Толкование на паремию из книги пророка Варуха Скачать epub pdf В навечерие Рождества Христова ( Вар. 3:36–38, 4:1–4 ) Сия паримия читается под именем пророчества Иеремии на том основании, что книга Варуха соединяется с книгою Иеремии, как ее прибавление, и отцы Церкви нередко приводили места из книги Варуха под именем Иеремии (Макария Введение в пр. Богословие. 1847. § 124). Она написана на Еврейском языке, но дошла до нас в Греческом переводе, ибо Еврейский текст утрачен. Варух был учеником, писцом и верным другом, и помощником Иеремии. Он разделял с ним бедствия, какие приходилось ему терпеть за обличения и грозные предсказания о падении Иерусалима со стороны Иудейских царей, вельмож и народа. – Книга Варуха написана им в Вавилоне, где он находился с прочими пленниками. Она написана с целью – показать Иудеям, что все постигшие их бедствия Господь послал в наказание за грехи отцов их и их самих, за пренебрежение закона Господня и заключенной в нем божественной премудрости, побудить их к покаянию и исправлению и утешить обетованием свободы и спасения от Господа. – Подлежащая рассмотрению паримия содержит в себе часть увещаний пророка к покаянию и исправлению. Вар.3:36 . Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Сими словами внушается Израильтянам, какая великая честь и счастье заключается для них в том, что их Бог есть единственный истинный Бог , с Которым не сравнится ни один из языческих мнимых богов по своей премудрости и всемогуществу, описанным в предшествующих стихах, и как, следовательно, преступно было бы пренебрежение откровенного закона Господня. Вар.3:37 . Изобрете (нашел) всяк путь хитрости (премудрости) и даде ю Иакову отроку Своему и Исраилю возлюбленному Своему. Обладание мудростью составляет великую честь и славу человека. Он от всех земных тварей отличается разумом. Но как ни велико это отличие, он не может знать всех путей, ведущих к мудрости, к достижению совершенства в усвоении истины. Один Бог знает все сии пути, один Он нашел и открыл людям все, что нужно знать и делать для достижения истинной мудрости. И эту-то мудрость Он даде Иакову отроку Своему и Исраилю возлюбленному Своему. Она заключена в законе Моисеевом и в писаниях пророческих. Язычники не знакомы с этими источниками мудрости, одним сынам Израиля она сообщена. Можно ли поэтому сынам Израиля не дорожить этим благом паче всего на свете?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

7.10. Окончание книги: пророчества о языческих народах 7.11. Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 7.10. Окончание книги: пророчества о языческих народах В последних главах книги уже содержится пророчество о всех окрестных народах, об их судьбе: о Еламе, Египте, Вавилоне, филистимлянах, Моаве, Едоме, Дамаске и др. Последняя, 52-я, глава, содержит в себе исторический эпилог, описывающий падение Иерусалима подобно тому, как это описано в книге Царств. Отметим еще один момент. В 27 главе Евангелия от Матфея есть место, где приводится пророчество о тридцати сребрениках и сказано, что это пророчество Иеремии пророка. Но в нынешнем составе книги такого пророчества нет, оно находится в книге пророка Захарии. Почему евангелист Матфей так сказал, об этом остается только догадываться. Может быть, это пророчество было в его время известно под именем Иеремии. 7.11. Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха К книге пророка Иеремии примыкаюет еще три книги. Первая книга – это «Плач Иеремии», стихотворное произведение, написанное в классическом жанре плача о разрушенном Иерусалиме. Состоит она из пяти плачей, в соответствии с разбиением по главам. Каждый из них имеет стихотворную форму. Четыре из них имеют алфавитный акростих, то есть имеют 22 строфы, каждая из которых начинается на соответствующую букву еврейского алфавита. Первая, вторая и четвертая песни имеют просто 22 стиха, каждый из которых начинается на букву, а третья имеет 66 стихов, по 3 стиха в строфе. Пятая глава, плач-молитва, тоже имеет 22 стиха, но там акростих не содержится. Один из толкователей говорит, что этим нарушением формы изображается смущенное и расстроенное состояние Иудеи. Пророк оплакивает опустошение Иерусалима, разрушение его, гибель. Он описывает ужасы осады, то, как матери ели младенцев своих, как умирали от голода, от меча, непогребенные тела лежали среди развалин. Описывает свои собственные страдания и переживания во время этого разрушения, и говорит о тех грехах, о нарушении суда и справедливости, о лжепророках, о притеснениях, которыми наполнился перед этим Иерусалим. Затем он возносит молитву к Богу, в которой от имени народа исповедует сознание своей греховности, молит о милости и помощи.

