Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение. Схождение Святого Духа на Апостолов. Тканый покров алтаря церкви Святого Николая, Теддингтон, Глостер, Англия. Автор Джеки Бинз. www.JacquieBinns.com Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений. Дух, свидетельствующий об истине Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление — и дар — живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

http://foma.ru/svyatoj-dux.html

Впрочем, иногда и человек может влиять на другого через взор свой, «передавать» мысли свои, а тем более – лукавый. Он и прямо называется «диаволом» ( Мф. 13, 39 ). И люди, находящиеся под его воздействием, называются «сынами диавола»: «Вы, – говорит Господь иудеям, – делаете дела отца вашего... а ваш отец – диавол» ( Ин. 8, 41, 44 ). Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив взор на Елима волхва, который противился им, когда проконсул Сергий Павел «пожелал услышать слово Божие» от Савла и Варнавы, сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» ( Деян. 13, 7–10 ). И вообще, говорит Иоанн Богослов, «кто делает грех, тот от диавола», и потому они называются «детьми диавола» ( 1Ин. 3, 8, 10 ). И Иуда, «когда диавол уже вложил в сердце» его предать Господа ( Ин. 13, 2 ), то он имел лишь намерение сделать это; но когда он принял, по неверию своему, не Тело Христово, а простой «кусок хлеба», то лишь после вкушения его, «после сего куска, вошел в него сатана» ( Ин. 13, 26, 27 ). И Иуда окончательно сделался пленником его – от предательства до повешения ( Мф. 27, 5 ). Итак, ясно, что Господь в последнем прошении Своей молитвы учит об избавлении нас от диавола, или сатаны. Перейдём теперь к другим размышлениям о нём. Прежде всего нас интересует само слово «лукавый» – в приложении к диаволу. Почему Господь назвал его этим именем? Греческое слово «панирос» значит: и злой, и плохой, и лукавый. Таким – думается нам – Спаситель наш назвал его в противоположность Богу, Отцу Своему. Как мы знаем, Господь Иисус Христос сказал об Отце: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф. 19, 17 ). Благость Божия здесь употребляется в смысле совершенства ( Мф. 5, 48 ), святости ( Евр. 4, 7 ) и, в частности, любви ( 1Ин. 4, 16 ), ибо любовь есть «совокупность совершенства» ( Кол. 3, 14 ). А диавол назван злым, плохим и лукавым, потому что в нём ничего этого нет, – «нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Кол.4:7 .  О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе. Кол.4:8 .  Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши. Кол.4:9 .  С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем. «Яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе», «егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша», «со Онисимом, верным и возлюбленным братом, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде». Онисим был слуга Филимонов. Божественный Апостол, огласив его в темнице, послал к господину. Поскольку же в послании говорил, что намеревался удержать его при себе, однако же не захотел сего сделать без воли Филимона, то, как вероятно, Филимон возвратил Онисима. Но божественный Апостол снова послал его с Тихиком, уже как сделавшегося споспешником проповеди. Мудрость же Апостола можно дознать и из того, что известить о нем поручил обоим (так как говорит: «вся вам скажут, яже зде»), а утешать предоставил одному Тихику, ибо говорит: «да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша». Поскольку знали, что Онисим раб, и, вероятно, огорчились бы тем, что вчера и за день бывший рабом вдруг признан способным утешать и учить целую Церковь , то Апостол сказал, что послан на это один Тихик. А возвестить об Апостоле нашел приличным для обоих, и Онисиму оказывая сим честь, и не оскорбляя колоссян. Кол.4:10 .  Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его). «Целует вы Аристарх спленник мой». Он родом был из Фессалоники, как извещает блаженный Лука, и пришел с Павлом в Иудею, оттуда же отправился с ним в Рим. Апостол назвал его спленником как сообщника в перенесении страданий. «И Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его». И сие дает знать, что Апостол, видев уже колоссян, написал послание, потому что после спора, бывшего у него с блаженным Варнавою о Марке, преподавал он учение в Фригии и Галатии. Посему вероятно, что в это время дал о них и заповеди. Повелевает же, когда придет, удостоить его чести, какая принадлежит учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не стоит в противоречии с постановлениями апостольского собора данный поступок и потому, что он был действием совершенно добровольным со стороны как Павла, так и Тимофея. «Достойна великого удивления мудрость Павла, говорит Феофилакт. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика... В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели!... «Ради иудеев»; потому что они никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного....» Деян.16:4 .  