15–16 ст. Излагая Галатам свое обличение ап. Петру, ап. Павел незаметно переходит к главному предмету своего послания. Апостол ставит на вид, что Антиохийское поведение Петра и Варнавы пред язычниками. по отношению к ним несправедливо и непоследовательно. Ибо, говорит ап. Павел, если «мы по природе иудеи, а не из язычников грешники», узнавши несостоятельность Закона в деле оправдания, для того и объявили себя Последователями И. Христа, «чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона (во многочисленности и строгости его предписаний) не оправдается никакая плоть», то какая же справедливость принуждать к исполнению закона язычников, которые вовсе и не знали закона? 17 ст. Обязывать христиан к исполнению ветхозаветного закона, значит, говорит апостол, косвенно обвинять во грехе самого Христа. 18 ст. В-третьих, – располагать язычников к обрядам ветхозаветным значит прямо провозглашать свою собственную преступность. «Ибо, если я снова созидаю, что разрушил (т. е. ветхозаветную обрядность, отмененную на соборе иерусалимском), то сам себя делаю преступником», как бы сознаваясь, что разрушил то, чего вовсе не следовало разрушать. 19–21 ст. «Законом я умер для закона», т. е. сам закон, с одной стороны, суровостью и многосложностью своих предписаний, а е другой – всеми своими прообразами довел меня до сознания его ненужности. Глава 3-я. О ненужности Моисеева Закона для Галатов. 1–5 ст. Первое доказательство этой ненужности св. ап. Павел заимствует из наглядного опыта самих Галатов, которые приняли Св. Духа и благодатные дары чудотворений отнюдь не за дела закона. «О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине?» Этим ап. выражает отеческое негодование. 6–9 ст. Второе доказательство ненужности закона заимствуется из способа оправдания как самого родоначальника оправдания, Авраама, так и после него всех будущих наследников обетований Авраамовых. 10–14 ст. Третье доказательство непригодности закона выводится из невозможности исполнить все предписания закона и избегнуть его клятвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 22–24. Слух о том, что в Антиохии образовалась значительная христианская община из язычников, дошел до Церкви Иерусалимской. Апостолы, равно как и прочие христиане в Иерусалиме, после обращения язычников к вере Христовой в Кесарии, без сомнения, понимали, что основание Церкви в Антиохии совершилось вполне согласно с волею Божией. Однако же, чтобы юная христианская община, удаленная от Иерусалима и лишенная непосредственного руководства апостолов Христовых или, по крайней мере, лиц, пользующихся их полным доверием, не приняла с самого же начала ложного направления в вере и жизни христианской, Иерусалимская Церковь поручила Варнаве (4, 36–37) идти в Антиохию. Варнаву, а не кого-либо другого, посылают, можно догадываться, потому, что он был родом кипрянин и потому скорее и легче, нежели кто-либо другой, мог стать в близкие и искренние отношения с антиохийскими проповедниками, из которых некоторые были его соотечественники – кипряне. На это же назначение имели влияние, конечно, и личные качества Варнавы: он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры, говорит о нем дееписатель. Кроме того, прозвание его апостолами Варнавою, «сыном утешения» (4, 36), показывает, что он обладал особенным даром убедительности и утешительности в слове. По всем этим качествам он, без сомнения, считался особенно способным и в истинном свете понять положение дела в Антиохийской Церкви, и привлечь на свою сторону тамошних христиан, и устранить недоразумения и беспорядки, если бы таковые оказались. Но Варнава, придя в Антиохию, не заметил там никаких недостатков, – напротив, он увидел там очевидные следы действия благодати Божией и возрадовался духом своим; поэтому он только убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Деятельность его в Антиохии послужила к еще большему увеличению числа верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. 