http://sedmitza.ru/lib/text/431507/

священник Михаил Соболев Книга Пророка Варуха Сведения о пророке Пророк Варух был сын Нириин. В своей книге он перечисляет своих предков до 4-го рода, что указывает на знатность его происхождения (ст. 1). Он был неотлучным спутником пророка Иеремии; когда Иеремия был в темнице и не мог сам проповедовать, Варух записывал речи пророка и читал их в храме и во дворце ( Иер. 36, 5 – 6 ). И когда однажды царь Иоаким сжег в камине свиток книжный, Варух по повелению Иеремии написал новый свиток с новыми угрозами и прещениями ( Иер. 36, 23 и 32). Вместе с Иеремией Варух проводил тяжелую жизнь, постоянно подвергался гонениям, насмешкам и страданиям ( Иер. 36, 26 ). И если великий Иеремия часто скорбел, в виду тяжелого своего положения, и готов был даже отказаться от пророческого служения, то тем более ученик его Варух часто предавался неутешной скорби: О люте мне, о люте мне, яко приложи Господь труд к болезни моей: успох со стенанием, покоя не обретох ( Иер. 45 ). Поэтому пр. Иеремия вынужден был для укрепления его в подвигах писать ему увещательное послание ( Иер. 45 ). Вместе с Иеремией Варух взят был евреями в Египет после убиения наместника Годолии ( Иер. 43, 6 ), и здесь он жил до смерти Иеремии. В пятом году плена, после смерти Иеремии, Варух, вероятно по завещанию пророка, отправился в Вавилон к пленникам и здесь читал составленную им книгу пред царем Иехонией, старейшинами и народом, увещевая их к покаянию и утешая надеждой возвращения в отечество. О других обстоятельствах жизни Варуха ничего неизвестно. Происхождение книги и отношение ее к книге пр. Иеремии Книга пр. Варуха написана в Вавилоне (ст. 1), в 5 году плена и прочитана была там пленникам, а после отправлена была в Иерусалим для чтения оставшимся в нем иудеям (2 –14). В греческой библии она приложена к книге пророка Иеремии, как ее часть, и чтение из нее в православной церкви на паремиях предлагается как из книги Иеремии. Цель ее возбудить покаяние пленного народа и укрепить его веру обетованными помилованиями, особенно в пришествие Спасителя. Обзор содержания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Глава 36 1–8. Написание книги пророчеств Иеремииных в 4-й год Иоакима. 9–26. Её уничтожение царем в следующем году. 27–32. Вторичное написание книги и пророчество об Иоакиме и его народе. Иер.36:1–8 . Пророк в 4-й год Иоакима получает от Бога повеление записать все доселе сказанные им пророческие речи для чтения народу. Иеремия диктует свои речи ученику своему, Варуху, и потом повелевает ему прочитать свиток речей в храме, куда по случаю поста собралось очень много народу, и Варух исполняет приказание Иеремии. Иер.36:1 .  В четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.36:2 .  возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии до сего дня; Иеремия, несомненно, и раньше записывал некоторые свои речи. Но теперь он все эти речи, почти исключительно угрожающего характера, вписывает в одну книгу. Почему это нужно было в настоящее время, – на это можно сказать следующее. Во-первых, многие из речей, сказанных им в течение двух слишком десятилетий, видимо приводили теперь к осуществлению, если уже не осуществились, и это обстоятельство должно было оказать особенно сильное впечатление на тех, для кого речи эти предназначались. Во-вторых, Иеремия сам не мог открыто теперь выступать пред народом (ст. 5) и, таким образом, чтение его речей Варухом должно было заменить собою устную проповедь пророка. Иер.36:4 .  И при­звал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Го­с­по­да, которые Он говорил ему. Если Иеремия пользуется в настоящий раз услугами Варуха для написания своих речей, то это объясняется не тем, что сам он не умел писать (ср. Иер 30:2, 32:10 ), а тем, что, диктуя Варуху свои речи, пророк находился в особенно повышенном настроении, какое не давало возможности заниматься кропотливым трудом писания. Иер.36:5 .  И при­ка­за­л Иеремия Варуху и сказал: я заключен и не могу идти в дом Го­с­по­день;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Неканонические книги Библии — в древней Церкви так обозначались все книги, не обозначенные в постановлениях соборов и отцов как богодухновенные (см. Лаодикийский собор, правило 59); позднее для обозначения таких книг утвердился термин «апокрифические книги». Сейчас термин «неканонические книги» используется исключительно в русской библеистике и относится в первую очередь к 11 книгам Ветхого Завета славянской и русской Библии, отсутствующим в еврейском каноне. Это следующие книги: Товита , Иудифи , Премудрости Соломона , Премудрости Иисуса, сына Сирахова , 2 Ездры и 3 Ездры , Послание Иеремии , Варуха и три книги Маккавейские . Также иногда в объем понятия «неканонические книги» включают так называемые «неканонические дополнения» — фрагменты канонических книг Библии, отсутствующие в еврейской Библии (следует подчеркнуть, что к этой группе текстов относятся только отрывки существенного объема, тогда как имеющиеся в греческом и отсутствующие в еврейском текстах короткие фразы/предложения, которые в изобилии встречаются в большинстве книг Ветхого Завета, здесь не учитываются):  Молитва Манассии в конце 2й Книги Паралипоменон, части Книги Есфири (7 отрывков, которые в русской Библии даны без нумерации стихов и присоединяются к следующим стихам: 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:13; 10:3), фрагменты Книги пророка Даниила (песнь вавилонских отроков — Дан.3:24–90 ; история о Сусанне — Дан.13 ; история о Виле и драконе — Дан.14 ), два фрагмента книги Иова ( Иов. 2:9; 42:17 ) и Псалом 151. Термин «неканонические книги» возник в русской богословской науке в XIX веке; более точно его предположительное время возникновения — начало 1840х гг.; возможно, впервые этот термин был введен в научный оборот архим. Афанасием (Дроздовым) в его «Сокращенной герменевтике» (само это сочинение не сохранилось). Особенно популярным он стал благодаря «Введению в православное богословие» митрополита Макария (Булгакова) ; именно митрополит Макарий начинает активно использовать термин «неканонические книги».

