшую чистого золота? Нет никого, знающего путь ее... Но Знающий все знает ее; Он открыл ее Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил ее четвероногими скотами, Который посылает свет, и он идет, призвал его, и он послушался Его с трепетом; и звезды воссияли на стражах своих, и возвеселились. Он призвал их, и они сказали: «вот мы», и воссияли радостью пред Творцом своим. Бог – наш премудрый Творец и всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вообще же подлинность и важность книга Варуха подтверждают: Пророк Даниил, который, читая пророчества Иеремии (2:9), вместе читал (тогда же, и может быть, соединенное с ним) пророчество причастника благодати Иеримииной и его Божественного вдохновения Варуха, как это свидетельствуют целые фразы, которые Даниил заимствовал из него, Даниил движимый тем же духом и выражающий те же понятия 8 . Подтверждает это Неемия 9 . Вся синагога иудеев-эллинистов, которая пред Рождеством Христовым, читала перевод Семидесяти; след. и книгу в Варуха; Апостольские Постановления положительно и ясно различают громогласнейшее оное пророчество проповедника Христова Варуха: Сей Бог наш; не вменится ин к нему; по сем на земли явися и с человеки, поживе (3:36), признавая слова сии писанием Божественным. Сверх того, Постановления Апостольские свидетельствуют, что иудеи, в девятый день месяца, соответствующего нашему сентябрю, в день великого очищения, собираясь вместе, читают Плач Иеремии и книгу Варуха, и по прочтении плачут и рыдают, воспоминая опустошение Иерусалима Навуходоносором. И так, и отсюда видно, что и после Рождества Христова иудеи-эллинисты, в Палестине и вне оной, признавали каноническою книгу Варуха; другого же канона Писаний они не могли создать вопреки тому, какой они приняли издревле, вместе со всеми своими единоплеменниками и единоверцами. Во всех древних кодексах перевода Семидесяти имеется книга Варуха, следующая в одних после Плача Иеремии, а в других, самых древнейших, тот час после пророчества Иеремии, перед Плачем. Так она стоит у блаж. Феодорита, в Александрийском кодексе Семидесяти и в других рукописях, и в самом Ватиканском кодексе. Такое же место она занимает и в Сирском переводе; в таком же, порядке исчисляются книги и в каталогах канонических Писаний. В древнейшем Италийском переводе Семидесяти тоже находилась, книга Варуха, как каноническая, вместе с книгою Иеремии. И теперь в Вульгате она стоит после Плача Иеремии и после посланий его; так она стоит в переводах Сирском, Арабском и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pesn...

Книга Иудифи – это волнующая, совершенно неисторическая повесть о некоей благочестивой героине, спасающей свой народ. Дополнения к Книге Есфири – это пестрая смесь тем, добавленных в Книгу Есфири в переводе Септуагинты с целью выявить ее религиозный характер. Книга Есфири, хотя она и относилась к числу книг, читаемых в синагогах, была второй книгой, свободно переведенной на греческий язык с разнообразными включениями. Книга Премудрости Соломона. Это произведение принадлежит к ветхозаветной литературе мудрости, но написано оно, вероятно, на греческом языке каким–то иудеем из Александрии, находившимся под влиянием греческой философии. Не позднее конца II в. н. э. мы находим характеристику этой книги как «написанной друзьями Соломона в его честь» (фрагмент Муратори), так что псевдонимия этой книги, по всей видимости, не имела целью ввести в заблуждение. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Ecclesiasticus) – еще одна из книг Премудрости, на этот раз созданная по образцу Притчей, заканчивается хорошо известным панегириком, похвалой в адрес «славных мужей и отцов» Израиля. Первоначально, как объясняется в прологе, она была составлена на еврейском языке. Это один из древнейших апокрифов, дата создания которого восходит ко времени около 180 г. до н. э. и указывает на имя ее автора – Иисуса бен–Сира (сына Сирахова). Книга Пророка Варуха, заканчивающаяся Посланием Иеремии, первоначально самостоятельной работой (в синодальном издании Библии послание помещено отдельно между Плачем Иеремии и Книгой Пророка Варуха. – Примеч. ред.), является добавлением к книге Иеремии в Септуагинте в качестве двойного приложения к ней. Она представляет спутника Иеремии Варуха, проповедующего в том же духе, что и сам пророк, и Иеремию, пишущего другое послание изгнанникам, на этот раз об опасности идолослужения (ср.: Иер. 29 ). Песнь трех отроков, Невинная Сусанна и Вил и дракон – три дополнения к книге Даниила в переводе Септуагинты. Первое из них – в третьей главе книги Даниила – состоит из молитвы и гимна, вложенного в уста трех спутников Даниила во время их пребывания в раскаленной печи. Гимн широко известен под названием Benedicite и его используют в традиционном христианском богослужении. Другие два дополнения представляют собой две благочестивые религиозные истории, прилагаемые к этой книге на манер Книги Пророка Варуха и Послания Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010