20–23. Вскоре суд Божий открылся над гонителем Церкви Христовой. Ирод был чем-то раздражен на тирян и сидонян. А так как для жителей этих приморских торговых городов владения Ирода были главным местом обмена привозимых из других стран товаров на зерновой хлеб, обработкою которого они сами не занимались, то им невыгодно было находиться в ссоре с Иродом, и потому они послали выборных от себя ходатайствовать о восстановлении мирных отношений, в которых они доселе находились к повелителю Палестины. При помощи постельника царского Власта, которого депутатам удалось привлечь на свою сторону, они добились аудиенции у царя. В назначенный день Ирод, одевшись в великолепные царские одежды, сел на возвышенном месте среди многочисленного народа и начал переговоры с депутатами Тира и Сидона. Когда он говорил, льстецы восклицали: «это голос Бога, а не человека». Вместо того, чтобы заставить замолчать наглых льстецов, воздававших человеку славу, приличную одному Богу, Ирод с удовольствием слушал эту богохульную речь. Но ангел Божий вдруг поразил безумного гордеца: по невидимому действию этого ангела Ирода поразила такая болезнь, в которой он заживо изъеден был червями и умер (в 44 году по Рождестве Христовом). 24 Слово же Божие росло и распространялось. 24 . Несмотря на гонение, воздвигнутое Иродом Агриппою, которое, впрочем, продолжалось, кажется, недолго и ограничилось временем пребывания его в Иерусалиме, слово Божие росло и распространялось. 25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком. 25 . Что же касается Варнавы и Савла, ко времени этого гонения прибывших в Иудею с помощию от антиохийских христиан бедным братиям в Церквах иудейских, то они по исполнении поручения возвратились из Иерусалима в Антиохию, причем взяли с собой Иоанна Марка. 2 Συναλιζμενος (собрав их) само по себе имеет значение среднего глагола (собравшись), причем естественно подразумевает ατος (с ними).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Здесь П. совершил чудо: исцелил человека, хромого от рождения (Деян 14. 8-10; ср.: Деян 3. 2-8). Это чудо имело неожиданный эффект. Народ, увидев происшедшее, «возвысил свой голос..: боги в образе человеческом сошли к нам». Варнаву приняли за Зевса, а П. за Гермеса (само событие обычно объясняется в контексте местного мифа о Филемоне и Бавкиде, оказавших гостеприимство Зевсу и Гермесу - ср.: Ovid. Met. 8. 618-724; Ramsay. 1900. P. 226; Fitzmyer. 1998. P. 531; Keener. 2012-2015. Vol. 2. P. 2146). Дело закончилось тем, что Варнава и П. насилу уговорили народ отказаться от жертвоприношения и разойтись по домам (Деян 14. 11-18). После того как инцидент был исчерпан, П. и Варнава оставались в городе и продолжали проповедовать (Деян 14. 18). Как и в др. местах, основную оппозицию им составили иудеи, пришедшие из Иконии и Антиохии. Они настроили людей против П. и Варнавы, «говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» (Деян 14. 19). Присутствовал ли при этом Варнава, неизвестно, но очевидно, что П. пострадал потому, что был главным проповедником. Несмотря на то что П. были нанесены тяжкие телесные повреждения, он быстро поправился: когда вокруг него собрались ученики, он «встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию» (Деян 14. 20). Впосл., перечисляя бедствия, к-рые ему довелось претерпеть на пути, П. вспомнит и нек-рые детали 1-го путешествия, в частности, побиение камнями в Листре (2 Кор 11. 25). О проповеди в Дервии ап. Лука почти ничего не сообщает, основное внимание уделяя рассказу об обратном пути 2 апостолов: через Листру, Иконию и Антиохию, далее через Писидию в Памфилию, проповедовали в Пергии, прошли от Атталии и далее отплыли в Антиохию (Деян 14. 21-28). Ап. Лука обозначает главную тему увещаний П. христ. общинам: путь в Царство Божие сопряжен со мн. скорбями, и отмечает, что для каждой Церкви П. и Варнава рукоположили пресвитеров (о епископском служении в апостольский век см.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