http://azbyka.ru/nekanonicheskie-knigi-b...

Писание Священное Писание Священное ( Mф. XXI:42, XXII:29 и др.). Под сим именем разумеются книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами, и называемые обыкновенно Библией . Свящ. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Свящ. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили, их слышали, несмотря на то что священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени. Свящ. книги написаны в разные времена, одни до Р. X., другие после Р. X., первые называются книгами Ветхого Завета, вторые – книгами Нового Завета. Свящ. книг Ветхого Завита, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , Афанасия Великого и Иоанна Дамаскина , – 22, применительно к тому, как считают оные евреи на своем первоначальном языке. Исчисление евреев особенно достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел, им вверено слово Божие ( Puм. III, 2 ) и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от Ветхозаветной Церкви. Св. Кириллом Иерусалимским и св. Афанасием Великим ветхозаветные свящ. книги исчисляются след. образом: 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4 ) Книга Числ. 5 ) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8 ) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Притчи Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила. 22) Двенадцати пророков, именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В означенном счислении ветхозаветных книг не упомянуты: Плач Иеремии, книга пр. Варуха, книга Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, вторая и третья книги Ездры, три книги Маккавейские и некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: Молитва Манассии, присоединенная в конце II кн. Паралипоменон, молитва трех отроков, в книге Даниила ( Дah.III, 25–91 ), история о Сусанне ( Дah. VIII ), о Виле и Драконе ( Дah. XIV ), не упомянуты именно потому, что их нет на еврейском языке. Впрочем отцы Церкви пользовались сими книгами, приводили многие места из них, и, по свидетельству Афанасия Великого , они назначены отцами для чтения вступающим в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОШКСКАЯ БИБЛИЯ [Груз. ; также - Афонская Библия], наиболее ранний и один из 2 известных полных сводов ВЗ на груз. языке (2-й полный свод - редакция св. Сулхана-Сабы (Орбелиани) ). О. Б. сохранилась в коллекции афонского Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 1; пергамен, письмо нусхури в 2 колонки, заголовки - письмо мтаврули; каллиграфы Микаел, Георгий и Степан; переплетена в 2 книги, сохр. 960 листов). Переписана в 978 г. в мон-ре Ошки в Тао-Кларджети по заказу прп. Иоанна-Торникия (Чордванели) , ее создание связано с образованием в Великой Лавре на Афоне груз. общины монахов, независимой от греческой. После завершения строительства груз. Иверского мон-ря (980-983) О. Б. была помещена в его книгохранилище. Отдельные редакции книг О. Б. встречаются в рукописях до XVIII в. включительно. В 1849 г. груз. историк П. Иоселиани привозил О. Б. в Грузию, где были изготовлены 2 копии: для мегрельского кн. Давида Дадиани (НЦРГ. S 422) и для кафедрального собора Тбилисский Сиони (НЦРГ. A 471). В 2009 г. О. Б. вместе с греческими рукописями Афона выставлялась в Малом дворце в Париже. В О. Б. содержатся как канонические, так и неканонические книги ВЗ в следующей последовательности: из Пятикнижия Моисеева представлены книги Бытие, Исход, Левит (утрачены Числа и Второзаконие); исторические книги Судей Израилевых, Руфь (утрачена Иисуса Навина); учительная Книга Иова; пророческие книги Исаии, Иеремии, Варуха (неканоническая), Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииля, Даниила; исторические книги Ездры Первая и Ездры Вторая (неканоническая), Неемии, Ездры Третья (Ездры Суфийского; неканоническая), Есфирь, Иудифи (неканоническая), Товита (неканоническая; сохр. не полностью), 4 книги Царств; учительные книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Премудрости Соломона (неканоническая), Иисуса, сына Сирахова (неканоническая); 12 остальных пророческих книг. Считается, что Псалтирь, книги Паралипоменон и Маккавейские (неканонические) в О. Б. включены не были.