Проходя же по городам, они пред­авали верным соблюдать определе­ния, по­становлен­ные Апостолами и пре­свитерами в Иерусалиме. «Проходя же по городам», т. е. областей Писидии, Ликаонии и Памфилии, где в предшествующее путешествие Павла и Варнавы были основаны церкви ( Деян.13–14 ), «они», т. е. Павел, Сила и Тимофей, «предавали», т. е. устно, а может быть, и письменно – распространением копий с подлинного письма апостольского собора, «соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» – относительно необязательности в христианстве закона Моисеева. Деян.16:5 .  И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Утверждению церквей верою и увеличению числом членов – немало содействовало посещение их апостолами и их деятельность среди них. Деян.16:6 .  Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым про­поведо­вать слово в Асии. «Прошедши чрез Фригию и Галатийскую страну...» – внутренние области Малой Азии. В это именно время были основаны здесь церкви, к которым апостол впоследствии писал особые послания (к Галатам, Колоссянам). «Асия» – так называемая проконсульская Азия – все западное малоазийское побережье Средиземного моря, с провинциями – Мисией, Лидией и Карией. «Не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии». Какими именно действиями Духа, внешними или внутренними, и по каким причинам апостолам возбранена была здесь проповедь, дееписатель не указывает. Во всяком случае, такие особенные непосредственные действия Духа Св. апостолы ясно воспринимали, отличая их от собственных предположений, планов и расчетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они видели в Святом Духе только некую безличную энергию, что-то, что нам бы напомнило электричество или силовое поле. Но апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал и х (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение. Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого... через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17-18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений. Дух, свидетельствующий об истине Господь Иисус говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26). Как Церковь не есть просто собрание единомышленников, но организм, живущий Святым Духом, так и вера всякого христианина не просто набор убеждений, но проявление — и дар — живущего в нем Духа. Как говорит апостол, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12:3). Святой Дух проявляет Себя в великих подвижниках более явно, чем в обычных верующих, потому что святые дают Ему больше возможности действовать, но Он пребывает в любом христианине, и никто не может обладать подлинной верой во Христа без Святого Духа.

http://radonezh.ru/2022/06/14/sergey-hud...

То же говорил он, когда писал и к фессалоникийцам: «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего» ( 1Сол. 3:1–2 ). Того ж самого и по той же причине он посылает и к ефесянам ( Еф. 6:22 ). «Чтобы он узнал, – говорит он, – о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши» ( Кол. 4:8 ). Смотри, что он говорит: не говорит: чтобы узнать вам о моих делах, но – чтобы мне узнать о ваших; и вообще он нигде не выставляет на вид то, что касается собственно его. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях, говоря: «С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем» ( Кол. 4:9 ). Это тот Онисим, о котором он говорил в послании к Филимону: «Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать» ( Флм. 1:13–14 ). Он присовокупляет нечто и в похвалу городу, чтобы они не только не стыдились, но и ставили себе это в честь: «который от вас», – говорит он. «Они расскажут вам о всем здешнем. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною» ( Кол. 4:9–10 ). 2. Нет ничего выше такой похвалы. Это тот человек, который был вместе с ним уведен из Иерусалима. (Апостол) сказал более, чем пророки: те называли себя странниками и пришельцами, а он (называет себя) даже пленником, потому что его, как пленника, водили и волочили, и всякий мог наносить ему оскорбления. А лучше сказать – ему было даже хуже (чем пленникам), потому что, когда враги захватят, то прилагают затем большое попечение, заботясь как о своей собственности; а его, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали – побоями, мучениями, оскорблениями, клеветами. А для них (его учеников) это служило утешением; когда и учитель находится в подобных же обстоятельствах, то для учеников получается более утешения. «И Марк, племянник Варнавы» ( Кол. 4:10 ). Он хвалит и этого (Марка) за его родство, так как Варнава был великий муж. «(О котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его)» ( Кол. 