42). Реакция иудеев, по крайней мере нек-рых из них, также была позитивной (Деян 13. 43). Неделю спустя расстановка сил меняется. Видимо, в течение недели, прошедшей со дня 1-й проповеди, П. и Варнава общались с язычниками, приобретая у них все большую популярность. В иудейской же среде, напротив, оформилась оппозиция новоявленным проповедникам (Деян 13. 44-48). Ап. Лука описывает реакцию иудеев на речь П., но само содержание речи не приводит, только ее окончание. Евангелист представляет и П., и Варнаву произносящими речи, но можно предположить, что от лица обоих говорил П. Он объявил о том, что отныне основное внимание будет уделять язычникам, и торжественно завершил речь цитатой из прор. Исаии (Ис 49. 6). Пребывание П. и Варнавы в Антиохии Писидийской закончилось тем, что они были оттуда изгнаны (Деян 13. 49-52). Город Икония (Иконий, ныне Конья, Турция)), куда отправились П. и Варнава, находился примерно в 140 км от Антиохии Писидийской и представлял собой важный политический и экономический центр в Юго-Вост. Фригии. Проповедь апостолов также началась в местной иудейской синагоге, где они «говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Но и здесь проповедников ожидала жесткая оппозиция, причем не только со стороны иудеев, но и со стороны язычников (Деян 14. 1-2). Автор кн. Деяний не уточняет, кто были эти язычники: носители фригийской, эллинской или римской религии или представители разных групп. Однако он указывает на то, что инициаторами возмущения против проповедников были местные иудеи. П. и Варнава пробыли в Иконии «довольно времени, смело действуя о Господе…», так что в итоге «народ… разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов». Дело кончилось тем, что язычники и иудеи хотели побить апостолов камнями, но, узнав об этом, П. и Варнава «удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали» (Деян 14. 3-7). Листра (к северу от совр. Хатунсарая, Турция) была рим. колонией, находилась примерно в 35 км от Иконии.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

По прибытии в Иерусалим, они приняты были Церковью , Апостолами и пресвитерами; и возвестили все, что Бог совершил через них для обращения язычников. И тут, некоторые из уверовавших Фарисеев, восстали и начали говорить, что язычников обращающихся, надобно обрезывать, и обязывать их к исполнению закона Моисеева. Апостолы и пресвитеры собрались для рассуждения об этом деле. Долго рассуждали. И вот, Петр, вставши, сказал: «братия! вы знаете, что давно уже Бог избрал меня на то, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангельское, и уверовали; и сердцеведец Бог показал, что и они достойны спасения; потому что даровал им Духа Святого, так же, как и нам, нимало не различая между нами и ими. Зачем же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на учеников бремя (обрядового закона Моисеева), которого ни отцы наши, ни мы не могли нести? И мы, одинаково с ними, веруем, что спасемся благодатью Господа Иисуса Христа». Вслед за этим, все собрание в молчании стало внимательно слушать повествование Варнавы и Павла о тех чудесах, какие Бог творил через них между язычниками. Когда окончили они рассказ, Иаков сказал: «братия! послушайте меня. Симон (Петр) изъяснил, как Богу угодно было принять язычников в число Своих чтителей. С этим согласны и предсказания пророков. Бог от вечности предопределил все дела Свои. Потому, я думаю, что не следует отягощать обращающихся из язычества; а только написать им, чтобы они удерживались от пищи, оскверненной кровью жертв идольских, от блуда, удавленины и крови». Тогда Апостолы и пресвитеры со всей Церковью рассудили: избрать из среды себя некоторых, и послать в Антиохию с Павлом и Варнавой. Выбрали Иуду, прозываемого Варсавой, и Силу; и с ними послали письмо такого содержания: «Апостолы, пресвитеры и братия, живущим в Антиохии, Сирии и Киликии, братиям из язычников, желаем здравия. Мы услыхали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами, заставляя обрезываться и соблюдать закон (Моисеев), чего мы им не поручали. Почему, мы, собравшись, единодушно рассудили послать к вам, с возлюбленными нашими Варнавой и Павлом, Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Потому что благоугодно было Духу Святому и нам не возлагать на вас более никакого бремени, кроме того, что необходимо: именно, чтобы удерживаться от идоложертвенного, от крови, удавленины и блуда». Когда в Антиохии прочитали это письмо, обрадовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидя собравшийся народ, исполнились зависти: начали противоречить Павлу, и хулить то, что он говорил. Тогда Павел и Варнава смело сказали: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но, так