http://pravenc.ru/text/2581785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИЛЛЬМАН [нем. Dillmann] Кристиан Фридрих Август (25.04.1823, дер. Иллинген, Вюртемберг - 4.07.1894, Берлин), нем. библеист, семитолог, основоположник совр. эфиопистики. Род. в семье директора школы. Начальное образование получил от отца и местного священника. В 12 лет был отдан в гимназию Штутгарта, а через год перешел в богословскую семинарию в мон-ре Шёнталь, где изучал древние языки и основы теологии. С осени 1840 г. обучался на теологическом фак-те Тюбингенского ун-та, проходя 4-годичный курс богословия и философии у Ф. К. Баура . Выдержав в конце обучения экзамен по теологии, Д. стал заниматься вост. языками под рук. проф. Г. Эвальда , к-рый, по-видимому, и привил ему интерес к языку геэз и памятникам эфиоп. письменности. По прошествии года занятий в течение 6 месяцев исполнял обязанности викария в Зерсхайме. В мае 1846 г. в Тюбингене Д. получил степень д-ра философии и отправился на 2 года изучать эфиоп. рукописи, хранящиеся в б-ках Парижа, Лондона и Оксфорда, что послужило возрождению эфиоп. исследований в Европе XIX в. В 1847-1848 гг. он подготовил каталоги эфиоп. рукописей Британского музея (ныне хранятся в Британской б-ке) и Бодлианской б-ки в Оксфорде, затем приступил к работе над грандиозным проектом издания эфиоп. текста ВЗ, к-рую не удалось завершить. Из задуманных 5 томов были изданы 3 (Восьмикнижие (Т. 1), Книги Царств (Т. 2), Книги Варуха, Товита, Иудифи, Екклесиаста, а также ряд апокрифов , которые Эфиопская Церковь признает каноническими (Т. 5)). Отдельно им был опубликован текст Книги прор. Иоиля на геэзе. Вернувшись в Тюбинген, Д. с 1848 по 1851 г. был префектом на богословском семинаре в ун-те, затем получил право читать лекции по ВЗ и проводить занятия по вост. языкам. В нач. 1853 г. он стал экстраординарным профессором теологии и в следующем году был приглашен преподавать вост. языки в Киле (сначала экстраординарный, с 1860 ординарный профессор). В 1862 г. корпорация богословов Лейпцига наградила Д. почетной степенью д-ра теологии honoris causa, а еще через 2 года он принял кафедру ветхозаветной экзегезы на теологическом фак-те в Гисене. В эти годы он в одиночку заложил основы классической эфиоп. филологии, подготовив и опубликовав грамматику, словарь и хрестоматию языка геэз, к-рые до наст. времени сохраняют научно-педагогическое значение.