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А чтобы не показалось порица­нием Павла и Варнавы то, что посылают тех, смотри похвалу им: «человеками, – говорит, – предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно» ( Деян.15:26–27 ). Следовательно, это не человеческое (учение), если «Святому Духу так угодно " . «И нам не возлагать на вас никакого бремени» ( Деян.15:28 ). Опять закон называют бременем. Потом делают оговорку касательно следующего: «более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:28–29 ). Новый (закон) этого не пред­писывал: Христос нигде не говорит об этом; но они заим­ствуют это из закона. «И удавленины», говорит. Здесь запре­щается убийство. «Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении» ( Деян.15:30–31 ). Потом, чтобы показать, что и те уте­шали их, (писатель) присовокупил: «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их. Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам» ( Деян.15:32–33 ). 2. Прекратились несогласия и распри, – потому, утвердив их, они и отошли с миром. С Павлом у них были состя­зания, но Павел и после того учит. Так, в Церкви не было никакой надменности, но великое благочиние. И смотри: после Петра говорит Павел, и никто не останавливает его; Иаков ожидает и не выступает вперед, хотя ему предоставлено было первенство. Ничего не говорит здесь Иоанн, ничего и прочие апостолы, и хотя молчат, но не огорчаются: так душа их была чужда тщеславия! Но обратимся к вышесказанному. «После же того, как они умолкли, – говорит (писатель), – начал речь Иаков и сказал: ...Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел». Сначала говорил Петр силь­нее, а потом этот кротче. Так всегда нужно поступать тому, кто имеет большую власть, укоризны предоставлять другим, а самому говорить с большею кротостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Проповедь апостола Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет «язычниками»), так как при выходе апостолов из синагоги (как видно, ещё до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей) они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова «язычники» нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего, 43 стиха, где говорится, что «многие Иудеи... последовали» за Павлом и Варнавою. Очевидно, сердец их коснулась благодать Божия. В следующую субботу почти весь город собрался слушать «Слово Божие». Дееписатель не передаёт этой второй речи святого Павла, а приводит лишь заключительные слова её в 46 стихе, вызванные тем, что иудеи, по зависти к великому успеху проповедника, начали противоречить ему и злословить, сопротивляясь тому, что говорил Павел. Присутствие стольких язычников оскорбляло иудеев, ибо они не допускали мысли, чтобы язычники могли участвовать в мессианском спасении. Тогда Павел и Варнава открыто объявили, что, без сомнения, Евангелие должно быть возвещено прежде всего иудеям, но так как они отвергают его и сами себя делают недостойными, то было совершенно справедливо обратить проповедь к язычникам, как это было предречено ещё пророком Исаией: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли» (49:6). Эти слова доставили великую радость язычникам, которые во множестве уверовали во Христа – не все, правда, но те, которые были «предуставлены к жизни вечной» – предуставлены, предопределены, не в смысле безусловного, конечно, предопределения, а те, кого Господь избрал по предведению доброго направления их воли. Из Антиохии Слово Божие распространилось «по всей стране», то есть по Писидии. Это вызвало ожесточение среди иудеев, которые возбудили против Павла и Варнавы некоторых почётных женщин, язычниц по рождению, принявших иудейство, а эти, по неразумной ревности к своей новой вере, сумели воздвигнуть такое гонение на апостолов, что им пришлось, по заповеди Христовой, отрясши прах от ног своих, уйти от этих упорствовавших в неверии людей. Так здесь в первый раз иудейство соединилось с язычеством в гонении на христианство. Апостолы пошли в Иконию, главный город области, называвшейся Ликаония, на восток от Писидии. В Антиохии же новообращённые ими ученики «исполнялись радости и Духа Святого», что показывает, что они, твёрдо уверовав, нисколько не пали духом от гонения, постигшего их учителей. «Такова сила Евангелия, – говорит блж. Феофилакт, – учителей гнали, а ученики радовались». Глава четырнадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В 39-м году, когда христианство проникло и в столицу Востока – Антиохию и распространилось здесь между язычниками, Апостолы послали к ним Варнаву. Варнава, вызвав к себе на помощь Савла, целый год трудился с ним над устроением Церкви Антиохийской. В ней-то в первый раз верующие стали именоваться христианами. 