как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни; то мы теперь обращаемся к язычникам. Так нам повелел Господь». Язычники, слыша это, радовались, славили Евангельское учение, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. Учение Господне начало распространяться по всей этой стране. Видя это, Иудеи стали подстрекать против Павла и Варнавы набожных и почетных женщин, и первых в городе людей; возбудили на них гонение, и выгнали их из своих пределов. Они же, оттрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию, главный город Ликаонии. Оставшихся учеников, утешал Дух Свитый. В Иконии пришли они вместе в Иудейскую синагогу, и говорили так, что великое множество Иудеев и Еллинов уверовали. Довольно долго они пробыли здесь; и проповедь свою подкрепляли чудесами. Но неверующие Иудеи, против уверовавших, восставили язычников. Одни в городе были на стороне Иудеев, а другие – на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на Апостолов, чтобы обругать и побить их камнями, тогда Апостолы удалились в Другие Города Ликаонии, в Листру и Дервию, и в окрестные места; и там стали проповедовать Евангелие. В бытность Апостола Павла с Варнавой в Ликаонском городе Листре, в числе слушателей его, был один хромой, который от самого рождения не владел ногами. Апостол приметил, что в нем утвердилась вера и надежда на помощь Божию; и сказал ему громко: встань на ноги прямо». Тот вскочил, и начал ходить. Народ, увидавши это чудо, поднял крик; заговорили, что «боги в человеческом образе сошли к нам». Варнаву, который и летами был старше, и ростом виднее, называли Дием (Юпитером), а Павла, который вел речь, Ермием (Меркурием). Между прочим, жрец идола Юпитерова, находившегося при входе в город, приведши к воротам волов, и принесши венки, чтобы увенчать жертву, хотел совершить жертвоприношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Немного спустя времени, окончила земную жизнь Свою и Пресвятая Дева, Мария Богоматерь 47 . Она погребена была Апостолами в Гефсимании: но на третий же день оказалось, что гроб Ее пуст. Она и с телом Своим взята на небо. После успения Девы Богоматери, Апостолы разошлись из Иерусалима, для проповеди Евангельской по разным странам. Д. Апостольские труды Святого Павла 1. Первое Апостольское путешествие святого Павла с Варнавой в Кипр и Малую Азию (Деян. 13 и 14) В Антиохийской церкви находилось несколько Боговдохновенных учителей и пророков. Когда они все исправляли обязанности своего служения и постились, Дух Святой (может быть, устами одного из присутствовавших пророков), сказал: – «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». – Тогда, присутствовавшие учителя и пророки, совершивши пост и молитву, возложили на них руки, и отпустили их. Они взяли с собою Иоанна Марка, которого мать была – сестра Варнаве, и, по внушению Духа Святого, отплыли на остров Кипр, на родину Варнавы. Прошедши с проповедью весь остров, в городе Пафе, лежащем на западной оконечности Кипра, они нашли какого-то волшебника, иудейского лжепророка, именем Вариисуса, который находился при проконсуле Сергие Павле. Проконсул, человек любознательный, призвал Варнаву и Савла, чтобы послушать их проповеди. Волшебник противился им, стараясь отвратить Проконсула от веры. Тогда Савл (который с этого времени становится известным уже под именем Павла), исполнившись Духа Святого, устремил на него взор, и сказал: «о коварный злодей, отродье диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? Вот, рука Господня на тебе; ты будешь слеп, и не увидишь солнца до времени». И вдруг, объял его мрак; так, что он, оборачиваясь на все стороны, стал искать вожатого. Проконсул, увидавши это чудо, уверовал. Из Пафа, Павел со спутниками отплыл на северный берег Памфилийского моря в город Пергию, Здесь Иоанн Марк отстал от них, и возвратился в Иерусалим. Павел с Варнавой отправились далее на север, и прибыли в Антиохию Писидийскую; здесь, в субботний день, вошедши в синагогу, сели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Эта речь обращена ко всем книжникам и   законникам религиозным на все времена. «Поедание домов вдов»    ( Mamф. XXIII, 14 ),  «одесятствование мяты, копра и кимина» ( Mamф. XXIII, 23 ) наравне  со  всеми  грехами  лицемерия,  внешней праведности,   формализма  и  пр.  