http://pravenc.ru/text/172036.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Через душевное человек восходит к духовному Продолжаем разговор об историческом контексте Книги пророка Иеремии. Пророк Иеремия пишет письмо жителям Иерусалима, угнанным вавилонским царем в рабство, где говорит, что они должны жить там по-человечески: радоваться и плакать, растить сыновей и дочерей, заключать браки и молиться о том, чтобы мир был в земле Вавилонской. Разумеется, это еще больше возбудило ревность и ненависть как в князьях Иерусалимских, так и в лжепророках. Пророк Иеремия, хотя он уже на волосок от гибели, через своего ученика Варуха все же посылает свиток, написанный специально для царя Седекии. Ему бы молчать, он и так много сделал, но он не может молчать – он пророк, Господь вновь и вновь толкает его, чтобы он свидетельствовал, что жизнь этих людей совершенно не совместима с Божией правдой, с верой. И взывает Он устами пророка Иеремии именно чтобы спасти этот народ. Для них сдаться означает сохранить, как говорит пророк Иеремия, жизнь. Господь не хочет их смерти и именно поэтому вновь и вновь посылает к ним пророка Иеремию: все призывы Иеремии надо понимать как попечение Бога, чтобы они не погибли, а жили, хоть и в плену – может статься, будет возможность вернуться в оставленную землю. Бог же знает, когда они вернутся, потому и посылает вновь и вновь Иеремию, чтобы они одумались и прислушались к словам Бога. Но они не прислушиваются. Когда Варух пришел со свитком, царь Седекия сидел перед горящей жаровней – было холодно, – и когда читали слова пророка Иеремии, царь отрезал кусочек свитка и бросал его в огонь, чтобы никто этого больше не смог ни услышать, ни прочитать, и запретил делать еще раз такие пророчества. Варух вернулся к Иеремии. Иеремия написал второй свиток (это ведь несложно, если ты движим благодатью Святого Духа – Дух Божий не вяжется, и слово Господне задержать невозможно); но гнев князей распалился, и они бросили пророка в темницу. В темнице ему приходится очень плохо. Его не кормят вообще, потому что в Иерусалиме наступает голод, запасы истощаются. Кому же в условиях голода захочется кормить заключенных? Умрут – и умрут, зачем их кормить? Изнывая от холода, от голода, от пребывания в темнице вместе c уголовниками в совершенно невыносимых условиях Иеремия, конечно, страдает.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/70

Подпишитесь на наш Телеграм Мы должны знать, как и о чем мы молимся на рождественской службе. Священник Федор Людоговский дает обзор наиболее важных церковных молитв разных жанров. Переводы на русский язык, если не оговорено иное, принадлежат иеромонаху Амвросию (Тимроту) .   Ветхий Завет о Рождестве Христовом Тексты из ветхозаветных книг звучат во время богослужения ежедневно. Чаще всего используется Псалтирь – книга, содержащая псалмы – молитвенные поэтические произведения, которые были написаны израильским царем Давидом и, возможно, другими авторами. В канун Рождества Христова особое значение приобретают книги пророков, живших до пришествия Спасителю на землю. На вечерне , которая совершается накануне праздника, читаются паремии (фрагменты ветхозаветных книг), содержащие пророчества о Христе, о Его рождении от Девы. Здесь и книги, написанные, согласно церковному преданию, Моисеем, и книги других пророков – Михея, Исаии, Варуха и Даниила. Первая из паремий – это самое начало самой первой книги Библии – Бытия . Здесь перед нами разворачивается повествование о сотворении Богом мира: « В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» . Далее в этом фрагменте еще довольно много говорится о воде. Тема воды возникает по той причине, что накануне самых больших праздников – Пасхи, Богоявления, Рождества Христова – в древней Церкви во время чтения паремий совершалось массовое крещение. Именно поэтому данная паремия из книги Бытия читается и в рождественский сочельник, и в крещенский, и в Великую субботу. На великом повечерии торжественно звучат пророческие слова Исаии о Боге-Младенце: Младенец родился нам, Сын, и дан нам. И называется имя Его: Великого Совета Ангел. Чудный Советник. Бог Крепкий, Властитель, Начальник мира. Отец будущего века.   Рождественские стихиры Это довольно древний жанр церковных песнопений. Одна стихира – это один абзац, одна строфа. На рождественской службе мы слышим стихиры разных авторов. Один из них – это святитель Герман, патриарх Константинопольский . Приведем ту его стихиру, с которой начинается рождественская вечерня:

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010