5. Первое благовестническое путешествие Апостола Павла Когда Церковь Антиохийская была достаточно устроена, Дух Святой воззвал Павла и Варнаву на проповедь в других местах. Они отпущены были после поста, молитвы и возложения рук. Со словом благовестия Апостолы отправились сначала на остров Кипр, родину Варнавы, и дошли до города Пафоса. Здесь римский проконсул Павел Сергий пожелал слышать Слово Божие, но бывший при нем иудейский волхв старался отвратить его от веры. Савл поразил слепотою волхва и тем обратил проконсула. Из Пафоса Апостолы отправились в Малую Азию и прибыли в Антиохию Писидийскую. Здесь в один субботний вечер они посетили синагогу. После чтения законов и пророков начальники синагоги предложили им сказать поучение народу. Павел встал и проповедал о необходимости веры в Господа Иисуса Христа. При выходе Апостолов из синагоги язычники просили проповедать им о том же в следующую субботу. В назначенный день почти весь город собрался слушать Слово Божие. Иудеи, видя собравшийся народ, исполнились зависти и стали сопротивляться всему, что говорил Павел. Тогда Апостолы смело сказали им: «Прежде всего вам надлежало проповедать Слово Божие; но как вы отвергаете оное, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то мы обращаемся к язычникам». Слыша сие, язычники радовались и прославляли Господа; но иудеи подняли на проповедников гонение и выгнали их из своих пределов. Апостолы же, отрясши на них прах с ног своих, пошли для проповеди в Иконию и Листру. В Листре Апостол Павел исцелил хромого от рождения. Изумленные язычники приняли Павла за Меркурия, а Варнаву за Юпитера, и хотели им как богам принести жертву. Апостолы с трудом вразумили толпу, что они суть такие же люди и пришли для обращения их от ложных божеств к истинному, Живому Богу. Несмотря на сильное впечатление, произведенное в народе исцелением хромого, иудеи, прибывшие из Антиохии Писидийской, скоро успели вооружить жителей Листры против проповедников Христовых. Павел был побит камнями и замертво вынесен из города. Когда же ученики собрались вокруг него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавой в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, он отправился обратно в Антиохию. На сем пути они снова побывали в Листре, Иконии и Антиохии Писидийской и к основанным в сих городах Церквам рукоположили пресвитеров. Возвратившись в Антиохию, они собрали Церковь и возвестили все, что Бог сотворил через них, и как Он отверз дверь веры язычникам. 6. Апостольский Собор в Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Проповедь Ап. Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет " язычниками " ), так как при выходе Апостолов из синагоги (как видно, еще до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей), они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова " язычники " нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего стиха 43, где говорится, что " многие Иудеи последовали " за Павлом и Варнавой. Очевидно, сердца их коснулась благодать Божья. В следующую субботу почти весь город собрался слушать " Слово Божие. " Дееписатель не передает этой второй речи св. Павла, а приводит лишь заключительные слова ее в 46 ст., вызванные тем, что Иудеи, по зависти к великому успеху проповедника, начали противоречить ему и злословить, сопротивляясь тому, что говорил Павел. Присутствие стольких язычников оскорбляло иудеев, ибо они не допускали мысли, чтобы язычники могли участвовать в мессианском спасении. Тогда Павел и Варнава открыто объявили, что без сомнения, Евангелие должно быть возвещено прежде всего иудеям, но так как они отвергают его и сами себя делают недостойными, то было совершенно справедливо обратить проповедь к язычникам, как это было предречено еще пр. Исаией: " Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли " (49:6). Эти слова доставили великую радость язычникам, которые во множестве уверовали во Христа - не все, правда, но те, которые были " предопределены к вечной жизни " - предопределены, не в смысле безусловного, конечно, предопределения, а те, кого Господь избрал, по предведению доброго направления их воли. Из Антиохии Слово Божье распространилось " по всей стране, " то есть по Писидии. Это вызвало ожесточение среди иудеев, которые возбудили против Павла и Варнавы некоторых почетных женщин, язычниц по рождению, принявших Иудейство, а эти по неразумной ревности к своей новой вере, сумели воздвигнуть такое гонение на Апостолов, что им пришлось по заповеди Христовой, отрясши прах от ног своих, уйти от этих упорствовавших в неверии людей. Так, здесь в первый раз иудейство соединилось с язычеством в гонении на христианство. Апостолы пошли в Иконию, главный город области, называвшейся Ликаония, на восток от Писидии. В Антиохии же новообращенные ими ученики " исполнялись радости и Духа Святого, " что показывает, что они, твердо уверовав, нисколько не пали духом от гонения, постигшего их учителей. " Такова сила Евангелия, " говорит бл. Феофилакт, " учителей гнали, а ученики радовались. "

http://sedmitza.ru/lib/text/430544/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010