есть  грозное слово Господа ко всем иереям всех времен. Но еще более яркой и беспощадной, особливо в отношении  к  разбираемому  вопросу,  надо  признать обличительную речь прор. Иезекииля в его XXXIV главе. Оно поистине звучит на все времена укором нерадивому пастырю и обличением его пороков. Вот эти упреки, касательно  интересующего нас вопроса: пастыри Израилевы ... " ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли» (3),  «правили с насилием и жестокостью»  (4), «пасли самих себя» (8), т. е. искали своей корысти; почему Господь обещает исторгнуть овец из челюстей этих жестоких пастырей (10). Не   меньший  укор   слышен  в   словах   другого пророка   (Михея,   III,   11):   «...   священники   его учат  за  плату  и пророки  его  предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря:  «не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!» Совершенно вопиющим грехом является желание Симона-волхва приобрести благодать Духа за деньги ( Дeяh. VIII, 18–20 ), что и стало потом нарицательным именем греха «симонии». Сребролюбие и пристрастие к материальному благополучию обличается, как тяжкое преступление и в памятниках раннего христианства. Так «Дидахи» (гл. XI) заповедует: «Уходя, апостол не должен брать ничего кроме хлеба необходимого до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же он потребует денег, то он лже-пророк». В той же главе говорится, что «никакой пророк, назначая в духе (т. е. в экстазе) трапезу, не станет есть с нее, если только он не лжепророк». Также (гл. XII) и странник, не желающий работать и жить по этим правилам вольной нищеты, расценивался как «христопродавец». Все это находит свое обобщение в словах (гл. IV) «не будь протягивающим руки, чтобы получить и складывающим их, когда нужно дать», что буквально повторяется и в послании псевдо-Варнавы XIX, 9 и, с некоторым изменением в 1-м послании св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Никакого нет также намека и на то, чтобы Петр имел какое-либо властительное и начальственное значение между Апостолами. Мог ли бы Павел с таким дерзновением высказать в лицо свои обличения Петру, и притом пред всеми, если бы Петр поставлен был от Господа князем Апостолов, а тем паче главою церкви? Простое приличие заставило бы умолкнуть Павла. Как будто бы нарочито и записан был Святым Павлом случай его столкновения с Петром в Антиохии, дабы на все времена остался он обличением католического лжедогмата о главенстве в церкви Апостола Петра и его преемников пап римских. Внушение насчет ветхозаветной обрядности в деле спасения. Излагая Галатам свое обличение Петру, Апостол Павел незаметно переходит к главному предмету своего послания, так что трудно сказать, где, собственно, кончаются слова Павловы, обращенные к Петру, и простираются ли они до конца главы, с которой начинается уже, собственно, вероучительная часть его послания. Гал. 2:15–16 . Сущность внушения Павлова состоит в том, во-первых, что Антиохийское поведение Петра и Варнавы пред языческими по отношению к ним-то в особенности и несправедливо и непоследовательно. Ибо, говорит Св. Павел, если «мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники», узнавши несостоятельность закона к оправданию, для того и объявили себя последователями Христа Иисуса, «чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона (по многочисленности и строгости его предписаний) не оправдается никакая плоть»: то какая же справедливость принуждает к исполнению закона язычников, которые вовсе и не знали закона по своему рождению? Гал. 2:17 . Во-вторых, Св. Павел ставит на вид, что обязывать христиан к исполнению ветхозаветного закона значит обвинять косвенно в грехе самого Христа. Гал. 2:18 . В-третьих, располагать язычников к обрядам ветхозаветным значит прямо провозглашать свою собственную преступность. «Ибо, – внушает Св. Павел, – если я снова созидаю, что разрушил (т. е. ветхозаветную обрядность, отмененную на соборе иерусалимском), то сам себя делаю преступником», как бы сознаваясь, что разрушил то, чего вовсе не следовало разрушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010